УДК 159.9:343.85 ТАТЬЯНА ВИТАЛЬЕВНА КАЛАШНИКОВА,
ББК 88.473 кандидат психологических наук, доцент,
К17 доцент кафедры психологии профессиональной деятельности УИС
Е-mail: tana-ka58@yandex.ru; МАРИЯ МИХАЙЛОВНА КАЛАШНИКОВА,
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей психологии
(Академия ФСИН России) Е-mail: maria-ka@yandex.ru.
ЖИЗНЕННО ЗНАЧИМЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНСКОГО ПОЛА (К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГА-ПЕНИТЕНЦИАРИСТА Н. А. ДЕЕВОЙ)
Реферат: в России немногочисленные, но целенаправленные психолого-педагогические исследования несовершеннолетних осужденных женского пола, отбывающих наказания в воспитательных колониях, начались с работ О. В. Неровни, И. П. Башкатова. Особое место в этом ряду принадлежит педаго-гу-пенитенциаристу Н. А. Деевой. В 1972 г. приказом МВД СССР была создана Рязанская воспитательно-трудовая колония, в которой она начала работать сначала учителем, а затем и директором вечерней сменной школы. Исследование подструктуры жизненных планов, перспектив и целей деятельности несовершеннолетних осужденных женского пола стало целью научной деятельности Н. А. Деевой. Опытно-экспериментальная работа, которая проводилась в воспитательной колонии с 1973 по 1981 год (по ее итогам была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук), позволила определить содержание системы социальных перспектив воспитанниц, разработать технологию формирования социально значимых жизненных перспектив у осужденных. Н. А. Деева предложила критерии для оценки стойкости формирования перспектив у несовершеннолетних осужденных женского пола в условиях воспитательной колонии. Профессиональная деятельность Н. А. Деевой была отмечена почетной грамотой министра МВД СССР. Ее научные работы требуют внимательного прочтения, а практический опыт в деле перевоспитания несовершеннолетних осужденных женского пола - изучения. Особенно это важно сейчас, когда согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в нашей стране проводятся эксперименты по преобразованию воспитательных колоний для несовершеннолетних осужденных в воспитательные центры.
Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные женского пола, жизненные планы, система перспектив, направленность личности, смысложизненные ориентации, педагогическая технология, воспитательно-трудовая колония, психолого-педагогическая технология, установка, агрессивность несовершеннолетних, ответственность личности.
Особенности психологии несовершенно- рии осужденных, представляет для специалистов летних осужденных женского пола не- большой интерес. Результаты историографическо-часто являются предметом исследования го анализа научных источников, практики работы с пенитенциарных психологов и педагогов. Одна из несовершеннолетними осужденными женского пола причин этого - малочисленность данной категории позволили установить их незначительность [2]. осужденных. В результате переписи осужденных, В России немногочисленные, но целенаправленные проведенной в ноябре 2009 г., установлено, что исследования несовершеннолетних осужденных несовершеннолетние осужденные женского пола женского пола, отбывающих наказания в воспита-составляют 8 % от числа всех несовершеннолетних тельных колониях, начались с работ О. В. Неровни осужденных [1, с. 12-16]. В 2013 г. количество не- (1968). Ею дано структурно-содержательное опи-совершеннолетних осужденных женского пола сание воспитательной колонии для данной катего-было около 113 человек, а в 2014 г. на территории рии осужденных, представлена их типология по России функционировало всего два специальных уровню аморальности поведения с краткой психоучреждения для несовершеннолетних осужденных лого-педагогической характеристикой каждого типа. женского пола, поэтому каждое исследование, по- Большой вклад в изучение психологии несовершен-священное изучению психологии данной катего- нолетних осужденных женского пола внес доктор
педагогических наук, профессор И. П. Башкатов, который работал с 1966 по 1975 год психологом Новооскольской воспитательно-трудовой колонии для несовершеннолетних осужденных женского пола. Проведенная им опытно-экспериментальная работа в колонии явилась основой для разработки функциональных прав и обязанностей психолога, что позволило МВД СССР в 1975 г. ввести в штаты воспитательных колоний страны должность психолога. В 1977 г. совместно с П. С. Саблиной И. П. Башкатов подготовил и опубликовал научную работу «Психолог ВТК».
