Научная статья на тему 'Журналистское образование: новые контексты'

Журналистское образование: новые контексты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / журналистское образование / подход CDIO / профессиональный журналистский контекст / образовательный контекст / журналистское образование в САФУ / higher education / journalism education / CDIO approach / professional journalism context / educational context / journalism education in NArFU

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н С. Авдонина

В статье переосмысливается подход инженерного обучения CDIO как возможной основы новой модели журналистского образования и предлагает такую: оценка-планирование-создание-публикация и продвижение. Основной тезис в университете должен быть создан образовательный контекст, позволяющий студентам приобрести конкретный практический опыт и усвоить абстрактные теоретические понятия. Предлагаемая модель позволит обеспечить высокий уровень качества профессионального обучения будущих журналистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Journalism education: new context

The author examines CDIO educational approach as a possible basis for a new model o f journalism education and suggests such a model: measure-conceive-create-publish and promote. The main thesis is that it's possible to develop such an educational context at university that help students get real professional experience and understand abstract theoretical concepts. This model seems to be a real basis for a high level of quality journalism education.

Текст научной работы на тему «Журналистское образование: новые контексты»

Раздел II.

Журналистское образование в XXI веке

УДК 070, 378.016 Н.С. Авдонина

Северный (Арктический) федеральный университет им М.В. Ломоносова

ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НОВЫЕ КОНТЕКСТЫ

В статье переосмысливается подход инженерного обучения CDIO как возможной основы новой модели журналистского образования и предлагает такую: оценка-планирование-создание-публикация и продвижение. Основной тезис - в университете должен быть создан образовательный контекст, позволяющий студентам приобрести конкретный практический опыт и усвоить абстрактные теоретические понятия. Предлагаемая модель позволит обеспечить высокий уровень качества профессионального обучения будущих журналистов.

Ключевые слова: высшее образование, журналистское образование, подход CDIO, профессиональный журналистский контекст, образовательный контекст, журналистское образование в САФУ

The author examines CDIO educational approach as a possible basis for a new model of journalism education and suggests such a model: measure-conceive-create-publish and promote. The main thesis is that it's possible to develop such an educational context at university that help students get real professional experience and understand abstract theoretical concepts. This model seems to be a real basis for a high level of quality journalism education.

Keywords: higher education, journalism education, CDIO approach, professional journalism context, educational context, journalism education in NArFU

Задача высшего образования - подготовить выпускников к профессиональной деятельности, то есть сформировать у них такие компетенции, которые сделают их конкурентоспособными на рынке труда. Выпускники должны обладать теоретическими и практическими знаниями, опытом и мотивацией к непрерывному совершенствованию в профессии.

Сегодня все чаще говорят о недостатках современного образования в высшей школе, что характерно и для журналистского образования в частности: теоретизиро-ванное обучение (преобладание теории над практикой), предметная доминанта (традиционное представление о преподавателе как предметнике, который учит именно предмету), проведение занятий в академической аудитории, оторванность обучения от профессии. Перечисленные недостатки в большей степени могут превалировать в образовательном процессе региональ-

ных вузов и кафедр журналистики, но в любом случае, независимо от географического расположения и статуса образовательного учреждения, необходимо искать и применять адекватные современности методы и формы обучения, регулярно обновлять содержание профессионально-ориентированных дисциплин.

В необходимости такой перестройки можно убедиться, глядя на программу и результаты форсайт-сессии «Медиапрофессии XXI века», прошедшей 21 июня на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Среди дискуссионных вопросов поднимались:

-Какие специалисты нужны редакциям сегодня и, главное, будут нужны завтра?

-На какие профессиональные стандарты должны ориентироваться стандарты образовательные?

-Как сформировать профессиональную идентичность журналиста?

-Каков баланс в журналистском образовании между фундаментальным гуманитарным знанием и профессиональной практикой?

-Как построить стратегии взаимовыгодного сотрудничества медиаиндустрии и высшего образования?

-Кадровые стратегии высшей школы: кто может учить профессии?

