мёхнатбозорИвайжтймойймухофазат 1
ч_РЫНОК ТРУДА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА_)
Хайитов А.
Ташкентский Государственный Экономический университет, к.э.н, доцент
ЗАНЯТОСТЬ: ПОДДЕРЖКА «СВЕРХУ», ИНИЦИАТИВА «СНИЗУ»
«Все наши реформы в экономике, политической и государственно-правовой сфере, подчеркнуто в трудах Президента Ислама Каримова, должны быть, в конечном итоге, направлены на создание достойных условий жизни, неуклонное повышение доходов и благосостояния людей, а также необходимых возможностей для реализации человеком своего профессионального, интеллектуального и духовного потенциала».
Только два десятка лет как Узбекистан, выработав собственную модель экономического развития, идет по пути независимости и создания цивилизованного общества с социально ориентированной рыночной экономикой. Этот путь, по образному выражению главы государства, не был усыпан розами, а успехи, о которых сегодня знают не только жители Узбекистана, дались не так просто и легко, как хотелось бы. Однако, эти успехи все же есть, они с каждым годом приумножаются и, более того, у страны хорошие перспективы, в чем можно убедиться, заглянув в статистический сборник «Основные тенденции и показатели экономического и социального развития Республики Узбекистан за годы независимости (1990-2010 гг.) и прогноз на 2011-2015 гг.»
За эти годы, как показывают наблюдения, приходилось решать довольно сложные и неординарные задачи - от ликвидации последствий экономических потрясений, обусловленных распадом бывшего СССР, до недавнего мирового финансово-экономического кризиса, от разгосударствления и приватизации до модернизации страны. При этом основной целью всех преобразований и реформ было и остается обеспечение приоритета интересов человека, то есть реализация важнейшего социального принципа «Все во имя человека, во имя его будущего». На это, кстати, направлены многие принятые и при-
нимаемые законодательные акты, Указы и постановления Президента страны, демократизация и совершенствование системы управления экономикой, предоставление предприятиям свободы хозяйственной деятельности, формирование класса собственников, развитие малого бизнеса и частного предпринимательства и многое другое. Для предпринимателей, инвесторов и всех тех, кто хочет или хотел бы принести пользу не только обществу, но и себе, своей семье, а также обладает инициативой и новаторством, настроен только на позитивы и успех, в стране созданы и создаются благоприятный инвестиционный климат, деловая среда, система различных льгот и преференций.
Эти меры, дополняемые и развиваемые в настоящее время, достаточно очевидны и осязаемы, а самое главное - результативны. Подтверждение тому - высокие темпы экономического роста, которые сохранились даже в годы мирового финансового кризиса. Этого удалось достичь, во многом, благодаря выверенному экономическому курсу, в основе которого лежат, прежде всего, отечественная модель последовательного и поэтапного развития, а также Антикризисная программа, признанная сегодня всей мировой общественностью. Как отмечают многие зарубежные наблюдатели, реформы, проводимые в Узбекистане, направлены на создание необходимых условий для благополучной жизни населе-
МЕХНАТ БОЗОРИ ВА ИЖТИМОИЙ МУХОФАЗА / 37~^
РЫНОК ТРУДА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
ния, лучшего использования и роста экономического потенциала страны, что позволит ей скоро войти в число развитых государств мира.
В осуществляемой ныне экономической стратегии особое место занимает проблема занятости, от решения которой во многом зависит не только макроэкономическая стабильность и экономический рост, но и общественное благополучие. Государство, хотя сегодня не претендует на монополию сплошного, то есть стопроцентного обеспечения занятостью всего населения, характерного для прошлой жестко централизованной системы управления экономикой, однако, не снимает с себя ответственности и стремлений за более лучшее размещение и использование человеческих ресурсов, являющихся высшей ценностью и основным капиталом общества. На это, в частности, направлены ежегодно разрабатываемые и реализуемые Государственные программы создания новых рабочих мест, поддерживаемые, а в необходимых случаях дополняемые, исходя из имеющихся возможностей, территориально-структурными образованиями. По имеющимся официальным данным, за последние 2-3 года количество ежегодно создаваемых в целом по стране новых рабочих мест достигло почти 1 млн. Создание новых или дополнительных рабочих мест, как свидетельствует практика, способствует не только росту уровня занятости, но и объемов производства продукции, работ и услуг, а по большому счету - поступательному развитию экономики и улучшению ее экспортных параметров.
В русле рассматриваемого хотелось бы подчеркнуть заметную активность предприятий, многие из которых до последнего времени занимались, главным образом, налаживанием производства и сбытом созданной продукции, улучшением ее качества, инвестированием и т.д., что в условиях рыночных отношений и развивающейся конкуренции не только важно, но даже необходимо, но в то же время мало внимания уделяли вопросам занятости и кадровой политики в целом. Поэтому, наверное, решение проблемы занятости, носящей, как известно, не только сложный, но и многогранный характер, не вписываемый в какую-то единую формулу, в большей мере тяготели к верхним «эшелонам»
управления экономикой, чем к ее низовым производственным звеньям.
