Научная статья на тему 'Исследование психологического механизма эстетического воспитания и его взаимосвязи с формированием мировоззрения в трудах казанских ученых (вторая половина XX В. )'

Исследование психологического механизма эстетического воспитания и его взаимосвязи с формированием мировоззрения в трудах казанских ученых (вторая половина XX В. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добротворская С. Г., Барабанова И. И.

В статье анализируется психологический механизм эстетического воспитания и механизм формирования мировоззрения и эстетических убеждений в процессе эстетического воспитания. Прослеживается генезис основных идей и положений, содержащихся в трудах казанских ученых представителей Казанской школы эстетического воспитания. Утверждается актуальность идей и положений ученых для современного образовательно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of the psychological mechanism of aesthetic education and its interconnection with formation of worldview in the works of the Kazan scholars of late 20th century

The article is dedicated to the research of the psychological mechanism of aesthetic education and the system of forming of the worldview and aesthetic convictions in the process of aesthetic education, done by Kazan scholars of Kazan school representatives of late 20th century. The article traces the genesis of basic ideas and principles contained in the works of the Kazan scholars in the period from 1960 to 1990, the period when the Kazan scholars of aesthetic education was being formed on the grounds of the Pedagogy and Psychology Department of Kazan State University. Characteristic feature of the works of the Kazan scholars is the importance of their research at present.

Текст научной работы на тему «Исследование психологического механизма эстетического воспитания и его взаимосвязи с формированием мировоззрения в трудах казанских ученых (вторая половина XX В. )»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 149, кн. 1 Гуманитарные науки 2007

УДК 371.036'128.1.001.5+152.32« 1950/2000»(470.41)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА

ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗИ С ФОРМИРОВАНИЕМ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ТРУДАХ КАЗАНСКИХ УЧЕНЫХ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХХ в.)

С. Г. Добротворская, И. И. Барабанова Аннотация

В статье анализируется психологический механизм эстетического воспитания и механизм формирования мировоззрения и эстетических убеждений в процессе эстетического воспитания. Прослеживается генезис основных идей и положений, содержащихся в трудах казанских ученых - представителей Казанской школы эстетического воспитания. Утверждается актуальность идей и положений ученых для современного образовательно-воспитательного процесса.

Построение современной модели образования невозможно без осмысления предшествующего исторического опыта и прогрессивного наследия ученых-педагогов, так как его использование может способствовать более успешному осуществлению современного воспитательно-образовательного процесса. Поскольку в настоящее время осознана необходимость формирования новой, гуманистической личности, эстетически развитой, появилась востребованность ее эстетического воспитания, следовательно, необходимость обращения к исследованиям по эстетическому воспитанию. Казанскими учеными, прежде всего кафедры педагогики и психологии Казанского государственного университета, на базе которой в 1990-е гг. сформировалась Казанская школа эстетического воспитания (представленная ее зачинателем Б.П. Рождественским и его учениками - Г. А. Петровой, Т.В. Шуртаковой, К.В. Игнатьевой, Д. А. Сладко-вой и др., а также Л.А. Воловичем, Г.В. Мухаметзяновой и другими казанскими учеными), во второй половине ХХ в. разрабатывались вопросы теории и практики эстетического воспитания, в том числе его психологических и мировоззренческих основ.

Поскольку без изучения психологического механизма эстетического воспитания невозможно его полноценное осуществление, ученые уделяли значительное внимание разработке вопросов психологических основ эстетического воспитания.

В конце 1950-х - в 1960-е гг. казанские ученые-педагоги начинают активное исследование психологических предпосылок эстетического восприятия: его специфики (как способности «живо откликаться на впечатления эстетического характера» [1, с. 24]); условий, определяющих его качество и уровень

(они характеризуются пока в крайне общем виде, но уже называются одни из главных: принадлежность к художественному, мыслительному или среднему типу высшей нервной деятельности, причем последний введен в обращение Г.А. Петровой); этапов художественного восприятия, т. е. способности откликаться на произведения искусства (психологическая установка на восприятие, погружение в чувственную стихию, в духовный мир автора, обдумывание стиля, появление мыслей о себе, авторе, природе, жизни). Анализируется деятельность воссоздающего воображения, специфика эстетических чувств (появляются при восприятии произведений искусства и являются самыми опосредованными и отвлеченными) и образного мышления (сохраняет эмоциональность первоначального восприятия), а также этапы осмысления художественного произведения, т. е. деятельности образного мышления (осмысление идейного содержания, анализ и синтез художественного материала, понимание переносного значения образов, определение авторской и своей позиции, анализ стилистических особенностей произведения) [1].

