N
Ol
Z
0) о о сч
о о о
Q. С[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о
ш у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
ü S I
н
о ф
со
Бедность как одна из угроз экономической
безопасности России в социальной сфере
Федотова Е.А. *
The article is devoted to the most acute threats to economic security in the social sphere defined through the poverty rate and the income gap in Russia.
Обеспечение экономической безопасности — это условие стабильности, эффективной жизнедеятельности общества, достижение устойчивого экономического роста и независимости государства. Это объясняется тем, что экономика является основой развития личности, общества и государства в целом, следовательно, понятие экономической безопасности будет неполным без оценки жизнеспособности экономики, её устойчивости под влиянием внешних и внутренних угроз.
Несомненно, экономическая безопасность органически включена в систему национальной безопасности вместе с такими её слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Эти факторы взаимосвязаны и дополняют друг друга: не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами.
Исходя из этого, можно сказать, что экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности личности, общества и государства, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.
Угрозы экономической безопасности возникают из-за структурных диспропорций в экономике, инфляции, нехватки инвестиционных ресурсов, неравномерного размещения по регионам объектов рыночной инфраструктуры, ослабления национальной валюты, сокращения объемов национального производства, чрезмерного фискального давления налоговой системы, криминализации экономических отношений. Наиболее остро угрозы экономической безопасности проявились в России в годы реформирования, когда проводимые рыночные преобразования привели к хро-
нической запущенности и усугублению проблем в социальной сфере. Множество действующих угроз в социальной сфере, в области повышения качества жизни российских граждан целесообразно выделить, на наш взгляд, в следующие группы:
• угрозы, вызванные процессами, происходящими в ЖКХ, образовании и здравоохранении;
• угрозы, определяемые уровнем бедности и дифференциации доходов населения.
Социальная стабильность является одной из основных критериальных оценок экономической безопасности страны, показателем способности государства (властных структур) предотвращать возникновение и своевременно разрешать появившиеся конфликты между субъектами социальных отношений, создавать надежный механизм реализации и защиты своих интересов.
Весьма существенную угрозу социальной стабильности и экономической безопасности представляет резкое усиление дифференциации в доходах различных групп населения. Так, за 1992— 2006 гг. реальные денежные доходы населения по сравнению с 1991 г. сократились примерно в полтора раза, а дифференциация населения по уровню среднедушевых денежных доходов увеличилась в 3—4 раза.1 Степень социального расслоения общества характеризует так называемый децильный коэффициент: отношение совокупного дохода 10% самых богатых граждан и 10% самых бедных граждан. Если это соотношение превышает 10 раз, то общество вступает в зону социальной напряженности и беспорядков. В Европе нормальным считается 6:1—8:1, в США — 10:1—12:1. В России децильный коэффициент в 2006 г. составил 15,3:1 (по расчетам Института социально-экономических проблем народонаселения РАН — 30:1), в то время как в 1991 г. он составлял 4,5:12 (см. рис.1), а по данным Московского отделения Росстата в Москве в 2007 г. он равен 41:1.
Старший преподаватель кафедры экономики и экономической безопасности АЭБ МВД России.
Рис. 1. Динамика децильного коэффициента в России 1990-2007 гг.
Столь глубокого социального расслоения населения не знала ни одна из современных стран мира. Положение усугубляется еще тем, что наряду с подушевой дифференциацией произошло не менее глубокое социальное расслоение экономического пространства России. Разрыв между наиболее и наименее экономически обеспеченными регионами страны по показателю подушевого регионального продукта составляет 60-кратную величину, по объему инвестиций на душу населения в 150 раз, по уровню потребления — 30, по уровню безработицы — 24 раза и т.д.
Если сравнить эти данные с аналогичными показателями отдельных стран Европейского союза, то там они в 10 и более раз ниже. По-видимому, объединенные европейские страны имеют большую степень целостности и единства, чем отдельные регионы в границах единой России.
