17 (50) - 2009
УГРОЗЫ ИБЕЗОПАСНОСТЬ
ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО АСПЕКТА В ИНДИКАТОРАХ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3.3. АБДУЛАЕВА,
кандидат экономических наук, научный сотрудник Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН
Раскрыты основные проблемы и угрозы безопасности в социальной сфере Республики Дагестан, несущие прямую угрозу экономической безопасности региона, обоснованы приоритетные направления преодоления этих угроз.
Ключевые слова: экономическая безопасность,угрозы, социальная безопасность, критерии, пороговые значения безопасности,уровень жизни, индикаторы социальной безопасности, бедность, социальная сфера.
Интересы сохранения и обеспечения национальной безопасности России требуют объективного и всестороннего мониторинга социального положения населения в целом и отдельных его составных частей с использованием индикаторов экономической безопасности. Это предполагает обоснование правильности отбора групп объектов для индикативного анализа экономической безопасности. В общем виде экономическая безопасность региона должна строиться на основе строгого определения современных угроз, способных дестабилизировать социально-экономическую и политическую обстановку в стране и регионе. При этом все характеристики и критерии экономической безопасности страны распространяются на регионы, но при этом выделяются приоритетные сферы, обеспечивающие основной вклад в решение этой задачи для страны в целом.
Социальная стабильность является одной из основных критериальных оценок экономической безопасности региона, показателем способности государства предотвращать возникновение и своевременно разрешать появившиеся социальные конфликты. Отсюда логично, что особым срезом экономической безопасности является безопасность в такой важнейшей сфере, как социальная, которую в самом общем виде можно определить как создаваемые государством условия, гаран-
тирующие обеспечение нормального процесса воспроизводства населения, уровня и качества его жизни, недопущение превышения пороговых значений угроз в социальной сфере, за которыми возможно наступление крайне отрицательных и необратимых последствий.
К ключевым признакам этого процесса (угрозам) можно отнести:
• последовательное урезание прав и свобод, ликвидацию социальных гарантий и отказ государства от роли социального защитника;
• ухудшение условий и культуры труда, разрушение производства как основы достойного существования человека и возможности его развития на трудовой основе;
• снижение интереса к получению образования, работе на производстве, появление застойной безработицы;
• снижение уровня реальной заработной платы, ухудшение условий жизни основной части населения, массовое обеднение как предпосылка деградации потребления и покупательной способности;
• увеличение бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений: наркомании, организованной преступности, проституции ит. п.;
• массовую замену национальной культуры суррогатами поп-искусства, свертывание социально-бытовой сферы, снижение доступности качественных бесплатных услуг образования, деградацию систем здравоохранения и экологической безопасности;
- 57
• ослабление института брака, ухудшение качества семейно-бытовых отношений.
Оценка глубины социального распада и деградации общества требует разработки специальной системы показателей, пороговых значений допустимости их отклонения в нормальном обществе, ранжирования по степени неотложности государственного вмешательства.
Система индикаторов социальной безопасности должна включать следующие группы показателей:
1) общие показатели социального характера (в частности, соотношение среднедушевых денежных доходов населения в Республике Дагестан и в среднем по России; показатели расходов на образование и на здравоохранение на душу населения и по отношению к ВВП, расходов на культуру — в процентах от расходов бюджета ит. д.);
2) показатели демографии, трудовых ресурсов и их использования (уровень рождаемости, смертности, средняя продолжительность жизни, состояние здоровья населения; численность и структура трудовых ресурсов; занятость экономически активного населения; уровень безработицы по районам (городам) и социальным группам населения; доля лиц с высшим образованием в общей численности трудоспособного населения и др.);
3) показатели уровня и качества жизни (производство валового регионального продукта на душу населения; размер денежного дохода надушу населения; уровень и динамика прожиточного минимума; соотношение денежного дохода, средней заработной платы и прожиточного минимума; уровень потребления важнейших видов продовольствия и обеспеченность товарами длительного пользования; доля лиц, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, в общей численности населения территории; доля самых высокодоходных групп в совокупном потреблении национального богатства).
