Научная статья на тему '95. 04. 018. Диттус П. Реформы банковской системы в странах Центральной Европы. Dittus P. Bank reform and behavior in Central Europe // J. of comparative economics. - N. Y. ; L. , 1994. - № 19. - P. 335-361'

95. 04. 018. Диттус П. Реформы банковской системы в странах Центральной Европы. Dittus P. Bank reform and behavior in Central Europe // J. of comparative economics. - N. Y. ; L. , 1994. - № 19. - P. 335-361 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ СТРАНЫ / -БАНКИ -ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ СТРАНЫ / ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ СТРАНЫ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 04. 018. Диттус П. Реформы банковской системы в странах Центральной Европы. Dittus P. Bank reform and behavior in Central Europe // J. of comparative economics. - N. Y. ; L. , 1994. - № 19. - P. 335-361»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

4

издается с 1972 г. аыходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.04.001-95.04.091

МОСКВА 1995

37 //

95.04.018

зований в восточногерманской экономике, при этом центральными являются: приспособление промышленных предприятий к рыночной экономике, кадровые и процессуальные трудности по организации в новых условиях банковского дела. В этих условиях они должны рассматриваться, с одной стороны, как нормальное сопровождающее явление в период создания и укрепления предприятий, с другой — следствие совпадения по времени процессов трансформации в Восточной Европе и мировым кризисом. Поскольку для нескольких предприятий в новых немецких землях существует опасность кризиса со стороны этих земель, а также Банка реконструкции и Немецкого банка расчетов, требуются меры по оказанию помощи этим предприятиям, с тем чтобы не допустить дестабилизации созданной за последние четыре года структуры МСП во избежание негативных последствий для рынка рабочей силы. Конкретная помощь в каждом отдельном случае способна надежно улучшить экономическое положение предприятий, хотя она и таит в себе риск субсидирования нежизнеспособных предприятий.

В. И. Шабаева

1 ! 'Л

95.04.018. ДИТТУС П. РЕФОРМЫ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ.

DITTUS P. Bank reform and behavior in Central Europe // J. of comparative economics — N. Y.; L., 1994 .— № 19 .— P. 335-361.

Исследователь из Швейцарии анализирует банковские реформы в странах Центральной Европы — Чехии, Словакии, Венгрии и Польше.

С начала 90-х годов в странах Центральной Европы происходят радикальные экономические изменения, направленные на развитие рыночных сил, частного сектора, предпринимательской инициативы и т. д. Одним из главных элементов реформ стало формирование двухуровневой банковской системы. Если раньше банки-монополисты сосредоточивали в своих руках одновременно функции центральных и коммерческих банков, то отныне эти функции распределены между вновь созданными коммерческими банками. В Венгрии новые коммерческие банки организованы по отраслевому, а в Чехии, Словакии и Польше — по региональному Принципу.

Наиболее острой проблемой, которую пришлось решать в ходе реформ банковского сектора, стала проблема просроченных ссуд, явившаяся прямым следствием резкого ухудшения финансового положения большинства предприятий. В результате изменений в структуре цен, крушения экспортных рынков СЭВ, конкуренции импортных товаров, сокращения государственного субсидирования и с переходом на рыночные процентные ставки по кредитам многие предприятия оказались в положении должников, не способных не только отдавать долги, но и

оплачивать свои текущие расходы. Согласно данным национальной статистики, до 1/3 всех ссуд являются просроченными, а по оценкам МВФ, — от 15 до 60% (с. 337-338).

В 1992 г. проблема просроченных ссуд и нехватки инвестиционных средств стала настолько острой, что руководство стран Центральной Европы было вынуждено принять срочные меры по перестройке финансовых отношений между банками и предприятиями. Во-первых, страны, в которых был четко определен круг старых ссуд, приносящих низкие доходы, прибегли к бюджетному субсидированию соответствующих процентных ставок. Это позволило повысить "жизнеспособность" таких ссуд по сравнению со ссудами, приносящими доходы по рыночным процентным ставкам. Во-вторых, если было возможно выделить из общей массы ссуд старые займы с низкими процентаг ми, предоставленные до начала рыночных реформ, и неконвертируемые валютные активы и обязательства иностранных банков, то такие ссуды были изъяты из банковских активов и помещены на счета специальных кредитно-финансовых учреждений. В-третьих, если ненадежные ссуды невозможно было отделить от остальных, поскольку они были предоставлены после начала рыночных реформ, то были использованы два различных подхода. В Чехословакии и Польше предпочтение было отдано рекапитализации банков, и банкам предоставили право самим урегулировать ненадежные ссуды. В Венгрии до середины 1993 г. ненадежные ссуды изымались и помещались в специализированные кредитно-финансовые учреждения, а позднее стала использоваться рекапитализация. В-четвертых, ни в одной из рассматриваемых стран не использовался метод предоставления государственных гарантий по старым просроченным ссудам (за исключением Венгрии, где попытались применить этот метод в ограниченных масштабах в 1991 г.).

