УДК343.85 S.N. SUKHARYOV*
ББК 67.515 С91
SOME ASPECTS OF WORK WITH JUVENILE PRISONERS FOR PREVENTING THE DISARRANGEMENT
IN ACTIVITIES OF PRISON INSTITUTIONS
Аннотация: в статье раскрываются вопросы работы с несовершеннолетнимиосужденными по предупреждению дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающихизоляцию от общества Ключевые слова: несовершеннолетнийосужден-ный, дезорганизация, исправительные учреждения, воспитательная колония.
СЕРГЕЙ
НИКОЛАЕВИЧ
СУХАРЕВ*
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕЗОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИЗОЛЯЦИЮ ОТ ОБЩЕСТВА
Annotation: the problems of work with juvenile prisoners for preventing the disarrangement in activities of prison institutions are considered in the article.
Key words: juvenile prisoners, disarrangement, correctional establishments, educational colony.
Коллектив несовершеннолетнихосужденных формируется в условиях педагогически неблагоприятной микросреды - большого скопления лиц, отличающихся низкой степенью правовой и моральной развитости. Такая обстановка затрудняет развитие коллектива, в этих условиях микросреда выступает как значимый социально-психологический фактор, в известной мере снижающий эффективность воспитательного воздействия на личность1.
Существенным элементом микросреды в воспитательной колонии является деление воспитанников на слои и касты. К основной причине деления осужденных относится стремление отрицательно настроенных правонарушителей выделиться в особую касту, тем самым обеспечить себе привилегии при отбывании наказания за счет ущемления интересов других2. 93 % воспитанников на вопрос: «Уважаете ли вы “воров в законе”?» - ответили «да».
Неправильное понимание своего места в коллективе является следствием деформации нравственной сферы осужденных. Большинство несовершеннолетних не могут объяснить смысл нравственных понятий (честь, достоинство, добро, дружба и др.), это объясняется низким культурным и образовательным уровнем воспитанников. Таким образом, отношения в микросреде несовершеннолетних осужденных строятся на основе искаженных представлений
о соотношении личного и общественного3.
Данные специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, позволяют распределить осужденных, находящихся в воспитательных колониях (ВК), по образовательному уровню (табл. 1).
* Адъюнкт
(Академия ФСИН России) E-mail: [email protected].
Криминология
Криминология
Таблица 1
Распределение осужденных, находящихся в ВК, по образовательному уровню
№ п/п Образование Доля осужденных, %
1 Не имеют образования 1,9
2 Начальное общее (начальное) 33,4
3 Основное общее (неполное среднее) 56,0
4 Среднее полное (общее) 7,1
5 Среднее профессиональное (среднее специальное) 1,6
6 Итого 100
В настоящее время в воспитательные колонии стали поступать неграмотные или малограмотные осужденные, не умеющие читать, писать и считать. Двенадцать лет назад таких лиц в воспитательных колониях практически не было, малограмотных воспитанников было значительно меньше. Если в то время в ВК поступали осужденные, в основном имеющие неполное среднее образование (9 классов), то сейчас основная масса 16-17-летних воспитанников окончила лишь 6-7 классов4.
В такой среде вырабатываются свои асоциальные нормы. Их классификацию можно рассматривать как цепочку, в которой каждое последующее звено, как правило, не только содержит в себе дефекты предыдущих, но и усугубляет их, расширяя границы асоциальных действий и поступков.
На статус осужденного влияют бытующие в местах лишения свободы уголовные традиции и обычаи, то есть значимые для негативной микросреды устойчивые формы поведения, которые связаны с асоциальными действиями, отношениями осужденных в различных жизненных ситуациях5.
К уголовным традициям относятся: нежелание «лидеров» выйти из мест лишения свободы на льготных условиях, их отказ от трудовой деятельности, участие в самодеятельных организациях, учебе, определенная субординация по отношению к сотрудникам мест лишения свободы и положительно характеризующимся осужденным. Выражая свое непримиримое отношение к лицам, вставшим на путь исправления, участвующим в работе самодеятельных организаций и желающим выйти на свободу по У ДО, они организуют их притеснение вплоть до физической расправы, что непосредственно находит свое отражение в диспозиции ст. 321 УК РФ.
