- Философские науки -
ЗНАЧЕНИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.А. Поляруш, канд. пед. наук, доцент
Красноярский государственный аграрный университет Ачинский филиал (Россия, г. Ачинск)
DO1: 10.24411/2500-1000-2019-11787
Аннотация. Постнеклассическая рациональность, обнажившая критическое состояние всех сфер жизни, востребовала в первую очередь преобразование сознания. Этот вид деятельности - прерогатива образования, по своей идее. Учебный процесс призван создать педагогические условия для формирования диалектического мышления. Следовательно, учебный процесс должен в качестве основы положить диалектику - науку об общих законах мышления. Содержанием образования в постиндустриальном обществе должно стать формирование метода познания, высшей формой которого является диалектический.
Ключевые слова: образование, знание, интеллект, способ мышления, метод, логика, противоречие.
Современное состояние общества характеризуется как постиндустриальное, в котором главной производительной силой становится человеческий интеллект. Иными словами, Soft Skills будут определять уровень развития всех сфер жизни человека. Беда отечественной педагогики в том, что за яркими лозунгами зачастую теряется сам предмет спора - сущность образовании и педагогики. «Люди чувствуют себя зажатыми в тиски неумолимых противоречий и вынуждены их решать, а старые, испытанные веками способы их решения обнаруживают всю свою беспомощность» [1].
Школа должна осознать, наконец, самую идею образования, которая заключается в преобразовании сознания. Блочно-информационную систему передачи (не формирования!) знаний, занимающую прочные позиции в образовании более шестидесяти лет, основанную на «ползучем эмпиризме», по выражению философа Г.В. Лобастова, трудно не только разрушить, но даже расшатать [2].
Мышление вырабатывает общий подход к изучению различных предметов и явлений, а это есть не что иное, как метод. Обусловленность результатов познания качеством познавательного инструментария субъекта, т. е. метода - факт очевидный. Методология - предмет философии.
За многие столетия своего развития теория познания выработала высший метод познания - диалектический.
Бесспорно, школа призвана в первую очередь формировать знания обучающихся. Знание - это усвоенная информация. Главное условие усвоения информации -её осмысление. Чтобы сделать мышление предмета свободным, то есть быть свободным внутри этого предмета, необходимо предельно раздвинуть смысловое пространство любого предмета, т. е. уловить его всеобщую логику. Мышление обнаруживает себя только в актах объективного сдвига в способах деятельности человека, следовательно, в актах сдвига, изменении формы самой вещи, в раскрытии её в составе новых параметров и характеристик [3]. Эта возможность и необходимость заключена в диалектическом способе познания, представляющем собой нерасторжимое единство формальной и диалектической логики.
Наша школа очень далека от реального процесса формирования мышления. Как говорил Г. Гегель ещё в 18 веке, «...и не овладевая вещью, возможно играть словами. Но в этом виновато не слово, а полное недостатков, неопределённое, бессодержательное мышление. Переход к мышлению есть . тождество разума и способа существования» [4].
- Философские науки -
Поскольку творческое мышление приобретает ключевое значение в современном обществе, то целесообразно выявить его сущность. Творчество - это создание нового на основе старого. Сила мышления как творческой способности проявляется именно в умении распознать единство в разнообразии взаимно противоречивых фактов, потому что развитие вещи, по Гегелю, - это разрешение противоречий. Всеобщим признаком труда выступает опосредствованность. В случае интеллектуального труда - это метод мышления. Другими словами, в учебном процессе необходимо лишь вывести метод, общий подход к познанию единого и многообразного мира. Следовательно, учебный процесс должен в качестве основы удерживать диалектику - науку об общих законах мышления.
Человек, использующий категории диалектики в качестве остро отточенных инструментов критического и системного мышления, получает надёжный метод инновационного (рационального) преобразования мира. Если мы ищем универсальные знания, «на все случаи жизни», то самый оптимальный вариант - овладение знанием о способах получения знаний, т. е. речь надо вести о способе познания вообще.
Поскольку окружающий мир обладает системностью, то и процессы, отражающие мир в нашем сознании, укладываются в определённый алгоритм.
