Научная статья на тему '«Живопись в музыке, музыка в живописи» Выставка трех художников'

«Живопись в музыке, музыка в живописи» Выставка трех художников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / композиция / пейзаж / композитор / поэт / художник / С. Репин / Н. Фомин / А. Чувин. / Russia / composition / landscape / composer / poet / artist / S. Repin / N. Fomin / A. Chuvin

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кутейникова Нина Сергеевна

Статья посвящена выставке трех академических художников - С. Репина, Н. Фомина, А. Чувина, вошедшей в проект В. Чернушенко, посвященный 35-й Невской хоровой ассамблее; дана характеристика их живописным работам, подчеркнута связь с музыкальными и поэтическими произведениями русских авторов. Тема России является связующим звеном между всеми участниками проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Painting in Music, Music in Painting” Exhibition of Three Artists

The article is devoted to the exhibition of three academic artists – S. Repin, N. Fomin and A. Chuvin. The exhibition was a part of the project of V. Chernushenko devoted to the 35th Neva Choir Assembly. Characteristic of their paintings is given and connection with Russian musical and poetic works is emphasized. The theme of Russia is a link between all the project participants.

Текст научной работы на тему ««Живопись в музыке, музыка в живописи» Выставка трех художников»

УДК 75+7.036

H. С. Кутейникова

«Живопись в музыке, музыка в живописи» Выставка трех художников

Статья посвящена выставке трех академических художников - С. Репина, Н. Фомина, А. Чувина, вошедшей в проект В. Чернушенко, посвященный 35-й Невской хоровой ассамблее; дана характеристика их живописным работам, подчеркнута связь с музыкальными и поэтическими произведениями русских авторов. Тема России является связующим звеном между всеми участниками проекта.

Ключевые слова: Россия; композиция; пейзаж; композитор; поэт; художник; С. Репин; Н. Фомин; А. Чувин.

Nina Kuteynikova

"Painting in Music, Music in Painting" Exhibition of Three Artists

The article is devoted to the exhibition of three academic artists - S. Re-pin, N. Fomin and A. Chuvin. The exhibition was a part of the project of V. Chernushenko devoted to the 35 th Neva Choir Assembly. Characteristic of their paintings is given and connection with Russian musical and poetic works is emphasized. The theme of Russia is a link between all the project participants.

Keywords: Russia; composition; landscape; composer; poet; artist; S. Repin; N. Fomin; A. Chuvin.

Я хочу, чтобы моя музыка была проста и доступна, но говорила о вещах сложных и серьезных

Г. Свиридов

Название этой статьи родилось не случайно. Его предложил А. Чувин - один из трех живописцев - участников выставки, приуроченной к 35-й Невской хоровой ассамблее. Автора музыкально-поэтической композиции «Россия, Русь! Храни себя, храни!», дирижера, народного артиста СССР Владислава Чернушенко уже не одно десятилетие связывает дружба с мастерами живописи Петербурга. У ее истоков стоял талантливый живописец и педагог Андрей Мыльников. Сегодня эти добрые отношения продолжают его академические ученики. Состоявшаяся в фойе Государственной академической капеллы выставка пейзажей явилась зримым аккомпанементом музыкально-поэтической композиции В. Чернушенко. Произошло единение трех искусств - поэзии, музыки и живописи. Трех искусств, в которых, быть может, особенность и сила русского характера и таланта проявляется в своей наивысшей степени.

Экспоненты этой выставки - С. Репин, Н. Фомин и А. Чувин - неоднократно участвовали в ряде совместных проектов. Безусловно, один из них - воссоздание живописного убранства главного храма страны, храма Христа Спасителя - принадлежит к эпохальным событиям в культуре Православия нашей страны. Выпускники разных лет мастерской монументальной живописи заявляют о себе не только как мастера больших форм. Пейзаж стал тем жанром, в котором они работают постоянно. Впрочем, и для их руководителя А. Мыльникова пейзаж являлся той неотъемлемой частью творчества, в которой, кажется, наиболее отчетливо проявилось его миропонимание, его мироощущение. Делясь с учениками своими соображениями о пейзаже, он неоднократно подчеркивал, что «пейзаж - это удел людей, которые имеют Родину, любовь к отечеству, то, что тебе дорого, что негромко звучит... Обращение к пейзажу очищает художника, рождает соки любви. Пейзаж должен быть душевным» [цит. по: 2, с. 140]. Эти качества в разной степени и по-разному

проявляются в творчестве С. Репина, Н. Фомина и А. Чувина, они же суть и нерв поэтических и музыкальных произведений, выбранных В. Чернушенко для своей композиции. Поэзия

A. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Майкова, И. Северянина, С. Есенина, Н. Рубцова, О. Чупрова и ряда других вдохновила Г. Свиридова,

B. Гаврилина и самого В. Чернушенко на создание музыкальных произведений, в которых тема России звучит то возвышенно героически, то лирически проникновенно.

