Научная статья на тему 'Использование здоровьесберегающих технологий при подготовке конкурентоспособных дизайнеров'

Использование здоровьесберегающих технологий при подготовке конкурентоспособных дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ ДИЗАЙНЕР / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / HEALTH PRESERVATION TRAINING TECHNOLOGY / COMPETITIVE DESIGNER / HEALTH PRESERVATION AREA OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чвала М. С.

Статья посвящена вопросам использования здоровьесберегающих технологий в процессе подготовки конкурентоспособных дизайнеров в высшем учебном заведении. Автором предложены возможные способы поддержания и улучшения здоровья студентов в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUES OF HEALTH PRESERVATION TECHNOLOGIES IMPLEMENTATION IN THE COMPETITIVE DESIGNERS’ TRAINING PROCESS

The article is devoted to the issues of implementation of health preservation technologies in the training process of competitive designers in a higher education institution. The author suggests the possible ways to maintain and improve students’ health in the learning process.

Текст научной работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий при подготовке конкурентоспособных дизайнеров»

УДК 378.147:7.05:371.72

М.С. Чвала

аспирант, кафедра изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна, РВУЗ «Крымский гуманитарный университет»,

г. Ялта

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация. Статья посвящена вопросам использования здоровьесберегающих технологий в процессе подготовки конкурентоспособных дизайнеров в высшем учебном заведении. Автором предложены возможные способы поддержания и улучшения здоровья студентов в процессе обучения.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии обучения, конкурентоспособный дизайнер, здо-ровьесберегающая среда образовательных учреждений.

M.S. Chvala, Crimean University for the Humanities, Yalta

THE ISSUES OF HEALTH PRESERVATION TECHNOLOGIES IMPLEMENTATION IN THE COMPETITIVE

DESIGNERS' TRAINING PROCESS

Abstract. The article is devoted to the issues of implementation of health preservation technologies in the training process of competitive designers in a higher education institution. The author suggests the possible ways to maintain and improve students' health in the learning process.

Keywords: health preservation training technology, competitive designer, health preservation area of an educational institution.

Постановка проблемы. Человек не может жить полноценной жизнью без хорошего здоровья. Важными составляющими жизненного успеха специалиста являются профессионализм, творческий подход к решению возникающих задач и хорошее здоровье. Одним из приоритетных направлений деятельности высшего учебного заведения становится сохранение и преумножение здоровья обучающихся. На данный момент существуют различные методики, направленные на здоровьесбережение, но технологии, программы и методы, направленные на улучшение и поддержания здоровья студентов - будущих дизайнеров - в процессе обучения в вузе недостаточно разработаны.

Анализ исследований и публикаций. Вопросу здоровьесберегающих технологий уделяли внимание в своих трудах М.М. Безруких, Е.П. Ильин, Т.Б. Кабанова, Н.Т. Рылова, Н.К. Смирнов; суть понятия «здоровьесберегающие технологии» была раскрыта В.Ф. Базарным, О.В. Петровым, В.Д. Сонькиным и др. исследователями; отличительные особенности здоровь-есберегающей педагогики рассмотрены А.М. Митяевой, Н.К. Смирновым и др.; принципы здо-ровьесбережения рассматривали в своих трудах И.И. Брехман, Г.К. Зайцев, В.И. Ковалько, Н.В. Колбанов, Н.И. Соловьева, Л.Г. Татарникова и др. исследователи. На основе анализа научной литературы по данной теме мы обнаружили, что особое внимание учёными уделяется разработке вопросов введения здоровьеориентированного содержания образования в разные учебные дисциплины.

Целью данной статьи является характеристика здоровьесберегающих технологий, используемых при подготовке конкурентоспособных дизайнеров.

Изложение основного материала. Одним из условий достижения главной цели любой образовательной технологии является здоровьесбережение. В основе здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечение возможности сохранения здоровья в процессе обучения, развитие определенных знаний, умений и навыков относительно здорового образа жизни, использование приобретенных знаний в процессе жизнедеятельности [4].

