УДК 374.01
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА И ДРУЖБЫ НАРОДОВ
® 2008 Маллаев Д.М., Омарова П.О., Гасанова 3.3.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье исследуются особенности воспитания патриотизма и дружбы народов в России и на Северном Кавказе. Сменившиеся социально-политические условия повлияли на идеологическое содержание многих ценностей воспитания. На материале Республики Дагестан рассматривается изменение понятий «патриотизм» и «дружба народов», их содержание и теоретическое обоснование.
In the article the modern particularities of the upbringing of the patriotism and the peoples' friendship in Russia and the North Caucasus are researched. The changed social and political conditions had influenced upon ideological content of many educational values. On the material of the Republic of Daghestan the change of the «patriotism» and «peoples' friendship» terms, their contents and theoretical motivation are considered.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, воспитание в духе дружбы народов, формирование толерантности, миротворческое образование, культура межнационального общения.
Keywords: patriotic education, upbringing in the atmosphere of peoples' friendship, forming of tolerance, pacifistic education, culture of interethnic communication.
Проблема изучения воспитания подрастающего поколения в России имеет свою историю становления и развития.
Воспитание в широком социальном смысле включает в себя воздействие на личность и общество окружающей среды, в узком смысле - это целенаправленная деятельность по формированию у личности определенных качеств, взглядов, убеждений и культуры поведения. Воспитание как часть социализации личности осуществляется через образование (отбор необходимых знаний и обеспечение их усвоения ребенком через обучение), организацию жизнедеятельности, культуру поведения и общения.
В России со сменой политического режима изменились традиционные подходы к воспитанию. Если в советский период воспитание воспринималось как средство решения различных социальных проблем, то в современной России воспитательной работе придается весьма малое зна-
чение. Декларативность необходимости воспитания в сочетании с отсутствием государственной воспитательной политики ведет к росту бездуховности, опасности забвения достижений теории и практики воспитания.
Несмотря на все противоречия и сложности, социальное значение воспитания постепенно возрастает. При этом целью становится не только гармоничное развитие личности, что часто ведет к индивидуализму, но и формирование человека как субъекта истории и члена гражданского общества. Поведенческая модель «подчинения» детей и подростков медленно и верно вытесняется концепцией «участия» и «соучастия» их в жизни общества. В немалой степени этому способствует новое осмысление идей Конвенции о правах ребенка (1989), ратифицированной почти всеми государствами мира (ее приняли 189 стран, исключая США и Сомали).
Конвенция содержит 4 основных кластера прав ребенка: на жизнь, защиту, развитие, участие. Если первые три категории вполне очевидны и не нуждаются в специальной работе по разъяснению, то наибольшие сложности возникают при понимании прав детей и молодежи на активное участие в жизни общества, предполагающее не только наличие и учет собственного мнения юного поколения, но и возможность самим определять свой потенциальный образовательный статус, активную роль и субъект-субъектное взаимодействие в системе «педагог-учение». Это приводит к определенной переориентации сознания психолого-педагогической общественности на понимание проблем детей и подростков, отказу от авторитарных моделей воспитания, разработке нового содержания государственной образовательной политики, нацеленной на создание многовариантных возможностей участия детей в различных видах учебной и внеучебной деятельности.
Основной тенденцией воспитательной политики государства при этом становится переход от воспитания для государства к воспитанию самосознания личности. При этом важное значение приобретает осознание гражданами стратегии политического, социально-экономического и духовного развития современной России. Необходимы новые теоретико-методологические исследования и разработки, на основании которых будут получены концептуальные положения и современной теории воспитания и обучения, способствующие выбору оптимальных стратегий развития и функционирования органов образования, культуры, социальной защиты населения. Это будет не только содействовать развитию отечественной педагогической науки, но и позволит создать благоприятные морально-психологические условия для политической стабильности, развития социально-экономической сферы, роста духовности современного общества, его гуманистической ориентации на поддержку своих граждан.
Фундаментальные труды выдающихся педагогов прошлого столетия являются методологической основой научного осмысления представления о человеке как субъекте воспитания, о рациональной организации воспитательно-образовательных систем. В них освещены методология и опыт практической педагогики, глубоко и всесторонне раскрыта роль социальной среды в воспитании индивида. Как писал С.Т. Шацкий, педагогический процесс «есть результат взаимодействия целого ряда элементов, основными из которых являются следующие: 1) социально-экономическая и физико-геогра-фическая среда (данного района); 2) деятельность и психофизические особенности объекта, подвергающегося педагогическому воздействию: ребенок дошкольного или школьного возраста, подросток, взрослый и сообщества их; 3) деятельность педагогов» [42].
