References
1. Pedagogika: pedagogicheskiye teorii, sistemy, tekhnologii (Pedagogy: pedagogical theories, systems, technologies). Ed. by S. A. Smirnov. Moscow, 1999. 512 p.
2. Komensky J. A., Lock J., Rousseau J.-J., Pestalozzi J. H. Pedagogicheskoye naslediye (Pedagogical heritage). Moscow, 1992. 486 p.
3. Steiner R. Truth and knowledge. N.Y, 1981. 110 p. (Russ. ed.: Shteiner R. Istina i nauka. Moscow, 1992. 56 p.)
4. Andreyev V. I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya: innovatsionnyy kurs (The pedagogy of creative self-development: An innovative course). Moscow, 1997. 567 p.
5. Ushinskiy K. D. Izbrannyye pedagogicheskiye sochine-niya: v 21. (Selected pedagogical works: in 2 vol.) Vol. 2. Moscow, 1974. 440 p.
6. Freinet C. Ockrvres pedagogiques: 2 t. P., 1994. T. 2. 720 p. (Russ. ed. Izbrannyye pedagogicheskiye sochineniya: v 2 t. (Selected pedagogical works). Moscow, 1990. 304 p.
7. Shatskiy S.T. Izbrannyye pedagogicheskiye sochineniya (Selected pedagogical works: in 2 vol.). Vol 1. Moscow, 1980. 304 p.
8. Maandi N. Shkola moyey mechty (A school of my dream). Narodnoye obrazovaniye (People’s education), 1995, no. 3.
9. Sukhomlinskiy V. A. Pavlyshskaya srednyaya shkola (The secondary school of Pavlyshsk), Moscow, 1979. 393 p.
УДК 378.14:159.923
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
В. М. Смирнова
Смирнова Валентина Михайловна - зав. отделом досуговых, творческих и оздоровительных программ,
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье обосновывается необходимость формирования аутопсихологической компетентности у студентов педагогических специальностей в период их вузовского обучения. Результатом работы стала авторская модель формирования аутопсихологической компетентности студентов, областью ее применения является процесс подготовки будущих педагогов. Апробация модели подтвердила ее эффективность, индикатором этого стал переход студентов с низкого на высокий уровень сформированности аутопсихологической компетентности. В ходе эксперимента доказана взаимообусловленность аутопсихологической компетентности с эффективным вхождением молодого специалиста в профессиональную деятельность. Модель не предполагает кардинальной перестройки сложившейся системы вузовского обучения, для ее внедрения рекомендовано использовать аудиторные занятия предметов психолого-педагогического цикла, профессиональные практики, включение в общественно значимую деятельность. Подчеркивается, что актуализация внутреннего потенциала личности выступает фактором повышения качества профессиональной подготовки выпускников вуза. Ключевые слова: аутопсихологическая компетентность, само-преобразующая деятельность, модель формирования аутопсихологической компетентности.
Современное высшее образование является сегодня одним из ведущих социальных институтов общества, обеспечивающим «...подготовку <...> высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности.» [1, с. 6]. Вместе с тем научные исследования, посвященные профессиональной педагогической деятельности, показывают, что учителя работают в неблагоприятных в психологическом отношении условиях,
поскольку в процессе обучения и воспитания постоянно сталкиваются с трудно прогнозируемыми (нередко конфликтными) ситуациями взаимодействия с детьми, их родителями (лицами их замещающими). В результате этого у педагогов довольно часто возникают стрессовые состояния, приводящие к хронической усталости, нервным срывам, ухудшению здоровья, что, в свою очередь, вызывает существенное снижение работоспособности, увеличивая вероятность принятия ошибочных решений (С. В. Баныкина, М. Р. Битянова, В. И. Журавлев, Е. А. Климов и др. [2-5]). Данная проблема обозначает запрос на формирование у выпускников педагогических специальностей вуза аутопсихологической компетентности, наличие которой позволяет специалисту решать различные задачи как профессионального, так и личного характера.
