Научная статья на тему 'Здоровье педагогов - важное условие формирования здоровьесберегающей образовательной среды'

Здоровье педагогов - важное условие формирования здоровьесберегающей образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калина И. Г.

Одной из важнейших задач современной системы образования как государственной структуры является создание в учебных учреждениях здоровьесберегающих условий образовательного процесса, которые не сводятся к традиционному медицинскому обеспечению, а опираются на современные подходы к использованию новейших педагогических технологий в формировании у учащихся культуры здоровья и здорового образа жизни. В статье рассматривается возможность направленного использования различных педагогических и психологических средств, обеспеченных многопрофильностью учреждений дополнительного образования, для укрепления здоровья детей в процессе их занятий различными видами творческой деятельности. Акцентируется внимание на том, что предшествовать и стать основой формирования в образовательных учреждениях условий для восстановления и своевременной коррекции здоровья воспитанников должна просветительская и оздоровительная работа непосредственно с педагогами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калина И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровье педагогов - важное условие формирования здоровьесберегающей образовательной среды»

УДК 796.01:371.4

ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГОВ - ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

И.Г. Калина - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт» Филиал Казанского (Приволжского) федерального университета

Набережные Челны

TEACHERS HEALTH IS AN ESSENTIAL CONDITION OF FORMATION OF HEALTH SAVING EDUCATIONAL ENVIRONMENT

I.G. Kalina - Candidate of pedagogical sciences, associate professor of Physical Education and Sport department

The Branch of Kazan (Volga) Federal University Naberezhnye Chelny

e-mail: shashair63@,yandex. ru

Ключевые слова: здоровьесберегающая образовательная среда, оздоровительный потенциал творческой деятельности, дополнительное образование, реабилитация детей.

Аннотация. Одной из важнейших задач современной системы образования как государственной структуры является создание в учебных учреждениях здоровьесберегающих условий образовательного процесса, которые не сводятся к традиционному медицинскому обеспечению, а опираются на современные подходы к использованию новейших педагогических технологий в формировании у учащихся культуры здоровья и здорового образа жизни.

В статье рассматривается возможность направленного использования различных педагогических и психологических средств, обеспеченных многопрофильностью учреждений дополнительного образования, для укрепления здоровья детей в процессе их занятий различными видами творческой деятельности. Акцентируется внимание на том, что предшествовать и стать основой формирования в образовательных учреждениях условий для восстановления и своевременной коррекции здоровья воспитанников должна просветительская и оздоровительная работа непосредственно с педагогами.

Key words: health saving educational environment, health improving potential of creative activity, further education, the rehabilitation of children.

Summary. One of the most important tasks of modern education system, as a state structures is the establishment of educational at institutions of health saving terms of educational process, which can not be reduced to the traditional medical support, and rely on modern approaches to the use of innovative pedagogical technologies in formation of students' culture of health and healthy lifestyle.

The article represents the possibility of the directed use of various pedagogical and psychological resources provided by the diversification of the institutions of further education, to improve the health of children in their classes by various kinds of creative activities. The attention is focused on that to precede and become the basis of the formation at the educational institutions of the conditions for rehabilitation and timely correction of the health of students should be educational and health improving work directly with the teachers.

В недавнем прошлом Городской дворец творчества детей и молодежи г. Набережные Челны (ГДТДиМ) отметил свой 85-летний юбилей. Вариативность направлений деятельности данного учреждения, его универсальные возможности, современная материально-техническая база, профессионализм работающих педагогов создают здесь все условия для удовлетворения самых разнообразных потребностей подрастающего поколения города в реализации творческих способностей.

Следуя требованиям времени, руководство старается наиболее полно раскрыть потенциал учреждения - образовательный, воспитательный, творческий, оздоровительный и др. Возрождаются национальные традиции, в процесс обучения внедряются новаторские программы, реализуются инновационные педагогические технологии в области дополнительного образования и воспитания детей. На счету педагогов немало выдающихся достижений, побед во Всероссийском конкурсе «Школа года».

Коллектив учреждения в числе первых включился и в реализацию Целевой федеральной программы «Образование и здоровье». Необходимость создания в образовательных учреждениях здоровьесберегающих условий учебно-воспитательного процесса определяется негативными тенденциями в состоянии здоровья современной молодёжи. Профилактика детских заболеваний и своевременная коррекция здоровья учащихся в процессе их обучения являются хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем последующее дорогостоящее лечение.

Поэтому деятельность педагогического коллектива ГДТДиМ построена таким образом, чтобы реализация общих педагогических задач осуществлялась в аспекте решения и оздоровительных.

