ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
УДК: 005.591.6:63.575.2
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА В ЕАЭС
К. И. Алексеев, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства E-mail: vniisrs.orelsau@mail.ru
Аннотация. Показаны дата подписания документов о присоединении Кыргызской Республики к Евразийскому экономическому союзу, а также соотношение объема продукции сельского хозяйства этой республики к общему объему производства сельскохозяйственной продукции в 2013 г. входящих в Евразийский экономический союз пяти стран. Даны краткая характеристика аграрного производства республики и показатели его технической оснащенности. Представлены данные по лизингу сельскохозяйственной техники, а также используемые в Кыргызской Республике меры по улучшению качества сервисных и технических услуг для сельского хозяйства и технического и технологического обновления сельскохозяйственного производства.
Ключевые слова: обеспечение, сельхозтоваропроизводитель, Кыргызская Республика, сельскохозяйственная техника, оборудование, Евразийский экономический союз, интеграция, агропромышленный сектор, техническая и технологическая модернизация, техническая оснащенность, кредит, лизинг, инвестиционный проект, машинно-тракторная станция.
Abstract. The date of signing the instruments of accession of the Kyrgyz Republic to the Eurasian economic Union, as well as the ratio of the volume of production of agriculture of the Republic of the total volume of agricultural production in 2013, members of the Eurasian economic Union of five countries. This brief characteristics of agricultural production of the Republic and the performance of its technical equipment. Presents data on leasing of agricultural machinery and used in the Kyrgyz Republic the measures to improve the quality of service and technical services for agriculture and technical and technological renewal of agricultural production.
Key words: agricultural producer, the Kyrgyz Republic, agricultural machinery, equipment, Eurasian economic Union, integration, agro-industry, technical and technological modernization, technical equipment, loan, leasing, investment project, machine and tractor station.
Одним из ключевых элементов формирования продовольственной безопасности является техническое обеспечение сельскохозяйственного производства, причем техническая модернизация в современных условиях стала ключевым фактором развития отрасли. На воспроизводство технической базы аграрных организаций значительное влияние оказывает сформировавшийся рынок сельскохозяйственной техники. Для развития сельского хозяйства Кыргызской Республики необходима техническая и технологическая модернизация сельскохозяйственного производства.
За период с 1991 по 2009 гг. наблюдалось устойчивое снижение количественного состава в машинно -тракторном парке Кыргызской Республики. В частности, число тракторов уменьшилось с 31222 единиц в 1991 г. до 24445 единиц в 2009 г. (на 24%), а количество зерноуборочных комбайнов - соответственно с 3679 до 2998 единиц (на 23%). На 01.01.2012 г. количество тракторов сократилось до 21104 единицы, а зерноуборочных комбайнов - до 2694 единицы (табл. 1). Всего же для сельхозтоваропроизводителей республики, по подсчетам специалистов, необходимо около 28 тыс. тракторов и почти 5 тыс. комбайнов. [11]
Данные о наличии и прогнозируемой потребности в технике сельхозпроизводителей Кыргызской Республики на 01.01.2012 г. говорят о несоответствии обеспеченности техникой и потребности по нормативу почти по всем видам техники (кроме плугов тракторных), кроме того большая часть машинно-тракторного парка эксплуатируется свыше 20 лет (плуги тракторные - 77 %, тракторы и зерноуборочные комбайны - 87 %, сеялки - 95 %, комбайны кукурузоуборочные и кормоуборочные, культиваторы и другая техника - 100 %).
