Научная статья на тему 'Значение компетентностного подхода в повышении качества профессиональной подготовки студентов'

Значение компетентностного подхода в повышении качества профессиональной подготовки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
554
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / COMPETENCE-BASED APPROACH / KEY COMPETENCES / MAINTENANCE OF EDUCATION / QUALITY OF PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельтевская Нателла Вахтанговна

Обосновываются пути решения проблемы формирования ключевых компетенций, определяющих профессионализм выпускников вуза и способствующих успешной социализации в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тельтевская Нателла Вахтанговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Significance of Competence-Based Approach in Improving the Quality of Students’ Professional Training

The ways of solving the problem of forming key competences defining professionalism of graduates and contributing to successful socialization in the society are substantiated.

Текст научной работы на тему «Значение компетентностного подхода в повышении качества профессиональной подготовки студентов»

N.V. Teltevskaya

The Significance of Competence-Based Approach in Improving the Quality of Students’ Professional Training

The ways of solving the problem of forming key competences defining professionalism of graduates and contributing to successful socialization in the society are substantiated.

Key words and word-combinations: competence-based approach, key

competences, maintenance of

education, quality of professional training.

Обосновываются пути решения проблемы формирования ключевых компетенций, определяющих профессионализм выпускников вуза и способствующих успешной социализации в обществе.

Ключевые слова и словосочетания: компетентностный подход, ключевые компетенции, содержание образования, качество профессиональной подготовки.

УДК 378 ББК 74.58

Н.В. Тельтевская ЗНАЧЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

С

^Стратегической целью современного вуза как важнейшего социального института является подготовка разносторонне образованного и профессионально компетентного специалиста, обладающего творческим мышлением, мотивированного на непрерывное образование, готового к трансформации полученных знаний, использованию имеющейся информации для эффективного решения производственных задач и к разработке инновационных технологий.

Процесс обучения в вузе сложный и многогранный, подразумевающий организацию учебной деятельности, не только направленной на усвоение профессиональных знаний и умений, но и способствующей развитию индивидуальных способностей студентов. Результаты многочисленных исследований показали, что выпускники российских вузов в большинстве случаев не достаточно готовы к свободному использованию полученных знаний в повседневной жизни. В качестве примера можно привести использование знаний иностранного языка в профессиональной сфере.

Традиционное обучение в вузе, как показывает практика, обеспечивая студентов значительным багажом знаний, не способствует в полной мере формированию необходимых компетенций, определяющих профессионализм специалиста, что проявляется в особен-

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 65

ностях адаптации выпускников к новым условиям деятельности, неспособности предвидеть изменения производственных ситуаций.

Необходимо пояснить, в каком контексте нами используется понятие «компетенция». В различных публикациях находим определения, которые в одних случаях делают тождественными понятия «компетентность» и «компетенция», а в других - разграничивают их. По нашему мнению, профессиональная компетентность - это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социальнонравственную позицию личности. Вместе с тем среди исследователей нет и однозначного понимания сущности понятия «компетенция», которое трактуется как: система процедурных, ценностно-смысловых и декларативных знаний, включающих взаимодействующие между собой компоненты, которые активизируются (актуализируются) и обогащаются в деятельности по мере возникновения реальных жизненно важных проблем, с которыми сталкивается носитель компетенции (Ю.В. Фролов, Д.А. Махотин);

интегрированные характеристики качества подготовки выпускника, категории результата образования» (В.Д. Шадриков);

качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости социальных рисков, которые могут быть с ней связаны (Ю.Г. Татур);

внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека (И.А. Зимняя);

совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним (А.В. Хуторской);

личностно осознаваемая, вошедшая в субъективный опыт, имеющая личностный смысл система знаний, умений, навыков (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич).

Несмотря на различия, в приведенных определениях прослеживаются общие подходы к рассмотрению сущности этого понятия. Сходство мнений заключается в том, что авторы усматривают единство теоретического знания и практической деятельности человека в разных сферах (познавательной, общественной, трудовой, бытовой, культурной). Правомерно, на наш взгляд, интерпретировать компетенцию следующим образом: готовность и способность личности к осуществлению конкретной деятельности, характеризующаяся ценностно-смысловым представлением о содержании и результате деятельности и опирающаяся на соответствующие знания и умения.