Начальным этапом формирования здоровьесберегающей образовательной среды здесь послужила разработка и внедрение комплексной программы оздоровительной работы с педагогами, которая продолжает реализовываться и сегодня. Целью этой работы является приобщение педагогов к активному конструированию собственного здоровья, их обучение умениям и навыкам здорового образа жизни, чтобы в последующем, через приобретение личного опыта самооздоровления, осознание необходимости и результативности этой деятельности, через повышение уровня компетентности в вопросах укрепления здоровья, подготовить педагогов к реализации здравоохранительных функций в отношении воспитанников. Такая целевая установка программы определила и ее название «От здоровья педагога - к здоровью воспитанника».

В ходе реализации данной программы в учреждении организован целый комплекс коррекционно-профилактических мер: проводятся физкультурно-оздоровительные занятия с педагогами, динамические паузы в режиме рабочего дня, соревнования по различным видам спорта, коллективные выезды на природу с элементами активного отдыха, «дни здоровья», обеспечивается доступность некоторых восстановительных и релаксационных средств (арома-, фито-, музыко-, физио-, психотерапии).

Ежегодный мониторинг здоровья педагогов данного учреждения свидетельствует о положительных изменениях в показателях их физического и психического состояния. Снизилось общее количество листов нетрудоспособности сотрудников. Активизировалась работа и по внедрению в учебные и досуговые программы современных технологий педагогики оздоровления, укрепляются традиций учреждения в формировании здоровьесберегающей образовательной среды.

Для формирования здоровьетворческого потенциала и повышения уровня валеологической компетентности педагогов организована деятельность «семинара о здоровье» с привлечением специалистов различного профиля - медиков, психологов, педагогов. Пополнен библиотечный фонд научно-методической литературой соответствующей тематики, согласно современным тенденциям повышен уровень технического оснащения информационного поля учреждения. Это обеспечивает доступ педагогов к научной информации и позволяет посредством и самообразования достигать

достойного уровня профессиональной компетентности, в том числе в вопросах укрепления здоровья учащихся.

Заметим, что в системе дополнительного образования имеются большие возможности без больших экономических затрат интегрировать технологии здоровьесбережения в учебно-воспитательное пространство и осуществлять оздоровление учащихся посредством имеющихся педагогических средств и методов. Этому способствует, прежде всего, многопрофильность учреждений, ведь здесь представлены такие направления, как спорт, туризм, аэробика, хореография, музыка, художественно-прикладное творчество, то есть виды деятельности, обладающие по своей природе психотерапевтическим и оздоравливающим потенциалом. Например, на занятиях хореографией и на спортивных занятиях можно осуществлять кинезотерапию (коррекцию физическими упражнениями и различными видами движений в танце), на других занятиях применять имаго- и арттерапию (коррекцию игровой деятельностью и искусством), натурпсихотерапию (коррекцию природой) и т.п.

В настоящее время в ГДТДиМ реализуются различные образовательные программы, интегрирующие элементы здоровьесберегающей педагогики: авторская программа «Раннее музыкальное образование как фактор оздоровления и развития личности ребёнка»; программа детской студии «Непоседа», предусматривающая применение физических упражнений при проведении занятий с детьми с задержкой или патологией в развитии; «Арт-малыш», направленная на коррекцию психического развития учащихся средствами изобразительного искусства; программа «Крепыш» по физическому развитию и оздоровлению детей дошкольного возраста, предусматривающая проведение учебных занятий в игровой форме, с высоким уровнем двигательной активности; программа «Норма жизни», направленная на формирование здорового образа жизни у воспитанников отдела национальной культуры; программа проведения лагеря общения детей с ограниченными возможностями и здоровых школьников-волонтеров детского ордена милосердия «Рука в руке»; модифицированная образовательная программа «Будь здоров» для учащихся туристического клуба; специальные программы «Домашний доктор» и «Экологическая тропинка», дающие знания в вопросах экологии окружающей среды и аптеки трав; «Арттерапия» - программа терапии искусством в работе с инвалидами; «Цветотерапия и древотерапия» и др.

В арсенале педагогов различные методики психологической и физической тренировки; средства проведения физкультминуток и подвижных игр, дыхательных упражнений, самомассажа, артикуляционной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз; оздоровительные системы М.С. Норбекова, Д. Огородного, М.Л. Лазарева, М. Монтессори и др. В учреждении предусмотрен питьевой режим, установлены аппараты Чижевского для аэронотерапии и очистки воздуха. К воспитанию и оздоровлению воспитанников привлечены и их родители, через совместное участие в различных физкультурных и спортивных мероприятиях.

