Научная статья на тему 'Здоровьеформирующая и здоровьесберегающая среда как компонент образовательной среды школы'

Здоровьеформирующая и здоровьесберегающая среда как компонент образовательной среды школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1321
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЗАЦИЯ СРЕДЫ / ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩАЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРОСООБРАЗНАЯ / БИЛИНГВАЛЬНАЯ / ЭТНОСОЦИАЛЬНАЯ / ИННОВАЦИОННАЯ / АКМЕ-ОЛОГИЧЕСКАЯ / РЕФЛЕКСИВНАЯ / АДАПТИВНАЯ / БЕЗОПАСНАЯ / БЛАГОПРИЯТНАЯ / КОМФОРТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ / КИБЕРСРЕДА / ENVIRONMENT ORIENTED PEDAGOGICS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT WHICH IS FORMING AND PRESERVING HEALTH / CULTURAL / BILINGUAL / SOCIAL ETHNIC / INNOVATIVE / REFLEXIVE / ADAPTIVE / SAFE / FAVORABLE / COMFORTABLE EDUCATIONAL ENVIRONMENTS / CYBER-ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цибульникова Виктория Евгеньевна

В статье в контексте идей С. Т. Шацкого о педагогизации среды рассматриваются потенциальные возможности различных видов образовательных сред для формирования полноценной образовательной среды общеобразовательной организации. Здоровьеформирующая и здоровьесберегающая образовательная среда школы охарактеризована с позиции интеграции и взаимодействия с различными микросредами школы. В статье делается вывод о том, что образовательная среда является одним из основных ресурсов управления индивидуальной траекторией развития личности школьников. По мере взросления личности внутренняя среда становится доминирующей в системе взаимодействия человека с внешней средой, и задачей здоровьеформирующей и здоровьесберегающей образовательной среды становится ее врастание во внутреннюю среду ребенка с тем, чтобы при окончании школы и уходе из данной образовательной среды он испытывал на себе ее пролонгированное ценностно-мотивационное здоровьесозидательное влияние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цибульникова Виктория Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH-FORMING AND HEALTH-SAVING ENVIRONMENT AS A COMPONENT OF THE SCHOOL EDUCATIONAL SPACE

The article considers the possibilities of different types of educational environments for the formation of the full-fledged educational environment of academic institutions. The educational environment which is forming and preserving health is characterized from the position of integration and interaction with various microenvironments of school. The article concludes that the educational environment is one of the main resources for managing the individual trajectory of the development of the personality of schoolchildren. As the person grows up, the internal environment becomes dominant in the system of human interaction with the external environment, and the task of the health-forming and health-saving educational environment becomes its ingrowth into the child’s inner environment so that at the end of the school and leaving this educational environment he experiences the prolonged value -motivational health and educational influence

Текст научной работы на тему «Здоровьеформирующая и здоровьесберегающая среда как компонент образовательной среды школы»

1УДК 373.1

ББК 74.204

ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩАЯ

И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА

КАК КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ

В. Е. Цибульникова

Аннотация. В статье в контексте идей С. Т. Шацкого о педагогизации среды рассматриваются потенциальные возможности различных видов образовательных сред для формирования полноценной образовательной среды общеобразовательной организации. Здоровьеформи-рующая и здоровьесберегающая образовательная среда школы охарактеризована с позиции интеграции и взаимодействия с различными микросредами школы. В статье делается вывод о том, что образовательная среда является одним из основных ресурсов управления индивидуальной траекторией развития личности школьников. По мере взросления личности внутренняя среда становится доминирующей в системе взаимодействия человека с внешней средой, и задачей здоровьеформирующей и здоровьесберегающей образовательной среды становится ее врастание во внутреннюю среду ребенка с тем, чтобы при окончании школы и уходе из данной образовательной среды он испытывал на себе ее пролонгированное ценностно-мотивационное здоровьесозидательное влияние.

Ключевые слова: педагогизация среды, здоровьеформирующая и здоровьесберегающая образовательная среда, культуросообразная, билингвальная, этносоциальная, инновационная, акме-ологическая, рефлексивная, адаптивная, безопасная, благоприятная, комфортная образовательные среды, киберсреда.

HEALTH-FORMING AND HEALTH-SAVING ENVIRONMENT AS A COMPONENT OF THE SCHOOL EDUCATIONAL SPACE

V. E. Tsibulnikova

Abstract. The article considers the possibilities of different types of educational environments for the formation of the full-fledged educational environment of academic institutions. The educational environment which is forming and preserving health is characterized from the position of integration and interaction with various microenvironments of school. The article concludes that the educational environment is one of the main resources for managing the individual trajectory of the development of the personality of schoolchildren. As the person grows up, the internal environment becomes dominant in the system of human interaction with the external environment, and the task of the health-forming and health-saving educational environment becomes its ingrowth into the child's inner environment so that at the end of the school and leaving this educational environment he experiences the prolonged value -motivational health and educational influence.