Сегодня все чаще работодатели учитывают не только квалификацию специалиста, но и его компетентность в различных сферах жизнедеятельности. Поэтому одним из приоритетных направлений решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов является ориентация вузовского образования на реализацию компетентностного подхода, охватывающего, наряду с конкретными знаниями и навыками, такие категории, как способности, готовность

66 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

человека к использованию усвоенных знаний и способов деятельности на практике для решения различного рода поставленных перед ним задач.

Фундаментальность профессионального образования, формирование и развитие у студентов ключевых компетенций способствуют успешной социализации выпускников в обществе, адаптации на производстве и повышению их конкурентоспособности на рынке труда.

В работах исследователей (психологов и педагогов) рассматриваются характерные признаки ключевых компетенций, к числу которых относятся многофункциональность, надпредметность, высокий уровень интеллектуального развития, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности. Однако их формирование осложнено рядом факторов, и прежде всего отсутствием преемственности в формировании этих компетенций в школе и вузе. Согласно Болонской декларации выпускник образовательного учреждения должен быть конкурентоспособным на рынке труда, быть готовым переучиваться и перестраиваться на новый вид деятельности, должен обладать следующими компетенциями: социальными, языковыми, информационными, способностью учиться всю жизнь, социально-профессиональной мобильностью, умением жить в поликультурном обществе [1]. Значимость формирования названных компетенций подтверждается тем, что в США и развитых странах Европы проводятся экзамены по этим ключевым компетенциям. Однако в содержании федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения в основном предусматривается формирование общекультурных и специальных профессиональных компетенций.

Рассмотрим некоторые аспекты образовательного процесса в вузе. Один из них касается проблемы содержания профессионального образования, актуальность которой обусловлена особенностями социально-экономического развития общества (изменение условий этого развития закономерно вызывает необходимость привнесения изменений в содержание образования). Свидетельством тому служат результаты многих исследований, в том числе выявление все новых и новых соподчиненных проблем, требующих своего решения.

Важность и полинаправленность решения поднятой проблемы детерминируют необходимость ее комплексного исследования, объединения усилий философов, социологов, психологов, дидактов, методистов и других специалистов. Развитие наук сегодня характеризуется значительным и быстрым накоплением информации, что ставит перед высшей школой очень сложную задачу отбора из наук самого главного, основного, того, что составляет систему упорядоченных знаний, служащих фундаментом профессиональной компетентности.

Фундаментализация содержания учебных дисциплин в высшей школе осознана давно, но не получила достаточного теоретического обоснования. Педагогической и социальной значимости разработки данной проблемы посвящены работы Ю.К. Бабанского, утверждающего, что содержание должно своевременно приводиться в оптимальное соответствие с меняющимися требованиями социального и научно-технического прогресса, чтобы помочь подрастающему поколению овладеть научным потенциалом общества и вооружить его знаниями и умениями, позволяющими развивать, обогащать этот научный потенциал

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 67

в будущем [2, с. 13]. Для совершенствования содержания надлежит руководствоваться критерием целостности, позволяющим достаточно полно отразить в нем требования общества к развитию личности, что и сегодня соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. Если возьмем в качестве основополагающего критерий целостности, то неизбежно приходим к вопросу о системности профессиональных знаний, так как целостность присуща только системе [3].

Вместе с тем наиболее существенной и сложной задачей, как было подмечено С.И. Архангельским, является определение содержания отдельных дисциплин и «отбора из науки самого важного и основного, того, что составляет в науке систему упорядоченных знаний» [4, с. 326]. В разработке научного обоснования содержания профессионального образования исследователи (Э.Ф. Зеер, В.С. Леднев, Д.Н. Никандров, Е.И. Сахарчук, Н.В. Тельтевская и др.) отдают приоритет междисциплинарным связям, актуальность которых обусловлена характерными особенностями современного развития наук - их дифференциацией и интеграцией. Дифференциация и интеграция как закономерность развития науки на современном этапе не может не отразиться на содержании вузовского обучения, поскольку, с одной стороны, для областей научного знания характерна все большая детализация содержания и методов исследования, а с другой - происходит соединение наук, их взаимопроникновение, отличающееся концептуальным единством. Дифференциация в науке характеризуется в известной степени этапом накопления материала, интеграция - созданием новой, более совершенной картины мира. Междисциплинарные связи систематизируют научные знания, содействуют установлению общности в развитии отдельных явлений, изучаемых отдельными научными дисциплинами, но без нарушения их внутренней логики, указывают оптимальный путь их применения.