Правительством Кыргызской Республики в 2011 г. было принято ряд мер по обновлению машинно-тракторного парка через предоставление в лизинг фермерам и коллективным хозяйствам современной сельхозтехники. Именно в этих целях 11 июля 2011 года вышло постановление об открытии в ОАО «Айыл Банк» постоянной кредитной линии. В итоге за период с августа 2011 года по октябрь 2012 г. сельхозпроизводители республики получили на лизинговой основе технику на 11,9 млн. долларов США. На эти средства было приобретено 588 тракторов, 8 комбайнов и 42 навесных тракторных оборудований. При этом
были использованы граитовые средства и кредиты, предоставленные Китайской Народной Республикой, Японией и Всемирным Банком. [11]
Таблица 1 - Наличие и прогнозируемая потребность в технике сельхозпроизводителей Кыргызской Республики
(по данным на 01.01.2012 г.) [6]
Наименование техники Требуется по нормативу, шт. Имеется в наличии на 01.01.2012 г., шт. Из них эксплуатируется свыше 20 лет, % Потребность, +/-
Тракторы 27953 21104 87 6849
Комбайны зерноуборочные 4830 2694 86,6 2136
Комбайны кукурузоуборочные 510 99 100 411
Комбайны кормоуборочные 1463 253 100 1210
Сеялки 4123 2612 95,3 1511
Культиваторы 7739 2208 100 5531
Плуги тракторные 5479 7170 77,3 -1637
Бороны дисковые 2124 191 100 1933
Пресс-подборщики 1147 959 100 188
Прицепы тракторные 16773 959 100 188
Грабли тракторные 1293 607 100 686
Косилки тракторные 2294 1631 100 663
Бороны зубовые 78274 18657 100 59617
ОАО «Айыл Банк» предоставляет кредитный продукт «Покупка сельхозтехники, строительство и реконструкция производственных помещений» для всех сельхозтоваропроизводителей Кыргызской Республики, соответствующих требованиям Кредитной политики банка. Предоставляются инвестиционные кредиты на сумму не менее 30001 сом. Собственный вклад заемщика по кредиту должен составлять не менее 30 % от всей суммы по инвестиционным проектам. Обеспечение по кредиту: на недвижимое имущество не менее 80 % от суммы минимального обеспечения; на движимое имущество не более 20 % от суммы минимального обеспечения. Срок кредита - до 7 лет. Валюта кредита - сом или доллары США. Процентная ставка: в сомах и долларах США: соответственно 18 и 16 % годовых или 21 и 19 % годовых заемщикам банка, допустивших просрочку плановых платежей по ранее полученным кредитам в совокупности более 30 календарных дней, но имеющих рекомендацию кредитных специалистов для повторного кредитования. Комиссионные сборы - согласно действующим тарифам банка. Льготный период: по процентам - максимально 6 месяцев; по основной сумме - максимально до 18 месяцев.
За период 2011-2014 г. (по данным на 19.03.2014 г.) в Кыргызксой Республике предприятия аграрного сектора экономики приобрели сельскохозяйственную технику по лизингу в количестве 1290 единиц (2011 г. -284 ед., 2012 г. - 346 ед., 2013 г. - 580 ед. и за период с 1 января по 19 марта 2014 г. - 80 ед.) (табл. 2).
Таблица 2 - Информация о лизинге сельскохозяйственной техники по Кыргызской Республике за 2011-2014 гг. по данным на 19.03.2014 г., ед.[12]
Годы Абим-Лизинг Гослизинг-1 Гослизинг-2 Гослизинг-3 ГБРК Всего
2011 4 280 - - - 284
2012 38 133 112 - 63 346
2013 - 29 181 284 86 580
2014 - - 20 43 17 80
Итого 42 442 313 327 166 1290
*Примечание: АбиМ-Лизинг - проект Всемирного банка и ОАО «Айыл Банк»; Гослизинг-1 - грант КНР на сумму 30 млн. юаней; Гослизинг-2 - возвратные средства Китайского и Японского гранта; Гослизинг-3 - кредит Турецкой республики на сумму 5 млн. долларов США; ГБРК - коммерческий проект ОАО «Айыл Банк» с Государственным банком развития Китая на сумму 1,5 млн. долларов США + 8,1 млн. юаней
В Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 года № 11, раздел «Агропромышленный сектор» главы «Развитие стратегических отраслей экономики» посвящен вопросам повышения объемов производства агропромышленного комплекса и качества продукции, обеспечению продовольственной безопасности страны. В нем подчеркивается, что несмотря на предпринимаемые государством меры по реконструкции и развитию оросительных каналов, поддержке семеноводства и племенной работы ситуация в этих ключевых для сельскохозяйственного производства направлениях не улучшается, а также полностью исчерпан ресурс сельскохозяйственной техники и оборудования. Поэтому
поставлены следующие задачи: улучшение качества и состава сервисных и технических услуг для сельского хозяйства, создание предпосылок для технического и технологического обновления сельскохозяйственного производства.
