Научная статья на тему 'Влияние курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» на формирование у студентов медицинской культуры'

Влияние курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» на формирование у студентов медицинской культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
534
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / МЕДИЦИНСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CULTURE / MEDICAL CULTURE OF THE TEACHER / HEALTH / HEALTHY WAY OF LIFE / ECO-VALEOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Щелчкова Нина Николаевна, Орехова Ирина Леонидовна, Натарова Дарья Вячеславовна, Романова Елена Алексеевна

Статья посвящена проблеме формирования медицинской культуры у студентов педагогического вуза. Приводятся результаты диагностического исследования уровня сформированности медицинской культуры как составляющей общечеловеческой культуры, демонстрирующие значение курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» в ее формировании. Выявлен комплекс организационно-методических условий, обеспечивающих эффективное формирование у будущих педагогов медицинской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Щелчкова Нина Николаевна, Орехова Ирина Леонидовна, Натарова Дарья Вячеславовна, Романова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the formation of medical culture among students of a pedagogical university is discussed. The results of a diagnostic study of the level of the formation of medical culture as a component of the universal culture are given. The importance of the course «Basis of medical knowledge and healthy way of life» in its formation is demonstrated. The complex of organizational and methodological conditions that providing the effective formation of medical culture among future teachers has been revealed.

Текст научной работы на тему «Влияние курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» на формирование у студентов медицинской культуры»

Н.Н. Щелчкова, И.Л. Орехова, Д.В. Натарова, Е.А. Романова

см

о

Азанов Антон Владимирович,

аспирант кафедры теории и методики лыжного спорта,

Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Российская Федерация. Kmail: neaton2005@mail.ru

Azanov Anton Vladimirovich,

Postgraduate student,

Department of Theory and Methods of Skiing,

Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russian.

E-mail: neaton2005@mail.ru

УДК 615:378 ББК 53.5:74.480.215

Н.Н. Щелчкова, И.Л. Орехова, Д.В. Натарова, Е.А. Романова

влияние курса «основы медицинских знаний

и здорового образа жизни» на формирование у студентов медицинской культуры

Статья посвящена проблеме формирования медицинской культуры у студентов педагогического вуза. Приводятся результаты диагностического исследования уровня сформированности медицинской культуры как составляющей общечеловеческой культуры, демонстрирующие значение курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» в ее формировании. Выявлен комплекс организационно-методических условий, обеспечивающих эффективное формирование у будущих педагогов медицинской культуры.

Ключевые слова: культура, медицинская культура педагога, здоровье, здоровый образ жизни, эколого-валеологическое образование.

N.N. Shchelchkova, I.L., Orekhova, D. V. Natarova, Е.Л. Romanova

influence of the training course «basis of medical knowledge and healthy way of life» on the formation of students

medical culture

The problem of the formation of medical culture among students of a pedagogical university is discussed. The results of a diagnostic study of the level of the formation of medical culture as a component of the universal culture are given. The importance of the course «Basis of medical knowledge and healthy way of life» in its formation is demonstrated. The complex of organizational and methodological conditions that providing the effective formation of medical culture among future teachers has been revealed.

Key words: culture, medical culture of the teacher, health, healthy way of life, eco-valeological education.

Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из условий успешного социального и экономического развития любого государства. При этом здоровье населения в значительной степе-

ни определяется уровнем социальноэкономического развития страны, региона [4, с. 357-359]. Однако социальноэкономические и политические преобразования, произошедшие в XX-XXI вв., глобализация мировых процессов и

экологические проблемы привели к целому ряду нерешенных проблем и негативно отразились на здоровье человека [5, с. 657; 6, с. 25-69]. В современных условиях актуальной становится переоценка ценностей, когда здоровье должно занять первое место в иерархии потребностей человека. Особенно это относится к молодежи, которая, пока еще здорова, о нем думает мало (нет явной потребности в сохранении и укреплении своего здоровья) и лишь потом, растратив его, начинает ощущать выраженную потребность в нем [7, с. 340].

В этой связи понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. В последнее время появилось много публикаций о роли культуры в развитии человека, о связи общей культуры, культуры здоровья и медицинской культуры [8, с. 179-181; 10, с. 91-92; 12, с. 125-134]. Подобными исследованиями активно занимаются университеты США [13], Великобритании [15], Индии [14] и Китая.