В исследованиях И.Д. Белоновской, Е.В. Караваевой, Р.М. Петруневой, О.Ф. Пираловой, Е.В. Ткаченко обосновывается необходимость выявления потенциала учебных дисциплин для формирования компетенций, которые полностью будут соответствовать запросам работодателей.

Как элемент содержания профессионального образования должен обязательно предусматриваться личностный опыт, в том числе опыт творческой деятельности, который основывается не только на когнитивной составляющей, но и на сформированности информационной компетенции. Личностный опыт, как правомерно отмечает В.В. Сериков, нужно рассматривать как обязательный компонент содержания образования, отличающийся определенным своеобразием, которое порождается межсубъектным общением участников образовательного процесса [5]. Необходимо также предусмотреть включение в содержание учебных дисциплин элементов, требующих от студентов творческого поведения (решение задач и различного рода проблем).

Таким образом, совершенствование содержания профессионального образования связано с отбором учебного материла на основе установления междисциплинарных связей, содействующих формированию надпредметных знаний и умений, формирования личностного опыта познавательной деятельности.

Особое внимание требуется обратить не только на содержание профессио-

68 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

нального образования, но и организацию учебно-воспитательного процесса, на формирование у студентов умений работать в группах, анализировать различные ситуации и разрешать их посредством опоры на имеющиеся знания и привлечения дополнительной информации.

Заметим, что для традиционного образования характерна ориентация на некоего «среднего» студента, оценка профессиональной подготовки которого сводится к определению уровня усвоенных знаний по пятибалльной системе. В силу этого студент является объектом педагогического воздействия. Ориентация образования на формирование компетенций предполагает иную роль студента, он становится субъектом собственного развития, ответственным за свои учебные достижения. Самостоятельность специалиста, его способность без чьей-либо помощи квалифицированно выполнить порученную работу является показателем его конкурентоспособности на рынке труда и успешности в достижении поставленных целей. Наличие такого показателя обязательно сказывается на умении специалиста самостоятельно пополнять свои знания, мотивировать себя на приобретение новых знаний, рационально планировать и организовывать собственную деятельность, что, безусловно, повышает эффективность его профессионального обучения.

Для того чтобы названные личностные и профессиональные показатели были сформированы у студентов, необходимо организовать образовательный процесс, расширив поле их самостоятельной деятельности с использованием современных форм и технологий обучения (информационных, модульных, телекоммуникационных, компьютерных, медиатехнологий и др.).

Развитие самостоятельности студентов подводит их к осознанию роли самообразования для своего профессионального становления и к тому, что такая деятельность становится крайне необходимой, жизненно важной, является средством, способствующим качественному решению стоящих производственных задач. Самостоятельная работа содействует преобразованию обучения в самообучение, что детерминирует изменение отношения субъектов к окружающим явлениям и предметам, влияет на их ценностные установки. Одновременно формируется готовность будущих специалистов к непрерывному самообразованию, которое рассматривается как один из необходимых компонентов профессиональной деятельности, характеризующих их квалификацию.

Качественно меняется роль самого преподавателя, который организует совместную деятельность со студентами на основе проектирования и достижения цели профессионального обучения, что, по сути дела, означает предвидение ожидаемых результатов, к которым должны стремиться преподаватели в совместной деятельности со студентами. Оптимальные результаты могут быть достигнуты лишь в том случае, если существует единая ориентация на определенный результат, имеется в наличии взаимное принятие путей его достижения. Осознание студентами цели профессиональной подготовки помогает процессу перевода ее объективного значения в субъективный смысл, превращению ее в жизненно важную задачу, которая становится реальным смыслом активного включения в процесс обучения и качественного усвоения необходимых для успешной профессиональной деятельности знаний, умений и навыков [5].