К этому периоду относятся и исследования психологии несовершеннолетних осужденных женского пола педагога-пенитенциариста Нины Андриановны Деевой. Она родилась 18 февраля 1935 г. в с. Воронцовка Тамбовской области. Мать, Мария Михайловна Фролова, вела домашнее хозяйство и работала в колхозе. Отец, Андриан Поликарпович Фролов, был председателем колхоза, секретарем парторганизации. Во время Великой Отечественной войны был минометчиком, награжден орденами и медалями за боевые заслуги, демобилизовался из Венгрии в 1945 г. Родители создали все необходимые условия, чтобы их дети, а их было трое, получили высшее образование. Нина Андриановна окончила Тамбовский педагогический институт по специальности «учитель математики». Работала учителем в сельской школе, в профессионально-техническом училище, с 1969 по 1971 год - преподавателем в Стерлитамакском педагогическом институте. Когда в 1970 г. в Рязани была учреждена Рязанская высшая школа МВД СССР, то Нина Ан-дриановна вместе с мужем В. Г. Деевым переезжают в Рязань. С 1971 г. жизнь семьи связана с Рязанью. В. Г. Деев, в то время кандидат психологических наук, работал сотрудником лаборатории по исследованию проблем перевоспитания осужденных в РВШ МВД СССР, с 1983 г. был ее начальником. В 1985 г. в Академии МВД СССР В. Г. Де-ев одним из первых в стране и первым в нашем вузе защитил докторскую диссертацию по юридической психологии на тему «Психология направленности личности осужденных, отбывающих наказание в ИТУ». В начале 90-х годов ХХ века В. Г. Деев - один из организаторов психологического факультета вуза - был первым начальником факультета [3, с. 143-148].
В 1972 г. приказом МВД СССР была создана воспитательно-трудовая колония при УВД Рязобл-исполкома (Рязанская воспитательно-трудовая колония), и Нина Андриановна начала работать в ней сначала учителем, а затем и директором вечерней сменной школы.
Для Нины Андриановны была характерна активная жизненная позиция, ее всегда отличало творческое отношение к делу, инициативность, ответственность, душевность. Она была не просто учителем - она была педагогом. Ей оказались не безразличны трудные судьбы воспитанниц. Возникло огромное желание помочь этим несчастным детям. Цель ее педагогической деятельности сводилась не только к формированию знаний у воспитанниц по учебным дисциплинам математического цикла, но и к формированию их как личностей с положительной направленностью. Размышления о причинах выбора воспитанницами в жизни преступного пути, аморального поведения, нежелания работать над собой привели ее к необходимости поиска новых средств исправления. Нина Андриа-новна старалась установить контакты с родителями, близкими родственниками воспитанниц для того, чтобы наладить, гармонизировать их отношения с детьми; старалась показать воспитанницам лучшие стороны их характера с целью поднятия их самооценки и формирования веры в хорошее будущее. Она продолжала вести воспитанниц по жизни даже после их освобождения из воспитательной колонии, поддерживая с ними переписку. Получаемые положительные результаты привели ее к необходимости их оформления в научный труд. Этому, в частности, способствовал и ее муж В. Г. Деев, который активно занимался в этот период исследованием направленности личности осужденных, отбывающих наказания в исправительных учреждениях. Им была предложена структура направленности личности осужденного, включающая в себя три подструктуры: генерализованная подструктура (влечения, желания, интересов, стремления, идеалы, мировоззрения и убеждения) - содержание направленности личности; подструктура отношений - индикатор содержательной стороны направленности личности; подструктура жизненных планов, перспектив и целей деятельности личности.