Медицинская культура многогранна и многообразна в своих конкретных формах [11, с. 357-359]. Это определяется, прежде всего, тем, что субъектом, создающим ее, является не только медицинский работник, но и другие члены общества. В основе медико-культурной деятельности лежит общечеловеческая потребность в сохранении жизни и здоровья. Поэтому в качестве субъекта медицинской культуры правомерно рассматривать всех людей, создающих потенциал знаний о методах и средствах сохранения здоровья, диагностике и лечении различных заболеваний [9, с. 147-150].

Медицинская культура - это многогранное сложное, социокультурное явление, отражает особенности жизнедеятельности человека, которые влияют на состояние его здоровья, определяют отношение к нему.

Фундаментальными элементами медицинской культуры являются знания, ценности и образцы поведения человека, обеспечивающие формирование,

сохранение и укрепление здоровья, как отдельного человека, так и общества в целом. Медицинская культура педагога - это часть общей культуры, характеризующаяся определенным уровнем специальных медицинских знаний, умений и навыков оказания первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях, при неотложных терапевтических, хирургических состояниях, травмах, владением правилами поведения при острых инфекционных заболеваниях и т.д.

Следует отметить, что отсутствие правильно сформированной в студенческий период медицинской культуры, отсутствие навыков контроля и улучшения собственного здоровья в зрелой семейной и профессиональной жизни может привести к формированию серьезных патологических состояний, как у самих бывших студентов, так и у членов их семей и детей [3, с. 6-7].

Подготовка будущего педагога ставит обязательным условием освоение профессионально необходимых компетенций в области основ медицинских знаний и здорового образа жизни [1, с. 445-448; 3, с. 6-7], формирование у студентов педагогического вуза готовности к культурнооздоровительному воспитанию школьников, которая обеспечивается наличием системы качеств, состояний, мотивов культурно-оздоровительной деятельности, профессиональных знаний и умений [11, с. 357-359]. В этой связи следует отметить, что студенту педагогического вуза для эффективной реализации профессиональной деятельности необходимы не только знания в области педагогики, психологии, возрастной анатомии и физиологии, но также и медицинские знания, позволяющие реализовать оптимальный медико-педагогический подход к обучению, воспитанию школьников с учетом их психофизических, возрастных, психологических и личностных особенностей, а также и сохранению, укреплению и развитию их здоровья. Важная роль в формировании будущих педагогов отведена курсу «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», перед которым поставлены следующие задачи:

• формирование системы медицинских знаний, необходимых для развития

Влияние курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» на формирование у студентов медицинской культуры

со

о

Н.Н. Щелчкова, И.Л. Орехова, Д.В. Натарова, Е.А. Романова

О

и сохранения здоровья субъектов образования;

• освоение и закрепление умений по оценке здоровья организма человека и навыков по оказанию доврачебной помощи при патологических и неотложных состояниях;

• воспитание у студентов сознательного отношения к сохранению и укреплению здоровья и уверенности в своих возможностях по оказанию доврачебной помощи;

• формирование мотивации к здоровому образу жизни.

При реализации поставленных нами задач в процесс преподавания курса были целенаправленно включены обучающие, воспитательные и методические технологии формирования медицинской культуры педагога, реализующие принципы здоровьесберегающей деятельности. Для оценки полученных результатов изучения курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» и определения уровня медицинской культуры у будущих педагогов была разработана модифицированная анкета (источник - программа Sindi, ВОЗ, 1989). Исследования проводились в 2015-2016 учебном году в два этапа: первый этап -стартовый - проводился перед изучением курса; второй - констатирующий - по окончанию изучения основ медицинских знаний и здорового образа жизни. В исследовании приняли участие 120 студентов первого курса четырех факультетов ЮУрГГПУ (подготовки учителей начальных классов, физико-математического, иностранных языков и филологического). Вопросы анкеты позволили выявить уровень сформированности у студентов медицинской культуры в соответствии со следующими критериями: «Сформи-рованность представлений о здоровье и

методах оздоровления» (1-7 вопросы анкеты), «Сформированность умений оказывать первую медицинскую помощь» (8-11 вопросы), «Сформированность компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО» (12-16 вопросы), «Сформированность представлений о здоровом образе жизни» (15-17 вопросы). Рассмотрим результаты анализа ответов студентов на вопросы модифицированной анкеты.

