УДК 316.77
К. К. Лурикова
Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
Санкт-Петербург
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЖУРНАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ДАННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В статье представлены результаты исследования мнения профессионального журналистского сообщества для определения проблем формирования модели профессиональных компетенций выпускника в системе образования журналистов и ее корреляции с реальной профессиональной деятельностью. С ноября 2016-го года проводится интернет-интервьюирование: расширенные и проанализированные результаты которого (по состоянию на январь 2018 года) представлены в данной публикации.
Ключевые слова: журналистика, СМК, СМИ, профессиональные компетенции, образование для журналистов.
За последнее десятилетие, когда в 2007 году Федеральным законом N 309-Ф3 была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта, в области высшего образования, в том числе в сфере подготовки специалистов для сферы масс-медиа, произошел ряд существенных изменений на законодательном уровне.
В период с 2000 по 2009 года действовал образовательный стандарт по направлению 520600 «Журналистика», степень (квалификация) - бакалавр Журналистики, введенный в действие Приказом Министерства образования и науки РФ № 75 гум/бак от 10.03.2000 года. В декабре 2009 года Приказом Министерства образования и науки №775 был утвержден Федеральный Государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 031300 «Журналистика», квалификация (степень) бакалавр. Изменения, принятые Министерством образования и науки в 2011 году (п. 24 Приказа №1975 от 31.05.2011), коснулись самостоятельности вузов в выборе ООП.
С 2014 года по июнь 2017 года образование по направлению подготовки Журналистика (уровень бакалавриата) регламентировалось Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика, утвержденным Приказом Минобрнауки №951 от 07.08.2014 года.
8 июня 2017 года вступил в силу Приказ № 524 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика» [7].
Параллельные нормативным изменениям в журналистском образовании, институциональные перемены системы СМИ и самой журналистики привели к определенному функциональному кризису [3]. Что в свою очередь сказывается на кадровой политике в сфере медиа и непосредственно влияет на принципы работы самого журналиста.
Факультет журналистики Московского Государственного университета - один из немногих в стране уже 45 лет проводит социологические исследования кадровой ситуации в СМИ, а также проблем журналистского образования [4]. Результаты исследований публикуются в научных изданиях как университета, так и на других специализированных площадках, где находятся в свободном доступе. Несмотря на глубину данных социологических исследований, они отражают ситуацию только на факультете журналистики МГУ, а не в системе подготовки кадров для меди-аиндустрии в целом.
Комитетом гражданских инициатив в 2017 году был издан Аналитический отчет «Представления журналистов о профессии и профессиональном сообществе», в котором наряду с вопросами социально-экономического положения современного российского журналиста, затронуты вопросы профессиональной идентификации. Авторы исследования выделяют формальные и неформальные характеристики. «Вместе с тем, формальная характеристика, фиксирующая принадлежность к журналистской профессии по полученному образованию, значительно уступает другим
предложенным респондентам характеристикам неформальной природы - в частности, варианту «прохождение «журналистской школы» в СМИ, получение знаний от опытных журналистов» [6].
В 2016 году нами было начато исследование с целью определения модели реализации профессиональных компетенций в системе образования журналистов и ее корреляции с профессиональной деятельностью. Цель исследования обусловила ключевые задачи: определить уровень удовлетворенности качеством образования в периоды смены образовательных стандартов; выявить отношение выпускников факультетов журналистики к сложившейся образовательной модели подготовки кадров для СМИ; выявить соотношение между удовлетворенностью качеством образования и карьерой журналиста, а также определить процент журналистов, получающих дополнительное профессиональное образование и определить причины; на основе полученных данных выявить положительные и отрицательные тенденции в области образования журналистов.
В основе исследования лежит метод опроса путем проведения интернет-анкетирования целевой аудитории, для обработки результатов мы использовали методы ранжирования, корреляции, перекрестной классификации, сравнительного анализа и обобщения.