Система Гегеля: от конкретного к абстрактному, и от него - опять к конкретному, но на качественно новом уровне - таков алгоритм основанного на разуме познания. Разорванный образовательными стандартами на компетенции субъект познания - это пустая абстракция. Все учебные дисциплины любой образовательной программы закрепляют эту абстракцию. Так формируется фрагментарная личность. Личность же, претендующая на статус целостной, должна совершить восхождение от абстрактного к конкретному - последовательное прослеживание связи частностей («абстрактных» моментов) друг с другом, объективно выделяющихся в составе целого.
Сколько бы прочно предмет ни удерживался словом и представлением, он будет представляться студентам, оторванным от самой объективной действительности, что и наблюдается и закрепляется в современном учебном процессе. Поэтому в сознании студента не складывается единой системы понятий, а поскольку понятие - орудие познания, то наш выпускник не способен познавать мир и себя, следовательно, не способен на инновационное преобразование социально-экономической сферы, тем более - создавать будущее благополучное общество.
Основываясь на диалектике Гегеля, философской позиции Э.В. Ильенкова, выделим следующие концепты формирования диалектического (системного, критического, творческого) мышления:
1. Противоречие - всеобщий принцип, и в качестве такого он должен быть осмыслен и в педагогике, и в рациональном мышлении. Но противоречие - есть порождающее начало вообще: любая вещь своим началом имеет соответствующее противоречие в составе своих предпосылок и условий. И сущность развития заключается в том, что вещь своим фактом появления гонит себя к своему концу. Это происходит именно потому, что заложенные в вещи противоположности и проявляющие себя в качестве тождества в начале существования, переходят в состояние противоречия в процессе существования и развития вещи.
2. Противоположности, составляющие сущность любой вещи, переходят в состояние противоречия, потому что изменяются внешние условия их существования. Клише: измените условия, и вещь изменит свои свойства на противоположные. Если человек не учитывает этой простой диалектической закономерности, то в изменившихся условиях продолжает действовать по схеме, которая в его сознании доведена до автоматизма в применении. Собственно, все техногенные катастрофы этим обстоятельством и вызваны. Для человека, в отличие от животных, стандартных ситуаций не существует.
3. Возникшие противоречия разрешаются через актуализацию противополож-
- Философские науки -
ности. Этот теоретический посыл вытекает из третьего закона диалектики: отрицание отрицания, или сохранения исходной основы.
4. Принцип, напрямую вытекающий из предыдущего: для разрешения противоречия необходимо выявить понятие, противоположное тому, которое вызвало противоречие. Тут приходится обратиться к услугам формальной логики. К этим элементарным познаниям логики относится понятие как форма мысли и родо-видовые отношения между понятиями. Наша мысль должна удерживать противоположные понятия, которые находятся в отношении соподчинения по отношению к родовому. Другими словами, разрешая противоречие, сознание не расплывается по безбрежному полю разрозненных фактов, а приобретает целенаправленный поиск. Это и есть главный признак рационального мышления. Что значит мыслить? Мыслить, значит, анализировать понятия, синтезировать понятия, т. е. формулировать суждения, и органически соединять формальную и диалектическую логику и теорию познания.
Познание, начинаясь с анализа - членения, бесконечно и вечно приближает мышление к объекту [5]. И чем детальнее членение, тем ярче проявляется потребность в его противоположности - предельном обобщении - философии. Высшая ступень обобщения - философская. Понятие есть основная и высшая форма мышления, обеспечивающая закрепленное словом отражение в сознании выделенных путём обобщения и абстрагирования существенных признаков предметов, явлений материального мира, их свойств и отношений.
Любое понятие, отражая окружающий мир, а потому, подчиняясь законам диалектики, состоит из двух противоположностей (закон единства противоположностей): содержание - род - качество и объём - вид - количество. Определить понятие - значит раскрыть его содержание и объём. Чтобы раскрыть содержание понятия, необходимо: найти соответствующее родовое понятие (широкое понятие) и определить его существенные призна-
ки, отличающие искомое понятие от других видовых, составляющих один род.
