_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
УДК 33
Джоробаева Мукаддас Абдужалиловна кандидат экономических наук, доцент,
Ошский государственный университет, г. Ош Кыргызстан E-mail.ru: [email protected]
ЗНАЧЕНИЕ ЛИЗИНГА КАК НОВОГО МЕХАНИЗМА КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы ускорение научно-технического прогресса, как объективной необходимости современного экономического развития, обусловившего создание и всевозрастающую эксплуатацию нового высокопроизводительного оборудования.
Ключевые слова Лизинг, банк, кредит, аграрный сектор.
Keywords Easing, bank credit, the agricultural sector.
Ускорение научно-технического прогресса, как объективная необходимость современного экономического развития, обусловило создание и всевозрастающую эксплуатацию нового высокопроизводительного оборудования. И перспективным широко используемым во многих странах методом обновления материально-технической базы и модификации оборудований является финансовая аренда (лизинг). Термин «лизинг» произошел от английского глагола «to lease», что означает «арендовать» или «брать в аренду». Но любое определение лизинга является ограниченным и не может учесть всех форм этого нового кредитного инструмента, что соответственно, порождает огромное количество различных точек зрения на его сущность и значение.
Если попытаться определить понятие «лизинг» с исторической позиции, то по мнениям П.А. Андреева, В.М. Баутина [1,47], данное явление известна человечеству с древнейших времен, около четырех тысяч лет назад. Еще в 350 году до нашей эры Аристотель попытался раскрыть сущность лизинга своим высказыванием: - «богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности». Чтобы получить прибыль, необязательно быть собственником имущества, достаточно лишь иметь право его использовать и извлекать доход. В средние века в аренду сдавались в основном сельскохозяйственные орудия и лошади.
В США большинство исследователей считают лизинг американским изобретением. В дневниках Джорджа Вашингтона имеются ссылки на проведение в 90-х годах 18 века лизинговых операций с имуществом для судоходной компании Potomac. Изначально в США лизинг классифицировался как независимый, поскольку он не управлялся ни финансовыми учреждениями, ни поставщиком оборудования, ни любой другой стороной.[2.С.95-99] Далее, лизинг в США распространялся в форме сдачи автомобилей в долгосрочную аренду.
Европейские теории утверждают, что история развития лизинга уходит далеко к шумерам и народам Междуречья. Исследователи П. Балтус и Б. Майджер[3. С.224] в своей книге «Школа европейского лизинга» пишут, что лизинговые сделки в древнем государстве Шумер датируются 2000 годом до нашей эры. Глиняные таблички, найденные в шумерском городе УР, содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земли, животных.
С точки зрения современных исследователей Н.Н. Внукова., О.В. Ольховикова появление лизинга связано с качественными изменениями общественных отношений и коренным преобразованием экономической системы в целом.
Рассмотрим, шесть основных отношений этапов в истории развития лизинговых отношений. Первый этап развития лизинговых отношений характеризуется появлением идеи использования чужих средств труда,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
в обмен на денежное вознаграждение.
Второй этап связан с появлением в древнем Риме института владения активами без права собственности, впоследствии ставшим основой развития европейских правовых систем. Например, в Англии одним из первых нормативных актов, регулирующих отношения, похожие на лизинговые отношения, был закон Уэльса 1284 года (Statute of Wales).
Третий этап лизинговых отношений характеризуется развитием правовых конструкций английского законодательства по аренде - продаже железнодорожных вагонов для перевозки угля.
Четвертый этап - появление идеи защиты технологии с помощью не продажи продукции, а предоставления ее в пользование.
Пятый этап связан с использованием лизинга как эффективного канала пополнения недостатка в финансовых ресурсах, появлением лизингового рынка в США.
Шестой этап - это мировая лизинговая система, где осуществляется двусторонне использование лизинга: с одной стороны как эффективного механизма пополнения финансовых ресурсов, с другой стороны как эффективного механизма помощи в сбыте. В начале 60-х годов первые лизинговые компании появились в Японии и, лизинговые операции начали приобретать международный характер. В 70-х годах в результате подписания в г.Оттаве «Конвенции о международной финансовой аренде», возникали международные лизинговые объединения типа «Орион Лизинг Трун», осуществляющие операции во всех странах мира.
Таким образом, рассматривая историю развития лизинговых отношений, следует, что на базе процесса начала становления и развития лизинга начался целый ряд других процессов, определяющие уже последующие этапы его развития. И в основе всего его развития лежат определенные коммерческие отношения, преследующие получение прибыли лизинговой компанией (поставщиком имущества) и лизингополучателями.
