Научная статья на тему 'НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ТЮРЕМНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ФИНЛЯНДИИ'

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ТЮРЕМНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ФИНЛЯНДИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
270
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНЛЯНДИЯ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ТЮРЕМНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ / ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Великая Ольга Сергеевна

В статье рассмотрены вопросы, связанные с правовым регулированием уголовной ответственности и тюремного заключения несовершеннолетних в Финляндии, как на основе внутреннего законодательства этого государства, так и международных правовых актов. Очерчены основные нормативно-правовые этапы становления изучаемого явления в истории и законодательстве Финляндии, в том числе на основе эволюции Уголовного кодекса 1889 года, пенитенциарной и социальной систем данной страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE REGULATION OF CRIMINAL LIABILITY AND IMPRISONMENT OF MINORS IN FINLAND

The article deals with issues related to the legal regulation of criminal liability and imprisonment of minors in Finland, both on the basis of the domestic legislation of this state and international legal acts. The main regulatory and legal stages of the formation of the phenomenon under study in the history and legislation of Finland are outlined, including on the basis of the evolution of the Criminal Code of 1889, the penitentiary and social systems of this country.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ТЮРЕМНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ФИНЛЯНДИИ»

Научная статья УДК 343

https://doi.org/10.36511/2078-5356-2023-1-83-88

Нормативное регулирование уголовной ответственности и тюремного заключения несовершеннолетних в Финляндии

Великая Ольга Сергеевна

Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, связанные с правовым регулированием уголовной ответственности и тюремного заключения несовершеннолетних в Финляндии, как на основе внутреннего законодательства этого государства, так и международных правовых актов. Очерчены основные нормативно-правовые этапы становления изучаемого явления в истории и законодательстве Финляндии, в том числе на основе эволюции Уголовного кодекса 1889 года, пенитенциарной и социальной систем данной страны.

Ключевые слова: Финляндия, уголовная ответственность, тюремное заключение, ограничение свободы, несовершеннолетние, международные правовые акты

Для цитирования: Великая О. С. Нормативное регулирование уголовной ответственности и тюремного заключения несовершеннолетних в Финляндии // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2023. № 1 (61). С. 83—88. https://doi.org/10.36511/2078-5356-2023-1-83-88.

Original article

Normative regulation of criminal liability and imprisonment of minors in Finland

Olga S. Velikaya

St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, St. Petersburg, Russian Federation, [email protected]

Abstract. The article deals with issues related to the legal regulation of criminal liability and imprisonment of minors in Finland, both on the basis of the domestic legislation of this state and international legal acts. The main regulatory and legal stages of the formation of the phenomenon under study in the history and legislation of Finland are outlined, including on the basis of the evolution of the Criminal Code of 1889, the penitentiary and social systems of this country.

Keywords: Finland, criminal liability, imprisonment, restriction of freedom, minors, international legal acts

For citation: Velikaya O. S. Normative regulation of criminal liability and imprisonment of minors in Finland. Legal Science and Practice: Journal of Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2023, no. 1 (61), pp. 83—88. (In Russ.). https://doi.org/10.36511/2078-5356-2023-1-83-88.

Вопросы и проблемы, вызванные преступ- заключенных в местах лишения свободы на

ностью и ее последствиями со стороны несо- душу населения [1]. Однако для достижения

вершеннолетних, довольно чувствительны для этого результата страна прошла очень сложный

каждого общества и страны. Для их предотвра- путь.

щения и решения нет и не может быть единых Формирование пенитенциарной системы

«рецептов», в том числе и потому, что каждое Финляндии началось в шведский период ее

общество, несмотря на условия и последствия истории, однако законодательное оформление

глобализации уникально, имеет свои традиции особенностей осуждения и содержания несо-

и правила. вершеннолетних правонарушителей проходило

Финляндия является страной с одним из са- во второй половине Х1Х века, а ее развитие про-

мых низких в мире показателей по количеству должается и сегодня.

© Великая О. С., 2023

Ее основными составляющими являются: а) специальные учебные заведения [2], деятельность которых была начата еще в Х1Х веке [3; 4], б) собственно пенитенциарные учреждения страны. Безусловно, следует указать и на то, что в Финляндии достаточно широко применяются и иные средства ограничения свободы несовершеннолетних правонарушителей, не связанные с существенным ограничением свободы, то есть заключением.

