7. Olejnik, O. S. Osnovnye harakteristiki i tendencii razvitiya zhivotnovodcheskoj otrasli v Vol-gogradskoj oblasti [Tekst]/ O. S. Olejnik, N. N. Balashova // Izvestiya Nizhnevolzhskogo agrouniversi-tetskogo kompleksa: nauka i vysshee professional'noe obrazovanie. - 2016. - №3 (43). - S. 295-305.
8. Oficial'nyj sajt informacionnogo agentstva Euronews. Evropa / Demon-stranty v Bryussele trebuyut zapreta predpolozhitel'no opasnogo pesticida [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://ru.euronews.com/2017/07/19/doloi-glifosat
9. Oficial'nyj sajt informacionnogo agentstva Rossii TASS. Mezhduna-rodnaya panorama / Vo Francii proshli akcii protesta protiv GMO-produkcii i korporacii Monsanto [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3303304
10. Oficial'nyj sajt federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/efficiency
11. Statisticheskij ezhegodnik Volgogradskaya oblast' 2015 [Tekst] : statisticheskij sbornik (oficial'noe izdanie) / Volgogradstat. - Volgograd, 2016. - 840 s.
12. Hosl, A. Zapas prochnosti snizhaetsya, i mir dolzhen izmenit' svojo povedenie [Tekst] / A. Hosl // Jekologiya i zhizn'. - 2012 - №3 (124) - S. 44-49.
13. Shepit'ko, R. S. Predposylki i potencial innovacionnogo razvitiya sel'skogo hozyajstva [Tekst] : monografiya / R. S. Shepit'ko, I. S. Korabel'nikov. - Volgograd: FGBOU VO Volgogradskij GAU, 2017. - 152 s.
E-mail: korablick.ru@mail.ru
УДК 631.3(470.45)
ВОСПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНОГО КАПИТАЛА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АГРОЛИЗИНГА
REPRODUCTION OF FIXED CAPITAL FORMATION IN AGRICULTURE: IMPROVEMENT OF AGROLEASING
Л.В. Попова, доктор экономических наук, профессор L.V. Popova
Волгоградский государственный аграрный университет Volgograd State Agrarian University
Статья посвящена исследованию причин низкой эффективности агролизинга в России при всех видимых его преимуществах перед другими инструментами механизма воспроизводства основного капитала в сельском хозяйстве. Рассмотрен положительный зарубежный опыт применения лизинговых отношений и выявлена основная причина различий в российской и международной лизинговой модели: в зарубежной практике финансовые льготы по лизинговым сделкам предусмотрены не для конкретных участников лизинговых отношений, а для всей отрасли. Анализ технического потенциала аграрного сектора в России и в Волгоградской области показал значительный недостаток инвестиций в эту сферу, темпы ежегодного выбытия техники в два раза превосходят темпы ее замены. Основной причиной деформации процесса воспроизводства основных фондов в сельском хозяйстве является низкая платежеспособность большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей, для которых наиболее приемлемым инструментом мог быть агролизинг с государственной поддержкой. В качестве предложения по созданию условий для здоровой конкуренции и цивилизованного лизингового рынка рассматривается перераспределение государственной поддержки между конкурентами в отрасли, что повысит эффективность использования бюджетных средств и позволит потребителю выбрать между конкурирующими компаниями оптимальный вариант.
The article is devoted to the investigation of the reasons for the low effectiveness of agroleasing in Russia with all its apparent advantages over other instruments of the mechanism of reproduction of fixed capital in agriculture. The positive foreign experience in the application of leasing relations is considered and the main reason for the differences in the Russian and international leasing model is
revealed: in foreign practice, financial incentives for leasing transactions are provided not for specific participants in leasing relations, but for the entire industry. The analysis of the technical potential of the agrarian sector in Russia and the Volgograd region showed a significant lack of investment in this area, the rate of annual equipment retirement is twice the rate of its replacement. The main reason for the deformation of the process of reproduction of fixed assets in agriculture is the low solvency of most agricultural producers, for which agro-leasing with state support could be the most acceptable instrument. As a proposal for creating conditions for healthy competition and a civilized leasing market, redistribution of state support among competitors in the industry is considered, which will increase the efficiency of using budgetary funds and will allow the consumer to choose the best option among competing companies.