Критерий «Сформированность представлений о здоровье и методах оздоровления» (табл. 1). 1-7 вопросы анкеты позволили выявить, во-первых, насколько у студентов воспитано сознательное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья; во-вторых, познания будущих педагогов в области оценки здоровья организма человека; в-третьих, сформиро-ванность системы медицинских знаний, необходимых для развития и сохранения здоровья. Из результатов опроса, приведенных в таблице 1, видно, что менее половины респондентов (42) оценивают свое здоровье как плохое или очень плохое, 40% оценивают свое здоровье как удовлетворительное, и только каждый из 18% студентов оценивает свое здоровье как хорошее или очень хорошее.

Обращает на себя внимание плохая информированность студентов на начальном этапе о методах контроля своего здоровья; студенты ориентируются в основном на объективные данные медицинских осмотров и заключения врача и практически не пользуются навыками самомониторинга. После изучения дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» положение значительно изменилось в сторону улучшения: уже 43% студентов овладели навыками контроля состояния своего здоровья.

табл. 1. Сформированность представлений о здоровье и методах оздоровления

Первый этап исследования Второй этап исследования

Кол-во ответов % Кол-во ответов %

1 2 3 4 5

1. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?

Очень плохое 8 7% 14 12%

Плохое 42 35% 17 14%

Удовлетворительное 48 40% 47 39%

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5

Удовлетворительное 48 40% 47 39%

Хорошее 12 10% 37 31%

Очень хорошее 10 8% 5 4%

2. Умеете ли Вы контролировать состояние своего здоровья?

Нет 79 66% 37 31%

Да 41 34% 83 69%

3. По каким к ритериям Вы суд ите о состоянии своего здоровья?

По результатам медицинских осмотров 26 22% 19 16%

По заключению врача 14 12% 21 18%

По самочувствию 42 35% 16 13%

По мнению окружающих 23 19% 7 6%

По данным самомониторинга 5 4% 52 43%

Не знаю 10 8% 5 4%

4. В чем проявляется плохое состояние Вашего здоровья?

Частые простудные заболевания 14 12% 10 8%

Частые обострения простудных заболеваний 15 13% 12 10%

Постоянное недомогание 7 6% 17 14%

Другое 84 70% 81 68%

5. Предпринимаете ли Вы что-нибудь для укрепления здоровья?

Двигательная активность 39 22% 49 22%

Закаливание 9 5% 28 13%

Диеты 38 21% 44 20%

Соблюдение режима дня 19 10% 26 12%

Оздоровительные методики (другие) 45 25% 60 27%

Ничего 31 17% 12 5%

6. Какие системы и методы оздоровления Вам известны?

Двигательная активность 44 21% 103 13%

Закаливание 14 7% 107 13%

Диеты 42 20% 110 14%

Соблюдение режима дня 16 8% 97 12%

Релаксационные техники 9 4% 78 10%

Массаж и самомассаж 11 5% 110 14%

Фитооздоровление 6 3% 85 11%

Оздоровительные методики (другие) 35 17% 98 12%

Ничего не известно 31 15% 6 1%

7. Как изменилось Ваше состояние здоровья за период учебы?

Улучшилось 14 12% 36 30%

Ухудшилось 37 31% 31 26%

Не изменилось 69 58% 53 44%

Вопрос: «Какие системы и методы оздоровления Вам известны?» - на первом этапе исследования вызвал серьезные затруднения у 15% опрошенных студентов (им ничего не известно о системах и методах оздоровления), на втором этапе исследования уже 99% респондентов

смогли не только перечислить различные системы и методы оздоровления, но и высказали желание их применять в своей повседневной жизни, а многие из них уже используют их с целью оздоровления: закаливание, релаксация, фитооздоровление, соблюдение режима дня и т.д.

Влияние курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» на формирование у студентов медицинской культуры

Ю

О

Н.Н. Щелчкова, И.Л. Орехова, Д.В. Натарова, Е.А. Романова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

Табл. 2. Сформированность умений оказывать первую медицинскую помощь

Первый этап исследования Второй этап исследования

Кол-во ответов % Кол-во ответов %

8. способны ли Вы определить параметры жизнедеятельности?