Важной частью в системе воспитательной работы является воспитание патриотизма и дружбы народов. В. Г. Белинский в связи с этим отмечал, что воспитание нравственной личности невозможно без формирования чувства неразрывного единства со своей страной, любви к ней и гражданской ответственности. «В полной и здоровой натуре, - писал он, - тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с Отечеством ... нельзя не любить Отечество, какое бы оно ни было: только надобно, чтобы эта любовь была не мертвым довольствием тем, что есть, но живым желанием усовершенствования» [3].
Перспективы демократического государственного обустройства определяются, прежде всего, системой ценностей, мировоззрением, социальными установками и социальной общностью молодежи, проживающей на территории страны. Процесс формирования социальной сферы человека неразрывно связан с социально-экономическими и политическими изменениями, происходящими в обществе. Сложность и противоречивость современных социо-
культурных реалий России делает необходимым анализ представленности в сознании молодежи отношения к своей Родине - Российской Федерации, к своему народу и другим народам страны.
М.-С. Гусаев связывает воспитание патриотизма и дружбы народов с укреплением единства и целостности государства. Он указывает на необходимость специальной разработки концептуальной базы педагогики и психологии межнационального общения на всех уровнях образования в связи с необходимостью формирования у граждан «чувства ... российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости» [9].
Как показал анализ литературы, в зависимости от социально-политической системы государства определения понятия «патриотизм» различны.
По определению В. Даля, патриот - «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб» [11]. А в словаре русского языка С.И. Ожегова патриотизм - это «преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины» [27]. В этих дефинициях понятие «патриотизм» означает просто «любовь к Родине», и не имеет идейно-политического подтекста.
Определение патриотизма периода развитого социализма обусловлено социальными ценностями, идеологией и общественной психологией советского общества: советский патриотизм - «чувство любви советских людей к социалистической Родине. Он неразрывно связан с пролетарским интернационализмом и несовместим с любым проявлением буржуазного национализма, шовинизма, космополитизма» [29].
Идейной основой советского патриотизма являлся марксизм-ленинизм. Советский патриотизм выступал как движущая сила в развитии и укреплении СССР. Проявлением патриотизма явились героические подвиги советского народа в тылу и на фронтах в период Великой Отечественной войны.
В постсоветский период в условиях социального обновления российского
общества понятие «патриотизм» -«любовь к Родине, привязанность к месту своего рождения, месту жительства» [28].
Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего, в привязанности к родным местам, малой родине, известно уже с древних времен. С развитием государства патриотизм наполнился политическим смыслом, связанным с требованием стойкости и мужества в войнах, в отстаивании интересов Отечества, а с углублением социальных антагонизмов патриотизм приобрел классовое содержание, где интересы классов были важнее интересов Родины.
Итак, очевидны различия в понимании понятия «патриотизм» в СССР и новой России. В СССР понятие «советский патриотизм» предполагало беззаветную любовь к отечеству трудящихся, родине социализма, преданность делу социализма и коммунизма, указывалось, что социалистический патриотизм органически связан с интернационализмом и противоположен буржуазному национализму, а также космополитизму.
В Советском Союзе патриотизм отождествлялся с любовью не просто к Родине, а к социалистической Родине. С изменением социально-политических условий и полным отрицанием прежнего общественно-экономического строя автоматически произошел отказ не только от коммунистических идеалов воспитания интернационализма и патриотизма, но и от идеи социальной ценности патриотизма и дружбы народов вообще, что немедленно проявилось в развале СССР, нагнетании межэтнической напряженности на постсоветском пространстве, выразилось в локальных военных конфликтах в бывших советских республиках. Крайне критическое отношение к указанным ценностям облегчило процесс деморализации населения и ломки устойчивых стереотипов.
В новой России, которая постепенно входит в мировое демократическое пространство, понятие «патриотизм» определяется как одна из форм диалектического сочетания личных и общественных интересов,
единения человека и общества [30]. Угроза ядерного самоуничтожения или экологической катастрофы потребовала переосмысления патриотизма как принципа, повелевающего каждому способствовать вкладу своей страны в сохранение планеты и выживание человечества.
Пренебрежительное отношение к патриотизму, как показало развитие России в первой половине 90-х годов XX века, чревато активизацией стремления к обособлению отдельных республик от государства, забвением политиками национальных интересов и распадом государственности.
Анализируя понятие «патриотизм» в специальной литературе, можно сказать, что наряду с различиями здесь присутствуют сходства, с помощью которых можно вывести оптимальное определение понятия «патриотизм»: любовь и преданность Отечеству; уважение к культуре и лучшим национальным традициям; сознание гражданской ответственности за судьбу Отечества; готовность защищать интересы Родины.
Одной из концептуальных общегосударственных задач является разработка методологии и теории воспитания российского патриотизма и дружбы народов.
