Махкамова Ш.Ю.
Институт социальных исследований при Кабинете министров Республики Узбекистан,
к.э.н. руководитель проекта
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛОЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Регулирование социального расслоения общества является важным направлением государственной социальной политики. С правильной политикой по регулированию социального расслоения непосредственно связаны обеспечение социальной стабильности, адресной социальной защиты отдельных слоев населения, устойчивого экономического роста, благополучие нации, уровень образования и здоровья населения и в целом безопасность государства.
МЕХНАТ БОЗОРИ ВА ИЖТИМОИЙ МУХОФАЗА / 57~^
РЫНОК ТРУДА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
С первых дней независимости в Узбекистане уделяется особое внимание обеспечению адресной социальной поддержки малоимущих слоев населения, пенсионеров, молодых семей. Результатом принятых мер является регулярное повышение размеров оплаты труда и доходов социально уязвимых слоев населения, предоставление им поддержки и налоговых льгот. Как подчеркнул глава государства И.Каримов, при общем росте доходов населения за десять последних лет в 8,1 раза, разрыв между группами населения с наиболее низкими и наиболее высокими доходами, то есть, коэффициент дифференциации в доходах сократился с 21,1 до 8,3 раза. Этот коэффициент является одним из самых низких среди стран СНГ и ряда экономически развитых стран.1
Социальная защита граждан - одно из приоритетных направлений государственной политики. Сильная социальная политика должна применяться последователь-
1 Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012 год.
но и в условиях продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса. Постоянно проводится широкомасштабная работа по всесторонней защите интересов социально уязвимых слоев населения. В целях решения этих задач были приняты соответствующие нормативно-правовые акты и определены последующие приоритеты развития страны.
Демографическое развитие страны в настоящее время переходит на этап постепенного увеличения доли старших возрастов, и ожидается рост демографической нагрузки в возрастной структуре трудоспособного населения. При этом данный процесс, в первую очередь связан с пенсионным обеспечением населения.
В этих условиях целесообразна подготовка предложений по регулированию доходов и расходов Пенсионного фонда и предупреждению негативных явлений, для ликвидации угроз социально-экономической стабильности и устойчивому развитию страны с помощью вычислительного эксперимента на базе модели прогнозирования формирования
МЕХНАТ БОЗОРИ ВА ИЖТИМОИЙ МУХОФАЗА / РЫНОК ТРУДА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
Пенсионного фонда с учетом социально-экономических и демографических особенностей перспективного развития Узбекистана.
В качестве эффективного метода расчета сценариев и вариантов формирования и расходования Пенсионного фонда была разработана математическая модель, имитирующая процесс изменения доходов и расходов Пенсионного фонда. Математическая модель выполняет перспективный расчет актуарного баланса Пенсионного фонда на базе прогноза населения по половозрастной структуре и ряду параметров, показывающих влияние различных механизмов на доходную или расходную часть Пенсионного фонда.
Такой подход широко используется в мировой практике при изучении экономических и социальных явлений. Имитационная модель актуарного баланса Пенсионного фонда применяется в подготовке предложений по регулированию доходов и расходов Пенсионного фонда. Предложения и рекомендации направлены на предупреждение негативных явлений в целях ликвидации угроз социально-экономической стабильности и устойчивому развитию страны. С помощью вычислительного эксперимента на базе данной модели прогнозирования формирования Пенсионного фонда просматриваются различные сценарии и варианты с учетом социально-экономических и демографических особенностей перспективного развития Узбекистана.
Логика метода состоит в том, что модель описывает связи между различными элементами системы актуарного баланса и между входными и выходными параметрами модели.
Основные элементы имитационной модели могут быть выражены следующими математическими формулами:
Население трудоспособного возраста на начало 1 - го года.
Модель опирается на следующие факторы и условия:
Население трудоспособного возраста на начало 1 - го года: N1 =№м +Шж,
где Шм - мужчины трудоспособного возраста,
№ж - женщины трудоспособного возраста.
№м = Шм,16 + №м,17 + ...+ №м,59 №ж = №ж,16 + Шж,17 + ...+ Шж,53 Где Шж^, Шж^ - прочные данные в половозрастной структуре.
Дети до 16 лет на начало 1 - го года: Д1 = Шм,0 + Шм,1 + ... + №м,15 + Шж,0 + Шж,1 + ... + Шж,15.
Население пенсионного возраста на начало 1 - го года: П1 = Ж - N1 - Д1,
где Ж - население на начало 1 - го года.
Работающие из населения трудоспособного возраста, которые платят социальные платежи: Р1 = N1 * Р1д,
где Р1д - доля работающих в населении трудоспособного возраста.
Средняя заработная плата работников на 1 - й год: З1 = З1-1 * З1р,
где З1р - среднегодовой рост заработной платы.
Фонд оплаты труда работников: Ф1 = Р1 * З1.
Взносы предприятий: П1 = Ф1 * С1п, где С1п - ставка взносов от ФОТ.
Взносы работников: И1 = Ф1 * С1и, где С1и - ставка взносов от заработной платы работников.