Анализ в социальной сфере Республики Дагестан с применением данных индикаторов позволил выявить следующие угрозы безопасности в социальной сфере Республики Дагестан:
1) сокращение продолжительности жизни населения (если в 1989—1990 гг. средняя продолжительность жизни составляла в республике у мужчин 72,2 года, у женщин — 79,4 года, то в 2006г. она составила 69,2 и 77,3 года соответственно);
2) критическую ситуацию на рынке труда республики — общая безработица в регионе (по методике Международной организации труда) оценивается в размере 172,8тыс. чел., или 20,1 %
экономически активного населения, что в 2 раза больше, чем в среднем по России (12 %). При этом уровень официально зарегистрированной безработицы достигает 5,3% (против 2,6% в среднем по стране);
3) сочетание негативных процессов демографического характера с тяжелой экономической ситуацией, повлекшее серьезные угрозы безопасности в сфере уровня жизни населения (за период реформ уровень реальных доходов населения республики снизился в4,7 раза);
4) резкую дифференциацию в доходах населения, дополняемую неконтролируемым перераспределением национального богатства, имеющую следствием беспрецедентное по своей глубине расслоение общества (по оценкам отдельных экономистов разрыв между доходами 10% наименее и 10% наиболее обеспеченных граждан в России достигает 20 раз, в Дагестане — 25 раз).
Для экономической безопасности страны и региона принципиальными являются пороги показателей — предельные значения, несоответствие которым приведет к началу разрушительных не-регламентированных процессов в регионе. Вместе с тем критическая величина социально-экономических показателей безопасности не всегда означает ситуацию полного краха экономики в целом или отдельных ее областей, свидетельствуя прежде всего о необходимости оперативного вмешательства органов управления с целью изменения опасных тенденций. Поэтому установление общепризнанных пороговых пределов деструктивного развития экономики позволяет ограничить существующую ныне свободу оценок ситуации в стране и найти точки взаимопонимания различных политических сил.
Для оценки жизненного уровня населения Дагестана с точки зрения экономической безопасности используются различные системы пороговых показателей. К стратегической группе можно отнести показатели, оценивающие положение Республики Дагестан по отношению к параметрам, определенным российскими специалистами Совета безопасности (см. таблицу) [1].
Как следует из данных таблицы, состояние социальной сферы Республики Дагестан исключительно сложное и остро нуждается в глубоком анализе и объективной оценке. Проблемы социального обеспечения, занятости, выравнивания уровня жизни различных социальных групп и слоев населения являются для региона центральными с позиций экономической безопасности.
Главный способ решения этих проблем — постоянная борьба с бедностью как явлением, заклю-
17 (50) - 2009
Угрозы и безопасность
Таблица 1
Сопоставление пороговых значений показателей уровня жизни, %
Показатель Пороговые значения Фактически вРФ Фактически вРД
Доля людей, име- 10% 20-25% 40-60%
ющих доходы ниже
прожиточного
минимума, в общей
численности насе-
ления
Разрыв между до- 8 раз 20 раз 25 раз
ходами 10 % самых
богатых и10 %
самых бедных
Уровень безработи- 7% 12% 20,1%
цы к экономически
активному населе-
нию
чающим в себе опасность социального взрыва и крушения общественных устоев. Генеральным путем преодоления бедности являются содействие государства развитию и росту среднего и мелкого предпринимательства, обеспечение динамичного экономического развития, поощрение собственников и деловой инициативы. Одновременно с этими мерами большие масштабы приобретают компенсаторные выплаты пособий и другие меры социальной помощи. На разных фазах деловой конъюнктуры в развитых странах меняются акценты этой политики.
В годы кризисов компенсаторные меры приобретают большее значение, но общий курс на расширение предпринимательства и экономический рост остается главным средством борьбы с бедностью в обществах с развитой рыночной экономикой. В числе приоритетных мер по снижению масштабов бедности следует назвать повышение реальной заработной платы, преодоление порочного круга задолженности по заработной плате, пенсиям, стипендиям, пособиям. При этом наиболее сложным является вопрос о формах социальной поддержки и защиты уязвимых групп населения, оказавшихся на грани или за чертой бедности, недопущение уравниловки в расходовании ограниченных финансовых средств государства, выделяемых на социальную помощь.
В настоящее время в Республике Дагестан для предотвращения наиболее опасных тенденций необходимо создать два типа механизма выхода на безопасное состояние социальной сферы [2].
Первый тип — адаптационный — для трудоспособных и работающих, способных заработать на себя и семью. В числе адаптационных механизмов предлагаются:
1) разработка основных направлений политики занятости, включающих в себя в первую очередь аттестацию существующих и создание новых рабочих мест, обеспечение оплаты труда, достаточной для воспроизводства рабочей силы;
2) разработка программ поддержки самозанятости и малого бизнеса;
3) создание оптимальной системы налогообложения и обязательного страхования;
4) усиление законодательного обеспечения защищенности прав граждан в области экономически справедливой цены рабочей силы;
5) проведение политики по преодолению аномальной дифференциации доходов различных групп населения внутри республики.