Исследование подструктуры жизненных планов, перспектив и целей деятельности несовершеннолетних осужденных женского пола и стало целью научной деятельности Н. А. Деевой. В первую очередь она обратилась к опыту практической работы с несовершеннолетними правонарушителями А. С. Макаренко, который считал, что воспитание человека - это воспитание у него перспектив жизненного пути. Следовательно, необходимо было не только изучить жизненные перспективы несовершеннолетних осужденных женского пола, но и разработать технологию их формирования, так как «формирование социально значимых перспектив и
целей деятельности личности позволит приостановить ее нравственное падение, изменить жизненную позицию, нормализовать отношения с окружающей средой» [4, с. 5]. Опытно-экспериментальная работа, которая проводилась в воспитательной колонии с 1973 по 1981 год (по ее итогам была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук), позволила определить содержание системы социальных перспектив воспитанниц. Близкая перспектива - хорошая учеба в школе, ПТУ, соблюдение требований режима отбывания наказания, нормальные взаимоотношения с коллективом. Средняя перспектива - активное участие в жизни колонии, положительное отношение к учебе и труду с целью приближения условно-досрочного освобождения, перевода на льготные условия содержания. Дальняя перспектива -подготовка воспитанниц к жизни на свободе, формирование положительных жизненных планов на будущее. Используя методы беседы, наблюдения, анкетирования как воспитанниц, так и их родителей, близких родственников, изучения личного дела, Н. А. Деева классифицировала несовершеннолетних осужденных женского пола на группы по критерию содержания сформированных ранее жизненно значимых перспектив. Так, к первой группе отнесены воспитанницы с положительными жизненно значимыми перспективами. Это немногочисленная группа осужденных, признающих свою вину в совершенном преступлении, стремящихся ее искупить, соблюдающих осознанно все требования режима отбывания наказания. Ко второй группе отнесены осужденные, «имеющие социально значимые перспективы, превышающие индивидуальные возможности» [4, с. 39]. Эти осужденные мечтательны, с завышенной самооценкой, безвольны, противоречиво относятся к наказанию. В третью группу, самую многочисленную, вошли осужденные, у которых наблюдалась деформация социально значимых перспектив. Содержание деформации настолько различно, что Н. А. Деева в рамках этой группы выделила пять подгрупп: имеют далекую перспективу, но не имеют средней перспективы; не имеют далекой перспективы, ориентированы на ложную среднюю перспективу; не имеют перспектив; имеют только близкую перспективу; имеют отрицательную далекую перспективу. Перед исследователем встала задача разработки такой педагогической технологии, которая позволила бы сформировать систему перспективных линий, особенно у осужденных третьей группы. Н. А. Деевой была организована в условиях воспитательной колонии экспериментальная работа, которая включала в себя ряд ситуаций: выпол-
нение общественных заданий, организация коллективного воздействия на воспитанницу через собрания, организация диспутов, трудового соревнования между звеньями в отделениях отряда. Активно использовались при проведении экспериментальной работы уроки по физике и математике. Было доказано, что переориентация отрицательного отношения воспитанниц к обучению на положительное способствует формированию положительных жизненных перспектив. Кроме того, Н. А. Де-ева вела работу и по формированию положительных идеалов у воспитанниц как необходимого условия наличия у них положительных перспективных линий. Так, в конце 70-х годов под ее руководством как директора вечерней сменной школы на базе колонии был создан музей военной летчицы Антонины Зубковой, участвовавшей в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны с 1943 г. и, к сожалению, трагически погибшей в 1950 г. Все воспитанницы колонии участвовали в поиске, подготовке и оформлении материалов для музея. Были установлены контакты с родственниками А. Зубковой. Сотрудники колонии выезжали в д. Семион Ряжского района Рязанской области для беседы с родственниками, которые передали в дар музею некоторые личные вещи А. Зубковой. Торжественно проходило в колонии открытие музея: общее построение воспитанниц колонии, встреча гостей (представители общественности, родственники, друзья А. Зубковой). Созданный в колонии музей был мощным источником духовно-нравственного, патриотического воспитания осужденных. Музей способствовал также созданию обстановки открытости для общественности воспитательной колонии, разрушал отрицательные стереотипы восприятия подобного рода исправительных учреждений.
