Научная статья на тему 'Социально-экономические механизмы регулирования социального расслоения населения'

Социально-экономические механизмы регулирования социального расслоения населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Регулирование социального расслоения общества является важным направлением государственной социальной политики. С правильной политикой по регулированию социального расслоения непосредственно связаны обеспечение социальной стабильности, адресной социальной защиты отдельных слоев населения, устойчивого экономического роста, благополучие нации, уровень образования и здоровья населения и в целом безопасность государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические механизмы регулирования социального расслоения населения»

Махкамова Ш.Ю.

Институт социальных исследований при Кабинете министров Республики Узбекистан,

к.э.н. руководитель проекта

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛОЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Регулирование социального расслоения общества является важным направлением государственной социальной политики. С правильной политикой по регулированию социального расслоения непосредственно связаны обеспечение социальной стабильности, адресной социальной защиты отдельных слоев населения, устойчивого экономического роста, благополучие нации, уровень образования и здоровья населения и в целом безопасность государства.

МЕХНАТ БОЗОРИ ВА ИЖТИМОИЙ МУХОФАЗА / 57~^

РЫНОК ТРУДА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

С первых дней независимости в Узбекистане уделяется особое внимание обеспечению адресной социальной поддержки малоимущих слоев населения, пенсионеров, молодых семей. Результатом принятых мер является регулярное повышение размеров оплаты труда и доходов социально уязвимых слоев населения, предоставление им поддержки и налоговых льгот. Как подчеркнул глава государства И.Каримов, при общем росте доходов населения за десять последних лет в 8,1 раза, разрыв между группами населения с наиболее низкими и наиболее высокими доходами, то есть, коэффициент дифференциации в доходах сократился с 21,1 до 8,3 раза. Этот коэффициент является одним из самых низких среди стран СНГ и ряда экономически развитых стран.1

Социальная защита граждан - одно из приоритетных направлений государственной политики. Сильная социальная политика должна применяться последователь-

1 Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012 год.

но и в условиях продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса. Постоянно проводится широкомасштабная работа по всесторонней защите интересов социально уязвимых слоев населения. В целях решения этих задач были приняты соответствующие нормативно-правовые акты и определены последующие приоритеты развития страны.

Демографическое развитие страны в настоящее время переходит на этап постепенного увеличения доли старших возрастов, и ожидается рост демографической нагрузки в возрастной структуре трудоспособного населения. При этом данный процесс, в первую очередь связан с пенсионным обеспечением населения.

В этих условиях целесообразна подготовка предложений по регулированию доходов и расходов Пенсионного фонда и предупреждению негативных явлений, для ликвидации угроз социально-экономической стабильности и устойчивому развитию страны с помощью вычислительного эксперимента на базе модели прогнозирования формирования

МЕХНАТ БОЗОРИ ВА ИЖТИМОИЙ МУХОФАЗА / РЫНОК ТРУДА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

Пенсионного фонда с учетом социально-экономических и демографических особенностей перспективного развития Узбекистана.

В качестве эффективного метода расчета сценариев и вариантов формирования и расходования Пенсионного фонда была разработана математическая модель, имитирующая процесс изменения доходов и расходов Пенсионного фонда. Математическая модель выполняет перспективный расчет актуарного баланса Пенсионного фонда на базе прогноза населения по половозрастной структуре и ряду параметров, показывающих влияние различных механизмов на доходную или расходную часть Пенсионного фонда.

Такой подход широко используется в мировой практике при изучении экономических и социальных явлений. Имитационная модель актуарного баланса Пенсионного фонда применяется в подготовке предложений по регулированию доходов и расходов Пенсионного фонда. Предложения и рекомендации направлены на предупреждение негативных явлений в целях ликвидации угроз социально-экономической стабильности и устойчивому развитию страны. С помощью вычислительного эксперимента на базе данной модели прогнозирования формирования Пенсионного фонда просматриваются различные сценарии и варианты с учетом социально-экономических и демографических особенностей перспективного развития Узбекистана.

Логика метода состоит в том, что модель описывает связи между различными элементами системы актуарного баланса и между входными и выходными параметрами модели.

Основные элементы имитационной модели могут быть выражены следующими математическими формулами:

Население трудоспособного возраста на начало 1 - го года.

Модель опирается на следующие факторы и условия:

Население трудоспособного возраста на начало 1 - го года: N1 =№м +Шж,

где Шм - мужчины трудоспособного возраста,

№ж - женщины трудоспособного возраста.

№м = Шм,16 + №м,17 + ...+ №м,59 №ж = №ж,16 + Шж,17 + ...+ Шж,53 Где Шж^, Шж^ - прочные данные в половозрастной структуре.

Дети до 16 лет на начало 1 - го года: Д1 = Шм,0 + Шм,1 + ... + №м,15 + Шж,0 + Шж,1 + ... + Шж,15.

Население пенсионного возраста на начало 1 - го года: П1 = Ж - N1 - Д1,

где Ж - население на начало 1 - го года.

Работающие из населения трудоспособного возраста, которые платят социальные платежи: Р1 = N1 * Р1д,

где Р1д - доля работающих в населении трудоспособного возраста.

Средняя заработная плата работников на 1 - й год: З1 = З1-1 * З1р,

где З1р - среднегодовой рост заработной платы.