Keywords: environment oriented pedagogics, educational environment which is forming and preserving health, cultural, bilingual, social ethnic, innovative, reflexive, adaptive, safe, favorable, comfortable educational environments, cyber-environment.

Вусловиях нарастающей интенсификации педагогического труда и требований к учителю по формированию здорового поведения школьников приоритетным становится обеспечение условий для сбережения здоровья участников образовательного процесса посредством реализации принципов педагогики здоро-

вья и создания здоровьеформирующей, здоро-вьесберегающей образовательной среды школы.

Педагогика здоровья как отрасль педагогики исследует воздействие образовательной среды и педагогического процесса на здоровье личности, разрабатывает систему мероприятий через здоровьеобеспечение и здоровьесозида-

ющую (ценностно направленную, сознательно создающую, гуманно порождающую, социально ориентированную) деятельность участников образовательного процесса: по здоровьеформи-рованию (формированию здоровья); по здоро-вьесбережению (сохранению здоровья на заданном уровне); по укреплению здоровья (совершенствованию здоровья) [1, с. 35].

Изучение воздействия образовательной среды на процесс сбережения здоровья участников образовательного процесса вызывает обоснованный научный интерес. Среда рассматривается как единый и неделимый фактор внутреннего и внешнего психосоциального и социокультурного развития личности, таким образом, человек выступает одновременно и в качестве объекта, и в роли субъекта личностного развития. Структура основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования включает Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а одним из условий реализации основной образовательной программы является наличие образовательной среды как гаранта охраны физического, психического и социального здоровья обучающихся.

В детском и подростковом возрасте доминирующую роль в развитии личности играет окружающая среда, способствующая освоению культурного опыта, второстепенную - внешняя среда, создающая систему условий для обогащения внутренней среды человека либо для ее обеднения. Внутренняя среда становится доминирующей в системе взаимодействия человека с внешней средой по мере взросления. Л. С. Выготский определил возможность согласования наследственности и среды в единый источник психического развития личности через интери-оризацию как механизм преобразования структуры внешнего социокультурного опыта во внутреннюю структуру опыта взрослеющего человека. Л. С. Выготский подчеркивал, что «...влияние среды на развитие ребенка будет измеряться среди других прочих влияний также и степенью понимания, осознания, осмысления того, что происходит в среде» [2].

Основоположником педагогики среды как отрасли педагогической науки, изучающей процесс социализации личности в общественной среде, влияние окружающей социокультурной

среды на школьный коллектив и преобразование среды посредством общественно полезной деятельности, был Станислав Теофилович Щац-кий, он подчеркивал, что именно среда существенно влияет на процесс и результат воспитательного воздействия на ребенка, а целесообразно организованная воспитательная среда школы выступает опережающим фактором воспитания детей [3]. С позиции В. А. Ясвина, образовательная среда представляет собой систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [4]. С точки зрения Е. В. Бондаревской, образовательная среда включает все компоненты окружающего мира, в котором находится и развивается обучающийся (природа, материальные и духовные условия жизни, ценности культуры, события семейной и общественной жизни) [5].

Какие же виды сред актуальны для современного общего образования?

В первую очередь - культуросообразная образовательная среда как необходимый ответ на вызов современного общества школе воспитать культурных, образованных людей. Культу-росообразность общего образования подразумевает, прежде всего, соответствие содержания образования современному уровню культурного развития, нравственным традициям и принципам, ценностям российского общества и мировой культуры. Культуросообразная среда, выполняя функции социализации и социально-психологической адаптации личности, а также социальной защиты детей, становится благоприятным условием воспитания у них высокого уровня социальной и гражданской ответственности, самосознания, самоуважения, чувства собственного достоинства, самостоятельности и дисциплинированности, способности ориентироваться в мире духовных ценностей [6].

Принцип культуросообразности предписывает обучение, воспитание и развитие личности ребенка в контексте внутренней, общечеловеческой и национальной культуры, и центральной осью проходит задача общеобразовательной организации по созданию системы условий, обогащающих внутреннюю культуру человека и обеспечивающих осознанное отчуждение неконструктивных образцов взаимо-

действия личности с самим собой, а также с окружающим миром [7]. Данный принцип был обоснован Ф. А. Дистервегом, в 1913 г. в труде «Руководство для немецких учителей» он определил принципы воспитания, среди которых выделил принцип культуросообразности как особой организации учебного процесса с учетом внутренней, внешней и общественной культуры [8].