Меры по улучшению качества сервисных и технических услуг для сельского хозяйства и создание предпосылок для технического и технологического обновления сельскохозяйственного производства сфокусированы на следующих направлениях:
- расширение и восстановление ирригационной сети;
- проведение работ по рекультивации земель;
- содействие в повышении плодородия земель; повышение доступности сельскохозяйственной техники через расширение сети и повышение качества услуг крупных организаций, созданных на принципах государственно-частного партнерства с последующей передачей доли государства частному сектору;
- создание устойчивой системы подготовки и переподготовки кадров сельских товаропроизводителей, обучение современным агротехнологиям и инструментам управления земельными ресурсами путем организации постоянно действующих курсов;
- развитие производственной инфраструктуры в сельской местности (дороги, электричество, водоснабжение - питьевое и поливное).
В связи с этим предлагается реализовать шесть инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе для его технической и технологической модернизации (табл. 3).
Таблица 3 - Инвестиционные проекты в агропромышленном комплексе[13]
№ п.п. Наименование проекта Общая оценочная стоимость Единица измерения Срок реализации, годы
1 Создание 14 семеноводческих хозяйств 7,4 млн. долл. 2013
2 Создание сети племенных хозяйств, по одному в каждой области страны для полного обеспечения спроса отобранных сельскохозяйственных кооперативов 8,5 млн. долл. 2013
3 Создание комплекса современных лабораторий, соответствующих международным стандартам сертификации качества 1,6 млн. долл. 2013-2016
4 Финансирование лизинга сельскохозяйственной техники 5,0 млн. долл. 2013
5 Финансирование лизинга сельскохозяйственной техники 20,0 млн. долл. 2013-2014
6 Мелиоративное улучшение орошаемых земель 11,0 млн. долл. 2013-2017
По данным Министерства сельского хозяйства и мелиорации Кыргызской Республики второй, третий и пятый инвестиционные проекты в агропромышленном комплексе были полностью выполнены.
По первому проекту для 14 отобранных лучших семенных хозяйств республики закуплены международными тенденрными закупками 94 единицы семяочистительной, посевной, уборочной и почвообрабатывающей сельхозтехники и оборудования, которые завезены в республику и переданы данным семенным хозяйствам в порядке товарного кредита сроком погашения в течение 7 лет, с отсрочкой выплаты в течение первых двух лет.
По второму проекту для 10-ти племенных хозяйств приобретена сельхозтехника в количестве 353 единиц общей стоимостью 3429,335 тыс. долларов США (тракторы, комбайны, пресс-подборщики, сеялки, косилки, плуги).
По четвертому проекту согласно постановлению Правительства от 19.02.2013 г. № 88 в рамках Кредитного соглашения между Правительствами Кыргызской Республики и Турецкой Республики приобретены 225 единиц техники (тракторы) на сумму 4,96 млн. долларов США, которые передали в лизинг крестьянам и фермерам.
Для выполнение пятого инвестиционного проекта в агропромышленном комплексе Кыргызской Республики правительством республики были приняты следующие шаги. В целях обновления основных средств производства, расширения инфраструктуры технических средств сервисных служб и модернизации машинно-тракторного парка сельскохозяйственных объектов Кыргызской Республики, а также реализации Соглашения о предоставлении инвестиционных кредитов из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС между Кыргызской Республикой и Евразийским банком развития, подписанного 20 марта 2014 г. в городе Бишкеке, правительством республики было принято постановление от 14 августа 2014 г. № 467, направленное на реализацию данного соглашения. На основании этого постановления поручено предоставлять ОАО «Айыл Банк» сельхозтехнику в лизинг и кредиты на создание объектов инфраструктуры по обслуживанию сельхозтехники на следующих условиях:
- срок лизинга/кредита - до 7 лет;
- процентная ставка - 9 % годовых;
- минимальный вклад лизингополучателей - 20 % от стоимости предмета лизинга;
- при внесении лизингополучателем первоначального вклада в размере 30 и более процентов от стоимости техники, гарантией погашения выступает сам предмет лизинга, без предоставления дополнительного залогового имущества.