По нашему мнению, нормативные основы действующей ныне законодательной базы Финляндии в отношении ограничения свободы и заключения несовершеннолетних начали складываться с принятием в 1940 году Закона о несовершеннолетних правонарушителях, которым были установлены возрастные рамки таких лиц (от полных 15 лет до 21 года); право прокурора и суда не привлекать к ответственности виновных лиц до 18 лет, за исключением условного наказания с обязательным надзором; специфика содержания под стражей и ее срок и т. п. [5].

Конечно, данный закон впоследствии неоднократно дополнялся, изменялся (последняя редакция 2005 г.) [6], впрочем, как и вся система не только пенитенциарного законодательства Финляндии, но и применяемые во всем мире подходы в данном вопросе, которым данная страна стремится соответствовать.

В 2001 году организация исполнения приговоров была реформирована в рамках реорганизации задач, связанных с уголовной политикой в Министерстве юстиции. Департамент пенитенциарных учреждений министерства юстиции был упразднен, и создана новая центральная администрация — Агентство по уголовным санкциям. Также упразднена Ассоциация пробации, подпадающая под действие публичного права, и создана новая Служба пробации для управления исполнением санкций общин. Агентство по уголовным санкциям возглавляет как Пенитенциарную службу, так и Службу пробации [7].

Агентство в своей работе руководствуется в том числе международными нормативными актами. Так, как известно, Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года (ст. 37) гласит, чтобы: «каждый лишенный свободы ребенок пользовался гуманным обращением и уважением неотъемлемого достоинства его личности с учетом потребностей лиц его возраста. В частности, каждый лишенный свободы ребенок должен быть отделен от взрослых, если только не считается, что в наилучших интересах ребенка этого делать не следует, и иметь право поддерживать связь со своей семьей путем переписки

и свиданий, за исключением особых обстоятельств» [8].

Минимальные стандартные правила ООН по обращению с заключенными, Правила Нельсона Манделы, гласят в Правиле 11 о раздельном содержании заключенных. Различные группы заключенных должны содержаться в отдельных учреждениях или частях учреждений в соответствии с полом и возрастом заключенных, наличие судимости, правовые основания для лишения свободы и потребности заключенного в лечении учитываются следующим образом:

a) если возможно, мужчины и женщины должны содержаться в отдельных учреждениях, а в учреждении, допускающем и мужчин, и женщин, все учреждения, предназначенные для женщин, должны быть расположены совершенно отдельно;

b) лица, находящиеся в предварительном заключении, содержатся отдельно от лиц, находящихся под стражей;

c) должники и другие гражданские заключенные должны содержаться отдельно от лиц, заключенных в тюрьму за преступление;

d) несовершеннолетние заключенные должны содержаться отдельно от взрослых [9, с. 12].

В Рекомендации Комитета Министров Совета Европы Rec (2006)2 государствам-членам «Европейские пенитенциарные правила» (приняты Комитетом министров 11 января 2006 года на 952-м заседании заместителей министров) гласят:

«Часть I. К основному принципу:

11.1. Дети в возрасте до 18 лет должны содержаться не в тюрьме, предназначенной для взрослых, а в учреждении, специально предназначенном для этой цели.

11.2. Однако, если дети в порядке исключения содержатся в тюрьме, предназначенной для взрослых, для них должны быть предусмотрены специальные положения, учитывающие их положение и потребности...

Часть II тюремного заключения:

18.8. При решении вопроса о размещении заключенных в определенных тюрьмах или в определенных тюремных отделениях необходимо:

а) досудебных задержанных отдельно от заключенных;

в) заключенные-мужчины отдельно от заключенных-женщин; а также

с) заключенные младшего возраста отделены от заключенных старшего возраста.

18.9. Требования к изоляции, упомянутые в Разделе 18, могут быть отменены, чтобы заключенные могли вместе участвовать в

организованных мероприятиях, но заключенные должны быть размещены порознь на ночь, если только они не согласятся на помещение в общие помещения, и администрация тюрьмы сочтет, что это отвечает наилучшим интересам всех заинтересованных заключенных» [10].

Закон о тюрьмах (767/2005) также предусматривает, что несовершеннолетний может быть помещен в такую тюрьму, где он может содержаться отдельно от взрослых заключенных, если только его интересы не требуют иного ^ гл. 4 § 8 п. 2) [11].

Кроме того, Закон о тюремном заключении предусматривает, что при исполнении наказания в виде лишения свободы в отношении молодых людей, совершивших преступление в возрасте до 21 года, особое внимание должно уделяться возрастным потребностям и потребностям в развитии ^ гл. 5 § 3).

