Здесь производятся воображаемые измерения качеств и свойств выделенных частей, изменение их в некоторых пределах, что позволяет сделать выводы о свойствах объекта, т.е. получить результаты анализа.
■ Повторный синтез.
Синтез дает возможность убедиться в сохранении целостности объекта анализа при осуществленном изменении свойств его составляющих и подтвердить правомерность результатов анализа. В некоторых случаях может возникнуть необходимость возобновить процесс анализа.
Экспериментальная работа по формированию и развитию способности анализировать у обучающихся [7] показала, что эффективность этого процесса возрастает, если:
■ обучающиеся правильно осознают целевые установки учебной деятельности;
■ педагог, учитывая индивидуальные особенности развития мышления обучающихся, применяет образные, логические или схематические модели объекта или явления;
■ педагог, учитывая уровень развития способности анализировать у обучающихся, правильно определяется с выбором формы реализации учебной деятельности;
■ происходит осмысление этапов процесса анализа и синтеза всеми обучающимися, что активизирует динамику развития и формирования соответствующей способности.
The article deals with the description of pedagogical and psychological essence of learning activity, which is based on "subject-subject" relationship. It also reveals the role of learning activity in the process of formation and development of students' cognitive abilities. The notion of ability to analyze is specified and its structure is presented. The authors outline cogitative functions which come out in the process of analysis and synthesis. This outline enables to demonstrate stages of the whole analytical process, forms of its realization in learning activity, and also conditions of its efficiency. Keywords: learning activity, "subject - subject " relationship, instrumental competences, cogitative functions, ability to analyze, stages of analysis and synthesis process, conditions of learning process efficiency.
Список литературы
1. Pryadekho A.A., Stepchenko T.A. Enhancement of Computer and E-learning Resources in the Process of Education/ T.A. Stepchenko, A.A. Pryadekho// World Applied Sciences Journal. - 2014. - №30 (10).- P. 1384-1389. ISSN 1818-4952.
2. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности Учеб. пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000. - 572 с. - ISBN 5-88874-169-8.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции- новая парадигма результата современного образования// Высшее образование сегодня. -2003.-№5.-с.34-42.)
4. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций. //Педагогика. - 1996. - № 2. - С.7-11.
5. Настройка образовательных структур в Европе [Электронный ресурс] http://www.let.rug.nl/TuningProject/index.htm
6. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. - М.: Издательство «Эгвес», 2005. - 176 с. Стр 36
7. Прядехо А..А., Прядехо А.Н. Прогнозирование как компонент познавательных способностей.// Вестник Брянского государственного университета. №1 (2014): Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Психология. Частные методики. Брянск: РИО БГУ, 2014. с.79-84.
8. Шадриков В.Д. Вопросы психологической теории способностей.//Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2010. Т. 7, № 3. С41-56.
9. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., Сентябрь, 2002.- 96с.
Об авторах
Прядёхо А.А. - доктор педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.
Прядёхо А.Н. - доктор педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.
Степченко Т.А. - доктор педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.
УДК 796.011
СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
М.В. Ретивых, А.И. Калоша, М.В. Рудин
В статье раскрываются сущность, структура культуры здоровья младших школьников и программа ее формирования в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.
Ключевые слова: культура, здоровье, культура здоровья, физкультурно-оздоровительная деятельность, комплексная программа формирования культуры здоровья, педагогический процесс, младший школьный возраст.
Укрепление здоровья людей и особенно молодежи является актуальной задачей. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» провозглашен «приоритет жизни и здоровья человека» [8, с.6]. Отсюда встает задача формирования у школьников культуры здоровья.
В настоящее время имеются разные подходы к определению сущности и структуры компонентов культуры здоровья.
На основе анализа социально-философской и психолого-педагогической литературы [1, 2, 3, 5, 7] мы пришли к выводу о том, что можно выделить следующие подходы к определению сущности культуры здоровья (рис. 1).
Дадим краткую характеристику этим подходам.
Представителями валеологического подхода выделены причины появления болезней у подрастающего поколения, а сущность культуры здоровья определяется ими как сформированность валеологически развитых мировоззрения, сознания и поведения.