Анализ потенциала технической модернизации сельского хозяйства Кыргызской Республики приведен в таблице 4.
Таблица 4 - SWOT - анализ потенциала технической модернизации сельского хозяйства _Кыргызской Республики_
Сильные стороны: Слабые стороны:
1. Государственная поддержка лизинга в сельском хозяйстве; 2. Членство в ЕАЭС 1. Существенный дефицит в сельскохозяйственной технике; 2. Зависимость от иностранных производителей сельскохозяйственной техники; 3. Отсутствие частных и иностранных инвестиций в АПК
Возможности: Угрозы:
1. Частичное обновление МТП сельского хозяйства; 2. Возрождение и модернизация МТМ, предоставление их услуг на льготной основе; 3. Освоение вторичного рынка техники стран ЕАЭС 1. Сокращения объемов производства сельскохозяйственной продукции; 2. Общая стагнация АПК; 3. Сильная зависимость от импорта продовольственных товаров.
Выше указанное соглашение о предоставлении инвестиционных кредитов вступило в силу 14 ноября 2014 г. В соответствии с ним средства предоставляются на 20 лет на льготных условиях (под 1% годовых с льготных периодом на восемь лет). Средства будут направлены на приобретение около 4200 единиц сельхозтехники - главным образом тракторов с навесным оборудованием и зерноуборочных комбайнов. Около 2 млн. долларов США пойдет на создание инфраструктуры сервисного обслуживания приобретаемой техники. В течение двух лет Министерство финансов распределит через кыргызстанский «Айыл Банк» средства кредита между фермерами в виде субкредитов, которые будут использоваться на лизинг техники. Поскольку субкредиты имеют более короткий срок погашения, за 20 лет фермеры получат в лизинг технику на сумму до 120 млн. долларов США. Причем за счет возврата средств основного долга и процентов по бюджетному кредиту, предоставляемому Минфином Кыргызской Республики «Аыйл Банку», будет создан целевой государственный фонд бюджетной поддержки лизинга, из которого «АйылБанк» продолжит лизинговое кредитование. Проект финансируется из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС (АКФ), средствами которого управляет Евразийский банк развития, и предусматривает предоставление Министерству финансов Кыргызской Республики 20 млн. долларов США на финансирование приобретения сельскохозяйственной техники.[14]
Ожидаемыми эффектами от реализации проекта являются:
- уменьшение себестоимости производства сельскохозяйственной продукции на 2% за счет
снижения издержек по содержанию сельскохозяйственной техники на 10 % по республике;
- прирост количества сельскохозяйственной техники на 8,5 % от имеющейся в наличии на
01.01.2013 г.;
- повышение уровня инвестиций в сельскохозяйственную отрасль Кыргызской Республики
с соответствующей модернизацией производства;
- содействие дальнейшей интеграции между странами-участниками АКФ путем увеличения
экспорта аграрной продукции из Кыргызской Республики на рынки государств-участников Антикризисного фонда ЕврАзЭС и поставок в Кыргызскую Республику сельскохозяйственной техники из государств-участников АКФ. [15]
Планируется, что деньги на реализацию пятого инвестиционного проекта будут направлены на закупку техники производства стран Таможенного союза и непосредственно ОАО «Ростсельмаш», особенно после вступлении Кыргызской Республики в ЕАЭС. Через ОАО «Айыл Банк» проходят 96 % всех лизинговых операций по сельхозтехнике в Кыргызской Республике.
Практически стопроцентная изношенность машинно-тракторного парка и отсутствие частных капиталовложений - одна из главных проблем в сельском хозяйстве Кыргызской Республики. Поэтому в республике решили возродить машинно-тракторные станции (МТС). Первый шаг на пути обновления парка сельхозмашин и механизации производства в сфере АПК сделал в 2012 г. юг страны. Поставщик техники для новой МТС являлся ООО «Автомаш-Радиатор» - официальный дилер ПО «Гомсельмаш», РУП «Бобруйский
завод тракторных деталей и агрегатов», ПО «Минский тракторный завод» (все Беларусь) и компании «ATESPAR» DIS.TIC.LTD.STI (Турция). За период с января по сентябрь 2012 года в Кыргызской Республике этой компанией было продано 6 комбайнов немецкого концерна CLAAS, и 22 белорусских комбайна «ПАЛЕССЕ» GS812. Также было продано 798 тракторов «Беларус», 402 трактора «YTO» (Китай), один трактор John Deere и 6 тракторов CLAAS.