На основе исследований МГУ была разработана онлайн анкета [5] для профессиональных журналистов, студентов и выпускников факультетов журналистики и в течение 14 месяцев (с ноября 2016 года по настоящее время) проводится сбор данных. Структурно анкета состоит из 4 блоков:
1) «паспортичка» для определения портрета респондента;
2) блока диагностических вопросов, направленных на выявление уровня удовлетворенности полученным образованием;
3) группа вопросов, ориентированная на выявление профессиональных компетенций (закрепленных ФГОС [5]), которые необходимы в условиях реальной профессиональной деятельности;
4) вопросы о дополнительном профессиональном образовании в области журналистики.
В данной работе подробно рассмотрим результаты по 4 блоку вопросов.
За период проведения исследования поступило 111 анкет, 108 из которых соответствуют целевой выборке, т. е. респондент или работает в системе СМИ и имеет журналистское образование, или получил / получает образование, или занимается практической журналистикой. Из них 24 % респондентов работает на телевидении, 13 % - в опНпе-СМИ и в сфере PR, 7 % и 6 % осуществляют трудовую деятельность в информационных агентствах и в печатных СМИ соответственно, 9 % респондентов преподают и 28 % респондентов после получения образования в сфере журналистики не связали свою жизнь с профессией. 39 % опрошенных указали, что получили квалификацию «бакалавр журналистики», 17 % - выпускники филологических факультетов, 13 % - социально-гуманитарных, 11 % - закончили специалитет, 7 % респондентов имеют ученую степень, 4 % - магистра Журналистики. 9 % опрошенных не смогли выбрать из предложенных ответов. В графе «другое» участники анкетирования указывали: наличие нескольких образований (7 ответов), высшее музыкальное (1 ответ) и медицинское (2 ответа) образование.
Почти половина респондентов (47 %) получала образование в период с 2008 по 2016 годы, а 11 % опрошенных продолжают обучение. 13 % респондентов завершили обучение с 2002 по 2007 гг., а 20 % обучались до 1991 года. В графе «Другое» респонденты указывали периоды обучения, которые наполовину захватывают указанные сроки в вариантах ответов, (6 %) (например, с 2005 года по 2010 год) или расширенный период, в случае непрерывного длительного образования (например, кандидат наук: 1996-2004 гг.).
69 % респондентов являются сотрудниками редакции (корреспондентами или редакторами), 15 % участников анкетирования совмещают преподавательскую деятельность (не только в вузах, но и в системе дополнительного образования) с работой в редакциях, 9 % - преподаватели в вузах, 6 % опрошенных выбрали вариант ответа «Руководитель высшего звена / глава медиа-холдинга / учредитель СМИ».
Второй блок вопросов посвящен диагностике системы образования журналистов. Здесь мы рассматриваем анкеты респондентов, указавших в первом блоке в вопросе о профиле и уровне образования: Закончил(а) факультет журналистики (специалитет, бакалавриат, магистратура) и респондентов - кандидатов наук. Это 61 % от общего количества опрошенных, что в переводе на абсолютные цифры - 66 анкет. Дальнейшие результаты в процентном отношении будут представлены, исходя из этого количества, принятого за 100 %.
Среди анкетируемых 20,5 % ответили, что очень довольны полученным образованием, 48 % респондентов, что довольны, но в начале карьеры не хватало практических навыков, 15 % скорее недовольны качеством полученного образования, так как в начале карьеры непосредственные руководители отмечали их невысокий профессиональный уровень и они сами чувствовали неуверенность при выполнении редакционных заданий. 16,5 % респондентов разочарованы в полученном журналистском образовании - им пришлось учиться всему самостоятельно.
Примечательно, что категорически недовольных качеством полученного образования среди тех, кто обучался до 1991 года нет. Зато среди абсолютно довольных качеством образования выпускников еще советских вузов большинство - 33 % от утвердительно ответивших на данный вопрос. Наибольшую неудовлетворенность полученным образованием выражают выпускники вузов, проходивших обучение в период с 2008 по 2012 год (50 % от количества выбравших резко негативный вариант ответа).
Среди недавних выпускников (обучающихся в период с 2013 по 2016 гг.) и нынешних студентов (51 %) в качестве главного недостатка образования отметили «Недостаточность практических навыков и умений», 39 % - «Фрагментарность знаний», 10 % - «Слабые фундаментальные знания», что незначительно отличается от данных, полученных в результате обработки всех ответов.