В процессе проведения опытно-экспериментальной работы перед Н. А. Деевой возник вопрос: «По каким критериям судить о том, что у воспитанниц сформирована положительно ориентированная системы перспективных линий?» Ведь очень часто осужденные в условиях воспитательной колонии выполняют условия близкой и средней перспективы в силу необходимости придерживаться режимных требований, однако после освобождения из колонии нередко продолжают вести аморальный, преступный образ жизни.
Н. А. Деева предложила следующие критерии для оценки стойкости формирования перспектив у несовершеннолетних осужденных женского пола в условиях воспитательной колонии: результаты реализации далеких перспектив в повседневном труде, учебе, в общественной работе; наличие кри-
тичности в оценке собственного поведения в прошлом; системность в организации самовоспитания с целью искоренения в характере отрицательных черт; сформированность положительного стиля деятельности на основе позитивных идеалов; наличие чувства совести [4, с. 71-72].
Реализуя на практике в течение 10 лет свою психолого-педагогическую технологию, направленную на формирование положительных перспективных линий у несовершеннолетних осужденных женского пола, Н. А. Деева добивалась реальных результатов. Она указывала, что «90 % освободившихся, с которыми проводилась исследовательская работа... честно трудятся, учатся в общеобразовательных школах и среднетехнических учебных заведениях» [4, с. 79]. Профессиональная деятельность Н. А. Деевой была отмечена почетной грамотой министра МВД СССР.
К сожалению, после ухода Н. А. Деевой из воспитательной колонии ее методика оказалась не востребованной, прежде всего педагогическим коллективом школы. Сочетать простую учительскую работу с творческой психолого-педагогической оказалось не всем посильно. Печально сложилась и история музея военной летчицы А. Зубковой: кабинет в школе, где располагался музей, был оставлен без присмотра, экспонаты повреждены. Та мощная психолого-педагогическая цель, которую выполнял музей, - формирование положительных идеалов у воспитанниц, была утеряна. Однако элементы положительного опыта работы Н. А. Деевой были сохранены в воспитательной колонии. Прежде всего это анкеты, разработанные ею для родителей, близких родственников, классных руководителей воспитанниц, которые использовались воспитателями с целью получения более подробной информации об осужденных; это анкеты, которые использовались в карантинном отделении для получения первичной информации о вновь прибывших в воспитательную колонию воспитанницах.
Ее идеи о необходимости проведения целенаправленной, системной исследовательской и воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными женского пола на основе психолого-педагогической теории нашли свое продолжение, превратившись в семейную традицию.
В начале 80-х годов ХХ века в воспитательной колонии был проведен эксперимент под руководством воспитателя Т. В. Калашниковой по привлечению студентов пединститута г. Рязани к процессу воспитательной работы с осужденными, помощи им в трудоустройстве и жизни после освобождения. Была разработана методика организа-
ции подобной помощи, включавшая в себя проведение концертов, викторин, читательских конференций со всеми воспитанницами отряда в выходные дни, а также индивидуальную работу студентов с закрепленными за ними воспитанницами (беседы, переписка). Н. А. Деева работала в это время преподавателем в Рязанском государственном педагогическом институте, и в эксперименте принимали участие именно ее студенты. Т. В. Калашниковой проведено также психологическое исследование установок воспитанниц на поведение в колонии. По критерию готовности осужденных осуществлять свое поведение в колонии в определенном направлении выделены группы: осужденные с установкой на асоциальное поведение в колонии (13,5 %); осужденные, не имеющие определенной устойчивой установки на поведение колонии (70,2 %); осужденные с положительной установкой на поведение (16,3 %). С целью переориентации отрицательных установок осужденных автором разработаны и внедрены в деятельность колонии коррек-ционные мероприятия - методика «Система поручений» и методика проведения эффективной шефской работы со стороны общественности [5].
