Научная статья на тему 'Цели эстетического воспитания личности глазами казанских ученых'

Цели эстетического воспитания личности глазами казанских ученых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1052
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добротворская Светлана Георгиевна, Барабанова Ирина Ильинична

В статье рассматривается решение вопросов целеполагания учеными кафедры педагогики и психологии Казанского государственного университета в сопоставлении с исследованиями этого вопроса представителями Московской и Казанской педагогических школ второй половины ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цели эстетического воспитания личности глазами казанских ученых»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 150, кн. 3 Гуманитарные науки 2008

УДК 371.036.001.5"1950-2000"(470.41)

ЦЕЛИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГЛАЗАМИ КАЗАНСКИХ УЧЕНЫХ

С. Г. Добротворская, И. И. Барабанова Аннотация

В статье рассматривается решение вопросов целеполагания учеными кафедры педагогики и психологии Казанского государственного университета в сопоставлении с исследованиями этого вопроса представителями Московской и Казанской педагогических школ второй половины ХХ века.

Не подлежит сомнению, что эстетическое воспитание способствует совершенствованию системы общего и педагогического образования, поэтому сохраняется востребованность теоретических и практических разработок эстетического воспитания и, следовательно, необходимость обращения к исследованиям по эстетическому воспитанию. Во второй половине ХХ в. проблемы теории и практики эстетического воспитания разрабатывались казанскими учеными (Л.А. Воловичем, Е.М. Галишниковой и др.), главным образом сотрудниками кафедры педагогики и психологии Казанского государственного университета (Б.П. Рождественским и его учениками Г.П. Петровой, Т.В. Шуртаковой, Д.А. Сладковой, К.В. Игнатьевой, Р.А. Низамовым и др., а также Г.В. Мухамет-зяновой, Г.И. Королевой и др.), на основе методологических и теоретических разработок которых в 1990-е годы сформировалась Казанская школа эстетического воспитания. Большое внимание начиная с конца 1940-х - начала 1950-х годов уделялось вопросам терминологии, осмыслению основных теоретических понятий, в том числе исследованию целей эстетического воспитания.

В первой половине 1950-х годов Г.А. Петрова, проанализировав степень разработанности вопросов эстетического воспитания, пришла к выводу об их недостаточной исследованности (вопросам эстетического воспитания было посвящено небольшое количество работ: В.Н. Шацкой, Е.Г. Савченко, Л.П. Трай-ниной-Копейкиной, Н.А. Богашовой) [1]. Но даже при таком уровне их разработанности ученые уделяют значительное внимание вопросу о цели эстетического воспитания. Так, в работе московских авторов указывается: «Конечная цель эстетического воспитания - сформировать человека с передовым мировоззрением, с высокими моральными качествами, всесторонне развитого, чуткого к красоте, любящего и понимающего литературу и все виды искусства, подготовленного к труду и для себя и для блага других и способного создавать прекрасное в жизни» [2, с. 10]. Они сформулировали три направления эстетического воспитания, цель которого представлена как развитие у школьников