Мы отобрали лишь вопросы, касающиеся не журналистской профессии в целом, но сфокусированные на педагогическом процессе. На сессии медиа-отрасль представляли «Интерфакс», «Russia Beyond The Headlines», «Mail.Ru Group», ФГУП «ВГТРК», «Rambler&Co», «MTV Россия», «News Media» и «LifeNews». Суммируя результаты дискуссий, можно сделать прогноз ожидаемых работодателями компетенций выпускников, а именно:

-умение проектировать,

-знание и понимание производственно-хозяйственной деятельности СМИ, медиаменеджмента, -знание истории журналистики, -умение работать в команде,

-умение работать с аудиторией, знание и понимание маркетинга,

-знание конкретных технологий и понимание, когда их следует использовать,

-умение критически мыслить,

-знание и понимание медиаиндустрии и тенденций её развития.

Во ФГОС ВО по направлению подготовки 42.03.02 журналистика (уровень бакалавриата) перечислены семь профессиональных компетенций, соответствующих определенным видам профессиональной деятельности: журналистская авторская деятельность ПК-1: способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, её проверки и анализа;

ПК-2: способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах; редакторская деятельность

ПК-3: способность анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов;

проектно-аналитическая деятельность ПК-4: способность разрабатывать локальный авторский медиапроект, участвовать в разработке, анализе и коррекции концепции СМИ;

организационно-управленческая деятельность ПК-5: способность участвовать в реализации медиап-роекта, планировать работу, продвигать медиапродукт на информационный рынок, работать в команде, сотрудничать с техническими службами; социально-организаторская деятельность ПК-6: способность к сотрудничеству с представителями различных сегментов общества, уметь работать с авторами и редакционной почтой (традиционной и электронной), организовывать интерактивное общение с аудиторией, используя социальные сети и другие современные медийные средства, готовность обеспечивать общественный резонанс публикаций, принимать участие в проведении на базе СМИ социально значимых акций;

производственно-технологическая деятельность ПК-7: способностью участвовать в производственном процессе выхода печатного издания, теле-, радиопрограммы, мультимедийного материала в соответствии с современными технологическими требованиями [1].

Как видим, перечисленные работодателями и зафиксированные во ФГОС компетенции идентичны, разве что знание истории журналистики, как отечественной, так и зарубежной, во ФГОС относится к общепрофессиональным компетенциям (ОПК-4 и ОПК-5). Отсюда следует закономерный вопрос - почему время от времени возникают дискуссии о профессиональной идентичности современного журналиста и будущей профессии, если ожидаемые работодателями компетенции соотносятся со стандартом, по которому вузы должны научить студентов профессии? Заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ А.К. Волин сказал на сессии, что «журналистики как таковой в XXI веке не существует. Есть медиакоммуникации, медиасфера, в которой существует журналистика. Она состоит из двух важных частей: история журналистики, которая дает представление о том, что было в индустрии раньше, и практическая журналистика». История как отечественной, так и зарубежной журналистики традиционно преподается на всех факультетах и кафедрах, отсюда вопрос - что понимать под практической журналистикой?

В учебных планах есть дисциплины общекультурного характера, такие, как «История», «Философия», «Культурология» и другие, есть и профессиональные дисциплины, например, «Введение в специальность», «Система СМИ», «Логическая культура журналиста», «Профессионально-творческий практикум», «Политическая журналистика», «Основы творческой деятельности», «Новостная журналистика», «Интернет-СМИ» и прочее. В различных университетах в зависимости от профиля и специфики учебной программы названия предметов могут незначительно варьироваться. Перечисленные дисциплины будут считаться «практической журналистикой» в том случае, если помимо традиционных лекций и семинаров студенты выполняют соответствующие профессии практические задания. Та же «История журналистики» может стать практической, если, изучая историю жанров, студенты учатся, понимая и дублируя технологию создания текстов XIX и XX вв., писать новости и репортажи. Следовательно, не в названии компетенций или предметов дело, а в технологии и методике преподавания, шире - в образовательном контексте. В статье мы остановимся именно на последнем понятии и предположим, какие изменения необходимо предпринять, чтобы студенты еще в стенах университета осваивали практические навыки, умения и развивали личностные качества.

