Педагогические и психологические исследования, эксперименты
П.В. Станкевич, Л.П. Макарова, Н.В. Авдеева
(Санкт-Петербург)
РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
THE ROLE OF PEDAGOGICAL UNIVERSITYIN PROMOTION OF
HEALTHY LIFESTYLE
В статье раскрывается проблема формирования и развития знаний о здоровом образе жизни. Рассматриваются возможности педагогического вуза и его роль в повышении уровня знаний о культуре здоровья в молодежной среде.
Ключевые слова: здоровье, культура здоровья, знания о здоровом образе жизни, педагогика здоровья.
The article reveals the issue of creation and development of knowledge about a healthy lifestyle. The theoretical and methodological potential of pedagogical university and its' role in enhancing the knowledge about health culture among young people are discussed.
Key words: health, health culture, knowledge about the healthy lifestyle, health pedagogy.
В процессе глобализации современного общества и роста различных видов опасностей одним из условий глобализации образования является безопасность обучающихся, где особое значение приобретает формирование у подрастающего поколения культуры здоровья. Здоровый образ жизни (далее ЗОЖ) приобретает все большую популярность среди россиян. Так, по данным агентства «РИА Рейтинг» в 2017 году доля жителей страны, систематически занимающихся физической культурой и спортом, составила 36,8%.
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным обществом, является поиск путей снижения заболеваемости и повышения эффективности теоретических и практических знаний о здоровом образе жизни подрастающего поколения.
Поступив в вуз, обучающийся оказывается в новых социальных и психофизиологических условиях, а нередко - и в новой
климатической среде. Адаптация к комплексу факторов, специфичных для вуза, представляет собой сложный многоуровневый социально-психофизиологический процесс, сопровождающийся значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма обучающихся. Постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, а также нарушения режима труда, отдыха и питания могут привести к развитию целого ряда заболеваний.
Среди факторов, влияющих на здоровье, наибольший удельный вес занимает образ жизни. ЗОЖ обеспечивает биологический потенциал жизнедеятельности организма, создает предпосылки для гармоничного развития личности, содействует проявлению высокого уровня социальной активности и творческого отношения к учебной деятельности.
В последние десятилетия в практике многих образовательных учреждений по всей стране проектируются и реализуют-
ся различные педагогические технологии, ориентированные на здоровьесбережение подрастающего поколения.
Современные исследователи [1, 3, 4, 6, 7] отмечают большое значение профилактике здоровьесбережения детей в социальной сфере.
Ю.П. Лисицин считает, что наибольший вклад в индивидуальное здоровье человека вносит образ жизни (50-55%) при значительно меньшем влиянии других факторов: экологических (20-25%), наследственной предрасположенности (20%), медицинского обслуживания (10%) [8].
Основоположник науки о здоровье человека И.И. Брехман, рассматривал «здоровье человека как способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации» [3].
В.П. Казначеев рассматривает здоровье человека как процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни. При этом обра-
щается внимание на необходимость создания таких условий и таких гигиенических систем, которые обеспечивали бы не только сохранение здоровья человека, но и его развитие [5].
Составными частями индивидуального здоровья являются здоровье духовное и психологическое [4]. Психология здоровья человека включает в себя практику поддержания здоровья от его зачатия до его смерти [1].
Г.С Никифоров выделяет основные компоненты психологии здоровья:
- базисные понятия психологии здоровья;
- исследования и систематизацию критериев психологического и социального здоровья;
- методы диагностики и самооценки психического и социального здоровья;
- факторы ЗОЖ (формирование, сохранение и укрепление здоровья);
- психологические методы мотивирования к здоровью;
- психологические механизмы здорового поведения;
- профилактику психических и психосоматических заболеваний [9].
Теоретико-
праюп инеские знания:
- о валеологнческом поведении,
- об анатомо-физиологнческих особенностях учащихся,
- о здоровье человека.
Рис.1. Формирование знаний о ЗОЖ в образовательных организациях.
Согласно проведенному анализу исследуемой проблемы, содержание организации сохранения здоровья обучающихся находится в динамике, оно трансформируется в процессе обучения, развивая педагогику здоровья, способствующую формированию культуры здоровья.
