Научная статья на тему 'Социально-психологические факторы становления патриотизма в процессе социализации личности'

Социально-психологические факторы становления патриотизма в процессе социализации личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1040
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН ПАТРИОТИЗМА / ПРОЦЕСС ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / THE PHENOMA OF PATRIOTISM / THE PROCESS OF PATRIOTIC UPBRINGING / SOCIALIZATION OF PERSONALITY / CITIZENSHIPNESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Потёмкин Андрей Валерьевич

В статье проанализированы данные исследований, посвященных изучению факторов становления патриотизма в процессе социализации. Патриотизм как особый феномен рассмотрен с психологических, социологических, философских и педагогических позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and psychological factors of becoming patriotism at the personal socialization

In this article the data of research are analyzed which are devoted to the study of patriotism factors in the process of socialization. Patriotism is considered as a special phenomenon from the psychological, sociological, philosophical and pedagogical positions.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические факторы становления патриотизма в процессе социализации личности»

Библиографический список

1. Выготский, Л. С. О психологических системах [Текст] / Л. С. Выготский // Собрание сочинений в 6 томах. - М., 1982. Т. 1. - С. 109-131.

2. Вяткин, А. П. Психологические методы изучения экономической социализации личности. Монография. [Текст] / А. П. Вяткин - Иркутск, 2004.

3. Журавлев, А. Л. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. [Текст] А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко - М., 2003.

4. Козлов, В. В. Интегративный подход - экзистенция личностной и групповой трансформации [Текст] / В. В. Козлов // Звезды Ярославской психологии. - Ярославль, 2000. С. 97-136.

5. Маркус, Х., Нуриус П. «Возможные Я»: посредники между мотивацией и «Я-концепцией» // http://lib.rin.rU/doc/i/16562p.html.

6. Шадриков, В. Д. Происхождение человечности. [Текст] / В. Д. Шадриков - М., 2004.

7. Шильштейн, Е. С. Глубинное переживание «Я»: содержание и функциональное значение [Текст] / Е. С. Шильштейн // Вестник МГУ. - Сер. 14. - Психология. - 2003. - № 3. - С. 3-23.

УДК 370

А. В. Потёмкин

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Актуальность данной темы обусловлена тем, что психологический анализ факторов влияющих на становление патриотизма позволяет точнее определиться с самим феноменом патриотизма, а также помогает оптимизировать процесс патриотического воспитания.

Патриотические чувства и взгляды формируются под влиянием множества факторов. К ним относятся природнообусловленные, или «естественные», связи и отношения между людьми, все многообразие социально-культурных связей и отношений, а также идеальные, духовные связи и отношения.

Наибольшее влияние на формирование патриотизма оказывает фактор социальных общностей [1]. При этом, с одной стороны, социальные общности оказывают воздействие на патриотические чувства и взгляды личности в процессе ее социализации («обобществления»), с другой стороны, члены этих общностей являются относительно независимыми, самостоятельными и свободными личностями. Под социальными общностями в данном случае имеются в виду, прежде всего, национальная, культурная, религиозная, исто-

рическая и государственная общности. Речь идет о социальных единствах, которые отличаются, по меньшей мере, тремя необходимыми признаками: основанной на взаимном доверии солидарностью; социальной связанностью; взаимностью обязательств [7].

На наш взгляд, национальная общность оказывает решающее влияние на формирование патриотизма. «Так, в России русский среди русских обычно чувствует себя «дома», а это - предпосылка естественного («инстинктивного») патриотического чувства» [7, с. 65]. Тем не менее, расовая или этническая общность редко бывает исключительным фундаментом патриотизма, несмотря на всю «естественность» такого отношения. Национальный характер любви к родине - необходимая, но не достаточная основа патриотизма. В современном мире едва ли найдется монорасовое, а тем более моноэтническое государство. Российская Федерация являет собой пример полирасового, многонационального, полиэтнического государства, где к тому же многие национальные и этнические группы исторически расселены отчасти смешанным образом, отчасти компактно. Национальный патриотизм, или патриотизм на национальной основе в ней очень распространен (особенно среди русских), однако он вряд ли может претендовать на то, чтобы быть единственной формой патриотизма [1].

Еще одним фактором [7], влияющим на развитие патриотизма в процессе социализации, является культурная общность. Ядром всякой культурной общности является общность языка. Поэтому очевидно, что языковая общность стимулирует развитие патриотического сознания.

