G.V. Zavgorodnyaya Pedagogical Conditions of Formation of Experimental Activity Skills among Technical School Students
The pedagogical conditions that increase the efficiency of the process of formation of experimental activity skills among technical school students are revealed and based. Special attention is paid to external and internal factors determining pedagogical conditions.
Key words and word-combinations: experimental activity skills, external and internal factors, pedagogical conditions.
Выявлены и обоснованы педагогические условия, повышающие эффективность процесса формирования умений опытно-экспериментальной деятельности у студентов техникума. Особое внимание уделяется внешним и внутренним факторам, детерминирующим педагогические условия.
Ключевые слова и словосочетания: умения опытно-экспериментальной деятельности, внешние и внутренние факторы, педагогические условия.
УДК 377.5(470.44) ББК 74.57(235.54)
Г.В. Завгородняя
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ОПЫТНО-
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА
I I резидент России Д.А. Медведев отметил, что в настоящее время возникла необходимость обеспечения опережающего развития начального и среднего профессионального образования, так как народное хозяйство на современном этапе испытывает потребность в высококвалифицированных работниках начального и среднего звеньев производства. Глава государства подчеркнул необходимость существенной актуализации содержания и повышения качества профессиональной подготовки на этих уровнях образования с ориентацией ее на международные стандарты качества, учета потребностей местного рынка труда [1]. В то же время практика показывает, что содержание образования и методическое оснащение пока еще не могут полностью обеспечивать качественную подготовку специалистов. Прежде всего это касается процесса формирования профессиональных умений.
Формирование профессиональных умений и навыков должно опираться на теоретическую базу, создаваемую в средней школе. Однако преподаватели отмечают, что студенты -бывшие выпускники школ - не научены простейшим операциям анализа условий, выделению существенных качеств; не приучены оценивать результаты, планировать, организовывать свои действия, что обусловливает необходимость специального педагогического сопровождения.
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 123
Это наблюдение подтверждается результатами анкетирования выпускников по специальности «Технология продукции общественного питания», проведенного в 2009 г. в техникуме дизайна, одежды и сервиса г. Саратова (40 чел.). Только 25 студентов (62,5%) имеют полное представление обо всех видах будущей деятельности. Считают важным профессиональным качеством умение проводить опытно-экспериментальную работу 12 респондентов (30%); на необходимость экспериментального подхода в работе технолога указали 18 опрошенных (45%). Приводя примеры творческого экспериментального подхода в полученной специальности, студенты отметили в основном оформление блюд -12 человек (30%) - и разработку новых блюд - 8 выпускников (20%), что свидетельствует о недостаточной подготовке к одному из важных видов профессиональной деятельности технолога. Полученные результаты показали несостоятельность подготовки студентов в данном направлении и необходимость изменений в теоретическом и методическом плане.
Конкурентоспособность современного специалиста в первую очередь зависит от профессиональных умений опытно-экспериментальной деятельности, а их формирование в средних специальных учебных заведениях (ссузах) вызывает большие затруднения.
Актуальность проблемы развития у студентов ссуза умений опытно-экспериментальной деятельности проявляется в необходимости разрешения противоречий между объективной потребностью общества в конкурентоспособных специалистах, обладающих данными умениями, и недостаточным уровнем их сформи-рованности у студентов; осознанием необходимости в формировании у будущих специалистов умений опытно-экспериментальной деятельности и отсутствием теоретической разработанности данной проблемы в педагогике среднего профессионального образования (СПО). Одним из направлений разрешения этих противоречий является поиск педагогических условий формирования у студентов ссузов умений опытно-экспериментальной деятельности, их выявление и научное обоснование.
По нашему мнению, процесс формирования умений опытно-экспериментальной деятельности у студентов техникума будет более эффективен, если его будут обеспечивать педагогические условия, учитывающие все аспекты данного процесса (содержательный, процессуальный, личностный), и факторы, влияющие на него. Представляется целесообразным методологический подход, трактующий педагогические условия как совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на достижение определенных педагогических целей [2; 3].