Эффективность использования здо-ровьесберегающих технологий в педагогическом вузе направлена на подготовку обучающихся к становлению устойчивого здорового образа жизни, владеющих здоро-вьесберегающими технологиями для работы в различных социальных сферах.
Анализируя здоровьесберегающие технологии, выделим ряд особенностей их использования в образовательном процессе школы-вуза.
Знания об основах учения о здоровье человека, о методах его формирования, укрепления и сохранения (рис. 1) позволят будущему педагогу активно применять в учебно-воспитательном процессе оздорав-ливающие методы и здоровьесберегающие технологии обучения.
Отметим,что развитие здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся является необходимым компонентом здо-ровьесберегающих технологий. Разработка и применение здоровьесберегающих технологий способствуют развитию мотивации обучающихся к сохранению и укреплению как собственного здоровья, так и здоровья школьников.
Многолетний опыт работы факультета безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена убедительно доказывает приоритетность здорового образа жизни в реализации здоровьесбере-гающих технологий. Разработанная сотрудниками факультета концепция преподавания медико-валеологических дисциплин [2] основана на многоуровневой системе, состоящей из комплекса учебных курсов, направленных на укрепление и сохранение здоровья всех субъектов образовательного процесса с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее ФГОС ВО).
Основным звеном в формировании знаний о здоровом образе жизни выступает изучение дисциплин здоровьесберегающей направленности. Так, во время реализации ФГОС ВО I поколения студентами педагогического вуза изучались медико-биологические дисциплины, бакалавриата - «Основы валеологии». ФГОС ВО II поколения предусматривал изучение студентами на первом курсе учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», на последующих курсах - дисциплин «Основы здорового образа жизни», «Валеология», «Основы медицинских знаний», «Медицина катастроф». В соответствии с ФГОС ВО III поколения учебная дисциплина «Основы медико-валеологических знаний» входит в вариативную часть основной образовательной программы и включает следующие курсы: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека», «Основы медицинских знаний», «Основы здорового образа жизни», «Медицина катастроф», «Социальная медицина».
Все вышеуказанные дисциплины в соответствии с актуализацией ФГОС ВО объединены общими целями и задачами и представляют собой единый комплекс по внедрению и реализации мероприятий, направленных как на улучшение здоровья самих обучающихся, так и на обучение их применять полученные знания о культуре здоровья при прохождении практики. Отметим, что социально-педагогическое значение вуза в формировании ЗОЖ обучающихся заключается в следующем:
- создается фундамент гармоничного физического развития, укрепления здоровья, всестороннего физического образования и воспитания;
- рационально организуется образовательная деятельность, элементы здорового образа жизни применяются не только при изучении дисциплин валеологиче-ской направленности, но и других;
- последовательно повышается культура здоровья обучающегося.
С целью изучения и оценки состояния возможности эффективного формирования знаний о ЗОЖ в педагогическом вузе прове-
Таблица 1.
Результаты анкетирования о видах здорового и нездорового образа жизни
Характер ответов обучающихся в анкете Оценка результатов ответов %
виды здорового образа жизни 42
виды нездорового образа жизни 41
затруднились ответить 17
ден социологический опрос обучающихся 1 курса. Анкета состояла из пяти вопросов, направленных на развитие знаний о культуре здоровья и определение возможностей организации ЗОЖ в педагогическом вузе. Результаты исследования представлены ниже.
В таблице 1 отражены результаты ответов на вопрос: «Какие виды здорового и нездорового образа жизни вы знаете?»
Анкетирование показало, что студенты не уделяют должного внимания формированию теоретических и практических знаний о культуре здоровья, видам нездорового образа жизни, в то время как проблема неправильного образа жизни является составляющей частью реализации и внедрения здоровьесберегающих технологий.
Отвечая, на второй вопрос анкеты о компонентах ЗОЖ, 45% опрошенных считают, что основным компонентом ЗОЖ выступает занятие спортом, однако 38% респондентов правильное питание выделяют как компонент ЗОЖ. И лишь 17% студентов к компонентам ЗОЖ относят отсутствие вредных
привычек.
