Научная статья на тему 'ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / ТРАДИЦИИ НАРОДОВ РОССИИ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / MULTICULTURAL SPACE / PATRIOTIC EDUCATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS / TRADITIONS OF THE PEOPLES OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихоновский И. В.

В статье рассматриваются задачи патриотического и духовно-нравственного воспитания старшеклассников в условиях поликультурного пространства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TASKS OF EDUCATING HIGH SCHOOL STUDENTS

The article deals with the problems of Patriotic and spiritual and moral education of high school students in a multicultural environment

Текст научной работы на тему «ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

Humanity space International almanac VOL. 9, No 4, 2020: 415-428

Задачи воспитания старшеклассников*

И.В. Тихоновский

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

127051, Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1

Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities

Likhov lane, 6, build. 1, Moscow 127051 Russia

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, поликультурное пространство, патриотическое воспитание старшеклассников, традиции народов России.

Key words: spiritual and moral education, multicultural space, Patriotic education of high school students, traditions of the peoples of Russia.

Резюме: В статье рассматриваются задачи патриотического и духовно-нравственного воспитания старшеклассников в условиях поликультурного пространства.

Abstract: The article deals with the problems of Patriotic and spiritual and moral education of high school students in a multicultural environment. [Tikhonovsky IV. Tasks of educating high school students*]

Проблема культурного и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в поликультурном пространстве издавна волновала выдающихся мыслителей, педагогов, ученых, писателей, общественных деятелей различных стран мира.

Проведенный анализ педагогической литературы показал, что при достаточно полном описании содержания народных патриотических традиций их сущность рассматривается учеными в самых общих чертах. В связи с этим, в исследованиях в определенной степени объясняется и отсутствие глубины и понимания в разработке механизмов использования народных патриотических традиций в практической деятельности образовательных учреждений.

Народ есть, не только совместное живущее население, но

"Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества № 19-1-022083. The article was prepared with the financial support of the grant of the President of the Russian Federation for the development of civil society No. 19-1-022083.

и совместно действующая общность, имеющая общий язык и культуру и общие судьбы. В связи с этим в народной памяти надолго удерживаются события, которые коснулись всего народа, в которых он принял участие и через это совместное участие почувствовал себя единым целым. Но такие события обыкновенно не проходят бесследно не только для народной памяти, но и для народной педагогики.

Народные традиции, легенды, сказания, песни, эпос, фольклор так или иначе передают явления истории и становятся отражением общественного сознания народа.

Таким образом, есть основания рассматривать проблему данного исследования с точки зрения синтеза педагогики и истории народа. С исторической и педагогической точек зрения воспитание гражданских и патриотических чувств у юных граждан любого общества восходит своими корнями в далекое прошлое. Историю материальной и духовной жизни любого народа, живущего на территории сегодняшней России, нельзя рассматривать в отрыве от жизни и истории русского народа, а жизнь русских - без учета тех особенностей, которые совершались в истории и жизни совместно-проживающих народов. По условиям своей исторической жизни и географической обстановки русское население распространялось, переселяясь на новые места. При каждом таком передвижении оно попадало под действие новых условий, вытекавших как из этно-социальных и природно-географических особенностей края, так и из новых отношений, какие завязывались на этих местах. Эти местные особенности и отношения при каждом новом размещении народа сообщали народной жизни особое направление, особый склад и характер.

Патриотическое мировосприятие прежде всего основывается на исторической памяти, на религиозном осмыслении событий в жизни народа, на воспоминаниях и наиболее ярких эпизодах прошлого народа. Речь идет не о случайном наборе фактов, а о событиях, которые люди не без основания выстраивают в один ряд. Можно задаться вопросом: следует ли считать подобный способ исторического мышления недавно возникшим - или патриотические традиции были значительным фактором общественного сознания уже в древние