Безусловно, многих из них сблизил А. Пушкин. На выставке в Капелле изображениям пушкинских мест отдано явное предпочтение. И это согласуется с композицией Чернушенко. Сам композитор и дирижер неоднократно бывал там. Вообще Пушки-ногорье стало местом притяжения людей, влюбленных не только в поэзию, но и в природу этого края. Для многих это место было и остается местом творческих поисков и великих открытий. В разное время здесь бывали и жили такие академические художники, как А. Мыльников, В. Звонцов, П. Фомин... Пушкинские горы стали местом, объединяющим людей разных творческих профессий - историков и поэтов, композиторов и реставраторов, певцов и писателей, живописцев, скульпторов, графиков, искусствоведов (С. Гейченко, М. Дудин, С. Ямщиков, В. Смирнов, В. Стожаров, П. Оссовский, О. Погудин, Б. Сергеев, Ю. Мудров и др.). Укоренившееся уже определение «Свиридовская Русь» [7, с. 176] включает в себя не только его родные курские места, не только Подмосковье, но и Псковщину. Не случайно все чаще и чаще эти места называют «русским Барбизоном». Сама жизнь в Пушкинских горах, сохранившая и древние обряды - колядование, украшение березовыми ветками наличников на троицу, и православные праздники - Святой Пасхи, Троицы, Успения, Рождества - напоминает людям об их корнях, сближает их. Здесь, кажется, сопряжено воедино прошлое, настоящее и даже будущее нашего Отечества.

Для педагогов и студентов Института имени И. Е. Репина Российской академии художеств Пушкиногорье стало своеобразной Меккой; после посещения этих мест жизнь вне их притяжения кажется многим вряд ли возможной. Этому способствует и ежегодная

практика студентов (с 1952 г.). С годами многие преподаватели стали здесь проводить летние месяцы, купив дома и приобщая младшие поколения своих семей к красоте этих мест.

Творчество ведущих педагогов Института имени И. Е. Репина Сергея Репина и Никиты Фомина прочно связано с Пушкинскими горами, здесь они находят «приют спокойствия, трудов и вдохновенья...». Практически все их произведения, экспонируемые в Капелле, посвящены им.

Уже будучи педагогом, С. Репин построил здесь дом и теперь не мыслит себя вне Пушкиногорья [см.: 3]. Природа здесь необычайна не только своим ландшафтом, но и каким-то особенным переменчивым состоянием самой атмосферы. Это качество в свое время верно подметил С. Гейченко: «Каждый день деревья, кусты, лужайки и поляны Михайловского проявляют свой характер по-новому. Как будто таинственный хранитель этой великолепной картинной галереи заменяет одну из старых картин новой, более яркой и гармоничной по цвету, по рисунку и колориту» [цит. по: 2, с. 139]. Именно это ощущаешь, когда смотришь на работы С. Репина. Художник не пытается поразить зрителя каким-либо особенным художественным приемом. Он пишет то, что можно увидеть из окна его дома, рядом с ним, гуляя по проселкам; пишет в разное время суток и времена года, каждый раз удивляясь сам и удивляя нас красотой, которая ему открылась («Весенний пейзаж», 2005; «Первая зелень», 2016, др.). Когда-то П. Кончаловский заметил, что «главное для художника это увидеть, как все прекрасно устроено природой, и это увиденное пропустить через себя». С. Репин видит и слышит, как шумит ветер в ветвях деревьев, как хрустит снег ярким солнечным днем, как стрекочут сороки, как то громко, то едва слышно текут воды реки («Вечер. Птицы», 2007; «Река Зверинка», 2014, др.). Природа Пушкинских гор и, конечно, лирика А. Пушкина оказывают на него свое магическое действие, побуждая к созданию своеобразных новелл-картин. Ведь и сам поэт писал: «Везде передо мной подвижные картины» («Деревня», 1819).