Уголовные традиции обычно сопровождаются определенными ритуалами, например «пропиской» вновь прибывших осужденных Ее цель -проверить, насколько новичок умеет постоять
за себя. Степень успешности прохождения «прописки» служит основанием для причисления осужденного к «своим». Это приводит к тому, что, оказавшись в местах лишения свободы, несовершеннолетние осужденные стремятся попасть в ту среду, в которой им легче адаптироваться. Можно выделить три вида отрицательной адаптации осужденных в ВК:
- принятие роли нарушителей установленного в ВК режима содержания и соответствующего негативного поведения;
- принятие роли исполнителя, цель которой находится в рамках ситуации, изменяется вместе с ней, но обязательной является поддержка нарушителей дисциплины и оказание им помощи;
- принятие роли отвергнутого, что влечет за собой презрение окружающих, положение «униженного».
Такая адаптация не дает воспитанникам жить интересами коллектива, добиваться успехов в самовоспитании, поступать в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения в нормальном обществе, не нарушать требований правил внутреннего распорядка.
В рамках вопроса о поведении осужденных в ВК наряду с культурным и образовательным уровнем воспитанников важным является распределение осужденных по категориям преступлений, совершенных до осуждения (табл. 2). Представленные данные свидетельствуют о том, что в ВК преобладают осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления. За последние годы характер преступности несовершеннолетних стал более жестоким, о чем свидетельствует повышение уровня насильственных преступлений на 7 % по сравнению с данными переписи осужденных 1999 г. Особенностью совершаемых несовершеннолетними преступлений такого рода нередко являются бессмысленная жестокость, дерзость содеянного. 54,8 % воспитанников осуждены к наказанию в виде лишения свободы впервые, 43,2 % - имеют опыт криминального поведения и осужде-
Таблица 2
Распределение осужденных ВК по категориям преступлений
№ п/п Категория преступлений Доля осужденных, %
1 Не бо льшой тяжести 1,0
2 Средней тяжести 12,0
3 Тяжкое 58,5
4 Особо тяжкое 28,5
5 Итого 100
ния к лишению свободы, в основном условно, в соответствии со ст. 73 УК РФ (табл. 3). На основании ч. 62 ст. 88 УК РФ суд может повторно принимать решение об условном осуждении не-совершеннолетнегопреступника с установлением нового испытательного срока.
тельство необходимообратить внимание7.
В масштабе всей системы воспитательных колоний в течение 2012 г. в дисциплинарный изолятор были помещены 31,8 % воспитанников (почти каждый третий), при этом только 1 % из
Таблица 3
Судимость несовершеннолетних осужденных к лишению свободы
Число судимостей к лишению свободы, включая ту, в соответствии с которой осужденный отбывает наказание Доля осужденных, имеющих непогашенную и неснятую судимость к лишению свободы, %
всего мужчины женщины
Одна 54,8 53,9 66,0
Две 28,1 28,6 21,2
Три 12,3 12,5 9,7
Четыре 4,6 4,7 3,0
Пять и более 0,2 0,3 0,1
Всего 100 100 100
Доля ранее судимых к лишению свободы среди лиц несовершеннолетнеговозраста, осужденных по ст. 105 УК РФ (убийство), составляет 17,7 %, по ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) - 23, по ст. 131 УК РФ (изнасилование) - 23,2 %. В то же время доля осужденных, совершивших корыстные преступления по ст. 158, 161, 162 УК РФ и ранее судимых к лишению свободы, составляет соответственно65, 59,9 и 36,6 %6. При этом самый высокий процент лиц, ранее судимых к лишению свободы, у осужденных, отбывающих наказание по ст. 158 УК РФ (кража). Значит, данная категория осужденных нуждается в особом контроле как в период отбывания наказания в виде лишения свободы со стороны администрации исправительных учреждений, так и после освобождения из мест лишения свободы.
В целом можно сделать вывод: осужденные, совершившие преступления против собственности, более склонны к совершению повторных преступлений, чем осужденные за преступления против жизни и здоровья граждан. При организации процесса профилактики дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, и исправительного воздействия в местах лишения свободы на это обстоя-
них был освобожден из него досрочно. Среди помещенных в дисциплинарный изолятор были и те воспитанники, к кому данная мера была применена незаконно (освобождены по представлению прокуратуры).