Анализ научных трудов (Н. В. Кузьминой, К. А. Абульхановой-Славской, А. А. Деркача,
Н. Е. Паевской и др. [6-9]), а также проведенное автором исследование позволили сформулировать общее представление об аутопсихологической компетентности, согласно которому она представляет собой самопреобразующую деятельность (самопознание, саморазвитие, саморегуляцию, самопомощь) на основе системы психологических знаний о себе, а также умений и навыков изменения своего внутреннего состояния для достижения значимых результатов в профессиональной деятельности. Считается, что аутопсихологическая компетентность отражает спектр составляющих - активность, гибкость, адаптивность, стрес-
© Смирнова В. М., 2013
соустойчивость, креативность. Но чаще всего она трактуется с позиции готовности к деятельности, критериями которой выступают мотивация, личная ответственность за собственное поведение и владение продуктивными психотехниками, позволяющими реально перейти к осознанию себя, своей жизни, включиться в самоуправляемое профессиональное саморазвитие, саморегуляцию, самопомощь.
Не вызывает сомнения тот факт, что наличие во внутренних структурах личности студентов аутопсихологической компетентности является мощным фактором, способным существенно повысить качество профессиональной подготовки будущих педагогов. Действительно, как справедливо утверждает Л. А. Степнова, именно аутопсихологическая компетентность позволяет профессионалу «регулировать интраиндивидное (внутриличностное) пространство, являясь результатом целенаправленной психической работы по получению нового знания о себе, регуляции психических состояний и свойств, изменению личностных черт и поведенческих характеристик с целью достижения вершин профессионального мастерства» [10, с. 12].
Отметим, что, несмотря на свою актуальность и значимость, аутопсихологическая компетентность пока не выделена в отдельную группу обязательных компетенций, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Однако аналогичные ей понятия обозначены в общекультурных и профессиональных компетенциях. Например, в ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» (050100) обращается внимание на необходимость формирования у студентов «знаний способов профессионального самопознания и саморазвития, <.. .> умений использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения профессиональных задач, <...> умений на практике создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду» [11, с. 12-13].
Мы уверены, что проблема формирования аутопсихологической компетентности у студентов вуза важна не только на уровне теории, но и на уровне практики. В этой связи, обратившись к теории педагогического моделирования, опираясь на понимание аутопсихологической компетентности как уникального типа самопреобразующей деятельности, востребованной в работе современного педагога, мы разработали модель формирования у студентов педагогических специальностей вуза аутопсихологической компетентности (рисунок). Данная модель не предполагает кардинальной перестройки сложившейся системы вузовского обучения, ориентируя на оптимизацию имеющихся ресурсов через единство аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной видов деятельности студентов. Модель представляет собой
теоретическое видение возможности организации процесса формирования аутопсихологической компетентности (мотивационно-целевой, когнитивный, организационно-содержательный, операционный и результативно-оценочный блоки). В ней заложен традиционный механизм профессиональной подготовки, однако корректировка его целей, задач, направленных на формирование аутопсихологической компетентности, позволила наполнить модель соответствующим содержанием, отобрать наиболее адекватные формы, методы и разработать критериальный аппарат оценки эффективности изучаемого процесса. Апробация модели осуществлялась нами в ходе опытноэкспериментальной работы в период с 2007 по 2012 г. Программа эксперимента включала четыре этапа: анализ исходного состояния (I), проектирование эталонного состояния (II), планирование изменений (III), реализация изменений (IV).
Первый этап был связан с усилением проблематики аутопсихологической компетентности педагога. С этой целью у студентов формировалась база знаний о её сущности, механизмах и значимости для педагогической деятельности. Одновременно студенты экспериментальной группы включались в работу по анализу исходного состояния собственной личности, выявлению сильных и слабых сторон, для чего использовался прием составления «описи» сторон своего «Я».
На втором этапе мы посчитали необходимым акцентировать внимание студентов на самоактуализации личности. В этой связи большое место отводилось информации об «идеальном» учителе, создавались ситуации для развития качеств, способностей и умений, позволяющих студентам идентифицировать себя с его отдельными характеристиками. Кроме того, в рамках факультатива «Практикум по формированию аутопсихологической компетентности студентов педагогических специальностей вуза», а также в процессе самостоятельной работы студенты знакомились с различными психотехниками, значительно расширяющими возможности как саморегуляции, так и оказания себе самопомощи.