Как отмечается в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», мерой противодействия угрозам национальной безопасности в социальной сфере в области повышения качества жизни российских граждан является содействие сокращению бедности и различий в уровне доходов населения3. Главный способ решения социальных проблем — постоянная борьба с бедностью как явлением, заключающим опасность социального взрыва и крушения общественных устоев.
Бедность представляет собой комплексное социальное явление, имеющее
экономические, культурные и психологические корни. Ее особенности связаны также с историческими условиями развития той или иной страны.
В России быстрый рост уровня бедности, прежде всего, обусловлен сокращением занятости и появлением безработицы и резким снижением трудовых доходов на начальном этапе кардинальных социально-экономических реформ конца XX в. в условиях неэффективной системы социальной защиты населения.
Ситуация осложняется тем, что в последние годы уровень бедности сохранялся высоким, а для некоторых слоев населения проблема жизнеобеспечения обострилась и на фоне сегодняшнего кризиса стала еще более актуальной. Бедность особенно характерна для граждан, занятых в бюджетном секторе экономики, в сельской местности и в малых городах, для больших семей и семей с неполным составом. Бедность означает не просто низкий уровень текущего потребления, но и низкое качество жизни вообще, обусловленное и низкой имущественной, прежде всего жилищной, обеспеченностью людей.
При этом на уровень бедности влияют не только объективные факторы, но и субъективные: как плохое здоровье, недостаточное образование и, вытекающая из этого, низкая конкурентоспособность на рынке труда, низкое качество семейной жизни, социальные патологии и т.д. Также низки доходы и части граждан с высо-
N
О!
О) О О
сч
о о о о.
со
I-
О
0
1
о я с о
п ф
ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
Я <
I I-
О ф
со
N
Ol
Z
0) о о см
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s
о *
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я <
S I
н
о ф
со
ким уровнем личностного развития, что часто является результатом низкого качества среды их жизнедеятельности, не позволяющей реализовать их потенциал. В такую социальную среду попали и многие люди, имевшие ранее высокие доходы, в настоящее время испытывающие материальные лишения4.
Численность бедных в целом по стране остается высокой. Даже по самым оптимистическим оценкам (на основе «макроэкономических» показателей денежных доходов) одна шестая часть населения России продолжает жить за официальной чертой бедности. В 2007 г. число граждан России, имеющих доходы ниже прожиточного минимума (пороговое значение — 7 %), составило 16,3 %5.
Для того чтобы решить задачу снижения уровня бедности в ближайшие годы как минимум в два раза, необходимо ответить на ряд вопросов, поставленных жизнью. Прежде всего, нужно актуализировать методологическое и методическое обеспечение определения уровня бедности. Известно, что в настоящее время для его макроэкономических оценок применяются в основном показатели денежных доходов и прожиточного минимума. (По данным Росстата, в 2005 г. прожиточный минимум в среднем по стране составлял 3 053 руб. в месяц на человека, в 2006 г. —
3 445 руб., в 2007 г. -3 809 руб., в 2008 г. -
4 359 руб.). Необходимо актуализировать методику расчета прожиточного минимума, также являющегося ключевым показателем при определении уровня бедности. Известно, что показатель уровня бедности положен в основу обоснования минимального размера заработной платы, стипендий, пособий и других социальных выплат, которые устанавливаются на федеральном уровне. Прожиточный минимум также необходим не только для формирования бюджетов субъектов Российской Федерации, но и для оценки уровня жизни российских семей, например, для определения доли малоимущих граждан, для оказания им необходимой государственной помощи, для реализации других социальных программ. Таким образом, прямо или косвенно, этот социальный норматив касается большинства россиян.
В основе прожиточного минимума лежит стоимостная (то есть денежная) оценка потребительской корзины. В настоящее время истекло более пяти лет, на которые законодательно утверждалась федеральная минимальная потребитель-
ская корзина, лежащая в основе расчетов величины минимальных денежных доходов, являющихся правовой основой преодоления бедности.
