УДК 378
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
© 2017
Каленик Роман Сергеевич, преподаватель кафедры «Тактико-специальной, огневой и физической подготовки» Дальневосточный юридический институт МВД РФ, филиал в г. Владивостоке (690087, Россия, Владивосток, ул. Котельникова 21, e-mail: 101112131415@inbox.ru)
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обеспечения педагогических условий, необходимых для формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении системы МВД России. Автор подчеркивает, что формирование компетенций здоровьесбережения, привитие культуры здорового образа жизни педагогических работников представляет собой комплексную проблему, которая не может быть полностью решена в рамках только информационно-методического сопровождения. Одним из важнейших условий сохранения и укрепления здоровья педагогических работников является также оздоровление всего образовательного пространства в высшем учебном заведении. Это предполагает реализацию валеологического подхода к организации образовательного процесса, условий труда и отдыха преподавателей, благоприятный морально-психологический климат, проведение мониторинга здоровья и т.д. В данной статье предпринята попытка смоделировать систему условий, необходимых для формирования здоровьесберегающей среды применительно к специфике вуза системы МВД России. Раскрыта позиция автора о том, что основные направления комплексного подхода к формированию здоровьесберегающей среды заключаются в: совершенствовании методов организационного, психологического и педагогического сопровождения; усилении интеграции, системности, целостности системы внешних и внутренних педагогических условий формирования у педагогов компетенций здоровьесбережения; развитии здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения; стимулировании механизмов профессиональной адаптации и совершенствования.
Ключевые слова: вуз системы МВД России, здоровьесбережение, культура здорового образа жизни, здоровьес-берегающая среда, здоровьесберегающие технологиии, валеологическая направленность, саморегуляция, навыки саморегуляции, физическая культура, здоровье.
CONDITIONS FOR FORMATION OF HEALTHY SAVING ENVIRONMENT IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
© 2017
Kalenik Roman Sergeevich, lecturer in "Special -tactical, fire and physical preparation" Far Eastern law Institute of MIA of Russia, the branch in Vladivostok (690087, Russia, Vladivostok, Kotelnikova 21, e-mail: 101112131415@inbox.ru)
Abstract. The article deals with the provision of pedagogical conditions necessary for the formation of a health-saving environment in an educational institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author emphasizes that the formation of health preservation competencies, the inculcation of a culture of a healthy lifestyle of pedagogical workers is a complex problem that can not be completely solved in the framework of only information and methodological support. One of the most important conditions for preserving and strengthening the health of teachers is also the improvement of the entire educational space in a higher educational institution. This involves the implementation of a valeological approach to the organization of the educational process, the conditions of work and rest for teachers, a favorable moral and psychological climate, health monitoring, etc. In this article, an attempt is made to simulate a system of conditions necessary for the formation of a health-saving environment in relation to the specifics of the university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author's position is revealed that the main directions of the integrated approach to the formation of a health-saving environment are: improving the methods of organizational, psychological and pedagogical support; Strengthening of integration, system, integrity of the system of external and internal pedagogical conditions for the formation of teachers' competencies in health preservation; Development of the health-saving infrastructure of the educational institution; Stimulating the mechanisms of professional adaptation and improvement.
Keywords: high school of the Ministry of Internal Affairs of Russia, health preservation, culture of a healthy lifestyle, health-saving environment, health-saving technologies, valeological orientation, self-regulation, self-regulation skills, physical culture, health.
Формирование компетенций здоровьесбереже-ния, привитие культуры здорового образа жизни профессорско-преподавательского состава (далее - пПС) представляет собой комплексную проблему, которая не может быть полностью решена в рамках только информационно-методического сопровождения. Одним из важнейших условий сохранения и укрепления здоровья педагогических работников МВД России является также оздоровление всего образовательного пространства учебного заведения, т.е. формирование здоровьесберегающей среды.
