Научная статья на тему 'Психологическая характеристика личности и ответственности в поведении несовершеннолетних осужденных женского пола при их нахождении в воспитательных колониях'

Психологическая характеристика личности и ответственности в поведении несовершеннолетних осужденных женского пола при их нахождении в воспитательных колониях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
412
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПОВЕДЕНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ / RESPONSIBILITY / JUVENILE OFFENDERS / PERSONAL RESPONSIBLE / BEHAVIOR / STUDY OF RESPONSIBILITY / JUVENILE COLONIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калашникова Мария Михайловна

в статье дан анализ психолого-педагогических исследований ответственности личности несовершеннолетних девушек правонарушительниц. Дана обобщенная психологическая характеристика несовершеннолетних осужденных женского пола отбывающих наказание в воспитательных колониях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калашникова Мария Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

this article deals with the psychological and educational research of juvenile female offenders personal responsibility. The article is devoted to the generalized psychological characteristics of female juveniles serving sentences in juvenile colonies.

Текст научной работы на тему «Психологическая характеристика личности и ответственности в поведении несовершеннолетних осужденных женского пола при их нахождении в воспитательных колониях»

адаптации, который может привести к дезадаптации или лжеадаптации. Решение этой проблемы видится нам в разработке и апробации в образовательном процессе вуза специальных психолого-педагогических технологий, направленных на развитие адаптации курсантов к учебной и служебной деятельности.

Литература

1. Даугава В.Ю., Резепин A.B., Михайлов В.Б. Психологическое сопровождение адаптации первокурсников кусловиям учебно-служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2001. — №2. — С. 44-48.

2. ИльинЕ.П. Мотивация и мотивы, — СПб.: Питер, 2004.

3. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / под ред. Д.Я. Райгородско-го. — Самара: БАХРАМ-М, 2000.

4. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. A.A. Бодалева, A.A. Деркача, Л.Г. Лаптева. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001.

5. Соболев Н.Г. Психологическое обеспечение адаптации выпускников высших образовательных учреждений к службе в УИС ФСИН России: дис. ... канд. психол. наук. — Рязань, 2007.

6. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности (для студентов, школьных психологов, учителей-предметников, классных руководителей). — СПб.: Речь, 2004.

7.Харина H.A., Пивоварова Т.В. Личностный адаптационный потенциал сотрудников ФСИН России: диагностика, коррекция, развитие: монография. — Рязань: Академия ФСИН России, 2010.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ 0 ПОВЕДЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНСКОГО ПОЛА ПРИ ИХ НАХОЖДЕНИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ

М.М. Калашникова

Аннотация: в статье дан анализ психолого-педагогических исследований ответственности личности несовершеннолетних — девушек — правонару-шительниц. Дана обобщенная психологическая характеристика несовершеннолетних осужденных женского пола отбывающих наказание в воспитательных колониях.

Ключевые слова: ответственность, несовершеннолетние осужденные, ответственность личности, поведение, исследование ответственности, воспитательные колонии.

The summary: this article deals with the psychological and educational research of juvenile female offenders per-

sonal responsibility. The article is devoted to the generalized psychological characteristics of female juveniles serving sentences injuvenile colonies.

Keywords: responsibility, juvenile offenders, personal responsible, behavior, study ofresponsibility,juvenile colonies.

Категория несовершеннолетних осужденных женского пола считается наиболее сложной среди всей популяции осужденных и при небольшой численности незаслуженно редко выделяется в ранг самостоятельной в пенитенциарно-психологических публикациях, так как обычно включается в анализ в рамках более широких групп, подменяясь об-

щим названием «несовершеннолетние осужденные» или «осужденные женщины».

С 70-х годов XX в. отечественными и зарубежными педагогами и психологами активно проводятся исследования общих психологических особенностей девочек-подростков (Э. Маккоби, К. Джеклин, 1974; Т.Ю. Абаева, 1970;

A.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов, 1981; Э. Маккоби, 1986; Э. Кемпбелл, 1993;

B.П. Прядеин,1998; В.И. Новосельцев, 2004 и др.).