Основным результатом здоровьесберегающего образования является приобретение сил и душевного равновесия, воспитание у студентов культуры здоровья, их стремление к здо-

ровому образу жизни, осознание ответственности за свое здоровье. Направленность выпускника вуза на здоровый образ жизни является одним из факторов его конкурентоспособности. И одним из важных образовательных подходов без ущерба для здоровья студентов являются здоровьесберегающие технологии. Творческий характер учебно-воспитательного процесса -необходимое условие здоровьесбережения. Вовлечение студента в творческий процесс способствует развитию личности и уменьшает вероятность наступления переутомления.

Одним из направлений здоровьесберегающих образовательных технологий при подготовке дизайнеров в РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта) является изучение воздействия на здоровье студентов их восприятия учебных аудиторий, в которых они учатся. Нами были разработаны дизайн-проекты творческих аудиторий для студентов специализации «Графический дизайн», призванные создать благоприятный микроклимат для их учёбы. При разработке дизайна интерьера учебных аудиторий следует учитывать функциональность помещений, эргономичность, современные тенденции, фирменный стиль высшего учебного заведения, внешний вид выбранных материалов, их экологичность и износостойкость. Ведь от окружающей обстановки напрямую зависит работоспособность студентов и преподавателей, их расположение к сотворчеству, удобство при выполнении практических заданий, сохранение интереса к учебному материалу.

Так, в одной из аудиторий представлен принцип функционального зонирования помещения. Первая зона предназначена для теоретического изучения учебного материала. Декоративная отделка стен выполнена в светлой цветовой гамме, которая позволяет сосредоточиться на учебном процессе, стимулирует умственную деятельность, предотвращает возникновение чрезмерной усталости. Швейцарский художник и исследователь цвета Иоханнес Иттен пришел к выводу, что цвет оказывает большое влияние на психику и душевное состояние человека [5].

За столом преподавателя расположена доска, оформленная в декоративный багет. По обе стороны от доски представлены экспозиции графических работ. Во второй зоне предусмотрено проведение практических занятий. Это - отдельный сегмент интерьера, сформированный с помощью различных приемов, среди которых есть отделка стен декоративным камнем. Такой прием передает атмосферу настоящей мастерской и располагает к смелой творческой работе с красками и типографскими материалами. Рабочие места легко трансформируются. На стене, на фоне декоративного камня, размещается пробковая доска, которая служит дополнительной поверхностью для экспозиции графических работ студентов. Главным предметом аудитории является офортный станок. В непосредственной близости от станка расположен передвижной стол, предназначенный для подготовки материалов к печати. Благоприятная атмосфера, гармоничная цветовая гамма, которая не утомляет глаз, но, напротив, повышает эмоциональный настрой студентов-дизайнеров и увеличивает их работоспособность, направляя процесс обучения на постоянное саморазвитие и совершенствование профессиональных умений и навыков.

Над функциональными столами для студентов оборудовано дополнительное освещение в виде светильников в стиле лофт. Хорошее освещение нацелено на предупреждение нарушений зрения. На стене - творческие работы с локальной подсветкой. В аудитории подвесной потолок с лампами холодного и теплого света. Установленные светильники имеют современную оптику. Грамотно спроектированное, комфортное и безвредное освещение. Всё это в целом - залог здоровья глаз и всего организма и является одним из путей ценностного отношения к здоровью будущих дизайнеров, чья дальнейшая профессиональная деятельность связана с повышенной нагрузкой на органы зрения.

Благоприятное воздействие на здоровьесбережение будущих специалистов в области графического дизайна оказывает также проведение занятий на открытом воздухе. Это повышает интеллектуальные способности студентов и хорошо раскрывает их потенциальные возможности. Свежий воздух способствует активизации биологических процессов у студентов, позво-

ляет восстановить энергию и укрепить иммунные силы организма. Для оздоровления студенческого организма и обеспечения профессионального роста РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта) заключил с Научным центром «Никитский Ботанический Сад» договор о творческом сотрудничестве. В процессе проведения учебных занятий, пленэра, производственной и преддипломной практик в Никитском Саду у будущих дизайнеров формируется художественная культура, повышается их творческий потенциал и уровень конкурентоспособности.

