Научная статья на тему 'Задачи современного эстетического воспитания'

Задачи современного эстетического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
925
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задачи современного эстетического воспитания»

■ Mil

п

ш

Теория воспитания

Следовательно, всех занимающихся этим видом деятельности необходимо учить специально. Ориентация на рефлексию поможет преподавателю, студенту найти свое профессиональное лицо, осуществить самооценку по высоким духовным критериям, научить соотносить себя и дело, прогнозировать и анализировать результат своей воспитательной деятельности, повысить уровень самоорганизации педагога.

Моделирование управления воспитательной деятельностью в рамках синергетического подхода позволяет определить не только цели и содержание, но и технологию реконструкции существующих воспитательных систем. Прежде всего, принципиально изменяются задачи и характер воспитательной деятельности в сфере профессионального образования. Из режима «жесткого регулирования» учебно-воспитательного процесса она переходит в режим «самоуправляемого развития». Соответственно этому происходит и переориентация в разработке технологических воспи-

тательных средств, позволяющих осуществить самовоспитание и самоконтроль.

Литература:

1. Бондаревская Е.В., Кулъневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания; Учеб. пособие.- Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.

2. Буданов В.Г. Концепция естественнонаучного образования гуманитариев: эволюционно-синергетический подход / / Высшее образование в России. - 1994.-№4.- С.16-21.

3. Буданов В.Г. Трансдисциплинарное образование, технологии и принципы синергетики // Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов. Сб. ст. / Отв. ред. В.И. Аршинов и др. -М.: Прогресс-Традиция, 2000. - С.285-304.

4. Кочергина Н.В. Система процесса обучения с точки зрения синергетического подхода // Наука и школа. - 2002. -№5. - С.20-27.

5. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983.

6. Масленникова В.Ш. Синергетиче-ский подход к воспитанию // Казанский педагогический журнал.- 2007.- №4.-С.95-98.

ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Л.Т. Файзрахманова, кандидат педагогических наук, доцент ТГГПУ

В последние десятилетия XX века в современном мире произошли глубокие изменения, оказавшие влияние на все сферы жизни российского общества, в том числе и духовную. При абсолютной доступности высокотехнологичных информационных источников, способствовавших открытию новых возможностей для самообразования, проблема эстетического

воспитания в современном социуме относится, по мнению ученых, к числу «запущенных» и не исследованных. От ее решения во многом зависит состояние и развитие российской культуры в будущем. С появлением новых эстетических ценностей, изменившихся этических ориентиров и идеалов перед учеными и практиками возникла задача по сохранению

Казанский педагогический журнал

>'2006

традиционных общечеловеческих ценностей в культурно-образовательной среде. Вызывает дискуссии вопрос о содержании и формах современного эстетического воспитания. Изменение школьного образования в конце XX в. в направлении его гуманитаризации повлияло на гуманизацию всего образовательного процесса. Однако, несмотря на усиление культурологического аспекта, в современной школе все более ощущается недостаток культурной среды, формирующей высокие нравственные и эстетические ценности, плодотворно развивающей творческие способности учащихся. Современной общеобразовательной школе все сложнее противостоять повсеместной ориентированности молодежи на пропагандируемые с телеэкранов и компьютерных сайтов образцы поп-культуры (в различных ее проявлениях). Влияние этого феномена на культурные предпочтения и вкусы современных школьников трудно «переоценить». Создавшееся положение в сфере эстетической культуры и педагогической практики все более убеждает в необходимости обращения к опыту прошлого в области эстетического воспитания, к научным исследованиям предшествующих периодов, к творческому переосмыслению и применению методов, не потерявших своей актуальности в современных условиях, несмотря на ряд, отчасти справедливых, «обвинений» «в примитивной назидательности и схематизме, излишне прямолинейной трактовке воспитательных функций искусства, распространенной в теории и практике недавнего прошлого» (О.А.Шерстнева).

В то же время нужно отметить -никакие «приметы прошлого времени» не умаляют значимости фундаментальных теоретических исследований в области эстетического воспитания.