Так, Т.Ю. Абаева (1970), А.Г. Хрипкова и Д.В. Колесов (1981), выделяют: стремление проявлять заботу о ближнем; меньшую склонность к преобразующей деятельности; высокую восприимчивость психики, чем у мальчиков; преобладание работы по образцу, по плану; большую точность, аккуратность в работе; большую внушаемость, меньшую решительность в действиях; повышенный эмоциональный фон; большую чувствительность к межличностным отношениям, тонкое реагирование на нормы своей социальной группы. Отрицательные проявления у девочек носят более скрытый, тихий характер, они чувствительно относятся к оценкам внешности со стороны других людей, чаще возникают дисмор-фофобии — ложные страхи о своей физической недостаточности.

Исследования Э. Маккоби и К. Джеклин (1974), Э. Маккоби (1986) в рамках психологии развития показали, что девочки и мальчики в процессе социализации осваивают различные виды поведения. Девочки являются более адаптивными, чем мальчики. Исследователями выделены три группы различий между ними: достоверные — мальчики более агрессивны, более успешны в матема-

тических и зрительно-пространственных операциях, у девочек выше языковые способности; сомнительные — обнаруживаются в проявлении послушности, заботливости, доминантности, страхе и тревожности, общем уровне активности, соревновательности, тактильной чувствительности; неподтвержденные: для девочек—определяющее влияние среды на их развитие, большие внушаемость и социальность, успешность в требующих стандартного решения заданиях, меньшие самоуважение и потребность в достижениях, преимущественное развитие слухового анализатора; для мальчиков— определяющее влияние наследственности на их развитие, более высокие успехи в сложных и нестандартных заданиях, аналитический познавательный стиль, преимущественное развитие зрительного анализатора [7, с. 40-46].

Исследования Э. Кемпбелла (1993) показали, что в процессе социализации у девочек формируется установка не проявлять открытой агрессии. Обнаружено, что девочки и женщины склонны использовать более скрытые, косвенные и вербальные формы агрессии. Это агрессия отношений — бойкот, злобные сплетни, тайный сговор, направленный на разрушение чьих-то дружественных взаимоотношений [2, с. 163].

Интерес для нашего исследования представляют результаты изучения ответственности личности у правопослуш-ных девочек, проведенного В.П. Пряденным (1998). Установлено, что им свойственно в поведении придерживаться пассивной позиции, они склонны все приписывать действию внешних причин, а при возникновении мысли об ответственности испытывать отрицательные эмоции. Для девушек характерна

достаточная степень осмысленности ответственности [19, с. 268-269]. Кроме того, по данным В.И. Новосельцева [2004], изучавшего половозрастные особенности формирования ответственности школьников в образовательной деятельности, такие качества, как добросовестность, исполнительность, во многом определяющие ответственность, легче, быстрее формируются у девочек [15, с. 54].

Перечисленные общие психологические особенности девочек на фоне их повышенной эмоциональности и импульсивности при недостаточном воспитании приводят к формированию отрицательных привычек, что в критических, экстремальных жизненных ситуациях затрудняет правильную линию поведения, контроль за своим поведением.

Психолого-педагогические исследования несовершеннолетних девушек-правонарушительниц, активно проводимые в нашей стране с 60-х годов XX в., осуществлялись преимущественно среди их представителей, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, содержащихся в спецшколах. Ряд авторов (Э.И. Дранищева, 1972; Р.К. Мамбетова, 1972; Л.И. Маленкова, 1975; C.B. Шаповалова, 1980; Т.М. Щеголева, 1988; Г.В. Сафина, 1993; С.А. Завражин, 1995, 2003; H.A. Фомина, О.В. Тиняева, 2010) к числу психологических особенностей девочек-правонарушительниц отнесли капризность, упрямство, лживость, лень, грубость, нечестность, медлительность в восприятии, равнодушие. Авторы обращают внимание на то, что у них присутствует «мания все отрицать», они непослушные и демонстрируют много напускной взрослости, имеют неверное

понятие о девичьей красоте, но не заботятся о своем женском здоровье. Отклоняющееся поведение у несовершеннолетних женского пола проявляется в деформации смысловых отношений к людям и труду, в положительном, но неадекватном отношении к своей личности. Девочки-правонарушительницы имеют искаженные представления об образе девушки (женщины), выражающиеся в «насыщении» данного образа чертами, которые ими субъективно воспринимаются как «ценные» женские качества, но объективно они социально не одобряемы. Нравственно-смысловая сфера личности девочек-правонарушительниц характеризуется тремя видами смысловых позиций: «внутреннего протеста», «пассивного приспособления», «позитивного самоутверждения».

