Библиографический список
1. Выготский, Л. С. О психологических системах [Текст] / Л. С. Выготский // Собрание сочинений в 6 томах. - М., 1982. Т. 1. - С. 109-131.
2. Вяткин, А. П. Психологические методы изучения экономической социализации личности. Монография. [Текст] / А. П. Вяткин - Иркутск, 2004.
3. Журавлев, А. Л. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. [Текст] А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко - М., 2003.
4. Козлов, В. В. Интегративный подход - экзистенция личностной и групповой трансформации [Текст] / В. В. Козлов // Звезды Ярославской психологии. - Ярославль, 2000. С. 97-136.
5. Маркус, Х., Нуриус П. «Возможные Я»: посредники между мотивацией и «Я-концепцией» // http://lib.rin.rU/doc/i/16562p.html.
6. Шадриков, В. Д. Происхождение человечности. [Текст] / В. Д. Шадриков - М., 2004.
7. Шильштейн, Е. С. Глубинное переживание «Я»: содержание и функциональное значение [Текст] / Е. С. Шильштейн // Вестник МГУ. - Сер. 14. - Психология. - 2003. - № 3. - С. 3-23.
УДК 370
А. В. Потёмкин
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Актуальность данной темы обусловлена тем, что психологический анализ факторов влияющих на становление патриотизма позволяет точнее определиться с самим феноменом патриотизма, а также помогает оптимизировать процесс патриотического воспитания.
Патриотические чувства и взгляды формируются под влиянием множества факторов. К ним относятся природнообусловленные, или «естественные», связи и отношения между людьми, все многообразие социально-культурных связей и отношений, а также идеальные, духовные связи и отношения.
Наибольшее влияние на формирование патриотизма оказывает фактор социальных общностей [1]. При этом, с одной стороны, социальные общности оказывают воздействие на патриотические чувства и взгляды личности в процессе ее социализации («обобществления»), с другой стороны, члены этих общностей являются относительно независимыми, самостоятельными и свободными личностями. Под социальными общностями в данном случае имеются в виду, прежде всего, национальная, культурная, религиозная, исто-
рическая и государственная общности. Речь идет о социальных единствах, которые отличаются, по меньшей мере, тремя необходимыми признаками: основанной на взаимном доверии солидарностью; социальной связанностью; взаимностью обязательств [7].
На наш взгляд, национальная общность оказывает решающее влияние на формирование патриотизма. «Так, в России русский среди русских обычно чувствует себя «дома», а это - предпосылка естественного («инстинктивного») патриотического чувства» [7, с. 65]. Тем не менее, расовая или этническая общность редко бывает исключительным фундаментом патриотизма, несмотря на всю «естественность» такого отношения. Национальный характер любви к родине - необходимая, но не достаточная основа патриотизма. В современном мире едва ли найдется монорасовое, а тем более моноэтническое государство. Российская Федерация являет собой пример полирасового, многонационального, полиэтнического государства, где к тому же многие национальные и этнические группы исторически расселены отчасти смешанным образом, отчасти компактно. Национальный патриотизм, или патриотизм на национальной основе в ней очень распространен (особенно среди русских), однако он вряд ли может претендовать на то, чтобы быть единственной формой патриотизма [1].
Еще одним фактором [7], влияющим на развитие патриотизма в процессе социализации, является культурная общность. Ядром всякой культурной общности является общность языка. Поэтому очевидно, что языковая общность стимулирует развитие патриотического сознания.
В определенных условиях, например, за пределами родного края или родной страны, общность языка оказывается главным фактором, который сплачивает представителей одного народа (даже если они принадлежат к разным этническим группам) в общность земляков или соотечественников. Базис и корпус языковой общности образует народная масса, говорящая, читающая и пишущая на так называемом живом «разговорном», или «естественном» языке. У нее есть также надстройка в виде культурных элит, профессионально использующих язык образованных слоев населения - так называемый «литературный» язык - журналистика, публицистика, беллетристика, поэзия и т. д. [7].
А. Н. Малинкин в качестве еще одного фактора развития патриотизма в процессе социализации выдвигает фактор привязанности к месту рождения. Любовь к родине, по его мнению, обычно связана с конкретным образным содержанием воспоминаний, представлений и психологически ассоциируется с «родной землей». Однако в данном случае речь идет не об индивидуальной психологии, а об интерсубъективной логике смыслов, приводящей к определенной связи феноменов сознания в фило- и онтогенезе, то есть в истории жизни народов и истории жизни индивидов. Имеется в виду «земля», «почва» в культурологическом смысле слова. В этом смысле «отрыв от родной почвы» означает утрату национально-культурных ценностей и ориентиров.
