Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2023. - Т. 9 (75). № 3. - С. 545-552.
УДК 342
ЗАКОН О МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕННЫХ ФИНЛЯНДИИ 2015 Г. И ЕГО ПОСЛЕДУЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ
Великая О. С.
Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы
МЧС России
В данной публикации раскрывается содержание Закона о медицинских учреждениях для заключенных 2015 г. Финляндии с смежными законами и дополнениями 2023 г., вступающими в силу в 2024 г. Вместе с тем в работы изложены основные составляющие созданной в Финляндии системы служб, занимающихся вопросами деятельности пенитенциарной системы страны и специфика их взаимодействия между собой. Непосредственно вопросами охраны здоровья осужденных занимаются; министерство социального обеспечения и здравоохранения, региональные органы государственного управления Отдел охраны здоровья заключенных, Группа по охране здоровья заключенных при Национальном институте здравоохранения и социального обеспечения, Агентство уголовных наказаний, Агентство регионального государственного управления, Национальный органа надзора за благосостоянием и здоровьем и т.д.
Ключевые слова: Финляндия, заключенные, государственные органы, охрана здоровья, реабилитация, инспектор.
Система медицинских и иных учреждений Финляндии, занимающаяся проблемами лечения и реабилитации осужденных и лиц, временно ограниченных в своих правах, стала складываться еще в 19 в. с появлением специальных заведений для несовершеннолетних правонарушителей; лиц, ведущих образ жизни, нарушающий устоявшиеся в обществе правила.
Ее развитие в ХХ в. продолжилось, в том числе в связи с распространением наркотических и психотропных веществ среди населения, усугублением социальных пороков, ростом количества мигрантов и т.д. В сложившейся ситуации выполнение функций по лечению и реабилитации заключенных и осужденных лиц исключительно силами пенитенциарного ведомства страны оказалось затруднительно, в том числе в связи с: а) большим объёмом необходимой работы; б) проведением профилактических мер; в) невозможностью исключительно силами пенитенциарного ведомства выполнения разнообразных функций, мало присущих его задачам.
С целью разрешения указанных задач, в 2015 г. разработан и принят «Закон о медицинских учреждениях для заключенных» [1]. Им, обязанности и руководство Отделом охраны здоровья заключенных. Сфера действия данного акта распространяется на Группу по охране здоровья заключенных при Национальном институте здравоохранения и социального обеспечения (далее - НЗиСО) [2], которая осуществляет свои действия по всей стране (§1).
Задача Отдела охраны здоровья заключенных заключается в организации медицинского обслуживания и медицинского обслуживания заключенных и лиц, содержащихся под стражей до суда, в соответствии с гл. 767 Закона о тюрьмах (2005/10) [3] и гл. 768 Закона о предварительном заключении 2005 г. (§2) [4].
Отдел охраны здоровья заключенных возглавляет директор Службы охраны здоровья заключенных, который принимает решения по вопросам, касающимся данного подразделения, за исключением случаев, когда они были переданы Совету директоров или если они не предусмотрены или не предписаны в правилах процедуры
545
для решения другим должностным лицом (§3). При этом на НЗиСО возложено общее руководство, развитие, управление и надзор за деятельностью Группы по охране здоровья заключенных (§4).
В Отделе охраны здоровья заключенных имеется Совет, назначаемый НЗиСО сроком на 4 года. Его правление состоит из председателя, заместителя председателя и не более 7 других членов с личными заместителями. Совет управляющих утверждает правила процедуры Группы охраны здоровья заключенных.
Отдел охраны здоровья заключенных ведет реестр пациентов, в котором хранятся документы пациентов, упомянутые в Законе об обработке клиентских данных в сфере социального обеспечения и здравоохранения 2003 г. (далее -Закон о клиентских данных) [5]. Обработка данных пациентов регулируется положениями Закона о данных клиентов (14.4.2023/721). Однако, ч. 721 с изменениями, внесенными Законом N 2023/1, вступает в силу с 1.1.2024. Предыдущая формулировка гласит:
Отдел охраны здоровья заключенных ведет реестр пациентов, в котором хранятся документы пациентов, упомянутые в ст. 785 Закона о статусе и правах пациентов [6]. Положения, касающиеся данных, подлежащих хранению в документах пациентов, и сроков их хранения изложены в указанном разделе и изданных на его основании правилах. В ст. 13 этого Закона содержатся положения о конфиденциальности информации, содержащейся в документах пациентов.