Э.И. Дранищевой кхарактерным психологическим особенностям личности девочек-правонарушительниц были отнесены: неадекватность их представлений о собственных свойствах и качествах, причем с преувеличением или преуменьшением их наличия у себя; двойственность отношения к окружающему—одновременное существование двух планов отношения к одному объекту. На основе выделенных психологических особенностей была разработана типология девочек-правонарушительниц: те, которых можно исправить, которых нельзя исправить и неустойчивые с преобладанием положительных, отрицательных свойств и качеств.

В исследовании психологии девочек-делинквентов в условиях спецучилища, проведенном Г.В. Сафиуллиной, установлено: чем выше уровень развития женственности, тем легче девочки поддаются исправлению; позитивные жиз-

ненные цели у них формируются лишь в случае трансформации личностных качеств в направлении от подчинения и послушания к самостоятельности, обоснованной независимости, уверенности в своих возможностях и в себе.

Исследования С.А. Завражина подтверждают, что в качестве одной из причин асоциального поведения девочек-подростков выступает деформация традиционной модели женской социализации. Девочки оказались «более чувствительными к либерализации половой морали, кризису института семьи, нарастанию отчуждения в межличностных отношениях, криминализации среды обитания и детской субкультуры». Они активно усваивают мужское ролевое поведение, часто прибегая к агрессивным формам поведения для достижения своих целей.

H.A. Фоминой и О.В. Тиняевой установлено, что у девочек с девиантным поведением не сформирована ответственность. Авторы указывают, что они уклоняются от ответственности в силу неустойчивости сознательного самоконтроля, по причине недостаточного понимания сути ответственности как свойства личности, необходимости его реализации в деятельности или в связи с тем, что результат не является для них личностно значимым.

Направление изучения психологических особенностей несовершеннолетних осужденных женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях, представлено немногочисленными психолого-педагогическими исследованиями О.В. Неровни (1968), И.П. Башка-това (1972,1984), H.A. Деевой (1977), В.М. Литвишкова (1979,1995), Т.В. Калашниковой (1990), Н.И. Махибороды

(1992), И.Б. Бойко и Т.В. Калашниковой (1993), В.Н. Савардуновой (2000), H.A. Хариной (2001), Л.В. Петрушиной (2007).

В диссертационном исследовании О.В. Неровни дается структурно-содержательное описание воспитательной колонии для несовершеннолетних осужденных женского пола, представлена типология осужденных по уровню аморальности их поведения с краткой психолого-педагогической характеристикой каждого типа[14].

H.A. Деева, исследовавшая жизненные планы и перспективы осужденных-девушек как в период отбывания ими наказания в воспитательной колонии, так и после освобождения, отмечает, что для данной категории осужденных характерным является безразличие к своей будущей жизни (более половины из них имеют негативные близкие и далекие жизненные планы). Ею по критерию жизненных планов была разработана классификация осужденных: с адекватными социально полезными жизненными планами; завышенными социально полезными жизненными планами; с негативными близкими и далекими жизненными планами. Методика формирования позитивных и переориентации негативных жизненных планов включала в себятакие меры психолого-педагогического воздействия, как ситуации-эксперименты, собрания, конференции, производительный труд, обучение в школе и ПУ. Достоинством данного исследования явилось то, что выделенные группы осужденных и разработанные методики нашли широкое применение в практике исправления несовершеннолетних осужденных женского пола в воспитательной колонии [5].

В исследовании В.М. Литвишкова выявлено, что у несовершеннолетних осужденных женского пола не сформированы нравственные установки. В рамках апробации психолого-педагогической методики формирования нравственной установки у несовершеннолетних осужденных женского пола, базирующейся на организации дней самоуправления в колонии, доказывается, что представление осужденным права самим решать проблемы, возникающие в течение дня, в том числе ликвидировать создающиеся «тупиковые» ситуации в деятельности, — одно из эффективных средств как изучения их психологии, так и реализации исправления и перевоспитания [10].