Необходимость увеличения количества профессиональных дисциплин отметили 69 % респондентов: 62 % опрошенных редактора, 75 % анкетируемых рядовых сотрудников редакций / корреспондентов, 54 % из преподавателей факультетов / кафедр журналистики, принимающих участие в исследовании. О необходимости увеличения общеобразовательной части заявило всего 3 % респондентов - все занимают должности редакторов / главных редакторов.
Также 39 % анкетируемых отметили, что в период обучения перевес был в сторону филологической подготовки, в профессиональных дисциплинах акцент делался на информационную журналистику (46 %). В вопросе о соотношении между подготовкой в области филологических и социальных дисциплинами 39 % респондентов уверены, что баланс был выдержан. При этом 52 % участников исследования ответили, что основательные знания / навыки они получили в области филологии (русский язык, литература, иностранные языки) и лишь 15 % - в культурологии, политологии, социологии и прочих дисциплинах социально-гуманитарного профиля, а вариант «практическая работа в СМИ» выбрало 6 % респондентов (Рис. 1).
Трудно выде.питьчто-тоопрвдел енное: образование сформировало широкий кругозор 40%
Практическая райотавСМИ 6% Экономика и гленеджглентСМИ7% Темника и технология СМИ 7% Право и этика СМИ 11* История отечественной и зарубежной журналистики 17% Культурология, политология, социология и проч. 15% Филология [русский язык, литература, иностранные и }ыки)Е>2%
10 20 30 40 50 60
■ % респондентов
Рис. 1. Диаграмма ответов респондентов на вопрос «В какой области вы получили
основательные знания / навыки?»
Третья группа вопросов анкеты ориентирована на выявление профессиональных компетенций (закрепленных ФГОС [5]), необходимых для успешной работы по мнению практикующих журналистов. Далее по тексту за 100 % взяты ответы 108 респондентов.
62 % респондентов уверены, что при подготовке специалистов для СМИ необходимо сочетать узкую специализацию и широкую общежурналистскую подготовку: такого мнения придержива-
ется 58 % опрошенных корреспондентов и 47 % анкетируемых редакторов. При этом 16 % участников опроса, работающих корреспондентами, ответили, что для успешной работы необходимо готовить узкоспециализированных профессионалов, так же считает 11 % недавних выпускников вузов и нынешних студентов. 16 % от респондентов, работающих редакторами и корреспондентами, полагают, что для успешной работы необходимо готовить журналистов-универсалов.
На вопрос о профессиональных компетенциях, закрепленных ФГОСом (п. 5.4), 74 % опрошенных считает, что журналист должен уметь выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа (ПК-1). 55 % - сотрудничать с представителями различных сегментов общества, уметь работать с авторами и редакционной почтой, организовывать интерактивное общение с аудиторией, используя социальные сети и другие современные медийные средства, быть готовым обеспечивать общественный резонанс публикаций, принимать участие в проведении на базе СМИ социально значимых акций (ПК-6). «Анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов» (ПК-3) как необходимый навык отметили 45 % опрошенных. Как видно из диаграммы (Рис. 2), в которой представлены ответы респондентов в процентном соотношении, лидирующими являются компетенции, отнесенные в Федеральном образовательном стандарте к категории «авторская деятельность» (ПК-1 и ПК-2 86 % опрошенных), при этом 80 % респондентов, отметивших компетенцию № 2 «в рамках отведенного бюджета и времени создавать материалы для массмедиа <...> на вопрос о качестве полученного образования высказали резкую неудовлетворенность, ответив «пришлось учиться всему самому». Затем в рейтинге следует социально-организаторская (ПК-6) и редакторская (ПК-3) деятельности. Наименьшее число респондентов полагают, что для успешной работы необходимы навыки в проектно-аналитической деятельности (ПК-4). Всего 18 % от количества респондентов, отметивших организационно-управленческую деятельность (ПК-5 «участие в реализации медиапродукта, планирование работы, продвижение медапродукта на информационный рынок, работа в команде, сотрудничество с техническими службами») как необходимый навык для работы журналистом, полностью довольны качеством полученного образования.
