Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЗМ КАК ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ПАТРИОТИЗМ КАК ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА / PATRIOTIC EDUCATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS / THE GREAT PATRIOTIC WAR / HISTORICAL MEMORY / PROBLEMS OF CITIZENSHIP AND PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихоновский И. В.

В статье рассматриваются задачи патриотического и гражданственного воспитания старшеклассников в условиях поликультурного пространства на примере исторической памяти о Великой Отечественной войне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTISM AS THE GOAL OF EDUCATING HIGH SCHOOL STUDENTS

The article deals with the problems of Patriotic and civic education of high school students in a multicultural environment on the example of the historical memory of the great Patriotic war

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЗМ КАК ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

Humanity space International almanac VOL. 9, No 4, 2020: 429-437

Патриотизм как цель воспитания старшеклассников*

И.В. Тихоновский

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

127051, Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1

Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities

Likhov lane, 6, build. 1, Moscow 127051 Russia

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: патриотическое воспитание старшеклассников, великая Отечественная война, историческая память, проблемы гражданственности и патриотизма.

Key words: Patriotic education of high school students, the great Patriotic war, historical memory, problems of citizenship and patriotism.

Резюме: В статье рассматриваются задачи патриотического и гражданственного воспитания старшеклассников в условиях поликультурного пространства на примере исторической памяти о Великой Отечественной войне. Abstract: The article deals with the problems of Patriotic and civic education of high school students in a multicultural environment on the example of the historical memory of the great Patriotic war.

[Tikhonovsky IV. Patriotism as the goal of educating high school students*]

Какие бы сложные, противоречивые, а порой и разрушительные, процессы ни происходили в нашем обществе в переходный период, как бы ни складывались отношения между людьми разных поколений и социальных слоев, всегда остается актуальной проблема гражданско-патриотического воспитания российской молодежи. Решение этой задачи возможно лишь при условии формирования качественно новой системы общественных отношений, создания жизненной среды, объективно стимулирующей воспитание личности интеллектуально активной, высоконравственной, разносторонне профессионально подготовленной и не сомневающейся в самоценности своей жизни. Становление и развитие личности происходит в социокультурном пространстве, как процесс

"Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества № 19-1-022083. The article was prepared with the financial support of the grant of the President of the Russian Federation for the development of civil society No. 19-1-022083.

выборочного присвоения ценностей социокультурного сообщества, основанного на духовных традициях в условиях поликультурного пространства. Наше социокультурное пространство многонационально и многоукладно. Поэтому воспитание гражданственности и патриотизма следует рассматривать как с интернационалистских, так и с интерсоциальных позиций. В повседневной практике гражданственность рассматривается как отношение личности и общества к государству и властным структурам. Патриотизм -как отношение к Родине, Отечеству. Гражданственность и патриотизм - явления общественные и они тесно связаны с нравственными и политическими категориями, с социальными нормами жизни. С точки зрения социально-философской категории, связь гражданственности и патриотизма выступает как общественно-историческое явление. В советские времена патриотизм рассматривался как гражданский долг, стремление людей к экономическому, социальному и культурному развитию родной страны, как защита ее от иноземных захватчиков (Философская энциклопедия, 1970).

Каждое поколение, принимая накопленный предшественниками социальный опыт, вносит что-то новое в систему социально значимых качеств. Анализируя взаимодействие поколений, приходится констатировать, что вступающие в жизнь поколения подчас вносят революционные изменения в привычную жизнь, вызывая качественный скачок в развитии общества. При этом содержание «нового» определяется изменениями, происходящими в обществе. В качестве основных факторов при формировании патриотических и гражданских качеств, влияющих на этот процесс, можно выделить следующие взаимосвязанные группы макросоциальных явлений:

• социальные изменения, приводящие к появлению новых форм отношений в системе «патриот-государство», «патриот-общество»;

• нравственные, морально-этические изменения, производящие большие изменения в психологии личности и народа.