Ключевые слова: инвестиции в сельское хозяйство, модернизация машинно-тракторного парка, агролизинг, государственная поддержка.
Key words: investment in agriculture, modernization of machine-tractor park, agroleasing, state support.
Введение. Аграрное производство всегда рассматривалось как один из приоритетных секторов экономики России. В настоящее время в условиях экономических санкций и внешнего давления задача увеличения объемов сельскохозяйственного производства для обеспечения абсолютной продовольственной безопасности государства стоит особенно остро. Ее решение невозможно без инвестиционных вложений в отечественное сельское хозяйство, особенно без капитальных вложений в обновление материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Техническое перевооружение отрасли - одна из ключевых проблем, без решения которой невозможно обеспечить развитие сельского хозяйства на инновационной основе. Только внедрение новых технологий и использование новой техники сможет обеспечить устойчивое развитие аграрного сектора экономики страны. Для этого необходимо использовать все возможные ресурсы и источники финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, среди которых в последнее время преобладают кредиты и заемные средства. В сложившихся условиях одной из перспективных форм инвестирования воспроизводственных процессов следует считать лизинг.
Лизинг достаточно давно используется в России и зарубежных странах как форма финансирования приобретения хозяйствующими субъектами техники и оборудования. Значительное развитие лизинговые отношения в АПК России получили после создания АО «Росагролизинг» и выделения на поддержку данного направления значительных финансовых ресурсов. Однако, за последние 5-10 лет в системе агропромышленного лизинга, несмотря на его поддержку со стороны государства, проявились определенные недостатки и слабые стороны, снижающие активность лизингополучателей и эффективность государственной поддержки.
Материалы и методы. В настоящее время лизинговая индустрия как в России, так и за рубежом развивается в условиях, во-первых, роста конкуренции между кредиторами-лизингодателями и, во-вторых, мировой финансово-экономической глобализации. Во всем мире лизингодатели анализируют спрос в данном сегменте рынка и выявляют новые конкурентные преимущества, которые состоят в поиске новых рыночных ниш, в разработке новых лизинговых продуктов, а также в дифференциации продуктов по ассортименту и стоимости дополнительных услуг [2, 8]. Поэтому российские лизинговые компании, занимающиеся агролизингом, должны владеть ситуацией, сложившейся в сельском хозяйстве, однако результаты их работы не говорят о проведении серьезных маркетинговых исследований на рынке сельскохозяйственной техники.
Ситуация в техническом оснащении российского аграрного сектора, как свидетельствует статистика [9], неблагополучная: количество тракторов и комбайнов в сельском хозяйстве России ежегодно сокращается в среднем на 5-6 % (рисунок 1).
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
годы
Рисунок 1 - Парк основных видов техники в сельскохозяйственных организациях по Российской Федерации [9]
Известно, что большая часть из работающей в настоящее время в хозяйствах техники изношена физически на 60-70 %, и как утверждают исследователи, доля морального износа машинно-тракторного парка превышает 90 % [4]. По данным Министерства промышленности и торговли РФ, в России эксплуатируется 60,5 % тракторов, 46% зерноуборочных комбайнов и 44 % кормоуборочных комбайнов старше 10 лет, т.е. за пределами нормативных сроков эксплуатации (таблица 1). Это является причиной ежегодных потерь зерна до 15 млн т, мяса - свыше 1 млн т, молока - около 7 млн т и т.д. [9].
Таблица 1 - Распределение основных видов техники со сроком эксплуатации _более 10 лет по федеральным округам Российской Федерации, %_
Федеральный округ Тракторы Зерноуборочные комбайны Кормоуборочные комбайны
2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г.
Российская Федерация 60,26 59,56 45,43 45,35 42,88 44,37
Центральный ФО 50,72 49,19 35,21 33,81 39,57 38,71
Северо-Западный ФО 56,22 54,50 45,53 43,94 50,08 50,70
Южный ФО 61,45 60,51 48,33 47,73 65,19 60,98
Северо-Кавказский ФО 56,26 53,41 45,74 43,39 63,20 63,94
Приволжский ФО 62,28 61,91 46,76 45,77 39,81 43,05
Уральский ФО 68,40 61,17 49,78 49,95 34,94 35,79
Сибирский ФО 69,34 71,04 50,01 54,09 37,08 41,24
Дальневосточный ФО 46,10 45,21 32,29 30,23 46,59 48,57
Источник: составлено по данным Росстата и Минсельхоза России.