вы бирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа (ПК-1)
в рамках отведенного бюджета времени создавать матери алы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использован и ем
различи ыхзнаковыхсистемв зависимости от тип а СМИ для разме ш,е н ия н а разл ичных мул ьтимеди й н ых пл атформах (ПК-2)
анализировать, оцзнивать и редактировать меди ате кеты, при водить их в соответстви е с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми вСМИ разных типов (ПК-3)
разрабатывать локальный авторский меди апроект, участвовать в разработке, анализе и коррекции концепции СМИ (ПК-4)
участвовать в реализации медиапроекта, планировать работу, продви гатьмедиапродукт на информационный рынок, работать в команде, сотрудничать с техническими слуя«бами (ПК-5)
сотрудничать с представителями различных сегментов общества,
уметь работать с: авторами и редакционной пентой <...> орга н изовы бегть и нте ракти вное об цен не с аудитор и ей, испол ьзуя социальные сети и другиесовременныемедийные средства <...>...
участвовать в производственном процессе выхода печатного издания, теле-, радиопрограммы, мультимедийногоматериала в соответствии с современными технологическими требованиями
(ПК-7)
О 20 40 60 50
Ш%
Рис. 2. Диаграмма ответов респондентов на вопрос с возможностью множественного выбора «Журналист должен уметь?»
Также респондентам был задан вопрос об общих профессиональных компетенциях (ОПК), которые необходимы для работы в средствах массовой информации (данные представлены в рис. 3). Почти половина участников исследования (49 %) отметила способность осуществлять
общественную миссию журналистики, эффективно реализовывать функции СМИ, понимать смысл свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста и следовать этому в профессиональной деятельности (ОПК-1). 46 % респондентов полагают, что для работы в СМИ нужно понимать сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, знать ее базовые характеристики, смысл социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ОПК-3).
ОПК1
ОПКЗ ^ш ОГК 2
огк 13
ОГК 7
□ ПК 6 ^ш СПК 5 огк 17 ОПК9 ОГК 11 ОГК 22 ОГК 19 ОГК 10 ОГК 15 огк 15 ОГК 1В ОГК 14 ОПК4
огк 11
ОГК 21 ОПК5 ш ОГК 22
О 10 22 30 40 5: 60
Рис. 3. Диаграмма ответов на вопрос с возможностью множественного выбора «Для работы в СМИ необходимо?»
Ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиасистем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа (ОПК-2) и следовать принципам работы журналиста с источниками информации, знать методы ее сбора, селекции, проверки и анализа, возможности электронных баз данных и методы работы с ними (ОПК-13) как необходимый навык для работы в СМИ отметили по 39 % респондентов.
Общепрофессиональные компетенции формируются в результате освоения учебных дисциплин соответствующего профиля. В этом контексте является интересным наблюдение корреляции ответов респондентов на вопрос анкеты о приобретенных знаниях/навыках и оценкой необходимых ОПК для работы. В матрице (Рис. 4) представлено данное соответствие в абсолютных числах (количество ответов респондентов).
Треть ответов (35 %) получена от респондентов, считающих, что основные компетенции они приобрели в области филологии, при этом 43 % ответов приходятся на называемые социально ориентированные, аксиологические компетенции: осуществление общественной миссии журналистики (ОПК-1), ориентацию в мировых тенденциях (ОПК-2), понимание сущности журналистской профессии (ОПК-3), анализ современных тенденций в обществе (ОПК-6), следование принципам работы журналиста (ОПК-13). Также 25 % участников анкетирования, выбравших русский язык, литературу и иностранные языки как области, в которых приобрели основные навыки, полагают, эффективное использование лексических, грамматических, семантических, стилистических норм современного русского языка необходимым в профессиональной деятельности. 100 % анкетируемых, выбравших ОПК-4 (ориентироваться в основных этапах и процессах развития отечественной литературы и журналистики), приобрели в период обучения по данным самодиагностики основные знания в области филологии.
Никто из участников исследования, получивших знания и навыки в области культурологии, политологии, социологии не выбрал умение ориентироваться в наиболее распространенных фор-
матах СМИ (ОПК-15) в качестве необходимого навыка для работы. Но половина респондентов данной группы уверена, что ОПК-3 (понимать сущность журналисткой профессии) необходимо.