времена? Иначе говоря, вспоминали ли в час Куликовской битвы о героях Невы и Ледового побоища? Как отозвались ратные подвиги предыдущих веков в умах и сердцах людей при становлении единого Российского государства? Этот исторический ряд можно продолжить, включая в него Смутное время, петровские баталии. Отечественную войну 1812 г. Опираясь на свидетельства исторических источников, попытаемся рассмотреть поставленную проблему. Необходимо при этом сделать два предварительных замечания. Во-первых, следует признать, что до недавних пор тема патриотизма освещалась в российской литературе без учета религиозного фактора, имевшего в течение веков исключительно важную роль в формировании патриотических традиций народов. Во-вторых, для нашей темы важно выявить хотя бы в общих чертах отношение людей разных эпох к своему Отечеству как к исторической реальности. Если для позднейших времен данный вопрос более или менее ясен, то более отдаленная история с этой точки зрения заслуживает большего внимания.

Разделение общин на семьи и увеличение сословных различий привело к превращению равного и всеобщего воспитания в семейно-сословное воспитание, произошла замена общественного воспитания детей семейным воспитанием, как основы гражданского воспитания. Семья во главе с отцом стала центром воспитания и обучения детей. Дети наследовали виды занятий своих родителей - земледелие, охоту, скотоводство, ремесла. В связи с этим, имея единые традиции, подходы к воспитанию всё более различались в зависимости от общественной принадлежности: у рядовых членов семьи и ремесленников главным считалось трудовое и нравственное воспитание, наследственное ученичество; духовное воспитание, у духовенства на примере святых подвижников и национальных героях; у знати подготовка к ратному делу и руководству простыми соплеменниками; у ученых монахов умственное воспитание и овладение культовыми знаниями. Носителями подобных идеалов являлись герои эпосов и сказок: Никита Кожемяка, Иван-Царевич.

Н.А. Бердяев утверждал, что в развитии личности, обучении и воспитании молодежи общую роль играет познание

истории. Все, что окружает человека, сопутствует ему в жизни: религия, национальность, государственность, культура, история, не только его собственная, но и народа, человечества, прошлое и будущее - все это сконцентрировано в личности (Бердяев, 1918). Отсюда следует вывод, что забвение истории - забвение самой личности, отказ от истории - отказ от самого себя. Это положение выдающегося философа особенно актуально звучит сегодня.

Патриотизм всегда сопряжен с историей своего народа, его героизма и самоотдачи на благо совей Родины. Подростку нужны герои, нужны те честные, открытые люди, на которых он мог бы равняться. Мы должны подать нашу историю в личностях разных эпох. Подросток всегда хочет равняться на взрослых и этим надо пользоваться. Для его возраста характерен максимализм и именно на этом этапе развития человека и гражданина необходимо показать связь между народом, его историей, Церковью как носителем духовно-нравственных ценностей, и государством с его скрепляющим законом все Отечество.

Понятие патриотизм наиболее точно определил Н.М.Карамзин: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях» (Карамзин, 1964: 282). Похожее определение дает В.С.Соловьев: «Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма» (Рощин, 2006: 58). Исходя из этих определений, суть любви к Отечеству состоит в понимании главных задач, стоящих перед обществом и государством, в неустанной борьбе за их решение. Патриотизм в русском национальном самосознании был связан с жертвенностью, с необходимостью, если надо, отказаться от себя, от семьи. Призыв «положить жизнь за Отечество» звучал в стихах П.М. Карамзина, С.П. Глинки, А.И. Тургенева. В то же время патриотизм чаще всего сопряжен в общественном сознании с военной деятельностью, но незахватнической. В годы правления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии, считается выше всех ценностей и добродетелей, а главным девизом россиян становятся слова "Бог, Царь и Отечество". С тех пор воспитание в армии

основывается на положении: русский солдат служит не ради чести и славы своей или императора, а в интересах государства Российского. «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, - обращался Петр I к воинам перед Полтавской битвой. - И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество... А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего...» (Соловьев, 1994: 117).