Глава 3 раздел 1 подраздел 2 Закона о предварительном заключении предусматривает, что лицо, содержащееся под стражей в предварительном заключении в возрасте до 18 лет, должно содержаться отдельно от совершеннолетних лиц, содержащихся под стражей до суда, если только его интересы не требуют иного.

В параграфе 3 Закона о предварительном заключении (768/2005) говорится, что заключенный, достигший 18 лет в период содержания под стражей, может продолжать содержаться отдельно от других совершеннолетних заключенных, если это оправдано его или ее обстоятельствами обстоятельства [12]. Он может содержаться в тех же помещениях, что и заключенный под стражу в возрасте до 18 лет, только если это не противоречит интересам заключенных под стражу в возрасте до 18 лет [9, с. 13].

В соответствии с частью 3 статьи 5 главы 1 Закона о предварительном заключении при осуществлении предварительного заключения в отношении молодых людей, совершивших преступление в возрасте до 21 года, особое внимание должно быть обращено на возрастные потребности и стадии его развития. Несовершеннолетние и молодые люди, только что достигшие совершеннолетия, нуждаются в особой поддержке и руководстве, чтобы стать независимыми и управлять своей собственной жизнью. Во время лишения свободы несовершеннолетние и молодые заключенные представляют собой особую группу, которой должна быть предоставлена достаточная поддержка и руководство для обеспечения навыков повседневной жизни, учебы, работы и реабилитации даже после наказания.

В Законе о тюрьмах (гл. 4 § 7) зафиксировано сотрудничество с другими органами. Так, при составлении плана отбытия наказания и входящего в него плана освобождения необходимо указывать сотрудничество семьи осужденного или с социальными, медицинскими, жилищными и трудовыми органами муниципалитета их проживания, другими органами и частными сообществами и отдельными лицами [11].

В рекомендациях властей по сотрудничеству в интеграции людей с криминальным прошлым в общество указано о согласовании планов заказчика: планы клиентов, реабилитации и обслуживания, составленные Управлением уголовных наказаний и другими партнерами, согласовываются. Реабилитационные функции Уголовно-исполнительного учреждения структурированы как континуумы лечения с социальными и медицинскими услугами. Сотрудничество с субъектами, организующими образование, труд, жилищное, социальное и медицинское обслуживание, начинается на этапе инициации санкции с целью оценки потребности в услугах и координации услуг как во время, так и после санкции для обеспечения преемственности.

Особо следует указать на санкции, налагаемые на несовершеннолетних в системе уголовного правосудия. Уголовная ответственность в Финляндии наступает лишь с 15-летнего возраста. Для преступления, совершенного в несовершеннолетнем возрасте, и при осуждении за него предусмотрены смягчающие обстоятельства, связанные с возрастом и уровнем развития, из которых совершение преступления в возрасте до 18 лет является одним из смягчающих обстоятельств шкалы наказаний (УК гл. 6 § 8) [12].

Безоговорочное лишение свободы для лица в возрасте до 18 лет означает, что такое лицо может быть приговорено только по уважительной причине. При рассмотрении уважительной причины необходимо учитывать возможность помещения правонарушителя в учреждение по защите детей в соответствии с Законом о защите детей.

Кроме того, максимальное наказание для несовершеннолетнего в возрасте 15—17 лет может составлять не более % наказания, которое может быть назначено взрослому. Ни при каких обстоятельствах несовершеннолетний не может быть приговорен к лишению свободы в виде пожизненного заключения в Финляндии. (УК гл. 6 § 8) [9, с. 14].

Суд может преобразовать абсолютное тюремное заключение в наказание под надзором,

общественные работы или приговор в виде комбинированного наказания. В 2005—2019 годы безусловное наказание в виде лишения свободы в возрастной группе 15—17 лет заменялось на общественные работы в общей сложности 88 раз.

К несовершеннолетним комбинированное наказание не применялось. Штраф как замена наказания под надзором в качестве наказания для 15—17-летних не используется. Штрафы являются наиболее распространенным наказанием для молодых людей в возрасте от 15 до 20 лет. Штрафы чаще налагаются на молодых людей за нарушения правил дорожного движения. С 1 января 2019 года вступил в силу Закон о следственных изоляторах и усиленный запрет на поездки, который в течение года применялся в отношении несовершеннолетних 13 раз. В 2020 году несовершеннолетние восемь раз подвергались усиленному запрету на въезд. В 2019—2020 годы предварительное заключение в отношении несовершеннолетних не применялось.