Сегодня ситуацию и отношение предприятий к вопросам занятости прежней не назовешь. Руководители большинства предприятий уже хорошо представляют себе, что расширение и модернизация производства, ориентация на современные «ноу-хау», ресурсосбережение и многое другое без человеческого участия, особенно его профессиональной части, просто невозможно, хотя проблема занятости намного шире и выходит за пределы указанных производственных задач. Жизненной практикой уже доказано, чем больше в обществе полезно занятых людей, тем, соответственно выше темпы экономического роста и благополучия, а также меньше беспорядка, праздного времяпровождения, тунеядства и других негативов.
Как показывают не единичные встречи и беседы с руководителями как крупных, так и малых предприятий, обладающих хорошей инженерной мыслью и настроенных на современные новации, они достаточно хорошо представляют себе нынешние тенденции в экономике, в том числе цели и задачи проводимых реформ, а также демографические особенности нашей республики, одной из которых являются высокие темпы естественного прироста населения, делающих проблему занятости не только особо важной, но и причастной их к ее решению. Именно на предприятиях создается необходимая обществу и населению продукция, профессиональная часть трудоспособного населения, осуществляется менеджмент и маркетинг, внедряются современные технологии. Поэтому предприятие - это то производственное звено экономики, где проблема занятости решается не в последнюю очередь.
Одним из таких предприятий является Дехканабадский завод калийных удобрений, функционирующего на базе Тюбеча-танского месторождения, запасы которого по нынешним оценкам составляет более 215 млн. тонн руды (сильвинита). Он является единственным подобным объектом во всей Центральной Азии. Завод будет введен в эксплуатацию в два этапа, первая очередь которого уже введена в действие летом прошлого года. На этом этапе предприятие способно выпускать до 200 тысяч тонн калийных удобрений, а после завер-
МЕХНАТ БОЗОРИ ВА ИЖТИМОИЙ МУХОФАЗА / РЫНОК ТРУДА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
шения - в 2 раза больше. Примечательно то, что ввод первой очереди завода в эксплуатацию позволило не только создать свыше 1300 новых рабочих мест, но и обеспечить экспорт 90 тысяч тонн калийных удобрений.
По такому же пути идут сегодня немало предприятий других отраслей, особенно сферы малого бизнеса, где ныне создаются более половины ВВП страны. В течении всего этого года, как это предусмотрено республиканской Программой, в данной сфере должно быть создано более 600 тысяч рабочих мест. Как показывает практика, предприятия малого бизнеса более мобильны, обладают несложным менеджментом и более лучше приспособлены, по сравнению с крупными предприятиями, к изменениям рыночной конъюнктуры. Еще одна важная их особенность - оперативно и эффективно вовлекать в производство местное сырье, трудовые и другие ресурсы. По данным официальной статистики, удельный вес малого бизнеса за девять месяцев 2011 года по итогам текущего полугодия составил в ВВП 50,5 %, экспорте -16,2 и занятости - 74,2%:.
Отмеченная демографическая особенность нашей республики, с одной стороны, и возрастающие темпы и масштабы отечественного производства, с другой, создают немалые возможности для роста занятости на базе развития надомничества, являющегося своеобразным семейным подрядом. На это, кстати, ориентирует Указ Президента от 5 января 2006 года «О мерах по
стимулированию расширения кооперации между крупными промышленными предприятиями и производством услуг на базе развития надомного труда».
Как показывает анализ, надомный труд активно внедряется во все сферы экономики - производство, переработку, оказание услуг и сервиса. По итогам девяти месяцев прошлого года текущего полугодия за счет реализации мер по расширению различных форм надомного труда в целом по республике создано 191,9 тысяч рабочих мест2. Важная особенность данной формы занятости является то, что надомник становится членом производственного коллектива. Он пользуется всеми видами социальной и материальной поддержки наравне с основными рабочими, которые числятся в штатном расписании предприятий.
Таким образом, занятость в нынешних условиях является не только ключевым фактором развития экономики, но и основным источником общественного благополучия. Государство принимает меры и прилагает немало усилий для вовлечения трудоспособных людей, особенно молодежи в общественное производство, сферу активного бизнеса и предпринимательства. Они должным образом воспринимаются и поддерживаются со стороны регионов, отраслей, предприятий и других производственных единиц, хотя неиспользованных возможностей и резервов на этом уровне экономики пока еще не мало.
Список литературы:
1. И.Каримов. Узбекистан - собственная модель перехода на рыночные отношения. - Т.: «Узбекистон», 1993
2. И.Каримов. Мировой финансово-экономический кризис пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана.- «Узбекистан», 2009
3. И.Каримов. Дальнейшее углубление демократических реформ и формирование гражданского общества - основной критерий развития нашей страны. - Т.: «Узбекистан», 2011.- Т.19
4. К.Абдурахмонов. Основные приоритеты развития трудового рынка. «Биржа» от 19 января 2012 года
1 Об итогах социально-экономического развития Республики Узбекистан за 9 месяцев 2011 года. Газета «Правда Востока» от 8 ноября 2011г.
2 Там же.