HEALTH-SAFETY ACTIVITIES
УДК 371.7
Галынская Елена Николаевна
Социальный педагогМариинского педагогического колледжа, spompk@mail.ru, Мариинск
модель формирования основ культуры здоровья школьников в учреждениях дополнительного образования детей
Аннотация. В статье представлена педагогическая модель формирования основ культуры здоровья школьников в учреждениях дополнительного образования детей, основанная на целенаправленном дифференцированном и интегрированном обучении. Охарактеризованы основные компоненты педагогической модели формирования основ культуры здоровья школьников в учреждениях дополнительного образования детей. Выделены требования к организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в учреждениях дополнительного образования детей.
Ключевые слова: основы культуры здоровья, формирование, дополнительное образование, будущие педагоги, модель.
В проекте «Межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» сказано, что одним из условий модернизации сферы дополнительного образования «является разработка и внедрение механизмов и моделей интеграции дополнительного образования с другими формами и уровнями образования» [7].
Учреждения дополнительного образования детей, обладая большей гибкостью в формировании содержания обучения, большим выбором форм и технологий обучения, помогут в решении задачи формирования личностных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий, которые будут способствовать формированию основ культуры здоровья школьников.
Эта задача приобретает особую актуальность, если осуществляется интеграция общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей и учреждений среднего профессионального образования.
При этом в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» выделены аспекты, связанные с формированием основ культуры здоровья учащихся, т. е. образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть
направлена на: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся; подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки; социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; формирование общей культуры учащихся [1; 2; 8].
По нашему мнению, эффективность процесса формирования основ культуры здоровья школьников существенно возрастает, если обучающиеся гармонично включаются в свое социальное окружение, действуют и реализуются в нем в соответствии со своими возрастными, психолого-физиологическими особенностями с учетом действия социально-педагогических, психологических и медико-биологических факторов, способствующих либо препятствующих данному процессу.
Теоретический и организационно-практический опыт по проблеме организации здоровьесберегающего процесса в образовательных учреждениях Сибирского федерального округа представлен в работах Н. П. Абаскаловой, Р. И. Айзмана, Н. А. Заруба, Э. М. Казина, Н. Э. Касаткиной, Н. П. Недоспасовой, С. И. Петухова, А. А. Сидоренко, Г. И. Тушиной, А. И. Фёдорова и др.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Основы организации внеурочной деятельности, дополнительного образования детей достаточно полно разработаны в исследованиях В. И. Андреева, А. Г. Асмолова, В. А. Березиной, Е. Б. Евладовой, Л. Г. Логиновой, Б. В. Куприянова и др.
На основании полученных результатов исследования мы пришли к выводу о необходимости реализации педагогической модели формирования основ культуры здоровья школьников в учреждениях дополнительного образования детей (далее - УДОД).
Определение понятия «модель» дано Н. Э. Касаткиной и Ю. А. Захаровым: «Модель - есть отображение: целевое, абстрактное или реальное, статическое или динамическое; согласованное с культурной средой; конечное, упрощенное, приближенное, имеющее наряду с безусловно-истинным условно-истинное и ложное содержание, проявляющееся и развивающееся в процессе его создания и практического использования» [3].
Моделирование - продуктивное средство не только познания, но и проектирования недоступных в данный момент процессов и явлений. Моделирование представляет собой процесс создания, исследования и использования моделей [6].
Таким образом, проектируя педагогическую модель формирования основ культуры здоровья школьников в учреждениях дополнительного образования детей, мы основывались на полученных данных, из которых следует, что, с одной стороны, необходимо корректировать подготовку студентов педагогического колледжа педагогического профиля, направленную на формирование основ культуры здоровья школьников, на основе дифференцированного подхода, позволяющего ориентироваться на возрастные и типологические личностные особенности обучающихся, воспитанников, а с другой стороны, необходим поиск средств, методов, технологий адаптивно-развивающего характера, которые позволяют сбалансировать особенности личностного потенциала обучающегося, формирующегося с учетом направленности деятельности учреждений дополнительного образования.
Особенность разработанной нами модели заключается в том, что процесс формирования основ культуры здоровья школьников в учреждениях дополнительного образова-
ния детей - это процесс комплексный, последовательный, учитывающий специфику деятельности школьников в учреждениях дополнительного образования детей, включающий в себя интеграцию дополнительного и среднего профессионального образования, и имеющий результат - формирование сбалансированной, гармоничной и интегрированной личности в целом (рис.).