Данные, содержащиеся в регистре пациентов, могут обрабатываться только лицами, участвующими в лечении пациентов или связанных с этим задачах от имени Отдела охраны здоровья заключенных или от его имени. Медицинский работник, нанятый Агентством уголовных наказаний, должен регистрировать данные, полученные в ходе выполнения своих обязанностей по медицинскому обслуживанию или медицинскому обслуживанию, в регистре пациентов, упомянутом в настоящей статье.
Обработка данных пациентов также регулируется положениями Закона об электронной обработке данных клиентов в сфере социального обеспечения и здравоохранения [7]. Закон N 159/2007 об электронной обработке данных клиентов в сфере здравоохранения и социального обеспечения 784/2021 отменен Законом об электронной обработке данных клиентов в сфере здравоохранения и социального обеспечения.
В дополнение к положениям о разглашении данных пациентов, изложенным в гл. 8 Закона о клиентских данных или других правовых актах, врач, ответственный за медицинское обслуживание заключенных и лиц, содержащихся под стражей до суда, или, в соответствии с его инструкциями, другой медицинский работник может разглашать данные, хранящиеся в регистре пациентов, следующим образом:
В дополнение к положениям о разглашении данных о пациенте без письменного согласия пациента, изложенным в п. 13 и 3 ст. 4 Закона о статусе и правах пациентов или в другом законодательном акте, врач, ответственный за медицинское обслуживание заключенных и лиц, содержащихся под стражей до суда, или по его указанию другой медицинский работник может разглашать данные, хранящиеся в журнале регистрации пациентов, следующим образом:
1) начальнику отдела оценки клиентов или начальнику пенитенциарной части, а также должностному лицу, работающему в Агентстве уголовных наказаний в порядке, установленном регламентом Агентства уголовных наказаний или Центра
уголовных наказаний, такую информацию о риске насилия, самоубийства, инфекционных заболеваний или других подобных рисках, вызванных болезнью заключенного или лица, содержащегося под стражей, которая необходима для защиты жизни, здоровья или безопасности данного лица или для защиты других лиц предотвращать угрозу жизни, здоровью или безопасности людей;
2) начальнику отдела оценки клиентов или начальнику пенитенциарной части, или должностному лицу Агентства уголовных наказаний, ответственному за функции, указанные в регламенте Агентства или Центра уголовных наказаний, такую информацию, связанную с обеспечением безопасности труда работника, которая необходима для оценки трудоспособности заключенного или лица, содержащегося под стражей, с целью трудоустройства его на работу, а также такую информацию, которая необходима для оценки осужденного или лица, содержащегося под стражей, или способность лица, находящегося в предварительном заключении, обучаться или заниматься другой деятельностью;
3) руководителю подразделения по оценке клиентов или должностному лицу Агентства уголовных наказаний, указанному в регламенте Агентства, такую информацию о состоянии здоровья и обращении с заключенным, которая необходима для оценки риска совершения насильственного или сексуального преступления, указанного в п. 400 и 2015 ч. 70 ст. 1 Закона об исполнении общественных санкций;
4) начальнику пенитенциарного учреждения такую информацию о состоянии здоровья и обращении с заключенным, включенную в оценку риска совершения насильственного или сексуального преступления, упомянутого в п. 3, которая необходима для принятия решения о помещении заключенного на испытательный срок под надзор пробации в соответствии со ст. 70 Закона об исполнении общественных санкций;
5) должностное лицо Агентства, в должностные обязанности которого входит рассмотрение дела об освобождении заключенного, упомянутого в п. 781 ст. 2005 Закона о процедуре освобождения пожизненно заключенных, оценка риска насилия для рассмотрения указанного дела, а также оценка риска насилия, оцениваемая для руководителя подразделения по оценке клиентов, тюремного или общинного управления по санкциям или должностного лица, ответственного за операции, указанные в правилах процедуры Центра уголовных наказаний письменное заявление о выводах оценки риска насилия с целью планирования и осуществления организуемых мероприятий;
6) должностное лицо Агентства, в должностные обязанности которого входит освобождение заключенного, отбывающего весь срок наказания, указанного в, как это предусмотрено в законах 780/2005, 735/2015 и 1718/2015, оценка опасности для решения указанного вопроса, и начальник отдела оценки клиентов, тюремного или общинного управления по санкциям, или лицо, ответственное за операции, указанные в правилах процедуры Центра уголовных наказаний письменное заявление о выводах оценки опасности для планирования и осуществления мероприятий, которые должны быть организованы для должностного лица на основе оцененного риска насилия;
7) Должностному лицу Агентства, в обязанности которого входит подготовка периода надзора за заключенным, осужденным к комбинированному наказанию, -
547
оценка риска совершения заключенным насильственного преступления с целью подготовки.