Патриотизм - как отношение к Родине, Отечеству. Гражданственность и патриотизм - явления общественные и они тесно связаны с нравственными, духовно-церковными и политическими категориями, с социальными нормами жизни. С точки зрения социально-философской категории, связь гражданственности и патриотизма выступает как общественно-историческое явление. В советские времена патриотизм рассматривался как гражданский долг, стремление людей к экономическому, социальному и культурному развитию родной страны, как защита ее от иноземных захватчиков (Философская энциклопедия, 1970). П.М. Рогачёв (1974) отмечает, что: «Настоящий патриотизм означает не просто чувство любви к Родине, оно есть, прежде всего, высокое сознание гражданской ответственности за судьбу Родины, глубокое убеждение в необходимости подчинить интересы каждого интересам всех». Исследования А.В. Русецкого показывают, что патриотизм можно рассматривать как феномен, состоящий из двух частей: эмоционально- психологической (чувство любви к Родине) и рационально-идеологической (осмысление идей, действий на укрепление Отечества) (Художественная культура и развитие личности, 1978: 43} Отсюда следует вывести два ключевых понятия - «Родина» и «Отечество». Отечество выступает как социально-политическое явление, связанное с общественными отношениями, историей развития народа. Родина как понятие отражает «естественную» сторону патриотизма, связанную с местом, где родился и вырос человек, с языком, верой и культурой этноса. Отечество, как одна из сторон патриотизма, имеет непосредственный выход на гражданственность. Поэтому правы некоторые исследователи, утверждающие, что

патриотизм - это любовь к Родине и верность Отечеству (Ипполитова, 2000: 198). Проблема отношений выступает связующим звеном между патриотизмом и гражданственностью, а, следовательно, и в гражданско-патриотическом воспитании. В.Н. Мясищев отмечал: «Важнейшая социально-психологическая проблема воспитания нравственного характера заключается в формировании устойчивых, доминирующих, определяющих поступок нравственных отношений... Отношения людей формируются в процессе их взаимодействия» (Мясищев, 1995: 166). Отношения выступают как ценность, как средство взаимосвязи частей воспитания, в том числе патриотизма и гражданственности, а следовательно, гражданско-патриотического воспитания, результатом которого являются отношение к обществу, природной среде, государственной системе, к другим людям, к себе, своим правам и обязанностям. Связь патриотизма и гражданственности на социально-философском уровне проявляется в триаде: в формировании сознания, отношений и поведения. Гражданско-патриотическое сознание формируется на основе присвоения общественных ценностей, в том числе нравственных, правовых норм отношений, национальных и религиозных обычаев и традиций. Отношения отражают позицию в форме установки, ориентации на патриотические, духовные ценности. Нравственные и духовные ценности выступают как гражданские ценности. Поведение личности выступает средством и результатом гражданско-патриотического воспитания, которое можно характеризовать через направленность личности, ее потребности и ценностные ориентации. В социуме устанавливаются, утверждаются соответствующие ценностные представления о нормах отношения к Родине, Отечеству, общественному и государственному устройству, к их требованиям и нормативам, которые выступают связующим звеном между гражданственностью и патриотизмом. Организация присвоения личностью духовно-нравственных норм, основанных на традиционной религии Православия и неразрывно с ней связанным мировоззрением русского человека - главная цель воспитания гражданственности и патриотизма, следовательно, и гражданско-патриотического воспитания

молодежи в целом. Рассмотрение с социально-философских позиций единства патриотизма и гражданственности показывает, что они основываются на единстве духовного (любви к Родине) и предметно-практического (верности Отечеству). В Предметно-практической части проявляются результаты воспитательного процесса. При рассмотрении педагогического аспекта связи гражданственности и патриотизма также нет однозначного подхода. В.Г. Крысько отмечает, что «патриотизм - сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, которое проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов жизни и деятельности людей. Содержанием патриотизма выступает любовь к Отечеству, преданность Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, готовность служить ее интересам и защищать от врагов» (Крысько, 2001: 323-324). В тоже время В.А. Мижериков отмечает: «К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувствах собственного достоинства, внутренней свободы личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничного сочетания патриотических, национальных и интернациональных чувств» (Мижериков, 1998: 99). В том и другом высказываниях явно сквозит нерасчлененный подход к воспитанию патриотизма и гражданственности.

