Ю. В. Смирнова
(Челябинск)
ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ
Автор рассматривает понятие здоровьесберегающей образовательной среды, основанное на определении здоровья как физического, психического и социального благополучия человека. Приведены технологии реализации здоровьесберегающего потенциала образовательной среды и планируется профилактика здоровьесберегающих факторов. На основе теоретических исследований представлена модель образовательной среды с учетом позитивных и негативных составляющих
Здоровьесберегающая образовательная среда - это идеальная модель, к которой стремятся все участники образовательного процесса - учителя, учащиеся и их родители. Однако достижение этого идеального результата - процесс многоступенчатый, многофакторный и не всегда прогнозируемый.
В определении здоровья, которое дает Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), указывается на физическое, психическое и социальное благополучие (здоровье) человека. Под каждым из видов здоровья мы будем понимать следующее:
- физическое здоровье характеризуется состоянием физического развития, отражающим текущее функциональное состояние органов и систем организма человека, соответствие биологического и паспортного возраста, отсутствие аномалий развития, врожденных и приобретенных уродств и инвалидности, снижающих или ограничивающих физическую и функциональную активность человека [6];
- психическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, определяемое отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности
[3];
- социальное здоровье - это социальная активность, адекватность мировосприятия и мироотношения, удовлетворенность жизнью, способствующая нравственности поведения и препятствующая социальной дезадаптации личности.
Современный валеологический подход в образовании помог подчеркнуть актуальность проблемы здоровьесбережения участников образования. Однако решение её осуществляется во многом за счёт возложения на школу медицинских функций, не свойственных ей, а также введения новых курсов, что приводит к увеличению учебной нагрузки на обучающихся.
Для нашего исследования наиболее перспективным является рассмотрение сохранения здоровья обучающихся путем организации здоровьесберегающего образования (М. М. Безруких, Л. И. Дудина, В. Н. Кес-пиков, С. Г. Молчанов, Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков, Н. В. Никитин, Г. П. Сикорская и др.).
Представителями данного направления обоснована актуальность целенаправленного осуществления всеми участниками образования специальных мер, способствующих здоровьесозиданию и предотвращающих здоровьетраты. При этом термин «здоровьесбережение» понимается как единство мер, предпринимаемых участниками образования и направленных на улучшение (не ухудшение) здоровья, а также на рост качества образованности и профессиональной квалификации [6].
Отмечая остроту представленных задач и поворот педагогической науки и практики к сохранению здоровья, представители вышеуказанного направления сформулировали проблему отношения человека к собственному здоровью.
Поскольку здоровье человека, по данным ВОЗ, на 70-80 % определяется его собственным отношением к здоровью или воз-
можностью влиять на факторы, имеющие к нему отношение, исполнительный комитет ВОЗ отметил, что осознанная ответственность общества и каждого человека за сохранение и поддержание на должном уровне собственного здоровья - ключевой фактор, без которого усилия служб национального здравоохранения по достижению здоровья для всех будут оставаться недостаточно эффективными.
В современных условиях в содержание понятия «сохранение здоровья учащихся в ходе образовательного процесса» включается не только «здоровьесбережение», но и понятия «здоровьетворение» (М. М. Безруких, Л. Я. Доцоев, Г. К. Зайцев и др.), «здо-ровьеразвитие» (А. М. Дюкарева, В. Н. Кес-пиков, Д. З. Шибкова), здоровьесозидание (Л. Г. Татарникова).
В аспекте нашего исследования здоровьесберегающее образование мы понимаем как процесс воспитания и обучения, имеющий потенциал оздоровления и направленный на достижение уровня образованности учащихся, не вызывающего ухудшения состояния здоровья как у самих учащихся, так и у других участников образовательного процесса (родителей, учителей). Здоровьесберегающее образование базируется на принципах, исходящих из логики педагогической теории и современной лич-ностно ориентированной парадигмы обучения и воспитания школьников:
- природосообразности и доступности. Исходная позиция педагога по отношению к ребенку базируется на доверии, направленности на формирование самоорганизующейся личности с учетом имеющегося потенциала и на основе закономерностей психофизиологического развития, а также на использовании и развитии внутренних резервов для реализации возможностей, заложенных природой;
- целесообразности и безопасности. Педагоги в процессе выполнения своих профессиональных функций проявляют заботу о том, чтобы не навредить физическому, психическому, социальному здоровью учащихся. Для развития ребенка в современном общеобразовательном учреждении необходимо подбирать соответствующие возрастным и функциональным особенностям виды деятельности, избегая перегру-
зок и соблюдая гигиенические требования. Руководители общеобразовательных учреждений обеспечивают неукоснительное соблюдение нормативных требований безопасных условий функционирования школы.
В процессе анализа мы подходим к определению образовательной среды как набора условий и средств, под воздействие которых попадает ребенок в школе.