Третий этап модели - планирование изменений в собственном поведении. В это время благодаря использованию метода анализа ситуаций, имитационных тренингов «Моделируем самопреобразующую деятельность», работы в системе «Открытое образование», с помощью ситуационно-ролевых задач и психотехник студенты отрабатывали возможности включения в психологическую саморегуляцию, адаптацию к профессиональной деятельности, саморазвитие, творческую самореализацию, самопомощь и самокоррекцию. Главным итогом этого этапа стало то, что формирование аутопсихологической компетентности воспринималось студентами не только как необходимая составляющая их профессиональной подготовки, но и как свидетельство их активной жизненной позиции.
Педагогика
115
Мотивационно-целевой блок
Цель: формирование высокого уровня аутопсихологической компетентности (АК) у студентов
педагогических специальностей вуза
Мотивы
Желание соответствия заказу на компетентного специалиста
Стремление к осознанию профессиональных трудностей через призму индивидуальноличностных проблем
Желание оптимальности собственного поведения
Мотивы
достижения
Когнитивный блок
Формирование базы аутопсихологических знаний: знания о себе как о личности и профессионале; общепсихологические знания о регуляции психических состояний и свойств, изменении личностных черт и поведенческих характеристик
Формирование качеств: активности, гибкости, адаптивности, стрессоустойчивости, креативности
Организационно-содержательный блок
Этапы формирования аутопсихологической компетентности у студентов:
анализ исходного состояния личности
проектирование эталонного состояния личности
планирование изменений в собственном поведении
реализация изменений в себе
Операционный блок
Единство аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной работы
Включение студентов в самопреобразующую деятельность:
деятельность на физиологическом уровне
деятельность на уровне осознания
деятельность на уровне
личностных
трансформаций
релаксирующие, дыхательные психотехники и др.
техники достижения позитивного самосознавания, волевой и эмоциональной саморегуляции
работа с Я-концепцией, включение в самопроцессы
формирование операционной составляющей АК (качества, умения, навыки самопреобразующей деятельности)
Результативно-оценочный блок
Критерии сформированности АК: мотивационный (показатели: стремление к соответствию заказу на компетентного специалиста; осознание профессиональных трудностей через призму индивидуально-личностных проблем; желание оптимальности собственного поведения как показателя способности использовать в принятии решения прошлый опыт, мнение других, собственную точку зрения; мотивы достижения); когнитивный (показатели: наличие психологических знаний управления собственным поведением, качеств - активности, гибкости, адаптивности, стрессоустойчивости, креативности); операционный (показатели: умение компенсировать индивидуальные недостатки относительно поставленной цели профессиональной деятельности); эмоционально-волевой (показатели: эмпатия, сила воли).
Уровни сфоромированности АК: низкий, средний, высокий
Результат: выпускник вуза с высоким уровнем АК
Модель формирования аутопсихологической компетентности у студентов педагогических специальностей вуза
Доминантой последнего этапа модели (реализация изменений в себе) стало формирование операционно-действенной составляющей аутопсихологической компетентности. В ходе этого этапа студенты на заключительной практике апробировали новые способы поведения, опирающиеся на изменившуюся Я-концепцию. Разработка и использование карты «Саморегуляция +», индивидуальных и коллективных проектов «Самопреобразующая деятельность», психотехник помогали закреплению практических аутопсихологических знаний, умений и опыта деятельности в этом направлении.
В программу заключительной практики, отчетную документацию включались задания, связанные с обязательностью использования аутопсихологических умений в ситуациях неопределенности и стрессовых ситуациях, которые довольно часто встречаются в реальной школьной жизни и с которыми педагог должен уметь справляться. На-
пример, взаимодействие педагога с детьми «группы риска», разрешение школьных конфликтов и т.п. вызывало у участников эксперимента не стремление уклониться от возникших проблем, а желание продуктивно их разрешить, используя при этом арсенал аутопсихологической компетентности.
Важным итогом последнего этапа модели стала опора студентов на индивидуальные психологические особенности, использование той или иной психотехники в зависимости от специфики педагогического взаимодействия в конкретном образовательном учреждении, перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, поиск альтернативных решений, комбинирование способов деятельности применительно к возникшей педагогической проблеме. Все это создало дополнительные возможности для творческой самореализации студентов.