Взносы от объема реализации: О1 = В1 * С1о,
где С1о - ставка взносов от объема реализации.
Другие доходы: Д1 = (П1 + И1 + О1) * С1ж,
где С1ж - доля других доходов.
МЕХНАТ БОЗОРИ ВА ИЖТИМОИЙ МУХОФАЗА / РЫНОК ТРУДА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
Доход Пенсионного фонда: Д1 = П + И + О: + Ж1
Численность пенсионеров по возрасту: пвг = п * апв,
где С1:пв - коэффициент расчета численности пенсионеров по возрасту.
Численность работающих пенсионеров по возрасту: ПР1 = П1:п * С1:пр,
где Шп - прирост численности населения пенсионного возраста,
С1:пр - коэффициент расчета численности работающих пенсионеров.
Средняя пенсия пенсионеров по возрасту: СВ1 = СВМ * асв,
где С1:св - среднегодовой рост средней пенсии пенсионеров по возрасту.
Расходы Пенсионного фонда на пенсионеров по возрасту:
Рвг = Пвг * свг - ПР1 * св^0,5 Следующие серии математических формул определяют другие элементы расходной части Пенсионного фонда. После них идет формула расчета расходов:
р: = Рвг + ри + Ркг + Рсг,
где РВ1 - расходы для пенсий по возрасту,
РИ - расходы для пенсий инвалидам, РЮ: - расходы для пенсий потерявшим кормильца,
Ра - расходы для социальных платежей.
С помощью полученных расчетных значений изменений параметров в пенсионной системе - по увеличению количества работающих и, соответственно, налоговых сборов в Пенсионный фонд, изменению ставок, возраста - можно предпринять необходимые мероприятия и использовать при подготовке перспективных программ совершенствования пенсионной системы.
Другим инструментом регулирования социального расслоения является система налогообложения. Модель оценки и влияния изменения подоходного налога на дифференциацию доходов населения строится следующим образом:
Преобразование статистических данных о распределении численности работ-
ников по размерам начисленной заработной платы. Формирование таблицы структуры начисленной заработной платы по децильным группам работников.
Входные данные:
МЗП - минимальная заработная плата;
N - численность работников;
Zi - численность работников, которым начислена заработная плата по итой шкале;
i - шкала заработной платы, 1 - от 1 до 2 МЗП, 2 - от 2-3 МЗП, 3 - 3-4 МЗП, 4 - 4-5 МЗП, 5 - 5-6 МЗП, 6 - 6-7 МЗП, 7 - 7-8 МЗП, 8 - 8-9 МЗП, 9 - 9-10 МЗП, 10 - 1015 МЗП, 11 - 15-20 МЗП, 12 - 20-25 МЗП, 12 - 25-30 МЗП, 13 - 30-35 МЗП, 14 - 35-40 МЗП и 15 - 40+ МЗП.
F - процент заработной платы работников;
М - среднемесячная номинальная начисленная заработная плата;
N=XZi
M = F/N.
Выходная информация:
mj - среднемесячная номинальная начисленная заработная плата j - той де-цильной группы.
j - децильные группы: 1, 2, 3, ..., 10;
рj - удельный вес среднемесячной номинальной начисленной заработной платы j - той децильной группы.
Расчет:
^ заработная плата по i -той шкале.
N = МЗП * м.
^ - коэффициент для j-той шкалы. qi - удельный вес работников в j-той шкале. qi = Zi/N, расчет mj:
г_60 МЕХНАТ БОЗОРИ ВА ИЖТИМОИЙ МУХОФАЗА /
РЫНОК ТРУДА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
где - таблица преобразования.
расчет р]
Оценка изменений структуры доходов населения на перспективу. Входные данные: 1 - время, годы;
МЗП - минимальная заработная плата на 1 -время;
рjt - удельный вес среднемесячной номинальной начисленной заработной платы на 1 -время;
mjt - среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на 1 -время; Расчет прямой оценки на 1 -время:
рjt = 3*р]1-1-3*р1-2 + р1-3.
Расчет структурного сдвига на 1-время:
рjt = pjt*(K0+K0*j)л(P0+P1*j);
Расчет располагаемой заработной платы в соответствии с установленной системой налогообложения. Входные данные:
МЗП - минимальная заработная плата; pj - удельный вес среднемесячной номинальной начисленной заработной платы j-той децильной группы;
М - среднемесячная номинальная начисленная заработная плата;
Условия подоходного налогообложения:
На 2012 год - до 5 МЗП - 9%, от 5 до 10 МЗП - 16% и от 10 и выше - 22%, 2013 год - возможные варианты подоходного налогообложения:
до 5 МЗП - 8%, от 5 до 10 МЗП - 16% и от 10 и выше - 22%.
Выходная информация: рjr - удельный вес располагаемой среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, j-той децильной группы;
mjr - располагаемая среднемесячная номинальная начисленная заработная плата j-той децильной группы;
dj - налог на доход в j-той децильной группе.
С помошью выше приведенных алгоритмов и инструментов целесообразно разработать механизмов регулирования расслоения населения.