Сотрудничество вуза с потенциальными работодателями позволяет студентам более детально представить процесс их дальнейшей профессиональной деятельности, продолжить обучение на высшем уровне, перейти от учебы к трудовой деятельности, повысить мотивацию к дальнейшему саморазвитию, получая оценку своих возможностей [1].

Для сохранения и укрепления здоровья необходимо возрождение культуры здоровья. Важная часть культуры здоровья - информированность в вопросах, касающихся целесообразности здорового образа жизни, поддержания и улучшения здоровья. Значительную роль для развития культуры здоровья играют: «физическое воспитание, способствующее формированию физической культуры; экологическое образование, направленное на созидание экологической культуры; духовно-нравственное воспитание; культурологическое образование, а также - биологическое, медико-гигиеническое, валеологическое образование и воспитание, которые формируют основы духовно-нравственной, валеологической и медицинской культуры человека» [2].

Вуз является благоприятной средой для формирование у студентов понимания необходимости придерживаться здорового образа жизни и целесообразности выполнения действий, направленных на поддержание и улучшения собственного здоровья. Анализ учебных программ подготовки дизайнеров показал отсутствие должного внимания к валеологическому образованию студентов, которое следовало бы активно внедрять для становления здоровых конкурентоспособных специалистов. В Педагогическом словаре говорится о том, что «в основе валеологи-ческого образования и воспитания лежит концепция формирования здорового человека, осуществляемого через нравственное, физическое и половое воспитание, обучение способам психосаморегуляции, передачу и усвоение гигиенических, физиологических, экологических и медицинских знаний» [3, с. 16].

Особенно актуально также предупреждение возникновения у студентов вредных привычек. Обучать студентов контролировать свои мысли и поступки для заботы о собственном здоровье, понимать необходимость охраны и укрепления своего здоровья как условий успешной конкурентоспособности призваны информационно-обучающие технологии.

Выводы. Состояние здоровья будущих специалистов жизненно важно для их дальнейшей конкурентоспособности, для здоровья будущих поколений, экономического благополучия, успеха и процветания страны.

Возможными способами поддержания и улучшения здоровья будущих дизайнеров могут выступать: внедрение в учебный процесс спецкурса по валеологии, стержнем которого является здоровый образ жизни; сквозного учебного курса, интегрированного в разные предметы, пропагандирующего здоровый образ жизни и формирующего установки на здоровьесохраняю-щее поведение; организация консультаций со специалистами о здоровом образе жизни, режиме труда, отдыха, питания, физической активности; обеспечение комфортных условий в учебных помещениях - за счет создания соответствующего дизайна помещений, настраивающего на продуктивную совместную деятельность преподавателей и студентов.

Применение новых технологий в системе здоровьесбережения приводит к сохранению здоровья студентов и формирует их знания и навыки о здоровом образе жизни. Главными особенностями этого типа обучения являются: ориентация на благополучие человека, учет особенностей его личностного развития и реальных потребностей, развитие в нем качеств, позволяющих быть здоровым и эффективным в дальнейшей профессиональной дея-

тельности. Поэтому мотивация по внедрению и поддержке на достойном уровне здоровьес-берегающих технологий обучения становится залогом формирования здоровых и конкурентоспособных дизайнеров.

Список литературы:

1. Бундина Ю.М. Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров как педагогическая проблема // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - Т. 1, № 6. - С. 92-97.

2. Журина Т.Г. Значение валеологической культуры в формировании здоровья педагога / Т.Г. Журина, М.В. Пазыркина, Г.И. Сопко // Молодой ученый. - 2012. - № 3 (38). - С. 380-382.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2003. - 176 с.

4. Куинджи Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников: методическое пособие / Н.Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 139 с.

5. Itten J. The art of color: the subjective experience and objective rationale of color / Johannes Itten; translated by Ernst van Haagen. - New York: John Wiley, 1973. - 155 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.