В 1970-е гг. Д.А. Сладковой изучаются специфика формирования эстетического идеала у учащихся (для этого необходимо изучение его психолого-педа-гогической основы, характера эстетического восприятия художественного произведения, эстетических реакций) и факторы, влияющие на этот процесс (индивидуальные особенности учащихся, особенности эстетического восприятия учителя и класса, своеобразие художественного произведения) [2].

Психологические механизмы формирования эстетического изучают в эти годы не только ученые кафедры педагогики и психологии (в частности, Ю.Г. Ниг-матуллина [3], Д.В. Вилькеев [4], другие вузовские преподаватели, а также школьные учителя, например М.Н. Рэтермель [5] и др.), но именно ученые указанной кафедры наиболее активно занимаются изучением этих вопросов. Г.А. Петровой [6] и Т.В. Шуртаковой [7, 8] были исследованы особенности художественного восприятия художественных произведений учащимися (разный уровень восприятия текста, литературных героев, художественных приемов автора зависит от индивидуальных особенностей школьников: их мышления, чувства, воображения, интереса, опыта и знаний, общей культуры, морального облика, общего отношения к жизни; установлена зависимость эстетического восприятия от общих типов высшей нервной деятельности, зависимость эстетического восприятия от других индивидуальных особенностей учащихся (возраста, уровня эстетического развития, различия в специальных типах высшей нервной деятельности), а также зависимость эстетического восприятия художественного произведения от индивидуальных особенностей работающего учителя и от психологии, мировоззрения автора. Приводится и классификация условий индивидуального восприятия художественного произведения: их составляют объективные условия (художественное качество произведения, приемы литературного изображения, методы работы учителя) и субъективные (хорошая отработанность мыслительных операций, операций воображения, выделение и сопоставление элементов текста, их оценка и обобщение, контроль возникающих представлений).

Г. А. Петрова прослеживает не только связь индивидуальных особенностей восприятия с возрастными особенностями детей, с их общим уровнем культу-

ры и с типами высшей и специальной нервной деятельности, но и проявление этих особенностей на отдельных этапах восприятия (описания природы, литературных образов, идейного содержания произведения, отдельных художественных приемов); дает рекомендации работающим учителям по формированию эстетического восприятия, что является особенно ценным для практической работы [6].

В эти годы уделяется внимание и формированию психологических знаний у студентов - будущих учителей: для них составляется программа спецкурса «Эстетическое воспитание в школе», в которой отражены те вопросы, которые уже осмыслены учеными кафедры педагогики и психологии, составившими эту программу (особенности эстетического восприятия, его зависимость от видов искусства, содержания произведения искусства, от возраста учащихся, их индивидуальных особенностей, интересов, уровня их эстетической образованности; типы эстетического восприятия в зависимости от общих типов высшей нервной деятельности; этапы процесса восприятия произведения искусства; типы воссоздающего воображения; особенности эстетических чувств; содержание творческих способностей). Студенты должны также уяснить зависимость индивидуального восприятия любого произведения искусства от общего уровня развития учащихся, его возраста, от общих и специальных типов высшей нервной деятельности, т. е. от индивидуальных особенностей школьников [9].

В середине 1970-х гг. ученые кафедры педагогики и психологии университета переходят к исследованию психологического механизма эстетического воспитания студентов.

Г.А. Петрова устанавливает, что психологические предпосылки эстетического воспитания в вузе составляют виды восприятия (эстетическое, художественное), особенности эстетического восприятия, объективные условия эстетического восприятия, стадии восприятия литературного, музыкального, живописного, театрального произведения, и анализирует роль восприятия и творческого воображения в эстетическом воспитании, отличие обыденных и художественных чувств, особенности эстетических чувств, особенности художественного мышления, творческие способности студентов. Она также тщательно прорабатывает определения эстетической потребности, эстетического восприятия, эстетического вкуса и эстетического идеала [10].