К таким фундаментальным работам, безусловно, относятся исследования М.С. Кагана, Б.Т. Лихачева, Г.В. Мухаметзяновой. В научных трудах Г.В. Мухаметзяновой освещаются различные аспекты формирования мировоззрения в процессе социализации школьников в системе эстетического воспитания. В работе «Формирование мировоззрения школьников» автор акцентирует внимание на определяющих принципах формирования личности, становление которой достигается на основе органичного взаимодействия трех факторов - «интеллектуального, эмоционального и действенно-практического». Для исследователя особенно важен принцип действенности, который предполагает активность учащихся и при восприятии эстетических явлений, и в процессе деятельности «по законам красоты». Определяющим принципиальным в организации эстетического воспитания автор называет комплексный подход, в котором главным является идея единства целей, задач, принципов, содержания, форм, методов и результатов воспитательной деятельности. Предложенный комплексный подход опирается на совокупность средств эстетического воспитания в становлении мировосприятия школьников. Здесь важно все - эстетика человеческих отношений, учебной, трудовой деятельности и быта, воздействие

122

Теория воспитания

природы и ее проявлении, восприятие искусства, художественное творчество школьников. УченыИ выделяет общие задачи эстетического воспитания, среди них: воспитание эстетического вкуса, эстетического идеала и эстетических чувств. Соглашаясь с С.Л. Рубинштейном, автор пишет: «чувства -это сложные целостные образования, которые организуются вокруг определенных объектов, лиц или даже предметных областеИ (например, искусство) и определенных сфер деятельности... В чувствах отражается развитие человека и чем выше его эстетическая воспитанность, тем выше степень сформированности эстетических чувств...». Придавая большое значение воспитанию эстетических чувств, ученыИ исследует условия, при которых они формируются - в процессе восприятия произведениИ искусства, природы, прекрасного в жизни, в тру-довоИ или художественноИ деятельности - и приходит к заключению «эстетические чувства теснеИшим образом связаны с эстетическим вкусом». В научноИ литературе вкус определяется как способность человека адекватно воспринимать и оценивать красоту в жизни, природе, искусстве. Воспитание вкуса неотделимо от эстетических потребностеИ, кругозора, восприятия и творческоИ деятельности. Ученые (Б.М.Теплов, Г.В.Мухаметзянова и др. авторы) считают воспитание вкуса важнеИшим компонентом эстетического воспитания. ЭстетическиИ вкус включает в себя суждения и оценочную деятельность, оценка, в свою очередь, является результатом осмысления эстетических впечатлениИ. Формирование

вкуса зависит во многом от эстетического образования, устоИчивых представлениИ, идеалов. Анализируя различные эстетические дефиниции, автор определяет идеал как своИство личности, влияющее на мотивы поведения человека, и связывает формирование эстетических идеалов с целенаправленным воспитательным процессом. «ЭстетическиИ идеал является ориентиром в мире художественных ценностеИ, в окружающеИ деИ-ствительности; он создает потребность в творческом преобразовании себя и окружающеИ деИствитель-ности; он придает всему мировоззрению гуманистическую направленность» - эта позиция ученого нашла развитие в современноИ педагогиче-скоИ теории и практике. Размышляя о формировании личности школьника, его эстетическом воспитании, ученыИ связывает в единое целое «учебную и внеучебную деятельность», второе в идеале является органичным продолжением первого: в учебном процессе на основе научных и систематизированных знаниИ в представлении учащихся складывается картина современного мира, во внеучеб-ноИ деятельности эти знания расширяются и углубляются. Между учебноИ и внеучебноИ сферами деятельности, делает вывод автор, существует корреляция - «чем глубже знания, тем глубже интересы учащихся к различным сторонам ... жизни». Одним из важнеИших каналов установления единства между учебноИ и внеучебноИ деятельностью, убеждает Г.В. Мухаметзянова, является национальное искусство, включенное в содержание школьного образования и