Наряду с этим в настоящее время актуализируется явление билингвального общего образования, строящегося на основе принципа бинарности культуры (родной и иноязычной), а также взаимосвязанного и равнозначного овладения обучающимися родным и иностранным языками, результатом чего становится их развитие как двуязычной и бикультурной личности. Социокультурное билингвистическое развитие личности обеспечивается билинг-вальной образовательной средой как системой психолого-педагогических условий, дающих возможность для раскрытия способностей и личностных особенностей через освоение образцов и ценностей мировой культуры средствами родного и иностранного языков [9].

В условиях многонационального и поликультурного социума, характерного для населения Российской Федерации, встает вопрос детерминации этносоциальной образовательной среды общеобразовательной организации, обусловленной генетическими, биологическими, природно-географическими, социально-экономическими, национально-демографическими и культурно-этническими факторами. С позиции В. А. Долгунова, именно формирование этносоциальной образовательной среды как организационно-педагогического условия развития обучающихся обеспечивает активную познавательную и творческую деятельность школьников [10].

В условиях модернизации общего образования актуальным становится формирование инновационной образовательной среды школы как открытой педагогической системы, иннова-ционность которой обеспечивается, в первую очередь, переходом общеобразовательной организации из режима функционирования на уровень развития, во вторую очередь, управленческими, организационно-педагогическими и психолого-педагогическими условиями, инно-

вационной деятельностью, а также информационными ресурсами и инновационными образовательными технологиями. Данная среда способствует развитию как растущей личности, так и профессионально-личностному развитию членов педагогического коллектива, поскольку строится на инновационных идеях, пронизывающих весь образовательный процесс.

Использование в общем образовании информационно-коммуникационных технологий, раннее внедрение в жизнедеятельность и в учебную деятельность школьников компьютеров и мобильных устройств ставит вопрос о проектировании образовательной киберсре-ды в общеобразовательной организации. В школьной образовательной киберсреде происходит киберсоциализация как процесс качественных изменений структуры самосознания личности и ее мотивационно-потребностной сферы, который осуществляется под влиянием и в результате использования участниками образовательного процесса современных информационно-коммуникационных технологий посредством усвоения культуры в учебной деятельности [11]. Развивающая образовательная киберсреда школы как целостная педагогическая система включает следующие компоненты: психолого-педагогические условия, способствующие саморазвитию обучающихся и педагогов и формирующие у них установки на развитие творческого потенциала; инновационные образовательные технологии; информационные образовательные ресурсы; средства управления образовательным процессом. Однако неразумное использование образовательной киберсреды и длительное времяпровождение обучающихся в киберпространстве способствует возникновению кибераддикции.

Профессионально-личностное развитие учителя и руководителя общеобразовательной организации как процесс формирования и преобразования компонентов профессионализма осуществляется посредством опыта, приобретаемого в акмеологической образовательной среде. С позиции И. О. Соловьева, к внутренним инте-гративным критериям оценки уровня развития профессионала в акмеологической среде относятся: структурно-функциональный критерий (посредством диагностики сформированности структурных и функциональных компонентов);

динамический критерий (через раскрытие этапов формирования акме-форм для развития профессионала и механизмов взаимодействия личности и среды; на этих этапах, включает показатели эффективности развития в среде). Внешними критериями оценки уровня развития профессионала в акмеологической среде являются: критерий внеличностного взаимодействия со средой (путем диагностики ценностных, качественных и количественных новообразований взаимодействия); критерий личностного взаимодействия со средой (путем анализа средообразования и приспособления личности к среде) [12].

В. И. Иванова определила уровни сформированное™ образовательной среды. Наряду с операциональным и креативно-продуктивным уровнями наивысшим является акмеологиче-ский уровень, характеризующийся: на личностном уровне - сформированностью ценности саморазвития и ценностного отношения к профессионализму, высокой мотивацией профессионально-личностного развития, направленностью на акме-ориентированные самоизменения, развитой рефлексивной саморегуляцией, способностью определения оптимальных планов и программ саморазвития; на внутриорга-низационном уровне - широтой образовательной среды, субъект-субъектным взаимодействием членов педагогического коллектива в среде, демократическим стилем руководства [13].

Рефлексивная деятельность и рефлексивный потенциал развивающейся личности детерминируют проблему рефлексивной образовательной среды школы как совокупности педагогических условий, способствующих самоанализу, осмыслению и осознанию самого себя, самопознанию, самопониманию, саморегуляции личности в образовательном процессе общеобразовательной организации. С позиции Дж. Дьюи, в контексте его рефлексивной концепции, рефлексия рассматривается, во-первых, как мораль, сущность которой заключается в способности человека к саморегуляции поведения с учетом индивидуальной шкалы ценностей, во-вторых, как инструмент и механизм приспособления человека к среде [14].