В начале 90-х годов ХХ века на базе воспитательной колонии сотрудниками кафедры общей психологии РВШ МВД СССР И. Б. Бойко и Т. В. Калашниковой проводилось исследование агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола, результатом работы стала адаптация к условиям ВК теста-опросника А. Басса - А. Дарки, теста руки Э. Вагнера и теста С. Розенцвейга. Было установлено, что воспитанницы характеризуются наличием повышенного уровня агрессивности и враждебности по сравнению с правопослушными сверстницами. С учетом особенностей личности они были классифицированы на группы по выраженности агрессии (условно агрессивные, неагрессивные и среднего уровня ее выраженности) [6].
Исследование ответственности личности несовершеннолетних осужденных женского пола проведено М. М. Калашниковой в 2012 г. Ею апробирована в условиях воспитательной колонии методика «Ответственность» (В. П. Прядеин), позволяющая диагностировать все компоненты ответственности личности, сделан вывод о том, что у воспитанниц более выражены: эгоцентрическая мотивация ответственности личности, то есть они ответственно относятся к делам, поручениям, которые связаны с их личными, индивидуальными потребностями; астенические эмоции при выполнении ответственных дел, поручений; когнитивная неосведомленность, свидетельствующая о поверхностном понимании ими ответственности. Реали-
зация поведения, требующего проявления ответственности как личностного свойства у несовершеннолетних осужденных женского пола зависит от ситуации. Полученные результаты свидетельствуют о низком уровне развития ответственности личности у данной категории осужденных [7]. Кроме того, М. М. Калашниковой проведено исследование смысложизненных ориентаций несовершеннолетних осужденных женского пола с применением опросника «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева. По данным М. М. Калашниковой (2012), несовершеннолетние осужденные женского пола не имеют четких целей, направленных на жизнь в будущем. Современные воспитанницы убеждены, что бессмысленно что-либо загадывать на будущее, так как сомневаются в том, что могут самостоятельно управлять своей жизнью, по крайней мере, пока находятся в условиях изоляции. Они считают, что им не всегда дано контролировать свою жизнь (шкала «локус конт-роля-жизнь»), хотя при необходимости они способны принимать решения и реализовывать их в жизни. Осужденные испытывают неудовлетворенность своей жизнью в настоящий момент, считают ее неинтересной, эмоционально ненасыщенной. У осужденных блокирована реализация своих интересов, стремлений, целей, права действовать, как им захочется, так как они должны соблюдать определенные правила поведения, регламентированные действующими в условиях воспитательной колонии нормативно-правовыми актами. Жизнью до ареста и осуждения воспитанницы удовлетворены частично. В связи с недостаточно развитым «локусом контроля-Я» они не верят в свои силы, возможность что-то изменить в своей жизни. Индивидуальные беседы показывают, что воспитан-
ницы не очень огорчаются по этому поводу, считают, что жить надо одним днем. Вследствие того что жизнь осужденных находится под постоянным надзором со стороны сотрудников различных отделов и служб воспитательной колонии, осужденные считают, что не могут и не стоит контролировать свою жизнь. Это не способствует процессу их исправления, формированию ответственности за свою жизнь.
Оказалось, что полученные данные согласуются с результатами исследований жизненных планов и перспектив несовершеннолетних осужденных женского пола как в период отбывания ими наказания в воспитательной колонии, так и после освобождения. Н. А. Деева отмечала, что для данной категории осужденных характерным является безразличие к своей будущей жизни, безответственное отношение к жизни в условиях воспитательной колонии.