В работах Репина все важно - и сам пейзаж, и люди, которые обязательно чем-то заняты, любая живность (сороки, собаки, лошади, коровы). Пульс жизни присутствует всюду, даже тогда,

когда дневная жара, кажется, словно теплым одеялом укутала весь мир. Художник почти всегда использует «открытые» композиции, «протяженность» во времени и пространстве рождает представление о мире вечном и прекрасном. Для него необычайно важен декоративный строй произведения. Нередко мощные живописные пятна-удары определяют ведущие аккорды общего колористического решения, а тонкие тональные переходы служат им аккомпанементом, сообщая работе сложное, но всегда гармоничное многоголосие («Осенний день», 2011; «Изборск», 2011; др.). Дмитрий Лихачёв в своих «Заметках о русском» заметил, что развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы. Это хорошо заметно на Псковщине, когда видишь, как сооружена и расположилась городская крепость в Пскове, как «вьются» крепостные стены крепости Изборска или как и где поставлены храмы.

С. Репин не устает писать Савкину горку - одно из самых красивых мест Пушкиногорья. Иногда кажется, что она одна впитала в себя все то, что так любит художник в природе. Она, словно живой организм, дышит, а каждый вздох - это новое ее состояние и новое состояние чувств, настроений самого художника. Иногда ему представляется, что это она - Савкина горка - сама приглашает погоду соответственно своему настроению, а потому и постоянно меняет свое обличье. Невольно в памяти возникают слова любви и признания долинам и долам России ее лирических поэтов: С. Есенина или Н. Рубцова, а может, Ф. Тютчева или А. Майкова, звучат мелодии Г. Свиридова или В. Гаврилина.

Свою первую «ведуту» Н. Фомин написал в девять лет [см.: 4]. Эта была тоже «Савкина горка». Позднее - в годы юности и молодости, наконец, в наступившей зрелости художник остается верен пушкинским местам. Конечно, многое определила возможность жить там регулярно. Его отец - талантливый художник Пётр Тимофеевич Фомин - еще в середине 1950-х гг. купил дом на хуторе близ деревни Малы. Здесь ими был пройден не один десяток километров. Вместе - отец и сын - выбирали места для этюдов, здесь были получены первые уроки композиции, ставились и разрешались по мере сил важнейшие задачи художествен-

ного осмысления действительности. Необходимо было понять, как передать состояние природы, свое собственное переживание от увиденного, как определить «героя» будущего пейзажа. Процесс создания картины-пейзажа у старшего Фомина всегда был неразрывно связан с работой над этюдом. Потом нередко этюд почти точно мог перейти в картину.

Иначе протекает процесс работы у сына. Значительное количество его пейзажей лишь несет память об увиденном. Его интересует нечто более общее, то, что может характеризовать природу края и России в целом, какие-то мощные процессы, которые таит в себе природа. Это и определяет обычно более обобщенный язык живописи, интерес к панорамным видам. Нередко «героями» его пейзажей становятся стены древних крепостей, монастырей или псковских церквей. Кажется, в таких работах Н. Фомина слышны мощные аккорды мелодий опер М. Глинки, М. Мусоргского или П. Чайковского. Фрагментарность и крупный план изображений буквально втягивают зрителя в пространство картины, делают его соучастником происходящего. Художник дает ясно почувствовать мощь, неприступность, вековечность изображаемого, его причастность к истории («На западном рубеже», 2013; «Сельский храм», 2013; др.). Вспоминаются слова Д. Кедрина: «Мне Россия легла на плечи достоянием многих веков». Осознание себя в контексте истории страны для Н. Фомина принципиально важно. Впрочем, особенности дарования этого художника не исключают лирические интонации многих его пейзажей. О Н. Фомине можно сказать, как биограф Г. Свиридова: «.разными красками рисует картины природы: и густыми „масляными", и прозрачными акварельными» [7, с. 176]. Мотивы пробуждающейся природы или буйства красок осени, тишины зеркальных вод озер или тающих в тумане пойм рек - все подчинено одному: постижению красоты Земли, особой силы ее гармонии. Тема Родины, России, о которой мы нередко стесняемся говорить в угоду ложно понятой толерантности, органична для мастера.

На Псковской земле - в Изборске и Печерах А. Чувин бывал неоднократно [см.: 5]. Память сохраняет необычное состояние

пасхальной радости, которое охватило его в один из приездов. Перед глазами и сегодня словно плывет вереница людей, следующих в крестном ходе, и всему этому вторит колокольный звон. Этот зримо звуковой фон сопровождает художника, когда он берет в руки кисти, чтобы запечатлеть особый мир псковских земель, «крепкий мир», где сопряжены «в единстве мощь и красота». Его поразила особенность этих мест, всхолмленность земли, которая, кажется, открывает все новые и новые миры («Малы», 2015). Такое сугубо пространственное восприятие Псковщины объяснимо. Оно сформировалось, можно сказать, еще в детстве художника, которое прошло на берегах Волги. Уже тогда он понял, как удивителен окружающий мир, как таинственна и загадочна природа. Она и стала его постоянной музой («Волжские берега», 2010; «Вечер на Волге», 2014).