Одной из первостепенных сред, необходимых для обеспечения развития каждого обучающегося с учетом индивидуальных особенностей, задатков, способностей, а также уровня

здоровья, является адаптивная образовательная среда. Е. А. Ямбург еще в 1990-е гг. предвосхитил сегодняшние процессы инклюзивного образования, ставил вопросы о необходимости распространения адаптивных школ, о компенсирующем или коррекционно-развива-ющем обучении, раскрывал роль школьного дефектолога как интегратора и координатора медицинских, педагогических и психологических данных об обучающемся. В адаптивной школе организация образовательного процесса происходит не только с учетом требований государства и образовательных стандартов, но и социокультурных особенностей региона, социальных запросов населения, психофизиологических особенностей школьников, способностей и склонностей обучающихся. Центральной задачей адаптивной школы становится поддержка динамического равновесия организма, что подразумевает социальную адаптацию школьников к окружающей среде, охрану здоровья обучающихся и формирование здорового образа жизни [15].

Адаптивная образовательная среда общеобразовательной организации призвана выполнять следующие функции: ориентацион-ную (создание условий для формирования у обучающихся: умений осознавать свои ценности, ценностные установки и способности, определять потребности, склонности и интересы; навыков планирования индивидуального образовательного маршрута); стимулирующую (стимулирование развития личности посредством побуждения к развивающей деятельности; создание условий для положительной мотивации к учению и труду); предупреждающую (создание условий для предупреждения неуспеваемости путем применения методик, выявляющих затруднения на различных этапах обучения; внесение необходимых изменений в содержание и организацию образовательного процесса); коррекционно-реабилитационную (ликвидация неуспеваемости через коррекцию учебных, воспитательных и личностных затруднений; создание условий, ситуаций успеха для реализации учебно-развивающей деятельности школьников и осознания успешности результатов их труда).

С позиции Н. П. Капустина, адаптивная школа способствует развитию у каждого ре-

бенка механизма природной и социальной адаптации. Ключевой задачей адаптивной школы является обеспечение оптимального уровня духовно-нравственного, социально-культурного, интеллектуального и физического развития личности каждого обучающегося с учетом природных задатков и склонностей. Следовательно, в качестве системы, способной помочь каждому ученику достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с природными задатками и способностями, выступает адаптивная образовательная среда [16].

Негативное влияние внешних условий на развитие личности детерминирует проблему безопасной образовательной среды общеобразовательной организации. Безопасность на личностном уровне выступает как ценность существования человека, а на общественном -как состояние защищенности жизненно важных интересов общества и государства от внутренних и внешних угроз, как противодействие вероятности нанесения вреда и противостояние рискам условий и факторов, обладающих поражающими свойствами. В настоящее время ставятся вопросы о проектировании экологически безопасной образовательной среды как системы психолого-педагогических условий предотвращения угроз безопасности субъектов образовательного процесса, защищенности жизненно важных интересов личности от возможного негативного воздействия экологических факторов. Е. А. Алисов выделяет уровни педагогического проектирования такой среды: содержательный уровень (учет качества информации об объектах и явлениях окружающего мира; возможность качественного преобразования действительности; состояние экологической компетентности); технологический уровень (включает аналитико-стимулирующий, со-держательно-деятельностный, рефлексивный этапы), процессуальный уровень (определяется эффективностью действия комплекса психолого-педагогических условий экологически безопасной образовательной среды) [17].

Важнейшим компонентом безопасной образовательной среды является психологически безопасная среда школы, характеризующаяся системой социально-психолого-педагогических условий поддержания определенно-

го баланса между негативными воздействиями на участников образовательного процесса окружающей среды и жизнестойкостью личности, способностью преодолеть такие воздействия внутренними ресурсами организма. Критериями оценки психологической безопасности образовательной среды общеобразовательной организации прежде всего являются: отношение к образовательной среде участников образовательного процесса, их удовлетворенность взаимодействием со средой, психологическая защищенность, отсутствие проявлений психологического насилия и созидание психологического здоровья. С позиции И. А. Баевой психологическая безопасность образовательной среды является необходимым условием позитивного развития ее участников. Данный вид безопасности выступает как состояние образовательной среды, свободной от проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательных отношений, как система межличностных отношений, которые осознаются человеком как не создающие опасность, и как меры предотвращения угроз для развития личности [18].

Таким образом, создание безопасных условий педагогического труда и учебной деятельности школьников является средством нивелирования агрессивности социальной среды общеобразовательной организации и профилактики психоэмоциональных состояний участников образовательных отношений. Обеспечение психологической безопасности во взаимодействии участников образовательного процесса, психологизация образовательной среды направлены на сохранение здоровья обучающихся и членов школьного педагогического коллектива.