Услуги МТС для кыргызских фермеров являются платными, однако цены значительно ниже, чем у частных организаций. Если услуг вспашки одного гектара земли на договорной основе с частными предприятиями в данном регионе стоила 2500-3000 сомов, то услуги трактора в МТС не превышают 1500 сомов.
В течение 2012-2015 гг. продолжает реализовываться проект по созданию республиканской сети машинно-тракторных станций (МТС), которые оказывают полный спектр агротехнических работ по заказу клиента. МТС покрыли своей сетью всю республику. Ранее для них приобреталась техника из Германии, Турции, Китая, Белоруссии и США. Но после присоединения Кыргызской Республики к ЕАЭС, решено полностью перейти на технику ОАО «Ростсельмаш». Это позволит сэкономить на стоимости логистики, обслуживании и коммуникациях, а также сократить финансовые затраты фермеров на 10-15 %. Данный проект является очень перспективным, так как позволяет извлечь двусторонние выгоды как для производителей техники из России, так и для фермеров Киргизии, которые готовы поставлять свою экологически чистую продукцию в страны ЕАЭС.
ЛИТЕРАТУРА
1. Злобин Е.Ф. Особенности рынка сельскохозяйственной техники Орловской области / Злобин Е.Ф., Полухин A.A. // Экономические и гуманитарные науки. 2010. № 5 (220). С. 78-84.
2. Санду И. С. Формирование стратегических направлений модернизации технической базы сельского хозяйства на региональном уровне / И.С. Санду, A.A. Полухин, П.И. Бурак // Экономика сельского хозяйства России. 2014. № 10. С. 11-19.
3. Санду И.С. Технико-технологическая модернизация сельского хозяйства России / И.С. Санду, A.A. Полухин // Экономика сельского хозяйства России. 2014. № 1. С. 5-8.
4. Лисютченко H.H. Организационно-экономические основы энергосбережения в сельском хозяйстве/ H.H. Лисютченко, A.A. Полухин// Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences, No. 4 (4) / 2012 page 20-26 http://www.rjoas.com/issue-2012-04.html
5. Лисютченко H.H. Экономическая оценка реализации технического потенциала сельского хозяйства Орловской области / H.H. Лисютченко, A.A. Полухин// Russian Journal of Agricultural and SocioEconomic Sciences, No. 1 (1) / 2012 page 18-20 http://www.rjoas.com/issue-2012-01.html (дата обращения 03.11.2016).
6. Механизация сельского хозяйства: кыргызский опыт // В Кыргызстане решили возродить машинно-тракторные станции (МТС). Статья от 15.10.2012 г. URL: http://www.agroalem.kz/article/farming/page,2,724-mehanizaciya-selskogo-hozyaystva-kyrgyzskiy-opyt.html (дата обращения 03.11.2016).
7. Полухин A.A. Повышение технической оснащенности производства зерновых культур в Орловской области / A.A. Полухин // АПК: экономика, управление. 2009. №7. С. 72-77.
8. Полухин A.A. Конкурентные преимущества производителей сельскохозяйственной техники на рынке Орловской области / A.A. Полухин// Современная конкуренция. 2010. №3(21). С. 97-109.
9. Санду И.С. Экономические аспекты технико-технологической модернизации сельского хозяйства
в условиях интеграции в Евразийский экономический союз / И.С. Санду, A.A. Полухин, П.И. Бурак //
Экономика сельского хозяйства России. 2015. №7 С. 84-89.
10. Полухин A.A. Техническая модернизация российского сельского хозяйства в условиях кризиса и санкций, на фоне интеграционных процессов ВТО и ЕАЭС / A.A. Полухин, A.B. Алпатов, А.Н. Ставцев, КИ Алексеев// Экономика сельского хозяйства России. 2015. №10. С. 79-85.
11. Полухин A.A. Траектория развития рынка сельхозтехники стран — членов ЕАЭС/А.А. Полухин// АПК: экономика, управление. 2015. №10. С. 80-85.
