ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ АБСТРАКЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ
ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
А.А. Поляруш, канд. пед. наук
Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал (Россия, г. Ачинск)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-8-1-78-80
Аннотация. Статья отражает актуальную педагогическую проблему - формирование творческого мышления. Обосновывается идея о том, основу творческого мышления и его формирования составляет теоретическая абстракция. Основное внимание автор акцентирует на диалектических категориях: тождество, противоположность, противоречие, составляющих сущность абстракции. Автор делает вывод о необходимости пересмотра главного направления в практике преподавателя: от формального выполнения программы - к преобразованию сознания обучающегося на основе диалектического способа мышления.
Ключевые слова: мышление, разум, противоречие, противоположность, тождество, диалектика, эмпирия, теория.
Вопрос о месте и роли абстракции в познавательной деятельности, как ни странно, не представляется решённым среди исследователей. Является ли абстрагирование находящимся на периферии процесса познания, вспомогательной процедурой или связано со смыслом и выступает источником осмысленного познания? [1].
Ответ на этот вопрос основательно разработан в трудах известных философов. Так, Э.В. Ильенков совершенно однозначно пишет: «Абстрагирование (процесс образования абстракции) представляет собой простейшую «клеточку» логической деятельности, всеобщий элемент мышления. Это - настолько очевидное обстоятельство, что в «абстрактности» часто и видят специфический признак мышления, такую его черту, благодаря которой оно и представляет собой высшую (по сравнению с ощущением, созерцанием и представлением) форму познания» [2].
Продуктивность теоретической абстракции нагляднее всего можно оценивать по её месту и значению в творческом мышлении. Формирование мышления, как и прочих качеств личности происходит в образовательном процессе, где бы и кем он ни осуществлялся.
Без теоретического анализа педагогического процесса вывести усилия образовательной практики на истинный путь не-
возможно. Здесь нужна другая, не описательная, внешне-обощающая логика, а логика, схватывающая противоречия внешне-устойчивых (и официальной педагогикой отчаянно удерживаемых в этой догматической позе) форм как предмета, так и процесса его усвоения.
Бесспорно, методика внутренне связана с дидактикой, а принципы последней - с принципами и процедурами познания вообще. Заметим, что наблюдаемый сегодня подход к образованию игнорирует философские основания педагогики в угоду вектору формирования практических навыков. Поэтому неудивительно, что проблемы дидактики в педколлективах вообще не обсуждаются. И вместе с тем, «методическое» творчество развито беспредельно во всех смыслах этого слова. Но без серьёзного теоретического анализа дидактических принципов методическая работа всегда будет базироваться на зыбкой почве здравого смысла, который всегда базируется на эмпирии.
Если школа, действительно, а не в качестве деклараций, ставит перед собой задачу формирования творческого мышления -такого способа движения знаний внутри человеческой субъективности, которое обладает созидательной свободой не только внутри мыслящего сознания, но и внутри исторического бытия этого предмета, то
она, школа, должна уметь вводить в знание, которое представляет собой предельно широкий диапазон возможностей этого предмета. Понятно, что знание, проникающее во внутренние возможности предмета, не может быть эмпирическим, оно обязано выявлять и фиксировать его внутренние пределы. Без теоретической абстракции здесь не обойтись. А введение её, в свою очередь, не может обойтись без понимания логики её формирования.
В исследовании какого-либо процесса исследователь отдаёт себе отчёт, что этот процесс зависит от множества факторов. Зачастую - это бесконечный ряд факторов. Г. Гегель в «Науке логики» акцентирует особое внимание на этом объективном обстоятельстве [3]. Из этого тезиса философ выводит необходимость искусственно (мысленно) ограничить это «бесконечное». Каким образом здесь поступает диалектический способ познания? Через диалектическую абстракцию. Абстракция определена противоречием в развитии предмета. Она вырабатывается как средство теоретического разрешения его, поэтому содержательно всегда связана с исходными противоположностями, выступает абстрактным (односторонним!) выражением их единства. Этим же обстоятельством определяется и граница её применимости. Поэтому любая абстракция должна мыслиться как результат предшествующего движения, и мыслящее сознание всегда удерживает снимаемые ею определения.