В эти годы мысль о необходимости исследования психологического механизма обучения и воспитания близка и крупнейшему ученому М.И. Махмутову [11], а Г.В. Мухаметзянова [12] осознает необходимость психолого-педагогиче-ской диагностики эмоционально-эстетического развития студентов.

В 1980-е гг. ученые кафедры педагогики и психологии университета обобщают индивидуально-психологические особенности учащихся разных возрастов, студентов и осознают необходимость развития эстетических чувств, суждений и взглядов, вкусов, творческих художественных способностей в условиях продуманной целенаправленной системы эстетического воспитания учащихся и студентов.

Г.В. Мухаметзяновой приводится более полный, чем тот, который приводился учеными в 1970-е гг., перечень объективных и субъективных условий эстетического восприятия (включающий общественные условия, социальную

среду, положение в обществе, мировоззрение, уровень эстетического развития, возрастные и индивидуальные особенности) [13].

Г.А. Петровой более тщательно и глубоко характеризуются особенности психологического механизма: стадии эстетического восприятия (эмоциональное переживание, анализ, синтез эмоционального и обдумывающего), условия эстетического и художественного восприятия (объективные - вид искусства и субъективные - качество и уровень психического развития личности), типы эстетического восприятия искусства в целом (субъективный, объективный, ассоциативный, экспрессивный), критерии качества эстетического восприятия (целостность, глубина, гармония интеллектуального и эмоционального), уровни эстетического восприятия (высший, средний, низкий), условия формирования эстетического восприятия (повышение общего уровня развития учителя, его сформировавшееся мировоззрение, накопленный опыт работы с детьми и жизненный опыт, самостоятельная работа по искусству), типы воображения, сопровождающие эстетическое восприятие (воссоздающее, творческое), и критерии качества воссоздающего воображения (точность, адекватность образов явлениям окружающей действительности и искусству, ассоциации, соответствующие воспринимаемому), особенности эстетических чувств и их показатели (адекватность воспринимаемому, устойчивость, интеллектуальное начало), особенности эстетических чувств студентов (более разнообразные, чем у школьников), условия, влияющие на эмоционально-эстетическую сферу учителя (объективные: общий уровень и качество учебно-воспитательной работы в школе, в системе повышения квалификации и в вузе, где он обучался; и субъективные: уровень профессионально-педагогических качеств, развитое эстетическое сознание, эмоционально-эстетический опыт, стремление к совершенствованию учебно-воспитательного процесса, к удовлетворению своей потребности в прекрасном), характеристика способностей литературных, художественных, общих и специальных, а также аспекты вкуса (психофизиологический, социальный и гносеологический) и его уровни (высокий, средний и низкий), уровни эстетических интересов у студентов (элементарный, средний, высокий) и критерии эстетического идеала (хороший эстетический и художественный вкус, тонкость эстетических чувств, развитая способность к эстетическому и художественному восприятию) [14].

В 1990-е гг. осмысливается взаимосвязь эстетических и психологических знаний, исследуются составляющие эстетического сознания.

Выделяется структура эстетической культуры (ее составляют эстетическое сознание и эстетическая деятельность) и структура эстетического сознания (эстетические восприятие, вкус, потребности, чувства, интерес, а также художественно-творческие способности, художественно-образное мышление), делается вывод о том, что эстетическое восприятие, воссоздающее и творческое воображение, эстетические чувства и абстрактно-логическое и художественно-образное мышление развиваются вследствие эстетического воспитания, а эстетическое воспитание осуществляется более успешно с учетом этих индивидуальных компонентов. Новым в исследовании этапов эстетического восприятия, его объективных и субъективных условий является следующее: классификация типов эстетической воспитанности (высокий, средний аналитический, средний эмо-

циональный, низкий), осмысление значения эстетических чувств, эстетического вкуса, специфики эстетических потребностей, их видов (основным является потребность художественная) и их значения, значение эстетического идеала [15].