За это время, как известно, были обработаны новые данные о составе населения на основе его переписи, проведенной в 2002 г. Правительство Российской Федерации перешло к замене ряда льгот денежными выплатами. Все это также должно было найти отражение в составе актуализированной потребительской корзины и в методике ее определения. Однако разработанный и обсуждаемый в настоящее время проект федерального закона о потребительской корзине в целом по Российской Федерации не отвечает этим ожиданиям. Поэтому бедность мы по-прежнему считаем на уровне нищеты, по прожиточному минимуму, вместе с тем, экономическая мощь России выросла: в 2007 г. по уровню ВВП мы достигли уровня 1991 г.
Политика правительства по снижению масштабов бедности может служить хорошей иллюстрацией недооценки, и даже непонимания этой проблемы. Определяя уровень бедности на основе прожиточного минимума, правительство связывает снижение масштабов бедности только с повышением МРОТ, который с 1.01 2009 г. номинально составляет 4 330 руб., зарплаты бюджетникам, пенсий и других пособий, выделяя для этого дополнительные средства, полагая, что они в основном попадают к бедным. Но, как показывает детальный анализ на уровне различных доходных групп населения, даже достаточно радикальные предложения по повышению МРОТ и пенсий не могут привести к заметным сдвигам по снижению бедности и избыточного неравенства.
Измерение показателя уровня бедности на основе прожиточного уровня является недостаточно объективным, так как этот уровень определяется на основе субъективных оценок, и в современных условиях уже не отражает реальной ситуации с бедностью. Можно было бы придерживаться такого подхода к оценке бедности и вытекающих из него «очевидных» мероприятий по ее снижению путем номинального увеличения МРОТ, пенсий, пособий, заработной платы бюджетникам и т.п., если бы не низкая эффективность этих мероприятий: только 12-15 % ресурсов, выделяемых на эти цели попадают действительно к бедным6.
Комплексная методология снижения уровня бедности должна включать конк-
ретизацию цели, анализ ситуации с бедностью в контексте социально-экономического неравенства, определение задач, разработку критериальных нормативов и их решения в нашей стране. С учетом остроты имеющихся проблем, надо определить содержание мер, направленных на снижение бедности. В первую очередь важны те из них, которые непосредственно влияют на рост уровня потребления населения, доступность благ и их качество, приводят к развитию человеческого потенциала. Так же необходимо учитывать цену этого. Рост уровня и качества жизни не должны противоречить устойчивому развитию страны.
Для мониторинга экономической безопасности со стороны социального фактора целесообразно выделить следующие критерии:
• демография, уровень и качество жизни с показателями — рождаемость и смертность, продолжительность жизни, заболеваемость; средние и минимальные заработная плата и пенсии в сравнении с прожиточным минимумом; потребление важнейших видов продовольствия и обеспеченность товарами длительного пользования;
• динамика занятости, в том числе по крупным экономическим: районам, половозрастным и социальным группам населения;
• динамика спроса на товары и услуги;
• социальная активность населения;
• уровень безработицы (особенно на региональном уровне), в том числе застойной, по основным группам населения, среди женщин и молодежи; демографическая ситуация по показателям возрастного и национального состава, числа беженцев и мигрантов; социальная активность, включая забастовочное движение; криминогенная обстановка.