Концепция гуманизации образовательной среды школы детерминирует формирование благоприятной, комфортной образовательной среды как условия, обеспечивающего стабильное качество физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса посредством эмоционального фона, положительно влияющего на развитие личности и снижающего неблагоприятное воздействие других факторов. С позиции Т. Ф. Лошаковой, для проектирования такой среды необходима оценка реального состояния межличностных отношений в педагогическом про-

цессе, учет ее компонентов: педагогического комфорта, психологического микроклимата, мотивации, коммуникаций, особенностей управления социально-педагогической образовательной средой [19].

Созиданию здоровья участников образовательного процесса школы призвана бинарная здоровьеформирующая и здоровьесберегаю-щая образовательная среда общеобразовательной организации, которая создает систему влияний и условий для обогащения другой подсистемы - внутренней среды взрослеющего человека для здоровьеформирования, здоро-вьесбережения и совершенствования здоровья школьника. С нашей точки зрения, данная среда является компонентом целостной педагогической здоровьесозидающей системы и представляет собой сложноорганизованную, многофакторную подсистему, включающую ценностно-смысловой, социокультурный, нормативно-правовой, организационно-управленческий и организационно-педагогический, гигиенический и медико-профилактический, физкультурно-оздоровительный, социально-психологический и психолого-педагогический, диагностический и коррекционный компоненты. Для проектирования здоровьеформирующей и здоро-вьесберегающей образовательной среды школы необходим ряд условий.

1. Разработка программы стратегического ценностно-ориентированного управления развитием общеобразовательной организацией на основе нормативно-правового обеспечения, с учетом результатов диагностики здоровья школьников и педагогического коллектива общеобразовательной организации.

2. Включение в пул стратегических ценностей коллектива общеобразовательной организации ценности здоровья, ее врастание в организационную культуру и разделение всеми участниками образовательных отношений как гарантии осознаваемости здоровьеформи-рующей и здоровьесберегающей образовательной среды, и показателя сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.

3. Обеспечение санитарно-гигиенических, медико-социально-психологических, спортивно-оздоровительных и организационно-педагогических условий образовательного процесса.

4. Создание безопасных условий труда для педагогического коллектива и благоприятного социально-психологического климата в школьном коллективе.

5. Формирование мотивации к здоровому образу жизни и здоровому поведению школьников (связано с реализацией смыслообразую-щей функции мотивов вести здоровый образ жизни). Данное условие обеспечивается рядом других условий: наличием здоровьеориенти-рованного образовательного пространства в регионе; принятием и разделением участниками образовательного процесса целей, направленных на обеспечение здоровьесозидающей деятельности; функционированием и развитием организационной культуры, включающей ценность здоровья; деятельностью руководства общеобразовательной организации по формированию мотивации участников образовательного процесса к здоровому образу жизни; наличием методического, диагностического, социально-психологического и организационного обеспечения процесса формирования мотивации к здоровому образу жизни субъектов образовательных отношений и др.

6. Психолого-педагогическое и социально-психологическое сопровождение участников образовательного процесса.

7. Проектирование и реализация системы мероприятий по решению здоровьесозидаю-щих задач школы.

8. Разработка научно-методического обеспечения функционирования образовательной среды здоровьесозидающей направленности.

9. Учет особенностей здоровья участников образовательного процесса, в том числе детей с особыми образовательными потребностями. Оборудование школьного здания и пришкольной территории для «детей равных возможностей», внедрение индивидуальных образовательных маршрутов.

10. Готовность педагогического коллектива школы к здоровьесозидающей деятельности, разработка учителями уроков с учетом здоровьеформирующего и здоровьесберегаю-щего компонентов.

11. Повышение квалификации членов педагогического коллектива в контексте культуры здоровья личности в образовательной среде.

12. Внедрение здоровьесберегающих тех-

нологий на всех уровнях общего образования и диагностика результатов их применения.

13. Взаимодействие семьи и школы в вопросах здоровьесозидания личности.

14. Сетевое взаимодействие общеобразовательной организации с учреждениями дополнительного образования детей в вопросах здоровьесозидания личности.

Одними из ключевых критериев эффективности здоровьеформирующей и здоровье-сберегающей среды являются ее устойчивость как отражение стабильности во времени, доминантность как значимость данной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса школы и как показатель иерархического положения данной среды по отношению к другим средам влияния на развитие личности.