С точки зрения культурологии, культура здоровья трактуется как важнейшая составляющая общей культуры человека, как одна из основных форм освоения им внешней и внутренней природы, один из способов осознания гармонии своего существования в самом широком смысле. Методологической основой этих взглядов является принцип культуросообразности.
Аксиологический подход предполагает рассмотрение здоровья как высшей ценности и формирование ценностного отношения к культуре здоровья.
Социологический подход заключается в анализе культуры здоровья как социального феномена. С социологической точки зрения, здоровье является мерой социальной активности и деятельностного отношения человека к миру, а культура здоровья должна проявляться в улучшении качества окружающей среды, развитии системы здравоохранения.
Рис. 1. Подходы к определению сущности культуры здоровья
С точки зрения психолого-педагогического подхода под культурой здоровья следует понимать интегральное качество личности, включающее в себе ценностное отношение к здоровью, здоровому образу жизни и средствам оздоровления, овладение знаниями здоровьесбережения, укрепления и сохранения здоровья, опыт здоровьетворческой деятельности, владение методами самоконтроля, рефлексии и коррекции этой деятельности.
Формирование такого качества детерминировано возрастными и индивидуальными особенностями личности и осуществляется в процессе здоровьесберегающей деятельности и здорового образа жизни.
На наш взгляд, разные трактовки понятия «культура здоровья» связаны, прежде всего, с наличием различных подходов к определению сущности понятий «культура» и «здоровье».
Культура - сложное, междисциплинарное понятие. Современные исследователи насчитывают около одной тысячи дефиниций этого понятия. Ученые выделяют четыре аспекта понятия культуры:
- этот культурный феномен связан с тем, что создано человеком, в отличие от того, что дано природой;
- культура рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком;
- понятие культуры связано с уровнем развития самого человека;
- культура характеризует развитие всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также совокупность результатов этой деятельности.
В настоящее время имеются разные трактовки понятия здоровья. Наиболее распространенными являются определения здоровья как способности человека к оптимальному физиологическому, психологическому и социальному функционированию, как состояние полного физического, психического и социального благополучия, как процесса сохранения и развития психических, физиологических, биологических особенностей человека, его оптимальной трудовой способности, социальной активности при максимальной продолжительной активности жизни. Как видно, здоровье - это способность, состояние процесса развития человека в качестве субъекта жизнедеятельности, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Сегодня все больше ученых считают, что здоровье - это не столько медицинская, сколько педагогическая категория, связанная с воспитанием и формированием внутренних резервов, формированием здорового образа жизни.
Факторами же здоровья человека являются наследственность, условия и образ жизни, состояние окружающей среды, уровень медицинского обеспечения. По данным ВОЗ, влияние этих факторов в процентах на здоровье человека выглядит следующим образом: наследственность - 20%, условия и образ жизни - 50%, состояние окружающей среды - 20%, уровень медицинского обеспечения - 10%.
Исходя из всего изложенного, культуру здоровья младших школьников можно рассматривать как часть общей культуры, как интегративную личностную характеристику, которую определяет осознанное ценностное отношение детей к своему здоровью, обусловливающее активную, целенаправленную здоровьесберегающую деятельность. Культура здоровья младших школьников характеризуется уровнем развития личности в качестве субъекта здоровьесберегающей и оздоровительной деятельности в соответствии с интересами, способностями и возможностями и имеет два взаимосвязанных аспекта: культура здоровьесбережения, предупреждение болезней и культура поддержания, укрепления здоровья и борьбы с болезнями.
Формирование у школьников культуры здоровья является сложной, многоаспектной проблемой, решение которой должно осуществляться на основе комплексной программы.
В настоящее время имеется определенный опыт разработки таких программ. Так, в книге О.А. Волковой представлена программа воспитательной деятельности в образовательном учреждении со здоровьесберегающим компонентом [4, с.45-61].
Однако данная программа не ориентирована на комплексное формирование всех компонентов культуры здоровья
школьников в учебной и во внеучебной деятельности.
Для проведения опытно-экспериментальной работы мы разработали комплексную программу формирования культуры здоровья младших школьников в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. Структура этой программы представлена на рисунке 2.
