УДК 378.1
МОДЕЛЬ УНИВЕРСАЛЬНОГО ЖУРНАЛИСТА, ИЛИ СТРАТЕГИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОНВЕРГЕНЦИИ СМИ
THE UNIVERSAL JOURNALIST, OR THE STRATEGY OF JOURNALISTIC EDUCATION IN THE CONDITIONS OF MEDIA CONVERGENCE
© 2018
Н.Н. Борщева N.N. Borscheva
Дискуссии, связанные с журналистским образованием, не стихают как в научной сфере, так и среди практикующих журналистов. Отечественные и зарубежные ученые уделяют пристальное внимание новейшим тенденциям в области преподавания журналистики в высшей школе. Универсализация профессии журналиста требует пересмотра некоторых устоявшихся научно-практических парадигм. Переход на двухуровневую систему высшего образования ставит задачи корректировки ФГОС ВПО нового поколения в соответствии с реальными условиями, требующими формирования новых компетенций и достижения образовательных результатов. В статье обсуждаются некоторые вопросы преподавания профилирующих дисциплин в региональном вузе: какое содержание вкладывается в понятие «универсальный журналист» в эпоху конвергенции и дигитализации, какие знания нужны сегодня универсальному журналисту, как преподаватель соотносит традиционные и новаторские подходы при изучении профилирующих дисциплин. В частности, речь идет об опыте преподавания на кафедре журналистики СГСПУ. В статье используются материалы интервью, проведенных с журналистами, выпускниками самарских вузов, обучавшихся по специальности «Журналистика».
Ключевые слова: журналистское образование; универсальный журналист; конвергентная журналистика; научно-практические парадигмы; традиционные и новаторские подходы; мультимедийная редакция; региональный журналист.
Discussions related to journalism education, are not subsiding in the scientific community and among practicing journalists. Russian and foreign scholars are paying close attention to the latest trends in the field of teaching journalism in higher school. The universalization of the profession of journalism requires a revision of some established scientific and practical paradigms. Widespread adoption of two-tier system of higher education presents challenges for the adjustment of the standards of the new generation to the real conditions, the emergence of new competencies and educational outcomes. The article discusses some of the issues of teaching majors at a regional University: what is a universal journalist, and what kind of content is embedded in the concept of «universal journalist» in the era of convergence and digitalization, what the universal journalist has to know today, how the teacher combines the traditional and innovative approaches in teaching. In fact, the author is sharing the experience of Department of Journalism in Samara State University of Social Sciences and Education. This article also employs interviews with journalists, Samara universities graduates having majored in journalism.
Keywords: a degree in journalism; the universal journalist; convergent journalism; scientific and practical paradigms; conventional and innovative approaches; multimedia editors' office; regional journalist.
Дискуссии о журналистском образовании являются сегодня практической необходимостью. Они обусловлены объективными переменами, требующими осмысления миссии журналиста, его роли и задач. Не случайно профессор Е.Л. Вартанова подчеркивает, что журналистика, помимо того, что является социальным институтом и творческой деятельностью, есть четко обозначенное ремесло [1]. Одна из обсуждаемых сегодня тем - это большой разрыв в профессиональной подготовке: вузы учат не совсем тому, чего хотят рынок и сами
журналисты. Работодатели выражают недовольство уровнем подготовки молодых специалистов, вчерашних выпускников. Между тем, новая образовательная парадигма журналистского образования выявляет потребность в универсальных специалистах и, соответственно, в универсальных знаниях. По мнению президента факультета журналистики МГУ Я.Н. Засурского, важным является «воспитать у молодых журналистов вкус и умение работать и в традиционных, и в онлайновых СМИ» [2, с. 16]. Еще 10 лет назад при обсуждении данной
проблемы он подчеркивал: «Качество и уровень работы журналистов становятся глобальной проблемой. Такой специалист должен обладать требующимися в медийной среде профессиональными знаниями и инструментальными навыками, умениями, компетенциями, которые позволяют ему одновременно готовить материалы для передачи по различным каналам информации - через периодическую печать, телевидение, радио, интернет и мобильные СМИ» [3, с. 6]. Современная медиасреда стремительно развивается. В ней сформировались предпосылки для новых профессиональных квалификаций, прежде неизвестных. Конкурентоспособность вуза зависит от многих факторов, включая умение гибко менять теоретическую и практическую модель обучения. Университетское журналистское образование всегда было и остается привлекательным тем, что строится на мощной базе гуманитарных знаний. Для российской журналистики это особенно важно: в ней всегда ценилось не только ремесло, но и искусство публицистики. Никакие технологии не заменят подлинного журналистского мастерства, которое заключается отнюдь не только во владении новейшими возможностями инновационной медиасреды [4, с. 31].