эстетической восприимчивости, эстетического отношения к жизни и эстетической оценки литературных произведений, что следует признать как полное и глубокое понимание целей эстетического воспитания. Б.П. Рождественский, Г. А. Петрова, Т.В. Шуртакова уделяют большое внимание вопросам о цели и задачах эстетического воспитания [3]. Цель эстетического воспитания, по их мнению, - оказание влияния на весь облик школьника: на его чувства, волю, воображение. Необходимо формировать эстетическое отношение к действительности: поскольку задачей эстетического воспитания является выработка способности чувствовать, видеть прекрасное в явлениях общественной жизни, пробуждение понимания красоты свободного труда на благо общества, то целью следует считать воспитание презрения к небрежной работе, привитие чувства красоты человеческих отношений и нетерпимого отношения к грубости, эгоизму, развитие способности видеть и чувствовать прекрасное в природе, эстетического восприятия, чувств, взглядов, художественного вкуса, способности понимать произведения искусства, эстетических идеалов, творческих способностей, пробуждение стремления вносить прекрасное в жизнь, вооружение знаниями основ различных видов искусства. Если учесть, что художественное воспитание - составная часть эстетического, то к целям художественного воспитания (осуществляемого с помощью искусства) добавляются цели эстетического воспитания. В обобщенном виде целью последнего авторы называют развитие эстетического отношения к действительности, развитие способности оценивать прекрасное и безобразное и воспитание стремления жить по законам красоты. В указанном исследовании представлена система работы по эстетическому воспитанию учащихся, охарактеризованы ее цели1. В сборнике, включающем краткое содержание докладов Итоговой научной конференции КГУ за 1962 г., представлено более углубленное понимание названными педагогами цели эстетического воспитания: способствовать развитию мировоззрения, убеждений, высоких идеалов, моральных принципов, творческих сил и способностей подрастающего поколения [4, с. 93]. И это не случайно, так как свидетельствует о понимании учеными взаимосвязи процесса развития мировоззрения учащихся и их эстетического воспитания (что будет подтверждено Б.П. Рождественским, Г.А. Петровой, Т.В. Шуртаковой, К.В. Игнатьевой [5], а позже выльется в новое направление исследований ученых-педагогов КГУ - изучение этих взаимосвязей).

В данной работе приводится и формулировка конечной цели эстетического воспитания: «воспитание гуманиста - человека, богатого духовными интересами и запросами, интеллигентного в полном смысле этого слова... человека сердечного, отзывчивого, чуткого, способного жить, работать и творить по законам красоты, человека, способного к творческой деятельности в любой области жизни» [5, с. 10]. Появляется еще один аспект в формулировке конечной цели эстетического воспитания - указание на необходимость развития способностей не просто к самовоспитанию (это направление также станет предметом иссле-

1 В то время была еще недостаточно исследована система эстетического воспитания студентов. Эта тема практически не освещалась в публикациях, докладах на конференциях: например, среди тезисов докладов научно-методической конференции КГУ за 1962 г. нет ни одного по проблемам эстетического воспитания, кроме тех, которые были представлены в секции по педагогике)

дований ученых-педагогов КГУ в будущем), а к эстетическому самовоспитанию: «Следует указать еще на развитие способности личности к эстетическому самовоспитанию» [5, с. 132].

В работах других авторов вопросы о цели эстетического воспитания не рассматриваются так глубоко, однако ученые, исследующие процессы эстетического воспитания учащихся, также приводят свое понимание его целей: так, например, в кандидатской диссертации Л.А. Воловича, осмысливающего различия эстетического образования (как процесса восприятия результатов творчества - художественных ценностей) и эстетического воспитания (как воспитания в процессе самого творчества безотносительно к деятельности человека), цель последнего представлена как воспитание развитого эстетического вкуса, высокой культуры эстетического чувства [6].

В 1970-е годы ученые продолжают исследование вопроса о цели эстетического воспитания. Д.А. Сладкова сформулировала ее как «формирование у учащихся эстетических идеалов как высшего критерия эстетических оценок и важнейшего регулятора эстетической деятельности» [7, с. 5], и поскольку она пишет о системе работы по эстетическому воспитанию учащихся средствами литературы, то указанную цель можно отнести к цели системы эстетического воспитания на уроках литературы. (В эти годы интерес к проблеме эстетического идеала не случаен: не только педагоги КГУ, но и ученые других кафедр КГУ работают над ней: так, Ю.Г. Нигматуллина, исследуя национальную детерминированность эстетического идеала в социально-историческом, психологическом и эстетическом аспектах, приходит к выводу о влиянии на эстетический идеал художника эстетического характера национальной действительности [8, с. 209].) Д.А. Сладкова и И.К. Пахтушкина вновь указывают, что важно учитывать эстетический идеал создателя художественного произведения и его художественный метод, это позволит определить эстетическую реакцию учащихся при изучении художественных произведений и сознательно ею управлять [7, с. 21]. Так была обозначена еще одна цель эстетического воспитания -развитие эстетических реакций учащихся, что укладывается в более общую цель развития эстетического отношения к литературе, действительности.