Сохранению здоровья личности в условиях образовательной среды посвящены работы И.Ш. Мухаметзянова О.Р.[1], Кокориной [2], Л.Ф. Тихомировой [3], Н.Т. Рыловой [4], А.В. Самарина [5, с. 85-89], Г.А. Мысиной [6, с. 133-139], Р.В. Безрукавого [7, с. 14-21], О.В. Якубенко [8, с. 177-179], Н.В. Богдан [9, с. 38-42], З.С. Кунцевич, В.И. Турковского [10, с. 83-91], С.М. Десятова [11], Т.Н. Зюзиной [12], С.А. Терновской [13, с. 61-65] и др., в которых подчеркивается важность валео-логизации учебного процесса, исследуются структурно-функциональные свойства здоровьесберегающей среды, условия ее создания, воспитательное значение и ряд
иных аспектов. Отдельно стоит упомянуть исследование П.Н. Приходько, раскрывающее теоретико-методологические подходы к изучению здоровьесбережения в условиях специфической среды ведомственного образовательного учреждения [15]. Отметим, что характерной особенностью является отсутствие в педагогической науке единого подхода к определению и характеристике сущности здоровьесберегающей среды как научной категории.
В рамках данной статьи мы предпримем попытку смоделировать систему условий, необходимых для формирования здоровьесберегающей среды применительно к специфике вуза системы МВД России.
Категория «условия» широко используется в различных областях знаний. По определению, которое содержится в Философском энциклопедическом словаре, условием является то, от чего зависит нечто другое обусловливаемое, существенный момент комплекса объектов, из наличия которого с необходимостью следует осуществление данного явления [16, с. 469].
В словаре под редакцией И.Т. Фролова условие определяется как философская категория, выражающая отношение предмета к окружающим явлениям, без кото-
рых он существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условие - как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. В отличие от причины, порождающей то или иное явление или процесс непосредственно, условие составляет ту среду, обстановку, в которой последние возникают и развиваются» [17, с. 497]. В другом источнике под условием понимается совокупность объектов (вещей, процессов, отношений и т.д.), необходимых для возникновения, существования или изменения данного объекта (обусловливаемого). [18].
Специфика условий образовательного пространства заключается в том, что они создаются намеренно. Для создания таких условий следует учитывать внутренние потенциалы сферы образования, а именно организацию образовательного пространства. Образовательное пространство характеризуется четырьмя составляющими (координатами): нормативно-регламентирующей, перспективно-ориентирующей, деятельностно-стимулиру-ющей, информационно-коммуникативной [19, с. 102]. Опираясь на приведенные координаты, можно поддержать мнение Н.В. Богдан о соответствующих системах условий, способствующих валеологизации образовательной среды [9, с. 38-42]. Таким образом, в процессе выявления необходимых условий формирования здоро-вьесберегающих условий мы придерживаемся принципов интегративности, комплексности и многомерности.
Рассмотрим вышеназванные группы условий.
1. Условия нормативно-регламентирующей группы. Эту группу объединяют условия, создающие нормативные предпосылки формированию культуры здоровьес-бережения. Условия данной группы составляют своеобразную систему правовых документов, с различных сторон гарантирующих работникам образования возможности охраны здоровья и профессиональной самореализации. Здесь следует упомянуть нормативные требования к организации учебного процесса, составлению расписания занятий, расчету и распределению учебной нагрузки на кафедрах; санитарно-гигиенические требования к организации образовательного пространства.
Однако, нормативно-регламентирующий аспект не исчерпывается нормами правового характера. Важными социальными регуляторами являются нормы морали. В этом плане особую роль играют условия, обеспечивающие положительный настрой в коллективе, подготавливающие сознание педагогов к значимости осуществления здоровьесберегающей деятельности, прививающие социально-положительную оценку здорового образа жизни. Еще одним значимым социальным регулятором в коллективе являются традиции (корпоративные нормы), ставшие, в той или иной мере, потребностью каждого члена коллектива. Процесс педагогического обеспечения формирования здоровьесберегающей среды находится в прямой зависимости от сформированных традиций, имеющих валеологическую направленность. Традиции здорового образа жизни педагогического коллектива (достижение высоких результатов в спартакиадах, участие в спортивно-массовых мероприятиях, организуемых в масштабе города, края, региона, чествование сотрудников, добившихся высокого спортивного мастерства, материальное стимулирование наиболее отличившихся и т.д.), создаваемые в результате целенаправленной педагогической деятельности принимают личностно значимую устойчивую форму коллективного поведения, когда здоровьесбережение становится неразрывной частью профессионального развития личности. Формирование традиций процесс сложный и длительный. Как справедливо отмечал А.С. Макаренко «традицию невозможно отменить приказом - она должна быть вытеснена новой традицией, более социально полезной» [20, с. 77].