Такой подход мы встречаем и в психолого-педагогическом словаре, в котором патриотизм рассматривается как «чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинить свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее» (Мижериков, 1998: 317). В педагогических работах советского периода доминирует нерасчлененный подход в понимании гражданственности и патриотизма. Так, Т.А. Ильина патриотизм рассматривает как любовь к Отечеству, как сильное человеческое чувство, как высшее проявление идейности и политической сознательности (Ильина, 1984: 105). Многие элементы этого понятия, такие как Отечество, идейность, политическая сознательность, в равной

мере относятся как к патриотизму, так и гражданственности. Следует отметить, что в педагогике советского периода, явно или скрыто, но связь гражданственности и патриотизма прослеживается по следующим направлениям:

-нравственное воспитание, как система овладения нормативными правилами поведения и отношений, что присуще воспитанию патриотизма и гражданственности;

- формирование идейно-политической направленности личности, что связано с политикой государства и господствующей идеологией в обществе. Связь между патриотизмом и гражданственностью непосредственна;

-процесс воспитания носит целостный характер, так как личность целостна, поэтому единство сторон (нравственной, традиционно-религиозной, патриотической,

интернационалистской, гражданственности), их взаимосвязь выступает как естественное явление;

- воспитательный процесс несет на себе печать времени, что относится в равной мере как к воспитанию гражданственности, так и патриотизма. В постсоветских исследованиях воспитание гражданственности и патриотизма рассматривается как социальное явление, ориентированное на общечеловеческие ценности как глобальные процессы. Это прослеживается в работах П.И. Пидкасистого, И.П. Подласого (1999: 166), что ведёт к определённому космополитизму (талантливая молодежь покидает Родину). Обстоятельства нашего общественного развития настоятельно требуют организации воспитания на российских гражданско-патриотических ценностях и отечественном менталитете. Кроме того, выделение эмоционально-чувственного элемента в патриотизме личности связано с формированием социальных чувств. Чувства патриотизма формируются с раннего детства. Дальнейшее развитие патриотизма, особенно в старших классах, связано с становлением гражданственности, с ориентацией личности на отечественные духовные и социальные ценности. Выделение в структуре личности интеллектуального, религиозного, эмоционального, волевого, действенно-практического аспектов дает основание для рассмотрения гражданско-патриотического воспитания с позиции

формирования национального сознания, развития эмоционально-мотивационной сферы, волевых практических действий. Интеллектуальная сторона воспитания гражданственности и патриотизма связана с ориентацией личности на нравственно-правовые ценности. К таким ценностям следует отнести: долг, обязательность, верность слову, порядочность, преданность социальным институтам, руководство социальными принципами в поведении и отношениях, законопослушание. Все ценности имеют непосредственный выход на удовлетворение потребностей гражданина-патриота. Содержательная сторона воспитания гражданственности и патриотизма выступает в форме информации, установки, ценностных ориентации и убеждений личности. Убеждения в интеллектуальной сфере выполняют интегративную функцию, консолидируют информацию и эмоциональные отношения, а вместе с этим патриотизм и гражданственность. Эмоционально-волевой компонент - один из важнейших факторов, обеспечивающих единство и взаимосвязь гражданственности и патриотизма. Нравственные и духовные чувства выступают как переживания личности, исходя из ее отношений к действительности, к социуму, коллективу, его членам, к себе, государственным институтам, выполняющие функцию регулятора взаимодействия. Следовательно, эмоционально-волевой компонент имеет непосредственный выход на гражданственность и патриотизм. Воспитание гражданственности и патриотизма развивающихся личностей связан с включением их в систему социальных отношений, имеющие общественную ценность. Действенный компонент позволяет приобрести опыт отношений, ценностных ориентации. А.Н. Леонтьев отмечает: главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предмета. Предмет деятельности придает ей определенную направленность. Предмет деятельности есть действительный мотив деятельности. За мотивом всегда стоит потребность (Леонтьев, 1974: 123). Нам представляется, что воспитание патриотических чувств является ведущим в формировании направленности личности, в гражданской позиции. Ядро направленности личности включает в себя: принципы,