Именно вокруг этих двух групп глобальных проблем,

определяется развитие общества и степень сознательного вмешательства в жизнь, в окружающий мир, согласования развития, формирования и воспитания патриота, выяснение содержательных аспектов, этапов процесса формирования патриотических чувств и сознания под воздействием управляемых и неуправляемых факторов. Несмотря на извечное стремление человечества подчинить развитие и формирование личности воспитанию, сегодня наблюдается целый ряд тенденций, оказывающих противоречивое влияние на ход и результативность процесса вхождения в жизнь подрастающих поколений. Среди них видим:

• преобладание спонтанных воздействий на личность учащегося вследствие постоянного изменения социальной среды;

• в обществе, приводящее к скептическому отношению к институтам постоянное падение престижа образования и образованности в образования и воспитания со стороны юношей и девушек;

• смещения в приоритетах и стереотипах гражданского и религиозного поведения в сторону игнорирования традиционных систем;

• неопределённость в границах ценного и неумение использовать в условиях интерсоциальности учебных заведений прогрессивных идей этнопедагогики и этнопсихологии;

• ломка структуры педагогического процесса, особенно его методологических и научно-теоретических основ, приведшая к нарушениям. И по вертикали, и по горизонтали, и в содержании, и в формах организации педагогического процесса:

• семья перестает быть примером воспитания ребенка, а ее члены - источником вдохновения и идеала для маленьких членов этой ячейки общества.

В задачу нашего исследования не входит выяснение всех причин неэффективности воспитательного процесса. Речь идет только об основных, непосредственно влияющих на успешность процесса формирования личности гражданина-патриота. Обозначив эти тенденции, попытаемся их конкретизировать, придерживаясь задач исследования. Тенденция преобладания спонтанных влияний, обусловленных быстрым изменением

окружающей, социальной среды, в основном включает возрастную политическую активность населения, которая находит выход в разнообразных социально-политических течениях и в еще более разнообразных формах проявления. Плюрализм и связанное с ним богатство точек зрения на историю, современные явления общественной жизни оказывают на подрастающее поколение сильное и далеко не положительное влияние. При этом необходимо сказать о том, что подростки становятся приверженцами и носителями эмоционально бурно проявляемых течений. С другой стороны, возврат подвергавшихся долгому молчанию идей, исторических фактов, имен также не может оказывать влияние на формирование личности молодых людей. Смешение приоритетов и стереотипов поведения с акцентом на игнорирование и неприятие традиционных форм воспитания и отказ от исторически сложившихся духовных ценностей народов России приводит к дифференцированному подходу к оценке различных качеств личности молодых людей. По утверждению многих исследователей, социологов, философов, педагогов, психологов, создавшийся вакуум быстро заполняется другими негативными качествами, интересами наживы и потребностями частной собственности. Влияние на формирование патриотических качеств данного фактора особенно сильно, так как следование идеалам, образцам поведения - один из самых эффективных путей становления человека, но у современной молодёжи нравственный идеал отсутствует. Появление семейно-ущербной, узко коллективной педагогики, которую мы сегодня наблюдаем, основано на педагогической несостоятельности социального окружения образовательных учреждений, прежде всего родителей, переложивших всю воспитательную работу на них. С другой стороны, духовная ущемленность в связи с невозможностью больше быть с детьми, оказывает на них действенное и постоянное влияние, стремление видеть своих детей лучшими ведут к преднамеренной агрессивности родителей. Неопределённость границ ценного в традиционной культуре наряду с другими негативными причинами приводит к формализму и неблагоприятно сказывается на формировании подрастающего поколения. Незнание основ национального,

интерсоциального в воспитательной работе не может способствовать ее конкретизации, дифференциации, организации индивидуального подхода к ученику. В последние годы, когда влияние к этнопедагогике усилено, учительские коллективы могут получить определенную помощь в своей работе из различных методических разработок (Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта. Мурманск, 2001: 114). Что касается идеала патриота в народной педагогике, то приходится констатировать, что он сегодня уходит из педагогической действительности.