• В настоящее время особое внимание в социальной сфере целесообразно уделить следующим параметрам:
• оценке состояния человеческого потенциала (доля лиц с высшим образованием, количество студентов на 1000 чел. и др.);
• показатели оценки защищенности интеллектуального потенциала (миграция специалистов);
• показателям уровня жизни населения (доля в населении лиц, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, разрыв в доходах 10 % самых высоко-
доходных и 10 % самых низкодоходных групп и 1 % самых высокодоходных групп в совокупном потреблении и национальном богатстве;
• демографическим показателям (средняя продолжительность жизни, сальдо естественного движения населения, детская смертность, динамика социально-обусловленных заболеваний);
• показателям обеспечения социальных гарантий (показатели расходов на образование на душу населения и по отношению к ВВП, расходы на здравоохранение на душу населения и по отношению к ВВП, расходы на здравоохранение на душу населения и к ВВП, расходы на культуру — в процентном соотношении к расходам бюджета);
• показателям безработицы по стране и в разрезе регионов (в сопоставлении с границами социальной устойчивости). Это позволит определить важные направления противодействия падению реальных доходов и обеднению граждан, в проведении политики сохранения реального содержания денежных доходов населения с помощью методов индексации в соответствии с ростом цен, компенсации потерь методом единовременного увеличения, пересмотра минимальных уровней денежного дохода с изменением величины бюджета прожиточного минимума.
Общероссийская целевая программа по борьбе с бедностью, на наш взгляд, должна включать решение следующих задач.
1. Увеличение численности населения и улучшение его качественного состава для более полного освоения богатств нашей страны и повышения качества жизни людей; стимулирование миграции соотечественников в Россию.
2. Улучшение состояния здоровья людей: увеличение продолжительности жизни и, прежде всего активной трудовой жизни, позволяющей обеспечивать более высокое благосостояние.
3. Повышение качества образования, выравнивание экономических возможностей людей и увеличение их вклада в экономический и социальный прогресс нашей страны.
4. Формирование эффективного рынка труда и продуктивной занятости населения: высокопроизводительных рабочих мест, профессионально подготовленных работников и их высоких доходов.
5. Обеспечение высокого уровня страховых выплат в период утраты заработ-
N
О!
О) О О
сч
о о о о.
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
N
Ol
Z
0) о о сч
о о о
Q. С[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф
VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
ков, адресной социальной поддержки и социального обслуживания социально-уязвимых групп населения.
6. Экономический рост, повышение конкурентоспособности экономики, уменьшение социально-экономических различий между регионами, между городами и сельской местностью.
7. Дифференцированный, подход со стороны государства к оказанию материальной помощи бедным слоям населения.
Наряду с федеральной программой необходимо разрабатывать региональные целевые программы снижения бедности. Это позволит в полной мере реализовать новые социальные полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации перед жителями соответствующих регионов, учитывать на местах те особенности бедности, которые не могут быть предусмотрены в общероссийской программе. Это позволит скоординировать усилия государственных органов и четко распределить их функции.
К решению стоящих перед страной задач по снижению уровня бедности необходимо привлечь бизнес, а также организации гражданского общества, в том числе научно-исследовательские, неправительственные и религиозные организации, средства массовой информации. Необходима также активизация населения на местном уровне и развитие местной инициативы. Имело бы смысл создать авторитетную общероссийскую или правительственную организацию по координации действий в преодолении бедности, повышении уровня и качества жизни населения7.
Генеральным путем преодоления бедности является содействие государства развитию и росту среднего и мелкого предпринимательства, обеспечение динамичного экономического развития, поощрение собственников и деловой инициативы. Одновременно с этим большие масштабы приобретают компенсаторные меры выплаты пособий и другие меры социальной помощи. На разных фазах деловой конъюнктуры в развитых странах меняются акценты этой политики. В период кризиса компенсаторные меры приобретают большее значение. Но общий курс на расширение предпринимательства и экономический рост остается главным средством борьбы с бедностью в обществах с развитой рыночной экономикой.
В ближайшие годы социальная политика должна быть скорректирована с учетом региональной специфики России, с учетом исторически сложившихся предпочтений населения к формам и методам организации хозяйственной деятельности и занятости, и сфокусирована на обеспечении социальной безопасности (защищенности) и физического выживания людей, предотвращения и приостановки дальнейшего падения уровня и качества жизни. В будущем ее целью могли бы стать повышение благосостояния населения, преодоление явлений деградации социальной структуры российского общества, качества и образа жизни.
