УДК:37
ВИЛКОВА Алевтина Владимировна Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого г. Великий Новгород, Россия mavlad 67@mai l. ш
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНСКОГО ПОЛА
В статье рассматриваются вопросы формирования духовно-нравственных ценностей несовершеннолетних осужденных женского пола в специальных условиях воспитательной колонии, учитывающих их гендерные особенности. К социально значимым задачам современного общества можно отнести снижение роста преступлений среди несовершеннолетних и их профилактику. Развитие рыночных отношений в России сопровождается кризисом духовных ценностей, что связано с влиянием социально-экономического развития страны на сознание людей. Проблема воспитания и перевоспитания несовершеннолетних всегда была одной из ведущих в психологии и педагогике. Особую значимость в предупреждении правонарушений среди несовершеннолетних женского пола имеют комплексные исследования, связанные с выявлением причин и разработкой мер по их профилактике. В данных условиях большое значение приобретает деятельность воспитательных колоний (ВК) по исправлению несовершеннолетних осужденных женского пола, так как от качества воспитательной работы в них с учетом гендерных особенностей личности во многом зависит успешность работы по предупреждению правонарушений лиц данной категории. В современном обществе становится важной задача повышения эффективности работы с несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях. Эффективность исправления несовершеннолетних в ВК во многом определяется результативностью работы по формированию у них духовно- нравственных ценностей. Анализ практики и исследований в области духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних осужденных женского пола позволил выявить ряд противоречий, определил проблему исследования, которая заключается в необходимости проведения фундаментального, комплексного и междисциплинарного исследования процесса формирования духовно-нравственных ценностей несовершеннолетних осужденных женского пола в воспитательных колониях.
Ключевые слова: формирование духовно-нравственных ценностей несовершеннолетних осужденных, воспитание, педагогическая гендерная система.
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -00-00
Alevtina V. VILKOVA
Yaroslav-the-Wise Novgorod State University [email protected]
PROBLEM OF FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF MINORS' CONVICTED FEMALE PRISONERS
The article discusses the formation of spiritual and moral values of minors' convicted female prisoners in special conditions of the educational colony, and taking into account their gender features. To socially significant problems of modern society can be attributed to the reduction in the growth of juvenile crime control and prevention. The development of market relations in Russia is accompanied by a crisis of moral values that is due to the influence of its socio-economic development on people's minds. The issue of education and reeducation of minors has always been one of the leading in psychology and pedagogy. Particular importance in the prevention of juvenile delinquency female have a comprehensive study associated with identifying reasons and developing measures for their prevention. In these conditions great importance is the activities of educational colonies (EC) to correct minor female convicts, as the quality of educational work in them from the gender characteristics of a person depends largely on the success of prevention of offenses of persons in this category. In today's society is the important task of improving the efficiency of work with minors condemned in educational colonies. The effectiveness of corrections juveniles in the VC is largely determined by the performance of work on the formation of their moral values. Analysis practice and research in the field of spiritual and moral education of minors convicted female prisoners revealed a number of contradictions defined a research problem, which is the need for fundamental, comprehensive, and interdisciplinary study of the process of formation of spiritual and moral values convicted female minors in educational colonies.
Keywords: formation of spiritual and moral values, education, teaching gender system
В настоящее время особое внимание уделяется проблемам духовности и нравственности человека в условиях демократического развития России, когда основой жизнедеятельности общества становится приоритет личности. К социально значимым задачам современного общества можно отнести снижение роста преступлений среди несовершеннолетних и их профилактику. Развитие рыночных отношений в России сопровождается кризисом духовных ценностей, что связано с влиянием социально-экономического развития страны на сознание людей.
Проблема воспитания и перевоспитания несовершеннолетних всегда была одной из ведущих в психологии и педагогике. Теоретико-методологические исследования процесса становления духовно-нравственной личности нашли отражение в фундаментальных работах философов, социологов, психологов и педагогов (Н.А. Бердяев и др.) [4]. Особую значимость в предупреждении правонарушений среди несовершеннолетних женского пола имеют комплексные исследования, связанные с выявлением причин и разработкой мер по их профилактике. Авторы (Г.Г. Бочкарева и др.) [5] отмечают, что реакция девочек-подростков на антиобщественное поведение сверстников является более сложной, чем у мальчиков-подростков.
В данных условиях большое значение приобретает деятельность воспитательных колоний (ВК) по исправлению несовершеннолетних осужденных женского пола, так как от качества воспитательной работы в них с учетом гендерных особенностей личности во многом зависит успешность работы по предупреждению правонарушений лиц данной категории. В современном обществе становится важной задача повышения эффективности работы с несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях. Результаты научных исследований О.Г. Ананьева, И.П. Башкатова и др. [1; 2] свидетельствуют об актуальности работы по достижению положительных результатов в изменении отрицательных наклонностей и поведения личности несовершеннолетних, так как в противном случае вероятность совершения ими повторного преступления увеличивается. В контексте нашего исследования важен вывод, что эффективность исправления несовершеннолетних в ВК во многом определяется результативностью работы по формированию у них духовно- нравственных ценностей.
