ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УДК 371.4
Морозова Любовь Александровна
Заслуженный учитель Российской Федерации средняя общеобразовательная школа № 331, г. Санкт-Петербург
СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Статья посвящена проблеме здоровьяформирования в условиях инновационной школы. В статье рассматриваются «школьные факторы риска», оказывающее негативное влияние на здоровье школьников. Описывается классификация здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся. Приводится практический опыт здоровьеформирующей деятельности в общеобразовательном учреждении.
Ключевые слова: образовательная среда, здоровьеформирующая деятельность, школьный фактор риска.
Любые изменения в обществе обязательно сказываются на структуре и содержании системы основного (базового) образования, меняя ее приоритеты, задачи, требования к учителю и ученику. Но как бы, ни менялось время, как бы, ни менялись задачи реформирования современного образовательного учреждения, одна проблема остается неизменно актуальной - проблема здоровья детей, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, создания соответствующих условий для их нормального роста и развития.
В современных условиях в нашей стране актуальной проблемой становится обеспечение сохранения и укрепления здоровья обучающихся, которая решается в рамках приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здоровье», а также федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 года и федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы [3]. Совместно с заинтересованными ведомствами реализуется комплекс мер по созданию условий для охраны здоровья обучающихся, ведется работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.
Почему и сегодня эта проблема по-прежнему актуальна и не теряет своей принципиальной значимости? Основная причина в низком уровне валеологической культуры населения вообще и воспитанников, их родителей, педагогов в частности. До сих пор ни дома, ни в школе дети все еще не получают системных знаний о своем здо-
ровье, о том, как его сберечь, не имеют представлений о поведенческих рисках, практических навыков заботы о собственном здоровье.
Анализ состояния здоровья населения России показывает, что оно значительно хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран мира, и объективно следует ожидать его дальнейшего ухудшения, если кардинально не будут изменены в сторону улучшения экологические и социальные условия жизни, влияющие на здоровье человека. В среднем более 35% дошкольников, 60% школьников имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении. Около 25-30% детей приходящих в 1-й класс школы, имеют те, или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным классам с 3,5% до 18%, с нервно-психическими расстройствами с 1,6% до 2,8%, нарушениями осанки с 19% до 46%. Одна из частых патологий школьников - нарушение остроты зрения, составляющее в ряде классов 30-40%.
Известно, что формирующийся организм ребенка в силу особенностей своего развития особенно чувствителен к воздействию неблагоприятных природно-социальных факторов окружающей среды. Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее поколение нашей страны оказывают неблагоприятное воздействие множество так называемых «школьных факторов рис-
ка», имеющих место в общеобразовательных учреждениях, которые способствуют дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения.
К числу школьных факторов риска относятся:
- острый дефицит двигательной деятельности, чрезмерное статическое напряжение (хроническая гипокинезия);
- стрессовая тактика педагогических воздействий;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным функциональным возможностям школьников;
- интенсификация учебного процесса;
- нерациональная организация учебной деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительной работы);
- низкая валеологическая грамотность и ва-леологическая культура педагогов, учащихся и их родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Опасность влияния школьных факторов риска заключается в том, что их воздействие на рост, развитие, состояние здоровья детей проявляется не сразу, а накапливается в течение нескольких лет. Микросимптоматика нарушений в состоянии физического и психического здоровья ребенка не привлекает должного внимания педагогов и родителей до тех пор, пока они не переходят в выраженную патологию.
Хроническая гипокинезия, является первым по значимости школьным фактором риска. Режим обучения в современной школе связан с критическим для организма детей и подростков дефицитом двигательной активности и возрастанием статического напряжения, что приводит к нарушению осанки, чрезмерному напряжению зрительного анализатора, накоплению избыточной массы тела и, как следствие, к значительному увеличению риска заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем, возникновения нарушений обмена веществ, к снижению уровня развития двигательных качеств, к ухудшению психоэмоционального состояния.
Стрессовая тактика педагогических воздействий является вторым по значимости школьным фактором риска. Ведущим стрессовым фактором в процессе школьного обучения является ограничение времени учебной деятельности. Речь идет, прежде всего, о продолжающихся в начальной школе так называемых «испытаниях секун-
домером», когда в качестве критерия успешности учебной деятельности рассматривается приобретение навыка письма и чтения с определенными скоростными характеристиками. Данные психофизиологических исследований показывают, что форсирование темпа письма и чтения тормозит формирование этих базисных навыков, приводит к значительному мышечному напряжению и напряжению сенсорных систем, к переутомлению. При чтении со скоростью 80-90 слов в минуту часть информации ребенком просто не воспринимается.
