Научная статья на тему 'ИДЕАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ИДЕАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
95
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛЬНОЕ / ВСЕОБЩЕЕ / МЕТОДОЛОГИЯ / ДИАЛЕКТИКА / ФРАГМЕНТАРНОЕ СОЗНАНИЕ / СИСТЕМНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / METHODOLOGY / DIALECTICS / CIVILIZATION / FRAGMENTED CONSCIOUSNESS / SYSTEM MODELING / THINKING / CRITICAL THINKING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Поляруш А. А.

Статья отражает актуальную проблему современного образовательного процесса - формирование метода мышления, способного осознанно и глубоко познавать и преобразовывать окружающий мир. Педагогически целесообразным подходом к формированию диалектического мышления как высшего способа познания автор представляет идеальную деятельность, которая работает с самими идеями, определяющими сущность вещей, что, в свою очередь, изменяет идею вещи, выражая через неё сущностные определения бытия и тем самым его возможные формы. Эффективным дидактическим приёмом идеальной деятельности представлено системное моделирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAL ACTIVITY AS A BASIS OF THE THEORETICAL MODERN EDUCATIONAL PROCESS

The article reflects an urgent problem of the modern educational process - the formation of a method of thinking, capable of consciously and deeply cognizing and transforming the world around. A pedagogically expedient approach to the formation of dialectical thinking as the highest way of cognition, the author represents an ideal activity that works with the very ideas that determine the essence of things, which, in turn, changes the idea of a thing, expressing through it the essential definitions of being and thereby its possible forms. An effective didactic method of ideal activity is systemic modeling.

Текст научной работы на тему «ИДЕАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

ИДЕАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

А.А. Поляруш, канд. пед. наук

Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал (Россия, г. Ачинск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11418

Аннотация. Статья отражает актуальную проблему современного образовательного процесса - формирование метода мышления, способного осознанно и глубоко познавать и преобразовывать окружающий мир. Педагогически целесообразным подходом к формированию диалектического мышления как высшего способа познания автор представляет идеальную деятельность, которая работает с самими идеями, определяющими сущность вещей, что, в свою очередь, изменяет идею вещи, выражая через неё сущностные определения бытия и тем самым его возможные формы. Эффективным дидактическим приёмом идеальной деятельности представлено системное моделирование.

Ключевые слова: идеальное, всеобщее, методология, диалектика, фрагментарное сознание, системное моделирование, мышление, критическое мышление.

Современные документы, регламентирующие образовательный процесс, учебная литература, самый подход к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов различного уровня формирует фрагментарный, лоскутный стиль мышления, который даже не стремится устанавливать внутреннюю смысловую связь между различными элементами. Между тем установление такой связи представляет собой идеальную деятельность.

Любая наука - система понятий. Закон движения предмета, как он существует в объективно-природной действительности, выступает собственной логикой понятия. Операции с понятиями представляет собой идеальную деятельность, деятельность интеллекта, которая изменяет образы вещей, что и определяет характер последующей практической деятельности. Изменение образов вещей и изменение самих вещей -это две противоположные, но диалектически связанные друг с другом формы деятельности.

Известный философ советского периода Э.В. Ильенков, последовательный гегельянец, пишет: «... владеть мышлением - это уметь идеально действовать с вещью в логике её всеобщей формы, соотносящейся с её собственными проявлениями в условиях бытия» [1]. Иными словами: предмет

таков, каков он в мышлении, а вне мышления он всего лишь субъективное представление.

Любая теория и педагогическая, в том числе должна базироваться на соответствующей философии, поскольку теория представляет собой обобщённое знание какой-либо части науки, а философия -всеобщий вывод из наук. И эта теория тем больше соответствует сути дела, чем глубже представленная в ней философия проникает в содержание идеального.