Для определения педагогических условий следует учитывать факторы, влияющие на формирование умений опытно-экспериментальной деятельности - внешние и внутренние. К первой группе относятся социальный заказ на конкурентоспособного специалиста и научно-методические ресурсы образовательного учреждения; ко второй - отношение студентов к выбранной профессии и ее видам деятельности, психолого-педагогическое влияние педагогов на личность студента.
Указанные факторы являются психолого-педагогическими предпосылками, детерминирующими педагогические условия.
124 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
Первый фактор - социальный заказ на конкурентоспособного специалиста - в условиях рыночной экономики становится ведущим, воздействующим как на весь процесс профессиональной подготовки, так и на отдельные его стороны. Данный фактор всегда оказывал влияние, но сейчас проявилась его специфичность в особом выделении конкурентоспособности будущего специалиста. Не случайно в качестве приоритетных педагогических принципов был введен принцип конкурентоспособности, реализация которого будет помогать готовить «...конкурентоспособную личность, способную к самовыживанию, к конкурентной борьбе.» [4, с. 165].
Конкурентоспособность технологов пищевой промышленности на рынке услуг будет напрямую зависеть от умений создавать новую оригинальную продукцию, внедрять передовые технологии в производственный процесс.
Отсюда можно выделить первое педагогическое условие: совершенствование содержательного обеспечения процесса формирования умений опытно-экспериментальной деятельности у студентов.
Реализация условия должна осуществляться через внесение дополнений в учебные программы. Усиление практической составляющей курсов общеобразовательных дисциплин за счет введения практических заданий, задач, связанных со специальными предметами и будущей профессиональной деятельностью, может стать одним из направлений совершенствования содержания учебного материала. Другим важным направлением является пересмотр содержания практик за счет увеличения объема опытно-экспериментальной деятельности. Третьим направлением совершенствования содержания профессиональной подготовки может стать использование ориентированных на экспериментальную деятельность таких организационных форм обучения, как спецкурсы и факультативы. Успех работы по этим направлениям невозможен без преподавателей, владеющих методами исследовательской деятельности, и соответствующей методической базы.
Второй фактор, влияющий на формирование умений опытно-экспериментальной деятельности, - научно-методические ресурсы образовательного учреждения.
Преподаватели, будучи носителями традиций науки и исследовательской деятельности, должны передавать их студентам в процессе межличностного взаимодействия. Опытно-экспериментальная деятельность - это творческий процесс, в котором принимает участие преподаватель, помогая студенту приобретать практический опыт. Задачей преподавателя является создание условий, способствующих формированию умений опытно-экспериментальной деятельности у студентов. Это обеспечивается реализацией второго педагогического условия - разработки научно-методического обеспечения процесса формирования умений опытно-экспериментальной деятельности у студентов. Его реализация требует постоянного совершенствования и поддержания профессионально-квалификационного и интеллектуального уровня педагогических работников.
Перерабатывая рабочие программы по общеобразовательным дисциплинам, преподаватели должны предусматривать междисциплинарную связь со специ-
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 125
альными предметами, включать в практическую часть задания, связанные с будущей опытно-экспериментальной деятельностью, что обеспечит преемственность в процессе формирования опытно-экспериментальных умений. Для этого необходима подготовка новых методических указаний к проведению лабораторных занятий, рабочих тетрадей, материалов для проведения уровнево-го мониторинга сформированности умений. В свою очередь, изменение программ, обновление учебно-методических комплексов обусловливает и реконструкцию организационных форм профессиональной подготовки, то есть процессуальных характеристик образования [5, с. 3-7]. Это актуализирует повышение уровня научно-методической деятельности преподавателей, совершенствование педагогического мастерства. Однако даже реализация обоих указанных условий не даст положительного результата без учета внутренних факторов, влияющих на формирование умений опытно-экспериментальной деятельности у студентов.
Третий фактор - отношение студентов к выбранной профессии и ее видам деятельности - связан изначально с мотивами выбора профессии, полным представлением о ней, со знанием ее специфики.