потребности, ценностные ориентации, идеалы, убеждения. Ядро, уровень его развития отражает степень гражданской, патриотической зрелости личности. Мотивационно-потребностная сфера воспитания выступает как фактор развития направленности личности на гражданско-патриотические ценности. Начиная с древности, русские исследователи обращают внимание на нравственный аспект военно-патриотического воспитания. Так Епифаний Славинецкий как и последующие исследователи, рассматривал гражданское воспитание как важную сторону нравственного воспитания детей. «Гражданство обычаев детских» - замечательное педагогическое произведение. В нем говорится, что соблюдение детьми правил общежития является отражением их высоких внутренних качеств: благорасположения и уважения к людям, сдержанности, сознания чувства собственного достоинства и т. п. Огромное внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию, хотя так оно в то время не называлось, а было просто ратным делом. Десятки поколений молодых людей в нашей стране воспитывались и будут воспитываться на примере жизни и боевого наследия выдающегося полководца, учителя русских воинов А.В. Суворова, который оставил нам непревзойдённые методы обучения и воспитания воина-патриота.

В то же время героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта в прошлом ещё сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма, переносом усилий по патриотическому воспитанию в регионы, общественность которых демонстрирует негативное отношение к сепаратизму. Специфика патриотического и духовно-нравственного воспитания приобретает сегодня исключительную значимость, поэтому возникла необходимость принятия кардинальных проектов и программ по патриотическому воспитанию, призванных обеспечить:

• развитие чувства любви, гордости за свой город и край, ответственности за их судьбу, сопричастности к решению проблем социума;

• сплочение, консолидация усилий молодежных структур и организаций, направленных на решение задач социально-экономического и культурного развития города и края;

• целенаправленность духовного, интеллектуального потенциала молодёжи на созидательно-творческую деятельность;

• обеспечение преемственности поколений, сохранение и приумножение лучших традиций и их характерных качеств. Для реализации этого необходимо:

• формировать у молодежи гражданско-патриотические чувства, гордость за принадлежность к великому народу, к его истории и культуре;

• приобщать молодежь к духовным ценностям России, развивать их творчески созидательную потребность, практическую смекалку, создавать условия для самовыражения, личностного развития;

• активно использовать созидательный потенциал многокультурного общества к цивилизованному развитию общества. Основной путь воспитания достойных граждан и патриотов - это формирование проектируемых качеств через учебно-прикладную, созидательную деятельность образовательных учреждений, где учащийся находится большую часть времени

Важным компонентом в воспитании является проведение краеведческих, религиозно-этнических, различных

патриотических мероприятий и гражданских акций в системе общественно полезной, трудовой деятельности, в том числе в процессе дополнительного образования и в сфере общественных организаций. Такую значимость представляет проведение нами в рамках Президентского гранта «Поволжье - регион добрососедства» культурологического исследования «Духовное краеведение», где старшеклассникам предлагается найти в своем родном регионе те святыни, которые чтили их деды, те места и культовые сооружения, которые формировали культуру

и мировоззрение народов нашей страны. Старшеклассник должен увидеть и пропустить через себя тысячелетнюю историю и любовь к своему краю и тем людям, которые создавали и защищали свой край. Мы делали опросы старшеклассников по вопросам межрелигиозным и межэтническим вопросам. Также вопросы касались героического прошлого и настоящего. Старшеклассникам предлагается сделать исследовательскую работу, ограниченную своим регионом на любую тему, связанную с их родным краем. Темы делились по направлениям: памятники истории и великой Отечественной войны; религиозные культовые здания и религиозные деятели; деятели литературы и культуры региона. Необходимо было разбудить в старшеклассниках интерес к своему региону и его истории. Нам это удалось сделать.

