Научная статья на тему 'Ценностные ориентации несовершеннолетних осужденных женского пола'

Ценностные ориентации несовершеннолетних осужденных женского пола Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
235
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ ЖЕНСКОГО ПОЛА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калашникова Татьяна Васильевна, Калашникова Мария Михайловна

в статье дан краткий обзор исследований психологии несовершеннолетних осужденных женского пола; приводятся результаты эмпирического изучения ценностных ориентаций несовершеннолетних осужденных женского пола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калашникова Татьяна Васильевна, Калашникова Мария Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации несовершеннолетних осужденных женского пола»

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНСКОГО ПОЛА

Т. В. Калашникова, М. М. Калашникова

Аннотация: в статье дан краткий обзор исследований психологии несовершеннолетних осужденных женского пола; приводятся результаты эмпирического изучения ценностных ориентаций несовершеннолетних осужденных женского пола.

Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные женского пола, ценностные ориентации, терминальные и инструментальные ценности.

Summary: in article the short review of researches of psychology of minors condemned a female is given; results of empirical studying of valuable orientations of minors condemned a female are given.

Keywords: the minor condemned female, valuable orientations, terminal and tool values.

Особенности психологии несовершеннолетних осужденных женского пола не часто являются предметом исследования пенитенциарных психологов и педагогов. Причиной тому — малочисленность данной категории осужденных. Статистические данные за последнее десятилетие показывают, что удельный вес лиц женского пола в общем числе несовершеннолетних, совершивших преступления, составлял в 2000 г. — 8,6 %, в 2001 — 8,2, в 2002 — 7,9, в 2003 — 7,7, в 2004 — 7,9, в 2005 — 8,6, в 2006 — 9,3, в 2007 — 9,7, в 2008 — 10,3 в 2009 г. — 10,9 % [14, с. 50, 51]. Количество несовершеннолетних осужденных женского пола в трех воспита-

тельных колониях с 2001 по 2009 год было соответственно 1139, 657, 945, 1008, 1040, 843, 792, 581 и 383 человека [16, с. 19-20]. В результате переписи осужденных, проведенной в ноябре 2009 г., было установлено, что несовершеннолетние осужденные женского пола составляют 8 % от числа всех несовершеннолетних осужденных; самая многочисленная возрастная категория осужденных воспитательных колоний — это подростки 16-17 лет (74 %). Для 21 % осужденных нарушается принцип, определяющий, что осужденные должны отбывать наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. В большей степени это касается несовершеннолетних осужденных женского пола, так как всего для них функционирует три ВК в России. На основании этого «следовало бы в отношении несовершеннолетних осужденных женского пола практиковать меры наказания, альтернативные лишению свободы» [18, с. 12-16].

Криминологические исследования, представленные в работах Л.Ф. Богдановой (1979), Г.И. Сыздыковой (1985), М.Н. Голоднюк (1991), А.Н. Ильяшенко (1999), А.Н. Жулевой (2000), Т.Н. Волковой (2001), Н.В. Валуйскова (2002), Н.Р. Косевич (2003), Н.В. Михайловой (2003), Г.И. Швединской (2003), Ю.Н. Гречишкина (2004), Н.В. Тарасова, Н.Н. Перетокиной (2009), Я.В. Самиули-ной (2009), С.А. Горкиной (2010) и др.,

показывают, что при незначительной численности категория несовершеннолетних лиц женского пола с преступным поведением представляет значительную опасность для общества и требует к себе более пристального внимания со стороны психологической науки.

В связи с этим в последние годы в научных изданиях (прежде всего ФСИН России) наблюдается интерес к изучению данной категории несовершеннолетних, но до настоящего времени психологические характеристики личности девушек-осужденных представлены весьма фрагментарно [15, с. 161-166; 12, с. 186].

И.П. Башкатов в начале 70-х годов ХХ в. был первым психологом-практиком в воспитательной колонии для несовершеннолетних осужденных женского пола. Исследуя малые группы и межличностные отношения в колониях для несовершеннолетних, ученый обозначил специфические особенности работы пенитенциарного психолога. Благодаря ему были начаты предметные психолого-педагогические исследования несовершеннолетних осужденных женского пола [1, 2].