Лицо, совершившее преступление в возрасте до 18 лет, также может быть приговорено к наказанию, если уважительные причины не требуют абсолютного тюремного заключения и если рассматривается условное наказание как недостаточное. При этом наказание для несовершеннолетних — это наказание минимум на четыре месяца и максимум на год (введено в 2005 г.).

Наказание для несовершеннолетних включает в себя встречи по наблюдению, руководство и поддержку, способствующие социальному функционированию, а также введению в трудовую жизнь. При приговоре к заключению под стражу несовершеннолетних одним из условий является то, что молодой человек может ходить на запланированные встречи с руководителем и не должен иметь острой проблемы, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами. Наказание несовершеннолетних осуществляется в гражданском исправительном учреждении, где за несовершеннолетним на время отбытия наказания закрепляется личный надзиратель, с которым происходят регулярные встречи и ведется совместная работа по плану, составленному на время отбытия наказания. С каждым годом все меньше молодых людей приговариваются к наказанию несовершеннолетних в виде лишения свободы.

В 2005 году осуждено 42 человека, а в 2019 — только 6, к несовершеннолетним было назначено наказание за грабежи (2), за

преступления, связанные с наркотиками (2), насильственное сопротивление должностному лицу (1) и нападение при отягчающих обстоятельствах (1).

Представляется необходимым изучить применение наказания к несовершеннолетним и выявить причины, по которым несовершеннолетним назначается более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление, в целях более эффективного исполнения законодательства. Молодой человек, совершивший преступление в возрасте до 21 года, может быть приговорен к одному году и трем месяцам надзора в результате условного лишения свободы. Надзор назначается, если считается, что он способствует социальному выживанию преступника и предотвращает новые преступления. Надзор осуществляется в офисе общественных санкций [9, с. 15]. Также заключенный, совершивший свое преступление в возрасте до 21 года, освобожденный из тюрьмы, помещается под условный надзор, который осуществляется управлением исправительных учреждений.

Согласно законодательству Финляндии, рецидивист — это лицо, совершившее новое преступление в течение последних трех лет. Однако можно отметить, что 15—17-летние подростки реже совершают повторные преступления.

Согласно статистике, доля всех осужденных преступников в возрасте до 21 года за последнее время сократилось, так как снизился процент приговоров с наказанием в виде лишения свободы. В то же время наблюдается увеличение средней продолжительности тюремного заключения, что связано с тяжестью совершенных преступлений [9, с. 16].

Таким образом, можно указать, что сегодня в Финляндии действует современная модель законодательства в отношении несовершеннолетних нарушителей, базирующаяся как на собственном историческом опыте разрешения подобных и близких вопросов, так и с учетом действующих международных актов, принятых по данным вопросам ООН и Советом Европы.

Финскую модель нельзя считать универсальной главным образом в связи с тем, что она построена в конкретных политико-экономических, социальных, правовых, мировоззренческих и этнических условиях. Среди существенных пробелов остаются недостаточный уровень подготовки кадров пенитенциарной системы и общие сложности в ее работе в том числе с учетом необходимости ведения разновекторной

деятельности, успех которой зависит от эффективного взаимодействия государственных и муниципальных органов и служб.

Список источников

1. В Совете Европы сообщили, что число заключенных в России продолжает ежегодно сокращаться. URL: https://tass.ru/obschestvo/11095817 (дата обращения: 15.01.2023).

2. Декрет о государственных учебных заведениях. 13 октября 1978 г. URL: https://finlex.fi/fi/laki/ alkup/1978/19780769 (дата обращения: 15.01.2023).

3. Anna Lemberg: Riistetty vapaus. Yläneen tyttökoti ja tyttöyden tulkinnat 1955—1971. Marraskuu, 2013.

4.Emilia Kukkola. Nuori pahantekijä — Alaikäiset kuritushuonevangit 1800-luvun lopulla. Huhtikuu, 2015.

5. Закон о несовершеннолетних правонарушителях от 31 мая 1940 года. URL: https://finlex.fi/fi/laki/ alkup/1940/19400262 (дата обращения: 15.01.2023).

6. Закон о несовершеннолетних правонарушителях. URL: https://finlex.fi/fi/laki/alkup/2005/20050785 (дата обращения: 15.01.2023).

7. Закон об Агентстве по уголовным санкциям. Хельсинки 27 ноября 2009 года. URL: https:// finlex.fi/fi/laki/alkup/2009/20090953 (дата обращения: 15.01.2023).

8. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 15.01.2023).