Внимание к вопросам психологических основ эстетического воспитания студентов уделялось в 1990-е гг. учеными и Казанского педагогического университета, в том числе Д.В. Вилькеевым [16], Р.В. Шакировым [17], а также Г.В. Мухаметзяновой [18], В.И. Андреевым [19] и рядом соискателей ученой степени кандидата педагогических наук, защищавших свои работы на кафедре педагогики и психологии Казанского университета (Н.Н. Румянцева, Л.А. Яруллина, Н.А. Гордеева, Ю.Л. Булышева).

В своих исследованиях казанские ученые уделяли внимание и вопросам формирования мировоззрения в процессе эстетического воспитания.

В конце 1950-х - в 1960-е гг. ученые начали рассматривать вопросы формирования мировоззрения и эстетического воспитания на методологическом уровне: противопоставляется советская эстетика и советское эстетическое воспитание, основанные на марксистско-ленинском мировоззрении, и буржуазная эстетика и эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание в СССР рассматривалось как политическое, идеологическое, основанное на теории и методологии марксистско-ленинского учения. Оно объявлялось частью коммунистического и должно было способствовать формированию мировоззрения молодого поколения [20, 21].

В 1970-е гг. ученые также рассматривают вопросы идеологической сущности эстетического воспитания: оно должно формировать коммунистическое мировоззрение и невосприимчивость к буржуазной идеологии. Эту тенденцию активно провозглашают в своих работах московские ученые [22]. Ученые кафедры педагогики и психологии Казанского государственного университета в 1970-е гг. начинают изучать вопросы формирования мировоззрения не только в политическом, но и в психолого-педагогическом аспекте, причем вопросы формирования мировоззрения активно связываются с вопросами эстетического воспитания. Заслугой казанских ученых [23], в том числе Т.В. Шуртаковой, является то, что они уже с середины 1970-х гг. приходят к четкому определению понятия «мировоззрение» (на фоне множества разнообразных его толкований, существовавших в то время в научной литературе) и пониманию необходимости: формирования мировоззрения средствами искусства и выявления художественного кругозора учащихся, студентов, с целью его дальнейшего повышения; типового и индивидуального подходов при формировании мировоззрения; взаимосвязи формирования мировоззрения и эстетического воспитания (первое происходит посредством повышения художественного образования в процессе художественного познания и в процессе художественного творчества; эстетическое воспитание признается частью формирования коммунистического мировоззрения); определенных методов формирования мировоззрения средствами искусства (методов формирования мировоззрения в процессе восприятия искусства и в процессе художественного творчества); единства задач формирования мировоззрения и художественного образования; системы работ по формированию мировоззрения в вузе; осознания отсутствия в структуре мировоззрения эстетического идеала в силу несовпадения их функций; применения к

процессу формирования нравственных убеждений средствами искусства, модельного подхода к искусству [24].

В 1980-е гг. было констатировано, что в Казанском университете к концу 1970-х гг. расширился художественный кругозор студентов; были выработаны показатели художественного кругозора студентов; осмыслена необходимость развития у студентов творческой активности (т. к. деятельность является главным условием формирования мировоззрения); осознаны пути формирования мировоззрения средствами искусства (ознакомление с произведениями искусства, исследование художественной модели, художественное творчество и др.) и педагогические условия его формирования, а также педагогические условия полноценного восприятия искусства, педагогические принципы и методы формирования мировоззрения [25]. По отношению к учащимся в эти годы разрабатываются следующие вопросы: определение методов формирования эстетических вкусов, средств развития эстетического идеала, педагогических условий формирования коммунистического мировоззрения в процессе эстетического воспитания учащихся; необходимости системного подхода к формированию мировоззрения; этапов формирования мировоззрения в процессе эстетического воспитания и факторов его формирования; необходимость психологических знаний для формирования мировоззрения средствами искусства [26]. Таким образом, в эти годы изучалась совокупность педагогических условий эффективности процесса формирования убеждений и методы формирования мировоззрения учащихся и студентов.