Так, О.В. Неровня в диссертационном исследовании представила подробное описание структуры воспитательной колонии для несовершеннолетних осужденных женского пола, а также особенностей режима отбывания наказания. Изучая поведение воспитанниц в условиях изоляции, она выделила следующие их группы по уровню аморальности поведения: только что вставшие на путь аморального поведения при наличии некоторых отклонений (в целом у воспитанниц правильные взгляды и убеждения); с ослабленной моральной устойчивостью,

легко попадающие под влияние, легко внушаемые (сохранены правильные взгляды и убеждения); морально распущенные воспитанницы (утратили интерес к учебе, бродяжничают, употребляют спиртные напитки, занимаются кражами, к мерам педагогического и психологического воздействия относятся отрицательно, оказывают резко негативное влияние на коллектив); воспитанницы с повышенным, извращенным половым чувством (небольшая группа девочек, склонных к лесбийской любви); группа дебильных девушек.

Н.А. Деева в качестве предмета своего исследования избрала жизненные планы и перспективы девушек-осужденных. Ею установлено, что только 30 % воспитанниц имеют адекватные социально полезные жизненные планы; 27 % — завышенные социально полезные жизненные планы; 53 % — негативные близкие и далекие жизненные планы.

На основе данной классификации была разработана трехэтапная программа изучения жизненных планов осужденных, которая охватывала не только период отбывания ими наказания в воспитательной колонии, но и изучение всего их жизненного пути. Разработана методика формирования позитивных и переориентации негативных жизненных планов посредством моделирования ситуаций-экспериментов, проведения собраний и конференций, организации производительного труда, обучения в школе и ПТУ [5].

В педагогическом исследовании В.М. Литвишкова сделан вывод о низком уровне развития нравственных установок у несовершеннолетних осужденных женского пола. Им излагаются пробле-

мы организации дней самоуправления в колонии, доказывается на практике, что представление осужденным права самостоятельно решать проблемы, возникающие в течение дня, является одним из средств и изучения их психологии, и реализации методов исправления и перевоспитания [10].

Т.В. Калашниковой проведено психологическое исследование установок воспитанниц на поведение в колонии. По критерию готовности осужденных осуществлять свое поведение в колонии в определенном направлении выделены следующие группы: осужденные с установкой на асоциальное поведение в колонии (13,5 %); осужденные, не имеющие определенной устойчивой установки на поведение в колонии (70,2 %); осужденные с положительной установкой на поведение (16,3 %). С целью переориентации отрицательных установок осужденных автором разработаны и внедрены в деятельность колонии кор-рекционные мероприятия — методика системы поручений и методика проведения эффективной шефской работы со стороны общественности [8].

Н.И. Махиборода исследовал процесс формирования положительных отношений в среде несовершеннолетних осужденных женского пола. Им сделан вывод о том, что процесс исправления у этой категории в значительной степени зависит от правильно организованного общения между сотрудниками и осужденными, умения воспитателей выявлять и формировать положительные отношения в среде воспитанниц и реали-зовывать их в воспитательном процессе. Ученым выделены факторы, влияющие на процесс формирования положительных отношений в среде воспитанниц, а

также направления их формирования в различных сферах жизнедеятельности [11, с. 141-142].

В.Н. Савардуновой установлено, что несовершеннолетние осужденные женского пола имеют низкий уровень социализации. Автором дается характеристика особенностей личности несовершеннолетних осужденных женского пола: грубость, эмоциональная холодность, вспыльчивость, неумение контролировать свои эмоции и поведение, злобность и агрессивность. Причина деформации личности осужденных справедливо усматривается в том, что большинство воспитанниц до осуждения были отчуждены от основных институтов социализации. Автором выделены три группы осужденных с разным уровнем социализации: осужденные с достаточным уровнем социализации (около 8 %); осужденные с недостаточным уровнем социализации (55-65 %); десоциализи-рованные осужденные (около 3 %) [17].

Психологическое исследование волевой сферы воспитанниц проведено Н.А. Хариной. Установлено, что динамическая сторона волевой саморегуляции осужденных включает в себя силу воли, произвольное самоуправление, самоконтроль и локализацию субъективного контроля. Предложена классификация осужденных, дана психологическая характеристика выделенных групп: 15,25 % — осужденные с высоким уровнем развития волевой саморегуляции (способны с помощью волевого усилия преодолевать любые трудности, управлять сознательно и разумно своим поведением, достигать поставленной цели); 26,33 %—осужденные со средним уровнем развития волевой саморегуляции; 57,90 % — осужденные с низким уров-

нем развития волевой саморегуляции. Автор указывает, что развитие динамической стороны волевой саморегуляции личности осужденных в сочетании с формированием у них положительной направленности позволит целенаправленно организовывать процесс исправления и ресоциализации воспитанниц колонии [19].