В работах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. отмечается, что несформирован-ность духовно-нравственных ценностей у человека способствует негативному его поведению в деятельности и отношениях. Данный подход характерен и для современных исследователей: В.Г. Деева, Б.Т. Лихачева, И.А. Невского и др. [7; 11; 13].
Опыт организации воспитательной работы в колониях для несовершеннолетних осужденных женского пола позволяет нам утверждать, что если уровень сформированности духовно-нравственных ценностей низок, то они не способны объективно оценивать отрицательные влияния, так как их сознание, поведение и деятельность не строится на социально значимых принципах и установках. Результатом несформированности духовно-нравственных ценностей несовершеннолетних осужденных женского пола является приспособленчество, социальная деза-даптивность, что снижает их самостоятельность и инициативность, способствует беспринципности в достижении общественно полезных целей. В то же время сформированные у них духовно-нравственные ценности могут способствовать самовоспитанию, развитию положительных отношений к окружающему миру, адекватной самооценке поведения и деятельности. В связи с этим научное обоснование проблемы формирования духовно-нравственных ценностей несовершеннолетних осужденных женского пола в условиях ВК является важным и актуальным.
При этом необходимо отметить, что в педагогических исследованиях в основном рассматриваются общие вопросы перевоспитания несовершеннолетних: организация воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными женского пола в ВК (А.С. Белкин, Л.М. Злобин и др.) [3; 8]; психолого-педагогические особенности личности несовершеннолетних осужденных (И.П. Башкатов, В.Г. Деев, К.Е. Игошев, В.Ф. Пирожков и др.) [2; 7; 9; 14]. Особый интерес в контексте данной проблемы вызывают научные труды И.Е. Прысь и др., в которых основное внимание уделяется юридическим, психологическим и частично педагогическим аспектам. Необходимо отметить, что до настоящего времени остается малоизученным процесс формирования духовно-нравственных ценностей несовершеннолетних осужденных женского пола, критерии и уровни их сформированности, не выделена специфика данного процесса в ВК в контексте тендерного подхода.
Итак, в изученных нами источниках не отражена система работы по формированию духовно-нравственных ценностей несовершеннолетних осужденных женского пола, недостаточно изученными продолжают оставаться вопросы методологии данного процесса, адекватной современным научным основаниям Гендерной стратегии Российской Федерации и Концепции духовно-нравственного воспитания школьников.
Анализ практики и исследований в области духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних осужденных женского пола позволил выявить противоречия между:
- ростом числа преступлений среди несовершеннолетних женского пола, низким уровнем результативности воспитательного процесса в колонии и неразработанностью теоретико-методологических основ их духовно-нравственного воспитания с учетом особенностей пола;
- декларированием необходимости повышения активности и ответственности несовершеннолетних осужденных женского пола в воспитательном процессе и отсутствием целостной гендерной педагогической теории формирования у них духовно-нравственных ценностей;
- доминированием традиционных методов воздействия на личность несовершеннолетних осужденных женского пола, их общение и необходимостью научного обоснования формирования специальной социально-образовательной среды ВК для эффективной организации духовно-нравственного воспитания;
- потребностью практики в научном обосновании формирования духовно-нравственных ценностей несовершеннолетних осужденных женского пола на основе гендерного подхода и фрагментарностью исследований данного процесса;
- между объективной потребностью в разработке и научном обосновании тендерных основ формирования духовно-нравственных ценностей несовершеннолетних осужденных женского пола и отсутствием целостного исследования теории и методологии данного процесса.
Выявленные противоречия, актуальность и недостаточная теоретическая разработанность определили проблему исследования, которая заключается в необходимости проведения фундаментального, комплексного и междисциплинарного исследования процесса формирования духовно-нравственных ценностей несовершеннолетних осужденных женского пола в воспитательных колониях.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1 Ананьев О.Г. Составление воспитательной программы исправления несовершеннолетних осужденных женского пола в Рязанской воспитательной колонии. Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних // Тюремная библиотека. - 2000. - Вып. 10. - С. 49-55.
2 Башкатов И.П. Гендерные различия в личностных характеристиках несовершеннолетних осужденных: Учеб. пособие. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2004. - 76 с.
3 Белкин А.С. Основы педагогических технологий (Краткий толковый словарь). - Екатеринбург, 1995. - 23 с.
4 Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993. - 383 с.
5 Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972. - 37 с.
6 Гэршунский Б.С. Философия образования. - Москва, 1998. - 80 с.
7 Деев В.Г. Характеристика направленности личности несовершеннолетних правонарушителей: Учеб.-практич. пособие / Под ред. А.И. Высоцкого. - Рязань, 1978. - 97 с.
8 Злобин Л.М. О природе асоциального поведения несовершеннолетних // Вопросы психологии. - 1973. - № 4. - С. 59-63.
9 Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. - М., 1971. - 173 с.