Сравнительный анализ итогов опытно-экспериментальной работы показал эффективность
116
Научный отдел
предложенной модели формирования аутопсихологической компетентности у студентов педагогических специальностей вуза, что подтверждено количественными и качественными результатами, переходом студентов экспериментальной группы с низкого на средний и высокий уровни. Подводя итог всему вышеизложенному, следует сказать, что формирование аутопсихологической компетентности студентов вуза является одним из важнейших факторов повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов.
Список литературы
1. Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г. // Вестн. образования России. № 1. С. 4-14.
2. Баныкина С. В. Конфликтологическая служба школы : статус и содержание деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1997. 20 с.
3. Битянова М. Р. Социальная психология : учеб. пособие. 2-е изд., перераб., доп. СПб., 2008. 368 с.
4. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990. 175 с.
5. Климов Е. А. Психология профессионала. М., 2004. 232 с.
6. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. 119 с.
7. Абульханова-СлавскаяК А. Стратегия жизни. М., 1991. 299 с.
8. Деркач А. А. Акмеология : личностное и профессиональное развитие человека. М., 2000. 329 с.
9. Паевская Н. Е. Социально-психологические механизмы развития аутопсихологической компетентности государственных служащих : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М, 2009. 22 с.
10. Степнова Л. А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих : дис. . д-ра психол. наук. М, 2003. 642 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», раздел V «Требования к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата». URL:: www.osu.ru/docs/bachelor/fgos/050100b. doc (дата обращения:12.02.2013).
Model of Competence Autopsychological University Student as a Factor of the Quality of Professional Training of Future Teachers V. M. Smirnova
Saratov State University,
Ulitsa Astrahanskaya, 83, 410012 Saratov, Russia E-mail: [email protected]
In the article the necessity of formation of auto-psychological competence of teaching specialties' students in their high school training is proved. The author's model of the formation of auto-psychological students' competence became the result of this work. The field of its application is a process of preparation of future teachers. The testing model has corroborated its efficiency and students' transition from low to high level of generated auto-psychological competence became the indicator of that. During the experiment the interdependency of auto-psychological competence of the young specialist in professional activity was proved. The model does not mean fundamental changes of the developed system of high school training. To introduce this, it is recommended to use classroom lessons of a psych educational subjects, professional practice, and activation in socially important activities. It should be emphasized that internal capacity of the personality foregrounding is a factor of quality improvement of professional training of university's graduates.
Key words: auto psychological competence, self-transforming activity, a model of auto psychological competence.
References
1. Natsionalnaya doktrina obrazovaniya v RF do 2025 g. (The national doctrine of education in the Russian Federation till 2025). Vestnik obrazovaniya Rossii (Bulletin of Russian education.), 2009, no.1, pp. 4-14.
2. Banykina S. V. Konfliktologicheskaya sluzhba shkoly: status i soderzhaniye deyatelnosti: avtoref. dic. ... kand. psikhol. nayk (Conflictologichesky school service: the status and the content of activity: Cand. psych. sci. diss.). Moscow, 1997. 20 p.
3. Bityanova M. P. Sotsialnaya psikhologiya (Social psychology). St. Petersburg, 2008. 368 p.
4. Zhuravlev V. I. Pedagogika v sisteme nauk o cheloveke (Pedagogics in system of sciences about the person). Moscow, 1990. 175 p.
5. Klimov E. A. Psikhologiya professionala (Psychology of the professional). Moscow, 2004. 232 p.
6. Kuzmina N. V. Professionalizm lichnosti prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya (Professional-
ism of the teacher’s person and the master of inservice training). Moscow, 1990. 119 p.
7. Abulkhanova-Slavskaay K.A. Strategiya zhizni (Strategy of life). Moscow, 1991. 299 p.
8. Derkach A. A. Akmeologiya: lichnostnoye i profession-alnoye razvitiye cheloveka. (Akmeologija: personal and professional development of the person). Moscow, 2000. 329 p.
9. Paevskaay N. E. Sotsialno-psikhologicheskiye mekha-nizmy razvitiya autopsikhologicheskoy kompetentnosti gosudarstvennykh sluzhashchikh: avtoref. dis. . kand. psikhol. nauk (Socio-psychological mechanism of development autopsychic competence of state employee: Cand. psych. sci. diss.). Moscow, 2009. 22 p.