Цель: формирование культуры здоровья учащихся
1 г 1 г 1 1 г
1. Учебная деятельность 2. Физкультурно-оздоровительная деятельность в режиме дня учащихся 3. Лечебно-профилактическая деятельность 4. Внеклассная физ-культурно-оздоровительная деятельность
I
I
Е
I
Результаты: сформированность аксиологического, информационно-теоретического, поведенческого и функционального компонентов культуры здоровья учащихся
Рис. 2. Структура комплексной программы формирования культуры здоровья младших школьников в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности
Кратко охарактеризуем содержание компонентов этой программы:
1. Учебная деятельность:
- уроки физкультуры: подготовительная, основная и заключительная части; гимнастические акробатические и танцевальные упражнения;
- подвижные игры «Дальнобойщики», «Погоня», «Реши задачу», «Игра номеров», Умники и умницы», «Олимпийская миля», и др.;
- легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, элементы ритмики и акробатики;
- занятия в «Школе здоровья» по темам: «Здоровье как высшая ценность», «Здоровый образ жизни», «Правила безопасного поведения», «Вредные привычки - как от них избавиться», «Доврачебная помощь при болезнях и травмах», «Секреты долголетия» и др.
2. Физкультурно-оздоровительная деятельность в режиме дня учащихся:
- утренняя гигиеническая гимнастика;
- соблюдение режима дня;
- физкультминутки, игры и физические упражнения на переменах на темы: «Гуси серые», «Вышла мышка», «Печка горяча», «Самолет», «Путешествие» и др.;
- прогулки, экскурсии;
- занятия в спортивных секциях и кружках и др.
3. Лечебно - профилактическая деятельность:
- закаливание, дыхательная гимнастика;
- оздоровительная физкультура;
- исправление нарушений осанки и искривления позвоночника и др.
4. Внеклассная физкультурно-оздоровительная деятельность:
- участие в Днях здоровья;
- проведение спортивных праздников с участием родителей: «Веселые старты», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Быстрые и ловкие»;
- проведение спартакиад и туристических походов;
- проведение родительских собраний на темы: «Здоровье как высшая социальная и личная ценность», «Факторы сохранения и укрепления здоровья детей», «Организация здорового образа жизни детей», «Профилактика болезней и вредных привычек детей», «Роль родителей в сохранении и укреплении здоровья своих детей» и др.
Разработанная нами комплексная программа формирования культуры здоровья младших школьников в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности обеспечивает:
- целостное формирование аксиологического, информационно-теоретического, поведенческого и функционального компонентов культуры здоровья учащихся;
- комплексное решение образовательных, воспитательных, развивающих и лечебно-оздоровительных задач физического воспитания;
- развитие учебной, лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников;
- повышение уровня культуры здоровья учащихся, привлечение родителей к активному участию в ее формировании.
Эффективность данной программы нами проверена в процессе проведения педагогического эксперимента (таб. 1).
Таблица 1
Динамика показателей сформированности культуры здоровья младших школьников (в %)_
Критерии До эксперимента После эксперимента
Мотивационно-ценностный Выс. Сред. Низ. Итого Выс. Сред. Низ. Итого
Экспериментальные группы 22 35 43 100 34 48 18 100
Контрольные группы 20 36 44 100 21 37 42 100
Когнитивный Выс. Сред. Низ. Итого Выс. Сред. Низ. Итого
Экспериментальные группы 8 48 44 100 22 67 11 100
Контрольные группы 9 50 41 100 11 49 40 100
Деятельностно-практический Выс. Сред. Низ. Итого Выс. Сред. Низ. Итого
Экспериментальные группы 16 53 31 100 24 68 8 100
Контрольные группы 14 56 30 100 13 54 33 100
Психофизиологический Выс. Сред. Низ. Итого Выс. Сред. Низ. Итого
Экспериментальные группы 7 24 69 100 11 51 38 100
Контрольные группы 6 23 71 100 7 29 64 100
Итого общий уровень ЭГ 13,25 40 46,75 100 22,75 58,5 18,75 100
Итого общий уровень КГ 12,25 41,25 46,5 100 13 42,25 44,75 100
За период опытно-экспериментальной работы по реализации данной программы количество учащихся, имеющих высокий уровень сформированности культуры здоровья, в экспериментальной группе возросло в 1,7 раза, а количество младших школьников, имеющих низкий уровень этой культуры, сократилось в 2,5 раза.