Без согласия пациента информация, необходимая для его медицинского обслуживания или выполнения обязанностей по медицинскому обслуживанию, может быть раскрыта из реестра пациентов медицинским работникам, работающим в Агентстве уголовных наказаний.
Без письменного согласия субъекта данных персоналу Агентства уголовных наказаний, не являющемуся медицинскими работниками, может быть раскрыта только информация, указанная в частях 1 (1) и (2), которая не раскрывает характер заболевания или другие сведения о здоровье или лечении.
Письменное заявление о выводах оценки риска совершения насильственного или сексуального преступления, подготовленное упомянутым в части 1 статьи 3 подразделением по оценке клиентов, может быть представлено руководителю подразделения Управления по исполнению наказаний Сообщества или должностному лицу Агентства уголовных наказаний, указанному в регламенте Центра уголовных наказаний, при планировании и осуществлении мероприятий, включенных в надзор за условно-досрочным освобождением, требуемый оценкой [8].
Для выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 5, может быть также раскрыта информация об оценке, содержащейся в заявлении, основанном на исследовании психического состояния подсудимого, упомянутого в статье 17 главы 37 Судебно-процессуального кодекса, о том, считается ли обвиняемый чрезвычайно опасным для жизни, здоровья или свободы другого лица.
Право на получение информации от других медицинских учреждений и других органов
В дополнение к положениям, предусмотренным в других разделах Закона, Отдел охраны здоровья заключенных имеет право, несмотря на положения о секретности, получать данные из реестра пациентов другого медицинского учреждения, с тем чтобы подготовить оценку или заключение об опасности насилия для заключенного, о котором говорится в п. 1 ст. 2 Закона о процедуре освобождения пожизненно заключенных и п. 70 и 1 п. 5 ст. 6 Закона об исполнении наказаний в общинах, и планировать мероприятия, организуемые в соответствии с ним, и планировать мероприятия, организуемые в соответствии с ним, и осуществление в подразделении Агентства по уголовным наказаниям. Для подготовки вышеупомянутой оценки или заключения Отдел охраны здоровья заключенных имеет право получить от Национального института здравоохранения и социального обеспечения информацию об обследовании психического состояния обвиняемого, о котором говорится в ст. 17 гл. 37 Судебно-процессуального кодекса, и основанного на нем заявления.
Данные, упомянутые в подразделе 1, могут обрабатываться только теми должностными лицами Отдела охраны здоровья заключенных, которые абсолютно необходимы для выполнения своих обязанностей, указанных в этом подразделе. Документы должны быть уничтожены, как только они отпадают в необходимости для целей настоящего подраздела.
Отдел охраны здоровья заключенных имеет право получать информацию, содержащуюся в Реестре уголовных наказаний Агентства по уголовным наказаниям, в объеме, необходимом для выполнения обязанностей лицами, работающими в Отделе охраны здоровья заключенных.
Глава 3 (отменена в 2003 г.) «Руководство и надзор за медицинским обслуживанием заключенных» устанавливает, что Министерство социального обеспечения и здравоохранения отвечает за общее руководство, планирование, развитие и надзор за медицинским обслуживанием заключенных.
Региональные органы государственного управления осуществляют надзор за законностью медицинского обслуживания и медицинского обслуживания заключенных, организованного и предоставляемого Отделом охраны здоровья заключенных, и предоставляют соответствующие рекомендации.
Национальный орган по надзору за благосостоянием и здоровьем руководит деятельностью региональных органов государственного управления по осуществлению, координации и гармонизации надзора и соответствующего руководства. Несмотря на положения подраздела 1, Национальный орган по лицензированию и надзору осуществляет надзор за законностью медицинского обслуживания и медицинского обслуживания заключенных, организуемого и предоставляемого Отделом охраны здоровья заключенных, и дает соответствующие рекомендации, особенно в следующих случаях:
1) вопросы, имеющие принципиальное значение или имеющие далеко идущие последствия;
2) вопросы, которые по существу связаны с другими вопросами надзора, связанными со здравоохранением или медицинскими работниками, находящимися в ведении Государственного надзора за благосостоянием и здоровьем;
3) вопросы, от рассмотрения которых отстранены должностные лица Агентства регионального государственного управления, осуществляющие надзорные вопросы.