По оценкам специалистов [2, С. 134] для эффективного функционирования сельского хозяйства необходимо ежегодно приобретать порядка 46 тыс. тракторов, но фактически аграрный сектор получает лишь 12 тыс. Отрасль, на которую возложено выполнение государственной политики по импортозамещению и обеспечению продовольственной безопасности населения страны, при таком уровне материально-технического обеспечения не способна восполнить недостаток производства продуктов питания.
Данные Федеральной службы государственной статистики свидетельствуют о ежегодном снижении количества выпускаемой в стране сельскохозяйственной техники [15]. В связи с этим, Минсельхозом была разработана и утверждена Стратегия машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России на период до 2020 года [14]. Государственная программа предусматривает интенсивное обновление сельхозтехники и повышение технической оснащенности сельского хозяйства к 2020 году до 80-90 % от потребности (таблица 2) [9].
Таблица 2 - Машинно-технологическая модернизация сельского хозяйства до 2020 г. (в числителе - наличие, тыс. шт., в знаменателе - оснащенность, %)
Машины 2006 г. 2008 г. 2012 г. 2017 г. 2020 г.
Тракторы 560/43 517/51 578/62 665/76 750-800/81
Зерноуборочные комбайны 148/44 137/48 151/59 185/73 200-210/80
Кормоуборочные комбайны 36/67 29/58 36/73 40/79 43-50/83
Культиваторы 198/52 179/48 199/59 220/78 250/86
Сеялки 247/68 222/59 254/76 281/83 300/92
Источник: составлено по данным [7].
Выполнение Государственной программы рассчитано на стабилизацию экономических условий деятельности сельхозтоваропроизводителей и на активизацию всех инвестиционно-финансовых инструментов, которые могут быть задействованы в технологической модернизации аграрного сектора. Следует отметить, что в настоящее время наблюдается высокий уровень «закредитованности» агроформирований, что приводит к низким инвестициям в основной капитал. Государством заложен механизм поддержки производителей сельхозтехники в размере 15 % от цены сельскохозяйственной техники. Кроме того, предусмотрено субсидирование части затрат на производство техники, реализуемой сельскохозяйственным товаропроизводителям со скидкой в размере и по перечню, утверждённому Правительством Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» [13].
Надежным финансовым инструментом для обновления технического потенциала АПК в России мог стать лизинг как более эффективный метод, по сравнению с традиционным кредитным ресурсом [1]. Уже неоднократно доказаны преимущества лизинга, по сравнению с другими способами инвестирования основных фондов (кредит, аренда, приобретение за счет собственных средств): гибкость условий договора лизинга (залоговое обеспечение зависит от размера аванса и срока договора, тогда как при кредитном договоре объемом обеспечения является вся сумма кредитных средств); финансовые ресурсы лизингополучателя остаются в обороте без изъятия крупной денежной суммы на приобретение актива; налоговые преимущества (возможность применения ускоренной амортизации, экономия налога на имущество); стоимость лизингового имущества не уменьшает ликвидность баланса, давая возможность лизингополучателю использовать другие кредитные инструменты и др. [11].
Однако в последние годы в России наблюдается тенденция сокращения доли рынка лизинговых услуг (таблица 3). Сумма лизинговых договоров, заключенных в 2015 году, сократилась на 20 %, в результате чего объем лизингового бизнеса упал на 22 %.
***** ИЗВЕСТИЯ ***** № 4 (48) 2017
НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Таблица 3 - Динамика лизинговой деятельности в 2010-2015 гг.
Показатели 2010 г 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Объем нового бизнеса (стоимость имущества) (млрд руб.) 450 741 770 783 680 530
Темпы прироста (%) 150,0 64,6 3,9 1,7 -13,2 -22,0
Сумма новых договоров лизинга (млрд руб.) 725 1300 1320 1300 1000 800
Темпы прироста (%) 130,0 79,3 1,5 -1,5 -23,1 -20,0
Объем полученных лизинговых платежей (млрд руб.) 350 540 560 650 690 н.д.