10 Калашникова Т.В. Психологические аспекты исправления и перевоспитания несовершеннолетних осужденных женского пола в условиях воспитательно-трудовой колонии. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1990. - 22 с.
11 Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. - Самара, 1987. - 85 с.
12 Макаренко А С. Педагогические сочинения. В 8 т. - М.: Педагогика, 1985. - Т. 5. - 336 с.
13 НевскийИ.А. Склонности учащихся, их изучение и развитие в процессе обучения. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1964. - 18 с.
14 Пирожков В.Ф. Психологические основы перевоспитания осужденных в воспитательно-трудовых колониях. -М.: Акад. МВД СССР, 1979. - 209 с.
REFERENCES
1. Anan'ev O.G. Sostavlenie vospitatel'noy programmy ispravleniya nesovershennoletnikh osuzhdennykh zhenskogo pola v Ryazanskoy vospitatel'noy kolonii. [Compilation of the educational program of correcting juvenile female convicts in the Ryazan educational colony]. Topical problems of enforcement of criminal sanctions against minors. The prison library. 2000. Vol. 10. Pp. 49-55.
2. Bashkatov I.P. Gendernye razlichiya v lichnostnykh kharakteristikakh nesovershennoletnikh osuzhdennykh. [Gender differences in personality characteristics of juvenile offenders]. Proc. allowance. Ryazan: Academy of law and administration of justice Ministry of Russia, 2004. 76 p.
3. Belkin A.S. Osnovy pedagogicheskikh tekhnologiy (Kratkiy tolkovyy slovar'). [foundations of educational technologies (Quick dictionary)]. Ekaterinburg, 1995. 23 p.
4. Berdyaev N.A. O naznachenii cheloveka. [The destiny of man]. Moscow: Respublika, 1993. 383 p.
5. Bochkareva G.G. Psikhologicheskaya kharakteristika motivatsionnoy sfery podrostkov-pravonarushiteley. [Psychological characteristics of motivational sphere of adolescent offenders]. The study of motivation of behavior of children and adolescents. Moscow, 1972. 37 p.
6. Gershunsky B.S. Filosofiya obrazovaniya. [Philosophy of education]. Moscow, 1998. 80 p.
7. Deev V.G. The Kharakteristika napravlennosti lichnosti nesovershennoletnikh pravonarushiteley.[ Characteristic orientation of the individual juvenile offenders]. Uchebno-practical allowance. Under the editorship of A. I. Vysotsky. Ryazan, 1978. 97 p.
8. Zlobin L.M. O prirode asotsial'nogo povedeniya nesovershennoletnikh. [About the nature of antisocial behavior of minors. [About the nature of antisocial behavior of minors]. Questions of psychology. 1973. No. 4. Pp. 59-63.
9. Igoshev K.E. Psikhologiya prestupnykh proyavleniy sredi molodezhi. [The Psychology of criminal acts among young people]. Moscow, 1971. 173 p.
10. Kalashnikova T.V. Psikhologicheskie aspekty ispravleniya i perevospitaniya nesovershennoletnikh osuzhdennykh zhenskogo pola v usloviyakh vospitatel'no-trudovoy kolonii. [Psychological aspects of corrections and juvenile female convicts in the conditions of correctional labor colony]. Abstract. Diss. Cand. Psychol. Sciences. Moscow, 1990. 22 p.
11. LikhachevB.T. Introduction to the theory and history of educational values. Samara, 1987. 85 p.
12. Makarenko A.S. Pedagogicheskie sochineniya. [Pedagogical works ]. In 8 vols, Moscow: Pedagogika, 1985. vol. 5. 336 p.
13. Nevsky I.A. Sklonnosti uchashchikhsya, ikh izuchenie i razvitie v protsesse obucheniya. [The Propensity of students, their learning and development in the learning process]. Abstract. dis. Cand. ped. Sciences. Moscow, 1964. 18 p.
14. Pirozhkov V.F. Psikhologicheskie osnovy perevospitaniya osuzhdennykh v vospitatel'no-trudovykh koloniyakh. [Psychological foundations of re-education of convicts in correctional labour colonies]. Moscow: Akad. MVD USSR, 1979. 209 p.
Информация об авторе
Вилкова Алевтина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, докторант, кафедра профессионального педагогического образования и социального управления, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Россия [email protected]
Получена:20.08.2016
Для цитирования статьи: Вилкова А. В. Проблема формирования духовно-нравственных ценностей несовершеннолетних осужденных женского пола. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 4. Часть 2. с.00-00. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00.
Information about the author
Alevtina V. Vilkova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Doctoral Student, Department of Professional Pedagogical Education and Social Management, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University [email protected]
Received: 20.08.2016
For article citation: Vilkova A. V. Problema formirovanija duhovno-nravstvennyh cennostej nesovershennoletnih osuzhdennyh zhenskogo pola. [Problem of formation of spiritual and moral values of minors' convicted female prisoners]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 4. Part. 2. Pp. 00-00. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00. (in Russian)