Издержки рекапитализации банков, как показывают расчеты, во всех рассматриваемых странах достаточно высоки. Полная рекапитализация предполагает, что просроченные ссуды заменяются на государственные облигации. Таким образом, долги предприятий берет на себя государственный бюджет, что в принципе не снижает общей задолженности предприятий. В Чехословакии задолженность предприятий банкам в 1992/93 фин. г. оценивалась суммой, равной 74% ВВП. Это наивысший уровень среди стран Центральной Европы против 28% ВВП — у Венгрии и 21% — у Польши. Ежегодные издержки по рекапитализации банков в 1993 и 1994 гг. оцениваются в Венгрии в 2% ВВП. В Польше эти издержки составили в 1993 г. около 0,6% ВВП, а в Чехословакии — 2,6% (с. 343).

Бывшая Чехословакия наиболее близко подошла к решению проблемы просроченных ссуд. Здесь просроченные ссуды составляют около

39

95.04.018

1/5 всех займов предприятиям, причем четверть просроченных ссуд имеет обеспечение. Только в Чехословакии власти по-прежнему убеждены, что банки могут преодолеть проблему задолженности за счет государственных ассигнований и полного списания долгов при условии остановки спада производства и структурной перестройки большинства предприятий.

В отличие от других стран Центральной Европы в Польше политика по рекапитализации банков сосредоточена лишь на семи ведущих коммерческих банках, принадлежащих государству. Поэтому в ближайшие годы проблема просроченных ссуд останется острой для остальных банков сараны.

В Венгрии начата рекапитализация крупнейших банков. Основная задача этой политики — повышение коэффициента "собственный капитал/активы" с 0% в 1993 г. до 8% в конце 1994 г. В середине 1994 г. этот коэффициент у большинства банков составил 4% (с. 344). Детали рекапитализации и дополнительные меры, которые будут сопровождать эту политику, пока прорабатываются.

Что касается вопроса о кредитовании предприятий, являющихся наиболее крупными должниками, то только в Польше приняты меры по их поддержке альтернативными методами. Так, закон о перестройке предприятий и банков, принятый в начале 1993 г., предусматривает выделение специальных средств для поддержки предприятий. Условия, однако, для получения помощи из этого фонда достаточно жесткие: в частности, предприятия должны провести серьезные структурные преобразования.

Ни в одной другой стране Центральной Европы подобные меры не применялись. В Венгрии основное внимание руководства страны сосредоточено на сохранении в государственной собственности стратегических предприятий (через государственную холдинговую компанию). При этом непонятно, будут ли предприятия-должники поддерживаться через перекрестное субсидирование или какими-либо другими способами. В Чешской Республике правительство заняло наиболее жесткую позицию в отношении субсидирования предприятий в какой бы то ни было форме и основное внимание уделяет проведению массовой приватизации, полагая, что рынок заставит предприятия должным образом адаптироваться.

В 1992 г. после принятия новых законов банковской деятельности или внесения существенных дополнений в действующие законы, а также ужесточения регламентаций нормативов центральных банков условия функционирования банков в странах Центральной Европы резко изменяются. Среди наиболее важных законодательных изменений: введение новой классификации банковских ссуд, ограничивающей возможности предоставления ненадежных кредитов; правило обязатель-

ного обеспечения ненадежных ссуд, которое устанавливается в соответствии с международными стандартами; переход на новые методы счетоводства, основанные на европейской модели, и новые бухгалтерские стандарты; новые стандарты для расчетов величины собственного капитала и активов банков; увеличение минимального размера капитала для вновь создаваемых банков, что должно способствовать сокращению числа мелких банков и их укрупнению; регламентации, ограждающие клиентов от риска неплатежеспособности банка. Помимо перечисленных мер в Польше планируется ввести страхование депозитов; в Венгрии такое страхование введено в 1993 г., а в Чешской Республике — в 1994 г.