In article the essence and structure of culture of health of younger school students, and its formation in the course of sports and improving activity reveals. Keywords: culture, health, culture of health, sports and improving activity, comprehensive program offormation of culture of health, pedagogical process, younger school age.
Список литературы
1. Авдеев, Н.Н. Здоровье как ценность и предмет научного знания // Мир психологии [Текст] / Н.Н. Авдеев, И.И. Ашмарин, Г.Б. Степанова // Научно-методический журнал. - 2000. - № 1(21). - С. 68-75.
2. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье. Учеб. пособ. [Текст] / И. И. Брехман. М.: Физкультура и спорт, 1990. 208 с.
3. Вайнер, Э.Н. Валеология: Учебник для вузов [Текст] / Э.Н. Вайнер. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 416 с.
4. Волкова, О.А. Воспитательная система образовательного учреждения со здоровьесберегающим компонентом: Концепция. Программа. Циклограмма деятельности [Текст] / О.А. Волкова. - М.: УЦ «Перспектива», 2010. - 116 с.
5. Куинджи, Н.Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников: метод. пособие [Текст] / Н.Н. Куинджи. -М.: Аспект-Пресс, 2000. - 139 с.
6. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы: Методическая библиотека [Текст] / Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2003. - 272 с.
7. Татарникова, Л.Г. Культурологический подход в валеологическом образовании [Текст] / Л.Г. Татарникова. - Спб.: РЕТRОС, 1995. - 327 с.
8. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», - М.: Проспект, 2013. - 160 с.
9. Янсон, Ю.А. Физическая культура в школе: научно-педагогический аспект: книга для педагога. - Изд.2-е, дополнен. и перераб. [Текст] / Ю.А. Янсон. - Ростов н/Д: «Феникс», 2009. - 635 с.
Об авторах
Ретивых М.В. - доктор педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского
Калоша А.И. - кандидат педагогических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского
Рудин М.В. - кандидат педагогических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского
УДК 378.02
О ЦЕЛЕПОЛАГАНИИ И ПРИНЦИПАХ РАБОТЫ НАУЧНО-ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ КАФЕДРЫ ЭКРАННЫХ ИСКУССТВ И ФОТОМАСТЕРСТВА ОГИИК
М.Э. Рогозянский
Статья содержит сведения о начальном этапе работы научно-творческой лаборатории кафедры экранных искусств и фотомастерства Орловского государственного института искусств и культуры, когда осуществляется утверждение принципов ее работы и целеполагание. Автор опирается на широкий спектр исследований для обоснования целей и задач работы лаборатории, обозначает перспективы и предполагаемые результаты проводимого на этой базе социально-педагогического эксперимента. В статье содержатся конкретные примеры проводимых в рамках научно-творческой лаборатории мероприятий по формированию профессиональных и смысложизненных установок обучающихся. Ключевые слова: система образования, социо-культурная сфера, аудиовизуальная культура, научно-творческая лаборатория, целеполагание, средства аудиовизуальных искусств, смысложизнненные и профессиональные ориентиры, педагогическая регуляция, социально-культурная деятельность
На современном этапе развития системы образования воспитанию творчески и социально активной, позитивно и патриотически направленной личности уделяется большое внимание. Процесс воспитания такой личности детерминирован формированием системы духовно-нравственных ценностей. Этой проблеме посвящены труды русских мыслителей В.С. Соловьева, М.А. Антоновича, Н.А. Бердяева и др., зарубежных философов Н. Кузанского, Э. Роттердамского, И. Канта, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Марселя, Тиллиха и пр., психолого-педагогические исследования И.Я. Лернера, Л.И. Божович, А.Д. Жаркова, Н.Д. Никандрова, А.М. Новикова, О.Н. Смолина, Е.В. Ткаченко, В.М. Филиппова, Г А. Ягодина, работы исследователя аудиовизуальной коммуникации в социо-культурной сфере Н.Ф. Хилько.
На актуальность проблемы всестороннего развития личности обучающегося указывает Федеральный закон от 29