Поскольку абстракция вырастает из противоречия как средство его разрешения, постольку момент тождества в ней представлен с достаточной очевидностью: разрешение противоречия есть отождествление его противоположных моментов. Это и создаёт иллюзию её формально-эмпирического образования. Кажется, что абстракция фиксирует лишь одинаковость, общность по принципу сходства. Но именно в такой её интерпретации упускается из виду её природа - и мышление утрачивает внутреннюю связь абстрактных определений предмета и саму абстракцию перестает мыслить как отношение. Она мыслится тут как отношение самотождественности, как тавтология. Но
отношение, фиксируемое теоретической абстракцией, тем богаче и тем больше имеет научного смысла, чем больше различий оно в себе заключает. Предельной формой отношения является противоречие, т.е. отношение противоположностей. Это объективный предел и граница вещи. Поэтому любая абстракция имеет смысл, если она выражает некоторое отношение. А абсолютным логическим пределом отношения является тождество и противоречие: с одной стороны, это отношение тождественного, а с другой - отношение противоположного. И развитие абстракции заключается в её движении от тождества к противоречию, её объективному пределу, за границей которого она уже недействительна. Понимание этой закономерности, движение мысли в этих границах - есть критерий и способ творческого мышления. Переход через этот предел означает образование новых абстракций. В философии Сократа это соответствует категории меры. Осознание закономерностей абстракции и движение мысли в рамках этих закономерностей - есть критерий и теоретическая основа творческого мышления.
Поэтому учебный процесс должен видеть определённость абстракции не только в тождестве, что не требует особых мыслительных усилий, но и в противоречии. Можно легко показать, что все исходные теоретические абстракции химии, например, атом, молекула, химическая связь, химическая реакция и т.д. - имеют в себе противоречия и как раз через разрешение их, переходом через этот предел связаны друг с другом. Здесь и возникает понимание предмета, его сущности и, следовательно, многообразия форм предмета, укладывающееся в качественные пределы вещи. А это выступает, в свою очередь, прогнозированием новой формы этой вещи, воплощением творческого мышления: творчество - это создание нового на основе старого.
Мышление студента привыкло к описа-тельности категорий, удержания их лишь в сфере представления. Ж. Пиаже обнаружил предельный субъективизм мысли, неспособность её отделиться от объекта (абстрагироваться), «видеть» его только та-
ким, каким он непосредственно дан в зоне восприятия и действия [4]. Неспособность выявить природу вещи оборачивается яростным сопротивлением против мышления.
Движение категорий, которое осуществляется лишь в процессе абстрагирования, в сознании обучающегося остаётся проблемой. И проблемой, как легко понять, педагогической, поскольку в науках
категории достаточно выяснены. К разрешению этой задачи и должно стремиться дело логического анализа мышления студента. Умный педагог менее всего старается выполнить программу, его проблемы - это проблемы его ученика. Студент же, осваивая диалектический метод мышления, вырабатывает свою собственную меру человеческого отношения к миру, к творческому преобразованию мира.
Библиографический список
1. Лазарев Ф.В. Абстрагирование и смыслообразование: конститутивные основания. Учёные записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2017. Том 3 (69). № 1. С. 23-34.
2. Ильенков Э.В. Абстрактное и конкретное. Собрание сочинений. Том 1. Канон+, 2019. - 464 с.
3. Гегель Г. Наука Логики. Т. 1. - М.: Мысль, 1970. - 1032 с.
4. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2004. - 191 с.
THE IMPORTANCE OF THEORETICAL ABSTRACTION IN THE FORMATION OF
CREATIVE THINKING
A.A. Poliarush, Candidate of Pedagogical Sciences
Achinsk branch of the Krasnoyarsk State Agrarian University
(Russia, Achinsk)
Abstract. The article reflects an urgent pedagogical problem - the formation of creative thinking. The idea is substantiated that the basis of creative thinking and its formation is a theoretical abstraction. The author focuses on dialectical categories: identity, opposition, contradiction, which constitute the essence of abstraction. The author concludes that it is necessary to revise the main direction in the teacher's practice: from the formal implementation of the program - to the transformation of the student's consciousness on the basis of the dialectical way of thinking.
Keywords: thinking, reason, contradiction, opposition, identity, dialectics, empiricism, theory.