66 75 67 3 5 65 31 29 36 17 20 45 57 25 13 14 48 17 17 18 6 12
ОПК 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Ф 20 18 18 3 0 29 10 8 15 5 8 15 23 7 8 2 17 10 11 5 4 6 242
К 5 8 10 0 0 8 3 5 5 3 0 5 3 5 0 3 5 3 1 5 0 3 80
И 8 13 10 0 0 8 5 5 5 0 3 10 9 3 2 2 7 2 2 1 0 1 96
ПЭ 5 8 7 0 2 8 3 5 0 0 3 5 7 2 0 2 4 1 1 0 0 0 63
Т 5 5 8 0 0 5 5 3 0 3 0 0 4 2 0 3 1 0 0 3 0 1 48
ЭМ 3 8 3 0 0 2 0 0 3 0 3 3 3 3 0 0 5 1 0 0 1 0 38
П 2 0 1 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 0 1 1 1 0 7
О 18 15 10 0 3 5 5 3 8 5 3 7 8 2 3 2 9 0 1 3 0 1 111
Рис. 4. Матрица соотношения ответов респондентов на вопрос «В какой области вы получили основательные знания/навыки?» и вопрос с возможностью множественного выбора «Для работы в СМИ необходимо?»
Условные обозначения:
Ф - количество ответов на вопрос «В какой области вы получили основательные знания / навыки»: Филология (русский язык, литература, иностранные языки).
К - количество ответов на вопрос «В какой области вы получили основательные знания / навыки»: Культурология, политология, социология и прочие.
И - количество ответов на вопрос «В какой области вы получили основательные знания / навыки»: История отечественной и зарубежной журналистики.
ПЭ - количество ответов на вопрос «В какой области вы получили основательные знания / навыки»: Право и этика СМИ.
Т - количество ответов на вопрос «В какой области вы получили основательные знания / навыки»: Техника и технология СМИ.
ЭМ - количество ответов на вопрос «В какой области вы получили основательные знания / навыки»: Экономика и менеджмент СМИ.
П - количество ответов на вопрос «В какой области вы получили основательные знания / навыки»: Практическая работа в СМИ.
О - количество ответов на вопрос «В какой области вы получили основательные знания / навыки»: Трудно выделить что-то определенное: образование сформировало широкий кругозор.
Интересным представляется тот факт, что никто из респондентов, отметивших получение глубоких знаний в области истории отечественной и зарубежной журналистики, считают это практичными знаниями: ни разу этой группой не были выбраны ОПК-4 и ОПК-5. При этом ориентацию в этапах развития зарубежной литературы и журналистики в качестве необходимого знания отметила треть респондентов, получивших навыки и знания в области «права и этики СМИ», и 14 % анкетируемых, которые полагают, что полученное ими образование сформировало широкий кругозор.
53 % участников опроса, выделивших «Право и этика СМИ» как область, в которой они приобрели особые знания, считают необходимым руководствоваться правовыми нормами, регулирующими функционирование СМИ (ОПК-7) и следовать основным российским и международным документам по журналистской этике (ОПК-8).
Четверть респондентов, получивших основательные знания в области «Техники и технологии СМИ», полагают, что для работы в СМИ нужно использовать современную техническую базу и новейшие цифровые технологии (ОПК-20). При этом 0 респондентов из данной выборки отметили ОПК-19 («способность понимать специфику работы в условиях мультимедийной среды») как важный навык для работы в СМИ.
Всего 7 % от общего количества участников опроса, считают необходимым для работника СМИ учитывать экономические регуляторы (ОПК-11), из них 15 % отметили приоб-
ретение в период обучения основательных знаний в области экономики и менеджмента СМИ.
Треть ответов, поступивших от респондентов, выбравших в качестве необходимой компетенции способность осуществлять общественную миссию журналистики (ОПК-1), приходится на респондентов, по мнению которых образование сформировало у них широкий кругозор. Также 50 % участников опроса, полагающих необходимым навыком для работы в СМИ возможность «решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры» (ОПК-22), затруднились выделить определенную дисциплину (группу учебных дисциплин), в которой они приобрели особые знания.