Таким образом, в нормативно-регламентирующих условиях можно выделить правовые нормы, нормы морали и коллективные традиции. Данные условия ре-
ализуются: через рациональную организацию учебного процесса и режима учебной нагрузки; соблюдение санитарно-гигиенических норм при организации рабочего пространства педагогов; обеспечение регулярного и активного использования сотрудниками отпуска и выходных дней; построение эффективной системы физкультурно-оздоровительного воздействия; обеспечение условий для психо-эмоциональной разгрузки.
2. Условия перспективно-ориентирующей группы. Условия этой группы должны служить ориентиром в определении ожидаемых результатов функционирования образовательной системы. Эти условия определяют перспективы деятельности по формированию у педагогических работников компетенций здоровьесбережения, созданию общей культуры здорового образа жизни в педагогическом коллективе.
Решение данной задачи требует разработки в образовательных учреждениях системы (далее - ОУС) МВД России программ по обеспечению условий формирования здоровьесберегающей среды и на ее основе создания оздоровительного социума в рамках учебного заведения. По нашему мнению при разработке программы стоит учесть следующие факторы: психологические и физиологические возрастные особенности педагогов; акмеологические аспекты профессионального развития (процессы профессиональной адаптации, профессионального совершенствования, преодоления профессиональной деформации, профессионального «выгорания» и др.); регионально-климатические и экологические условия проживания и связанные с ними нарушения состояния здоровья; условия труда, питания, отдыха педагогов, уровень физических и психологических нагрузок и их влияние на состояние здоровья.
Учет этих факторов позволил определить основные задачи реализации программы валеологизации образовательной среды, такие как: формирование здорового образа жизни (профилактика болезней и вредных привычек, организация питания, физкультурно-оздоровительное воздействие); соблюдение экологических и гигиенических условий труда и отдыха; формирование валеологических знаний и умений педагогов, в том числе, навыков саморегуляции, умения справляться со страхами и стрессом, устойчивости к психо-эмоциональным и физическим перегрузкам; регулярное тестирование состояния здоровья, своевременная диагностика, профилактика и лечение патологических морфофункциональ-ных отклонений и заболеваний.
Реализация этих направлений требует осуществления комплексного организационно-педагогического сопровождения и постоянного валеологического мониторинга здоровья. В свою очередь реализация данных программных мероприятий требует организации обучения сотрудников, которые будут обеспечивать соответствующие направления деятельности.
Таким образом, перспективно-ориентирующая группа условий обеспечивается путем составления программного документа, который базируется на диагностике текущего состояния здоровья педагогов, уровня сформированности у них компетенций здоровьесбере-жения и определяет перспективы развития средовых условий. Данные условия реализуются: через изучение тенденций в развитии внутренних потребностей педагогов к здоровому образу жизни; комплексную оценку состояния средовых характеристик; систему мониторинга психо-физиологического состояния преподавателей; внедрение в систему служебной подготовки учебных курсов валеологической направленности; планирование и организацию коллективных мероприятий, направленных на повышение уровня знаний в сфере здоровьес-бережения, формирование внутренней мотивации к здоровому образу жизни; планирование и организацию спортивно-массовой, физкультурно-оздоровительной деятельности; проработку вопросов индивидуального психолого-педагогического сопровождения сотрудни-
Каленик Роман Сергеевич педагогические
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ... науки
ков.
3. Условия деятельностно-стимулирующей группы. Условия этой группы можно рассматривать как систему мер, которая поощряет здоровый образ жизни педагогов, стимулирует самосовершенствование личности и обретение смысла здорового образа жизни. Механизмы профессионального самосовершенствования имеют в своей основе саморегуляцию индивида, направленную на профессиональную адаптацию, преодоление отрицательного влияния внешних и внутренних факторов.