Второй тип — защитные механизмы для нетрудоспособных и социально слабых, не умеющих поддержать свое потребление без помощи государства. К ним следует отнести:
1) разработку адресных схем борьбы с бедностью;
2) разработку механизмов, обеспечивающих передачу дотаций от производителя услуг к потребителю;
3) развитие системы компенсационных выплат;
4) установление экономически обоснованных размеров социальных пособий;
5) установление четкого порядка взаимодействия по предоставлению социальных гарантий, льгот и выплат отдельным категориям граждан между федеральными, региональными и местными органами власти, общественными и коммерческими организациями;
6) установление действенного контроля за эффективным использованием средств, выделяемых на социальные нужды.
В самые короткие сроки должно быть завершено создание в РФ системы адресной социальной помощи на местах для поддержки миллионов бездомных. Все эти меры необходимы для смягчения социальной напряженности в регионах в кризисных условиях и облегчения малоимущим слоям населения тягот перехода на рельсы рыночной экономики.
Учитывая специфику проблем обеспечения региональной социально-экономической безопасности, необходимо выработать особую систему параметров, ориентированную на регионы. Разработка системы критериев и параметров экономической безопасности регионов должна базироваться на использовании следующих общеметодологических признаков:
- 59
1) целостности, необходимости анализа и учета всех сторон объекта изучения;
2) системности, т. е. учете существенных взаимосвязей и взаимозависимостей между параметрами экономической безопасности;
3) вариантности (альтернативности), выявлении и обосновании нескольких вариантов выхода из кризисной ситуации;
4) основополагающей роли социальной безопасности как наиболее важного элемента оценки жизнедеятельности населения и экономики в регионе;
5) приемлемом риске, т. е. выявлении и реализации доступных мер по недопущению возникновения пороговых ситуаций.
Возрождение и обеспечение экономической безопасности России требуют объективного и всестороннего мониторинга социального положения населения в целом и отдельных его составных частей с использованием параметров (пороговых значений) экономической безопасности. При этом должна быть дана оценка:
• человеческому капиталу, трудовому и кадровому потенциалам (с позиций достаточности для обеспечения обороноспособности страны и способности экономики к самостоятельному развитию и функционированию в режиме расширенного воспроизводства), возможным тенденциям их развития в перспективе и уровню эффективного использования в сопоставлении с уровнем соответствующих показателей развитых стран;
• социальной стабильности (в плане разрешения конфликтов) и социальной активности населения (с позиций остроты накала забастовочного движения);
• уровню и качеству жизни (под углом зрения устойчивости воспроизводства населения и восстановления демографического потенциала, условий занятости, реалий и перспектив безработицы, криминогенной обстановки). Важнейшими функциями государства в современных условиях являются обеспечение четкой согласованности приоритетов и тактики экономических преобразований с приоритетами и темпами проведения социальных реформ, заблаговременный просчет социальных последствий любых мероприятий экономического характера, преодоление
вторичности социальной политики при разработке программ социально-экономического развития страны, соединение экономического и социального механизмов через регулирование процесса перераспределения доходов с ориентацией на экономическое возрождение России. По существу, речь идет о том, чтобы поднять значение государства на качественно новый уровень в урегулировании социальных процессов. Основным рычагом этого должна стать активная государственная социальная политика, важнейшими слагаемыми которой являются политика в области занятости, доходов, развитие отраслей социально-культурной сферы, регулирование отношений между трудом и капиталом, гарантирование социальной защиты прав граждан с учетом федеративного устройства России. В ближайшие годы социальная политика должна быть скорректирована с учетом региональной специфики России, исторически сложившихся предпочтений населения к формам и методам организации хозяйственной деятельности и занятости, сфокусирована на проблемах обеспечения социальной безопасности (защищенности) и физического выживания людей, предотвращения и приостановки дальнейшего падения уровня и качества жизни. Поэтому одним из главных направлений социальной политики вообще и экономической безопасности в частности являются разработка и реализация программ выравнивания социальных условий жизнедеятельности населения регионов с учетом природно-климатических факторов, демографической ситуации, достигнутого уровня развития социальной сферы, возможностей регионов самостоятельно решать наиболее острые социальные проблемы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахмедуев А.Ш., Абдулаева 3.3. Проблемы и механизм обеспечения социально-экономической безопасности Республики Дагестан. // Научный доклад. — Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН. 2006.
2. Маллаева М. И. Социальные императивы обеспечения экономической безопасности в регионе. // Материалы научно-практической конференции «Социально-экономические основы формирования гражданского общества в Дагестане». — Махачкала. 2006.