Более половины опрошенных (53 %) ограничились только вузовским образованием. Из них 11 % ответили, что всему учились сами, а 45 % на вопрос о качестве полученного образования указали, что руководители отмечали недостаточность профессиональных компетенций и сами чувствовали неуверенность в начале карьеры. 38 % респондентов, которые ограничились образованием в университете, как недостаток выделили фрагментарность знаний, 44 % - недостаточность практических навыков и умений.
В качестве главной причины получения дополнительного образования респонденты выбрали вариант «Было интересно узнать что-то новое» (30 %). Треть участников опроса причиной назвала «недостаток практических занятий в вузе», 28 % от участников, получивших дополнительное образование в области журналистики, отметили содержательный разрыв между учебными дисциплинами и реальной работой. Все участники опроса, прошедшие курсы по современным СМК, в качестве причины для получения дополнительного образования указали «Отсутствие дисциплин по современным СМК и жанрам журналистики».
Проведенное исследование представляет актуальные данные, затрагивающие вопросы профессионального образования журналистов по всей стране и соответствие реализуемых профессиональных компетенций в образовательных программах реальной журналистской практике.
В целом уровень удовлетворенности качеством образования в периоды смены образовательных стандартов не высок: 31,5 % опрошенных выразили резкое недовольство, 48 % отметили нехватку практических навыков в начале карьеры. Большая часть респондентов полагает, что необходимо увеличить количество прикладных дисциплин в рамках образовательного процесса, что может свидетельствовать о сдержанно негативном отношении выпускников факультетов журналистики к сложившейся образовательной модели подготовки кадров для СМИ, и конечно, влияет на уровень удовлетворенности качеством полученного образования. Это в свою очередь приводит к увеличению спроса на дополнительные образовательные услуги: респонденты, которые стремятся к профессиональному росту, получили дополнительное профессиональное образование.
Также стоит сказать о необходимости продолжения исследования, ввиду его практической значимости: полученные результаты можно использовать для корректировки образовательного процесса.
Список литературы
1. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие [Текст] / В. И. Байденко. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
2. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - Вып. 10.
3. Дрок, Н. Смена профессиональных компетенций в журналистском образовании [Электронный ресурс] / Н. Дрок // Электронный научный журнал «Медиаскоп». - 2011. - № 3. -URL: http:// http://www.mediascope.ru/node/859.
4. Суворова, С. П. Карьера в медиа сегодня: выпускники факультета журналистики о трудоустройстве и профориентации [Электронный ресурс] / С. П. Суворова // МедиаАльманах. - 2015. - № 1. - С. 50. - URL: http://www.mediaalmanah.ru/upload/iblock/e1c/2015_1_suvorova.pdf (дата обращения: 05.02.2018.).
5. Анкета «Профессиональные компетенции и образование для журналистов» [Электронный ресурс]. - URL: https://goo.gl/forms/BRXmBXucPl4mGlUQ2.
6. Аналитический отчет «Представления журналистов о профессии и профессиональном сообществе» [Электронный ресурс] // Комитет гражданских инициатив. - 2017. - URL: http:// www.zircon.ru/upload/iblock/dd6/zhurnalisty _otchet.pdf (дата обращения: 05.02.2018.).
7. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fgosvo.ru (дата обращения: 05.02.2018.).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика, утвержденный Приказом Минобрнауки №951 от 7.08.2014 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. - URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%B-C%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/10389 (дата обращения: 05.02.2018.).
9. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 журналистика (квалификация (степень) «бакалавр»): приказ от 21.12.2009 №775 // Сайт Министерства образования и науки РФ. - 2009. - Приложение.
10. Accrediting Council on Education in Journalism and Mass Communication (ACEJMC), [Electronic resource]. - URL: http://www2.ku.edu/~acejmc (accessed 05.02.2018.).
11. Series on journalism education, 12 UNESKO, World Journalism Education Council (WJEC). [Electronic resource]. - URL: http://wjec.ou.edu (accessed 05.02.2018.).
12. Mould, D. Journalism education - improvement of the quality of education and new technologies [Text] / D. Mould // 6th South Caucasus Media Conference. - 50 (2). - Tbilisi, Georgia, 2009.
REALIZATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES IN THE EDUCATION SYSTEM FOR JOURNALISTS: RESEARCH
Lurikova K. K., Saint-Petersburg State University of economics, St. Petersburg,
etnopress@ya.ru
The article discusses the possibility of the activity approach to the formation of basic professional competencies provided by the federal state educational standards. These problems caused by the need to modernize the educational process. Professional journalistic community and scientists recognize the need to change the training system for media. Modern conditions QMS require graduates ofjournalism and deep theoretical training and broad professional competences.
The article presents the results of the research of the model of professional competencies in the education for journalists and its correlation with professional activities. The research shows actual data concerning the issues ofprofessional education for journalists and realized professional competencies in educational programs to journalistic practice.
Keywords: journalism, education, competence, activity approach, media.
References
1. Bajdenko, V. (2006) Vyjavlenie sostava kompetencij vypusknikov vuzov kak neobhodimyj etap proektirovanija GOS VPO novogo pokolenija: Metodicheskoe posobie [=Identifying the composition of competencies of university graduates as a necessary stage of designing a new generation of the State Educational Institution of Higher Professional Education: Methodological Manual], Moscow.
2. Bolotov, V. and Serikov, V. (2011) Kompetentnostnaja model': ot idei k obrazovatel'noj programme [=Competent model: from idea to educational program], Penza.
3. Drock, N. (2011) Smena professional'nyh kompetencij v zhurnalistskom obrazovanii [=Change of professional competences in journalistic education], in: MediaScope, no. 3, available at: http:// http:// www.mediascope.ru/node/859, accessed 25.12.2017. (In Russ.).
4. Suvorova S. (2015) Kar'era v media segodnja: vypuskniki fakul'teta zhurnalistiki o trudoustro-jstve i proforientacii [=Career in the media today: graduates of the journalism faculty about employment
and career guidance], in: MediaAl'manah, no. 1, available at: http://www.mediaalmanah.ru/upload/ iblock/e1c/2015_1_suvorova.pdf, accessed 25.12.2017. (In Russ.).
5. Anketa «Professional'nye kompetencii i obrazovanie dljazhurnalistov» [=Questionnaire «Professional competencies in education for journalists»], available at: https://goo.gl/forms/BRXmBXucPl4m-GlUQ2, accessed 05.02.2018. (In Russ.).
6. Analiticheskiy otchet «Predstavleniya zhurnalistov o professii i professionalnom soobschestve» (2017) [=Analytical report «Representations of journalists about the profession and the professional community»], in: Komitet grazhdanskih initsiativ [=Committee of Civil Initiatives], available at: http:// www.zircon.ru/upload/iblock/dd6/zhurnalisty _otchet.pdf accessed: accessed 05.02.2018. (In Russ.).
7. Portal Federalnyih gosudarstvennyih obrazovatelnyih standartov [=Portal of Federal State Educational Standards], available at: http://www.fgosvo.ru, accessed 25.12.2017. (In Russ.).
8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 42.03.02 Zhurnalistika, utverzhdennyj Prikazom Minobrnauki №951 7.08.2014 [=Federal state educational standard of higher education in the field of training 42.03.02 Journalism approved by the Order of the Ministry of Education and Science No. 951 of August 7, 2014.], available at: https:// xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%B-D%D1%82%D1%8B/10389, accessed 25.12.2017. (In Russ.).
9. Prikaz Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 031300 zhurnalistika (kvalifikacija (stepen') «bakalavr») (2009) [=Order On the approval and implementation of the federal state educational standard of higher professional education in the direction of training 031300 journalism (qualification (degree) «bachelor»): 21.12.2009 №775], available at: SaytMinisterstva obrazovani-ya i nauki RF [=Site of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation], Appendix. accessed 25.12.2017. (In Russ.).
10. Accrediting Council on Education in Journalism and Mass Communication (ACEJMC), available at: http://www2.ku.edu/~acejmc, accessed 25.12.2017.
11. Series on journalism education, 12 UNESKO, World Journalism Education Council (WJEC), available at: http://wjec.ou.edu, accessed 25.12.2017.
12. Mould, D. (2009) Journalism education - improvement of the quality of education and new technologies, in: 6th South Caucasus Media Conference Tbilisi, Georgia, 50 (2). Tbilisi, Georgia.
Лурикова Ксения Константиновна - аспирант, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург.
etnopress@ya.ru