Целью модели является формирование основ культуры здоровья школьников в учреждениях дополнительного образования детей на основе дифференцированного и интегрированного обучения. При проектировании модели формирования основ культуры здоровья школьников в учреждениях дополнительного образования детей мы основывались на системно-деятельностном, компе-тентностном и личностно-ориентированном подходах.
Системно-деятельностный подход предполагает учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Рубцов, Д. Б. Эльконин и др.).
Интегрированное обучение обусловлено тем, что реализация процесса сохранения здоровья осуществляется с учетом всех знаний о человеке; понятие здоровья рассматривается как системная категория [9].
Интегрирование дополнительного, базового и среднего профессионального образования способствует повышению мотивации школьников к ЗОЖ; интеграция нескольких предметов - их взаимообогащению и проникновению (А. А. Загороднова, В. В. Левченко, Е. Ю. Сухаревская).
Личностно-ориентированный подход обусловлен формированием потребностей, мотивов и целей учащихся, их продвижением к здоровому образу жизни, ценностям здоровья, его сохранению, саморазвитию в целом на основе творческой, спортивно-оздоровительной деятельности (Л. И. Божович, И. С. Якиманская).
Компетентностный подход способствует овладению профессиональными здоровьес-берегающими компетенциями, использова-
178
Сибирский педагогический журнал ♦ № 3 / 2015
HEALTH-SAFETY AcTIvITIES
нию межпредметных связей и дифференцированных средств и методов подготовки будущих педагогов в области формирования основ культуры здоровья школьников (Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев, Г. К. Селевко, А. В. Хуторской и др.).
Согласно предложенной модели в основу образовательного процесса положены следующие дидактические принципы: комплексности, целостности, гуманизации, адаптивности, системности, индивидуализации, дифференциации, интеграции, а также субъект-субъектных взаимоотношений обучающихся.
Педагогическая модель включает в себя два этапа исследования: констатирующий и формирующий, состоящий из организационно-педагогического и социально-корректирующего.
Целью констатирующего этапа эксперимента явилось изучение специфики развития личности учащихся как интегрированной целостности. На данном этапе мы проанализировали особенности проявления показателей знаниево-когнитивной и мо-тивационно-поведенческой сфер культуры здоровья у младших школьников и подростков, занимающихся в УДОД, и учащихся, не занимающихся в УДОД.
Выявленные в ходе констатирующего этапа эксперимента возрастные и типологические особенности формирования основ культуры здоровья школьников в системе дополнительного образования позволяют прийти к выводу, что при подготовке специалистов педагогического профиля в направлении здоровьесберегающего сопровождения воспитательно-образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования гуманитарного и спортивно-оздоровительного направления следует обратить особое внимание на устранение лимитирующих звеньев в когнитивной и де-ятельностной сферах, препятствующих развитию личности обучающихся как интегрированной целостности.
Цель формирующего этапа эксперимента:
- подготовка студентов педагогического колледжа к формированию основ культуры здоровья школьников в учреждениях дополнительного образования детей на основе интегрированного и дифференцированного обучения;
- разработка основных компонентов образовательной программы, направленной на корректировку знаниево-когнитивной и мотивационно-поведенческой сфер, опирающихся на формирование основ культуры здоровья школьников;
- проведение со школьниками социально-корректирующей работы, направленной на формирование их мотивационных, личностных особенностей и ресурсных возможностей [5].
В ходе исследования уточнены основные критерии: мотивационно-ценностный, характеризующий ценностное отношение к здоровью и ЗОЖ; когнитивный, определяющий сформированность системы представлений о здоровом образе жизни, знаний о своем здоровье и факторах, на него влияющих; эмоционально-волевой, констатирующий эмоционально-положительные отношения между учащимися в коллективе школьников; деятельностный, характеризующий готовность противостоять негативным влияниям, стрессоустойчивость; рефлексивный, предполагающий развитие рефлексивных способностей [4].
Эффективность процесса формирования основ культуры здоровья школьников в учреждениях дополнительного образования детей зависит от созданных организационно-педагогических условий, к которым мы относим интеграцию возможностей дополнительного и среднего профессионального образования; интегративного и дифференцированного подходов в подготовке будущих педагогов к формированию основ культуры здоровья школьников в УДОД, исходя из направлений деятельности УДОД (спортивно-оздоровительное и гуманитарное).
В качестве организационно-педагогических условий, необходимых для реализации направлений деятельности, мы выделили следующие формы коррекционно-педагоги-ческой работы со студентами и учащимися УДОД, указанные в модели.