А. В. Хуторской определяет образовательную среду как естественно или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды условий, средств и содержания образования, способное обеспечивать продуктивную деятельность ученика и его развитие [8].
Т. И. Шамова отмечает, что образовательная среда - это не изолированный мир, в который на некоторое время приходит ребенок. Образовательная среда школы -реальная жизнь для каждого, кто в ней находится [9]. Само понятие «образовательная среда» трактуется автором как пространство возможностей и выборов личности.
На практике под «образовательной средой» обычно понимают социально-психологическую, физическую среду школы, дома, улицы и так далее, в которой проходит жизнь учащегося и влияющих на его образование лиц (родители, педагоги, тренеры и т.д.). Понятие «образовательная среда» выступает как родовое для понятий «школьная среда», «семейная среда» и т.п.
В настоящее время каждое из слагаемых образовательной среды представлено авторскими программами и учебниками, уровневой дифференциацией учебного содержания и дифференциацией детей по способностям, инновационными педагогическими технологиями, индивидуальными и групповыми формами организации процесса обучения, признанием развития ребенка в качестве основного результата и главной ценности образовательных воздействий и др.
Анализ образовательной среды на уровне социальных взаимодействий предполагает, что не существует заранее заданного сочетания показателей, которые бы количественно определили эффективность ее, так как каждая школа уникальна.
Подход В. И. Слободчикова к пониманию образовательной среды отталкивается от культурно-общественного контекста. Исследователь, с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя таким образом ее целевое и функциональное назначение, а с другой - выделяет ее истоки в предметности культуры общества: «Эти два полюса - предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека - в их взаимопонимании в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образовательной среды и ее состав»
[7].
На основании вышесказанного нам представляется методологически перспективным понимание образовательной среды как системы влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Образовательная среда - это целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая:
- определяется теми конкретными задачами, которые школа ставит и решает в своей деятельности;
- проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются (учебные программы, организация работы на уроках, тип взаимодействия педагогов с учащимися, стиль отношений между детьми, организация внеучебной школьной жизни, материально-техническое оснащение школы);
- содержательно оценивается по тому эффекту в личностном (самооценка, уровень притязаний, тревожность, преобладающая мотивация), социальном (компетентность в общении, статус в классе, поведение в конфликте и т.д.), интеллектуальном развитии детей, которого она позволяет достичь.
Перед нами возникают вопросы: Всякая ли образовательная среда является здоровьесберегающей? Какими особенными чертами обладает здоровьесберегающая образовательная среда в школе?
Во-первых, это экологически и криминально благополучный район; функционально и эстетически удачное школьное здание с достаточно большой и ухоженной
прилегающей школьной территорией; просторные и светлые кабинеты с современной мебелью; наличие в достаточном количестве технических средств обучения; актового и спортивного залов, столовой, библиотеки и т.д. (пространственно-предметный компонент среды [10].
Во-вторых, социальные отношения в школе должны служить фактором позитивного развития ребенка. Этому способствуют доброжелательное отношение к детям высококвалифицированных педагогов, их творческий подход к образовательному процессу, здоровый конструктивный стиль взаимоотношений в педагогическом коллективе, дружные классы и т.д. (социальный компонент среды) [Там же].
Но самое главное при оценке образовательной среды учебного заведения - это качество системных связей между пространственно-предметным и социальным компонентами данной образовательной среды, которые и обеспечивают результат образовательного процесса: уровень методического обеспечения, эффективность использования имеющихся образовательных ресурсов, направленность образовательного процесса на раскрытие и развитие личностного потенциала каждого ребенка, способность образовательной среды удовлетворить весь комплекс потребностей ребенка и сформировать у него систему социальных ценностей, обеспечивающих успешную адаптацию к современной жизненной среде.
Воспитательная функция здоровьесберегающей среды в рассматриваемом аспекте фиксирует образовательные усилия на социальной адаптации учащихся, проблеме самоопределения личности ребенка, нравственной составляющей здоровья учеников.
Потенциал здоровья ученика определяется как генетически и социально обусловленный резерв личности в саморазвитии психофизиологических возможностей растущего человека, которые могут быть реализованы в напряженных условиях деятельности и выражены в достижениях достаточно высокой степени физического, интеллектуального, духовного компонентов здоровья ребенка, мотивации здорового образа жизни и непрерывности образова-
ния, потребности в творческой самореализации.
Здоровьеразрушающими аспектами образовательной среды школы являются те негативные факторы, которым подвержены все три компонента здоровья участников образовательного процесса. Здоровьеразрушающие факторы могут вызвать нарушения в психическом, физическом и социальном здоровье школьников.
