10. АнисимовЮ.П., Пешкова Н.В., СолнцеваЕ.В. Методика оценки инновационной деятельности предприятия // Инновации. 2006. № 11.
11. Сергеев В.А., Скобеева В.В., Баширов КЭ. Оценка и анализ инновационного потенциала Ульяновской области // Инновации. 2008. № 1.
12. Захарова А.А. Механизм управления инновационным развитием организации. Саратов, 2009.
E.A. Koreneva Criteria and Levels of Preparedness of Future Teachers to Work on Early Intellectual Development of Preschool Children
Preparedness of future teachers to work on early intellectual development of preschool children is studied. Criteria are identified and components of preparedness for this kind of activity are described. The factors that determine its formation and ensure the effectiveness and success of the process are substantiated.
Key words and word-combinations: preparedness as a goal and result of an activity, preparation of future teachers to work, early intellectual development of preschool children.
Исследуется готовность будущих педагогов к работе по раннему интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Выделены критерии и описаны компоненты готовности к данному виду деятельности. Обоснованы факторы, определяющие формирование и обеспечивающие действенность и успешность данного процесса.
Ключевые слова и словосочетания: готовность как цель и результат деятельности, подготовка будущих педагогов к работе, раннее интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.
УДК 371.3:37.013.2 ББК 74.202+74р
Е.А. Коренева
КРИТЕРИИ И УРОВНИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ ПО РАННЕМУ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
I адикальные изменения в современном обществе, высокий динамизм его развития актуализируют роль и значение образования человека в обществе как абсолютной ценности и источника прогресса. Этим определяется современное направление реформирования системы многоуровневого образования, одной из ведущих целей которого становится подготовка будущих специалистов к профессиональной деятельности.
Понятие «готовность» является ключевым при характеристике целей, содержания и средств образования и широко представлено в психолого-педагогических исследованиях, где рассматриваются общетеоретические основы готовности, ее содержание и структура. Между тем само понятие «готовность» трактуется неоднозначно. Анализ научной литературы показывает, что авторы рассматривают профессиональную готовность и трактуют ее как установку и условие успешного
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 115
выполнения деятельности, при наличии способностей, знаний и навыков, необходимых для результативной деятельности [1-4]; особое психическое состояние и избирательную активность, направленные на выполнение профессиональной деятельности [5-9]; интегральное и структурированное качество личности или же способность успешно и активно усваивать знания, приобретать умения и навыки [10]; предпосылку и регулятор деятельности [11]; наличие определенных способностей личности к профессиональной деятельности [12, с. 101-108]; психологический и нравственный показатель личности или убежденность и умение осуществлять профессиональную деятельность [13].
Как видим, различные подходы к раскрытию готовности к профессиональной деятельности касаются не только психологических свойств личности, но и подразумевают процесс приобретения знаний и умение оперировать ими в профессиональной деятельности.
Решение проблемы подготовки будущих педагогов к работе по раннему интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста неразрывно связано с поиском ответа на вопрос о готовности молодых специалистов к данной профессиональной деятельности. В связи с этим рассмотрим психологический и педагогический компоненты готовности будущих педагогов к работе по раннему интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Психологический компонент выражает мотивационный и эмоциональноволевой аспект. В него включены: потребность студентов в систематическом самосовершенствовании, стремлении ставить и достигать цели профессионального и личностного роста; способность к волевому напряжению при достижении этих целей; осознание социальной значимости самостоятельной, профессионально-творческой деятельности. Педагогический компонент содержит процессуально-деятельностный аспект и включает в себя усвоение студентами комплекса необходимых профессионально-педагогических знаний и умений.
Компонентный состав готовности будущих педагогов к работе по раннему интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста определил выбор критериев, по которым можно судить об уровне сформированной готовности к профессиональной деятельности. В их число входят: профессиональная направленность, компетентность и способность к рефлексии.
В профессиональной направленности личности ведущую роль играет наличие убежденности в значимости раннего интеллектуального развития детей дошкольного возраста как действенного фактора развития интеллекта и актуального аспекта профессиональной деятельности, которая проявляется в высокой внутренней мотивации, познавательном интересе и личностно значимом смысле деятельности. Компетентность будущих педагогов определяется совокупностью профессионально значимых личностных качеств: профессиональным самосознанием, эффективным стилем деятельности, развитыми навыками педагогического общения, психологическими умениями, сформированной системой глубоких профессиональных знаний и умений, необходимых и достаточных для работы по раннему интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, практической готовностью к их применению в профессиональной деятельности, умением проектировать и осуществлять свое профессиональное развитие.