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 69

Преподаватель должен способствовать развитию каждой отдельной личности, вводя иную систему отношений в совместной деятельности. В этой системе отражается интериоризация межличностных социальных связей, в которые включается каждый отдельный индивид, в результате чего осуществляется переход от внешних социальных воздействий к социальным воздействиям внутри личности. О значении межличностных связей, оказывающих решающее влияние на становление человека как активного субъекта деятельности, идет речь в исследованиях психологов А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова и других, утверждающих, что конкретная деятельность субъекта осуществляется лишь в системе вполне определенных социальных отношений и вне их рассматриваться не может.

Межличностное взаимодействие выступает в качестве важнейшего условия эффективной организации творческого сотрудничества преподавателей и студентов, благодаря которому творческий потенциал субъектов образовательного процесса реализуются наиболее полно, достигает качественно нового уровня развития и содействует созданию предпосылок для творческой самореализации в профессиональной деятельности. Но при этом сами преподаватели должны быть носителями традиций творческой деятельности.

Подлинное творческое сотрудничество проявляется в выборе наиболее эффективных вариантов организации учебного процесса, вследствие чего деятельность приобретает творческий характер, а студент не только усваивает знания и способы их получения, но и сам создает новые знания и приобретает новый опыт, что является личностно значимым и действенным источником развития творческих способностей. Оценка эффективности организуемого творческого сотрудничества должна осуществляться по результатам усвоенных знаний, умений и навыков и выявлению творческой активности студентов.

Развитию творческих способностей студентов призвано способствовать формирование у них опыта исследовательской деятельности, которая является, во-первых, способом освоения действительности и, во-вторых, средством организации учебного процесса. Известно, что исследование как вид деятельности характеризуется присущим человеку стремлением к познанию, к непрерывному поиску, что определяет возможности для формирования информационной компетенции, характеризующейся уровнем владения информационными технологиями.

В межличностном взаимодействии проявляются особенности коммуникативной компетенции, связанной со способностью общения на профессиональном и бытовом уровне. Свободное владение вербальными и невербальными средствами обеспечивает эффективное общение, позволяющее достигать нужного результата.

Таким образом, качественная подготовка будущих специалистов детерминирована содержанием профессионального образования и реализацией компе-тентностного подхода к их обучению. Результатом ее должно стать формирование способностей осознавать проблемы, возникающие в реальных ситуациях, обосновывать возможные решения посредством их анализа и оценки, видеть перспективы своего профессионального роста и адекватно отвечать на современные вызовы.

70 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

Л.А. Волович, О.В. Кандаурова

Библиографический список

1. Болонская декларация: Зона европейского высшего образования: совместное заявление европейских министров образования, г. Болонья, 19 июня 1999 г. иИ-Ь: http://www.inf.tsu.ru/ Webdesign/bpros.nsf/news/010920051

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977.

3. Тельтевская Н.В. Формирование системы профессионально-педагогических знаний: теор. аспект. Саратов, 2002.

4. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1978.

5. Сериков В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999.

6. Тельтевская Н.В. Мотивационная функция целеполагания в учебной деятельности студентов // Изв. Волгогр. техн. ун-та. Сер.: Проблемы социально-гуманитарного знания. 2012. Вып. 11, № 3 (95). С. 130-134.

L.A. Volovich, O.V. Kandaurova The Analysis of the State Educational Standards Application in Social Sciences and Humanities

Advantages and disadvantages of the second and third generation standards of secondary vocational education in humanities and social sciences are studied. The results of the sociological research on the subjects of educational process are analyzed.

Key words and word-combinations: humanities and social sciences, social competence, educational standards.

Исследуются достоинства и недостатки стандартов второго и третьего поколения среднего профессионального образования в области социально-гуманитарных дисциплин. Анализируются результаты социологического исследования субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова и словосочетания: социально-гуманитарные дисциплины, социальная компетентность, образовательные стандарты.

УДК 378 ББК 74.58

Л.А. Волович, О.В. Кандаурова

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПО СОЦИАЛЬНОГУМАНИТАРНЫМ НАУКАМ

^Второй учебный год продолжается переход к обучению на основе новых федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС). Эти стандарты построены на основе модульно-ком-петентностного подхода, ключевым принципом которого выступает ориентация на цели, значимые для сферы труда. Они ориентированы на результаты обучения, то есть на требования рынка труда, что позволяет повысить востребованность будущих специалистов. В отличие от них в стандартах второго поколения был заложен так называе-

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.