Да 19 16% 104 87%

Нет 101 84% 16 13%

9. случалось ли Вам оказывать первую медицинскую помощь?

Да 36 30% 64 53%

Нет 84 70% 56 47%

10. Если «да», то при каких состояниях?

ДТП 2 4% 3 4%

Ожоги 5 11% 5 7%

Бытовые раны 9 20% 16 24%

Сердечный приступ и повышение давления 7 15% 12 18%

Эпилептические припадки 1 2% 3 4%

Кровотечения 2 4% 8 12%

Переломы, вывихи и растяжения 6 13% 4 6%

Пищевые отравления 2 4% 9 13%

Укусы насекомых и животных 2 4% 6 9%

Другие состояния 10 22% 2 3%

11. Если «да», то каким образом?

Перевязка раны 9 20% 16 24%

Помощь при термическом ожоге 3 7% 5 7%

Наложение жгута 1 2% 3 4%

Остановка кровотечения другим методом 1 2% 5 7%

Иммобилизация при переломе 6 13% 4 6%

Помощь при пищевом отравлении 2 4% 9 13%

Удаление клеща 2 4% 2 3%

Другое 22 48% 24 35%

Критерий «Сформированность умений оказывать первую медицинскую помощь» (табл. 2). Вторая группа вопросов с 8 по 11 включительно позволяет оценить освоение и закрепление умений и навыков по оказанию доврачебной помощи при патологических и неотложных состояниях; воспитание у студентов уверенности в своих возможностях по оказанию доврачебной помощи.

В анализе результатов опроса студентов по данному критерию нас, прежде

всего, интересовали имеющиеся и полученные в результате изучения курса навыки первой медицинской помощи и способность их применить на практике. Диагностика на первом этапе исследования показала, что только одна треть опрошенных студентов может и готова оказать медицинскую самопомощь (наложение перевязочного материала при незначительных травмах, применение обезболивающих, антигистаминных препаратов).

Табл. 3. Сформированность компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО

Первый этап исследования Второй этап исследования

Кол-во ответов % Кол-во ответов %

12. Определение уровня знаний в области медицинской культуры

Неудовлетворительно 15 13% 8 7%

Удовлетворительно 69 58% 15 13%

Хорошо 29 24% 70 58%

Отлично 7 6% 27 23%

13. Определение уровня сформированности компетенции ОК-9: способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций

Конкретизированные цели освоения дисциплины в области «знать»

Низкий уровень 15 13% 8 7%

Средний 76 63% 42 35%

Высокий 29 24% 70 58%

Конкретизированные цели освоения дисциплины в области «уметь»

Низкий 41 34% 19 16%

Средний 68 57% 73 61%

Высокий 11 9% 28 23%

Конкретизированные цели освоения дисциплины в области «владеть»

Низкий 58 48% 19 16%

Средний 45 38% 60 50%

Высокий 17 14% 41 34%

14. Определение уровня сформированности компетенции ОПК-6: готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся

Конкретизированные цели освоения дисциплины в области «знать»

Низкий 29 24% 12 10%

Средний 76 63% 43 36%

Высокий 15 13% 65 54%

Конкретизированные цели освоения дисциплины в области «уметь»

Низкий 52 43% 16 13%

Средний 47 39% 58 48%

Высокий 21 18% 46 38%

Конкретизированные цели освоения дисциплины в области «владеть»

Низкий 55 46% 24 20%

Средний 46 38% 55 46%

Высокий 19 16% 41 34%

Критерий «Сформированность компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО» (табл. 3). Оценка производилась по двум компетенциям: ОК-9 и ОПК-6 в двух вариантах: по обычной пятибалльной системе и по оценке конкретизированных целей освоения курса

«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» в области «знать», «уметь» и «владеть», учтенных при составлении тестов. С нашей точки зрения, именно этот анализ и характеризует эффективность организационнометодических условий формирования

Влияние курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» на формирование у студентов медицинской культуры

О

->|

Н.Н. Щелчкова, И.Л. Орехова, Д.В. Натарова, Е.А. Романова

00

о

медицинской культуры педагогов в учебном процессе.