При необходимости в постановлении правительства будет закреплено более подробное разделение обязанностей между Национальным органом по надзору и здравоохранению и Региональным агентством государственного управления в области надзора и соответствующего руководства (9 §).
Для выполнения указаний, упомянутых в ст. 9, Региональное государственное административное агентство и Национальный надзорный орган по вопросам социального обеспечения и здравоохранения могут проводить инструктажные и оценочные визиты в учреждения Отдела охраны здоровья заключенных, которые организуют и предоставляют медицинские услуги заключенным.
Инструктажные и оценочные визиты и их программа должны быть заранее согласованы с Отделом охраны здоровья заключенных и соответствующим подразделением (10 §).
Областные органы государственного управления и Государственный надзорный орган благосостояния и здравоохранения могут проверять упомянутые в выше, учреждения и услуги в области здравоохранения и медицинского обслуживания, а также места и помещения, используемые для их организации, при наличии обоснованной причины для проведения проверки. Национальный орган по надзору за благосостоянием и здравоохранением может поручить региональному государственному административному агентству провести вышеупомянутую проверку от его имени. Проверка может быть без предварительного уведомления. Постановление о проверке обжалованию не подлежит.
Инспектор должен быть допущен в тюрьму и во все помещения Отделения охраны здоровья заключенных. Несмотря на положения о конфиденциальности, инспек-
549
ция представляет все запрашиваемые инспектором документы, необходимые для проведения инспекции, и бесплатно предоставляет копии по просьбе инспектора. Инспектор также имеет право производить фотографии во время проверки, но право осмотра не распространяется на помещения, используемые для постоянного жилья. Нельзя фотографировать заключенных или лиц, находящихся в предварительном заключении [8].
При этом, инспектору могут оказывать помощь эксперты, необходимые для проведения проверки. На эксперта распространяются положения об уголовной ответственности. Положения об ответственности за ущерб изложены в Законе о деликт-ной ответственности [9]. В случае необходимости полиция должна оказать исполнительную помощь Агентству регионального государственного управления и Национальному органу по надзору за благосостоянием и здоровьем в проведении проверки.
Положения об инспекциях, изложенные в ст. 434 Закона об административной процедуре (2003/39) [10], в остальном применяются к инспекции.
При обнаружении недостатков или других недостатков, угрожающих безопасности пациентов, в организации или осуществлении медицинского обслуживания заключенных или если деятельность иным образом противоречит настоящему или иному законодательству о медицинском обслуживании заключенных, региональное государственное административное учреждение или Национальный надзорный орган социального обеспечения и здравоохранения может издать приказ об их устранении.
Региональное государственное административное учреждение и Национальный надзорный орган по вопросам социального обеспечения и здравоохранения могут обязать медицинское учреждение для заключенных выполнить приказ, упомянутый в подразделе 1, угрожая наложением штрафа или приостановлением его деятельности, или запретить использование этого учреждения, его части или оборудования.
Решение Агентства регионального государственного управления и Национального органа надзора за благосостоянием и здоровьем о приостановлении деятельности или запрете использования устройства, его части или оборудования должно выполняться независимо от апелляции, если иное не предписано апелляционным органом.
Положения настоящего раздела не применяются к практикам, указанным в Законе о лекарственных средствах [11]. Если региональное государственное административное учреждение или Национальный надзорный орган социального обеспечения и здравоохранения во время надзора выявит недостатки или другие недостатки в фармацевтических услугах, о них необходимо сообщить в Агентство по лекарственным средствам. STUK должен быть уведомлен о любых недостатках или недостатках, обнаруженных при использовании излучения.
Если дефект, ошибка, небрежность или другой дефект, обнаруженные в организации или осуществлении медицинской помощи или медицинской помощи, не приводят к мерам, указанным в ст. 12, Региональное агентство государственного управления и Национальный орган по надзору за благосостоянием и здоровьем могут довести до сведения Отдела охраны здоровья заключенных или лица, ответственного за ошибочную деятельность, их понимание процедуры, установленной в Законе, или обратить внимание поднадзорного лица на надлежащую организацию деятельности и надлежащую организацию деятельности и благо к требованиям администрации.
Агентство регионального государственного управления и Национальный орган по надзору за благосостоянием и здоровьем также могут потребовать от поднадзорного субъекта исправить обнаруженный недостаток или другой дефект. Если упомянутые выше меры не могут быть признаны достаточными с учетом факторов, влияющих на общую оценку вопроса, Агентство регионального государственного управления и Национальный надзорный орган социального обеспечения и здравоохранения могут вынести поднадзорной стороне предупреждение на будущее.