Саморегуляция является универсальным механизмом управления поведенческой и деятельностной активностью, позволяющей личности мобилизовать свои физические силы и познавательные способности. Важным фактором процесса саморегуляции является синхронизация самосознания личности со здоровьесбе-регающей деятельностью, сопоставление своих возможностей с реальными требованиями, предъявляемыми к нему как сотруднику полиции и педагогу одновременно. Саморегуляция выступает результатом принятия волевого решения, противодействия внешним и внутренним препятствиям на пути достижения цели. Эффективность реализации данного условия связана с многогранностью процесса саморегуляции, его результативность определяется совокупностью используемых форм и методов психолого-педагогического воздействия.
Важным условием, стимулирующим личность к здоровому образу жизни должна быть внешне обусловленная, коллективная потребность. Формирование коллективной здоровьесберегающей потребности является важной педагогической задачей руководства учебного заведения и кадровых аппаратов. Результат коллективной здоровьесберегающей деятельности может быть реальный, осязаемый, материальный (почетная грамота, вымпел, кубок, приз и т.д.). В процессе межличностного общения потребности коллектива в целом, начинают оказывать влияние на формирование потребностей отдельных членов. Культура здорового образа жизни должна приобрести характер коллективной идеи, стать неотъемлемой частью профессионального становления. Как отмечает П.Н. Приходько «основополагающие коллективные идеи, жизненные принципы, интересы, ценности в процессе развития коллектива преобразуются в личностные качества, социально востребованные и профессионально важные жизненные установки» [15, с. 168].
Таким образом, данная система условий реализуется: через применение различных методов профилактики переутомления; внедрение в повседневную практику педагогов основных способов саморегуляции своего психофизиологического состояния (управление дыханием, управление тонусом мышц, вербальная саморегуляция и др.); содействие развитию адаптационных способностей личности, ее стрессоустойчивости; формирование устойчивой потребности в развитии своих физических способностей и поддержании своего физического здоровья в качестве профессиональной компетенции преподавателя; развитие духовно-нравственной сферы жизнедеятельности как основы социального и морально-нравственного здоровья; формирование осознанного ценностного подхода к соблюдению здорового образа жизни.
4. Условия коммуникативно-информационной группы. Социальная среда образовательных учреждений системы МВД имеет особый, в определенной степени, закрытый характер, что роднит ее со специфической средой воинских коллективов. В этой связи важное значение для формирования компетенций здоровьесбе-режения имеет внешнее информационное воздействие: коллективные мнения и настроения.
Под коллективным мнением в процессе формирования здоровьесберегающей среды ОУС МВД России мы предлагаем понимать конкретный результат совместной здоровьесберегающей деятельности, отражающий со-134
вокупность взглядов, отношений, позиций по вопросам сохранения и укрепления здоровья. Составляющей коллективного мнения является индивидуальное оценочное суждение, активное личностное отношение каждого педагога к общественной жизни, совместной здоровьесози-дающей деятельности. В ходе общения педагогический коллектив формирует свою позицию, выражает взгляды, убеждения, отношение к здоровому образу жизни, физкультурно-оздоровительной деятельности, обменивается опытом здоровьесбережения и т.д. Внешним фактором, оказывающим влияние на коллектив, является педагогическое воздействие со стороны руководства, работников кадрового аппарата, своих коллег.
В определенной степени внешнее воздействие оказывается и со стороны учащихся. Спецификой ОУС МВД России является принадлежность к силовым структурам. Поэтому учащиеся воспринимают преподавателей, прежде всего, как офицеров, что подразумевает хорошее физическое развитие. Подавляющее большинство из них положительно, одобряюще воспринимает преподавателей ориентированных на здоровый образ жизни и занимающихся физической культурой и спортом. Кроме того, подавляющее большинство учащихся ОУС МВД России - мужчины, и физически развитые, сильные люди вызывают у них больше уважения. Информация, которую они получают на занятиях у таких преподавателей воспринимается ими как более важная и достоверная. Отметим, также и воспитательный эффект, который оказывает на учащихся своим личным примером преподаватель, который ведет здоровый образ жизни и активно занимается физической культурой.