1 16 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
Способность к рефлексии определяется наличием адекватной самооценки характера и уровня личной теоретической и практической подготовки, целенаправленного самообразования, профессионального саморазвития и самосовершенствования, сформированной ответственности за результаты своих действий в процессе подготовки студентов к работе по раннему интеллектуальному развитию детей.
На основании выделенных критериев нами были определены три уровня готовности студентов к рассматриваемой педагогической деятельности, которые отличаются самостоятельным применением знаний, умений и навыков в будущей профессиональной деятельности, что нашло свое отражение в названиях предлагаемых уровней: активно-творческий, действенно-практический и пассивно-познавательный.
Методологическое обоснование уровневого подхода психических образований было дано С.Л. Рубинштейном [7], который считал, что все уровни связаны между собой и каждый предшествующий является подготовительным по отношению к последующему, более высокому. Каждый из последующих уровней, по мнению ученого, включает в себя все предыдущие и потенциально вносит в них новые качественные изменения. Выделяя уровни готовности будущих педагогов к работе по раннему интеллектуальному развитию детей, мы исходили из иерархических отношений между уровнями формируемых качеств и понимания готовности к данной деятельности как структурного потенциала непрерывного образовательного процесса. Это означает, что подготовка студентов к работе по раннему интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста начинается с постановки и осознания важности цели, определения способа достижения цели и принятия решения действовать в соответствии с поставленной целью. Переход от одного уровня к другому не предполагает исключение предыдущего уровня, наоборот - знания, умения и навыки, полученные на предыдущем уровне, являются базой для их переосмысления и углубления на новом, более высоком уровне.
В соответствии с обозначенными критериями возможно представить качественную характеристику уровней готовности будущих педагогов к работе по интеллектуальному развитию детей раннего дошкольного возраста.
Активно-творческий уровень готовности проявляется ярко выраженной и осознанной мотивационной установкой на получение знаний и практических навыков по раннему интеллектуальному развитию детей, в гуманном отношении к детям раннего возраста, способностью самостоятельно и творчески владеть умениями и навыками, необходимыми для раннего интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Данный уровень предполагает быстрое, точное решение педагогических задач с учетом перспективы развития личности дошкольника, его психических и возрастных возможностей. В педагогической деятельности молодого специалиста присутствует стремление не только творчески использовать, но и проектировать стратегии раннего интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Высокоразвитая рефлексивная позиция студентов проявляется в позитивной профессиональной «Я-концепции», адекватной самооценке своих действий, в
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 117
позитивном отношении к критике, преодолении возникших трудностей, готовности пополнять и углублять знания, совершенствовать свои навыки. У них наблюдается устойчивое стремление к поиску, постоянному творческому самосовершенствованию, корректировке полученных результатов. Они отличаются желанием наиболее полно реализовать себя в педагогической деятельности по раннему интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Действенно-практический уровень характеризуется достаточно высокими показателями готовности к педагогической деятельности, наличием у студентов осознания профессиональных целей, мотивов и планов, что проявляется, например, в желании получать хорошие отметки, присутствии ценностно-мотивационной установки на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста как важного средства их психического развития, признании значимости умственного развития детей раннего возраста.
Студенты, находящиеся на данном уровне, характеризуются ситуативным включением полученных знаний в практическую деятельность, неспособностью максимально реализовать свои возможности из-за отсутствия уверенности в том, что могут ее эффективно выполнять. Их практические умения детерминируются устойчивыми базовыми психолого-педагогическими и специальными знаниями, методологическими основами и спецификой работы с детьми раннего дошкольного возраста. В то же время студенты не владеют в достаточной степени «техникой» их применения в практической деятельности. Это находит свое выражение в недостаточно развитых практических умениях, в невозможности отойти от стандартных подходов в работе с детьми раннего возраста. Любые нестандартные педагогические ситуации у студентов вызывают затруднения в анализе и выборе способов решения, не позволяют эффективно реализовать намеченные планы. Рефлексивные способности таких студентов недостаточно развиты, и это отчетливо проявляется в неадекватной самооценке, в неточности прогнозирования результатов деятельности, неуверенных самостоятельных действиях по раннему интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, недостаточной способности корректировать профессиональную деятельность при неожиданном изменении условий.