В определенных условиях, например, за пределами родного края или родной страны, общность языка оказывается главным фактором, который сплачивает представителей одного народа (даже если они принадлежат к разным этническим группам) в общность земляков или соотечественников. Базис и корпус языковой общности образует народная масса, говорящая, читающая и пишущая на так называемом живом «разговорном», или «естественном» языке. У нее есть также надстройка в виде культурных элит, профессионально использующих язык образованных слоев населения - так называемый «литературный» язык - журналистика, публицистика, беллетристика, поэзия и т. д. [7].

А. Н. Малинкин в качестве еще одного фактора развития патриотизма в процессе социализации выдвигает фактор привязанности к месту рождения. Любовь к родине, по его мнению, обычно связана с конкретным образным содержанием воспоминаний, представлений и психологически ассоциируется с «родной землей». Однако в данном случае речь идет не об индивидуальной психологии, а об интерсубъективной логике смыслов, приводящей к определенной связи феноменов сознания в фило- и онтогенезе, то есть в истории жизни народов и истории жизни индивидов. Имеется в виду «земля», «почва» в культурологическом смысле слова. В этом смысле «отрыв от родной почвы» означает утрату национально-культурных ценностей и ориентиров.

В ходе психологического анализа факторов, влияющих на становление патриотизма личности необходимо упомянуть и фактор религиозной общности. Влияние религиозной общности на формирование патриотических чувств и взглядов весьма существенно, хотя и не всегда актуализировано в общественном сознании. У всех народов мира религия была исторически первичным интегративным фактором, под воздействием которого формировалось национально-этническое единство, особенно в эпоху, предшествующую возникновению государства.

Своеобразным фактором становления патриотизма в процессе социализации является связь патриотизма и «исторической общности». Историческая общность понимается А. Н. Малинкиным прежде всего как общность судеб страны и народа в радостях и бедах. «Это результат совместного переживания и осмысления побед и поражений, пройденного народом исторического пути на данной географической территории - его жизненном пространстве. Общность пережитого передается из поколения в поколение, образуя историческую социальную память народа, его традицию -устную, письменную, житейскую. Под последней имеются в виду обычаи, обряды, ритуалы и т. д., но также уклады жизни и «жизненные образцы»» [7, с. 139].

В русле выявления факторов становления патриотизма в процессе социализации необходимо упомянуть связь патриотизма и государственной общности. И. А. Ильин называет государством «организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками» [3, с. 28]. «Первая и основная аксиома политики не постигнута большинством людей, - пишет И. А. Ильин. - Эта аксиома утверждает, что право и государство возникают из внутреннего, духовного мира человека, создаются именно для духа и ради духа и осуществляются через посредство правосознания» [4, с. 46]. Можно сделать вывод о том, что с точки зрения И. А. Ильина, государственная общность - это главный приоритетный объект патриотических чувств, взглядов и деятельности, входящих в эту общность членов и в то же время главный субъект воспитания любви к родине.

Обобщая результаты вышеизложенных исследований, необходимо отметить, что перечисленные выше факторы становления патриотизма в процессе социализации более действенны, и в большей степени осознаваемы личностью в зрелом возрасте. Кроме того, эти факторы действуют на человека независимо от него, на протяжении всей жизни. Становление и развитие личности происходит в социокультурном пространстве. При этом процесс социализации можно отождествить с процессом выборочного присвоения ценностей социокультурного пространства. По мнению И. М. Дуранова социокультурное пространство в нашей стране многонациональное и мно-

гоукладное, поэтому воспитание патриотизма следует рассматривать как с интернационалистских, так и с интерсоциальных позиций [2].

Исследуя факторы становления патриотизма в процессе социализации, И. М. Дуранов постоянно проводит сравнение патриотизма и гражданственности. «В повседневной практике гражданственность рассматривается как отношение личности и общества к государству и властным структурам. Патриотизм - как отношение к Родине, Отечеству. Гражданственность и патриотизм - явления общественные. Поэтому их нередко связывают с нравственными и политическими категориями, с социальными чувствами. Бесспорно, между воспитанием гражданственности и патриотизма существуют связи» [2, с. 55].

В социально-психологических исследованиях И. М. Дуранова связь гражданственности и патриотизма выступает как общественно-историческое явление. «В советские времена патриотизм рассматривался как стремление людей к экономическому, социальному и культурному развитию своей родной страны, как защита ее от иноземных захватчиков» [2, с. 56]. На наш взгляд, в этом суждении патриотизм и гражданский долг рассматриваются как органически целое. В этом смысле еще определеннее высказывание П. М. Рогачева: «Настоящий патриотизм означает не просто чувство любви к Родине, оно есть, прежде всего, высокое сознание гражданской ответственности за судьбу Родины, глубокое убеждение в необходимости подчинить интересы каждого интересам всех» [8, с. 270].