Критерий «Сформированность представлений о здоровом образе жизни» (табл. 4). Из 120 опрошенных экспериментальной группы на начальном этапе всего 45% считали свой образ жизни здоровым, а к концу 2 этапа ситуация изменилась в лучшую сторону и процент возрос до 65%. На наш взгляд, такой невысокий результат объясняется тем, что студентов в основном не устраивает их образ

жизни по причине нехватки силы воли, наличия вредных привычек, плохой экологической обстановки места их проживания.

Анализ результатов диагностики на втором этапе исследования показал, что 43% студентов планируют изменить мотивацию собственного отношения к здоровью, 34% - включить в свою жизнь основные составляющие здорового образа жизни, 15% - изменить взаимоотношения со здравоохранением.

Табл. 4. Сформированность представлений о здоровом образе жизни

1 этап - стартовый 2 этап - констатирующий

Кол-во ответов % Кол-во ответов %

15. считаете ли вы свой образ жизни здоровым?

Да 54 45% 78 65%

Нет 66 55% 42 35%

16. факторы, мешающие вам вести здоровый образ жизни

Не хватает силы воли 68 18% 94 19%

Наличие вредных привычек 32 9% 41 8%

Плохая экологическая обстановка места проживания 56 15% 61 13%

Мотивировка собственного отношения к здоровью 73 19% 98 20%

Отсутствие основных составляющих здорового образа жизни 65 17% 112 23%

Несознательное взаимоотношение со здравоохранением 41 11% 54 11%

Другие 40 11% 27 6%

17. Что вы планируете сделать, для того чтобы вести здоровый образ жизни

Изменение мотивировки на здоровье 40 21% 86 34%

Преодоление вредных привычек 23 12% 31 12%

Включение в систему основных составляющих здорового образа жизни 54 29% 86 34%

Сознательное взаимоотношение со здравоохранением 21 11% 36 14%

Другие 51 27% 11 4%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя общий итог, можно сделать следующие выводы: результаты исследования свидетельствуют о существенных позитивных изменениях уровня развития медицинской культуры студентов, что подтверждает эффектив-

ность внедренных в образовательный процесс студентов педагогического вуза организационно-методических условий при изучении основ медицинских знаний и здорового образа жизни. К ним относятся:

• программное ориентирование будущих педагогов на культурно-оздоровительную деятельность;

• актуализация ценностного отношения студентов к здоровью;

• использование интерактивных форм и методов при изучении курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

Изучение курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» оказывает положительное влияние на формирование медицинской культуры у студентов педагогического вуза. Отводя важную роль в формировании у будущих педагогов медицинской культуры данному курсу, нельзя не отметить его глубинную взаимосвязь с экологией [2; 9, с. 147-150]. Глубоко сознавая генетическую опасность загрязнения окружающей среды и потенциальную угрозу здоровью человека, необходимо решать проблему формирования медицинской культуры в рамках эколого-валеологического образования студентов.

Под эколого-валеологическим образованием мы понимаем процесс приобретения знаний о здоровом стиле жизни, закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека под влиянием абиогенных и биогенных факторов среды, овладения умениями сохранения и совершенствования личного здоровья и биоэнергоинформационного равно-

весия в природных экосистемах, оценки формирующих его факторов, а также овладения умениями его построения, освоения методов и средств пропаганды здоровья и здорового образа жизни и формирования экологического сознания, индивидуальной, экологической и валео-логической культуры личности в ракурсе глобальных эколого-валеологических проблем, возникающих в условиях техногенных преобразований в окружающей среде [2; 9, с. 147-150]. Процесс реализации эколого-валеологического образования в системе профессиональной педагогической подготовки студентов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета включает в себя [7, с. 340]:

• изучение таких курсов, как «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы экологической культуры», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Безопасность жизнедеятельности» и других;

• подготовку студентов к оздоровительной работе в летних лагерях отдыха и оздоровления;

• организация и проведение оздоровительной составляющей педагогической практики («Школьная гигиена и здоровьесберегающие технологии»);

• участие студентов в эколого-ва-леологической учебно- и научно-исследовательской деятельности.

Библиографический список

1. Бахтин, Ю.К. Формирование культуры здоровья - ответственная задача учреждений народного образования [Текст] / Ю.К. Бахтин, Г.И. Сопко, М.В. Пазыркина // Молодой учёный. - 2012. -№ 4 (39) - С. 445-448.