Внутренним фактором выступает показатель осознанности, идейной направленности, мотивации коллектива отдельных кафедр. Коллективное мнение, имеющее выраженную валеологическую направленность способствует эффективному педагогическому обеспечению здорового образа жизни его членов. Наряду с коллективным мнением на процесс формирования здоровьесбере-гающей среды оказывает влияние социально-психологический климат, характеризующийся постоянно изменяющимся коллективным настроением (эмоции, чувства, стремления преподавателей).
При формировании здоровьесберегающей среды необходимо учитывать коллективное настроение, которое может быть катализатором (энтузиазм, увлеченность, инициативность, решительность) коллективной здоро-вьесберегающей деятельности или фактором снижения мобильности, деятельностной и творческой активности (пассивность, инертность, неуверенность в собственных силах, уныние, подавленность), что может привести к результатам обратным ожидаемым. Коллективное настроение в процессе формирования здоровьесберегаю-щей среды представляет собой эмоциональную реакцию на результат совместной коллективной здоровьесбе-регающей деятельности (спортивные игры и соревнования, совместный активный отдых на природе и т.п.). Взаимосвязанная эмоциональная реакция и переживания обладают спонтанной, импульсивной силой, динамичностью и могут, как мобилизоваться, так и сдерживать коллективное сознание, что определяет характер общего мнения и межличностных отношений.
Условия коммуникативно-информационной группы служат непосредственно внедрению технологий здоро-вьесбережения. Информирование обеспечивается через механизмы служебной подготовки, работу психологов, преподавателей кафедры физической подготовки. Информация о негативных и опасных явлениях для здоровья, различных злоупотреблениях является когнитивным условием формирования компетенций здоровьесбе-режения. Информационный обмен знакомит с достижениями коллег, являясь стимулирующим фактором [9, с. 41].
Итак, данная группа условий обеспечивается: через воздействие посредством коллективного мнения и Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2(19)
коллективного настроения; развитие коммуникативной культуры межличностного взаимодействия; через когнитивное восприятие категорий «здоровье», «здо-ровьесберегающие технологии», «здоровьесберегаю-щая среда» «здоровый образ жизни», «профилактика», «физкультурно-оздоровительная деятельность» т.д., т.е. усвоение понятийно-категорического аппарата здоровь-сбережения; обогащение знаниями личностно-ориенти-рованных технологий.
Отметим, что между системами этих условий в образовательной среде будут существовать определенные взаимосвязи. Так, нормативно-регламентирующие условия составляют правовые основы создания как перспективно-ориентирующих, так и деятельностно-стимулирующих, коммуникативно-информационных. Деятельностно-стимулирующие условия направлены на активизацию исполнения нормативно-регламентирующих документов, отраженных в программных документах. Коммуникативно-информационные условия направлены в свою очередь, на стимулирование здоро-веьсберегающей деятельности.
Следовательно, можно утверждать, что взаимосвязей между различными системами условий существует много. Данные условия в соответствии с системно-синерге-тическим подходом должны быть специальным образом организованы и сконструированы, так как каждое из них способствует достижению одной определенной цели, а совместная, системная организация описанных групп условий ведет к достижению единой цели - формированию здоровьесберегающей среды.
Формирование компетенций здоровьесбережения, привитие культуры здорового образа жизни III 1С представляет собой комплексную проблему, которая не может быть полностью решена в рамках только информационно-методического сопровождения. Одним из важнейших условий сохранения и укрепления здоровья педагогических работников является также оздоровление всего образовательного пространства в высшем учебном заведении. Это предполагает реализацию валеологиче-ского подхода к организации образовательного процесса, условий труда и отдыха преподавателей, благоприятный морально-психологический климат, проведение мониторинга здоровья и т.д.
Эффективность реализации комплексного подхода предусматривает создание системы обеспечения профессионального долголетия ППС ОУС МВД России в его акмеологическом (профессиональное совершенствование ППС) и валеологическом аспектах (здоровьесбе-режение как процесс, ориентированный на саморегуляцию, самосовершенствование личности и обретение смысла здорового образа жизни, т.е. сохранение здоровья в его широком понимании).