В последующие годы, с позиции отдельных исследователей, понятие лизинга рассматривают как новую форму кредита и обосновывают это тем, что лизингодатель предоставляет лизингополучателю возможность приобретения и использования оборудования, а затем уплачивать стоимость частями, что означает фактически финансирование лизингополучателя. Если лизинг это долгосрочная аренда машин, оборудования, следовательно, лизинг является специфической формой финансирования капиталовложений альтернативной банковскому кредитованию и использованию собственных финансовых ресурсов.
В существующем многообразии определений понятия лизинг или лизинговые отношения, можно выделить общий момент, в отношении которого все ученые разных времен и эпох единодушны. Независимо от того, рассматривают лизинг как новую форму кредитных отношений или как специфическую форму финансирования, все исследователи подчеркивают, что лизинг обеспечивает эффективное функционирование процесса производства.
Вышеизложенное можно подытожить, что в мировой практике к настоящему времени накоплен значительный опыт применения лизинга, как инструмента, способствующего обновлению и модернизации материально-технической базы реальных секторов экономики. Вместе с тем, в Кыргызской Республике становление и развитие лизинга не получил широкомасштабного применения, хотя экономика остро нуждается в замене изношенных основных средств предприятий реального сектора экономики. То есть, лизинг в нашей республике только приживается и считается, что это молодое, но очень перспективное направление финансовой деятельности.
Лизинговые отношения в Кыргызской Республике стали осуществляться с 2003года на основе Закона КР от 13 июня 2002 года «О финансовой аренде (лизинге)».
С экономической точки зрения лизинг имеет сходство с кредитом, предоставленным на покупку оборудования. При кредите в основные фонды заемщик вносит в установленные сроки платежи в погашение долга, при этом банк для обеспечения возврата кредита сохраняет за собой право собственности на кредитуемый объект до полного погашения ссуды. При лизинге арендатор становится владельцем взятого в аренду имущества только по истечении срока договора и выплаты им полной стоимости арендованного имущества. Однако такое сходство характерно лишь для финансового лизинга. Для другого вида лизинга -
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
оперативного, наблюдается большее сходство с арендой оборудования. Лизингодатель и лизингополучатель оперируют с капиталом не в денежной, а в товарной форме, что сближает лизинг с инвестированием.
Рассматривая сущность и значение лизинга как нового механизма (инструмента) кредитных отношений в аграрном секторе экономики, хочется подчеркнуть, что важным условием организации эффективного сельскохозяйственного производства является оптимальное формирование и рациональное использование ее материально-технических ресурсов, которая многогранна и имеет натуральный и стоимостной состав. По натуральному составу МТБ включает средства и предметы труда (машины, оборудования, здания и сооружения, семена, корма, сырье, топливо, рабочий и продуктивный скот).
Безусловно, в аграрном секторе экономики конкурентноспособность производимой продукции во многом зависит от уровня ее технического оснащения. Электровооруженность труда сельских работников должна составлять не менее 60 л.с., а фактически в республике она составляет 20-25 л.с.
Имеющаяся техника не только морально устарела, но и физически изношена. Для выполнения комплекса полевых работ в оптимальные сроки необходимо иметь на 1000га пашни 16 сильных тракторов, для своевременной уборки - 10 зерноуборочных комбайнов. В республике нормативная потребность в тракторах удовлетворяется лишь на 40-50%, в зерноуборочных комбайнах - 30-35%.2
Фондопроизводящие отрасли агропромышленного комплекса республики не способны удовлетворить требования расширяющегося субъектов малого и среднего предпринимательства, К(Ф) Х малогабаритными техниками.
В настоящее время по обеспеченности сельскохозяйственными машинами К(Ф)Х и другие формы хозяйствования аграрного сектора сильно отстают от других развитых и развивающихся стран. Например, на 1000 га пашни в Канаде приходится 16 тракторов, в США -36, в Англии - 82, в Германии - 115, в России -10, в Кыргызской Республике -0,5. На 1000 га посева зерновых культур соответственно приходится зерноуборочных комбайнов 8,19, 14,20,6 и 1.
Начиная с 1990 года обновление материально-технической базы АПК проводилось очень медленными темпами, примерно на уровне 1% в год, тогда как стандартные нормы замены составляют 5-7% в год. Этот 1% включает 890 тракторов, 209 зерноуборочных комбайнов и 177 сеялок и других машин.
За период экономических преобразований парк тракторов и сельхозмашин в аграрном секторе экономики резко сокращен. К примеру, в 2010 году по сравнению с 1990 годом количество тракторов сократилось на 28,4%, культиваторы на 41,9%, сеялки на 44%, жатки в 11,3 раза.
Таблица 1.3.1
Парк тракторов и других сельскохозяйственных машин (во всех категориях хозяйств)3.