Исходя из вышеизложенного следует сделать следующие выводы:

1. Культуросообразность общего образования связана с сохранением принципов воспроизводства исторической преемственности традиций и ценностей. Культуросообразная образовательная среда школы как условие для развития личности обучающихся обеспечивает реализацию следующих возможностей: усвоение социальных норм, правил и идеалов; удовлетворение социальных потребностей, потребности в труде, в значимой и в преобразующей деятельности; удовлетворение потребности в самоактуализации личности, в сохранении и повышении самооценки, в развитии познавательной потребности и др.

2. Билингвальная образовательная среда как система, реализующая на практике двуязычный подход к обучению, представляет собой совокупность материальных, пространственно-предметных и поликультурных факторов, социальных компонентов и межличностных отношений, взаимосвязанных между собой, дополняющих и обогащающих друг друга. В условиях билингвальной образовательной среды происходит не только усвоение определенного иностранного языка, специальных знаний и аккультурация личности (присвоение новой для нее культуры), но и личностный рост обучаемых, развитие целостной личности, ее взаимосвязанных компонентов - мотивацион-ного, волевого и эмоционального.

3. Разновидностью поликультурной социальной общности является этносоциальная образовательная среда общеобразовательной организации, так как в ней происходят процессы социализации и развития личности и этносов. Этносоциальный состав современной российской школы многонационален, что является демографическим признаком этносоциальной общности. Таким образом, этносоциальная образовательная среда школы поликультурна и является условием усвоения индивидом культурных парадигм своего и других этносов.

4. Врастание инноваций в систему общего образования обуславливает необходимость создания инновационной образовательной среды школы, способствующей позитивному личностному развитию обучающихся и профессионально-личностному развитию учителей посредством инновационной деятельности в образовательном процессе, а также формированию осознанного устойчивого стремления участников образовательных отношений реализовать свой потенциал в созидающей деятельности.

5. В условиях интенсификации образовательного процесса посредством образовательной киберсреды школы не только применяются информационно-коммуникационные образовательные технологии, но и транслируются ценности, нормы, установки, стереотипы поведения человека. Таким образом, образовательная ки-берсреда школы, в которой находятся обучающиеся в учебное время и в период подготовки домашних заданий, может положительно воздействовать на них, так как под влиянием данной среды развиваются универсальные учебные действия, формируется характер личности, происходит развитие ценностных ориентаций с учетом ценностных установок, норм и мотивов поведения личности в социальных отношениях. Однако неумеренное времяпровождение в ки-берсреде способствует появлению интернет-зависимости школьников.

6. Акмеологическая образовательная среда общеобразовательной организации способствует развитию целостного положительного потенциала педагогического коллектива и профессионально-личностному росту учителей. Первым шагом в создании данного вида среды

становится анализ и оценка характеристик, свойств и особенностей имеющейся образовательной среды школы, а также входящих в нее микросред. Успешность акмеологизации среды общеобразовательной организации возможна при нацеленности руководства и педагогического коллектива на решение данной задачи. Таким образом, акмеологичность образовательной среды школы как организационно-педагогическое и управленческое условие способствует профессионально-личностному развитию каждого педагога.

7. Рефлексивная образовательная среда общеобразовательной организации носит сквозной вариативный характер и выступает в качестве одного из условий развития личности школьников и педагогического коллектива школы. Данная среда открывает возможности для самопонимания, рефлексии учебной и профессиональной деятельности с последующей коррекцией.

8. К преимуществам адаптивной образовательной среды школы следует отнести: во-первых, участие обучающихся в планировании траектории своего развития; во-вторых, гибкое построение индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуальных образовательных программ обучающихся; в-третьих, диагностику уровня обученности с учетом индивидуального стиля учебной деятельности школьников; в-четвертых, учет особенностей здоровья школьников в организации образовательного процесса; в-пятых, создание условий для развития личности каждого школьника с учетом индивидуальных особенностей, задатков и способностей обучающихся. Следовательно, адаптивная образовательная среда является одним из основных ресурсов управления индивидуальной траекторией развития личности школьников.

9. Безопасная образовательная среда на внутришкольном уровне способствует разрешению несоответствия между требованиями образовательной среды и психологическими возможностями участников образовательных отношений. Субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса выступает как необходимое психолого-педагогическое условие обеспечения безопасности образовательной среды школы. Психологическая безопасность образовательной среды вы-

ступает ее качественной характеристикой, что способствует удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении в условиях свободного от проявлений психологического насилия взаимодействия субъектов образовательного процесса школы.

10. Признаками благоприятной, комфортной образовательной среды общеобразовательной организации являются социально-психологическая защищенность участников образовательного процесса и здоровьесберегающая направленность образовательной среды. Критериями диагностики сформированности благоприятной, комфортной среды общеобразовательной организации становятся ее широта, интенсивность, стабильность, устойчивость, доминантность, согласованность, мобильность.