Главным тормозом при проведении в жизнь изменений в банковском законодательстве стало сильное расхождение между действующими в банковской практике и новыми правилами и стандартами. Строгое применение новых стандартов означало закрытие большого числа банков, в том числе крупных, что опасно для экономики в целом. Поэтому приходилось снисходительно относиться ко многим нарушениям, чтобы сохранить действующие кредитно-финансовые учреждения.

После 1992 г. в развитии банковской деятельности стран Центральной Европы отмечаются важные сдвиги. Об этом свидетельствует, в частности, сравнение суммы капитализации процентных платежей по долговым обязательствам предприятий и суммы чистых ссуд, предоставленных предприятиям. Расчеты показывакЗт, что предприятия больше расходуют средств на погашение задолженности по кредитам, чем получают новых кредитов (за исключением Польши в 1991 г.). Это признак перемен в стратегии банков, свидетельствующий о расширении капитализации процентов и более рациональном подходе к кредитованию предприятий.

Сокращению кредитования предприятий в определенной мере способствовало увеличение спроса на заемные средства со стороны государства, в частности для погашения бюджетного дефицита, а также повышение процентных ставок с середины 1992 г. Однако воздействие указанных выше факторов не было решающим. Основную роль сыграло изменение общих условий функционирования банковской системы, вызванное рыночными реформами в экономике, новым банковским законодательством и регламентациями, которые вынудили банки приступить к политике рационирования кредитов.

Важным изменением в банковской сфере стран Центральной Европы стало формирование конкурентной среды. О развитии конкуренции можно судить по процессу концентрации в банковском секторе и по его доступности для иностранных конкурентов. Что касается процесса концентрации, то если до начала рыночных реформ во всех странах кредитование и депозиты были сосредоточены в руках нескольких ве-

41

95.04.019-020

дущих банков-монополистов, то в настоящее время все большее число различных кредитно-финансовых учреждений подключается к операциям с депозитами и кредитами. В Венгрии, например, удельный вес четырех крупнейших банков в общей сумме ссуд снизился с 70% в 1989 г. до 34% в 1993 г., а доля средних банков возросла соответственно с 8 до 34% (с. 357). Такой сдвиг объясняется отчасти созданием новых, небольших по размеру банков, а также сравнительно более высокими процентами по ссудам, взимаемыми крупными банками.

Развитию конкуренции способствовало появление большого числа банков с иностранным участием. Особенно велико их влияние в кредитовании торговли и операциях с депозитами. Жители рассматриваемых стран получили возможность пользоваться вкладами в иностранной валюте, а предприятия — услугами и продуктами иностранных банков.

Г. В. Семеко

95.04.019-020. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В СЛОВЕНИИ. (Сводный реферат).

1. ZIZMOND Е. Economic development in Slovenia // Eastern Europ. economics.— N.Y., 1994 .— № 6 .— P. 75-99.

2. Unfulfilled promise // Banker.— L., 1995 .— № 2 .— P. 45-49.

Экономические преобразования в Словении, самой северной и процветающей из шести республик бывшей Югославии, начались после провозглашения независимости в июне 1991 г. Словения вступила в период создания рыночной экономики, имея ряд преимуществ по сравнению с другими странами Восточной Европы: высокий уровень ВВП надушу населения, открытость экономики, низкая внешняя задолженность, сравнительно дешевая рабочая сила, высокий уровень образования, мастерства и дисциплины работников и управленцев, большая независимость предприятий от центральных органов управления и т. д.

Вместе с тем экономические реформы тормозятся из-за потери почти половины внешних рынков в результате распада Югославии и унаследованных от прошлого макроэкономических диспропорций. По мнению профессора экономики из Словении Э. Зизмонда, эти обстоятельства обусловили задержку основных экономических реформ, в частности приватизацию предприятий и перестройку банковской системы (1).

Хотя Словения значительно запоздала с проведением рыночных реформ по сравнению с членами так называемой Вышеградской группы — Чешской Республикой, Венгрией, Польшей и Словакией, по своему экономическому положению и перспективам развития она в настоящее время, по мнению экспертов, является наиболее многообещающей

6-2844

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.