Вывод о повышенном уровне агрессивности и враждебности несовершеннолетних осужденных женского пола был сделан И.Б. Бойко и Т.В. Калашниковой на основе сравнительного изучения данных свойств личности у осужденных и школьниц одного с ними возраста с помощью адаптированных к данной популяции осужденных психодиагностических методик личностного опросника А. Басса—А. Дарки, проективной методики тест-руки Э. Вагнера, а также карты наблюдения Д. Стотта [3, 4]. В частности, формализованное наблюдение с помощью карты наблюдения Д. Стотта позволило установить наличие трудностей в адаптации к условиям воспитательной колонии осужденных. Это уход в себя, депрессивное состояние, вызванное лишением свободы, невозможностью общения с близкими и друзьями.

В исследовании Л.В. Петрушиной установлен низкий уровень сформиро-ванности эмпатических способностей воспитанниц. Выделено три группы осужденных: с высоким (0 %), средним (19 %) и низким (81 %) уровнем сфор-мированности эмпатических способностей. Установлено наличие среднего и высокого уровня выраженности эмпа-тии по отношению к родителям (9 %), детям (8,5 %), животным (7 %) и старикам (6,5 %). Наиболее низкие показатели сформированности эмпатических

способностей выявлены к героям художественной литературы (21%) и незнакомым и малознакомым людям (37,5 %) [13].

Исследование ответственности личности несовершеннолетних осужденных женского пола проведено М.М. Калашниковой. Ею в условиях воспитательной колонии апробирована методика «Ответственность» (В.П. Прядеин), позволяющая диагностировать все компоненты ответственности личности. Психологом сделан вывод о том, что у воспитанниц более выражены: эгоцентрическая мотивация ответственности личности, то есть они ответственно относятся к делам, поручениям, которые связаны с их личными, индивидуальными потребностями; астенические эмоции при выполнении ответственных дел, поручений; когнитивная осведомленность, свидетельствующая о поверхностном понимании ими ответственности. Реализация поведения, требующего проявления ответственности как личностного свойства, у несовершеннолетних осужденных женского пола зависит от ситуации. Полученные результаты свидетельствуют о низком уровне развития ответственности личности у рассматриваемой категории осужденных [7].

Ценностные ориентации несовершеннолетних осужденных женского пола не являлись предметом самостоятельного исследования в отечественной пенитенциарной психологии. Знание содержания ценностных ориента-ций осужденных—необходимое условие выполнения психологами уголовно-исполнительной системы поставленных перед ними задач в рамках Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020

года (разд. «Социальная, психологическая, воспитательная и образовательная работы с осужденными»). В первую очередь это «совершенствование духовно-нравственного и патриотического воспитания осужденных. Планирование, организация и проведение в ИУ воспитательных мероприятий, направленных на формирование и развитие у осужденных стремления к общественно полезной деятельности, соблюдению требований законов и принятых в обществе правил поведения» [9, с. 25].

Необходимость изучения ценностных ориентаций несовершеннолетних осужденных женского пола определяется также тем, что они, по Б.Г. Ананьеву, образуют первичный класс личностных свойств, определяют особенности поведения, характер и склонности человека. Ценностные ориентации определяют жизненные цели личности, а следовательно, определяют и то, что является для человека личностно значимым. В условиях воспитательной колонии осужденные, выбирая определенный стиль поведения в конкретных ситуациях, опираются на сформировавшиеся у них ценностные ориентации.

Следует отметить, что в отечественной пенитенциарной психологии проводились исследования ценностных ори-ентаций осужденных других категорий, краткий обзор которых представлен в статье А.В. Наприса, опубликованной в Энциклопедии юридической психологии [20, с. 281-282].

Одно из последних монографических исследований системы ценностных ори-ентаций осужденных мужского пола проведено А.А. Истоминым в 2011 г. Автор указывает, что система ценностных ори-ентаций осужденных в отношении ли-

шения свободы состоит из компонентов ценностно-смысловой сферы личности; основными элементами, составляющими систему, являются смыслы жизни, терминальные, инструментальные ценности и показатели осмысленности жизни [6].