11. Здоровьеформирующая и здоровье-сберегающая образовательная среда школы является компонентом целостной педагогической системы, в которой происходит формирование и становление здоровья взрослеющей личности обучающихся и сберегается профессиональное здоровье членов педагогического коллектива общеобразовательной организации. Данная среда должна проектироваться, конструироваться и выстраиваться с учетом внутреннего состояния участников образовательного процесса и внешних условий. Функцией такой образовательной среды становится обеспечение физического, психического и социального здоровья участников образовательных отношений. Исходя из того, что по мере взросления личности внутренняя среда становится доминирующей в системе взаимодействия человека с внешней средой, центральной задачей здоровьеформирующей и здоро-вьесберегающей среды становится ее врастание во внутреннюю среду ребенка с тем, чтобы при окончании школы и уходе из данной образовательной среды он испытывал на себе ее пролонгированное ценностно-мотивационное здоровьесозидательное влияние. Система принципов педагогики здоровья призвана характеризовать устойчивые закономерности управления здоровьесозидающим педагогическим процессом. Устойчивость качества здоровья школьников обеспечивается процессами здоровьеформирования, здоровьесбереже-ния, здоровьеукрепления и здоровьесозида-

ния. Здоровьеформирующая и здоровьесберегающая образовательная среда школы служит условием реализации принципов педагогики здоровья путем вовлечения в процесс создания данной среды всех участников образовательного процесса.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Цибульникова В. Е., Леванова Е. А. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании: учеб. пособие (с практикумом) для студентов пед. вузов / под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. Е. А. Левановой. - М.: МПГУ, 2017.

2. Выготский Л. С. Основы педологии / под ред. М. А. Левиной. - Ленинград: Ин-т, артель «Стеклограф», 1935. - 133 с.

3. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения: в 4 т. / сост. Г. Морозова, И. Соловков, А. Ку-барева, Д. Бершадская; под ред. И. Каирова, Л. Скаткина, М. Скаткина, В. Шацкой. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР: Просвещение, 1962. - 1742 с.

4. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

5. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. - 1999. - № 3. - С. 37-43.

6. Кекеева З. О. Образовательная среда - сфера развития культуры личности в образовательном пространстве // Научная мысль Кавказа: науч. и обществ.-теорет. журн. - Ростов н/Д, 2006. - № 5. - С. 10-13.

7. Цибульникова В. Е. Культуросообразная среда современной школы как ресурс развития личности. Вступительное слово // Управление развитием культуросообразной среды современного образовательного учреждения: сб. ст. I Всероссийских открытых Одинцовских педагогических чтений, февраль 2013 г. / сост., авт. вступ. слова В. Е. Цибульникова. - М.: Перо, 2013. - С. 9-14.

8. Дистервег А. Руководство для немецких учителей / предисл. К. Ваккера; пер. с нем. А. Ф. Гретмана; под ред. Д. Н. Королькова. -М.: Книгоизд-во К. И. Тихомирова, 1913. -321 с.

9. Худобина О. Ф. Влияние билингвального образования на развитие различных компетен-

ций у студентов // Вестн. Волгоградского гос. мед. ун-та. - 2005. - № 3 (15) июль-сент.

- С. 81-83.

10. Долгунов В. А. Личностное образование учащихся как педагогический процесс в этносоциальной среде: На примере Республики Саха (Якутия): дис. ... д-ра пед. наук. -Якутск, 2005. - 365 с.

11. Плешаков В. А. Методические рекомендации по информационно-медийному направлению деятельности Российского движения школьников. - М.: Российское движение школьников, Московский пед. гос. ун-т, 2016. - 52 с.

12. Соловьев И. О. Развитие профессионала в акмеологической среде: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2011. - 640 с.

13. Иванова В. И. Акмеологическая концепция формирования образовательной среды подготовки специалиста: дис. ... д-ра пед. наук.

- М., 2009. - 662 с.

14. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / под ред. Н. Д. Виноградова; пер. с англ. Н. М. Никольской. - М.: Совершенство, 1997. - 208 с.

15. Ямбург Е. А. Школа для всех: Адаптивная модель (Теоретические основы и практическая реализация). - М.: Новая школа, 1997.

- 352 с.

16. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Из-дат. центр «Академия», 2001. - 124 с.

17. Алисов Е. А. Педагогическое проектирование экологически безопасной образовательной среды: дис. ... д-ра пед. наук. - Курск, 2011.

- 405 с.

18. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: Теоретические основы и технологии создания: дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2002. - 386 с.

19. Лошакова Т. Ф. Педагогическое управление созданием комфортной среды в образовательном учреждении: дис. ... д-ра пед. наук.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Екатеринбург, 2001. - 416 с.