Т.В. Калашниковой установлено, что несовершеннолетние осужденные женского пола характеризуются наличием отрицательных установок на поведение в социальной среде колонии, что препятствует процессу их адаптации. Среди них выделены три специфические категории воспитанниц, в том числе с дифференциацией их на подгруппы:

1) осужденные с установкой на асоциальное поведение, в том числе подгруппы с установкой на роль лидера и активного члена малой отрицательной группы. Данная категория является носителем извращенных групповых норм поведения, преступных обычаев и традиций, лесбийской любви, татуирования себя и других осужденных;

2] осужденные, не имеющие определенной устойчивой установки на поведение в колонии. Они нерешительны в выборе определенного поведения, лавируют между отрицательными и положительными осужденными. Эта категория разделяется на три подгруппы: с активной неустойчивой установкой,

пассивной неустойчивой установкой и нейтральной неустойчивой установкой на поведение в колонии;

3) осужденные с установкой на положительное поведение в колонии. Они составляют ядро самодеятельных организаций, являются проводниками коллективистических отношений в колонии. Качественное соотношение осужденных в каждой категории и группе динамично и зависит от их возрастных, образовательных и социально-психологических характеристик [8, с. 57-68].

Несовершеннолетние осужденные женского пола характеризуются наличием повышенного уровня агрессивности и враждебности, по сравнению с правопослушными сверстницами. В исследовании И.Б. Бойко и Т.В. Калашниковой, проведенном с использованием адаптированных к условиям ВК теста-опросника А. Басса — А. Дарки, теста руки Э. Вагнера и теста С. Розенцвейга, выявлен повышенный уровень агрессивного поведения данной категории осужденных. С учетом особенностей личности они были классифицированы на группы по выраженности агрессии (условно агрессивные, неагрессивные и среднего уровня ее выраженности] [4].

Т.В. Калашниковой также установлено, что повышенный уровень агрессивности и враждебности влияет на адаптацию осужденных к условиям воспитательной колонии, основные трудности которой обусловливаются уходом в себя, наличием депрессивных состояний осужденных в связи с лишением свободы, невозможностью общения с близкими, друзьями. В поведении воспитанниц проявляется при этом противоречие: враждебное отношение со сверстницами, недоверие к новому, но в то же время

стремление к общению с сотрудниками колонии. Кроме того, методом формализованного наблюдения Д. Стотта выделены по степени дезадаптации ряд групп осужденных: 1) с низкой степенью дезадаптации (характерно повышение показателей по симптомокомплексу, где доминирует «враждебное отношение со сверстниками» и «сексуальное развитие»; 2) со средней степенью дезадаптации (симптомокомплекс базируется на «недостатке доверия к новому», «депрессии», «враждебном отношении к взрослым»); 3) с высокой степенью дезадаптации (завышенные показатели по всем симптомокомплексам). В указанной группе выделяется подгруппа осужденных с серьезными нарушениями механизмов личностной адаптации, где максимальные показатели (100 %) по симптомокомплексам «умственное развитие», «тревога», «враждебное отношение к взрослым» свидетельствуют о наличии у этих осужденных клинических нарушений [9, с. 74-76].

Н.И. Махиборода, изучивший формирование положительных отношений в среде несовершеннолетних осужденных женского пола, отмечает, что процесс исправления у данной категории в значительной степени зависит от правильно организованного общения между сотрудниками и осужденными, от умения воспитателей выявлять и формировать положительные отношения в среде воспитанниц и реализовывать их в воспитательном процессе. Им выделены факторы, влияющие на процесс формирования положительных отношений в среде воспитанниц, а также направления их формирования в различных сферах жизнедеятельности (учебная деятельность в общеобразовательной

школе, профессиональное образование и производственная деятельность, общественная деятельность, свободное от работы и учебы время, деятельность по закреплению достигнутых результатов с помощью новейших интенсивных методов, непосредственно связанных с психолого-педагогической коррекцией отношений в среде) [11,с. 141-142].