В конце 1980-х гг. становится очевидной преемственность процессов формирования мировоззрения средствами искусства между школой и вузом. Т.В. Шуртакова подытоживает результаты исследований: она приводит перечни психолого-педагогических условий повышения эффективности формирования мировоззрения студентов средствами искусства, социально-психологических особенностей личности студентов, критериев художественной подготовки студентов, методов формирования мировоззрения студентов, требований к формированию мировоззрения студентов средствами искусства и критериев сфор-мированности мировоззрения; а также приводит определение мировоззрения, взглядов, знаний-выводов, убеждения и норм [27].

В 1990-е гг. Т.В. Шуртаковой была разработана теория формирования гуманистического мировоззрения студентов средствами искусства, а также новая концепция мировоззрения и художественного образа на основе новой теории (диалектико-материалистической) человека как субъекта и носителя общественных отношений. Исследователь приводит педагогические условия повышения эффективности формирования мировоззрения средствами искусства, общеметодологические принципы его формирования, методы и принципы формирования гуманистического мировоззрения [28].

В педагогической литературе отразился переход от понимания процесса воспитания и формирования мировоззрения как политизированного к осознанию воспитания как культурной ценности, в котором необходимо формирование гуманистического мировоззрения, а не классового, политического, и этот процесс происходил через понимание казанскими педагогами, исследовавшими эту проблему, необходимости личностно-ориентированного воспитания и фор-

мирования мировоззрения, что ярко отразилось в их педагогических исследованиях 1970-1980-х гг. Уже в начале 1990-х гг. произошло осмысление необходимости формирования нового, гуманистического мировоззрения и ясное понимание ухода государственной общенациональной тоталитарной идеологии в прошлое, в историю. В условиях разрушения идеологической структуры общества, т. е. его деидеологизации, и отсутствия новой общенациональной идеологии казанские педагоги утверждали в работах 1990-х гг. идеи общечеловеческого, реального гуманизма, перенося в них из советской педагогики и из своих прежних работ все ценные идеи советской идеологии. И лишь к концу 1990-х гг. происходит осмысление этих процессов в центральной педагогической литературе, когда в публикациях различных авторов появились утверждения, что были воспитательные ценности, такие как партийно-государственная идеология, патриотизм, духовное единение людей, их сознательная дисциплина, интернационализм, коллективизм, но произошла утрата всех позитивных социалистических воспитательных ценностей, в то время как можно сохранять психологическую и историческую преемственность в образовательно-воспитательной жизни [29]. Именно эту преемственность в педагогике смогли сохранить казанские ученые в своих исследованиях эстетического воспитания, в частности его психологических и мировоззренческих основ.

Summary

S.G. Dobrotvorskaya, 1.1. Barabanova. Research of the psychological mechanism of aesthetic education and its interconnection with formation of worldview in the works of the Kazan scholars of late 20th century.

The article is dedicated to the research of the psychological mechanism of aesthetic education and the system of forming of the worldview and aesthetic convictions in the process of aesthetic education, done by Kazan scholars - of Kazan school representatives of late 20th century. The article traces the genesis of basic ideas and principles contained in the works of the Kazan scholars in the period from 1960 to 1990, the period when the Kazan scholars of aesthetic education was being formed on the grounds of the Pedagogy and Psychology Department of Kazan State University. Characteristic feature of the works of the Kazan scholars is the importance of their research at present.

Литература

1. Рождественский Б.П., Петрова Г.А., Шуртакова Т.В., Игнатьева К.В. Эстетика в школе. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1969. - 244 с.

2. Сладкова Д.А., Пахтушкина И.К. Формирование эстетического идеала на уроках литературы. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1970. - 100 с.

3. Нигматуллина Ю.Г. Национальное своеобразие эстетического идеала. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1970. - 210 с.

4. Вилькеев Д.В. Некоторые вопросы проблемного преподавания литературы в школе // Проблемное преподавание литературы в школе. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1971. -С. 12-17.

5. Петрова Г.А., Рэтермель М.Н. О художественном восприятии литературных произведений школьниками 7-го класса // Формирование интересов учащихся в области искусства (проблема восприятия искусства). - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1970. - С. 3-17.