Интересный подход к определению цели художественного развития и воспитания как составной части системы эстетического воспитания содержится в работе Т. В. Шуртаковой: указывая на необходимость создания строго отлаженной системы эстетического воспитания для эстетического развития и воспитания эстетических чувств и признавая главенствующую роль искусства в этом, автор формулирует две цели, стоящие перед школой: приобщение детей к искусству и развитие их творческих сил средствами различных видов искусства [9].

Г.А. Петрова замечает, что «эстетическое воспитание - не самоцель, а одно из средств формирования мировоззрения человека, его нравственных качеств, его отношения к труду» [10, с. 3], и утверждает тем самым, что целью эстетического воспитания является развитие мировоззрения, нравственности и отношения к труду, что признавалось в те годы и общей целью воспитания. Так, в работе того же года А.В. Барабанщиков указывает, что «решения XXIV съезда КПСС требуют организации педагогических исследований процессов форми-

рования научного мировоззрения, воспитания высоких черт коммунистической нравственности. эстетических вкусов» [11, с. 13] при подходе к воспитанию как к целостной системе. Московские ученые, например И.М. Райгородская [12, с. 106], О.А. Зорова [12, с. 12, 14] и т. д., постоянно указывают на тесную взаимосвязь эстетического и идеологического, Другие московские ученые, М.Ф. Овсянников и В.М. Волин, соглашаясь с этим и указывая на огромное значение эстетического воспитания и отсутствие его научно обоснованной системы, приводят перечень задач эстетико-педагогического воспитания: «формировать эстетическое сознание; сделать достоянием каждого научные представления о красоте; вооружить знаниями основ искусства; повышать эстетическую культуру, эстетическую воспитанность; формировать эстетическое отношение к миру, способность и стремление создавать красоту своим трудом» [13, с. 6]. Таким образом, цель эстетического воспитания представлялась многоаспектной, объемной и идеологически окрашенной, что находило отражение и в трудах казанских ученых. Например, М.И. Махмутов писалл: «Направления развития советской школы и педагогики всегда определялись марксистско-ленинским учением о классовой сущности образования и необходимости всестороннего и гармоничного развития каждого члена социалистического общества» [14, с. 5]. Итак, педагоги признавали теснейшую взаимосвязь эстетического и коммунистического воспитания, их идеологическую общность и единство задач. Являясь частью коммунистического, эстетическое воспитание имело помимо общей (гармоническое развитие личности) и частную цель, чрезвычайно объемную и многоаспектную. Она была сформулирована в работе казанских педагогов: эстетическое воспитание - это педагогический процесс взаимодействия педагога и учащихся с целью развития эстетического отношения людей к действительности и искусству, эстетического сознания, способности творческой деятельности по законам красоты [15, с. 5].

Таким образом, начиная с 1960-х годов ученые исследовали проблему определения цели эстетического воспитания по отношению к учащимся. В 1970-е годы они размышляют и о цели эстетического воспитания студентов. Так, М.В. Волин (МГУ) пишет об отсутствии научно обоснованной системы и практики эстетического воспитания студентов, отмечая, что «формальный подход администрации к организации факультативов по эстетике порождает пассивное и негативное к нему отношение студентов и даже преподавателей» [16, с. 31]. Эти негативные тенденции, по его мнению, «являются следствием отсутствия единого мнения о сущности эстетического воспитания» [16, с. 32]. Автор считает, что существуют две стороны эстетического воспитания: во-первых, это «процесс формирования эстетического сознания индивида, его чувств, взглядов, вкусов, потребностей, идеалов; формирование эстетического отношения к действительности»; во-вторых, это «целенаправленная деятельность., направленная на эстетическое преобразование человека, на развитие... потребности и способности формировать материю по законам красоты» [16, с. 34]. По мнению исследователя, необходимо эстетическое развитие каждого человека, а не только одаренных, тем самым признается необходимость следующих целей эстетического воспитания студентов: развитие эстетического сознания, эстетического отношения к действительности и эстетическое развитие. В.М. Волиным и

М.Ф. Овсянниковым определены задачи педагогической (эстетическое развитие личности), эстетической (эстетическое преобразование человека и общественных отношений, создание произведений искусства) и эстетико-педагогической деятельности (эстетическое воспитание как общее поле эстетической и педагогической деятельности) [13, с. 6]. Итак, под целью эстетического воспитания понимается эстетическое развитие личности.