Психологические исследования А. В. Русецкого показывают, что патриотизм можно рассматривать как феномен, состоящий из двух частей: эмоционально-психологической (чувство любви к Родине) и рационально-идеологической (осмысление идей, действий на укрепление Отечества) [5]. Отсюда следует вывести два ключевых понятия - «Родина» и «Отечество». Отечество выступает как социально-политическое явление, связанное с общественными отношениями, политическим строем, историей развития народа. Родина как понятие отражает «естественную» сторону патриотизма, связанную с местом, где родился и вырос человек, с языком и культурой этноса. Отечество, как одна из сторон патриотизма, имеет непосредственный выход на гражданственность.

Таким образом, из анализа вышеуказанных исследований мы можем сделать вывод, что формирование патриотизма в процессе социализации фактически невозможно вне рамок целенаправленного и систематического граж-данско-патриотического воспитания.

Рассмотрение единства патриотизма и гражданственности показывает, что они основываются на единстве духовного (любви к Родине) и предметно-практического (верности Отечеству). В предметно-практической части проявляются результаты воспитательного процесса. А сам воспитательный процесс строится на основании законодательно принятых программ по гражданско-патриотическому воспитанию. Эти программы обязательны для всех субъектов образовательного процесса, которые оказываются глав-

ными факторами социализации личности. Анализ педагогических исследований и практики показывает, что в педагогике нет однозначного подхода к воспитанию гражданственности и патриотизма, несмотря на то, что этот процесс является важнейшим фактором становления патриотизма.

В. Г. Крысько отмечает, что «патриотизм - сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, которое проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов жизни и деятельности людей. Содержанием патриотизма выступает любовь к Отечеству, преданность Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, готовность служить ее интересам и защищать от врагов» [6, с. 323].

В тоже время В. А. Мижериков отмечает: «К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувствах собственного достоинства, внутренней свободы личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничного сочетания патриотических, национальных и интернациональных чувств» [6, с. 299].

И в том и другом суждении просматривается не аналитический, а целостный подход к понятиям патриотизма и гражданственности. Такой подход мы встречаем и в психолого-педагогическом словаре, в котором патриотизм рассматривается как «чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинить свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее» [2, с. 57].

Точно такой же подход в понимании гражданственности и патриотизма доминирует в педагогических работах советского периода. Так, Т. А. Ильина рассматривает патриотизм как любовь к Отечеству, как сильное человеческое чувство, как высшее проявление идейности и политической сознательности [5]. Многие элементы этого понятия, такие как Отечество, идейность, политическая сознательность, в равной мере относятся как к патриотизму, так и гражданственности. По мнению И. М. Дуранова в научный оборот следует ввести понятие «гражданско-патриотическое воспитание», отражающее единство и взаимосвязь гражданственности и патриотизма в гражданском обществе и правовом государстве [2].

Обобщая психологический анализ исследований в области гражданско-патриотического воспитания, можно сделать вывод, что данный вид воспитания следует рассматривать как взаимосвязь нравственного и идейно-политического воспитания, ориентированного на формирование направленности личности и, прежде всего, на ценности патриотизма и гражданственности. При этом мы разделяем мнение И. М. Дуранова, который считал, что «ядром этого воспитания является патриотизм, без которого гражданственность утрачивает Родину» [2, с. 58].

Для более полного анализа факторов становления патриотизма необходимо рассмотреть концепцию П. А. Сорокина, который в качестве фак-

тора становления патриотизма рассматривал проблему культуры патриотизма в обществе. Ученый настаивал на том, что при определении культуры патриотизма главное - это необходимость многомерного подхода [10]. П. А. Сорокин определяет, что базовыми понятиями патриотизма являются понятия Отечества и Родины. В своих исследованиях он писал следующее: «существуют два принципиально разных подхода к определению этих понятий: одномерно-этнический и многомерный. В первом случае «нашим» человек оказывается физиологически: по факту рождения от русских (славянских) родителей. Ему не дано выбирать... Во втором случае гражданин свободен в своем выборе... Принятие того или иного гражданства, выработка того или иного отношения к своей Родине оказывается результатом самоопределения человеческой личности. Соответственно, в первом случае мы и получаем империю, тюрьму, а во втором - федерацию, сообщество свободных людей, объединяемых не только и не столько этнической принадлежностью, сколько множеством связей и отношений...» [10, с. 51].