Темпы прироста (%) 9,4 54,3 3,7 16,1 6,1 -
Лизинговый портфель (млрд руб.) 1180 1860 2530 2900 3200 3100
Темпы прироста (%) 22,9 57,6 36,0 14,6 10,3 -3,1
Доля лизинга в ВВП страны 1,0 1,3 1,2 1,1 1,0 н.д.
Источник: составлено по данным Росстата и Минсельхоза России
В структуре сделок по видам экономической деятельности агролизинг занимает менее 3 % (2,9) [3, С. 137], но, в связи с контрсанкциями Правительства РФ, аграрии поставлены в условия покупки отечественной сельскохозяйственной техники, что положительно повлияет на рост лизингового портфеля. Действительно, в 2016 году АО «Росагро-лизинг» поставлено на условиях лизинга 6151 ед. сельскохозяйственной и автомобильной техники, что на 51,1 % больше уровня 2015 года, на общую сумму 19,6 млрд руб., или на 63,3 % больше показателя 2015 года, в том числе 1058 тракторов и 1356 комбайнов [4].
Однако это вынужденная мера, поддержка российского производителя сельскохозяйственной техники должна быть эффективной, бюджетные субсидии должны предоставляться за качественную, высокопроизводительную, надежную технику, не уступающую зарубежным аналогам. Российские машиностроители, получая государственные дотации, не ставят прямой своей задачей удовлетворение интересов сельхозтоваропроизводителя, который не имеет финансовых возможностей приобретать высококачественную зарубежную технику. Так, по системе «федерального лизинга» аграриям предоставляется возможность на выгодных условиях приобрести сельскохозяйственную технику в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 года №1432 «Об утверждении правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» (в редакции от 4 июня 2015 года № 550) [13]. Условиями данного документа предоставляются субсидии в размере 25 % от цены сельскохозяйственной техники, реализуемой по договорам лизинга через АО «Росагролизинг». Поэтому на российском рынке лизинговых услуг невозможна здоровая конкуренция.
В агроформированиях Волгоградской области уже более 25 лет сохраняется тенденция сокращения машинно-тракторного парка (таблица 4).
Таблица 4 - Наличие техники в сельскохозяйственных организациях _Волгоградской области (на конец года; штук)_
Виды техники 1990 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Тракторы (без тракторов, на которых смонтированы машины) 39797 21276 14030 8931 6967 6561 6326
Тракторы, на которых смонтированы машины 5022 1917 952 543 459 446 433
Зерноуборочные комбайны 12465 5679 3999 2700 2101 2007 1936
Кормоуборочные комбайны 3635 1168 424 187 107 98 94
Кукурузоуборочные комбайны 691 290 121 36 24 25 16
Источник: составлено по данным [16].
ИЗВЕСТИЯ
№ 4 (48) 2017
40000
35000
30000
& 25000 н
Э. 20000 и
£ 15000
ш Тракторы (без тракторов, на которых смонтированы машины)
= Тракторы, на которых смонтированы машины
^ Зерноуборочные комбайны Кормоуборочные комбайны ■ Кукурузоуборочные комбайны
1990 2000 2005
2010 годы
2014 2015 2016
Рисунок 2 - Парк основных видов техники в сельскохозяйственных организациях по Российской Федерации [ 16]
Списание устаревшей техники идет неослабевающими темпами (таблица 5): по тракторам - в среднем 5 % в год, по зерноуборочным комбайнам - 7,2 %.
Таблица 5 - Списание техники в сельскохозяйственных организациях Волгоградской области (штук / в % к наличию на начало года)
Виды техники 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Тракторы (без тракторов, на которых смонтированы машины) 1625/7,1 730/5,1 396/4,1 332/4,4 341/4,9 334/5,1
Тракторы, на которых смонтированы машины 146/7,3 77/7,6 25/4,3 16/3,4 22/4,9 13/3,0
Зерноуборочные комбайны 507/8,2 304/7,4 180/6,2 128/5,6 134/6,4 192/9,6
Кормоуборочные комбайны 178/14,0 93/17,7 27/12,4 10/7,8 9/8,4 7/7,0
Кукурузоуборочные комбайны 50/14,8 18/11,8 5/11,9 .../14,8 ./12,0
Источник: составлено по данным [16].
Темпы пополнения машинно-тракторного парка ежегодно отстают от ликвидации изношенной техники (таблица 6). Темпы обновления парка по тракторам - в среднем 2,4 % в год, по зерноуборочным комбайнам несколько выше - 5,1 %.