Несовершеннолетние осужденные женского пола имеют низкий уровень социализации. Исследование этой особенности проведено В.Н. Савардуновой в рамках проблемы пенитенциарной ресо-циализации несовершеннолетних осужденных женского пола и влияния на этот процесс воспитательной системы колонии [16, с. 10]. Ею было установлено, что общая причина конкретных деформаций личности осужденных (грубость, эмоциональная холодность, вспыльчивость, неумение контролировать эмоции, поведение, злобность и агрессивность) состоит в том, что большинство воспитанниц колонии до осуждения были отчуждены от основных институтов социализации. Автор выделяет три группы осужденных с разным уровнем социализации: с достаточным уровнем социализации; с недостаточным уровнем социализации; группа десоциализированных осужденных. В практическом плане отнесение осужденной к одной из этих классификационных групп позволяет проводить целенаправленную индивидуализированную работу по ее ресоциализации.

По данным H.A. Хариной, несовершеннолетние осужденные женского пола характеризуются низким уровнем развития волевой саморегуляции [20]. Она утверждает, что особенности динамической стороны волевой саморегуляции осужденных обусловлены силой

воли, произвольностью самоуправления, самоконтроля и локализации субъективного контроля. Выявлено, что чем выше возраст (от 15 до 18-20 лет), тем выше уровень волевой саморегуляции. По ее мнению, это объясняется повышением уровня самосознания воспитанниц, развитием волевых качеств, формированием навыков управления и контроля за поведением и деятельностью, приобретаемым опытом приспособления к специфическим условиям содержания, воспитательным воздействиям на осужденных в колонии.

Интерес для нашего исследования представляют данные автора об ответственности личности несовершеннолетних осужденных женского пола как компонента волевой саморегуляции, изученного на основе результатов психодиагностики методикой локуса контроля. В частности, установлена корреляция внешнего локуса контроля с отсутствием силы воли у несовершеннолетних осужденных женского пола и сделан вывод, что сила воли осужденных соответствует способности принимать ответственность за события, происходящие в жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями. В целом анализ исследования H.A. Хариной свидетельствует, что ответственность несовершеннолетних осужденных женского пола как интегральная психологическая характеристика личности комплексно ею не изучалась, так как определялась лишь степень влияния локализации субъективного контроля на систему волевой саморегуляции личности.

В связи с этим актуальны данные, полученные в других исследованиях. Так, И.П. Башкатовым установлено, что для 35 % несовершеннолетних осужденных

женского пола характерна низкая самооценка и негативное представление о себе; 42 % имеют завышенную самооценку, высокий уровень притязаний, отрицают свои проблемы, перекладывают ответственность за свое преступление на других и какие-либо внешние обстоятельства; 23 % обладают адекватной самооценкой, критично оценивают свое антиобщественное поведение, асоциальный образ жизни [3, с. 29].

Несовершеннолетние осужденные женского пола характеризуются низким уровнем сформированности эмпа-тических способностей. Исследование Л.В. Петрушиной позволило выделить и описать три группы осужденных: с высоким уровнем;средним уровнем;низким уровнем сформированности эмпатиче-ских способностей. Последняя группа (81 % обследуемых) характеризуется тем, что «в межличностных отношениях они более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим впечатлениям; затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому поступки их оказываются неожиданными. Эмоциональные проявления в поступках окружающих кажутся им непонятными и во многом не находят взаимопонимания. С иронией относятся к сентиментальным проявлениям и болезненно переносят критику в свой адрес, что не способствует развитию их коммуникативной компетентности»[18].

Отрицательные психологические особенности личности несовершеннолетних осужденных женского пола, факт изоляции их от общества, нередко длительное пребывание в условиях воспитательной колонии приводят к нарушениям здоровья. Исследования показали, что у осужденных данной категории на-

блюдаются задержки полового развития, причем установлена зависимость вероятности развития нарушений менструального цикла в условиях воспитательных колоний от особенностей их психики [17].

Если дополнить психолого-педагогические характеристики личности несовершеннолетних осужденных женского пола криминологическими, то возможно представить их обобщенный портрет.