2. Багаутдинова, Н.В. Развитие культуры здоровья студентов педвуза (на примере коррекционнооздоровительных групп) [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Багаутдинова. - Омск, 2004. - 175 с.

3. Бутвиловский, А.В. Профессиональная медицинская культура [Текст] / А.В. Бутвиловский А.В. Гилевский, В.Э. Бутвиловский, И.С. Кармалькова // Военная медицина. - 2013. - №4. - С. 6-7.

4. Красникова, Ю.О. Образование в условиях модернизационных процессов современного общества [Текст] / Ю.О. Красникова // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию факультета психологии КГУ им. К.Э. Циалковского 23-25 мая 2013 года, г. Калуга. - Калуга: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2013. - С. 357-359.

5. Крючкова, Н.В. Оценка информированности населения по вопросам здорового образа жизни [Текст] / Н.В. Крючкова, А.М. Русанова // Бюллетень медицинских Интернет конференций. -2014. - Т. 4. - № 5. - С. 657.

Влияние курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» на формирование у студентов медицинской культуры

О

Н.Н. Щелчкова, И.Л. Орехова, Д.В. Натарова, Е.А. Романова

О

6. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст] / Ю.П. Лисицын, ГЭ. Улумбекова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - С. 25-69.

7. Орехова, И.Л. Эколого-валеологизация диверсифицированной подготовки студентов к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях: монография / И.Л. Орехова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. - 340 с.

8. Пономарева, К. А. Эколого-валеологическое образование студентов педагогического вуза [Текст] / К.А. Пономарева // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 179-181.

9. Романова, Е.А. Социальный портрет родителей детей с поражением центральной нервной системы как отражение уровня медицинской культуры населения [Текст] / Е.А. Романова, А.Н. Романова, Д.О. Сигалов // Здоровьесберегающее образование - залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф., Россия, Челябинск, 10-11 ноября 2016 г. - Челябинск: ЮУрГГПУ, 2016. - С. 147-150.

10. Тищенко, Е.М. Исторические модели биомедицинской этики [Текст] / Е.М. Тищенко, Н.В. Шетик // Журнал ГрГМУ. - 2006. - № 2. - С. 91-92.

11. Щелчкова, Н.Н. Формирование культуры здоровья студентов в процессе изучения предметов медико-биологического цикла [Текст] / Н.Н. Щелчкова // Образование в условиях модерниза-ционных процессов современного общества: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию факультета психологии КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. - Калуга: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2013.- С. 357-359.

12. Щелчкова, Н.Н. Использование интерактивных форм обучения студентов при изучении курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» [Текст] / Н.Н. Щелчкова, З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. -№ 6.- С. 125-134.

13. Sood A. Women's pathways to mental health in India: comparing psychiatry and mystical-spiritual healing. Center for the Study of Women, University of California, Los Angeles. E-scholarship, open access journal 2008. Режим доступа: http://escholarship.org/uc/item/0nd580x9

14. Roger P Worthingtonand, Anupriya Gogne. Cultural aspects of primary healthcare in India: A case-based analysis Asia Pac Fam Med. 2011; 10(1): 8. Режим доступа: www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/ PMC3130647/

15. Worthington R., Rohrbaugh R. Health Policy and Ethics: a critical examination of values from a global perspective. Oxford: Radcliffe Publishing, 2011. Medicine, ethics. P 347.

References

1. Bakhtin Yu.K., Sopko G.I., Pazyrkina M.V. Formation of a culture of health is a responsible task of institutions of public education. Molodoi uchenyi, 2012. № 4 (39). P 445-448. [in Russian].

2. Bagautdinova N.V. Development of health culture of students of a pedagogical university university (on an example of corrective-improving groups). Dis. ... cand. of sciences (Education).Omsk, 2004. P 175. [in Russian].

3. Butvilovsky A.V., Gilevsky A.V., Butvilovsky V.E., Karmalkov I.S. Professional medical culture. Voiennaia meditsina, 2013. №4. P. 6-7. [in Russian].

4. Krasnikova Yu.O. Education in the conditions of modernization processes of modern society. Collected materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, dedicated to the 20th anniversary of the Faculty of Psychology of the K.E. Tsiolkovsky Kazluga State University. May 23-25, 2013 in the city of Kaluga. Kaluga, 2013. P 357-359. [in Russian].