Таблица 6 - Приобретение техники в сельскохозяйственных организациях _Волгоградской области (штук / в % к наличию на начало года)_
Виды техники 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Тракторы (без тракторов, на которых смонтированы машины) 280/1,3 214/1,5 171/1,9 225/3,2 219/3,3 210/3,3
Тракторы, на которых смонтированы машины 34/1,8 9/0,9 8/1,5 6/1,3 1 /2,7 18/4,2
Зерноуборочные комбайны 96/1,7 181/4,5 90/3,3 101/4,8 151/7,5 172/8,9
Кормоуборочные комбайны 20/1,7 5/1,2 5/2,7 ./0,9 ./3,1 3/3,2
Кукурузоуборочные комбайны 10/3,4 - 1/ 2,8 - - -
Источник: составлено по данным [16].
В 2012 году, когда в Российской Федерации начала действовать льготная программа АО «Агролизинг», волгоградские сельхозтоваропроизводители получили порядка 350 млн рублей на приобретение техники. Но впоследствии из-за сложной фи-
285
нансовой ситуации Волгоградская область не являлась участником льготной программы, поскольку квоты распределялись, прежде всего, на основании платежной дисциплины. В состав участников программы вошли субъекты Российской Федерации, где лизингополучатели не имеют просроченной задолженности перед АО «Росагролизинг» по договорам, заключенным по программе обновления техники, а волгоградские сельхозтоваропроизводители имели долги. Поэтому им приходилось приобретать технику либо за свои средства, либо брать кредиты в банках [6].
Таблица 7 - Приобретение техники в сельскохозяйственных организациях Волгоградской области на условиях лизинга, шт.
Виды техники Тракторы Комбайны Грузовые автомобили Иная с/х техника Всего Сумма (млн руб)
2014 г. 37 18 9 16 80 331,5
2015 г. 30 17 8 21 76 430,0
2016 г. 65 68 25 69 227 1001,0
Источник: составлено по данным [16].
В настоящее время сельскохозяйственные организации Волгоградской области ежегодно увеличивают объемы приобретения техники на условиях лизинга: если в 2014 году сумма лизинговых договоров составляла 331,5 млн руб., то в 2016 году она утроилась. Всего за 2016 год было приобретено 228 тракторов, 172 зерноуборочных комбайна и 3 кормоуборочных комбайна. Из общего количества приобретенной техники в 2016 году через АО «Росагролизинг» по федеральному лизингу оформлено 65 тракторов, 68 комбайнов, 25 автомобилей и 69 сельскохозяйственных машины на общую сумму 1001,0 млн рублей (таблица 7).
Результаты и обсуждение. В зарубежной практике, в частности в США, на которые приходится более половины всего мирового объема лизинга и четверть инвестиций в оборудование, для интенсивного развития этого финансового инструмента привлечены налоговые льготы в форме ускоренной амортизации основных средств и инвестиционной налоговой льготы. Это означает, что преференции предусмотрены не для конкретных участников лизинговых отношений, а для всей отрасли [2, 8].
В России агролизингом занимаются несколько компаний, включая частные, но на долю государственной АО «Росагролизинг» приходится более 90 %, поскольку государственные субсидии по приобретению техники, оборудования и племенного скота предусмотрены только для этой компании [5]. В то же время на площадках АО «Росаг-ролизинг» хранятся внушительные запасы сельскохозяйственной техники, которые не находят спроса даже при наличии льгот, что свидетельствует о неэффективном менеджменте и маркетинге этой крупнейшей государственной компании. Это входит в противоречие с общим неудовлетворительным состоянием технического потенциала в сельском хозяйстве как страны в целом, так и региона [12].
Заключение. Таким образом, в регионах России сельские товаропроизводители не всегда могут воспользоваться федеральным лизингом как мерой государственной поддержки приобретения сельскохозяйственной техники из-за высокой стоимости лизинга, из-за требования платежеспособности потенциальных лизингополучателей и из-за распространения льгот только на регламентированный перечень сельскохозяйственной техники.