В Российской Федерации по журналистике предусмотрен лишь академический бакалавриат, что предполагает научно-ориентированную программу и соответствующий ей учебный план. Поскольку журналистика - профессия прикладная, потому и возникает «вечный вопрос» о балансе теории и практики. В связи с этим необходимо переоценить не столько содержание учебного плана по журналистике, сколько методы обучения и образовательный контекст. Под последним мы понимаем образовательную среду, способствующую пониманию и приобретению профессиональных знаний, умений, навыков и формированию необходимых в профессии личностных качеств.

Предлагая по-новому взглянуть на методы обучения и образовательный контекст, мы ориентируемся на подход CDIO, работа над которым началась в конце 1990-х годов в США как ответ на недовольство работодателей современным инженерным образованием. В 2000-м году появилось сообщество CDIO, благодаря сотрудничеству Масса чусетского технологического университета с тремя шведскими университетами. Сегодня в программу CDIO включены более 100 вузов по всему миру, в том числе и российские университеты. Аббревиатура CDIO расшифровывается как conceive - design - implement - operate, или планировать - проектировать - производить - применять. Подход CDIO предполагает, что студенты учатся планировать, проектировать, производить и применять сложные инженерные объекты, системы и процессы.

Возможно использовать иную образовательную модель, как сделал бельгийский Университет Лёвена. Их Т-модель включает следующие элементы: инженерная деятельность, предпринимательство и образование, окружающая среда и согласованность [2. С. 74]. В любом случае ядром модели должен оставаться образовательный контекст реальной практики, в данном случае -журналистской.

Первое, что необходимо сделать при создании собственной модели, это определиться с тем, в производство чего вовлечены современные журналисты. Это уже

не просто тексты для печати, радио или телевидения. Это различного формата и разных видов сложности истории, это смыслы и ценности, вокруг которых создается и разрастается не массовая аудитория, а целевое сообщество.

Второе - определиться с элементами образовательной модели. Предварительно мы предлагаем следующий цикл: оценка (measure) - планирование (design) - создание (create) - публикация и продвижение (publicise). При разработке этой модели мы исходили из современной журналистской практики. Прежде чем начать работу над конкретным материалом или проектом, журналистам необходимо оценить потребность аудитории в этой информации, набор требуемых навыков, ресурсов и специалистов для выполнения задачи. Следующий этап -предварительное исследование по теме, разработка идеи и концепции материала/проекта, подбор команды. Третий этап - полевая работа, оценка собранного материала, завершение работы над материалом/проектом. Заключительный этап - публикация, анонсирование и продвижение материала/проекта в социальных медиа. Даже написание и публикация простой новостной заметки в печатном издании, на сайте и в социальных сетях требует различных форматов, понимания, в какой период времени и с каких устройств аудитория потребляет ту или иную информацию.

Третье - внедрение образовательной модели на одной из профессиональных дисциплин. Образовательная модель, которую для краткости будем называть ОПСП, не должна быть содержанием дисциплин или модулей, она должна стать именно тем образовательным контекстом, который позволит студентам приобрести необходимые знания и умения и сформировать их личностные качества. Другими словами, студентов не будут учить оценивать или планировать, создавать или публиковать, но на каждой дисциплине студентам будут предложены именно такие практические задания, где они смогут научиться оценивать или создавать, планировать или публиковать. Например, на предмете «История зарубежной журналистики» практические задания могут развивать навыки оценки и создания, а на «Интернет-СМИ» потребуется применить все четыре элемента образовательной модели. Мы называем такой подход «от практики к теории». Суть его заключается в том, что на практике, часто методом проб и ошибок, студенты постигают теоретические основы своей профессии.