5. Kryuchkova N.V., Rusanova A.M. Assessment of the population’s awareness of healthy lifestyles. Bulleten meditsinskikhInternet conferentsii, 2014. Volume 4. № 5. P 657. [in Russian].

6. Lisitsyn Yu.P, Ulumbekova G.E. Public Health and Public Healthcare. Moscow: GEOTAR-Media, 2011. P. 25-69. [in Russian].

7. Orekhova I.L. Ecological valeologization of diversified preparation of students for health-improving activities in educational institutions. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. State. Ped. University, 2012. P. 340. [in Russian].

8. Ponomareva K.A. Ecological-valeological education of students of a pedagogical university. Theory and practice of education in the modern world: materials II international. Sci. Conf. (St. Petersburg, November 2012). SPb.: Renome, 2012. P. 179-181. [in Russian].

9. Romanova E.A., Romanova A.N., Sigalov D.O. Social portrait of the parents of children with the defeat of the central nervous system as a reflection of the level of medical culture of the population. Healthpreserving education - a pledge of safe life of youth: problems and solutions: Materials IX International. Scientific-practical. Conf. Russia, Chelyabinsk, November 10-11, 2016 . Chelyabinsk: SUSURGPU, 2016. P. 147-150. [in Russian].

10. Tishchenko E.M., Shetik N.V. Historical models of biomedical ethics. Zhurnal GrGMU, 2006. №. 2. P. 91-92. [in Russian].

11. Shchelchkova N.N., Krasnikova Yu.O. Formation of the culture of students’ health in the process of studying subjects of the medical and biological cycle. Education in the conditions of modernization processes of modern society. Collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, dedicated to the 20th anniversary of the Faculty of Psychology of the the K.E. Tsiolkovsky Kazluga State University. May 23-25, 2013 in the city of Kaluga. Kaluga, 2013. P. 357-359. [in Russian].

12. Shelchkova N.N., Tyumasev Z.I., Orekhov I.L. Use of interactive forms of teaching students in the course «Age anatomy, physiology and hygiene. Herald of the Chelyabinsk State Pedagogical University, 2015. №

6. P. 125-134. [in Russian].

13. Sood A. Women’s pathways to mental health in India: comparing psychiatry and mystical-spiritual healing. Center for the Study of Women, University of California, Los Angeles. E-scholarship, open access journal 2008. Available at: http://escholarship.org/uc/item/0nd580x9

14. Roger P. Worthingtonand, Anupriya Gogne. Cultural aspects of primary healthcare in India: A case-based analysis Asia Pac Fam Med. 2011; 10(1): 8. Available at: www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/ PMC3130647/

15. Worthington R., Rohrbaugh R. Health Policy and Ethics: a critical examination of values from a global perspective. Oxford: Radcliffe Publishing, 2011. Medicine, ethics. P. 347.

Сведения об авторах:

Щелчкова Нина Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: shelchkovann@cspu.ru

Орехова Ирина Леонидовна,

кандидат педагогический наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медикобиологических дисциплин,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: orehovail@cspu.ru

Information about the authors: Shchelchkova Nina Nikolaevna,

Candidate of Sciences (Education),

Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Life Safety and Medical-Biological Disciplines,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: shelchkovann@cspu.ru

orekhova Irina Leonidovna,

Candidate of Sciences (Education),

Academic Title of Associate Professor, Associate Professor,

Department of Life Safety

and Medical-Biological Disciplines,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: orehovail@cspu.ru

Влияние курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» на формирование у студентов медицинской культуры

Н.Н. Щелчкова, И.Л. Орехова, Д.В. Натарова, Е.А. Романова

см

Натарова Дарья Вячеславовна,

кандидат педагогический наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медикобиологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: natarovadv@cspu.ru

Романова Елена Алексеевна,

старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и медикобиологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: romanovaea@cspu.ru

Natarova Darya Vyacheslavovna,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,

Department of Life Safety and Medical-Biological Disciplines, South -Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: natarovadv@cspu.ru

Romanova Elena Alekseevna,

Senior Lecturer,

Department of Life Safety and Medical-Biological Disciplines, South -Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: romanovaea@cspu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.