10. Stepnova L. A. Razvitiye autopsikhologicheskoy kompe-tentnostigosudarstvennykh sluzhashchikh: dis. ... doktora psikhol. nauk. (Development autopsychic competence of civil servants: Dr. psych. sci. diss.). Moscow, 2003. 642 p.
11. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego professionalnogo obrazovaniya po napravle-
Педагогика
ll7
niyu podgotovki 050111 «Pedagogicheskoye obra-zovaniye», razdel V«Trebovaniye k rezultatam osvoyeniya osnovnoy obrazovatelnoy programmy bakalavriata» (The federal state educational standard of the higher education
training in a direction of preparation 050100 «Pedagogical education», section V «Requirements to results of development of the basic educational program of a bachelor degree», available at: www.osu.ru/docs/bachelor/fgos/050100b.doc
УДК 378
ОПТИМИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ПОЗИЦИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Н. В. Тельтевская
Тельтевская Нателла Вахтанговна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики профессиональной деятельности,
Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы оптимизации самостоятельной работы как особой организации учебно-познавательной деятельности студентов, стимулирующей потребность в самообразовании, самообучении и непрерывном профессиональном совершенствовании. Эффективность самостоятельной работы студентов связана с расширением поля познавательной деятельности, отношением личности к её содержанию и стремлением к достижению поставленных задач. Оптимизация самостоятельной работы студентов содействует формированию навыков самоорганизации и самообучения, выработке собственного мировоззрения и стиля деятельности. Основными условиями оптимизации являются разнообразие видов и выбор инновационных форм и методов самостоятельной работы.
Ключевые слова: оптимизация, самостоятельная работа, профессиональная компетентность, компетентностный подход, инновации.
Происходящий в стране процесс реформирования и совершенствования системы образования характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися в отечественной высшей школе традициями и реализацией нововведений, отвечающих современным вызовам времени. Переход на новые учебные планы и программы с одновременным сокращением часов, отведенных на аудиторные занятия, предопределил увеличение доли самостоятельной работы студентов при изучении многих разделов и тем учебных дисциплин и обусловил необходимость поиска новых подходов к организации их учебной деятельности, контроля не только их знаний, но и процесса самостоятельной работы.
Проблеме самостоятельной работы студентов посвящены труды многих исследователей: Г. В. Ахметжановой [1], В. Д. Бушуева и С. И. Ше-лобаева [2, с. 141-143], В. А. Одинцовой [3], Т. А. Ольховой и В. А. Садовой [4], С. Г. Смолиной [5] и др., в которых показано ее значение:
для развития познавательной самостоятельности;
как фактора становления субъектности студентов;
для формирования умений осуществлять самоанализ, саморегуляцию, самоорганизацию, самооценку и самоконтроль;
в формировании специалистов инновационного типа; развития самостоятельности, ответственности и организованности;
для мотивации профессионального становления студентов;
как основу развития творческих способностей;
как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство её логической и психологической организации;
как средство, детерминирующее изменение отношения субъектов к окружающим явлениям и предметам.
Несмотря на различие походов к пониманию сущности и значения самостоятельной работы, практически все исследователи рассматривают её как многостороннее и полифункциональное явление, имеющее не только учебное, но и личностное и общественное значение.Самостоятельность специалиста, его способность без чьей-либо помощи квалифицированно выполнить порученную работу является показателем его конкурентоспособности на рынке труда и успешности в достижении поставленных целей. Наличие такого показателя обязательно сказывается на умении специалиста самостоятельно пополнять свои знания, мотивировать себя на их приобретение, рационально планировать и организовывать собственную деятельность, что, безусловно, повышает эффективность его профессионального обучения.
Развитие самостоятельности будущего специалиста подводит его к осознанию роли самообразования для своего профессионального становления и приводит к тому, что такая деятельность становится крайне необходимой, жизненно важной, является средством, способствующим качественному решению стоящих производственных задач. Готовность будущих специалистов к непрерывному самообразованию рассматривается
© Тельтевская Н. В., 2013