Реализации этих задач отвечает новый учебный предмет для высших учебных заведений РФ «Педагогика межнационального общения» [8]. Цель данного курса - формирование у юношей и девушек потребности в адекватном отношении к людям разных национальностей, умения строить внутригрупповые отношения (особенно в разнонациональных группах); воспитание молодежи в духе дружбы и веротерпимости, а также непримиримости к проявлениям экстремизма и неофашизма.
Предмет «Педагогика межнационального общения» внедрен во многих вузах страны, в том числе в Республике Дагестан. Курс нацеливает преподавателей на воспитание молодежи в духе дружбы народов с учетом социально-психологических закономерностей постперестроечной жизни нашего общества, а также закономерностей «перестройки» соз-
нания личности, что жизненно важно на пороге вступления в самостоятельную жизнь для любого молодого человека - представителя многонационального и многоконфессионального государства.
В трудах З.Т. Гасанова [7, 8] разработаны концептуальные основы теории и методологии воспитания патриотизма и дружбы народов, включающие в себя педагогическую интеграцию знаний ряда наук (философии, социологии, этнологии, языкознания, социальной и общей психологии), а также рассмотрение отечественного и зарубежного опыта в этой системе знаний.
Важную роль в формировании современной теории и практики воспитания патриотизма и дружбы народов в России сыграло последовательное проведение трех Всероссийских научно-практических конференций «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» под эгидой Российской Академии образования, Государственного НИИ семьи и воспитания, Дагестанского государственного педагогического университета и Межвузовского центра культуры межнационального общения Министерства образования Российской Федерации (в 1999, 2001 и 2003 гг.). Материалы конференций отражают научно-исследо-
вательский поиск и стремление ученых к разработке научно-теоретических основ и реально действующей системы воспитания патриотизма и дружбы народов в системе дошкольного, школьного, дополнительного, среднего специального и высшего образования.
Рассматривая вопросы гражданского воспитания, многие авторы [4, 9] приходят к выводу о необходимости общенациональной идеи воспитания патриотизма и дружбы народов как фундаментальной основы гражданского согласия.
Во многих трудах отмечается потребность в переосмыслении сложившейся в отечественной педагогике системы патриотического воспитания и развития культуры межнационального общения.
Возможности курса истории в формировании патриотизма у уча-
щихся рассматриваются рядом авторов [14, 16, 17, 20]. В рамках нашего исследования хотелось бы отметить работы, в которых анализируется воспитательный потенциал других предметов школьной программы в контексте поставленной проблемы: литературы [37], русского языка [34], французского языка [32], физики [18]. Авторы предлагают формировать у учащихся чувство хозяина по отношению к своей Родине, гордости за отечественную литературу, науку и технику, бережное отношение к природе и родному краю.
Проблемы военно-
патриотического воспитания молодежи поднимаются в исследованиях С.А. Алиевой [2], М.Б. Акаева [1], Ю.В. Гармаш [6], И.А. Куравиной [19], Ш.А. Мирзоева [25, 26], В.А. Ружа [36], Е.Е. Щекотихина [43] и др. Авторы указывают, что в современных условиях указанный аспект проблемного поля нашего исследования требует выхода из узких рамок деятельности учителей основ безопасности жизнедеятельности. Каждый учи-тель-пред-метник имеет возможность на своих уроках систематически развивать у детей военно-патриотические качества, необходимые для формирования личности воина и защитника Отечества. Основными компонентами военно-патриотического воспитания выступают: воспитание понимания исторического предназначения вооруженных сил, формирование чувства долга перед Родиной, формирование чувства гордости за свою страну, развитие стремления к овладению военным делом, выработка высокой дисциплинированности, стойкости, мужества и отваги.
Наиболее разработанной является проблема военно-патриотического воспитания в системе вооруженных сил. При этом авторы отмечают и негативные факторы, которые приводят к ухудшению такой работы: так называемая «дедовщина», трансформация проблем общества и аккумулирование их в извращенной форме в жестко регламентированной системе взаимоотношений в армии, уклонение призывников от выполнения военного долга.
Воспитание гражданской позиции у студентов - будущих учителей, основанной на принципах приоритета патриотизма и дружбы народов, исследуется Г.П. Веркеенко [5], Г.П. Журавлевой [13], Г.А. Карахановой [15], Р.В. Раджабовой [33], в чьих работах мы находим разные аспекты названной проблемы. При этом профессиональная подготовка студентов невозможна без реализации в вузе воспитательной политики, направленной на развитие гражданской позиции, духовно-нравственных ценностей, патриотического воспитания и культуры межнационального общения и межэтнической коммуникации.
Условиями для такой работы, по мнению авторов, являются следующие: создание у студентов соответствующих сознательных установок, постоянное совершенствование педагогического образования, гуманизация и гуманитаризация образования, личностное осмысление и принятие преподавателем современных педагогических идей и ценностей, использование специальных методов и приемов, способствующих формированию гражданской активности, совершенствование общественных и административных условий деятельности вуза. Особую роль в воспитании патриотизма и дружбы народов у студентов играет педагогическая практика, в ходе которой посредством поисковой деятельности и внеклассных мероприятий будущие педагоги приобщаются к изучению истории родного края, традициям народного воспитания, а также к различным формам межнационального общения.