В ходе психологического анализа факторов, влияющих на становление патриотизма личности необходимо упомянуть и фактор религиозной общности. Влияние религиозной общности на формирование патриотических чувств и взглядов весьма существенно, хотя и не всегда актуализировано в общественном сознании. У всех народов мира религия была исторически первичным интегративным фактором, под воздействием которого формировалось национально-этническое единство, особенно в эпоху, предшествующую возникновению государства.
Своеобразным фактором становления патриотизма в процессе социализации является связь патриотизма и «исторической общности». Историческая общность понимается А. Н. Малинкиным прежде всего как общность судеб страны и народа в радостях и бедах. «Это результат совместного переживания и осмысления побед и поражений, пройденного народом исторического пути на данной географической территории - его жизненном пространстве. Общность пережитого передается из поколения в поколение, образуя историческую социальную память народа, его традицию -устную, письменную, житейскую. Под последней имеются в виду обычаи, обряды, ритуалы и т. д., но также уклады жизни и «жизненные образцы»» [7, с. 139].
В русле выявления факторов становления патриотизма в процессе социализации необходимо упомянуть связь патриотизма и государственной общности. И. А. Ильин называет государством «организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками» [3, с. 28]. «Первая и основная аксиома политики не постигнута большинством людей, - пишет И. А. Ильин. - Эта аксиома утверждает, что право и государство возникают из внутреннего, духовного мира человека, создаются именно для духа и ради духа и осуществляются через посредство правосознания» [4, с. 46]. Можно сделать вывод о том, что с точки зрения И. А. Ильина, государственная общность - это главный приоритетный объект патриотических чувств, взглядов и деятельности, входящих в эту общность членов и в то же время главный субъект воспитания любви к родине.
Обобщая результаты вышеизложенных исследований, необходимо отметить, что перечисленные выше факторы становления патриотизма в процессе социализации более действенны, и в большей степени осознаваемы личностью в зрелом возрасте. Кроме того, эти факторы действуют на человека независимо от него, на протяжении всей жизни. Становление и развитие личности происходит в социокультурном пространстве. При этом процесс социализации можно отождествить с процессом выборочного присвоения ценностей социокультурного пространства. По мнению И. М. Дуранова социокультурное пространство в нашей стране многонациональное и мно-
гоукладное, поэтому воспитание патриотизма следует рассматривать как с интернационалистских, так и с интерсоциальных позиций [2].
Исследуя факторы становления патриотизма в процессе социализации, И. М. Дуранов постоянно проводит сравнение патриотизма и гражданственности. «В повседневной практике гражданственность рассматривается как отношение личности и общества к государству и властным структурам. Патриотизм - как отношение к Родине, Отечеству. Гражданственность и патриотизм - явления общественные. Поэтому их нередко связывают с нравственными и политическими категориями, с социальными чувствами. Бесспорно, между воспитанием гражданственности и патриотизма существуют связи» [2, с. 55].
В социально-психологических исследованиях И. М. Дуранова связь гражданственности и патриотизма выступает как общественно-историческое явление. «В советские времена патриотизм рассматривался как стремление людей к экономическому, социальному и культурному развитию своей родной страны, как защита ее от иноземных захватчиков» [2, с. 56]. На наш взгляд, в этом суждении патриотизм и гражданский долг рассматриваются как органически целое. В этом смысле еще определеннее высказывание П. М. Рогачева: «Настоящий патриотизм означает не просто чувство любви к Родине, оно есть, прежде всего, высокое сознание гражданской ответственности за судьбу Родины, глубокое убеждение в необходимости подчинить интересы каждого интересам всех» [8, с. 270].
Психологические исследования А. В. Русецкого показывают, что патриотизм можно рассматривать как феномен, состоящий из двух частей: эмоционально-психологической (чувство любви к Родине) и рационально-идеологической (осмысление идей, действий на укрепление Отечества) [5]. Отсюда следует вывести два ключевых понятия - «Родина» и «Отечество». Отечество выступает как социально-политическое явление, связанное с общественными отношениями, политическим строем, историей развития народа. Родина как понятие отражает «естественную» сторону патриотизма, связанную с местом, где родился и вырос человек, с языком и культурой этноса. Отечество, как одна из сторон патриотизма, имеет непосредственный выход на гражданственность.