6. Петрова Г.А. Эстетическое восприятие художественных произведений школьниками старших классов. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1975. - 70 с.

7. Шуртакова Т.В. Эстетическое восприятие живописи учащимися. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1972. - 72 с.

8. Шуртакова Т.В. Об эстетическом восприятии произведений живописи // Формирование интересов учащихся в области искусства (проблема восприятия искусства). -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1980. - С. 27-42.

9. Петрова Г.А. Примерная программа специального курса «Эстетическое воспитание в школе». - Казань, 1973. - 60 с.

10. Петрова Г. А. Некоторые психологические предпосылки эстетического воспитания будущих учителей // Низамов Р.А., Петрова Г. А., Шуртакова Т.В. Психолого-педа-гогические вопросы обучения и эстетического воспитания. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1975. - 132 с.

11. МахмутовМ.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - 368 с.

12. Мухаметзянова Г.В. К вопросу об условиях повышения эффективности эстетического воспитания студентов // Современные проблемы педагогики высшей школы: Материалы научн. конф., 26-27 ноября 1974 г. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1974. - С. 162-165.

13. Мухаметзянова Г.В. Формирование коммунистического мировоззрения учащихся в процессе эстетического воспитания. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1980. - 176 с.

14. Петрова Г.А., Королева Г.И. Система эстетической подготовки студентов высших учебных заведений. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1984. - 182 с.

15. Петрова Г.А., Королева Г.И., Мухаметзянова Г.В. и др. Эстетическое воспитание в школе. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1991. - 184 с.

16. Педагогическое мышление и его формирование у студентов / Науч. ред. Д.В. Виль-кеев. - Казань: Изд-во Казан. пед. ун-та, 1997. - 160 с.

17. Шакиров Р.В. Системно-концептуальный анализ реформ общего среднего образования в России в ХХ веке: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 1997. - 57 с.

18. Мухаметзянова Г.В., Надеева М.И. Гуманитаризация - ключевая идея преодоления кризиса образования. - Казань: Инф. центр ИССО РАО, 1996. - 328 с.

19. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 2. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1998. - 320 с.

20. Волович Л.А. Эстетический идеал (некоторые закономерности формирования эстетического идеала коммунизма в советской музыке): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1966. - 18 с.

21. Рождественский Б.П., Петрова Г.А., Шуртакова Т.В. Эстетическое воспитание учащихся средней школы во внеклассной работе. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1960. - 120 с.

22. ОвсянниковМ.Ф. Струве Э.В., Олейников Л.Т. Эстетика. - М.: Изд-во полит. лит., 1966. - 180 с.

23. Современные проблемы педагогики высшей школы: Материалы науч. конф., 26-27 нояб. 1974 г. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1976. - 240 с.

24. Шуртакова Т.В. Педагогические основы формирования гуманистического мировоззрения студентов средствами искусства. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1978. -208 с.

25. Шуртакова Т.В. Развитие творческой художественной активности студентов как условие формирования их мировоззрения средствами искусства // Проблемы раз-

вития познавательной художественной активности студентов. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1980. - С. 60-S0.

26. Мухаметзянова Г.В. Эстетическая активность как фактор формирования коммунистического мировоззрения II Проблемы развития познавательной художественной активности студентов. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1980. - С. i i i-i22.

27. Шуртакова Т.В. Формирования мировоззрения студентов средствами искусства. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987. - 112 с.

2S. Шуртакова Т.В. Педагогические основы формирования гуманистического мировоззрения студентов средствами искусства: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 1991. - 43 с.

29. ЛихачевБ.Т. Законы формирования и действия воспитательных ценностей в общественном и индивидуальном сознании II Социально-гуманитарные знания. - 1999. -№ 3. - С. 158-167.

Поступила в редакцию 10.10.06

Добротворская Светлана Георгиевна - доктор психологических наук, доцент кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций факультета психологии Казанского государственного университета.

Барабанова Ирина Ильинична - старший научный сотрудник, заведующий отделом редакторов русского текста Института Татарской энциклопедии АН РТ; соискатель ученой степени кандидата психологических наук по кафедре педагогики Казанского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.