В нашем исследовании приняли участие 130 несовершеннолетних осужденных женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях УФСИН России по Рязанской и Белгородской областям в возрасте от 14 до 17 лет, а также 75 правопослушных девушек в возрасте от 15 до 17 лет, обучающихся в муниципальных общеобразовательных школах г. Рязани.

Анализ сравнительных данных воспитанниц и правопослушных девушек, полученных в результате применения опросника «Ценностные ориентации» М. Рокича, показал, что эгоистические терминальные ценности-цели в общей структуре ценностей воспитанниц занимают лидирующее положение. Это здоровье, материально обеспеченная жизнь. Среди нравственных ценностей воспитанницы отдали предпочтение активной деятельной жизни, жизненной мудрости, любви.

Индивидуальные беседы с несовершеннолетними осужденными женского пола показали, что эгоистические ценности-цели у этой категории осужденных выступают в качестве конкретных жизненных ориентиров и оказывают влияние на содержательные характеристики нравственных ценностей. Так, забота о своем здоровье в условиях воспитательной колонии принимает нередко гипертрофированный характер. Любовь — это эгоистическая потребность быть любимой без самоотдачи. В усло-

Рис. 1.

Средние значения показателей по терминальным ценностям опросника «Ценностные ориентации» М. Рокича, полученные при тестировании осужденных и правопослушных девочек

виях колонии актуализируется любовь к родителям, близким родственникам как к источникам материального благополучия. Ценность любви противоположного пола становится значимой, престижной для воспитанниц. В случае ее реального отсутствия (переписка с любимым человеком) она придумывается, фан-тазируется. Активная деятельная и материально обеспеченная жизнь у осужденных взаимосвязаны. Только наличие неограниченных денежных средств делает жизнь, по их мнению, эмоционально насыщенной, интересной. При этом терминальная ценность-цель «жизненная мудрость» связана с получением необходимого жизненного опыта, знаний, направленных на удовлетворение своих эгоистических потребностей.

В иерархии инструментальных ценностей-средств, с помощью которых воспитанницы предполагают достигать поставленные цели, на первом месте стоят:

аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах), воспитанность (хорошие манеры), твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями), жизнерадостность (чувство юмора). Быть аккуратной, воспитанной и жизнерадостной, по мнению осужденных, — вот главные средства, с помощью которых можно достичь активно деятельной и материально обеспеченной жизни. При этом важное значение имеет ценность самоутверждения — «твердая воля».

Сравнительный анализ данных выявил значимые различия (р<0,01) между осужденными и правопослушными девочками по терминальным ценностям: Т-Ак (активная деятельная жизнь), Т-М (жизненная мудрость), Т-Кр (красота природы и искусства), Т-Л (любовь), Т-Др (наличие хороших и верных друзей), Т-Сем (счастливая семейная жизнь) (рис. 1).

Рис. 2. Средние значения показателей по инструментальным ценностям опросника «Ценностные ориентации» М. Рокича, полученные при тестировании осужденных и правопослушных девочек

Результаты тестирования свидетельствуют о том, что осужденные больше внимания, чем правопослушные девочки, уделяют таким жизненным ценностям, как Т-Ак (активная деятельностная жизнь), Т-М (жизненная мудрость). Сравнительный анализ показал, что большее значение для осужденных имеет и терминальная ценность Т-Кр (красота природы и искусства), но она носит у них, как показали индивидуальные беседы, пассивный характер.

В отличие от правопослушных девочек, менее значимыми ценностями-целями для воспитанниц становятся: Т-Л (любовь), Т-Др (наличие хороших и верных друзей), Т-Сем (счастливая семейная жизнь). При сочетании ценностей «любовь» и «счастливая семейная жизнь» меняется содержание самого понятия «любовь». Любовь как высшая нравственная ценность человека, лежащая в основе счастливой семейной

жизни, оказывается совсем незначимой для осужденных. Ставя любовь на одно из первых мест в группе терминальных ценностей, осужденные поверхностно понимают ее содержание. Незначимым для осужденных является и наличие в жизни хороших и верных друзей.