Таким образом, из анализа вышеуказанных исследований мы можем сделать вывод, что формирование патриотизма в процессе социализации фактически невозможно вне рамок целенаправленного и систематического граж-данско-патриотического воспитания.
Рассмотрение единства патриотизма и гражданственности показывает, что они основываются на единстве духовного (любви к Родине) и предметно-практического (верности Отечеству). В предметно-практической части проявляются результаты воспитательного процесса. А сам воспитательный процесс строится на основании законодательно принятых программ по гражданско-патриотическому воспитанию. Эти программы обязательны для всех субъектов образовательного процесса, которые оказываются глав-
ными факторами социализации личности. Анализ педагогических исследований и практики показывает, что в педагогике нет однозначного подхода к воспитанию гражданственности и патриотизма, несмотря на то, что этот процесс является важнейшим фактором становления патриотизма.
В. Г. Крысько отмечает, что «патриотизм - сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, которое проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов жизни и деятельности людей. Содержанием патриотизма выступает любовь к Отечеству, преданность Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, готовность служить ее интересам и защищать от врагов» [6, с. 323].
В тоже время В. А. Мижериков отмечает: «К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувствах собственного достоинства, внутренней свободы личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничного сочетания патриотических, национальных и интернациональных чувств» [6, с. 299].
И в том и другом суждении просматривается не аналитический, а целостный подход к понятиям патриотизма и гражданственности. Такой подход мы встречаем и в психолого-педагогическом словаре, в котором патриотизм рассматривается как «чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинить свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее» [2, с. 57].
Точно такой же подход в понимании гражданственности и патриотизма доминирует в педагогических работах советского периода. Так, Т. А. Ильина рассматривает патриотизм как любовь к Отечеству, как сильное человеческое чувство, как высшее проявление идейности и политической сознательности [5]. Многие элементы этого понятия, такие как Отечество, идейность, политическая сознательность, в равной мере относятся как к патриотизму, так и гражданственности. По мнению И. М. Дуранова в научный оборот следует ввести понятие «гражданско-патриотическое воспитание», отражающее единство и взаимосвязь гражданственности и патриотизма в гражданском обществе и правовом государстве [2].
Обобщая психологический анализ исследований в области гражданско-патриотического воспитания, можно сделать вывод, что данный вид воспитания следует рассматривать как взаимосвязь нравственного и идейно-политического воспитания, ориентированного на формирование направленности личности и, прежде всего, на ценности патриотизма и гражданственности. При этом мы разделяем мнение И. М. Дуранова, который считал, что «ядром этого воспитания является патриотизм, без которого гражданственность утрачивает Родину» [2, с. 58].
Для более полного анализа факторов становления патриотизма необходимо рассмотреть концепцию П. А. Сорокина, который в качестве фак-
тора становления патриотизма рассматривал проблему культуры патриотизма в обществе. Ученый настаивал на том, что при определении культуры патриотизма главное - это необходимость многомерного подхода [10]. П. А. Сорокин определяет, что базовыми понятиями патриотизма являются понятия Отечества и Родины. В своих исследованиях он писал следующее: «существуют два принципиально разных подхода к определению этих понятий: одномерно-этнический и многомерный. В первом случае «нашим» человек оказывается физиологически: по факту рождения от русских (славянских) родителей. Ему не дано выбирать... Во втором случае гражданин свободен в своем выборе... Принятие того или иного гражданства, выработка того или иного отношения к своей Родине оказывается результатом самоопределения человеческой личности. Соответственно, в первом случае мы и получаем империю, тюрьму, а во втором - федерацию, сообщество свободных людей, объединяемых не только и не столько этнической принадлежностью, сколько множеством связей и отношений...» [10, с. 51].
Важнейшую роль при этом, по его мнению, приобретает языковое единство, которое обеспечивает возможность прямой коммуникации, диалога, вне которых свободное самоопределение невозможно. Единство языка обеспечивает также функционирование «культурной инфраструктуры» страны [10]. В связи с вышеуказанным интересно сравнить определения понятия Родина, данное В. Гавелом: «понятие «Родина» задается множеством разных идей -географической, исторической, культурной, национальной, хозяйственной, конфессиональной и т. д. Выпячивание одной из них в ущерб другим чревато для страны бедами и несчастьями» [10, с. 83].
