ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ
©гоп Исаева Т.И., Астарханова Н.Р.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье раскрывается проблема соотношения валеологической культуры личности и ее практических дел, вовлечения учащихся в систему оздоровительной физической культуры, повышения грамотности и информированности в вопросах здорового образа жизни.
The authors of the article reveal the problem of correlation between a person’s valeology culture and his/her practical actions, the schoolchildren’s involvement in the health-enhancing physical culture system, increasing the competence and the awareness in the healthy lifestyle issues.
Ключевые слова: валеология, здоровый образ жизни, валеологическая культура, здоровьесберегающие технологии.
Keywords: valeology, healthy lifestyle, valeologic culture, health-saving
technologies.
Формируемая современная
общеобразовательная стратегия, где здоровье рассматривается как необходимый компонент, в качестве важной педагогической задачи выделяет воспитание культурной и валеологически грамотной личности, способной нести ответственность за свое здоровье, формирование валеологической культуры, умений и навыков здорового образа жизни.
Валеология (наука о здоровье) исследует проблему соотношения валеологической культуры личности и ее практических дел в рамках таких категорий, как деятельность, сознание, убеждение и др. С нравственной точки зрения важно правильное понимание социального значения поступков, их соответствие особенностям здорового образа жизни. Таким образом, валеологическое образование следует рассматривать как процесс воспитания и обучения, результатом которого выступает достижение обучающимся уровня образованности без ущерба здоровью. При этом как новое
направление, возникшее на стыке педагогики и медицины, философии и психологии, эстетики и других наук, изучающих проблемы человека в изменяющемся мире, валеология, как самостоятельная область знаний, развивается как наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья человека в условиях постоянно меняющейся природной среды.
Здоровье - это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая верхнюю ступень в системе таких категорий, как интересы и идеалы, гармония и красота, смысл и счастье жизни.
В современных сложных социально-экономических условиях как никогда возрастает роль личности в сохранении здоровья, решающим же фактором выступает, прежде всего, здоровье подрастающего поколения. Исследуя проблему состояния здоровья учащихся и влияния на него учебного процесса В. А. Сухомлинский
отмечал, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя [14. С. 78].
На начало 2010-2011 учебного года, по данным медицинской статистики, 14% учащихся
учреждений начального и среднего профессионального образования по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе. Особую тревогу вызывает состояние девушек-подростков. Исследования Центра охраны здоровья детей и подростков РАМН показали, что в образовательных учреждениях нового вида к концу обучения 75% девушек имеют разные хронические заболевания, в том числе репродуктивной сферы
(соответственно 44% в 80-е гг. ХХ в.) [4]. С этих позиций актуальность приобретает проблема,
затрагивающая все аспекты учебной и внеучебной деятельности, поиск новых подходов к охране здоровья и формированию здорового образа жизни учащихся.
По мнению И. И. Брехмана, педагогический компонент
валеологического обеспечения
жизнедеятельности состоит в образовании, результатом которого выступает достижение физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни, то есть физическая, социальная и психологическая гармония, доброжелательные
отношения с людьми, природой и самим собой [3. C. 23]. На основе анализа психолого-педагогической, валеологической и другой литературы [2, 6, 7] можно говорить о трех видах здоровья: физическом, психическом и нравственном. Анализ указывает на составляющие здоровья, где физическое характеризует
естественное состояние организма, обусловленное нормальным
функционированием всех его органов и систем; нравственное определяется моральными принципами, которые являются основой социальной жизни в определенном обществе, отличительным признаком которого выступает сознательное отношение к труду; овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих
нормальному образу жизни.
Следовательно, здоровый образ жизни включает в себя компоненты: правильное и рациональное питание; двигательная активность;
положительные эмоции; закаливание; предупреждение пагубных привычек. При этом правильное и рациональное питание предопределяет здоровье человека и зависит от количества и качества пищи, от соблюдения
режима питания [1. С. 116].
Здоровый человек активно стремится к духовной красоте и физическому совершенству, что способствует повышению резервов организма, создает благоприятные условия для максимального
самовыражения гармонически
развитой личности [3. С. 32].
Отметим, что формирование здорового образа жизни представляет собой комплекс оздоровительных
мероприятий, обеспечивающих
гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение
работоспособности, продление
творческого долголетия.
Формирование здорового образа жизни требует системного и
комплексного подхода, прежде всего через применение в образовательных учреждениях новых технологий работы, где неотъемлемой частью выступает информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни, характеризующих
валеологическую культуру.