1990 1995 2000 2006 2007
Тракторы - всего 31533 21976 24512 21921 24534
Плуги тракторные 5772 5215 6119 6428 6816
Культиваторы 4314 2826 2426 2043 2253
Сеялки 5261 3432 3461 2482 2960
Жатки 1300 911 385 304 140
Зерноуборочные комбайны 3781 2990 3423 2690 3091
Кукурузоуборочные комбайны 812 528 324 194 114
Кормоуборочные комбайны 2056 1621 874 370 326
2009 2010 2012 2013 2014
Тракторы - всего 24445 22606 22134 22760 21 367
Плуги тракторные 7517 7145 7453 7670 7545
Культиваторы 2208 2245 2342 2342 2280
Сеялки 2853 2947 2934 2967 2845
Жатки 116 115 114 114 112
Зерноуборочные комбайны 2998 2979 3011 3240 3190
Кукурузоуборочные комбайны 177 177 99 99 97
Кормоуборочные комбайны 222 253 253 245 239
2 Абдымаликов К., Жумабаев Ж, Экономика сельского хозяйства: ОсОО - Бийиктик.,Б,2012-С.241
3 Составлено автором на основе выборки данных Минсельхоза КР «Сельское хозяйство КР», 1995-2015гг
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
Из данных таблицы видно, что в хозяйствах аграрного сектора республики дефицит техники примерно составляет: зерноуборочных комбайнов - 44,7%; тракторов - 39,8%; посевных оборудований - 36% и т.д. Огромные затраты на капитальный ремонт сельскохозяйственной техники оказывает влияние на конкурентноспособность производимой продукции хозяйств аграрного сектора. Учитывая межрегиональный и внутрирегиональный фактор дефицита сельхозтехники, возникает необходимость перемещения сельхозтехники из одного региона в другие, что в некоторой степени компенсирует дефицит техники. Вместе с тем, и такой подход влечет высокие затраты на технические обслуживание, связанное с перемещением.
Дефицит тракторов и посевного оборудования рассчитывается на основе сопоставления уточненных технических параметров (один универсальный трактор на 40 га, одна сеялка на 200 га, 1 зерноуборочный комбайн на 200 га). Фактором кризиса в аграрном секторе является обеспеченность средствами производства на недостаточном уровне. Фактическая потребность в машинах и оборудованиях по сравнению с нормативной потребностью снизилась до 20-30%. А соотношение между силовыми и рабочими машинами еще ниже, 1:0,5, тогда как по нормативам -1:3, то есть на 1 тысячу сомов стоимости тракторов необходимо иметь 3 тысячи сом стоимости сельскохозяйственных машин и оборудования. Все это подтверждает факт недостатка сельхозмашин в хозяйствующих субъектах аграрного сектора экономики.
Из всего вышеизложенного видно, как с течением времени и проведением реформ проблема недостатки для сельских товаропроизводителей только возрастало. Аналитические материалы и исследования по производству и приобретению средств механизации для аграрного сектора показывают, что правительством также проделывалось работа по поддержке развития данного сектора экономики. Например, в 1992 году в республику было завезено 2 тысячи тракторов, тогда как общая потребность в них составляла 10 тысяч тракторов. В 2005 году из России завода «Ростсельмаш» закуплено 35 комбайнов, в 2006 году - 32, в 2007 году -70 комбайнов. В этом же году, на основе двустороннего соглашения заключенного между Россией и Кыргызской Республикой было создано совместное предприятие по сборке комбайнов «Ак-Жол-Нива» на базе ОсОО «Агропромсервис». Завод поставлял комплектующие, а совместной предприятие собирал технику, тогда изначально было собрано 9 комбайнов нового поколения VEKTOR - 410. В дальнейшем СП собирал по 100-150 комбайнов. В 2008 году государством выделено 75 млн. сомов для сборки тракторов марки VTO в г. Кара-Балта. В 2009 году также было выделено 75 млн. сомов на покупку тракторов и было закуплено 100 тракторов МТЗ (Беларусь), за счет китайского гранта приобретено 1205 единиц тракторов китайского производства, 1205 плугов и 6 единиц тягачей. По гранту Японии закуплено 105 единиц зерноуборочных комбайнов СК-5 «Нива». Таким образом, можно констатировать, что материально-техническая база сельхозпроизводителей в настоящее время не позволяет вести эффективно свои хозяйства, нет ощутимого прироста конкурентоспособной сельхозпродукции, купленные и приобретенные сельхозмашины устарели, требуют ремонта, подлежат списанию. Особенно не хватает зерноуборочных, кукурузоуборочных комбайнов, тракторов универсально-пропашного назначения. На сегодня по республике из 3456 единиц зерноуборочных комбайнов более 32% не участвуют в уборке из-за технического состояния, а из имеющихся 177 единиц кукурузоуборочных комбайнов только 67 в исправном состоянии. Субъекты аграрного сектора не располагают финансовыми средствами для покупки и обновления техники. К тому же сельхозпредприятия в большинстве своем не имеют возможности получать кредиты в коммерческих банках, так как они не кредитуют убыточные предприятия, с неликвидной собственностью. Кроме этого, сельхозпроизводители не могут обновлять свои технопарки после 2-3-х лет эксплуатации, как это происходит в развитых странах. Неадекватный рост цен на промышленную продукцию и энергоносители, задержка реализации их продукции еще больше подкашивают всех сельхозпроизводителей в финансовом отношении. Поэтому существенной проблемой остается вопрос обеспечения сельхозпроизводителей финансовыми ресурсами. В этой связи можно определенно утверждать, что аграрный сектор экономики это специфический, особенно нуждающийся в банковской поддержке отрасль. Это связано с множеством причин: со слабостью государственного вмешательства, с высокой капиталоемкостью и низкой фондоотдачей, с несовпадением объема затрат с объемом доходов и т.д.