Особая роль средств массовой информации в формировании патриотических чувств и межнациональной толерантности (как позитивная, так и негативная) отмечается Х.Д. Дамадановой [12], А.Р. Магомедова
[23], Ю.Е. Тимохиной [39] и др.
Воспитательный потенциал народных культур в развитии патриотизма и культуры межнационального общения отмечается в работах A.M. Магомедова [22], З.М. Магомедовой
[24], Ш.А. Мирзоева [25, 26], Г.И. Ре-принцевой [35], М.Г. Тайчинова [38], Л.В. Трушиной [40]. Авторы приходят
к выводу, что развитие патриотизма и дружбы народов с очевидной необходимостью требует учета национальной психологии, местных условий, традиций и обычаев, исторического развития народов, анализа возможностей народной педагогики и средств этнокультурного воспитания в указанном направлении педагогической деятельности, возрождения самобытных национальных особенностей в культуре, образовании, домашнем укладе, творческой деятельности и общении.
В этих исследованиях указывается на необходимость системного подхода в применении средств и методов народной педагогики и традиционной культуры воспитания, так как использование отдельных, даже самых ярких элементов (песен, пословиц, памятных дат и т.д.) может быть как позитивным, так и негативным эмоциональным опытом ребенка. Ряд авторов отдельно подчеркивают роль народного героического эпоса в формировании патриотических
чувств у детей и молодежи [38, 42, 40].
В исследовании В.П. Лукьяновой [21] анализируются педагогические условия патриотического воспитания старшеклассников в учебно-воспитательном процессе современной школы. Автор приходит к выводу, что в условиях современной России особое место занимает гражданский патриотизм, в основе которого лежит любовь к Родине, национальное и правовое самосознание, гражданская мораль, стремление к модернизации, повышение эффективности экономики, концентрация всех социальных сил для прорыва вперед, к выходу из затянувшейся апатии и безразличия к собственному настоящему и будущему. Разработанная ею интегративная модель патриотического воспитания школьников включает в себя следующие компоненты: цель, задачи, состав субъектов педагогического процесса, содержание, формы, методы и средства, педагогические условия реализации патриотического воспитания, обеспечивающие системность, комплексность формирования нравственно-
патриотических качеств личности, приобщение к патриотическим ценностям.
Проблематика патриотизма тесно связана с воспитанием культуры межнационального общения и формированием толерантности.
Ошибочное утверждение, что если человек со всеми в хороших отношениях, то он обладает высокой культурой межнационального общения с учетом его пребывания в многонациональном государстве. Коммуникативные способности человека не обязательно ведут к тому, что он подвергает анализу информацию в области межнационального общения.
Аналитико-синтетическая деятельность ребенка должна касаться и этой области его знаний. Уже в 3-летнем возрасте, в период появления своего «Я» и различных форм идентификации при дифференциации «Я» своего и другого человека, необходимо представить минимум знаний о людях другой национальности, для формирования элементарных понятий и проявления хотя бы на примитивном уровне интернациональных чувств.
Мононациональная группа неосознанно игнорирует эту проблему, а в многонациональной группе социальная реальность диктует жизненные правила (под прессом).
Общение детей разных национальностей - важнейшее условие адекватного восприятия и приобретения первичного позитивного опыта в области формирования патриотизма и культуры межнационального общения.
Северный Кавказ - полинациональный регион, на протяжении многих веков находивший способы мирного сосуществования. Сегодня он превратился в сознании многих россиян в «горячую точку», хотя это мнение органически не принимается его жителями.
Социальное взаимодействие в поликультурном обществе предполагает всевозможные контакты с представителями различных культур, традиций и обычаев, при этом практически невозможно избежать социальных конфликтов. Это делает решение проблемы воспитания в духе дружбы народов особо актуальным для нашего региона. Хотя Дагестан
является уникальным по соблюдению и сохранению позитивного опыта этносоциальных отношений прошлых поколений, субкультура нового времени подвергает их коренным изменениям.
Дагестан - уникальная северокавказская республика, где на сравнительно небольшом пространстве земли уживается более 100 автохтонных народов и народностей. При отсутствии плодородной земли и сравнительно малом количестве природных ресурсов представителям различных этносов приходилось решать проблемы совместного проживания в условиях, трудных для выживания и нормального функционирования.
Как указывает В.Н. Гуров [10], этнокультурные условия оказывают существенное влияние на социализацию и воспитание личности. Они формируются веками под влиянием природных, климатических, социальных, религиозных и других обстоятельств. В процессе воспитания большую роль играет национальный менталитет этносов, складывающийся на протяжении длительного периода исторического развития.