Апелляция не могут быть поданы против административного распоряжения или запроса, выданного региональным государственным административным агентством или Национальным надзорным органом по благосостоянию и здравоохранению, упомянутым в этом разделе.
Региональное государственное административное агентство и Национальный надзорный орган социального обеспечения и здравоохранения принимают меры, которые они сочтут необходимыми для обеспечения безопасности пациентов или соблюдения закона на основании вопроса надзора, о котором им станет известно. Надзорный вопрос, основанный на событии старше двух лет, не расследуется, если для этого нет особой причины.
Особо определены в законы вопросы, касающиеся права доступа надзорного органа (§14), право доступа надзорного органа (§15), детоксикация опиоидной зависимости и заместительная терапия опиоидными препаратами (§16а) и переходные положения. Последние, наиболее важные изменения в рассматриваемый закон 2015 г. были внесены в 14.4.2023, отдельные из которых вступаю в силу лишь в 2024 г. (14.4.2023/741) [12].
Список литературы:
I.30.12.2015/1635. - URL: Закон о медицинских учреждениях для заключенных 1635/2015 - Современное законодательство - FINLEX ® Laki vankien
2.Terveys- ja hyvinvointialan tutkimusyhteistyötä Keski-Suomen yksiköiden ja Terveyden ja hyvinvoinnin laitoksen välillä tiivistetään. - URL: Активизируется научно-исследовательское сотрудничество в области здравоохранения и благополучия между субъектами в Центральной Финляндии и Национальным институтом здравоохранения и социального обеспечения — Университет Ювяскюля (iyu.fi)
3.Vankeuslaki. 23.9.2005. - URL: Закон о тюремном заключении 767/2005 - Современное законодательство - FINLEX ®
4.I OSA YLEISET SÄÄNNÖKSET. - 23.9.2005/767. - URL: Закон о тюремном заключении 767/2005 -Современное законодательство - FINLEX ®
5.Laki asiakastietojen käsittelystä sosiaali- ja terveydenhuollon alalla. 703/2023. - URL: 703/2023 - Справочник законодательных изменений - FINLEX ®
6.Laki potilaiden asemasta ja oikeuksista. 1992/12. - URL: Закон о статусе и правах пациентов 785/1992 -Современное законодательство - FINLEX ®
7.Laki asiakastietojen sähköisestä käsittelystä sosiaali- ja terveydenhuoltoalalla. (159/2007). - URL: Отмененный Закон о защите клиентских данных в сфере социального обеспечения и здравоохранения... 159/2007 - Современное законодательство - FINLEX ®
8.Laki vankiterveydenhuoltolaitoksista annetun lain 6 ja 11 §:n muuttamisesta (1.4.2022/229). - URL: Закон о медицинских учреждениях для заключенных... 229/2022 - Оригинальные уставы - FINLEX ®
9.Vahingonkorvausvastuuta koskeva laki. 412/1974. - URL: Закон о деликтной ответственности 412/1974 - Современное законодательство - FINLEX ®
10. Hallinto-oikeus. (2003/39). - URL: Закон об административной процедуре 434/2003 - Современное законодательство - FINLEX ®
II. Lääkelaki (395/1987). - URL: Закон о лекарственных средствах 395/1987 - Современное законодательство - FINLEX ®
551
12. Laki vankiloiden terveydenhuoltolaitoksista. - URL: Закон о медицинских учреждениях для заключенных... 721/2023 - Оригинальные уставы - FINLEX ®
Velikaya O.S. Prisoners' health care facilities act 2015. Finland and its subsequent development //
Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2023. - Т. 9 (75). № 3. - Р. 545-552.
This publication discloses the content of the Health Care Facilities for Prisoners Act 2015. At the same time, the work outlines the main components of the system of services established in Finland, dealing with the activities of the prison system of the country and the specifics of their interaction with each other. The Ministry of Social Affairs and Health, the regional state authorities of the Prison Health Protection Unit, the Prison Health Protection Unit of the National Institute of Health and Welfare, the Criminal Sanctions Agency, the Regional State Administration Agency, the National Welfare and Health Surveillance Authority, etc. are directly involved in the issues of health protection of prisoners.
Keywords: Finland, prisoners, public authorities, health care, rehabilitation, inspector.