Это осужденные, средний возраст которых составляет 16,8 года; 2/3 из них воспитывались в неблагополучных и неполных семьях (66,5 %), а каждая 10-я сирота (11 %] [6, с. 44]. Образовательный уровень низкий. Характерно опережающее физическое взросление и отставание в интеллектуальном развитии. Уровень произвольного управления поведением и деятельностью недостаточно сформирован. Межличностные отношения имеют достаточно специфические характеристики, среди которых следует выделить: отсутствие однозначной четкой иерархии в среде воспитанниц; наличие малых официальных (положительной направленности] и неофициальных (от положительной и нейтральной до отрицательной направленности] групп; своеобразную субкультуру, отражающуюся в «колонийской» моде, жаргоне, обычаях и традициях, творчестве; систематическое распространение слухов и сплетен; наличие «лесбийской» любви [1, с. 45-50]. Терпимы к половым эксцессам, высоко ценят сексуальную успешность, причем у них повышена романтичность и стремление воспроизвести что-то от идеала, которым для них является «взрослость». Имеют отрицательные установки на по-

ведение в социальной среде колонии, адаптация к которой проявляется в таких формах поведения, как конформизм, податливость, угодничество, двурушничество, лживость, стремление добиться благосклонного отношения со стороны окружающих. При этом подавляется индивидуальность, начинают говорить и действовать так, как принято в микросреде, малых группах, членами которых они являются или к которым хотели бы принадлежать [12, с. 188]. Большинство неадекватно воспринимают себя, свои поступки как до осуждения, так и в колонии. Долгосрочные жизненные планы и перспективы отсутствуют. Эмоциональные процессы доминируют над мыслительными, что часто не позволяет им объективно анализировать ситуации в социальной среде воспитательной колонии, правильно воспринимать психолого-педагогические приемы воздействия. Остро чувствуют свое социальное неблагополучие, переживают существующую межличностную напряженность и конфликтность, более восприимчивы и уязвимы, не любят упреков за содеянное. В колониях им свойственны: повышенная тревожность, импульсивность, гиперактивность, оппозиционно-вызывающее поведение, постоянная подозрительность [3, с. 29]. Склонны к внешне не мотивированным действиям. Уровень сформированности эмпатических способностей низкий. Уровень агрессивности и враждебности повышен. Характеризуются неадекватной самооценкой: или низкой, или завышенной.

Обобщение данных эмпирических исследований позволяет выдвинуть гипотезу о несформированности у несовершеннолетних осужденных женского пола ответственности как личност-

ного образования. Мы считаем, что ответственность может выступать интегральным психическим образованием личности несовершеннолетних осужденных женского пола, структурно состоящим из ценностно-мотивационного, познавательно-прогностического, эмоционально-волевого, поведенческого компонентов.

Изучение многокомпонентной структуры ответственности несовершеннолетних осужденных женского пола позволит выделить определенные типы ответственности, характеристику которых представляется важным изучить через призму защитных механизмов психики и ценностных ориентаций воспитанниц. В связи с этим считаем целесообразным опереться на точку зрения A.A. Налчад-жяна, что «возможность и предвидение наказания или поощрения, особенно наказания, должны вызывать тревогу субъекта ответственности, а иногда даже страх», а «с возникновением долга и ответственности начиналось также историческое развитие тех механизмов и стратегий психической защиты, которые обеспечивают смягчение тревоги и страха» [13, с. 155]. Кроме того, важен вывод, что «ответственность имеет в своем составе ... знание и обладание какими-то ценностями. Каждая ценность и знание о ней вызывает переживание ответственности, то есть чувство и убеждение (или хотя бы мнение) о том, что я должен защищать эту ценность, сохранить ее, а если это развивающаяся ценность — способствовать ее развитию» [13].

Комплексное изучение ответственности позволит объединить все отдельные данные специфических психологических особенностей личности несовершенно-

летних осужденных женского пола. При этом психолого-педагогическая программа по формированию, воспитанию ответственности у несовершеннолетних осужденных женского пола неизбежно будет направлена не только на воспитание ответственности, но и на взаимосвязанные с ней свойства личности.

Литература

1. Ананьев О.Г. Составление воспитательной программы исправления несовершеннолетних осужденных женского пола в рязанской воспитательной колонии // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. — М.: Права человека, 2000.

2. БартолК. Психология криминального поведения. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

3. Башкатов И.П. Тендерные различия в личностных характеристиках несовершеннолетних осужденных: учеб. пособие. — Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2004.

4. Бойко И.Б., Калашникова Т.В. Применение стандартизированного личностного опросника А. Басса — А. Дарки в практике ВТК. — Рязань: Ряз. высш. шк. МВД РФ, 1993. - 29 с.