В связи с этим мы считаем, что в культуре народов Дагестана издревле заложен мощный миротворческий потенциал традиций, направленный на сохранение хрупкого мира и согласия. Традиции и обычаи дружбы народов мы разделили на несколько категорий:
- применимые во взаимоотношениях между представителями своей национальности в пределах рода и села на микроуровне;
- используемые во взаимоотношениях между представителями своей национальности на метауровне;
- применимые во взаимоотношениях между представителями различных национальностей в пределах своей языковой группы (например, андо-цезской, тюркской и т.д.)
- приспосабливаемые к взаимоотношениям между дагестанцами вообще;
- используемые во взаимоотношениях между дагестанцами и представителями других регионов. При этом вторые могут быть как добро-
желательными соседями, так и воинствующими захватчиками.
Такая структурированность куль-туральных миротворческих требований была вызвана необходимостью налаживать взаимоотношения и регулировать конфликты на различных уровнях - от уровня своей семьи до метауровня человеческих отношений. При этом важное объединяющее значение имел язык, используемый в межнациональном общении -сначала кумыкский, а с присоединением Дагестана к России в результате Кавказской войны - русский. Все это способствовало развитию особой ментальности и идентификации себя как представителя Дагестана и приводило к тому, что люди других национальностей в пределах региона воспринимались как «свои», отношения с которыми должны быть доброжелательными.
Установление советской власти повлекло новое государственное регулирование национальной политики, результатом чего явились создание национальных театров, организация вещания, выпуска журналов на языках народов Дагестана. Создавая лучшие условия для представителей четырнадцати титульных национальностей, политика руководства Дагестана в некоторой степени способствовала размыванию границ между малыми этносами и, в конечном итоге, вытеснению с этнической карты Дагестана малых народностей, которые приписывались к более крупным национальностям. В условиях гласности, объявленной в 80-е годы XX века, такое решение национального вопроса на некоторое время обострило взаимоотношения между ними, когда малые народности заявили о своей этнической самостоятельности.
Несмотря на наличие подобных перекосов, политика Советского Союза, а затем и России была направлена на достижение достаточно высокого уровня культуры межнационального общения, сохранение и упрочение миротворческих традиций, развитие межкультурного диалога, формирование толерантности к представителям других национальностей.
В этом смысле огромную роль играли особые народные сходы - так называемые «Поляны дружбы». Они проводились вдоль административной границы Чечни и Дагестан. Организаторами выступали молодежь и старейшины. Приглашались представители этих республик для совместных народных гуляний, праздников, спортивных мероприятий, концертов по мотивам народных эпо-сов дагестанцев и чеченцев. Узнавание культуры соседних народов способствовало устранению негативных стереотипов, пониманию людей не своей национальности, формированию толерантного стиля во взаимоотношениях.
Изучение культуры и традиций народов Дагестана с этой же целью было внедрено в школьное образование (как региональный компонент), а на уровне вузов - преподавание такого предмета, как «Культура межнационального общения». Сравнительный анализ уровня межличностной толерантности и конфликтности студентов и школьников, специально изучавших культуру других народов, по сравнению с не изучавшими ее, наглядно демонстрировал статистически достоверную разницу [7].
Приверженцами миротворческих традиций на практике было обнаружено, что совместные народные встречи и гулянья сближают и роднят людей разных национальностей больше, чем проживание рядом в населенных пунктах, межнациональные браки и даже куначество. На этих встречах представители разных конфессий и народов имели непосредственную возможность познакомиться с обычаями и традициями других народов.
С распадом Советского Союза многие миротворческие ритуалы были утрачены. В настоящее время националистические настроения некоторой части молодежи нашли благодатную почву в российской действительности. Одной из основных причин возникновения этого является намеренный перевод острейших социальных проблем (экономической нестабильности, кардинальной переоценки ценностей, нищеты, беспризорности) в плоскость межнацио-
нальных отношений. При отсутствии четкой правовой оценки на государственном уровне население, размышляющее и анализирующее повседневные события на бытийном уровне, в большинстве своем поддерживает националистические наклонности молодежных групп и не способны увидеть глубинные социальные причины явлений, происходящих в нашем обществе.
Жесткая система советского воспитания была разрушена. Воспитательный вакуум привел к тому, что вседозволенность и распущенность стали восприниматься как «свобода», невыполнение элементарных морально-этических норм общежития стало приветствоваться.
Обучение и воспитание народов Советского Союза опиралось преимущественно на коллективистские принципы. В период перестройки понятие «воспитание» исчезло из образовательного процесса на некоторое время, что способствовало уничтожению прежних традиций воспитательного процесса. В большинстве западных стран обучение и воспитание основаны на идеологии индивидуализма. Как альтернативу прежней теории коллективизма российская школа ныне рассматривает теорию индивидуализма. Хотя американцы и европейцы проявляют к нему некое скептическое отношение, отдавая предпочтение психолого-педагогичес-кой теории коллектива.