Важнейшую роль при этом, по его мнению, приобретает языковое единство, которое обеспечивает возможность прямой коммуникации, диалога, вне которых свободное самоопределение невозможно. Единство языка обеспечивает также функционирование «культурной инфраструктуры» страны [10]. В связи с вышеуказанным интересно сравнить определения понятия Родина, данное В. Гавелом: «понятие «Родина» задается множеством разных идей -географической, исторической, культурной, национальной, хозяйственной, конфессиональной и т. д. Выпячивание одной из них в ущерб другим чревато для страны бедами и несчастьями» [10, с. 83].

Продолжая анализ фактора культуры патриотизма, можно сделать вывод, что она несет в себе, выражает и проявляет идеальный смысл, значение и содержание общественных взаимодействий, отношений и связей. Этот смысл, значение и содержание предстают в виде необходимости утверждения органической целостности всего человеческого мира как «социальности иного, высшего типа, непосредственно вырастающей из самой природы Человека» [7, с. 67]. Осознание такой необходимости имеет достаточно длительную историю. Например, В. С. Соловьев писал, что «в историческом процессе все более и более обнаруживается действие сил, объединяющих человечество, так что исключительное национальное обособление становится физическою невозможностью» [9, с. 102].

Обобщая анализ исследований факторов влияющих на становление патриотизма в процессе социализации и конкретизируя эти факторы, можно составить следующий их перечень:

- фактор социальных общностей;

- фактор культурной общности;

- фактор общности языка;

- фактор привязанности к месту рождения;

- фактор религиозной общности;

- фактор связи патриотизма и исторической общности;

- фактор связи патриотизма и государственной общности;

- фактор связи гражданственности и патриотизма;

- фактор, который условно можно обозначить как «проблема культуры патриотизма в обществе в целом»;

- фактор неразрывно связанный с «проблемой культуры патриотизма» -фактор «исторической памяти», обеспечивающей связь времен и поколений, взаимосвязь устойчивости и изменчивости в общественном развитии.

Заканчивая анализ источников, исследующих факторы становления патриотизма в процессе социализации, хотим подчеркнуть, что высокая культура патриотизма, прежде всего, выражает духовную сущность отношения человека к своей Отчизне и человечеству в целом. Такой патриотизм включает в себя мировоззрение, гуманистическим идеалом которого является духовное развитие личности в процессе деятельности на благо Родины как части всего человечества. Таким образом, психологический анализ факторов влияющих на становление патриотизма личности позволяет нам сделать вывод о том, что патриотизм - это не эмоция, а свойство личности, проявляющееся в глубоко осознанной мировоззренческой позиции, требующей системного подхода при ее изучении.

Библиографический список

1. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования [Текст] / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова. - СПб.: КАРО, 2004. - 314 с.

2. Дуранов, И. М. К вопросу взаимосвязи воспитания гражданственности и патриотизма [Текст] / И. М. Дуранов // Вестник ОГУ. - 2002. - № 1.

3. Ильин, И. А. Наши задачи. Собр. соч. В 10 т. Т. 2. Кн. 1. [Текст] / И. А. Ильин. - М.: Русская книга, 1993. - 540 с.

4. Ильин, И. А. Путь к очевидности [Текст] / И. А. Ильин. - М., 1993. - 390 с.

5. Ильина, Т. А. Педагогика [Текст] / Т. А. Ильина. - М.: ИП, 1984. - 470 с.

6. Крысько, В. Г. Социальная психология: Словарь-справочник [Текст] / В. Г. Крысько. - М: Харвест, 2001. - 486 с.

7. Малинкин, А. Н. Понятие патриотизма: эссе по социологии знания [Текст] / А. Н. Малинкин // Социологический журнал. - 1999. -№ 1/2.

8. Рогачев, П. М. Патриотизм и общественный прогресс [Текст] / П. М. Рогачев, М. А. Свердлин. - М.: ИПЛ, 1974. - 462 с.

9. Соловьев, В. С. Соч. в 2 т. 2-е изд. Т. 2. [Текст] / В. С. Соловьев. - М.: Мысль, 1990. - 392 с.

10. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] / П. А. Сорокин. - М.: Политиздат, 1992. - 538 с.

11. Гаджимагомедова, Ш. С. К вопросу о гражданско-патриотическом воспитании старшеклассников [Текст] / Ш. С. Гаджимагомедова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 345-352.

12. Григорьева, Н. В. Принципы воспитания патриотизма студентов технического вуза [Текст] / Н. В. Григорьева , О. В. Петунин // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 274- 279.

13. Цибизова, Е. Б. Гражданское образование школьников средствами краеведения

[Текст] / Е. Б. Цибизова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 351-359.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.