Самой сложной операцией в выявлении объёма понятия является установление основания деления данного понятия. К сожалению, существующие ныне учебники, программы грешат распространённой логической ошибкой - либо отсутствие деления понятий, либо неверное его выделение.
Узловым моментом преобразования сознания выступает кардинальный пересмотр методологического подхода к формированию понятия. Гегель: «Понятие надо вывести, а не произвольно или механически взять, не «раскрывая», не «уверяя», а доказывая, исходя из противоречий...в них всё развитие» [3].
Теоретическое мышление, обретающее взгляд на понятие как нечто отличное от самого себя, как на особый предмет рассмотрения, подлежащий в случае нужды изменению и даже полной замене, обретает и спокойно-теоретическое отношение к противоречию. Оно видит в нём не своё крушение, не свою смерть, а только крушение и смерть некоторого другого, отличного от себя предмета - и тем самым свою собственную жизнь», как точно замечает Э.В. Ильенков [1].
Если методика обходит процесс введения обучающихся в анализ условий происхождения теоретических понятий, то такой способ работы ведёт к описательной фактологии. Необходимо от внешне эмпирических определений предмета уметь перейти к его теоретическим определениям, иначе говоря, уметь свести внешние противоречия к противоречиям внутренним.
Объективные явления «выводятся « друг из друга в том смысле, что развитие вещей закономерно приводит к новому состоянию противоречия. Вещь в мышлении оценивается через форму её реальных взаимосвязей, причин и условий.
Познание предмета и практическая деятельность с вещью возможны лишь через процесс идеализации, так как лишь идеальное непосредственно связано с истиной. Поэтому идеальная деятельность как деятельность мышления изменяет образы вещей, производит сдвиг в составе самих
Философские науки
идей - и через эти идеи определяет характер последующей практической деятельности. Идеализация же материализуется через моделирование. Системное (динамическое) моделирование через призму выявления и разрешение противоречий служит важнейшим дидактическим приёмом диалектического способа обучения. Моделирование динамических систем есть движение теоретических абстракций. Теория же вообще существует только там, где есть сознательно проведённое стремление понять все особенные явления как необходимые модификации одной и той же конкретной всеобщей субстанции. Научное моделирование как раз и основано на вы-
гими словами, приступая к моделированию системы, мы обязаны найти начало вещи, т.е. то всеобщее, которое имеет в составе своих предпосылок потенциальные возможности преобразования в особенное.
Реализуя диалектический подход в образовательном процессе, в сознании обучающегося формируются именно знания, а не представления. А это значит, что человек обретает свободу движения мысли в предмете, он выводит новые знания на основе выведенных закономерностей природы и мышления. Значит, мы достигли идеала рационального мышления, на котором основано информационное общество.
явлении всеобщей субстанции, говоря дру-
Библиографический список
1. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1992. - 464 с.
2. Лобастов Г.В. Диалектика как деятельная способность. Доклад на «Ильенковских чтениях» - 2008. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://koleyaprava.ru/dialektika-kak-deyatelnaya-sposobnost-lobastov-g-v/ (дата обращения: 17.09.2019).
3. Лобастов Г.В. Диалектика разумной формы и феноменология безумия. -М.: Русская панорама, 2012. - 560 с.
4. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М.: «Мысль». 1977, - 303 с.
5. Филатов В.П. Проблем познания в работах К. Маркса // Эпистемология и философия науки. - 2018. - Т. 55. №3. - С. 8-24.
VALUE OF DIALECTIC THINKING IN SOLVING PROBLEMS OF MODERN
EDUCATION
A.A. Poliarush, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Achinsk branch of the Krasnoyarsk State Agrarian University (Russia, Achinsk)
Abstract. Post-non-classical rationality, exposing the critical state of all spheres of human life, demanded primarily the transformation of consciousness. Education is called upon to engage in these activities, in principle. The educational process is designed to create pedagogical conditions for the formation of dialectical (systemic, creative, critical) thinking. Therefore, the educational process should put dialectics as the basis - the science of the general laws of thinking. The content of education in a post-industrial society should be the formation of a method of cognition, the highest form of which is dialectical.
Keywords: education, knowledge, intelligence, way of thinking, method, logic, contradiction.