Анализ ответов на вопрос об уровнях здоровья позволяет установить: большинство респондентов (65%) считают, что к уровням здоровья относится медицинское обслуживание. Так, 22% студентов отмечают важность экономической стабильности, так как она способствует улучшению уровня здоровья населения в целом. Некоторые опрошенные (13%) относят сюда социальное благополучие населения. Результаты анкетирования учителей представлены на рис. 2.
Такие результаты позволяют говорить о возможности изучения уровней здоровья, здоровьесберегающих технологий и тем самым повышения эффективности формирования и развития знаний молодого поколения о культуре ЗОЖ.
Результаты анкетирования студентов на четвертый вопрос анкеты по выявлению способов контроля за формированием и укреплением здоровья распределились следующим образом: применение тестов, контрольных работ, на основе результатов
в
е =
о
5
о.
15
Ё
1. Медицинское обслуживание.
2. Экономическая стабильность.
3. Социальное благополучие.
Варианты ответов
Рис.2. Результаты ответов на вопрос об уровнях здоровья.
Таблица 2.
Результаты анкетирования о способах контроля своего здоровья
Характер ответов обучающихся в анкете Оценка результатов ответов %
виды здорового образа жизни 42
виды нездорового образа жизни 41
затруднились ответить 17
участие в конкурсах о ЗОЖ 17
отсутствие болезней 4
которых корректируется подход к сохранению и укреплению собственного здоровья (35%); посещение занятий по физической культуре и спорту (22%); посещение культурно-массовых мероприятий, посвященных культуре здоровья населения (22%); участие в конкурсах о ЗОЖ (17%). Некоторые респонденты (4%) контролируют состояние своего здоровья - отсутствием болезней. Результаты анализа анкет студентов представлены в таблице 2.
Таким образом, большой процент опрошенных осуществляет контроль за деятельностью по укреплению здоровья с помощью тестов и контрольных работ, что говорит о важности использования опыта ЗОЖ в вузовской практике.
Анализ ответов на последний вопрос анкеты - «Какие мероприятия, по вашему мнению, формируют знания о ЗОЖ в педагогическом вузе?» - позволил установить, что большинство опрошенных (32%) к учебно-просветительским мероприятиям в педагогическом вузе относят проведение олимпиад по ЗОЖ, 31% - конкурс газет, плакатов. Однако 27% отметили, что изучение дисциплин валеологической направленности относится к мероприятиям, формирующим знания о ЗОЖ, и 10% утверждают, что роль педагогического вуза в формировании ЗОЖ незначительна, так как в школе уже изучали ЗОЖ.
Таким образом, студенты осознают важность и нужность изучения дисциплин вале-ологической направленности с элементами формирования, сохранения и укрепления ЗОЖ, так как это не только способствует развитию интереса к изучению данного направления в вузе, но и связано с необходи-
мостью использования методик организации здоровьесберегающих технологий.
Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что создание педагогических условий становления здорового образа жизни студентов осуществляется главным образом путем разработки различных учебных программ, ориентированных на сохранение здоровья. Программы включают не только аудиторные занятия, но и проведение мероприятий, содействующих формированию у участников образовательного процесса общекультурных и профессиональных ценностей и компетенций в области применения здоровьесберегающих технологий в различных социальных средах, направленных на развитие культуры здоровья, создание оптимальных условий обучения и труда, использование физических упражнений, профилактику девиаций, а также современные психологические средства воздействия на личность. Значимы просветительские и физкультурно-оздоровительные мероприятия, организация волонтерских групп из числа обучающихся по пропаганде здорового образа жизни, привлечение к научным исследованиям по вопросам здорового образа жизни.
Литература
1. Ананьев В.В. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. - СПб.: Речь, 2006. - 384 с.
2. Бахтин Ю.К., Соломин В.П., Макарова Л.П., Сыромятникова Л.И. Значение медико-валео-логического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете // Молодой ученый. - 2012. - № 6. - С. 372-374.
3. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, 1987. - 125 с.
4. Воробьев В.И. Слагаемые здоровья. - М., 2004. - 302 с.
5. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. - М., 2003. - 125 с.
6. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: [Метод. пособие]. - М.: Аспект-пресс, 2001. - 136 с.
7. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. - СПб., 2005. - 122 с.
8. Лисицин Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. - М., 1992. - 512 с.
9. Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2002. - 256 с.