Степень бакалавра в области конвергентной журналистики предполагает освоение новых компетенций, связанных с технологиями получения и обработки информации. Как производственная сфера деятельности, журналистика, будучи многообразной как по способам творческой деятельности, прикладным умениям и навыкам, так и по ее задачам, принципам, ставит перед преподавателем высшей школы непростые задачи. Е.Л. Вартанова подчеркивает, что «новый тип медиаграмотности аудитории должен формировать новые компетенции самого журналиста и новые требования к учебному процессу» [1, с. 10]. Если вузовский преподаватель продолжает работать только на основе традиционных форм и методов обучения, он неизбежно сталкивается с проблемами. Организация и
содержательное наполнение процесса обучения студентов-журналистов побуждает преподавателя искать новые формы обучения. Л.П. Шестеркина в первую очередь указывает на метод интеграции образовательной деятельности в подготовке универсального журналиста и связывает его с проектными образовательными технологиями [5]. Все это требует новых методологических подходов, современных приемов, сочетания фундаментальной и прикладной подготовки. Репродуктивные, поисковые и творческие технологии преподавателя высшей школы должны осуществляться в русле целенаправленной работы всей кафедры.
В то же время лекции и другие традиционные формы обучения себя не изжили. Неразрывность теоретических поисков с преподаванием практической журналистики касается содержания всех профильных дисциплин. Размышляя о том, какие традиционные формы обучения работают или не работают в новых условиях, следует сказать, что материал даже новых учебных пособий не может раскрывать всю проблематику дисциплины. В предисловии к последнему изданию учебника «Основы журналистской деятельности» С.Г. Корконо-сенко пишет о том, что данное издание должно «стать источником профессионально полезных знаний» и не восприниматься как «свод директивных указаний» [6, с. 11]. Тем разделам учебной подготовки, которые ответственны, например, за навыки и умения создавать журналистский, публицистический текст, должно по-прежнему уделяться пристальное внимание. Однако изучение творческих аспектов производства медиатекста должно не только опираться на фундаментальные законы текстообразова-ния, но и включать освоение современных способов владения медийными технологиями в режиме онлайн. Использование инновационных педагогических приемов и способов преподавания профессиональных дисциплин («Введение в специальность», «Теория журналистики», «Основы журналистской деятельности») позволяет решать и многие другие проблемы: квалификации
журналиста, технологий сбора информации и методов познавательной деятельности, коллективной и индивидуальной работы в редакции, профессионально-этических норм и др.
Как пишет Л.П. Шестеркина, «журналистика прошла непростой путь становления: уйдя от универсального журнализма XVIII в., усложняясь и разделяясь на протяжении всего ХХ в., она вновь пришла к универсальному журнализму, только уже на медийной, цифровой платформе» [5, с. 8]. Универсальный журналист первоначально понимался как человек, который мог совмещать разные производственно-экономические циклы: от поиска информации до набора и написания нужного текста и его распространения. В эпоху цифровых технологий ставится задача внедрения в профессию новых коммуникативных реалий и новых способов коммуницирования. Сегодня под универсальным журналистом все чаще понимается журналист, способный готовить материалы для разных СМИ [7, с. 120]. Универсализация журналистской профессии основана на конвергенции информационных процессов. Владея разными формами работы с информацией, журналист занимается ее производством. Оставаясь творческой профессией, журналистика требует не только гибкости и оригинальности мышления, но и отработанных инструментальных навыков.
Среди качеств, которые с младших курсов надо развивать у студентов, В.Д. Мансурова выделяет такое, как «умение мыслить мультимедийно» [6, с. 54]. Хотя признаком профессионального мастерства журналиста всегда было умение писать на разные темы и в разных жанрах, все же ключевыми компетенциями сегодня становятся технологические. Динамичное развитие отрасли с неизбежностью ставит перед редакциями новые задачи интеллектуального и творческого развития сотрудников. Ведь сами процессы интеграции СМИ в единую мультимедийную структуру требуют освоения новых информационных технологий.
Преподаватель регионального вуза первостепенное внимание уделяет местным СМИ - будущему месту работы выпускников. Кроме того, здесь накоплен ценный опыт, из которого можно извлечь немало полезных профессиональных примеров и рекомендаций. Профессиональная деятельность журналистов небольших городских и районных газет чаще всего носит универсальный характер, но эта универсальность порождена не только технологическими вызовами времени, но и условиями работы. Здесь специализация корреспондента начинает размываться на всех уровнях - от владения определенной тематикой до умения работать в конкретных жанрах и форматах. Именно умение журналиста писать на разные темы до недавнего времени определяло уровень мастерства и профессионального успеха корреспондента небольшой газеты.
На современном этапе процесс конвергенции затронул все СМИ, и универсализация журналиста становится производственной необходимостью. Однако высказывается много разных мнений по этому поводу. Исследователь Е.А. Баранова пишет, что «журналисты на все руки - это, скорее, исключение, чем общая практика» [8]; «журналисты-универсалы, очень популярные у теоретиков, практически не востребованы в российских издательских домах» [7, с. 126]. Редактор крупнейшей российской газеты «Комсомольская правда» В. Сунгоркин считает, что из «журналистов нужно воспитывать универсалов», но при этом имеет в виду навыки и способности работы на разных коммуникативных площадках. Да и сами журналисты федеральных и региональных изданий считают, что работа современной газеты меняется и будет меняться и дальше, и современные журналисты хотят играть в этих переменах большую роль. Учтем мнения журналистов с профильным образованием, озвученные ими в личных интервью.