9. Rikosseuraamuslaitoksen monisteita 5/2021 Alaikäiset ja nuoret vangit Alaikäisten ja nuorten vankien vankilaan/vankiosastolle sijoittaminen sekä toimintojen ja turvallisuuden varmistaminen Tuija Muurinen. URL: https://www.rikosseuraamus.fi/material/collec tions/20210830085518/7SwOchBUn/Alaikaiset_ja_ nuoret_vangit_selvitys_2021.pdf (дата обращения: 15.01.2023).

10. Рекомендация Rec (2006) 13 Комитета Министров государствам-членам Совета Европы о применении содержания под стражей, об условиях, в которых оно должно осуществляться, и о мерах по предупреждению насилия (Принята Комитетом Министров 27 сентября 2006 года на 974-м заседании Заместителей Министров). URL: https://rm.coe. int/16806f40e4 (дата обращения: 15.01.2023).

11. Закон о тюремном заключении. 23 сентября 2005 года. URL: https://www.finlex.fi/fi/ laki/ajantasa/2005/20050767 (дата обращения: 15.01.2023).

12. Закон о предварительном заключении. 23 сентября 2005 года. URL: https://www.finlex.fi/ fi/laki/ajantasa/2005/20050768 (дата обращения: 15.01.2023).

13. Translation from Finnish Legally binding only in Finnish and Swedish Ministry of Justice, Finland The Criminal Code of Finland (39/1889, amendments up to 766/2015 included). URL: en18890039.pdf (finlex.fi) (дата обращения: 15.01.2023).

References

1. The Council of Europe reported that the number of prisoners in Russia continues to decline every year. URL: https://tass.ru/obschestvo/11095817 (accessed 15.01.2023). (In Russ.)

2. Decree on state educational institutions. October 13, 1978. URL: https://finlex.fi/fi/laki/alkup/1978/19780769 (accessed 15.01.2023). (In Russ.)

3. Anna Lemberg: Riistetty vapaus. Ylaneen tyttokoti ja tyttoyden tulkinnat 1955—1971. Marraskuu, 2013.

4. Emilia Kukkola. Nuori pahantekija — Alaikaiset kuritushuonevangit 1800-luvun lopulla. Huhtikuu, 2015.

5. Law on juvenile delinquents of May 31, 1940. URL: https://finlex.fi/fi/laki/alkup/1940/19400262 (accessed 15.01.2023). (In Russ.)

6. Juvenile Offenders Act. URL: https://finlex.fi/fi/laki/ alkup/2005/20050785 (accessed 15.01.2023). (In Russ.)

7. Law on the Agency for Criminal Sanctions. Helsinki November 27, 2009. URL: https://finlex.fi/fi/laki/al-kup/2009/20090953 (accessed 15.01.2023). (In Russ.)

8. Convention on the Rights of the Child. Adopted by General Assembly resolution 44/25 of November 20, 1989. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/childcon.shtml (accessed 15.01.2023). (In Russ.)

9. Rikosseuraamuslaitoksen monisteita 5/2021 Alaikaiset ja nuoret vangit. URL: https://www.rikosseuraa-mus.fi/material/collections/20210830085518/7Sw0chB UnZAlaikaiset_ja_nuoret_vangit_selvitys_2021.pdf (accessed 15.01.2023).

10. Recommendation Rec (2006) 13 of the Committee of Ministers to the member states of the Council of Europe on the use of detention, on the conditions under which it should be carried out and on measures to prevent violence (Adopted by the Committee of Ministers on 27 September 2006 at the 974th meeting of the Deputies ministers). URL: https://rm.coe.int/16806f40e4 (accessed 15.01.2023). (In Russ.)

11. Imprisonment Act. 23 September 2005. URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/2005/20050767 (accessed 15.01.2023). (In Russ.)

12. Law on Preliminary Detention. September 23, 2005. URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/ajanta-sa/2005/20050768 (accessed 15.01.2023). (In Russ.)

13. Translation from Finnish Legally binding only in Finnish and Swedish Ministry of Justice, Finland. The Criminal Code of Finland (39/1889, amendments up to 766/2015 included). URL: en18890039.pdf (finlex.fi) (accessed 15.01.2023).

Информация об авторе О. С. Великая — кандидат юридических наук, доцент.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the author O. S. Velikaya — Candidate of Sciences (Law), Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 18.01.2023; одобрена после рецензирования 26.02.2023; принята к публикации 05.03.2023.

The article was submitted 18.01.2023; approved after reviewing 26.02.2023; accepted for publication 05.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.