Продолжая анализ фактора культуры патриотизма, можно сделать вывод, что она несет в себе, выражает и проявляет идеальный смысл, значение и содержание общественных взаимодействий, отношений и связей. Этот смысл, значение и содержание предстают в виде необходимости утверждения органической целостности всего человеческого мира как «социальности иного, высшего типа, непосредственно вырастающей из самой природы Человека» [7, с. 67]. Осознание такой необходимости имеет достаточно длительную историю. Например, В. С. Соловьев писал, что «в историческом процессе все более и более обнаруживается действие сил, объединяющих человечество, так что исключительное национальное обособление становится физическою невозможностью» [9, с. 102].
Обобщая анализ исследований факторов влияющих на становление патриотизма в процессе социализации и конкретизируя эти факторы, можно составить следующий их перечень:
- фактор социальных общностей;
- фактор культурной общности;
- фактор общности языка;
- фактор привязанности к месту рождения;
- фактор религиозной общности;
- фактор связи патриотизма и исторической общности;
- фактор связи патриотизма и государственной общности;
- фактор связи гражданственности и патриотизма;
- фактор, который условно можно обозначить как «проблема культуры патриотизма в обществе в целом»;
- фактор неразрывно связанный с «проблемой культуры патриотизма» -фактор «исторической памяти», обеспечивающей связь времен и поколений, взаимосвязь устойчивости и изменчивости в общественном развитии.
Заканчивая анализ источников, исследующих факторы становления патриотизма в процессе социализации, хотим подчеркнуть, что высокая культура патриотизма, прежде всего, выражает духовную сущность отношения человека к своей Отчизне и человечеству в целом. Такой патриотизм включает в себя мировоззрение, гуманистическим идеалом которого является духовное развитие личности в процессе деятельности на благо Родины как части всего человечества. Таким образом, психологический анализ факторов влияющих на становление патриотизма личности позволяет нам сделать вывод о том, что патриотизм - это не эмоция, а свойство личности, проявляющееся в глубоко осознанной мировоззренческой позиции, требующей системного подхода при ее изучении.
Библиографический список
1. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования [Текст] / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова. - СПб.: КАРО, 2004. - 314 с.
2. Дуранов, И. М. К вопросу взаимосвязи воспитания гражданственности и патриотизма [Текст] / И. М. Дуранов // Вестник ОГУ. - 2002. - № 1.
3. Ильин, И. А. Наши задачи. Собр. соч. В 10 т. Т. 2. Кн. 1. [Текст] / И. А. Ильин. - М.: Русская книга, 1993. - 540 с.
4. Ильин, И. А. Путь к очевидности [Текст] / И. А. Ильин. - М., 1993. - 390 с.
5. Ильина, Т. А. Педагогика [Текст] / Т. А. Ильина. - М.: ИП, 1984. - 470 с.
6. Крысько, В. Г. Социальная психология: Словарь-справочник [Текст] / В. Г. Крысько. - М: Харвест, 2001. - 486 с.
7. Малинкин, А. Н. Понятие патриотизма: эссе по социологии знания [Текст] / А. Н. Малинкин // Социологический журнал. - 1999. -№ 1/2.
8. Рогачев, П. М. Патриотизм и общественный прогресс [Текст] / П. М. Рогачев, М. А. Свердлин. - М.: ИПЛ, 1974. - 462 с.
9. Соловьев, В. С. Соч. в 2 т. 2-е изд. Т. 2. [Текст] / В. С. Соловьев. - М.: Мысль, 1990. - 392 с.
10. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] / П. А. Сорокин. - М.: Политиздат, 1992. - 538 с.
11. Гаджимагомедова, Ш. С. К вопросу о гражданско-патриотическом воспитании старшеклассников [Текст] / Ш. С. Гаджимагомедова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 345-352.
12. Григорьева, Н. В. Принципы воспитания патриотизма студентов технического вуза [Текст] / Н. В. Григорьева , О. В. Петунин // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 274- 279.
13. Цибизова, Е. Б. Гражданское образование школьников средствами краеведения
[Текст] / Е. Б. Цибизова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 351-359.