Казанский педагогический журнал

>'2006

детского художественного творчества. Важность и предпочтительность соприкосновения с национальной культурой на начальном этапе обучения обосновывалась великими музыкантами и педагогами XX века 3. Кодаи, Б. Бартоком. Опираясь на результаты собственного научного эксперимента и опыт учителей национальных школ республики, Г.В. Му-хаметзянова делает выводы об эффективности художественного воспитания на основе национального искусства, применения его различных форм (школьный драматический театр, ансамбль песни и пляски, лекции-концерты и др.). Приобщение школьников к истории культуры родного края в рамках учебных занятий по литературе, истории, музыке, живописи, в курсе факультативных занятий по национальному искусству, включение учащихся в творческую художественную деятельность на основе национального искусства, по мнению ученого, способствовало «выработке критериев, оценок, убеждений, правильному пониманию национального характера, традиций и идеалов других людей... Практика показала, что дети, воспитывающиеся в национальной среде, более четко реагируют на искусство, глубже чувствуют и понимают его». Изучение национального искусства потребовало соответствующей подготовки учителей, осуществляемой в Татарстане в системе курсов, семинаров в ТИУУ, на теоретических семинарах в школах, организацию которых осуществляла профессор, автор многих публикаций по эстетическому воспитанию Г.В. Му-хаметзянова. Проблемы эстети-

ческого воспитания не раз становились темой научных изданий и конференций, идеологом и организатором которых была также Г.В.Мухамет-зянова. В конце 80-х годов прошлого века в Казани состоялась педагогическая конференция по эстетическому воспитанию в школах Татарстана, которая объединила усилия ученых и учителей-практиков. На конференции учителям были созданы всевозможные условия для обмена накопленным опытом по эстетическому воспитанию школьников: выступали учителя из сельских школ, пед-колледжей, преподаватели из вузов республики, приглашенные профессора (г. Москва). Учитель музыки школы №51 А.Г. Дериновская представила собственную программу по музыке, где важным компонентом было детское творчество. Проф. Г.В. Мухаметзянова стала организатором форума и редактором опубликованных материалов конференции. Ею была развита и внедрена идея включения национального искусства в систему школьного эстетического образования и воспитания. Активно поддержанная школьными республиканскими учителями музыки в 80-90-е годы прошлого века эта идея нашла дальнейшее воплощение в современных образовательных программах Республики Татарстан. На музыкальном факультете Татарского гуманитарно-педагогического университета в настоящее время разработаны лекционно-практические курсы, где студенты - будущие учителя музыки - изучают музыкальный татарский фольклор (взрослый и детский), историю становления и развития

124

Теория воспитания

татарской музыкально-педагогической культуры, татарский народный инструментарий, историю татарской музыки, фортепианное татарское искусство, вокальное татарское творчество и др. Приобретенные знания и навыки выпускники музыкального факультета реализуют в профессиональной деятельности (школах, пед-колледжах, в других подразделениях музыкального образования и культуры).

Тема эстетического воспитания получила дальнейшее развитие в публикациях проф. Г.В. Мухаметзяновой, посвященных вопросам культурно-эстетической подготовки студентов ссузов. Здесь особый интерес представляют разнообразные формы культурно-эстетического воспитания, применяемые во внеучебной работе со студентами, другими словами, формы организации свободного досугового времени студентов. Предложенная система разнообразных современных форм воспитательной работы со студентами позволяет сделать опти-

мистические выводы: «формирование эстетической культуры - педагогически организуемый и управляемый процесс, ... включающий на первом этапе диагностику эстетической воспитанности, далее формируется мотивация на повышение уровня эстетической культуры и последнее -организация деятельности учащихся, способствующая эстетическому воспитанию, формированию эстетической культуры».

Литература:

1. Мухаметзянова Г.В. Вопросы общей профессиональной педагогики: Избранные труды: В 3 томах. - Казань: Ма-гариф, 2005.

2. Формирование мировоззрения учащихся средствами искусства: Пособие для учителя / Сост. И. Л. Любинский; под ред. Э.И. Моносзона. - М.: Просвещение, 1985. - 192с.

3. Эстетическое воспитание в школе. -Казань: Изд -во Казан. ун-та, 1991.

4. Эстетическое воспитание в школах Татарии (научный анализ проблемы, практика обучения и воспитания). - Ч. 1-3.-Казань: КГУ, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.