Пассивно-познавательный уровень характеризуется узкоутилитарной мотивацией студентов к работе по раннему развитию детей, пассивным отношением к перспективе заниматься данной деятельностью. Это проявляется в ограниченном объеме базовых психолого-педагогических и специальных знаний, незаинтересованности в получении новой информации, затруднениях в определении сущности раннего интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Несформированность практических умений по раннему интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста в рассматриваемом варианте выражается в преимущественной ориентации на словесные методы воздействия, формальном владении методами интеллектуального развития детей раннего возраста, решении педагогических задач по заданному алгоритму, без учета конкретной ситуации, индивидуальных и психических особенностей данной категории детей. Неразвитость рефлексивной позиции студентов проявляется в отсутствии эмпатии и педагогической децентрации, непонимании их важности в педаго-
1 18 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
гической деятельности и в профессионально личностном росте, в отсутствии познавательного интереса, стремления к корректировке действий, в неумении прогнозировать и адекватно оценивать свои возможности по раннему интеллектуальному развитию детей. При отсутствии стремления к овладению знаниями и навыками учебная деятельность студентов носит ситуативный характер без ориентации на перспективу.
Выделенные уровни готовности будущих педагогов к работе по раннему интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста находятся в иерархических отношениях, то есть реализация нижестоящего является необходимым условием для освоения последующего.
Формирование более высокого уровня готовности будущих педагогов к работе по раннему интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста возможно при взаимодействии следующих факторов:
социальных - которые определяют социальные условия и общественный заказ на формирование специалиста, готового к деятельности по раннему интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста;
личностных - которые составляют цель и результат формирования готовности будущих педагогов к работе по раннему интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста;
образовательных - которые обосновывают деятельность высших образовательных учреждений, способных целенаправленно формировать готовность студентов к раннему интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста;
информационных - которые содействуют осознанию значимости раннего интеллектуального развития детей дошкольного возраста будущими педагогами через средства массовой информации, изучение педагогической и психологической литературы, Интернет-ресурсы.
Выделенные критерии и уровни готовности студентов к профессиональной деятельности и исследование различных факторов, влияющих на готовность к данной деятельности, являются важнейшими показателями успешной подготовки будущих педагогов к работе по раннему интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Библиографический список
1. Ананьев Б.Г. Избранные педагогические труды. М., 1980.
2. Вопросы формирования готовности к профессиональной деятельности: экспресс-информация / отв. ред. Ю.К. Васильев. М., 1978.
3. Крутецкий В.А. Педагогические способности как профессионально значимые качества активной личности учителя. М., 1983.
4. Тельтевская Н.В. Формирование системы профессионально-педагогических знаний: теоретический аспект. Саратов, 2002.
5. Дьяченко М.И, Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к педагогической деятельности. Минск, 1996.
6. Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательных процессов подготовки специалистов. М., 1989.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002.
8. Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. Волгоград, 1964.
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 119
Е.Г. Марчук
9. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976.
10. Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики. М., 1975.
11. Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательской деятельности. Челябинск, 1991.
12. Узнадзе Д.Н. Общее учение об установке: хрестоматия по психологии. М., 1987.
13. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентност-ный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 26-31.
E.G. Marchuk Features of Pedagogical Approaches and Principles at School Children Intellectual Competence Formation
The results of an experimental research of the process of school children intellectual competence formation in educational process are presented. The correlation between pedagogical approaches and principles that ensure the efficient formation of school children intellectual competence is defined and shown.
Key words and word-combinations: intellectual competence, intellectual activity organization, pedagogical approaches, pedagogical principles.
Представлены результаты экспериментального исследования процесса формирования интеллектуальной компетентности школьников в образовательном процессе. Установлены и показаны взаимосвязи педагогических подходов и принципов, обеспечивающие эффективное формирование интеллектуальной компетентности учащихся.
Ключевые слова и словосочетания: интеллектуальная компетентность, организация интеллектуальной деятельности, педагогические подходы, педагогические принципы.
УДК 373+371.3 ББК 74.2+74.202
Е.Г. Марчук
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ И ПРИНЦИПОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
^^уть современного полного общего среднего образования состоит в формировании у школьника итоговой способности к самостоятельной интеллектуальной деятельности. Школа оказывается обязанной заботиться о жизненном успехе и благополучии своего выпускника в современном обществе [1]. В связи с этим теория компетенций, лежащая в основе компетентностного подхода, становится все более актуальной для мировой педагогической науки и практики. Соответственно образовательный процесс организуется на ценностях самостоятельной интеллектуальной деятельности и творческой реализации личности.
Однако, как показывает практика, в школе все еще доминирует ориентация на обучение с целью формирования знаний, умений, навыков. По-прежнему главное внима-
120 2011 • ВЕСТНИК ПАГС