Н. А. Деева прошла уникальный жизненный путь. Она умела ставить перед собой цели, формировать перспективные линии и обязательно достигать жизненно значимого результата. При этом главным для нее было оказывать помощь людям советом, консультацией, идеями, опытом. Ее вклад в развитие отечественной пенитенциарной психолого-педагогической науки по достоинству еще не оценен. Ее научные работы требуют внимательного прочтения, а практический опыт в деле перевоспитания несовершеннолетних осужденных женского пола - изучения. Особенно это важно сейчас, когда согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в нашей стране проводятся эксперименты по преобразованию воспитательных колоний для несовершеннолетних осужденных в воспитательные центры.
Список литературы
1. Характеристика осужденных, отбывающих лишение свободы. По материалам специальной переписи осужденных 2009 г. М., 2010. Вып. 1.
2. Калашникова М. М. Психологическая характеристика личности и ответственности в поведении несовершеннолетних осужденных женского пола при нахождении их в воспитательных колониях // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 90-99.
3. Калашникова Т. В., Калашникова М. М. Научно-педагогическая деятельность профессора психологии В. Г. Деева // Прикладная юридическая психология. 2010. № 1. С. 143-148.
4. Деева Н. А. Формирование социально значимых перспектив у несовершеннолетних осужденных женского пола как средство их перевоспитания : учеб. пособие. Рязань, 1981. 96 с.
5. Калашникова Т. В. Психологические аспекты исправления и перевоспитания несовершеннолетних осужденных женского пола в условиях ВТК : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1990. 24 с.
6. Бойко И. Б., Калашникова Т. В. Применение стандартизированного личностного опросника А. Басса - А. Дарки в практике ВТК. Рязань, 1993. 29 с.
7. Калашникова М. М. Психология ответственности личности несовершеннолетних осужденных женского пола, отбывающих наказание в воспитательной колонии : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2012. 28 с.
8. Калашникова М. М. К вопросу изучения ответственности личности в пенитенциарной психологии // Человек: преступление и наказание. 2011. № 2. С. 138-143.
9. Бирюкова Е. Ю. Понятие социальной адаптации несовершеннолетних осужденных в льготных условиях отбывания наказания // Уголовно-исполнительное право. 2010. № 2. С. 76-80.
TATIANA VITALIEVNA KALASHNIKOVA,
phd in psychology, assistant professor, assistant professor of the psychology of penal system professional activity department
E-mail: tana-ka58@yandex.ru; MARIA MIKHAILOVNA KALASHNIKOVA,
phd in psychology, senior lecturer of the general psychology department (Academy of the FPS of Russia) Е-mail: maria-ka@yandex.ru.
VITALLY SIGNIFICANT PROSPECTS FOR FEMALE JUVENILE OFFENDERS (ON THE 80TH ANNIVERSARY OF BIRTH OF A TEACHER AND A PENITENTIARY SPECIALIST N. A. DEEVA)
Annotation: in Russia few in number but focused psychological and pedagogical research of juvenile female convicts, serving sentences in juvenile correctional facilities, has begun with the works of O. V. Nerovni, I. P. Bashkatov. A teacher and a penitentiary specialist N. A. Deeva holds a special place in this range. Ryazan educational labor colony was created in 1972, according to the order of the Ministry of Internal Affairs of the USSR, where she began to work first as a teacher and later as a director of the evening shift school. Study of life plans substructure, prospects and objectives of female juvenile offenders activity became the purpose of scientific research of N. A. Deeva. Experimental and practical work which took place in a juvenile correctional facility from 1973 to 1981 (as a result a thesis for the degree of Ph.D. of pedagogical sciences was upheld), allowed to determine the content of the social prospects and to develop the technology of formation of socially significant prospects for life among the convicts. N. A. Deeva suggested criteria for assessing the stability of the formation of prospects for female juvenile offenders in the context of a juvenile correctional colony. Professional activity of N. A. Deeva was awarded a diploma of the Minister of Internal Affairs of the USSR. Her research work requires careful reading, and her practical experience in the rehabilitation of the female juvenile convicts deserves close studying. It is especially significant at present as, according to the Concept of development of the penitentiary system of the Russian Federation to 2020, our country holds experiments aimed at transformation of educational colonies for juvenile offenders into educational centers.