Казанские ученые и раньше принимали эту точку зрения, что отражено в их статьях. Так, Т.В. Шуртакова отмечала: «Развивая человека эстетически, мы способствуем пробуждению всех его жизненных сил и творческих способностей» [17, с. 35]. Задачу эстетического развития студентов педагоги связывали с общей задачей высшей школы, которую Р.А. Низамов определял как «формирование творчески мыслящего, всесторонне подготовленного к практической жизни, идейно закаленного специалиста» [18, с. 3]. Констатируя необходимость создания планомерно и научно осуществляемой системы эстетического воспитания в вузе, которая пронизывала бы все стороны студенческой деятельности и сохраняла бы преемственность в эстетическом воспитании со средней школой, и отсутствие такой системы, исследователь указывает на главную цель эстетического воспитания студентов - их эстетическое развитие - и называет его задачи: развитие эмоциональной культуры, эстетических суждений и оценок, творческих художественных способностей человека; воспитание умения строить жизнь по законам красоты [17, с. 37]. Поскольку в этой работе исследователь констатирует наличие в КГУ сложившейся системы эстетического воспитания студентов, указанную цель эстетического воспитания можно отнести к цели системы эстетического воспитания студентов. В 1978 г. был издан «Комплексный план коммунистического воспитания студентов Казанского государственного университета на весь период обучения», в разделе «Эстетическое воспитание» которого указаны главные направления и задачи эстетического воспитания студентов: развитие системы эстетических знаний и потребности в дальнейшем эстетическом образовании и самовоспитании; вовлечение в художественную самодеятельность, развитие нравственно-эстетических норм, эстетического отношения к труду и природе. Таким образом, здесь наглядно представлена цель системы эстетического воспитания студентов - их эстетическое развитие.

В 1970-е годы разрабатывается еще одно направление в исследованиях ученых-педагогов КГУ - изучение эстетической подготовки студентов - будущих учителей. Г.А. Петрова, осмысливая сущность понятия «эстетическая подготовка» (единство эстетического воспитания и образования, осуществляемых в учебно-воспитательном процессе и в специальной деятельности вуза по эстетическому развитию студентов), формулирует цель эстетического воспитания -«расширять познания людей о деятельности, сформировать мир их чувств, развить и утвердить коммунистически идейное, революционно-гуманистическое творческое отношение к жизни» [19, с. 13] - и задачи эстетического воспитания студентов, которые сохраняют преемственность с задачами эстетического воспитания учащихся, но усложняются и расширяются. Если общими задачами (и задачами школы) являются воспитание эстетической потребности и способности правильно понимать прекрасное, развитие эстетической восприимчивости,

художественных способностей, то в вузе задачами эстетического воспитания становятся воспитание эстетических потребностей не только в искусстве, в природе, в явлениях общественной жизни, в человеческих отношениях и в быту, но и в науке; не просто воспитание эстетической восприимчивости, а воспитание на основе систематического и глубокого знакомства с произведениями искусства и с теоретическими вопросами эстетики и искусствоведения; не просто развитие художественных способностей, а развитие педагогических и методических умений и навыков вносить элементы прекрасного в жизнь и осуществлять систему эстетического воспитания и образования учащихся [19, с. 14-15].