При реализации педагогической модели мы использовали следующие методы кор-рекционно-педагогической работы со студентами и учащимися УДОД: диагностические (анкетирование, тестирование, опрос и самооценка, ранжирование, корреляция), психологические (психоэмоциональные тренинги и разгрузки учащихся и студентов,
о
б р
а з о в а т е л ь н
Д е я т е л ь н о с т ь
с
П О
Рис. Педагогическая модель формирования основ культуры здоровья школьников в УДОД
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
индивидуальные беседы, групповая работа, деловые и ролевые игры, коррекционно-раз-вивающие упражнения) и педагогические (массовые физкультурно-спортивные мероприятия, пропагандистская деятельность, сюжетно-ролевые, деловые, подвижные игры, коррекционно-развивающие упражнения, проекты, дискуссии, коллективные творческие дела, досуговые мероприятия).
Одним из результатов педагогической модели является разработка образовательной программы подготовки будущих педагогов с целью оптимизации процесса формирования основ культуры здоровья школьников в УДОД.
Для достижения данного результата необходимо: использовать информационно-обучающие здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие участникам образовательного процесса уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о своем здоровье; применять формы и методы социально-психологической работы для коррекции эмоциональных нарушений, развития эмоциональной и поведенческой саморегуляции у подростков, занимающихся в УДОД различного профиля; создавать условия для психолого-педагогической поддержки, а также профилактики агрессивности и коррекции девиантных проявлений, личностных дефицитов, основываясь на специфике обучения в учреждениях дополнительного образования детей спортивно-оздоровительного направления; реализовывать формы и методы реабилитационно-профилакти-ческой деятельности, направленной на развитие стрессоустойчивости, уменьшение тревожности для учащихся УДОД гуманитарного направления с учетом их возрастных особенностей, уровня адаптивности и возможностей их поведенческих регуляций.
Таким образом, разработанная нами педагогическая модель формирования основ культуры здоровья школьников в УДОД предполагает возможность использования в учреждениях среднего профессионального и дополнительного образования психологических и диагностических средств, методов и технологий, направленных на повышение уровня когнитивной и деятельностной функции, актуализацию ценностных ори-ентаций, способствующих формированию основ культуры здоровья школьников на
основе интегрированного и дифференцированного обучения, позволяющего корректировать обучающие, воспитательно-развивающие и социальные задачи с учетом факторов, способствующих или препятствующих данному процессу.
Библиографический список
1. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Методологические аспекты современного конструирования рабочей программы и урока по «Основам безопасности жизнедеятельности» // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 6. - С. 237-244.
2. Абаскалова Н. П., Казин Э. М., Шинко-ренко А. С. Проблемы и перспективы программно-методического обеспечения предмета ОБЖ в школе на современном этапе // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 3. - С. 180-191.
3. Богатырев А. И. Теоретические основы педагогического моделирования (сущность и эффективность) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_ bogatyrev%20a.i..doc.htm (дата обращения: 12.04.2015).
4. Казин Э. М, Абаскалова Н. П., Айзман Р. И. и др. Здоровьесберегающая инфраструктура в системе образования: учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2014. - 575 с.
5. Казин Э. М. Региональный опыт создания механизма интеграции, координации, взаимодействия деятельности образовательных организаций по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников // Здоровьесберега-ющее образование. - 2014. - № 3 (39). - С. 28-31.
6. Ломан И. А. Моделирование в образовательном процессе // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 1 (23). - С. 14-18.
7. Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года (Проект) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.миноб-рнауки.рф>Документы>3825 (дата обращения: 05.04.2015).
8. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 г. Москва. - URL: http:// rg.ru>2013/12/11/obr-dok.html (дата обращения: 12.04.2015).
9. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование: учебно-методический комплекс. Книга I. Здоровьесберегающие аспекты дошкольного и начального общего образования: учебно-методическое пособие / отв. ред. Э. М. Казин. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. - 499 с.
182
Сибирский педагогический журнал ♦ № 3 / 2015
_HEALTH-SAFETY ACTIVITIES_
Galyinskaya Elena Nikolaevna
Social trainerMariinsky Teachers College, spompk@mail.ru, Mariinsk
model of formation of the foundations of a culture of health students in institutions of additional education of children
Abstract. The article presents a pedagogical model of the formation of the foundation of a culture of children's health in institutions of supplementary education, based on targeted differentiated and integrated education. It describes the main components of the pedagogical model of the formation of bases of culture of schoolboys' health in additional education establishments for children. Requirements for the organization of educational activities for additional general education programs in institutions of children's additional education are allocated.
Keywords: basics of health culture, formation, additional education, future teachers, model.
Поступила в редакцию 23.04.2015