Фонд оплаты труда работников: Ф1 = Р1 * З1.

Взносы предприятий: П1 = Ф1 * С1п, где С1п - ставка взносов от ФОТ.

Взносы работников: И1 = Ф1 * С1и, где С1и - ставка взносов от заработной платы работников.

Взносы от объема реализации: О1 = В1 * С1о,

где С1о - ставка взносов от объема реализации.

Другие доходы: Д1 = (П1 + И1 + О1) * С1ж,

где С1ж - доля других доходов.

МЕХНАТ БОЗОРИ ВА ИЖТИМОИЙ МУХОФАЗА / РЫНОК ТРУДА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

Доход Пенсионного фонда: Д1 = П + И + О: + Ж1

Численность пенсионеров по возрасту: пвг = п * апв,

где С1:пв - коэффициент расчета численности пенсионеров по возрасту.

Численность работающих пенсионеров по возрасту: ПР1 = П1:п * С1:пр,

где Шп - прирост численности населения пенсионного возраста,

С1:пр - коэффициент расчета численности работающих пенсионеров.

Средняя пенсия пенсионеров по возрасту: СВ1 = СВМ * асв,

где С1:св - среднегодовой рост средней пенсии пенсионеров по возрасту.

Расходы Пенсионного фонда на пенсионеров по возрасту:

Рвг = Пвг * свг - ПР1 * св^0,5 Следующие серии математических формул определяют другие элементы расходной части Пенсионного фонда. После них идет формула расчета расходов:

р: = Рвг + ри + Ркг + Рсг,

где РВ1 - расходы для пенсий по возрасту,

РИ - расходы для пенсий инвалидам, РЮ: - расходы для пенсий потерявшим кормильца,

Ра - расходы для социальных платежей.

С помощью полученных расчетных значений изменений параметров в пенсионной системе - по увеличению количества работающих и, соответственно, налоговых сборов в Пенсионный фонд, изменению ставок, возраста - можно предпринять необходимые мероприятия и использовать при подготовке перспективных программ совершенствования пенсионной системы.

Другим инструментом регулирования социального расслоения является система налогообложения. Модель оценки и влияния изменения подоходного налога на дифференциацию доходов населения строится следующим образом:

Преобразование статистических данных о распределении численности работ-

ников по размерам начисленной заработной платы. Формирование таблицы структуры начисленной заработной платы по децильным группам работников.

Входные данные:

МЗП - минимальная заработная плата;

N - численность работников;

Zi - численность работников, которым начислена заработная плата по итой шкале;

i - шкала заработной платы, 1 - от 1 до 2 МЗП, 2 - от 2-3 МЗП, 3 - 3-4 МЗП, 4 - 4-5 МЗП, 5 - 5-6 МЗП, 6 - 6-7 МЗП, 7 - 7-8 МЗП, 8 - 8-9 МЗП, 9 - 9-10 МЗП, 10 - 1015 МЗП, 11 - 15-20 МЗП, 12 - 20-25 МЗП, 12 - 25-30 МЗП, 13 - 30-35 МЗП, 14 - 35-40 МЗП и 15 - 40+ МЗП.

F - процент заработной платы работников;

М - среднемесячная номинальная начисленная заработная плата;

N=XZi

M = F/N.

Выходная информация:

mj - среднемесячная номинальная начисленная заработная плата j - той де-цильной группы.

j - децильные группы: 1, 2, 3, ..., 10;

рj - удельный вес среднемесячной номинальной начисленной заработной платы j - той децильной группы.

Расчет:

^ заработная плата по i -той шкале.

N = МЗП * м.

^ - коэффициент для j-той шкалы. qi - удельный вес работников в j-той шкале. qi = Zi/N, расчет mj:

г_60 МЕХНАТ БОЗОРИ ВА ИЖТИМОИЙ МУХОФАЗА /

РЫНОК ТРУДА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

где - таблица преобразования.

расчет р]

Оценка изменений структуры доходов населения на перспективу. Входные данные: 1 - время, годы;

МЗП - минимальная заработная плата на 1 -время;

рjt - удельный вес среднемесячной номинальной начисленной заработной платы на 1 -время;

mjt - среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на 1 -время; Расчет прямой оценки на 1 -время:

рjt = 3*р]1-1-3*р1-2 + р1-3.

Расчет структурного сдвига на 1-время:

рjt = pjt*(K0+K0*j)л(P0+P1*j);

Расчет располагаемой заработной платы в соответствии с установленной системой налогообложения. Входные данные:

МЗП - минимальная заработная плата; pj - удельный вес среднемесячной номинальной начисленной заработной платы j-той децильной группы;

М - среднемесячная номинальная начисленная заработная плата;

Условия подоходного налогообложения:

На 2012 год - до 5 МЗП - 9%, от 5 до 10 МЗП - 16% и от 10 и выше - 22%, 2013 год - возможные варианты подоходного налогообложения:

до 5 МЗП - 8%, от 5 до 10 МЗП - 16% и от 10 и выше - 22%.

Выходная информация: рjr - удельный вес располагаемой среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, j-той децильной группы;

mjr - располагаемая среднемесячная номинальная начисленная заработная плата j-той децильной группы;

dj - налог на доход в j-той децильной группе.

С помошью выше приведенных алгоритмов и инструментов целесообразно разработать механизмов регулирования расслоения населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.