Формирование валеологической культуры включает в себя этапы: информационно-оценочный и
практический. Информационно-
оценочный этап ориентирован на познавательную и поведенческую активность, средствами которого выступают: насыщение практических занятий содержанием, включение исследовательских заданий по валеологической проблематике,
разыгрывание ситуаций, связанных с состоянием здоровья.
Практический этап предполагает проявление собственной
валеологической позиции,
применение валеологических знаний, умений и навыков, путем включения в содержание обучения дидактических единиц, организацию учебной деятельности в благоприятной психологической атмосфере,
построение учебных занятий с позиций воспитания культуры здоровья, реализации
здоровьесберегающих технологий и т.д. Формированию валеологической культуры личности в
образовательном учреждении
способствуют: создание
благоприятных условий для личностного (физического, духовнонравственного, интеллектуального) развития человека, оказание ему комплексной социально-психологопедагогической помощи в
саморазвитии и самореализации в процессе адаптации, социализации, обеспечение молодому человеку возможности сохранения здоровья в период обучения, выработка необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и т.д.
Значит, обеспечение, сохранение и укрепление физического,
психологического, социального и нравственного здоровья личности, формирование нравственного
сознания социально значимых качеств и установок в жизненном самоопределении включает: создание комфортного воспитательного
пространства в обществе; поиск оптимальных здоровьесберегающих режимов учебно-воспитательной
работы; разработку и
совершенствование методов
здоровьесбережения, средств
обучения, соответствующих курсам основ безопасности
жизнедеятельности, биологии,
географии, экологии в
общеобразовательных школах
Дагестана.
Таким образом, можно констатировать, что формирование здорового образа жизни носит комплексный характер и
осуществляется через активное внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий и т.д.
Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении способствует
формированию валеологической культуры, для чего используются диагностический, коррекционный, консультативный и другие механизмы, составными элементами которых выступают всевозможные акции, интернет-конференции,
информационные кампании,
театрализованные представления, тематические дискотеки, конкурсы, спортивные мероприятия, клубы и т.д.
Важное место занимает реклама, направленная на профилактику употребления алкоголя, табака и наркотиков в рамках социально-валеологической службы,
позволяющая оптимизировать
имеющиеся ресурсы, использовать эффективные формы работы, обеспечить комплексный подход в формировании здорового образа жизни.
Сегодня отмечается улучшение нормативных представлений
относительно здоровья в последние годы, поскольку забота о здоровье становится элементом имиджа преуспевающих и серьезных деловых людей, качественной характеристикой любого
профессионала. Вовлечение же учащихся в систему
оздоровительной физической
культуры способствует повышению
грамотности и информированности в вопросах ведения здорового образа жизни, соблюдения системы питания, психорегуляции,
внетренировочных факторов
воздействия на организм, способов диагностики, контроля и
самоконтроля. Следовательно, программа формирования основ
Примечания
валеологической культуры
представляет собой открытый и творческий процесс, направленный на приобретение ценностных ориентиров общества и
доминирующих мировоззренческих установок, определяемых уровнем развития систем оздоровления.
1. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. М. : Медицина, 2007. 116 с. 2. Безруких М. М. Школьные факторы риска и здоровья детей // Магистр. 2009. № 3. С. 30-38. 3. Брехман И. И. Введение в валеологию. М. : Колос, 2002. 214 с. 4. Ерофеев М. Б , Ковалев В. И , Фирсов М .М. Здоровьесберегающая роль внеклассных физкультурно-спортивных мероприятий // Воспитание школьников. 2009. № 10. С. 13-17. 5. Закон Российской Федерации «Об образовании». 4-е изд. М. : ИНФРА-М, 2006. 52 с. (Сер. «Федеральный закон»), 6. Кузнецова Л. М. Некоторые методы психолого-педагогического контроля за здоровьем учащихся. М. : Вита-Пресс, 2006. 96 с. 7. Новикова. С. Истинные причины школьной "перегрузки" // Директор школы. 2008. № 3. С.40-43. 8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М. : Большая Российская Энциклопедия, 2002. 324 с. 9. Психологопедагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д. : Факел, 2008. 544 с. 10. Сластенин В. А. Педагогика. М. : Академия, 2007. 576 с. 11. Смирнов В. И. Общая педагогика: Учебное пособие. М. : Изд-во «Логос», 2006. 304 с.
12. Социологический словарь / гл. ред. Д. М. Гвишиани. М. : Большая Российская Энциклопедия, 2002. 354 с. 13. Солдатова Т. А. Образование, творящее здоровье. Санология и валеология в учебном процессе: методическое пособие для педагогов. Ростов н/Д, 2004. С. 71.14. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения. В 3 т. М., 1979. Т. С. 25-26.
Статья поступила в редакцию 16.08.2011 г.