Сравнительный анализ данных выявил значимые различия (р<0,01) между осужденными и правопослушными девочками по инструментальным ценностям (рис. 2).

У осужденных меньшую выраженность имеет ценность И-Обр (образованность) и высокую — И-Нпр (непримиримость к недостаткам в себе и других). Это, на наш взгляд, связано с тем, что ценности «жизненная мудрость» и «активная деятельностная жизнь» понимаются осужденными поверхностно. Так, если для правопослушных девочек средством для достижения их целей выступает получение образования, то

осужденные считают, что достаточно получить житейские знания, быть жизнерадостным, но при этом проявлять твердую волю и непримиримость к недостаткам других.

Представленная психологическая характеристика ценностных ориента-ций несовершеннолетних осужденных женского пола имеет практическое значение, так как позволяет воспитателям, психологам воспитательных колоний разрабатывать более эффективные психокоррекционные мероприятия, направленные на формирование положительных и изменение эгоистических ценностей воспитанниц.

Литература

1. Башкатов И.П. Малые группы и межличностные отношения в колониях для несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1973. — 28 с.

2. Башкатов И.П, Саблина Л.С. Психолог ВТК. — М., 1977. — 56 с.

3. Бойко И.Б., Калашникова Т.В. Применение стандартизированного личностного опросника А. Басса — А. Дарки в практике ВТК. — Рязань: Ряз. высш. шк. МВД РФ, 1993. — 29 с.

4. Бойко И.Б., Калашникова Т.В. Применение теста Э. Вагнера в практике ВТК. — Рязань: Ряз. высш. шк. МВД РФ, 1993. — 28 с.

5. Деева Н.А. Формирование социально значимых перспектив у несовершеннолетних осужденных женского пола как средство их перевоспитания: учеб. пособие. — Рязань, 1981. — 97 с.

6. ИстоминА.А. Система ценностных ориентаций осужденных к лишению свободы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Рязань, 2011. — 23 с.

7. Калашникова М.М. Опыт использования методики «Ответственность» в практике воспитательной колонии для несовершеннолетних осужденных женского пола // Организационно-правовое, психолого-педагогическое и социально-экономическое обеспечение Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: современное состояние и перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Рязань, 2011.

8. Калашникова Т.В. Психологические аспекты исправления и перевоспитания несовершеннолет-

них осужденных женского пола в условиях ВТК: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 1990.

9. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р. — М., 2010.

10. Литвишков В.М. Формирование нравственной установки несовершеннолетних осужденных женского пола: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1979. — 19 с.

11. Махиборода Н.И. Формирование положительных отношений в среде несовершеннолетних осужденных женского пола. — Рязань, 1996.

12. МокрецовА.И., НовиковВ.В. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание: учеб.-метод. пособие. — М.: НИИ ФСИН России, 2006.

13. Петрушина Л.В. Основные теоретические подходы, используемые при изучении социально-психологических особенностей эмпатии несовершеннолетних осужденных женского пола // Деви-антное поведение подростков: гендерное измерение / под ред. А.А. Романова, Т.В. Калашниковой. — Рязань: Ряз. гос. пед. ун-т, 2003. — С. 106-112.

14. Преступность и правонарушения (20002004 гг.); (2001-2005 гг.); (2006-2009 гг.): стат. сб. / МВД РФ; Судеб. департамент при Верховном Суде РФ; Межгос. стат. ком. СНГ. — М., 2005; 2006; 2010.

15. Психологическое обеспечение деятельности воспитательных колоний: сб. материалов положительного опыта. — М.: НИИ ФСИН России, 2005.

16. Резник Ж.Я., Товарнова М.О. Причины преступности несовершеннолетних и проблемы их социальной адаптации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2011. — № 1 (140). — С. 19-20.

17. Савардунова В.Н. Влияние воспитательной системы на ресоциализацию несовершеннолетних женского пола в период отбывания наказания в виде лишения свободы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 2000. — 26 с.

18. Характеристика осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях // Характеристика осужденных, отбывающих лишение свободы. По материалам специальной переписи осужденных 2009 г. — М.: Юриспруденция, 2010. — Вып. 1. — С. 12-16.

19. Харина Н.А. Психологические особенности волевой саморегуляции несовершеннолетних осужденных женского пола: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Рязань, 2001. — 23 с.

20. Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. А.М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.