Принимая вышеизложенное за очевидные факты, мы убедились в том, что необходимо как можно активнее применять лизинг и лизинговые отношения в аграрном секторе экономики. Для лучшего же
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X
понимания того, с чего и как правильно начать осуществление этой задачи, предлагается ниже следующий анализ рынка лизинга в Кыргызской Республике.
С 2003 года, начался процесс внедрения лизинговых операций в республике, и лизингодателями были всего 5 банков - (Демир Банк, Энергобанк, Инексимбанк, Кыргызский Инвестиционный Кредитный Банк (КИКБ) и Толубай банк), ФККС и лизинговая компания «Кыргызайылтехсервис», которая обеспечивала оборудованием, минеральными удобрениями и сельхозтехникой сельских товаропроизводителей. Эти финансовые институты в 2003 году осуществили 165 лизинговых операций (1 млн. долларов США), из которых сельхозтехника составляла 33%. В 2004 году проведено 113 лизинговых операций (600тыс. долларов США), из которых сельхозтехника составила 31%, такое процентное снижение связано с сокращением лизинговых операций в 1,7 раза, чем в 2003 году. В 2005году проведено 51 лизинговых сделок, (173 тысячи долларов США), это в 3,5 раза ниже уровня 2004 года, сельхозтехника составила 14%. В 2006 году осуществлено 29 лизинговых операций, из которых составила сельхозтехника - 9%.
Если говорить об общих тенденциях развития лизинга в Кыргызской Республике, можно отметить увеличение стоимости имущества, передаваемого в лизинг, несмотря на сокращение общего количества сделок. Если излагать доступным языком, коммерческие банки отдают предпочтение краткосрочным вложениям ресурсов посредством традиционной кредитования, а не лизинга и, достаточно осторожно относятся к использованию своих ресурсов для финансирования долгосрочных проектов.
Хозяйствующие субъекты аграрного сектора также предпочитают брать кредиты банка, а не лизинг, так как очень дорогие услуги по страхованию предмета лизинга, очень высокие суммы регистрационных сборов по лизинговым операциям. Существуют проблемы при уплате налога с продаж с лизинговых сделок, что также ведет к удорожанию по сравнению с кредитами банка. Список использованной литературы:
1.Андреев П.А., В.М. Баутин . Лизинг: общая характеристика, история, применение АПК -Информагротех,1993 -47с.
2.Беспахотный Г. Необходима государственная поддержка сельского хозяйства// Экономика сельского хозяйства России .-1996. -№2. -С.26.
3.С. Медведков Лизинг в экономике США//США: Экономика, политика, идеология- 1979 -С.95-99.
4.П.Балтус., Б.Майджер., Школа европейского лизинга/ Мир лизинга - Х: Основа.,1994 -С.224 References:
1.PA Andreev , VM Boutin . Leasing : general characteristics , history , the use of AIC - Informagroteh 1993 -47s .
2.Bespahotny G. necessity of state support of agriculture // Agricultural Economics Rossii. -1996.-№2.- P.26 .
3.C. Medvedkov Leasing in the US economy // USA: economics , politics, ideologiya- 1979 -S.95-99 .
4.P.Baltus , B.Maydzher , School of European leasing / leasing World - X : . . The base 1994 -S.224 .
© Джоробаева М.А., 2016
УДК 33
Джоробаева Мукаддас Абдужалиловна
кандидат экономических наук, доцент, Ошский государственный университет, г. Ош Кыргызстан E-mail.ru: [email protected]
О МЕРАХ БЛАГОПРИЯТСВУЮЩИХ ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ ЛИЗИНГОВЫХ
ОТНОШЕНИЙ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ
Аннотация
В статье рассматривается перспективный широко используемый во многих странах метод обновления