Третьим по значимости школьным фактором риска, вызывающим чрезмерное функциональное напряжение, нарушение здоровья, выступает несоответствие методик и технологий обучения возрастным функциональным возможностям учащихся. Особенно остро проблема адекватности педагогических воздействий уровню физиологической и психологической зрелости организма школьников стоит в начале обучения в школе при поступлении в первый класс. По данным психофизиологических и нейрофизиологических исследований Института возрастной физиологии РАО, к началу школьного обучения у подавляющего большинства современных детей 67 лет еще не сформированы школьно-значимые функции [1]. От 60 до 90% детей имеют возрастную несформированность моторной и речевой функций, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных и слухо-моторных координаций, которые являются основой формирования базовых навыков письма, чтения, счета.
Следующим школьным фактором риска, приводящим к резкому ухудшению состояния здоровья современного школьника, является интенсификация учебного процесса за счет увеличения количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.), а также за счет реального уменьшения количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала.
С интенсификацией учебного процесса тесно связан и такой школьный фактор риска, как нерациональная организация учебного процесса. Учащиеся всех классов недосыпают 1,5-2 часа в 80-90% случаев, средняя продолжительность прогулок на воздухе обычно составляет не более 15-30 минут, что, безусловно, отрицательно сказывается на функциональном состоянии их организма.
Еще одним школьным фактором риска, является недостаточная валеологическая грамотность педагога, работающего в школе. Учитель может блестяще знать свой предмет, но может не знать возрастные индивидуальные особенности и возможности учащегося. К сожалению, современная система подготовки и переподготовки педагогических кадров у нас в стране предусматривает минимальный и явно недостаточный уровень знаний по возрастной физиологии и психологии, педагогической валеологии, психофизиологии учебного процесса и психопедагогике школьных трудностей, не позволяющих выстроить научно обоснованный здоровьесберегающий учебный процесс.
Одним из направлений работы педагогического коллектива нашей школы является деятельность, направленная на организацию здоровьесберегающего образовательного процесса и соответственно решение следующих задач:
- организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
- создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;
- научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;
- воспитание культуры здоровья;
- развитие творческих способностей;
- мотивация на здоровый образ жизни;
- научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни;
- внедрение инновационных педагогических технологий;
- принятие участия в научно-практических конференциях.
Что же необходимо сделать, чтобы, если не полностью исключить, то существенно минимизировать негативное влияние вышеперечисленных школьных факторов риска на здоровье школьника в условиях современной российской общеобразовательной системы? Единственно верным является один путь: необходим комплекс действенных научно обоснованных мер по созданию здоровьесберегающей и здоровьеформирующей образовательной среды и здоровьесохраняющей организации образовательного процесса в современном образовательном учреждении.
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).
По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют:
- медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности);
- образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные);
- социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения);
- психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят:
- технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологичес-кие);
- педагогические технологии, содействующие здоровью;
- технологии, формирующие ЗОЖ.
Недостаточное использование или порой отсутствие в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся, не дает школьнику возможность сохранить здоровье в период обучения в школе.
Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе по формированию здорового образа жизни зависит не только от взаимодействия педаго-га-психолога и социального педагога, но и требует от них четкой организации и системы работы с педагогами и родителями, как участниками целостного учебно-воспитательного процесса.
Здоровьеформирующее образование в современном образовательном учреждении невозможно без создания культурологического пространства: системы дополнительного образования детей (широкой сети кружков художественно-эстетической, научно-технической и спортивной направленности); системы реального детского самоуправления на уровне класса и всей школы; системы социального воспитания подрастающего поколения.
Создание культурологического пространства образовательного учреждения невозможно без целенаправленных совместных и систематичес-
ких усилий педагогического коллектива и обучающихся по оздоровлению эмоционально-поведенческого пространства школы. Характеристиками эмоционально-поведенческого пространства школы являются:
- уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов;
- особенности эмоционально-психического климата в школе в целом и в каждом классе в отдельности, а также в педагогическом коллективе школы;
- стиль поведения учителя и учащихся на уроке, формы и характер поведения учащихся на переменах;
- степень проявления заботы учащихся и педагогов и психологических последствиях своего влияния на окружающих в процессе взаимодействия и т. п.