По этому поводу можно привести высказывание американского исследователя в области социологии образования Т. Попкевица: «Собственнический же индивидуализм ... прославляет личные отношения и субъективность как цели сами по себе; потребление само по себе является целью. Подрывается понимание индивидом своей роли в системе производства культуры, и он почти не осознает принадлежности или обязательств по отношению к общему благу. Раздробленность и самоодержимость, которые питают собственнический индивидуализм, в этом случае разрушают в каждом отдельном индивиде чувство целого так же, как и его отношение к целому» [31].
Постперестроечный период вынудил молодое поколение полностью отказаться от прежних социальных ценностей. А принятие новых накладывает на него особую ответственность, чтобы не растерять традиции, обычаи, культурно-нравственные ценности, которые накоплены старшим поколением.
Само понятие «воспитание» как категория педагогической науки уже предполагает позитивное отношение человека к другим людям, к их своеобразию в культуре и быту. В контексте нашего исследования необходимо более подробно остановиться на специфичных для Дагестана политико-экономических и социально-психологических факторах, которые влияют на процессы воспитания детей и молодежи в духе дружбы народов.
История свидетельствует о том, что дагестанские народы никогда не воевали между собой. Будучи уникальным по своему этническому многообразию регионом мира, Дагестан столетиями вырабатывал культуру воспитания в семье дружбы народов. При нападении иноземных захватчиков происходило сплочение всех народов, которые в едином порыве выступали на защиту своей территории.
Как указывает Д. Г. Шахшаев, «в течение веков здесь стихийно складывались гибкие механизмы саморегулирования межнациональных отношений, утверждались дух терпимости, гуманистические по своей сущности принципы и институты межнационального общения» [41].
Жители Дагестана в ходе исторического развития пришли к осознанию того, что именно объединение как малых, так и более крупных этносов способствует реализации совокупности их справедливых, жизненно важных интересов.
По нашему мнению, сегодня ряд факторов способствует обострению межэтнических противоречий как на Северном Кавказе в целом, так и в Дагестане в частности:
1. Экстенсивный характер развития народного хозяйства и экономический диктат центра при советской власти привели к обострению экологической и социально-демографической ситуации, что спо-
собствовало обострению межэтнических противоречий.
2. Политика массовых переселений народов из горных районов на равнину, часто носившая насильственный характер (при сталинском режиме) и стихийно продолжающаяся в настоящее время, привела к возникновению целого ряда политических и социально-экономических проблем, получивших и этническое измерение. Кроме того, силовая миграция носила также межреспубликанский характер и привела к обострению отношений между жителями Чечни и Дагестана после выселения чеченцев 23 февраля 1943 года с их исконных территорий и передачи Дагестану ряда районов существовавшей в то время Чечено-Ингушетии.
3. Значительная миграция русского населения - приток до 70-х годов XX в. и отток в постперестроечное время.
4. Развитие ряда национальных движений в постперестроечное время, которым на начальном этапе был свойствен радикализм и стремление к земельному переделу под флагом исторической этнической принадлежности территорий.
5. Наличие административной границы с Чечней, в которой с 90-х годов XX в. ведутся боевые действия и контртеррористические операции, также затрудняет проблему разрешения межнациональных противоречий. Так, в постперестроечное время правительствами Дагестана, Чечни и федеральным центром были предприняты определенные шаги по урегулированию аграрных претензий двух республик, порожденных силовой миграцией сталинского режима. События 1999 года (нападение бандформирований со стороны Чеченской Республики с целью насильственного захвата дагестанских территорий) привели к тому, что поступательное движение навстречу друг другу в разрешении противоречий было отброшено на многие годы назад. В настоящее время государством и общественными организациями прилагаются значительные усилия по восстановлению прежних добрососедских отношений между народами двух республик.
6. Важное значение в республике приобретает религиозный фактор, который нередко используется как для консолидации различных этнических
групп, так и для обострения противоречий между ними.
В ходе воспитательного процесса необходимо учитывать влияние этих факторов.
Воспитание толерантной личности с установкой на дружбу с представителями других народов и национальностей - это целенаправленное воздействие на личность, формирующее в сознании установки на толерантное поведение, вырабатывающее навыки и привычки к нему.
Показатели толерантности в поведении зависят от уровня сформированное™ в сознании человека взглядов, установок, убеждений, основанных на толерантности. Формирование привычек и навыков толерантного поведения, умение регулировать свое поведение в различных конфликтных ситуациях межэтнического характера имеют особое значение на сегодняшний день в нашем обществе.