Природа научила его видеть в малом большое, слушать и слышать звуки, которыми наполнен мир. Созданию каждой работы предшествует серьезная подготовительная работа: длительные прогулки с небольшим путевым альбомом, пристальное вглядывание, изучение и запоминание понравившихся мотивов, беглые зарисовки карандашом. В такой своеобразной «скорописи» уже определяются основные формы и соотношения масс объемов, возможная тональная проработка. Это хорошо видно и в его пейзажах, созданных под впечатлением путешествия на Коневец или в Старую Ладогу («Святой Георгий», 2010; «На Коневце», 2014). Для А. Чувина прежде всего важно изобразить не только какой-либо конкретный пейзаж, но передать настроение, которое он сам испытывает, находясь с природой с глазу на глаз. Зной летнего дня сменяет тепло первых весенних дней и сменяется красочной феерией осени. Но больше всего художника привлекают пасмурные дни, когда солнце светит не ярко, воздух дрожит и вибрирует, а земля словно окутана перламутром тумана. В них ему видится и слышится какая-то особая таинственная жизнь природы.

В живописных работах А. Чувина сочетаются приемы, исключающие друг друга: обобщенность трактовки форм и иллюзорность передачи света и пространства, чуткость к тонким нюансам

тонов различных цветов и контраст света и тени. Но именно эта «творческая свобода» помогает ему передавать окружающий мир в его многообразии, контрастах и гармонии одновременно. Потому обыкновенный, непритязательный пейзаж вдруг оказывается неожиданно привлекательным и пленяющим. В созвучии или соперничестве цветов, в особенностях композиционного решения живописных полотен рождаются и звуковые ассоциации, определяются музыкальные привязанности художника. Кажется, в них слышны лирические мелодии русского композитора Георгия Свиридова или завораживающие звуки Иоганна Себастьяна Баха.

Три художника, три педагога старейшего художественного вуза страны, Института имени И. Е. Репина, три академика Российской академии художеств создали и продолжают создавать своеобразную летопись своей страны - летопись, в которой главным героем является ее природа. В их работах есть и «желтые нивы, и синие реки», «леса и долы», и «избы в лазурном поле», и «чудный месяц плывет над рекой». но главное, что в них есть, что необходимо каждому человеку - ощущение прекрасного, очищающее и облагораживающее наши души. И, перефразируя слова великого С. Есенина, можно сказать: «Тебе, о Родина, сложили (нет - слагаете!) песню вы».

Участие художников в 35-й Невской хоровой ассамблее расширило рамки проекта В. Чернушенко «Россия, Русь! Храни себя, храни!», сделало возможным теперь назвать композицию «музыкально-живописно-поэтической». Все части объединились в единое целое, способное пробуждать у зрителей и слушателей мысли о «Руси вообще, о ее природе и быте, о ее широких просторах и о национальном характере ее людей, об их радостях и печалях, о ее безбрежности и о думах об ее истории и судьбе» [1].

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Ванслов В. В. О музыке и о балете. М., 2007.

2. КутейниковаН. С., ЕлизароваЕ. М. «Пейзажная школа» А. Мыльникова // Научные труды. Вып. 30 : Вопросы художественного образования / Ин-т имени И. Е. Репина. СПб., 2014. С. 133-153.

3. Кутейникова Н. С. Творчество С. Репина (к юбилею художника) // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 15. СПб., 2009. С. 95-109.

4. КутейниковаН. С. Никита Петрович Фомин : Материалы к монографии // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 32. СПб., 2014. С. 136-142.

5. Кутейникова Н. С., Резницкая О. А. Пейзажи Александра Чувина (материалы к биографии художника) // Научные труды. Вып. 12 : Проблемы развития отечественного искусства / Ин-т имени И. Е. Репина. СПб., 2010. С. 172-180.

6. Лихачёв Д. Заметки о русском. М., 2014.

7. Сохор А. Георгий Свиридов. Изд. 2-е, доп. М., 1972.

1. Н. П. Фомин. Псков. Мирожский монастырь. 2003 Холст, масло. 88x100

2. Н. П. Фомин. На западном рубеже. 2013 Холст, масло. 100x120

3. С. H. Репин. Изборск. 200i. Холст, масло. 65x70

4. С. Н. Репин. Пушистая зима. 2005. Холст, масло. 60x70

5. А. В. Чувин. Зима на Волге. 1993. Холст, масло. 70x75

Лг Ч - - * 'V

I Чан ■ Ч " *

т тШ* ■

6. А. В. Чувин. Теплый свет. 2015-2016. Холст, масло. 110x130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.