Что же нам делать? Раздается законный вопрос со стороны. В первую очередь необходимо понять и осознать старшему поколению, педагогам, родителям и всему обществу, что мы теряем поколение за поколением. Нужно знать, что именно нынешние подростки придут на смену нам, и уже от них будет зависеть существование России. Как правильно сказал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II 7 мая 1999 г. в г. Туле, обращаясь к подросткам: «Пусть вера, надежда и любовь никогда не покидают вас. Вера будет укреплять вас на жизненном пути. Никогда не надо терять надежды. И любовь да объединяет всех вас. Мы сейчас смотрим на вас с великой надеждой. От вас зависит, будет ли жить Россия, потому что вам жить в XXI веке, вам строить третье тысячелетие».

Сложнейшие проблемы воспитания гражданственности и патриотизма в настоящий период встают перед современной педагогикой. Одни из них волновали учёных и педагогов издавна и были предметом дискуссий у нас и за рубежом, другие возникли в связи с кардинальными социальными переменами развития общества. Переход от одной официальной методологии, одного обязательного мировоззрения к философскому, педагогическому, историческому плюрализму, исчезновение десятилетиями складывающихся общественных дисциплин, замена их новыми, ещё не до конца обретшими своего предмета, привело к разногласиям среди учёных и практиков. Это касается и современных задач гражданско-патриотического воспитания, которые отмечаются сегодня своей сложностью и противоречивостью. Кризисная ситуация, сложившаяся в посткоммунистическом обществе, сказалась на

формировании негативных тенденций во всех сферах жизни общества. В усилении их значительную роль сыграло отсутствие общероссийской национальной идеи, преемственности в понимании национальных традиций. Стали брать верх стремления к изменению условий ради удовлетворения собственных притязаний и амбиций. Это привело к расколу общества, существовавшего со своими взглядами на жизнь и нравственными устоями. В этих условиях значительно усложнилась возможность духовно-нравственного воспитания молодежи. Вряд ли можно у ограбленного и ставшего нищим гражданина выработать осознание связи и необходимости согласования личного поведения с интересами общества. Для него такие нравственные качества, как честность, принципиальность, чувство совести и долга, достоинства и стыда, уважительное отношение к другим будет иметь такое же значение, как и для других, но методы воплощения их будут иметь соответственную окраску. Следовательно, принципы, нравственные нормы не могут оставаться вечными и неизменными. Все зависит от приоритетных направлений в общественном развитии. В зависимости от них и меняются взгляды, помыслы, представления. Вместе с тем формирование привычек повседневного поведения отдельных лиц, выражающих потребности и интересы большинства населения, остаются вечными проблемами. Решить их можно на основе ценностей, базирующихся на глубоких знаниях традиций народа, преодолении упрощенных представлений о связи прошлого с настоящим. Исторический педагогический опыт убеждает в том, что моральная деградация человека обусловлена отходом от истоков национального мышления и связанных с ним духовных ценностей. Анализ ситуации показывает: проблема формирования гражданского, патриотического мироощущения и миропонимания сегодня осложнена, прежде всего, тем, что:

• дискредитирован в глазах молодёжи образ Родины;

• подвергнуты сомнению дела и свершения старшего поколения;

• разомкнут педагогико-психологический тормоз в сознании и поведении учащихся;

• необоснованно объявлены неэффективными, а то и просто вредными приёмы и формы работы с подрастающим поколением, возникшие в советское время;

• признаны недействительными некоторые, прошлые достижения и успехи педагогической науки;

• изменены в сознании молодёжи нравственные ориентиры;

• сформировалось негативное отношение к армии;

• в процессе депатриотизации зачастую принимают активное участие средства массовой информации;

• сузился круг участников патриотического воспитания, и он ограничен в настоящий момент в основном школой и армией (Рощин, 2006: 107).