Мы считаем, что воспитание в духе дружбы народов предполагает несколько основных этапов:
- сообщение знаний о толерантности, включающее в себя знание о многообразии человеческого сообщества, народах, расах и различных религиях, их общности, своеобразии каждого представителя той или иной народности и религии. Роль знаний в регулировании сознательной деятельности личности имеет большое значение. Это одно из основных условий формирования толерантного поведения, а также нормальной жизнедеятельности в поликультурной среде;
- перевод этих знаний в личные убеждения, взгляды, установки, идеи и мировоззрение путем организации эмоционального переживания сообщаемых знаний;
- организация позитивного опыта через непосредственное межнациональное общение представителей различных конфессий, наций и народностей. Одной из эффективных форм приобретения практических на-
выков общения являются тренинги, основанные на методах активного социально-психологического взаимодействия. На данном этапе прививаются умения и навыки преодоления личностно психологических барьеров в межнациональном общении и конфликтной ситуации;
- формирование позитивной поведенческой мотивации личности в процессе непосредственных отношений с людьми различных наций, народностей и конфессий.
В многообразии различных программ по воспитанию в духе дружбы народов следует выделить Программу «Миротворческое образование и формирование толерантности у детей и молодежи Северного Кавказа», осуществляемую Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) при поддержке Министерств образования и науки Республики Дагестан, Чеченской Республики, Республики Ингушетия и Республики Северная Осетия-Алания. Эта программа позволяет охватить учащуюся молодежь школьного возраста, воспитывать их в духе дружбы народов, сформировать толерантное поведение во взаимоотношениях с представителями различных культур и конфессий.
За период решения задач, поставленных в этой программе, в общеобразовательных школах Дагестана (2005-2007 гг.) тренеры дагестанской мобильной группы Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) пришли к выводу, что необходимо как можно раньше проводить работу по формированию взглядов, установок и убеждений, основанных на культуре межнационального общения.
В настоящее время в РД Министерство образования и науки внедряет в образовательный процесс программы миротворческого образования, так как в условиях современной социально-политической ситуации остро встает вопрос о необходимости совершенствования воспитательной работы в школах и вузах.
Сегодня в дагестанском обществе выработано представление о том, что нужны люди не только образованные, но и воспитанные в духе миротворчества, бесконфликтного об-
щения, высокой социальной компетентности.
Таким образом, проанализировав настоящее состояние исследуемой проблемы и практический опыт, мы считаем, что патриотизм и дружба народов должны прочно войти в научный оборот и массовое сознание не на понятийном уровне, а на уров-
не чувств и поступков. В постперестроечное время прежнее отношение к этим важнейшим сакральным ценностям было умышленно предано забвению. Однако сегодня возрождающаяся Россия нуждается в современном осмыслении и разработке новой идеологии воспитания патриотизма и дружбы народов.
Примечания
1. Акаев М.Б. Патриотическое воспитание в армии // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» 14-15 ноября 2001. - М.: РАО, 2003. - С. 348-353. 2. Алиева С.А. Военно-патриотическое воспитание учащихся в процессе обучения // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» 14-15 ноября 2001. - М.: РАО, 2003. - С. 343-347. 3. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т.4. - М.: Литература, 1955. - С. 488-489. 4. Бугай Н.Ф. Общеобразовательная школа: этнокультурный компонент // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости» 16-17 ноября 1999. - М.: РАО, 2001. -С. 42-45. 5. Веркеенко Г.П. Патриотическое воспитание студентов // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» 14-15 ноября 2001. - М.: РАО, 2003. - С. 317-320. 6. Гармаш Ю.В. Военно-патриотическое воспитание школьников // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» 25-26 ноября 2003. - М.: РАО, 2007. - С. 310-314. 7. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала, 1998. 338 с,- С. 8. 8. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. - М„ 1999.-390 с. 9. Гусаев М.-С. Дружбе народов нет альтернативы // Газ. «Дагестанская правда». № 2. 2 ноября 2000. - С. 2. 10. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. М.: Педагогиче-