REFERENCES

1. Tsibulnikova V. E., Levanova E. A. Peda-gogicheskie tekhnologii. Zdorovyesberegayush-chie tekhnologii v obshchem obrazovanii:

ucheb. posobie (s praktikumom) dlya studentov ped. vuzov. Moscow: MPGU, 2017.

2. Vygotskiy L. S. Osnovy pedologii. Leningrad: In-t, artel "Steklograf", 1935. 133 p.

3. Shatskiy S. T. Pedagogicheskie sochineniya: in 4 vol. Moscow: Izd-vo Akad. ped. nauk RSFSR: Prosveshchenie, 1962. 1742 p.

4. Yasvin V. A. Obrazovatelnaya sreda: ot mode-lirovaniya k proektirovaniyu. Moscow: Smysl, 2001. 365 p.

5. Bondarevskaya E. V. Pedagogicheskaya kultura kak obshchestvennaya i lichnaya tsennost. Ped-agogika. 1999, No. 3, pp. 37-43.

6. Kekeeva Z. O. Obrazovatelnaya sreda - sfera razvitiya kultury lichnosti v obrazovatelnom prostranstve. Nauchnaya mysl Kavkaza: nauch. i obshchestv.-teoret. zhurn. Rostov-on-Don, 2006, No. 5, pp. 10-13.

7. Tsibulnikova V. E. Kulturosoobraznaya sreda sovremennoy shkoly kak resurs razvitiya lichnos-ti. Vstupitelnoe slovo. In: Upravlenie razvitiem kulturosoobraznoy sredy sovremennogo obrazo-vatelnogo uchrezhdeniya. Proceedings of the I All-Russian open Odintsovo pedagogcal reading, Feb. 2013. Moscow: Pero, 2013. Pp. 9-14.

8. Diesterweg A. Rukovodstvo dlya nemetskikh uchiteley. Moscow: Knigoizd-vo K. I. Tikhomi-rova, 1913. 321 p. (in Russian)

9. Khudobina O. F. Vliyanie bilingvalnogo obra-zovaniya na razvitie razlichnykh kompetentsiy u studentov. Vestn. Volgogradskogo gos. med. un-ta. 2005, No. 3 (15) Jul.-Sep., pp. 81-83.

10. Dolgunov V. A. Lichnostnoe obrazovanie uchashchikhsya kak pedagogicheskiy protsess v etnosotsialnoy srede: Na primere Respubliki Sakha (Yakutiya). ScD dissertation (Education). Yakutsk, 2005. 365 p.

11. Pleshakov V. A. Metodicheskie rekomenda-tsii po informatsionno-mediynomu naprav-leniyu deyatelnosti Rossiyskogo dvizheniya shkolnikov. Moscow: Rossiyskoe dvizhenie Shkolnikov, Moskovskiy ped. gos. un-t, 2016. 52 p.

12. Solovyev I. O. Razvitie professional v akmeo-logicheskoy srede. ScD Dissertation (Psychology). Moscow, 2011. 640 p.

13. Ivanova V. I. Akmeologicheskaya kontseptsiya formirovaniya obrazovatelnoy sredy podgotov-ki spetsialista. ScD dissertation (Education). Moscow, 2009. 662 p.

14. Dewey J. Psikhologiya i pedagogika myshleni-ya. Moscow: Sovershenstvo, 1997. 208 p. (in Russian)

15. Yamburg E. A. Shkola dlya vsekh: Adaptivnaya model (Teoreticheskie osnovy i prakticheskaya realizatsiya). Moscow: Novaya shkola, 1997. 352 p.

16. Kapustin N. P. Pedagogicheskie tekhnologii adaptivnoy shkoly: ucheb. posobie dlya studen-tov vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. Moscow: Iz-dat. tsentr "Akademiya", 2001. 124 p.

17. Alisov E. A. Pedagogicheskoe proektirovanie ekologicheski bezopasnoy obrazovatelnoy sredy. ScD dissertation (Education). Kursk, 2011. 405 p.

18. Baeva I. A. Psikhologicheskaya bezopasnost obrazovatelnoy sredy: Teoreticheskie osnovy i tekhnologii sozdaniya. ScD dissertation (Psychology). St. Petersburg, 2002. 386 p.

19. Loshakova T. F. Pedagogicheskoe upravlenie sozdaniem komfortnoy sredy v obrazovatelnom uchrezhdenii. ScD dissertation (Education). Ekaterinburg, 2001. 416 p.

Цибульникова Виктория Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В. А. Сластенина Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Tsibulnikova Victoria E., PhD in Education, associate professor, V. A. Slastenin Pedagogy and psychology of professional education Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.