12. Полухин A.A. Technical modernization of Russian agriculture in the conditions of international integration and economic sanctions /A.A. Полухин// Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2015. T. 42. №6. C. 41-51.
13. Полухин A.A. Формирование экономического механизма технической модернизации сельского хозяйства/А.А. Полухин// Биотика. 2015. №1. С. 19-23.
14. Полухин A.A. Problems of technical and engineering modernization of agriculture of russia in conditions of the WTO membership and the euroasian economic union /А.А. Полухин// Вестник Орел ГАУ. 2014. №(50). С. 812.
15. Полухин А.А. Методика оценки срока окупаемости уборочной техники/А.А. Полухин// Аграрная наука. 2014. № 7. С. 30.
16. Полухин А.А. Approaches for justification strategy technical modernization of agriculture given the characteristics of agricultural development and resource provision subjects of the federation/A.A. Полухин// Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2013. T. 24. №12. C. 22-27.
17. Полухин А.А. Основные направления воспроизводства материально-технической базы сельского хозяйства России/А. А. Полухин// АПК: экономика, управление. 2012. №12. С.57-63.
18. Полухин А.А. Особенности формирования тракторного парка сельскохозяйственных предприятий России в современных условиях/А.А. Полухин// Аграрная Россия. 2012. №11. С. 30-34.
19. Источник: kabar.kg // Интерес - к китайской, белорусской, российской технике. Новости от 20 ноября 2012 г. URL: http://www.agroxxi.ru/selhoztehnika/novosti/v-kyrgyzstane-obnovljayut-mashino-traktornyi-park.html дата обращения 02.11.2016).
20. Пресс служба МСХ и МКР // Лизинг сельскохозяйственной техники в Кыргызской Республике. Новости от 19.03.2014 г. URL: http://www.agroprod.kg/modules.php?name=Pages&page=1484 (дата обращения 03.11.2016).
21. Сайт Президента Кыргызской Республики // Текст Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы. URL: http://www.president.kg/ru/news/ukazy/ 1466_tekst_natsionalnoy_strategii_ustoychivogo_kyirgyizskoy_respubliki_ na_period_2013-2017_godyi/ (дата обращения 01.11.2016).
22. Источник: Cbonds.Ru // Вступило в силу соглашение о предоставлении кредита для финансирования поставок сельхозтехники в Кыргызскую Республику. Новости от 19 ноября 2014 г. URL: http://www.zol.ru/z-news/showlinks.php?id=116222 (дата обращения 09.11.2016).
23. Сайт Антикризисного фонда ЕврАзЭС // Финансирование поставок сельскохозяйственной техники в Кыргызскую Республику. URL: http://acf.eabrorg/ru/projects/Leasing/?id_37=29742 (дата обращения 06.11.2016).
24. Сайт Медиа-Группы ЗАО Крестьянские ведомости // «Айыл Банк» расширяет сотрудничество АПК Кыргызстана с Ростсельмаш. Новости от 24.03.2015 г. URL: http://www.AgroNews.ru (дата обращения 03.11.2016).
25. Особенности государственного регулирования сельскохозяйственного производства при вступлении России в ВТО / ЕЛ. Золотарева, В.И. Векленко, И.Я. Пигорев, И. Л. Шамина // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2013. №9. С. 37-39.
26. Семыкин В.А., Пигорев И.Я. Инновационный механизм развития агропромышленного комплекса // В сб.: Проблемы развития аграрного сектора региона: материалы всероссийской научно-практической конференции: в 4-х частях. 2006. С. 3-10.
27. Перегудов В.И. Перспективы биологизации современных технологий возделывания озимой и яровой пшеницы / В. И. Перегудов, А. С. Ступин. Рязань, 2001. 120 с.
28. Ступин А.С. Роль ресурсосберегающих агротехнических приемов в условиях снижения уровня применения техногенных факторов / А.С. Ступин, В.И. Перегудов // Юбилейный сб. науч. тр. студентов, аспирантов и преподавателей агроэкологического факультета РГАТУ, посвящ. 75 -летию со дня рождения
проф. В. И. Перегудова: матер. науч.-практ. конф. Рязань, 2013. С. 42-45.
* * *