Психологическое направление организации здоровьеформирующего образования в первую очередь предполагает комплексное системное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в учебно-воспитательном процессе, которое невозможно без скоординированной совместной работы педагога-психолога и социального педагога образовательного учреждения.
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются: предупреждение возникновения проблем развития ребёнка; помощь ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации психологическое обеспечение образовательных программ; развитие психологопедагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов.
На каждом возрастном этапе перед ребенком стоят сложные жизненные задачи. Если у ребенка своевременно не сформированы психологические способности, позволяющие находить правильные решения этих задач, они превращаются в непреодолимые затруднения, которые, накапливаясь, становятся проблемами не только самого ребенка, но и его родителей, педагогов, общества.
На разных ступенях образования ребенка задачи психолого-педагогического сопровождения различны. В дошкольном образовании - диагностика и коррекция нарушений развитии, обеспечение готовности к школе. Для начальной школы
- определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности младших школьников в учеб-
ной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и умения учиться, развитие творческих способностей.
Эти проблемы, не будучи разрешенными, в младшем школьном возрасте, могут служить основой для различных отклонений психосоциального развития, с особой остротой обнаруживающихся в подростковом возрасте.
Одним из примеров организации системы психологического сопровождения образовательного процесса на основе здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности является программа «Школа без обид», реализуемая в ГОУ СОШ № 331 Невского района г. Санкт-Петербурга [2].
Целью программы является разработка и внедрение системы эмоционального здоровьесбере-жения в школе.
Задачи программы:
- создание креативной среды как необходимого условия комфортной безопасной обстановки;
- разработка эффективных способов укрепления эмоционального здоровья детей;
- создание модели взаимодействия учителей, учащихся и родителей;
- организация работы волонтеров по проекту из учителей, родителей и учащихся старшей школы.
Программа «Школа без обид» рассматривается как система работы в начальной, средней и старшей школе.
Содержание программы «Школа без обид»
Начальная школа
Цель: социализация детей в школе.
Задачи:
- воспитание позитивного отношения к окружающим;
- выработка позитивного алгоритма поведения детей в конфликтных ситуациях;
- сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка;
- создание банка данных «зон озабоченности» на каждого ребенка.
Ожидаемые результаты:
- снижение уровня напряженности в адаптации первоклассников;
- выработка позитивного алгоритма поведения детей в конфликтных ситуациях;
- обеспечение эмоционального благополучия учащихся.
Формы и методы работы:
1 класс - социализация в классе через психологические тренинги, этно-спектакль «Теремок» и сюжетно-ролевые игры, проект «Вместе дружная семья!» (уровень - мой класс);
2-3 классы - создание проектов «Мой мир», «Я люблю, я радуюсь, я обижаюсь, я грущу», «Вместе - дружная семья!» (уровень - параллель 2 и 3 классов);
4 класс - проекты «Я и мой мир», «Новый друг», акции «Напиши письмо новому другу», «Подари другу радость»;
Социализация учащихся методом сократического диалога-полилога по программе дополнительного образования «Философия для детей» (3 года обучения).
Основная школа
Цель: социализация учащихся в школьном коллективе и окружающем их мире.
Задачи:
- расширение и углубление теоретических знаний учащихся в области правового поведения и умение эти знания применять в повседневных отношениях;
- укрепление навыка конструктивного поведения детей в конфликтных ситуациях;
- воспитание толерантных отношений в среде одноклассников и в школе.
Ожидаемые результаты:
- снижение уровня напряженности в адаптации пятиклассников;
- толерантные отношения в среде одноклассников и в школе;
- развитие познавательного интереса в области межкультурных отношений;
- сохранение и укрепление эмоционального здоровья подростков.
Формы и методы работы:
5-6 классы - проекты «Человек, на которого я хотел бы быть похожим», «Мосты дружбы», психологические игры, акции «Новый друг», «Напиши письмо новому другу», «Подари другу радость», проект по этнографии народов мира «Вместе дружная семья!»;
7-8 классы - волонтерская работа в начальной школе, психологические игры «Возьмемся за руки», участие в пополнении странички сайта «Школа без обид»; участие в акциях «Письмо новому другу», «Общайся!», «Урок европейской
культуры», флешмобы;
9 классы - работы по программам профориентации, социальные и краеведческие проекты «Виртуальный музей школы», акции по воспитанию толерантности «Подари другу радость».