Анкетный опрос, проведенный в техникуме дизайна одежды и сервиса г. Саратова, показал, что только 30 студентам четвертого курса (75%) нравится получаемая специальность и лишь три выпускника (7,5%) указали на значимость опытно-экспериментальной деятельности.
В связи с этим вытекает необходимость внедрения третьего педагогического условия - развитие осознания студентами важности опытно-экспериментальной деятельности в работе технолога.
Реализация данного условия связана с формированием субъектного отношения студентов к своим опытно-экспериментальным действиям, чему будет способствовать профессиональная направленность лабораторных занятий не только по специальным, но и по естественнонаучным и общепрофессиональным дисциплинам.
Необходимо найти точки соприкосновения учебного материала с технологическими операциями в будущей профессиональной деятельности. Студенты, приобщаясь уже на втором курсе к одному из главных видов профессиональной деятельности, успешнее осваивают ее специфику, начинают понимать значимость умений опытно-экспериментальной деятельности для производства и собственного развития. Видя результат своей опытно-экспериментальной деятельности, понимая необходимость ее использования в будущем, они начинают испытывать интерес к получаемой профессии. Этому способствует выпуск специальных газет, бюллетеней, посвященных результатам экспериментальной работы на профильных предприятиях, особенно базовых. Однако даже желая участвовать в опытно-экспериментальной деятельности, студенты не всегда к этому готовы, учитывая слабую подготовку в школе.
В этих условиях большую роль играет такой фактор, как психолого-педагогическое влияние педагогов на личность студента.
Данный фактор проявляется во взаимодействии преподавателей и обучающихся в процессе подготовки и проведения опытно-экспериментальной дея-
126 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
тельности. Специалисты утверждают, что для организации такого взаимодействия следует вводить новую систему взаимоотношений, особый тип взаимодействия между преподавателями и студентами на основе единства смысла и целей этой деятельности [6].
Из этого следует, что в качестве следующего педагогического условия можно выдел ить организацию психолого-педагогического сопровождения опытно-экспериментальной деятельности, которое будет реализовываться через оказание помощи студентам в преодолении выявленных недостатков в познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей при определении характера опытно-экспериментальных заданий.
Общаясь со студентом, педагог создает благоприятный эмоциональный климат, развивает интерес и мотивацию, придает творческий характер учебной деятельности. Для усиления воздействия преподавателю можно использовать собственный студенческий опыт как пример достижений в области опытно-экспериментальной деятельности (создание портфолио). Сопровождая студента, преподаватель является движущей силой, лидером в творческом процессе овладения опытно-экспериментальными умениями. Он создает исследовательскую среду, куда вовлекаются студенты, постепенно сами становящиеся лидерами в своем собственном образовательном процессе, превращающиеся в субъектов опытно-экспериментальной деятельности. У них развиваются личностные качества, помогающие овладевать данными умениями.
Таким образом, сформулированные педагогические условия формирования умений опытно-экспериментальной деятельности у студентов техникума позволят усовершенствовать содержательный, процессуальный и личностный компоненты процесса формирования умений опытно-экспериментальной деятельности. Внедрение данных условий в профессиональное образование не только повысит эффективность процесса формирования умений опытно-экспериментальной деятельности у студентов, но и в целом улучшит подготовку квалифицированных специалистов в ссузах, способных к постоянному творческому поиску, приобретению новых знаний и обладающих навыками научного подхода к решению задач современного производства.
Библиографический список
1. Медведев Д.А. Выступление на совместном заседании Госсовета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 авг. 2010 г. URL: http://blog.kremlin.ru/ post/103/transcript (дата обращения: 06.09.2010).
2. Найн А.Я., Клюев Ф.Н. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект. Челябинск, 1998.
3. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 1992.
4. АндреевВ.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.
5. Данильчук В.И., Сериков В.В. К прогнозу развития образовательных систем // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. 2004. № 1.
6. Тельтевская Н.В. Формирование системы профессионально-педагогических знаний: теоретический аспект. Саратов, 2002.
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 127