Таким образом, основные направления комплексного подхода к формированию здоровьесберегающей среды будут заключаться в: совершенствовании методов организационного, психологического и педагогического сопровождения; усилении интеграции, системности, целостности системы внешних и внутренних педагогических условий формирования у педагогов компетенций здоровьесбережения; развитии здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения в целях сохранения, восстановления и укрепления здоровья педагогов, стимулировании механизмов профессиональной адаптации и совершенствования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Мухаметзянов И.Ш. Здоровьесберегающая информационно-коммуникационная среда учебного заведения: проблемы и перспективы развития: монография / И.Ш. Мухаметзянов. - Казань: Изд-во «Идеал-Пресс», 2010. - 208 с.
2. Кокорина О.Р. Здоровьесбережение личности в условиях высшего педагогического образования: дисс. ... док. пед. наук / О.Р. Кокорина. - М., 2012. - 459 с.
3. Тихомирова Л.Ф. Теоретико-методические осно-
вы здоровьесберегающей педагогики: дисс. ... док. пед. наук / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль, 2004. - 339 с.
4. Рылова Н.Т. Организационно-педагогические условия создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений: дисс. ... канд. пед. наук / Н.Т. Рылова. - Кемерово, 2007. - 196 с.
5. Самарин А.В. Формирование здоровьесберегающей среды в системе образования / А.В. Самарин // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2013. - № 4. - С. 85-89.
6. Мысина Г.А. Формирование здоровьесберегаю-щей образовательно-воспитательной среды вуза / Г.А. Мысина // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - № 4. - С. 133-139.
7. Безрукавый Р.В. Здоровьесберегающая среда вуза как условие формирования у студентов здоровьесбере-гающей компетентности / Р.В. Безрукавый // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. -
2013. - № 33. - С. 14-21.
8. Якубенко О.В. Создание здоровьесберегающей среды как условие адаптации учащихся к образовательному учреждению / О.В. Якубенко // Развитие дорожно-транспортного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки. Материалы международной научно-практической конференции: электронный ресурс. - Омск,
2014. - С. 177-179.
9. Богдан Н.В. Педагогические условия управления качеством образования в вузе по критерию паритета образованности и здоровья обучающихся / Н.В. Богдан // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. -2009. - № 38 (171). - С. 38-42.
10. Кунцевич З.С., Турковский В.И. Организационные подходы к оздоровлению образовательного пространства в условиях медицинского вуза / З.С. Кунцевич, В.И. Турковский // Ученые записки УО ВГУ им. П.М. Машерова. - 2008. - Т. 7. - С. 83-91.
11. Десятов С.М. Педагогические условия создания здоровьесберегающей системы организации образовательного процесса в массовой школе: дисс. ... канд. пед. наук / С.М. Десятов. - Тобольск, 1999. - 198 с.
12. Зюзина Т.Н. Проблемы создания здоровьесберегающей среды в школе / Т.Н. Зюзина. - М.: Изд-во ООО «УЦ «Перспектива», 2007. - 280 с.
13. Терновская С.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды / С.А. Терновская // Методист. -2005. - № 4 - С. 61-65;
14. Лисняк М.А. Обеспечение здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в вузе / М.А. Лисняк, Н.А. Горбач, А.В. Жарова // Современные исследования социальных проблем. - 2015. - № 1 (21). - С. 143-160.
15. Приходько П.Н. Педагогическое обеспечение здорового образа жизни курсантов военных авиационных вузов: дисс. ... канд. пед. наук / П.Н. Приходько. - Воронеж, 2014. - 249 с.
16. Философский энциклопедический словарь: гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.
17. Философский словарь: под ред. И.Т. Фролова. -М.: Политиздат, 1986. - 590 с.
18. Философская Энциклопедия: под ред. Ф.В. Константинова. В 5-х т. - М., 1960-1970. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://dic.academic.ru.
19. Сериков Г.Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. - 464 с.
20. Макаренко А.С. О воспитании: Золотой фонд педагогики / сост. Д.И. Латышина /А.С. Макаренко. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 192 с.
Статья поступила в редакцию 02.05.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.