Опыт работы ГДТДиМ по созданию в образовательном учреждении здоровьесберегающих условий образовательного процесса и профессиональной деятельности педагогов обобщен в сборнике «Интеграция здоровьесберегающих технологий в систему дополнительного образования», который стал лауреатом республиканского конкурса в Татарстане и получил рекомендации к распространению в регионе.

Результаты проделанной работы и приобретенный в ее процессе опыт позволили педагогическому коллективу совместно с управлением здравоохранения города приступить к реализации проекта «Эмоциональные пилюли». Его целью является реабилитация детей и подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья, в процессе их обучения в учреждении дополнительного образования.

Ежегодная диспансеризация детей г. Набережные Челны показывает, что большинству из них необходима помощь в восстановлении и укреплении здоровья. Однако возможностей только медицинских учреждений для проведения лечебных и

профилактических мероприятий в этих целях явно не достаточно. Поэтому существует необходимость создания в образовательных учреждениях условий для сохранения, а также своевременной коррекции здоровья учащихся в процессе их обучения.

Уникальность проекта «Эмоциональные пилюли» заключается в том, что найден интересный вариант социального партнёрства служб здравоохранения и учреждений дополнительного образования в решении данной проблемы. Разработана технология преемственности деятельности педиатров и педагогов дополнительного образования, определены образовательные программы и творческие объединения, задействование в которых способствует оздоровлению детей с конкретными диагнозами заболеваний.

Учитывая то, что занятия определенным видом творческой деятельности оказывают направленное терапевтическое воздействие на здоровье, участковый педиатр наряду с лечебными процедурами и лекарственными средствами, а иногда и вместо них, рекомендует ребенку занятия в том или ином творческом объединении учреждения дополнительного образования. Рекомендации назначаются в соответствии с возрастными особенностями ребенка и выявленной проблемой в состоянии здоровья.

В этом отношении разработана целостная система рекомендаций по каждому виду заболеваний (для детей с нарушениями осанки, детским параличом, вегето-сосудистой дистонией, неврологическими заболеваниями, гипотрофией, гипертрофией, с заболеваниями органов дыхания, почек и др.). Выбор вида творческой деятельности для каждого ребенка осуществляется и с учетом его личностно значимых потребностей и мотивов.

Занятия с этими детьми проводятся в общих группах со здоровыми учащимися в соответствии с учебными программами и планами для данного творческого объединения, не акцентируя при этом внимание на имеющихся заболеваниях. Таким образом, создается психологически комфортная среда для каждого ребенка, а его реабилитация осуществляется посредством психофизиологического воздействия используемых средств. Такое построение образовательного процесса требует от педагогов реализации принципа индивидуализации учебной деятельности, что предполагает дифференцированное использование средств и методов, основанное на учете личностных характеристик занимающихся.

За процессом реабилитации детей ведется непрерывный контроль со стороны их участковых педиатров, а также психологов и медицинских работников ГДТДиМ.

Медики и родители данных детей отмечают случаи полного или частичного избавления от недугов (неврозов, заиканий, бронхиальной астмы). Наблюдается исправление сколиозов, уменьшение назначаемой дозы инсулина и др. Снижается и частота обострения заболеваний.

Представленный опыт позволяет считать, что занятия в учреждениях дополнительного образования в той или иной степени способствуют не только социальной адаптации и приобретению ребёнком навыков творческой и профессиональной деятельности, но и помогают ему выздоравливать.

Литература

1. Говорушкина, Т.К. Особенности формирования здоровьесберегающей среды в учреждении дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук / Т.К. Говорушкина. - Великий Новгород, 2005. - 208 с.

2. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года // Внешкольник. - 2004. - № 12. - С. 4-7.

3. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. - М. : АРКТИ, 2005. - 320 с.

4. Сократов, Н.В. Технология оздоровления детей средствами и методами дополнительного образования / Н.В. Сократов // Валеология. - 2000. - № 1. - С. 35-39.

Literature

1. Govorushkina, T.K. Features of the formation of health saving environment in the establishment of additional education : synopsis of a thesis ... Candidate of Pedagogical Science / T.K. Govorushkina. - Velikiy Novgorod, 2005. - 208 p.

2. The concept of modernization of additional education of children of the Russian Federation till 2010 // Vneshkol'nik. - 2004. - No. 12. - P. 4-7.

3. Smirnov, N.K. Health saving educational technologies and health psychology at school / N.K. Smirnov. -M. : ARCTI, 2005. - 320 p.

4. Socratov, N.V. The technology of health improvement of children by means and methods of additional education / N.V. Socratov // Valeology. - 2000. - No. 1. - P. 35-39.

Статья поступила в редакцию 05.12.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.