Рассмотрим здоровьеразрушающие факторы образовательной среды в школе. В первую очередь таким фактором для ребенка является стресс. Понятие стресса впервые вывел французский физиолог Г. Селье в 1936 году. Стресс - это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.
Стресс провоцируют стрессоры - неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия. Г. Селье выделил три последовательные стадии хронического действия стрессоров: тревога, адаптация, истощение. Ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Выдержав первую стадию, организм переходит в стадию адаптации, а если же стрессор продолжает действовать, наступает стадия истощения [5].
Многочисленные исследования в 6070-е годы ХХ века показали, что основным моментом стресса для человека являются психологические, эмоциональные события. Возникло понятие «эмоциональный», или «психологический», стресс. События, вызывающие стресс, могут не нести непосредственной физической угрозы для человека, но будут угрожать его самооценке, положению в группе, популярности.
Применительно к образовательной среде школы стрессором для учеников могут стать большой объем домашнего задания, в связи с чем повышается уровень тревоги учащихся по поводу его успешного выполнения; проблемы взаимоотношений с одноклассниками: статус в классе, психологическая совместимость учеников; угроза не оправдать ожидания родителей в школьной успеваемости и социальной ус-
пешности. Набор стрессоров зависит от возраста и психофизиологических особенностей развития детей. Например, в подростковом возрасте на первое место выходят проблемы, связанные с внешним видом школьников, в то время как в первом классе эта сфера является достаточно «безболезненной» для психики ребенка.
На социальное здоровье школьников негативное влияние могут оказывать как их личностные особенности (акцентуации характера, особенности семейного воспитания и т.д.), так и особенности психологического климата образовательного учреждения, сформированность у школьников духовно-нравственных представлений о собственной жизнедеятельности, отношение к учебе, возможность оценки социального опыта.
На основании исследования здоровьеразрушающих факторов риска образовательной среды школы, осуществленного Э. Р. Валеевой [2], можно выделить:
1. Факторы риска ухудшения физического здоровья школьников:
- низкий уровень здоровья учеников при поступлении в школу;
- материальное оснащение школы (недоукомплектованность мебелью, несоответствие её требованиям санитарно-гигиенической безопасности, оснащение компьютерных классов с нарушением санитарногигиенических норм);
- условия осуществления образовательного процесса (несоблюдение температурного режима, норм естественного и искусственного освещения рабочих мест учеников, учебных досок и т.д.);
- учебная нагрузка (количество учебных часов, чередование «сложных» и «легких» предметов);
- чтение учебной литературы. В процессе обучения в школе ученики проводят за чтением учебников несколько часов в день. Этот фактор влияет на формирование патологии зрения, умственную работоспособность, возникновение и развитие болезней мышечной и нервной систем.
2. Факторы риска ухудшения психического здоровья школьников: самооценка учеников; самочувствие, активность, настроение; эмоциональная стабильность; акцентуации характера. Среди учащихся с
Экологические проблемы Проблемы молодежной культуры Семейные проблемы Информационные проблемы региона (семейная среда) (инф. опасности)
хроническими заболеваниями и частыми случаями острых заболеваний велика вероятность формирования невротического расстройства с нарушенными адаптационными реакциями к любым внешним воздействиям).
3. Факторы риска ухудшения социального здоровья школьников - образ жизни учеников (семейные, жилищные условия, досуг). Известно, например, что большинст-
во детей в свободное время предпочитают просмотр телевизионных передач. Чтением художественной литературы увлекаются больше девочки, чем мальчики, а к 16-18 годам доли читающих среди мальчиков и девочек практически выравниваются.
Вышесказанное может быть представлено моделью образовательной среды с учетом позитивных и негативных ее составляющих (схема 1).
Литература
1. Актуальные проблемы современного образования: Учеб.-метод. пособие для учителей / Под ред. В. Г. Воронцовой, С. В. Алексеева. - 2-е изд., доп. - СПб.: СПбГУПМ, 2003. - 32 с.
2. Валеева Э. Р., Хамитова Р. Я. Риски формирования болезней среди учащихся образовательных учреждений // Гигиена и санитария. - №6. - 2006.
3. Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 192 с.
4. Никитин Н. В. Модель развития образовательного учреждения на основе здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса. Дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск: УГАФК, 1999. - 150 с.
5. СельеГ. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1979. - 123 с.
6. Сериков Г. Н., Сериков С. Г. Здоровьесбережение в гуманном образовании: Монография. - Екатеринбург - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. - 356 с.
7. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. - М.: Инноватор - Bennet Со1-ledge, 1997. - 78 с.
8. Хуторской А. В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-ое изд., перераб. - М.: Высшая школа, 2007. - 639 с.
9. Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.: Педагогический поиск, 2001. - 368 с.
10. Ясвин В. А. Экспертиза школьной образовательной среды. - М.: Сентябрь, 2000. - 128 с.