В эти годы формулируется еще одна задача. Так, Д.А. Сладкова замечает: «одна из главных задач эстетического воспитания на факультативных занятиях по литературе - формирование. мировоззрения учащихся» [20, с. 5]. Об этом же пишет Г.В. Мухаметзянова: под целями эстетического воспитания она подразумевает развитие эстетического отношения к жизни, способности понимать прекрасное, отстаивать свои эстетические взгляды, убеждения, активно бороться за них [21, с. 47] (то есть одна из целей эстетического воспитания - развитие мировоззрения). Таким образом, можно говорить о преемственности в области задач эстетического воспитания и на примере задачи развития мировоззрения: та же задача будет являться одной из главных для эстетического воспитания студентов. Г.А. Петрова указывает, что «эстетическое воспитание - не самоцель. Конечной его целью является воспитание человека коммунистического мировоззрения, гуманиста. способного жить и творить по законам красоты» [22, с. 14]. Однако она, применяя системный подход к исследованию эстетического воспитания студента - будущего учителя, относится к цели этой системы как к компоненту системы эстетической подготовки учителя [23, с. 84]. Под целью системы эстетического воспитания студентов ученый понимает развитие эстетического отношения к действительности, эстетического сознания, способности творческой деятельности «по законам красоты» с позиций коммунистического идеала [23, с. 115]. Задачами же эстетического воспитания студентов педагогических вузов при сохранении преемственности с задачами эстетического воспитания в школе, по ее мнению, будут следующие: воспитание эстетической направленности личности; овладение системой знаний в области эстетики, искусства, эстетического воспитания; практическая подготовка для развития психолого-педагогических и методических умений и навыков, эстетики поведения учителя и эстетического сознания студентов [23, с. 116-117].

Особое значение последней задаче придает М.И. Махмутов: «Одной из важнейших задач системы воспитания в вузе выступает формирование эстетического сознания студентов» [24, с. 159].

В кратком виде цель системы эстетического воспитания в вузе была сформулирована педагогами КГУ в 1985 г.: это формирование эстетического отношения к действительности и искусству с позиций. эстетического идеала [25, с. 76].

Г.А. Петрова, объединяя понятия «эстетическое воспитание» и «эстетическое образование» студентов - будущих учителей в единое понятие эстетической подготовки учителя, формулирует цель эстетической подготовки педагога следующим образом: «формирование эстетической культуры как необходимой составной части всесторонне и гармонически развитой личности педагога, его

профессионального мастерства» [26, с. 21], и это можно считать наиболее завершенной формулировкой цели системы эстетического воспитания будущих учителей.

В 1990-е годы ученые ставят перед собой новые исследовательские цели: разработка личностно-ориентированного подхода к развитию (в том числе эстетическому) личности (В.И. Андреев, Г.В. Мухаметзянова, Г.А. Петрова, Ю.Л. Бу-лышева), развитие творческой личности (М.Е. Шишигина, С. А. Гильманов), в том числе средствами эстетического воспитания (Е.Е. Журавлева), разработка инновационной педагогики - педагогики саморазвития творческой личности (В.И. Андреев, Л.М. Попов, Н.Ю. Посталюк), осмысление необходимости гуманизации и деидеологизации образования и воспитания (Б.С. Гершунский, Т.В. Шуртакова), гуманитаризации образования (Г.В. Мухаметзянова), разработка модели специалиста (В.И. Андреев, М.Ф. Фатхуллин, Л.М. Попов) и др. Появляется новое осмысление целей эстетического воспитания. Так, Е.Е. Журавлева считает, что эстетическое воспитание должно способствовать развитию творческих способностей, нестандартного мышления, эмоциональной сферы и эстетического сознания; при этом она связывает в один процесс развитие творчески активной, гармонически развитой личности, ее мировоззрения и ее нравственное и эстетическое воспитание [27, с. 65], что позволяет говорить о более глубоком понимании цели эстетического воспитания в 1990-е годы как следствии, в частности, и нового понимания цели воспитания будущего специалиста - необходимости перехода от воспитания, которое имело целью программирование воспитуемого и подведение его под определенный, заранее известный образец, к воспитанию, призванному вывести воспитуемого на простор творческого саморазвития, неограниченного человеческого роста [28].