Важнейшей функцией государства в нынешних условиях международного финансового кризиса становится обеспечение четкой согласованности приоритетов и тактики экономических преобразований с приоритетами и темпами проведения социальных реформ. Необходим заблаговременный просчет социальных последствий любых мероприятий экономического характера, преодоление вторичности социальной политики при разработке программ социально-экономического развития страны, соединение экономического и социального механизмов через регулирование процесса перераспределения доходов с ориентацией на экономическое возрождение России.
По существу речь идет о том, чтобы поднять роль государства в регулировании социальных процессов на качественно новый уровень. Основным рычагом такого усиления должна стать активная государственная социальная политика, важнейшими слагаемыми которой являются политика в области занятости, доходов, развития отраслей социально-культурной сферы, регулирования отношений между трудом и капиталом, гарантирования социальной защиты прав граждан с учетом федеративного устройства России.
Стала очевидной невозможность проведения нового этапа реформ за счет основной массы населения, особенно средних слоев, в частности, взвинчивания цен на жилищно-коммунальные услуги при сложившемся уровне бедности населения, осуществление реформы накопительной пенсионной системы и системы социального обеспечения, на пример в г. Москве (см. табл. 1). Углубление реформы за счет дальнейшего наступления на жизненный уровень народа грозит нарастанием бездомности и нищеты, гражданским неповиновением.
Таблица 18
Рост тарифов ЖКХ в Москве
Услуги ЖКХ Цена в 2008 г. (руб.) Цена с 1.09. 2009 г. (руб.)
Отопление (1 кв. метр) 11,8 15,3
Газ: 19,4 24,3
Электроэнергия: -для жителей домов с электроплитами; - для жителей домов с газовыми плитами 1,66 2,37 1,93 2,56
Вода: - горячая вода; - холодная вода 272,9 81,84 354,3 107,15
В сложившейся обстановке главными приоритетами социальной политики государства, которые бы обеспечили разрядку нынешней угрожающей социальной напряженности, являются: активная политика содействия занятости; переориентация политики доходов и налогообложения на формирование среднего класса населения в целях приостановки падения уровня жизни, создание надежной системы социальной защиты малоимущих; политика возрождения духовно-нравственных основ общества, укрепления семьи, направленное использование государством всех рычагов воспитательного воздействия (образования, телевидения, искусства, литературы, религии) в интересах преодоления кризиса качества и образа жизни, смены менталитета — от жажды
потребления «здесь и сейчас», — характеризует для человека последнего времени, к бережливости и самоограничению в потреблении.
Интересы возрождения и обеспечения экономической безопасности России требуют объективного и всестороннего мониторинга социального положения населения в целом и отдельных его составных частей с использованием параметров (пороговых значений) экономической безопасности.
Создание в РФ системы адресной социальной помощи на местах для поддержки миллионов бездомных, которая необходима для смягчения социальной напряженности в современных условиях и облегчения малоимущим слоям населения тягот преодоления экономического кризиса.
Литература и примечания
1. Гонтмахер Е. Коэффициент ненависти // Московский комсомолец. 2008.
2. Купрещенко Н.П. Экономическая безопасность: учебное пособие. М.: АЭБ МВД России, 2006.
3. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «Стратегия национальной безопасности Российской Федо-ерации».
4. Бобков В.Российская бедность: измерение и пути преодоления // Общество и экономика. 2005. №3. С. 79.
5. //Коммерсантъ. 2007. № 67 (3643) от 20 апреля.
6. Шевяков А.. Влияние социальной политики на положение отдельных групп населения // Экономист. 2008. № 9. С.59.
7. Купрещенко Н.П. Указ ранее.
8. Рост тарифов в Москве [Электронный ресурс]: //www.aif.ru.