Наиболее опасным последствиям в процессе становления патриота является деформация внутреннего мира личности, самых глубинных, жизненных основ существования нашего социума - духовности, нравственности - Отечественная история, её героические события, величайшие свершения, выдающиеся личности, утратили силу нравственного идеала. Произошла потеря российским обществом своего идеала. Вакуум осознания общественной значимости своей деятельности нашей молодёжи заполняется преступными устремлениями, «войной всех против всех». Среди факторов, влияющих на выработку отрицательных жизненных ориентиров мы находим: девальвация ценностей и знаний; переоценка морально-этических ценностей; пересмотр исторических явлений и фактов; полное отрицание положительного опыта советского периода страны; пренебрежение созидательного труда; снижение внимания к воспитанию ответственности; пропаганда насилия, образцов лёгкой жизни; примеров обогащения без затрат труда; обострение криминогенной ситуации; неравные возможности подрастающего поколения в реализации права на образование, труд и социальную защиту. В массовом сознании молодёжи широкое распространение получили апатия и равнодушие, нигилизм и цинизм. Признавая формирование патриота и духовно-нравственной личности как цель воспитания, необходимо определится с направлениями этой работы, важнее всего определить соответствующие задачи. Это может

конкретизировать работу педагога, вооружить его видением первостепенных и более отдалённых перспектив. Задачи патриотического и духовно-нравственного воспитания вытекают из специфики самого процесса, из специфики связей с окружающей макро- и микросферой. Последние представляют собой особую ценность, так как, несмотря на нестабильность общественно-политической ситуации, всегда существует определённый эталон патриотического сознания и патриотического поведения. В свою очередь данный эталон становится развёрнутой перспективой для организации практической воспитательной деятельности.

Проведение патриотических и гражданских акций в системе военной патриотики, трудовой деятельности, в том числе в процессе дополнительного образования и в сфере общественных организаций. Такую значимость представляет проведение нами в рамках Президентского гранта «Поволжье -регион добрососедства» где очень важным делом значится память о наших воинах в Великой Отечественной войне. Мы предлагаем ребятам викторину «Тропой войны», в которой старшеклассники должны рассказать о своих близких родных-участниках войны, что сформирует уважение и преемственность поколений. Дается удобная форма для осознания самим подростком сопричастности с героями из его семьи. Мы делали опросы старшеклассников по вопросам межрелигиозным и межэтническим вопросам. Также вопросы касались героического прошлого и настоящего. В рамках гранта Президента также предлагалась викторина о Великой Отечественной войне, где старшеклассникам предлагалось рассказать о городах-героях, о руководителях страны и их роли в годы войны. Дети должны ответить на вопросы о героях войны и роли религии и духовных традиций народов России в победе над фашизмом. Героические события Великой отечественной войны становятся его личным делом, психо-эмоциальной идентификации с событиями войны. В викторине предлагается сформировать знания и уважение к героям, городам и народам, участвующим в освободительной войне народов России против фашистов. Историческая память народа - вот, что важно донести до наших старшеклассников, нашей

молодежи. И, конечно, нельзя забывать и о наших педагогов, которые необходимо должны нести молодежи любовь и уважение к памяти свершений прошлых поколений нашей Родины. Для этих целей мы проводим семинары для педагогов общеобразовательных школ с целью познакомить и углубить их знания в сфере религиозных культур, межэтнических и межрелигиозных отношений для более эффективного предотвращения экстремистских и фундаменталистских течений в обществе.

Это путь практический, который призван реализовать на практике и в жизни те духовно-нравственные ценности, которые будут формироваться на базе традиционных религиозных культурах народов России и героического прошлого русского народа, того, что составляет русского патриота и духовного человека.

ЛИТЕРАТУРА

Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта: История. Программно-методические материалы. Мурманск, 2001.

Рощин А.Н. 2006. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории педагогической и общественной мысли России. Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. Москва. 169 с. Философская энциклопедия. Т. 4. М.: ИСЭ, 1970. 921 с.

Получена /Received: 06.08.2020 Принята /Accepted: 30.09.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.