Key words: female juvenile offenders, life plans, system of perspectives, orientation of the person, the meaning of life orientation, educational technology, educational labor colony, psychological and pedagogical technology, attitude, teenagers' aggressiveness, the responsibility of the individual.
References
1. Kharakteristika osujdennikh, otbivayushikh lishenie svobody. Po materialam special'noj perepisi osuzhdennyh 2009 g. [Characteristics of convicts serving imprisonment. Based on materials from the special census of the convicted in 2009]. Moscow, 2010, vol. 1.
2. Kalashnikova M. M. Psykhologicheskaya kharakteristika lichnosty i otvetstvennosty v povedenii nesover-shennoletnikn osyjdennikh jenskogo pola pry nakhojdenii ikh v vospitatelnikh koloniyakh [Psychological characteristics of an individual and of responsibility in behavior of female juvenile convicts in context of being in an educational labor colony]. Prikladnaja juridicheskaja psihologija - Applied legal psychology, 2011, no. 2, pр. 90-99.
3. Kalashnikova T. V., Kalashnikova M. M. Nauchno-pedagogicheskaya deyatelnost professor psikhologii V. G. Deeva [Scientific and pedagogical activity professor of psychology V.G. Deev]. Prikladnaja juridicheskaja psihologija - Applied legal psychology, 2010, no. 1, pр. 143-148.
4. Deeva N. A. Formirovanie sozialno znachimikh perspektiv u nesovershennoletnikh osujdennikh jenskogo pola kak sredstvo ikh perevospitaniya [Formation of socially significant prospects for female juvenile offenders as a means of their re-education]. Ryazan, 1981, 96 p.
5. Kalashnikova T. V. Psykhologichekie aspekty ispravleniya i perevospitaniya nesovershennoletnikh osujdennikh jenskogo pola v usloviyakh VTK. Avtoref. dis. kand. psykhol. nauk [Psychological aspects of correction and re-education of female juvenile offenders in the context of an educational labor colony. Cand. psychol. sci. diss. abstract]. Moscow, 1990, 24 p.
6. Boiko I. B., Kalashnikova T. V.Primeneniye standartizirovannogo lichnostnogo onrosnika A. Bassa - A. Darky v praktike VTK [The application of standardized personality questionnaire A. Bass - A. Darky templar in the practice of an educational labor colony]. Ryazan, 1993, 29 p.
7. Kalashnikova M. M. Psihologija otvetstvennosti lichnosti nesovershennoletnih osuzhdennyh zhenskogo pola, otbyvajushhih nakazanie v vospitatel'noj kolonii. Avtoref. dis. kand. psykhol. nauk [Psychology of personal responsibility for female juvenile offenders serving sentence in an educational labor colony. Cand. psy-chol. sci. diss. abstract]. Ryazan. 2012, 28 p.
8. Kalashnikova M. M. K voprosu izuchenija otvetstvennosti lichnosti v penitenciarnoj psihologii [For the study of the responsibility of each individual in the penitentiary psychology]. Chelovek : prestuplenie i nakazanie - Man : crime and punishment, 2011, no. 2, pр. 138-143.
9. Biryukova E. Y. Ponjatie social'noj adaptacii nesovershennolet-nih osuzhdennyh v l'gotnyh uslovijah ot-byvanija nakazanija [Concept of social adaptation of minors convicted in preferential conditions of punishment]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2010, no. 2, pр. 76-80.