Старшая школа
Цель: социализация учащихся в социуме.
Задачи:
- повышение уровня психологической культуры старшеклассников в преодолении кризиса подросткового возраста;
- повышение адаптации учащихся к современным требованиям жизни;
- организация работы волонтеров из учителей, родителей и учащихся старшей школы.
Ожидаемые результаты:
- расширение и углубление теоретических знаний учащихся в области правового поведения в обществе;
- повышение уровня психологической культуры старшеклассников;
- выпускник адекватно своим способностям и психологическим особенностям выбирает свою будущую профессию, он способен интегрироваться в современное гражданское общество.
Формы и методы работы:
10-11 классы - проекты «Лидер XXI века», «Мой мир», «Как быть счастливым?»; «Уроки Европы», акции «Общайся!», «Подари другу радость»; флешмобы; социальный театр, волонтерская работа, Интернет-конференции по вопросам толерантности и культурных традиций разных стран.
Ожидаемые результаты программы:
- снижение уровня напряженности в адаптации первоклассников и пятиклассников;
- участие младших школьников в создании индивидуальных и групповых проектов «Мой мир», «Я люблю, я радуюсь, я обижаюсь, я грущу»;
- формирование и воспитание толерантных отношений в среде одноклассников в школе;
- снижение конфликтов в семье через просвещение родителей по вопросам психологических особенностей детей разных возрастных групп;
- выработка позитивного алгоритма поведения детей в конфликтных ситуациях;
- расширение и углубление теоретических знаний учащихся в области правового поведения;
- повышение уровня психологической культуры старшеклассников;
- выбор профиля и будущей профессии учащимися старшей школы, которые совпадают с типами взаимодействия и профессиональной направленностью личности;
- повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении своего эмоционального здоровья и эмоционального здоровья школьников.
Реализация данной программы психологического сопровождения и результаты ее внедрения свидетельствуют о том, что она способствует созданию системы необходимых психологических условий для личностного роста учащихся в школьной образовательной среде, их обучения и развития, значительно повышает эффективность педагогического взаимодействия.
Библиографический список
1. БезрукихМ.М., Сонькин В.Д., ФарберД.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). - М.: Academia, 2009. - 416 с.
2. Морозова Л.А. Организация системы психологического сопровождения учебного процесса в образовательном учреждении // Психология и современное российское образование: Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России (Москва, 8-12 декабря 2008 г.). - М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2008. - 554 с.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 года N° 803, Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 года № 172.
УДК 37.018.761
Тимакин Александр Вячеславович
Московский педагогический государственный университет
ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
В статье отражаются ключевые структуры социального партнерства по воспитанию здорового образа жизни старшеклассника. Через модель воспитания раскрываются направления работы участников социального партнерства на основе технологического обеспечения с использованием современных педагогических технологий. Обозначается содержание этапов работы по воспитанию здорового образа жизни старшеклассников. Представлены результаты процесса воспитания.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, воспитание, социальное партнерство, старшеклассник, семья, педагогическая технология.
Необходимой задачей школы как одного из важнейших социально-культурных институтов является подготовка людей, способных развивать общество и жить в нем, ориентируясь на новые жизненные ценности, среди которых одной из главных выступает осознание здорового образа жизни как социальной и личностной ценности.
Перспективы становления здорового поколения строятся уже не только на семейном воспитании ценностных ориентаций и навыков поведения у ребенка, но также на привлечении потенциала участников внесемейных институтов в образовательный и воспитательный процесс.
Внимание к социальному партнерству общеобразовательных учреждений, социальных центров, негосударственных психологических служб обусловлено возможностью использовать его
совокупный ресурс в решении воспитательных задач. В процессе воспитания здорового образа жизни старшеклассников в ситуации социального партнерства могут участвовать три подструктуры: Семья, Школа, Социальные службы.
Они представляют собой первое устойчивое «оцепление», целью которого является защита и помощь старшекласснику в процессе развития личности и реализации ее потребностей.
Практическая реализация процесса воспитания проходила в рамках сотрудничества Комплексного центра социальной помощи семье и детям Октябрьского района г. Пензы, Регионального Психологического Центра им. А.Р. Довженко «Д. А.Р.» и общеобразовательных школ в г. Пенза.
Воспитание здорового образа жизни посредством объединения общественных и государственных структур/служб корректирует процесс воспи-