Один из выходов из этой ситуации является развитие в России, наряду с государственной компанией, частных сельскохозяйственных лизинговых фирм. Это приведет к созданию здоровой конкуренции и цивилизованного лизингового рынка. Государ-
ственный капитал будет перераспределяться между конкурентами, что повысит эффективность использования бюджетных средств. Сложившееся монопольное положение АО «Росагролизинг» не позволяет потребителю выбрать между конкурирующими компаниями оптимальный вариант.
Библиографический список
1. Балашова, Н.Н. Специфика контрактных отношений в аграрном лизинге [Текст]/ Н.Н. Балашова, К.Ю. Козенко // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. - 2011. - № 4. - С. 262-267.
2. Бутенина, Н. История развития лизинговых отношений в Соединенных Штатах Америки [Электронный ресурс] /Н. Бутенина // Деловая пресса. 1999. - URL: http:// www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_2_aId_51073.html (дата обращения 15 августа 2017 г.)
3. Грибушенкова, В.А. Лизинг как эффективный механизм государственной поддержки отрасли АПК [Текст] / В.А. Грибушенкова // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2016. - №6. - С. 134-148.
4. Досова, А.Г. Воспроизводство машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве Волгоградской области: проблемы и тенденции [Текст] / А.Г. Досова, Л.В. Попова // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. -2017. - №3 (47). - С. 274-281.
5. Коробейников, Д.А. Аналитическая поддержка управленческих решений лизинговой компании в условиях рисков [Текст] / Д.А. Коробейников, Л.В. Попова, С.Ю. Шалдохина // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. - 2014. - № 5. - С. 84-87.
6. Кошкарев, И.А. Повышение эффективности воспроизводства основных фондов на основе развития агролизинга [Электронный ресурс] / И.А. Кошкарев, Л.В. Попова, Д.Н. Попов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, (апрель) 4/2012. -http://uecs.ru/uecs40-402012/item/1232-2012-04-09-05-53-55 (дата обращения 12 августа 2017 г.)
7. Лачуга, Ю.Ф. Стратегия машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России на период до 2020 года [Текст] / Ю.Ф. Лачуга и др. - М., 2013. - 80 с.
8. Международная практика лизинговой деятельности. [Электронный ресурс].- URL: http://www.raexpert.ru/researches/leasing/leasing2002/part2/ (дата обращения 6 июля 2017 г.)
9. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2016 год у Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» Москва 2017. [Электронный ресурс]. -URL: http://izron.ru/articles/ tekhnicheskie-nauki-tendentsii (дата обращения 3 августа 2017 г.)
10. Полухин, А.А. Организационно-экономический механизм технического переоснащения сельского хозяйства [Текст] / А.А. Полухин // Экономические и гуманитарные науки. - 2012.
11. Попова, Л.В. Основные элементы экономического механизма обновления материально-технической базы сельского хозяйства [Текст] / Л.В. Попова, А.Г. Досова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2011. - № 1. - С. 35-37.
12. Попова, Л.В. Противоречия и этапы развития механизма государственного финансового регулирования АПК [Текст] / Л.В. Попова // Финансы и кредит. - 2008. - № 28. - С. 42-46.
13. Постановление от 27 декабря 2012 г. N 1432 « Об утверждении правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 8 июля 2017 г.)
14. Приказ Минпромторга России от 22.12.2011 N 1810 «Об утверждении стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 5 июня 2017 г.)
15. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 3 июля 2017 г.)
16. Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в Волгоградской области. 2016 [Текст] : стат. обозрение / Терр. орган Фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. -Волгоград: Волгоградстат, 2017. - 201 с.
Reference
1. Balashova, N. N. Specifika kontraktnyh otnoshenij v agrarnom lizinge [Tekst]/ N. N. Balashova, K. Yu. Kozenko // Izvestiya Nizhnevolzhskogo agrouniversitetskogo kompleksa: nauka i vysshee profes-sional'noe obrazovanie. - 2011. - № 4. - S. 262-267.
2. Butenina, N. Istoriya razvitiya lizingovyh otnoshenij v Soedinennyh Shtatah Ameriki [Jelektronnyj resurs] /N. Butenina // Delovaya pressa. 1999. - URL: http:// www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_2_aId_51073.html (data obrascheniya 15 avgusta 2017 g.)
3. Gribushenkova, V. A. Lizing kak jeffektivnyj mehanizm gosudarstvennoj podderzhki otrasli APK [Tekst] / V. A. Gribushenkova // ETAP: jekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika. - 2016. - №6. -S. 134-148.