Необходимо пояснить, чем образовательная модель ОПСП отличается от журналистского образования в целом. Традиционно в журналистском образовании осуществляется принцип «от теории к практике», когда в течение учебного года преподаватели вычитывают лекции, проводят семинары, студенты выступают с докладами и выполняют письменные задания. Летом студенты отправляются на практику, где в идеале закрепляют полученные в течение года знания. Работодатели и сами студенты часто жалуются, что университетская теория не соответствует редакционной действительности. Происходит это отчасти потому, что условия работы в редакции не соответствует полученной в университете теории, особенно если студенты попадают в редакции интернет-изданий. Еще в университете должен быть создан образовательный контекст, позволяющий студентам приобрести конкретный практический опыт и усвоить абстрактные теоретические понятия.

Говоря об образовательном контексте, мы имеем в

виду три элемента:

1. профессиональный контекст - выстраивая стратегию обучения на конкретной дисциплине, преподаватель понимает, какие профессиональные навыки и умения, личностные качества потребуются студентам в их профессиональной деятельности и как именно его предмет им в этом поможет;

2. содержательный контекст - выбирая материал для занятий, преподаватель ориентируется на происходящие здесь и сейчас изменения и тенденции в профессии;

3. общественный контекст - знания, необходимые студентам для понимания того, в каком обществе они живут и где им предстоит работать.

При пересмотре образовательного контекста необходимо учитывать особенности профессионального журналистского контекста в целом, а именно: -базовая эрудиция;

-понимание медиаиндустрии, взаимосвязи прошлого и настоящего, умение прогнозировать изменения;

-владение новыми технологиями и понимание специфики отдельных инструментов и ресурсов; -критическое и аналитическое мышление; -работа в команде; -работа над проектами; -эффективная коммуникация;

-понимание запросов целевой аудитории, производство таргетированного контента.

Наполняя дисциплину содержанием, преподавателю необходимо постоянно держать в голове фоновые знания, знания о профессии и знания о потребностях студентов. Работа в СМИ - это работа в команде, поэтому должны быть практические занятия в групповом формате хотя бы один раз за весь курс. Работая в команде, студенты быстрее понимают и ориентируются в том, какие навыки и знания им даются легче. Например, не все студенты одинаково хорошо планируют или проектируют, есть такие, которым с трудом удается хорошо писать, но у них отлично получается генерировать идеи или выполнять техническую работу, например, верстать. Именно работа в команде помогает избежать неприятных ситуаций, когда одни студенты оказываются в «отличниках», а другие занимают позиции «троечников». Распределяя роли в команде, перепоручая задания, студенты учатся ориентироваться в профессии и понимать свои сильные и слабые стороны и работать именно над слабыми.

На любом предмете студентам необходимо предлагать такие задания, чтобы они могли и работать в команде, и осваивать конкретные технологии, и составлять портрет целевой аудитории конкретного СМИ. Например, известный ресурс для построения карт Storymap можно использовать не только на специальных практических предметах, например, «Интернет-журналистике», но и на «Истории зарубежной литературы». Возможно предложить студентам такое задание - визуально, в виде карты представить путешествие одного из героев любого литературного произведения, например, «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» или «Война и мир». Одновременно студенты приобретут навыки и умения визуального представления информации, аналитического мышления, проектной работы и понимания запросов аудитории. Любое знание легче всего понять, если оно вписано в контекст, в данном случае - контекст профессиональный, журналистский.

Назовем несколько причин, почему модель ОПСП

может стать контекстом журналистского образования:

4. модель ОПСП отражает профессиональную деятельность журналиста;

5. эта модель отражает те профессиональные компетенции, которые необходимы журналистам и которые работодатели хотят видеть у выпу скников;

6. модель ОПСП создает естественный контекст для овладения необходимыми знаниями, компетенциями и личностными качествами;

7. эта модель повышает мотивацию студентов и помогает интегрировать различные дисциплины в единый контекст (контекстное обучение). Обучение должно проходить в среде, способствующей интерпретации и пониманию сложных теоретических понятий.