Философская категория идеального никогда не представляла собой явной, осмысленной, основой какой-либо педагогической теории. А ведь именно проблема идеального должна находить своё отражение в образовательном процессе. Это непонимание природы идеального оборачивается полуслепым поиском методических форм, коих сегодня не перечесть. Идеальное воплощается во всеобщем, на что указывал гениальный Платон. Образовательный процесс избегает категорию всеобщего, оперируя только фактами, не связанными между собой, обрекая выпускников на приобретение пресловутых навыков, граничащих с условными рефлексами животных.

В книге «Школа должна учить мыслить» Ильенков глубокомысленно пишет: «Учить специфически человеческому

мышлению - значит учить диалектике. Это одно и то же» [1].

Введение понятия в субъективность (педагогическая форма) тождественно его выведению из объективной природы вещи. Таким всеобщим порождающим началом является крайнее отношение противоположностей - противоречие. Противоречие - основа всякого развития [2]. Диалектика объективно требует всё, что имеет место быть, выводить из противоречия.

Против плоского характера эмпирического мышления, на котором и выстроена вся современная дидактическая система, боролся Э.В. Ильенков, за теоретический подход к вещам, именно в теоретическом мышлении видя способность выразить вещи такими, какими они есть. Те или иные абстракции должны выводиться в учебном процессе его субъектами из их объективной природы, - иначе они остаются непонятыми и формально усвоенными. Поскольку сознание объективно отражает окружающий мир, а объективные явления «выводятся» друг из друга в том смысле, что развитие вещей закономерно приводит к новому состоянию противоречия, поэтому в процессе познания мы должны выводить понятия через выявление и разрешение противоречий - логические операции, основой которых являются, в свою очередь, ранее выведенные понятия.

Оптимальным условием реализации формирования системы понятий, вбирающим в себя все принципы диалектического мышления, представляется приём модели-

рования, поскольку законы движения мира - суть законы диалектики, будучи абстрагированы и выведены из истории природы и общества, являются вместе с тем и законами мышления.

Современное состояние науки рассматривает моделирование как эффективное средство идеализации. Теоретическая деятельность работает с самими идеями. Она исследует логику развития сущности вещи, тем самым она включает содержание фактов в себя, объясняет их через сущность. Этим она сознательно, целесообразно и целенаправленно изменяет идею вещи, выражая через неё сущностные определения бытия и тем самым его возможные формы.

И что особенно оправдывает и вдохновляет нас на применение моделирования в выведении знаний - это заявление С.П. Курдюмова, главы российской школы синергетики: «Есть весомые основания для предположения о синергийной природе диалектического разума, в частности, о синергийной интерпретации диалектики; диалектический синтез есть результат совместного согласованного (синергийного) действия противоположностей [3].

Идеальная деятельность, построенная на диалектической логике, может и должна послужить основой построения содержания образования, если мы проявим волю к развитию творческого, инновационного мышления личности, а через неё - и благополучного свободного и справедливого российского общества.

Библиографический список

1. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить // Народное образование. 1964. № 6 (приложение).

2. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Ч. 1. Объективная логика - СПб: Наука, 1997. - 799 с.

3. Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Парадоксы мира нестационарных структур. // Новое в жизни, науке, технике. Математика, кибернетика. - М., 1985. - С. 29.

IDEAL ACTIVITY AS A BASIS OF THE THEORETICAL MODERN EDUCATIONAL

PROCESS

A.A. Poliarush, Candidate of Pedagogical Sciences Krasnoyarsk State Agrarian University, Achinsk branch (Russia, Achinsk)

Abstract. The article reflects an urgent problem of the modern educational process - the formation of a method of thinking, capable of consciously and deeply cognizing and transforming the world around. A pedagogically expedient approach to the formation of dialectical thinking as the highest way of cognition, the author represents an ideal activity that works with the very ideas that determine the essence of things, which, in turn, changes the idea of a thing, expressing through it the essential definitions of being and thereby its possible forms. An effective didactic method of ideal activity is systemic modeling.

Keywords: methodology, dialectics, civilization, fragmented consciousness, system modeling, thinking, critical thinking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.