4. Dosova, A. G. Vosproizvodstvo mashinno-traktornogo parka v sel'skom hozyajstve Volgograd-skoj oblasti: problemy i tendencii [Tekst] / A. G. Dosova, L. V. Popova // Izvestiya Nizhnevolzhskogo agrouniversitetskogo kompleksa: nauka i vysshee professional'noe obrazovanie. - 2017. - №3 (47). - S. 274-281.
5. Korobejnikov, D. A. Analiticheskaya podderzhka upravlencheskih reshenij lizingovoj kompanii v usloviyah riskov [Tekst] / D. A. Korobejnikov, L. V. Popova, S. Yu. Shaldohina // Vestnik Saratovskogo gosagrouniversiteta im. N. I. Vavilova. - 2014. - № 5. - S. 84-87.
6. Koshkarev, I. A. Povyshenie ]ffektivnosti vosproizvodstva osnovnyh fondov na osnove razvitiya agrolizinga [Jelektronnyj resurs] / I. A. Koshkarev, L. V. Popova, D. N. Popov // Upravlenie ]konomiches-kimi sistemami: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, (aprel') 4/2012. - http://uecs.ru/uecs40-402012/item/1232-2012-04-09-05-53-55 (data obrascheniya 12 avgusta 2017 g.)
7. Lachuga, Yu. F. Strategiya mashinno-tehnologicheskoj modernizacii sel'skogo hozyajstva Ros-sii na period do 2020 goda [Tekst] / Yu. F. Lachuga i dr. - M., 2013. ? 80 s.
8. Mezhdunarodnaya praktika lizingovoj deyatel'nosti. [Jelektronnyj resurs]. -- URL: http://www.raexpert.ru/researches/leasing/leasing2002/part2/ (data obrascheniya 6 iyulya 2017 g.)
9. Nacional'nyj doklad "O hode i rezul'tatah realizacii v 2016 god u Gosudarstvennoj programmy razvitiya sel'skogo hozyajstva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyajstvennoj produkcii, syr'ya i prodo-vol'stviya na 2013-2020 gody" Moskva 2017. [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://izron.ru/articles/ tekhnicheskie-nauki-tendentsii (data obrascheniya 3 avgusta 2017 g.)
10. Poluhin, A. A. Organizacionno-jekonomicheskij mehanizm tehnicheskogo pereosnascheniya sel'skogo hozyajstva [Tekst] / A. A. Poluhin // Jekonomicheskie i gumanitarnye nauki. - 2012.
11. Popova, L. V. Osnovnye jelementy jekonomicheskogo mehanizma obnovleniya material'no-tehnicheskoj bazy sel'skogo hozyajstva [Tekst] / L. V. Popova, A. G. Dosova // Jekonomika sel'sko-hozyajstvennyh i pererabatyvayuschih predpriyatij. - 2011. - № 1. - S. 35-37.
12. Popova, L. V. Protivorechiya i etapy razvitiya mehanizma gosudarstvennogo finansovogo regulirovaniya APK [Tekst] / L. V. Popova // Finansy i kredit. - 2008. - № 28. - S. 42-46.
13. Postanovlenie ot 27 dekabrya 2012 g. N 1432 " Ob utverzhdenii pravil predostavleniya subsidij proizvoditelyam sel'skohozyajstvennoj tehniki" [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru (data obrascheniya 8 iyulya 2017 g.)
14. Prikaz Minpromtorga Rossii ot 22.12.2011 N 1810 "Ob utverzhdenii strategii razvitiya sel'sko-hozyajstvennogo mashinostroeniya Rossii na period do 2020 goda" [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru (data obrascheniya 5 iyunya 2017 g.)
15. Prognoz social'no-jekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na 2014 god i na planovyj period 2015-2016 godov [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru (data obrascheniya 3 iyulya 2017 g.)
16. Sel'skoe hozyajstvo, ohota i ohotnich'e hozyajstvo, lesovodstvo v Volgogradskoj oblasti. 2016 [Tekst] : stat. obozrenie / Terr. organ Fed. sluzhby gos. statistiki po Volgograd. obl. - Volgograd: Vol-gogradstat, 2017. - 201 s.
Е-mail: lvpopova@bk.r