ское общество России. 2003. - 192 с. 11. Даль В. Толковый словарь живого великорусского яз. -СПб.: Диамант, 1996. T.3. -С. 24. 12. Дамаданова Х.Д. Телевидение как средство воспитания культуры межнационального общения у старшеклассников (на примере Республики Дагестан) // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» 14-15 ноября 2001.-М.: РАО, 2003. - С. 233-235. 13. Журавлева Г.П. О воспитании гражданской позиции студента педагогического вуза // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» 14-15 ноября 2001. - М.: РАО, 2003. - С. 325- 327. 14. Ибрагимова П.Г. Воспитание патриотизма на уроках истории // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости» 16-17 ноября 1999. - М.: РАО, 2001. - С. 139-143. 15. Караханова Г.А. Психолого-педагогические условия формирования гражданственности у будущего учителя // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» 1415 ноября 2001. - М.: РАО, 2003. С. - 333-335. 16. Комаров A.B. Историко-патриотическое воспитание старшеклассников //Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» 25-26 ноября 2003. - М.: РАО, 2007. - С. 169-171. 17. Комарова E.H. Патриотическое воспитание учащихся младших школьников на уроках истории // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» 25-26 ноября 2003. - М.: РАО, 2007. - С. 196-199. 18. КоцаревЛ.Л. Патриотическое воспитание учащихся на уроках физики // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости» 16-17 ноября 1999. - М.: РАО, 2001. -С. 148-149. 19. Куравина H.A. Работа образовательных учреждений г.Челябинска по военно-патриотическому воспитанию учащихся // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» 14-15 ноября 2001. - М.: РАО, 2003. - С. 359-365. 20. Лебедева Е.В. Воспитание патриотизма, дружбы народов и веротерпимости на уроках отечественной истории в средней школе // Материалы Всерос. научн,- практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости» 16-17 ноября 1999. - М.: РАО, 2001. - С. 238-241. 21. Лукьянова В.П. Педагогические условия патриотического воспитания старшеклассников в учебно-воспитательном процессе современной школы. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: МГОУ, 2003. - 21 с. 22. Магомедов А.М. Народные традиции - важное средство патриотического воспитания школьников // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости» 16-17 ноября 1999. - М.: РАО, 2001. - С. 220-222. 23. Магомедов А.Р. Печать как средство воспитания патриотизма // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости» 16-17 но-
ября 1999. - М.: РАО, 2001. - С. 104-106. 24. Магомедова З.М. Этнопедагогические аспекты воспитания культуры межнационального общения // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости» 16-17 ноября 1999. - М.: РАО, 2001. - С. 222-223. 25 Мирзоев Ш.А. Патриотический потенциал народной педагогики // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости» 16-17 ноября 1999. - М.: РАО, 2001. - С. 224-225. 26. Мирзоев Ш.А., Шахбазова М.А. Народная педагогика как условие повышения эффективности героико-патриотического воспитания // Современная наука: проблемы и перспективы. Вып. 4. - Махачкала: ДГПУ, 2004. - С. 117-121. 27. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М„ 1953. - С. 447. 28. Патриотизм // Большой энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. М.: Изд. Большая Российская энциклопедия; - СПб.: «Норинт», 1997. - С.885. 29. Патриотизм // Словарь русского языка. -М.: АПН СССР, 1959-1961. В 4-х т. Т.2. - С. 86. 30. Патриотизм//Философский словарь. - М.: Политиздат, 1991. - С.335. 31. Попкевиц Томас. Политическая социология образовательных систем. -М.,1998. - С.220. 32. Пчелкина О.В. Патриотическое и гражданское воспитание школьников на уроках французского языка // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» 25-26 ноября 2003. - М.: РАО, 2007. -С. 176-178. 33. Раджабова Р.В. Педагогическая практика как форма подготовки будущих учителей к воспитанию культуры межнационального общения у школьников // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» 14-15 ноября 2001. - М.: РАО, 2003. - С. 338-342. 34. Рамазанова М.Р. Патриотическое воспитание учащихся начальных классов в процессе обучения русскому языку // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» 25-26 ноября 2003. - М.: РАО, 2007. - С. 182-186. 35. Репринцева Г.И. Место и роль народных традиций в воспитании молодежи в духе патриотизма и дружбы народов // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» 14-15 ноября 2001. - М.: РАО, 2003. - С. 451-453. 36. Ружа В.А. Военно-патриотическое воспитание студентов факультета военного обучения // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» 25-26 ноября 2003. - М.: РАО, 2007. - С. 300-305. 37. Савкина И.Ю. Воспитание патриотизма и дружбы народов на уроках литературы // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости» 16-17 ноября 1999. - М.: РАО, 2001. - С. 162-166. 38. Тайчинов М.Г. Формирование личности школьника на духовных ценностях традиционной культуры этносов // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости» 16-1 7 ноября 1999. -М.: РАО, 2001. - С. 226 -227. 39. Тимохина Ю.Е. Возможности средств массовой коммуникации в воспитании любви к малой Родине // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости» 16-17 ноября 1999. - М.: РАО, 2001. - С. 171-172. 40. Трушина Л.В. Дух патриотизма в народном эпосе // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости» 16-17 ноября 1999. - М.: РАО, 2001,- С. 228-230 41. Шахшаев Д.Г. Межнациональные отношения: проблемы семьи и быта. - Махачкала: РИП Госкомпечати РД, 1996. - С. 17. 42. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4 т. Т.З. - М.: Просвещение. - С. 322. 43. Щекотихин Е.Е. Воспитать патриота - святая обязанность каждого учителя // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» 14-15 ноября 2001. - М.: РАО, 2003. - С. 386-387.