Задачи этнокультурного и культурологического подходов в воспитании старшеклассников позволяют идентифицировать себя, свое мировоззрение со святынями религиозных и этнических культур в поликультурном пространстве. Грант Президента «Поволжье - регион добрососедства» позволяет реализовать задачи воспитания в старшеклассниках понимания ценности исторических, религиозных, этнических и культурных памятников в условиях поликультурного региона. Исследование затронуло три региона Поволжья - Ярославская область, Астраханская область и республика Татарстан. В этих регионах достаточно разнообразен полиэтнический и поликультурный слой общества, поэтому очень важно акцентировать свое внимание в исследовании со старшеклассниками на изучение памятников религий и культур, как например, православные храмы, мусульманские мечети, синагоги и протестантские кирхи. Также очень важно дать старшеклассникам задачи изучения великих исторических и героических персоналий, живших на данных территорий. Тем самым мы сформируем у старшеклассников историческую память и уважение к ней в условиях полиэтнического и поликультурного пространства.

Отдельным вопросом в задачах воспитания старшеклассников становится формирование уважительного отношения к иноверцам и иным национальностям. Формирование такого отношения в поликультурном

пространстве, на наш взгляд, должно складываться из знаниевого подхода и культурологического подхода. Конечно, говоря о задачах воспитания старшеклассников, необходимо указать и личностно-ориентированный подход в воспитании.

Знаниевый подход предполагает овладение системными знаниями, умениями, навыками, применения их элементов в решении дидактических задач, что позволяет быстро ориентироваться в обновляющихся знаниях и применение их в решении практических задач.

Фундаментом нашего исследования является культурологический подход в воспитании старшеклассников, так как формирование полноценной личности невозможно без учета её религиозного, этнического склада, а также психологических особенностей, традиций и обычаев этноса в условиях поликультурного пространства.

В связи с этим, при решении задач воспитания старшеклассников, мы опираемся на духовно-нравственные ценности народов России, их сознания, исторические ценности, религиозность, народную мудрость и традиции.

ЛИТЕРАТУРА

Бердяев Н.А. 1918. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности / Николай Бердяев. М.: Изд. Г. А. Лемана, С. И. Сахарова. [4], V, [3], 240 с. Ильина Т.А. 1984. Педагогика: курс лекций. [Для педагогических институтов].

М.: Просвещение. 495 с. Ипполитова Н.В. 2000. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся. Дисс. ... доктор педагогических наук: 13.00.08. - Челябинск: ЧелГУ. 380 с. Карамзин Н.М. 1964. О любви и отечеству и народной гордости. - В кн. Карамзин Н.М. Избранные сочинения в двух томах. М.; Л.: Художественная литература. Т. 2: 280-287. Крысько В.Г. 2001. Социальная психология: словарь-справочник. Мн.:

Харвест. М.: АСТ. 688 с. Леонтьев А.Н. 1975. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. 302 с. Мижериков В.А. 1998. Психолого-педагогический словарь: для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Автор-составитель: В.А. Мижериков; [под ред. П. И. Пидкасистого]. Ростов-на-Дону: Феникс. 540 с.

Мясищев В.Н. 1995. Психология отношений : избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО

МОДЭК. 356 с. Подласый И.П. 1999. Педагогика. Кн. 2. М.: Владос, 256 с. Рогачев П.М., Свердлин М.А. 1974. Патриотизм и общественный прогресс. М.: РШЛ. 270 с.

Рощин А.Н. 2006. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории педагогической и общественной мысли России. Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. Москва. 169 с. Соловьев B.C. 1994. Национализм. Патриотизм. (Из энциклопедического

словаря Брокгауза и Эфрона). - Новый Вавилон. №1. Художественная культура и развитие личности. М.: Мысль, 1978. 211 с. Философская энциклопедия. Т. 4. М.: ИСЭ, 1970. 921 с.

Получена /Received: 05.09.2020 Принята /Accepted: 30.09.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.