Юлия Василькина, редактор отдела «Экономика и бизнес» областной общественно-политической газеты «Волжская коммуна»; шеф-редактор ряда проектов ИА «Волга Ньюс».
Сегодня журналисту приходится быть универсальным, чтобы иметь достойный заработок. Если в прошлом можно было писать тексты ручкой на бумаге, то сегодня для этого используется компьютер, планшет, мобильный телефон. Умение работать с ними, а также быстро передавать информацию по Интернету делает журналиста конкурентоспособным в профессии. Любому корреспонденту придется научиться работать в команде. Необходимо быстро выполнять указания редактора и при необходимости менять жанр публикации, например, с новостной заметки на репортаж. Во многих случаях требуется сначала передать новость на сайт издания, а затем превратить материал в печатную версию.
Наталья Величко, корреспондент газеты «Чапаевский рабочий» (Самарская область).
Универсальные журналисты, по моему мнению, - требование времени. Развитие информационного общества, современных технологий, появление конвергентных редакций, наконец, «клиповость» мышления сегодняшней публики привели к тому, что в сфере журналистики появился своеобразный «журналист-разнорабочий». И нельзя однозначно сказать, хорошо это или плохо. Если рассматривать минусы журналиста-универсала, то самый главный - это поверхностность в работе. Журналист плавает по верхам, касается понемногу каждой темы, при этом его текстам не хватает глубины, аналитичности. То есть страдает качество материала.
С другой стороны, современная публика сегодня и не требует глубокого анализа. Небольшой текст и несколько сопровождающих его снимков вполне удовлетворяют запрос аудитории. И в этом плане журналист-универсал становится просто находкой для редакции. Разве плохо, если корре-
спондент отправится на место события и привезет оттуда не только репортаж, но и фотоснимки, да еще и ролик заснимет? Современные тенденции журналистики наводят на мысль о том, что именно универсалы - это журналисты будущего.
В условиях «цифровизации» информационно-коммуникационное пространство кардинально поменялось, в нем стерлись границы между видами и типами СМИ. Этот объективный процесс влияет и на принципы обучения будущих журналистов. На круглом столе «Кадры СМИ: требования работодателя, возможности вузов, желания специалистов», который был организован и проведен кафедрой журналистики СГСПУ 26 октября 2017 г., развернулась дискуссия по вопросам журналистского образования в Самарской области. Можно признать часть претензий, предъявляемых работодателями: выпускники не умеют работать оперативно, неграмотны, ограничены в выборе источников информации и пр. Но и перед высшей школой журналистики стоят непростые задачи: падает доверие аудитории к СМИ, теряется профессиональная идентичность. Модернизация образования в условиях рынка связана со множеством вопросов, и один из них - диалог с практиками и работодателями. Отсюда и выдвинутая на встрече инициатива кафедры журналистики СГСПУ по созданию Общественного совета по журналистскому образованию, куда бы входили и представители редакций самарских СМИ. Критическое осмысление пожеланий и предложений с обеих сторон позволит приблизить к желаемому идеалу весь учебный процесс. Профессиональная среда всегда может подсказать образовательной среде ключевые направления деятельности. И как результат - получение «на выходе» выпускника, владеющего знаниевыми компетенциями, необходимыми для вхождения в профессию.
* * *
1. Вартанова Е.Л. Об интегративной целостности журналистского текста // Меди@льманах. 2016. №6. С. 8-10.
2. Засурский Я.Н. Коммуникация в обществе знаний. Российская журналистика: 2008-2013. М. : МедиаМир, 2013. 296 с.
3. Засурский Я.Н. Журналистское образование // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2006. №4. С. 3-8.
4. Мультимедийная журналистика : учебник для вузов / под общ. ред. А.Г. Качкаевой, А.С. Шомовой. М. : Высшая школа экономики, 2017. 413 с.
5. Шестеркина Л.П. и др. Журналистское образование в условиях конвергенции : монография / под ред. Л.П. Шестеркиной. Челябинск : РЕКПОЛ, 2012. 114 с.
6. Основы журналистской деятельности : учебнмк для академического бакалавриата / под ред. С.Г. Корконосенко. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2016. 332 с.
7. Баранова Е.А. Новые реалии редакций, или Что такое газетная конвергенция. М. : Вузовский учебник ; ИНФРА-М, 2016. 187 с.
8. Баранова Е.А. Процесс конвергенции СМИ и журналистское образование // Медиаскоп. 2010. Вып. 1. URL: http://www.mediascope.ru (дата обращения 2.01.2018).