Г.В. Мухаметзянова указывает на недооценку вузами задач общекультурного развития студентов (она констатирует, что в высшей школе с 1930-х годов «эстетическое воспитание почти полностью было исключено из педагогического процесса» [29, с. 98], в то время как эстетическое воспитание студентов совершенно необходимо, и целями его следует считать такое развитие личности, которое формирует ее духовный мир и практическую активность, эмоциональную и интеллектуальную стороны психики [29, с. 98]. В связи с этим задачами эстетического воспитания должны стать использование духовно-культурного потенциала всех дисциплин, каждой формы обучения, факультативное изучение теории культуры и эстетики, развитие у студентов культурно-эстетической потребности, использование воспитательных резервов национальной культуры [29, с. 99]. Позже Г.В. Мухаметзянова вновь укажет на необходимость эстетического воспитания студентов (и их эстетического развития как цели эстетического воспитания), поскольку система образования отказывается от воспитания личности ролевого типа и осознает необходимость развития личности высшего типа - культурного человека, способного к самообразованию и самовоспитанию, приобщенного к искусству [30], и на необходимость кардинального повышения культуры каждого человека в связи с появлением новой цели воспитания - формирования гуманизма: признания человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений [31]. Так формулиру-

ется новая цель воспитания личности - воспитание «духовно зрелой, нравственной, компетентной, социально активной и адаптированной, обладающей чувством собственного достоинства, эффективно взаимодействующей с другими людьми, комфортно чувствующей себя в условиях профессиональной деятельности и социального взаимодействия личностей» [31, с. 70]. Необходимы три составляющие в содержании каждой учебной дисциплины, обеспечивающие мировоззренческую, специальную и гуманитарную подготовку; кроме того, следует развивать эстетическое сознание (для организации предметновещной среды), представление о науке как эстетической реальности и эстетическое отношение к ней, воспитывать стремление к красоте и совершенству, эстетические чувства [31, с. 82] - другими словами, необходимо формирование эстетического отношения к миру. Итак, исследователь настаивает на ценности эстетического воспитания студентов в современном вузе и указывает на его цели: эстетическое развитие студентов и развитие их эстетического отношения к науке, к миру.

Г.В. Мухаметзянова добавляет к системе целей эстетического воспитания еще одну - необходимость эстетического развития преподавателей вуза, повышения их эстетической культуры, поскольку после проведенного ею исследования состояния эстетического развития преподавателей она пришла к выводу: каждый третий преподаватель общетеоретических дисциплин не осознает себя носителем эстетических ценностей, почти половина преподавателей общественных дисциплин не заботятся о своем эстетическом развитии, две трети преподавателей не обладают образным воображением и не стремятся к этому; только одна пятая часть преподавателей стремится обладать знаниями в области эстетики, этикета, литературы и искусства [32, с. 38].

В 1990-е годы в педагогике Татарстана была сформулирована новая цель эстетического воспитания - эстетическое развитие работающих учителей. Так, Ф.Г. Зиятдинова в ходе проведенного ею эксперимента выяснила, что больше трети опрошенных учителей не удовлетворены своим культурным уровнем («среди московских учителей - 36%»), лишь пятая часть учителей считает, что они соответствуют статусу учителя; лишь каждый четвертый сельский учитель вспомнил авторов и названия книг русских писателей, каждый шестой - книги дореволюционных писателей, 14-17% учителей знакомы с творчеством художников, композиторов, повлиявших на становление их личности. Отсюда вывод о необходимости формирования способности к саморазвитию и самовоспитанию, в том числе в области эстетического [33].