Остановимся подробнее на перечисленных причинах. Поступая в университет, студенты имеют некое представление о журналистике и СМИ. Они выросли в эпоху лайфстайл блоггеров, которые используют не специальные блог-платформы, а Инстаграм, Вконтакте, Твиттер, Фейсбук и другие социальные сети и приложения. Они видят, что отсутствие профессионального образования отнюдь не является препятствием на профессиональном пути, особенно если у студентов есть желание работать не в традиционном СМИ, а в интернете. В течение первых двух лет студенты теряют мотивацию и испытывают разочарование в обучении именно по причине отсутствия связи учебного плана с профессиональным контекстом. Они не понимают, каким образом изучение литературы или истории журналистики, философии, культурологии или истории искусств поможет им стать журналистами. Конечно, это дисциплины универсального, общекультурного плана, и требовать от преподавателей других кафедр следить за профессиональным контекстом журналистики по меньшей мере странно, но именно этого не хватает студентам - связи с профессией. Погружая студентов в контекст профессиональной деятельности, у преподавателей будет шанс научить студентов именно тому, чем занимаются журналисты в действительности, подготовить их к реальной практике, чтобы знания, полученные в университете, не забылись, а помогли определиться с тематической специализацией и в работе над конкретными материалами.

Вторая причина очевидна, особенно с учетом результатов форсайт-сессии в МГУ. Работодатели хотят видеть не только умеющих писать журналистов, но медиа-специалистов, способных работать в команде, оценивать, планировать, создавать, публиковать и продвигать,

достигая целевой аудитории, собственные и редакционные материалы, способных применять в своей работе новейшие технологии. Именно университетское образование, интегрированное в профессиональный контекст, в чем-то даже опережая отрасль, естественным образом поможет сформировать у студентов необходимые компетенции, сделать их конкурентоспособными по сравнению с теми, кто не обладает профессиональным образованием.

Третья и четвертая причины относятся к вопросу контекстного обучения. Студентов желательно учить, не выдавая им готовую информацию и знание, которое они легко могут самостоятельно найти в интернете, но мотивируя их на непрерывное обучение в своей профессиональной сфере.

Одним из примеров контекстного обучения является традиционная летняя практика, во время которой студенты работают корреспондентами в конкретном СМИ, ведут отчет или дневник практики. С другой стороны, работа над реальными проектами от различных организаций, даже университетских СМИ, в течение учебного года может повысить мотивацию студентов к выполнению как индивидуальных творческих заданий, так и проектных материалов. Контекстное обучение мотивирует студентов не только на учебу, но и на работу в выбранной профессии.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что внедрение образовательной модели ОПСП хотя бы на одной дисциплине ведет к получению студентами практического опыта, повышению мотивации к обучению и изучению теоретического материала на практике еще в университетских стенах.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования - бакалавриат. Направление подготовки -42.03.02 Журналистика [Электронный ресурс]. Доступно на: URL : http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/420302_Gurnal.pdf (режим доступа - свободный).

2. Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO / Э.Ф. Кроули, Й. Малмквист, С. Остлунд, Д.Р. Бродер, К. Эдстрем; пер. с англ. С. Рыбушкиной. М., 2015.

УДК 070.11

С.С. Безукладникова

Томский государственный университет

МОТИВАЦИЯ К ОВЛАДЕНИЮ ПРОФЕССИЕЙ

СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ

В статье представлен анализ мотивации овладения профессией студентов первого курса ФЖ ТГУ. Представлены результаты среза-исследования на тему мотивации выбора сферы журналистики в качестве пространства для будущего профессионального становления. В качестве материала использовались данные анкеты с тремя открытыми вопросами. В результате сравнения ответов студентов были выявлены ключевые критерии

выбора журналистики в качестве основной профессиональной деятельности у студентов первого курса.

Ключевые слова: мотивация, профессиональные компетенции, ценностный сдвиг поколений, жесткие навыки, мягкие навыки.

The article presents an analysis of the motivation of mastering the profession of first-year students of Tomsk State

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.