5.Деева H.A. Формирование социально значимых перспектив у несовершеннолетних осужденных женского пола как средство их перевоспитания: учеб. пособие. — Рязань, 1981. — 97с.

6. Жолуо Б.И., Давыдова Н.В. Гигиеническая и криминологическая характеристика несовершеннолетних осужденных женского пола в пенитенциарных учреждениях // Воен.-медиц. журн, —2009,— №11.

7. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. — М.: Педагогика, 1991.

8. Калашникова Т.В. Характеристика социально-психологической установки и проблемы ее переориентации у несовершеннолетних осужденных // Проблемы психологии осужденных к лишению свободы. — Рязань, 1984.

9. Калашникова Т.В. Опыт использования карты наблюдений Д. Стотта в практике воспитательной колонии// В.Г. Деев и проблемы современной психологии: материалы II науч.-практ. конф. — Рязань, 2002.

10. Литвишков В.М. Формирование нравственной устойчивости в процессе перевоспитания несовершеннолетних правонарушительниц: автореф. дис.... канд. пед. наук. — М.,1980. — 19с.

11. Махиборода Н.И. Формирование положительных отношений в среде несовершеннолетних

осужденных женского пола. — Рязань, 1996.

12. Мокрецов А.И., Новиков В.В. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание: учеб.-метод. пособие, —М.: НИИФСИН России, 2006.

13. Налчаджан A.A. Атрибуция, диссонанс и социальное познание. — М.: Коги-то-Центр, 2006.

14. Неровня О.В. Воспитание в коллективе и индивидуальный подход к воспитанницам детской колонии: автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1968.

15. Новосельцев В.И. Формирование ответственности школьников в межличностных отношениях: учеб.-метод. пособие. — Белгород: Гос. ун-т, 2004.

16. Савардунова В.Н. Влияние воспитательной системы на ресоциализацию несовершеннолетних женского пола в период отбывания наказания в виде лишения свободы: автореф. дис.... канд. пед. наук. — М„ 2000.

17. СупрягаА.А. Особенности становления репродуктивной системы девочек-подростков, пребывающих вусловиях воспитательной колонии(комплексное медико-социальное и клинико-статистическое исследование): дис.... канд. мед. наук. — М„ 2008. — 219с.

18. Петрушина Л.В. Основные теоретические подходы, используемые при изучении социально-психологических особенностей эмпатии несовершеннолетних осужденных женского пола // Деви-антное поведение подростков: тендерное измерение/ под ред. A.A. Романова, Т.В. Калашниковой. — Рязань: РГПУ, 2003. - С. 106-112.

19. Прядеин В.П. Половозрастные особенности ответственности личности. — Екатеринбург: Урал, гос. пед. ун-т, 1998.

20. Харина H.A. Психологические особенности волевой саморегуляции несовершеннолетних осужденных женского пола: автореф. дис.... канд. психол. наук. - Рязань, 2001.-23с.

ВЛИЯНИЕ КРИМИНОГЕННОЙ СРЕДЫ В НА ПРАВОСОЗНАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация: в статье рассматривается влияние специфической среды (мест лишения свободы) на содержание правосознания осужденных, анализируются условия конструирования социальных представлений, посвященных осмыслению значимых для данной общности правовых явлений.

Ключевые слова: правосознание осужденных, тюремная субкультура, социальные представления, правовые представления, коллективный копинг.

Summary: the influence of specific environment in correctional institutions on the content of law consciousness among convicts is reviewed in the article. The constructing conditions of social representations in comprehension of some significant legal phenomena for this community are examined in the article.

МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Е.Л. Сучкова

Key mords: convicts' law consciousness, prison subcultural, social representations, law representations, collective coping.

В местах лишения свободы под влиянием условий исполнения наказаний формируется особая специфическая криминогенная среда. Выделяются несколько основных факторов, формирующих криминогенность исправительных учреждений: во-первых, пенитенциарная или тюремная субкультура, которая десятилетиями вырабатывалась преступниками, формировалась и совершенствовалась в местах лишения свободы; во-вторых, изоляция осуждённых в местах лишения свободы; в-третьих, микросоциальная среда в ИУ (осужденные обмениваются своим преступным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.