УДК 371.04 СИСТЕМА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Эльмира Юнусовна Бачиева, кандидат педагогических наук, доцент,
Фатима Рамазановна Асадулаева, кандидат педагогических наук, доцент, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала
Аннотация
В статье анализируется влияние учебных перегрузок на здоровье учащихся начальных классов, раскрывается условия для сохранения и укрепления здоровье младших школьников для формирования культуры здорового образа жизни.
Ключевые слова: валеологическое образование, здоровьесберегающая программа, здоровый образ жизни, учебные нагрузки, двигательная активность.
SYSTEM OF JUNIOR SCHOOL CHILDREN VALEOLOGICAL EDUCATION AND PROSPECTS OF ITS DEVELOPMENT
Elmira Junusovna Bachieva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Fatima Ramazanovna Asadulaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University,
Makhachkala
Annotation
The article analyzes the influence of educational overloads on health of pupils within the initial classes period, the conditions are revealed necessary for junior schoolchildren health preservation within the frames of healthy way of life formation.
Keywords: valeological education, health saving program, healthy way of life, academic loads, loco-motor activity.
Воспитание физически здоровой, социально активной и интеллектуально развитой личности становится в последние годы предметом специальных исследований педагогической валеологии, проводимых в НИИ возрастной физиологии РАО, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН и других научных центрах образования и здоровья. Оздоровительное направление работы российских школ составляет одну из наиболее сильных сторон их деятельности. На современном этапе развития системы начального образования это направление становится все более значимым: получают дальнейшее распространение программы по физической культуре с оздоровительным направлением для часто и длительно болеющих детей, разрабатываются здоровьеформирующие программы физического воспитания для учащихся начальных классов.
Однако Министерство образования России обращает особое внимание на то, что во многих общеобразовательных школах, особенно в начальных классах, наблюдается негативная практика неправомерного увеличения умственной нагрузки младших школьников. Это приводит к учебной перегрузке и ведет к ухудшению физического и психического здоровья детей младшего школьного возраста. В этих условиях значительно повышается роль педагогической валеологии. С целью организации оздоровительной и просветительной работы создаются валеологические службы в школах, лицеях, гимназиях. Перспективным в этом плане является специальный курс «Педагогическая валеология», который внедряется в некоторых средних школах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Липецка, Набережных Челнах, Ижевска, Самары, Омска, Челябинска, Ростова-на-Дону и др. В 2000-2011 годы более 7000 школ России включили в свое расписание уроки валеологии как обязательный учебный предмет.
В 2008 году в Москве при Министерстве образования России создан Межвузов-
ский центр валеологического образования, который занимается разработкой учебнометодических комплексов по валеологии.
Безусловно, одним из приоритетных направлений деятельности органов управления образования в настоящее время должно стать обеспечение комплексных мер по охране здоровья детей в образовательных учреждениях. Разработка региональных оздоровительных программ, включающих средства валеологии, физической культуры и спорта, является одной из важнейших задач Министерства здравоохранения и образования. При этом усиливается роль системы непрерывного валеологического образования детей младшего школьного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений и школ.
В 2009 году на одном из заседаний коллегии Министерства образования России было решено создать на базе Республиканского института повышения квалификации работников образования в Москве и Российской медицинской академии последипломного образования Федеральный центр валеологии и медико-психологических проблем образования. В отдельных крупных городах до настоящего времени функционируют институты валеологии (в Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Москве). К этому можно добавить, что в некоторых вузах (в Самарском, Армавирском, Липецком педагогических институтах) созданы и действуют факультеты педагогической валеологии, где готовят педагогов-валеологов, учителей здоровья. В г. Самаре открыт факультет педагогической валеоло-гии, на котором повышают квалификацию специалисты Среднего Поволжья. Такие же факультеты функционируют в Москве, Санкт-Петербурге на базах РГАФК и СПАФК. Ныне более 80 учебных заведений ведут валеологическую подготовку специалистов. Кроме того, в ряде высших педагогических учебных заведений (педагогические университеты и институты) функционируют факультеты прикладной физической культуры и ОБЖ, где готовят специалистов по обеспечению безопасной жизнедеятельности школьников. Такие факультеты имеются в Дагестанском, Тульском, Ростовском государственных педагогических университетах.
О необходимости и целесообразности системной организации валеологического образования школьников и внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий и условий обучения подчеркивается в исследованиях [3].
Разработана модель системы валеологического образования учащихся общеобразовательной школы, которая состоит из трех взаимосвязанных подсистем (формирование валеологической грамотности, валеологический подход и оздоровительная работа в учебное и внеучебное время). С целью формирования валеологических знаний у школьников она предлагает ввести педагогическую валеологию в учебные планы школ, вузов и педагогических училищ и осуществлять подготовку кадров для системной организации валеологического образования школьников и студентов, создать здоровьетворящую среду в образовательных учреждениях [4].
Анализ материалов региональных, Всероссийских и Международных конференций по валеологии, которые проводились в 2005-2010 годы в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Омске, Смоленске, Нальчике, Махачкале свидетельствуют о неоднозначности и противоречивости концептуальных идей развития системы валеологического образования и технологии проектирования здоровьеформирующих программ для детей школьного возраста и студентов. Это связано, на наш взгляд, с развертыванием научных исследований по проблемам валеологического образования школьников в различных регионах Российской федерации и с периодом становления ва-леологии как науки и учебной дисциплины.
Многие ученые-педагоги, врачи-гигиенисты, работающие в образовательных учреждениях отмечают необходимость создания целостной системы валеологического образования, направленной на формирование валеологических знаний, воспитание культуры здорового образа жизни и на укрепление физического и психического здоровья де-
тей школьного возраста.