Так, 10 сентября 2011 г. в АлексинскойВК между несколькими осужденными, незаконно помещенными в дисциплинарный изолятор, и сотрудниками дежурной смены произошел конфликт. Вместо его локализации последние начали «воспита -тельные действия», в том числе с применением физической силы. Действия сотрудниковвызвали резко негативную реакцию у подростков. Они обратились за помощью к другим осужденным Воспитанники поддержали призыв к массовым беспорядкам, в результатечего воспитательной колонии был причинен огромный ущерб. В погромах участвовали практически все осужденные. По факту случившегося возбуждены 2 уголовных дела: по ч. 3 ст. 321, ч. 1 ст. 286 УК РФ.
Это свидетельствует о необходимости скрупулезного изучения сотрудниками ВК каждого инцидента и каждой личности осужденного до момента принятия решения о дисциплинарном взыскании.
По данным нашего исследования, среди тех, кто состоит на профилактическом учете, особо выделяются:
Криминология
Криминология
- склонные к групповым эксцессам - 1,2 %;
- склонные к совершению побега - 6 %;
- склонные к притеснению других осужденных - 1,14 %;
- склонные к гомосексуальным отношениям - 1,3 %;
- склонные к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ и токсикомании- 3,7 %;
- имеющие психические отклонения - 8,5 %;
- входящие в группу отрицательной направленности - 0,5 %.
В 2012 г. сотрудниками ВК было предупреждено 2472 преступления. Особо следует выделить преступления против жизни и здоровья, включающие в себя дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (76 % от общего количества предотвращенных преступлений), побеги (14), захват заложников (0,1 %).
Если воссоздать портрет среднестатистического несовершеннолетнего осужденного, то это будет агрессивный молодой человек в возрасте 14-16 лет, лишенный родительского внимания, имеющий криминальный опыт в совершении преступлений, неоднократно судимый и не получивший даже начального образования.
Общую характеристику осужденных состав -ляют следующие показатели: характеризуются положительно, нейтрально, отрицательно, являются злостными нарушителями. Она аккумулирует все ранее рассмотренные показатели и дает осужденным, отбывающим наказание в ВК, оценку в целом.
Общая характеристика позволяет получить представление о дифференциации осужденных на определенные группы и в зависимости от этого определить эффективные приемы и способы исправительного воздействия на них. Кро-
ме того, данная характеристика применительно к той или иной группе осужденных влечет за собой какие-либо правовые последствия.
Показатели общей характеристики осужденных, содержащихся в ВК, распределились следующим образом: 38,5 % - положительно характеризующиеся, 36,0 - нейтрально характеризующиеся, 23,6 - отрицательно характеризующиеся, 1,9 % - злостные нарушители.
Результаты проведенного нами исследования показывают зависимость общей характеристики от возраста: чем старше подростки, тем они лучше характеризуются. Так, положительно характеризующихся лиц среди 14-15летних всего 3,4 %, тогда как таким же образом характеризуются71,4 % 16-17-летних и 25,2 % 18-летних подростков. Что касается лиц, достигших совершеннолетия, то среди них наблюдается некоторый рост числа злостных нарушителей режима. Это подтверждается тем, что отдельные подростки, достигшие совершеннолетия, готовятся к переходув исправительную колонию различными способами, в том числе с помощью нарушения режима содержания. Именно поэтому разрешать проблему оставления осужденных в ВК необходимоиндивидуально по отношению к каждому конкретному лицу.
Безусловно, за каждой цифрой, полученной в результате исследования осужденных, скрывается конкретная личность со своими особенностями. Любой осужденный обладает личной характеристикой, присущей толькоему Однако полученные результаты выявляют тенденции, характерные в целом для осужденных, отбывающих наказание в ВК. Эти тенденции целесообразно учитывать как в организации процесса исправления и воспитания осужденных, так и в дальнейшем реформировании воспитательных колоний.
1 См.: Мокрецов А.И., ШмаровИ.В. Микросредаосужденныхв ИТУ М., 1979. С. 3.
2 См.: Шмаров И.В. Воздействие на среду осужденных// Воспитание и правопорядок 1981. № 7. С. 65.
3 См.: ЛитвишковВ.М. Формирование воспитывающего коллектива несовершеннолетних осужденных М., 2004. С. 60.
4 См.: Далинин Е.М., Селиверстов В.И. Осужденныев воспитательных колониях М., 2011. С. 10.
5 См.: Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодежи Тверь, 2004. С. 24.
6 См.: ДалининЕ.М., СеливерстовВ.И. Указ соч. С. 33.
7 См.: БрезгинН.И. Криминальная обстановка в исправительных учреждениях России. Теоретические и прикладные проблемы Рязань, 2006. С. 36-43.