В настоящее время во многих регионах Российской Федерации разрабатываются программы и учебно-методические комплексы по педагогической и медицинской валео-логии, предназначенные для дошкольных образовательных учреждений, школ и вузов. Это обусловлено повышением заинтересованности и внимания педагогов в создании программно-методических основ валеологии и обучения здоровому образу жизни детей дошкольного и школьного возраста и студентов. В программах и учебно-методических пособиях по валеологии определен круг вопросов, которые должны изучить и освоить дошкольники, учащиеся общеобразовательных школ, студенты педагогических вузов.
Положительной оценки заслуживает программа курса «Валеология и физическая реабилитация», разработанная, профессором Ю.Д.Железняком и профессором Я.С.Вайнбаум, предназначенная для студентов педагогических университетов и институтов. Большое внимание в этой программе уделено физической реабилитации и восстановлению работоспособности, пострадавших в результате болезни органов, систем и организма в целом. В этой программе рассматриваются вопросы валеологии и физической реабилитации. Программа курса состоит из двух частей: физическая реабилитация и ва-леология. Однако эта программа в большей мере ориентирована на развитие медицинских знаний.
Большое значение для создания целостной системы валеологического образования и повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы с учащимися начальных классов имеет целевая спортивно-оздоровительная программа «Президентские состязания», разработанная в 2009 году. Идея проекта этой программы принадлежит профессору Ю.Н. Вавилову. Указом Президента Российской Федерации программа «Президентские состязания» включена в программу «Дети России». Цель этой программы - приобщение детей к спорту и здоровому образу жизни, воспитание у школьников потребности в занятиях физическими упражнениями. Девиз программы: «Здоровый стиль жизни - смолоду!».
Программа направлена на массовое привлечение детей, подростков и учащейся молодежи к занятиям физической культурой и спортом. На этой основе открываются новые возможности использования средств физической культуры и спорта для укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности подрастающего поколения, снижения детской заболеваемости и создается противовес вредным привычкам детей, подростков и юношества.
Перспективными направлениями развития системы валеологического образования в современных условиях на наш взгляд являются:
• разработка научно-обоснованной системы валеологического образования, комплексного оздоровления детей дошкольного и школьного возраста;
• разработка учебно-методических комплексов и программно-нормативных документов по валеологическому образованию населения;
• разработка на конкурсной основе учебников, учебно-методических пособий, научно-практических рекомендаций, индивидуальных и групповых программ по педагогической валеологии для учащихся общеобразовательных школ, детей дошкольного возраста и студентов высших учебных заведений;
• разработка целевых федеральных и региональных программ: «Образование и здоровье», «Физическая культура и здоровье», «Здоровый образ жизни», «Здоровье школьника», «Валеология школьника», «Воспитание здорового школьника», «Двигательная активность и здоровье ребенка», «Режим питания и отдыха», «Закаливание детей», «Учебные нагрузки и гиподинамия у современных школьников», «Принципы использования физических упражнений для укрепления здоровья и повышения работоспособности школьников»;
• выявление эффективных средств и форм валеологического образования, при-
меняемых в образовательных учреждениях;
• организация физкультурно-оздоровительной и просветительно-воспитательной работы среди населения (учащихся, учителей и родителей) по агитации и пропаганде здорового образа жизни;
• комплексные научные исследования, направленные на выявление эффективных средств и форм оздоровительной работы и на разработку эффективных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих программ;
• изучение и обобщение передового опыта работы дошкольных образовательных учреждений, школ и вузов по организации оздоровительной работы и повышению валео-логической грамотности детей, подростков и учащейся молодежи;
• подготовка специалистов по валеологии (педагогов-валеологов, учителей здоровья) для формирования валеологических знаний и организации просветительной, физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, учащимся общеобразовательных школ и студентам вузов.
Решение этих проблем позволит улучшить валеологическое образование детей школьного возраста и будет способствовать развитию валеологических знаний у населения, повышению эффективности оздоровительной работы в образовательных учреждениях, формированию здорового образа жизни и укреплению их здоровья.
С целью охраны и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения необходимо разработать концепцию непрерывного валеоло-гического образования населения и проектировать здоровьесберегающие, здоровьеформирующие региональные программы, направленные на оздоровление детей дошкольного и школьного возраста, учащийся молодежи. Необходимо создать материальную базу, подготовить реально выполняемые оздоровительные программы, в полной мере отражающие важнейший аспект воспитания здорового школьника и формирования культуры здорового образа жизни. Организовать подготовку педагогов, которым будет по силам реализовать данные программы в условиях образовательных учреждений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бачиева, Э. Ю. Научно-теоретические основы развития системы валеологиче-ского образования младших школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бачиева Э.Ю. - Махачкала, 2004. - 22 с.
2. Вайнер, Э.Н. Непрерывное валеологическое образование и комплексное оздоровление детей дошкольных и школьных возрастов. г. Липецк : региональная программа / Э.Н. Вайнер, Т.Э. Вайнер. - Липецк : [б.и.], 1997. - 28 с.
3. Железняк, Ю.Д. Валеология и физическая реабилитация : программа курса / Ю.Д. Железняк, Я.С. Вайнбаум, В.И. Егозина. - М. : Изд-во Мос. гос. пед. ун-та, 1996. -15 с.
4. Смирнов, Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования / Н.К. Смирнов. - М. : Аркти, 2008. - 160 с.
5. Трещева, О. Л. Валеологическое воспитание младших школьников : учебнометодическое пособие / О.Л. Трещева, И.П. Асташина. - Омск : [б.и.], 1999. - 100 с.
Контактная информация: gadjiev82@mail.ru