Итак, обозначенная учеными-педагогами КГУ в 1960-е годы цель эстетического воспитания - способствовать развитию мировоззрения, идеалов, творческих способностей, в том числе способности к эстетическому самовоспитанию, - во-первых, была связана как с общей целью воспитания (всесторонним развитием личности), так и с конечной целью эстетического воспитания (воспитанием гуманистической личности), а во-вторых, оставалась неизменной, то есть проходила красной нитью во всех исследованиях 1970-1990-х годов. По мере углубления исследований ученые добавляют к ней другие цели эстетического воспитания: развитие эстетического идеала, эстетических чувств, вкуса, творческих способностей. Таким образом, уже в 1970-е годы происходит понима-

ние цели системы эстетического воспитания как эстетического развития личности, а в 19S0^ - как развития эстетической культуры. В 1990-е годы, несмотря на изменившееся представление о цели воспитания личности студента в вузе (вместо узко профессиональной направленности - воспитание личности ролевого типа, творческой личности), по-прежнему целью системы эстетического воспитания личности провозглашается эстетическое развитие - не только студентов, но и преподавателей.

Summary

S.G. Dobrotvorskaya, I.I. Barabanova. The Purposes of Aesthetic Education in Kazan Scientists’ View.

The article considers the target-setting by the scientists of the Department of pedagogy and psychology of the Kazan university as compared with the view on this problem by representatives of the Moscow and Kazan pedagogical schools in the second half of 20th century.

Литература

1. Петрова Г.А. Воспитание художественного вкуса учащихся на уроках и во внеклассной работе по литературе как одна из педагогических задач курса литературы в средней школе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Казань, 1955. - 15 с.

2. Эстетическое воспитание в восьмилетней школе (на уроках литературы): Пособие для учителя I Науч. ред. А.М. Докусев. - М.: Изд-во М-ва просвещения РСФСР, 963. - 1S0 с.

3. Рождественский Б.П., Петрова Г.А., Шуртакова Т.В. Эстетическое воспитание учащихся средней школы во внеклассной работе. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1960. - 120 с.

4. Идейно-воспитательная работа преподавателей со студентами: Тез. докл. науч.-метод. конф. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1962. - 164 с.

5. Рождественский Б.П., Петрова Г.А., Шуртакова Т.В., Игнатьева К.В. Эстетика в школе. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1969. - 244 с.

6. Волович Л. А. Эстетический идеал (некоторые закономерности формирования эстетического идеала коммунизма в советской музыке): Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 1966. - 1S с.

7. СладковаД.А. Формирование эстетического идеала на уроках литературы. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1970. - 100 с.

S. Нигматуллина Ю.Г. Национальное своеобразие эстетического идеала. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1970. - 210 с.

9. Шуртакова Т.В. Эстетическое восприятие живописи учащимися. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1972. - 72 с.

10. Петрова Г.А. Некоторые психологические предпосылки эстетического воспитания будущих учителей II Психолого-педагогические вопросы обучения и эстетическое воспитание I Науч. ред. Р.А. Низамов. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1973. - С. 4590.

11. Барабанщиков А.В. Актуальные проблемы педагогики высшей школы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. - 22 с.

12. Райгородская И.М. К вопросу об идеологической направленности искусства II Вопр. истории и теории эстетики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. - Вып. S. -С. 104-10S.

13. ОвсянниковМ.Ф. Эстетико-педагогическая деятельность и некоторые ее принципы // Вопр. истории и теории эстетики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. - Вып. 11. - С. 3-6.

14. МахмутовМ.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - 368 с.

15. Петрова Г.А., Королева Г.И., Мухаметзянова Г.В. Эстетическое воспитание в школе. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1991. - 184 с.

16. Волин М.В. Некоторые проблемы практики эстетического воспитания // Вопр. истории и теории эстетики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - Вып. 10. - С. 30-34.

17. Шуртакова Т.В. К проблеме эстетического воспитания студентов // Вопр. вузовской педагогики и психологии. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1973. - С. 3-72.

18. Низамов Р.А. Развитие активности студентов в учебном процессе //Вопр. вузовской педагогики. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1973. - С. 3-34.

19. Петрова Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1976. - 200 с.

20. Петрова Г.А. Эстетическое воспитание - фактор формирования активности студентов в учебно-воспитательном процессе // Вопр. активности студентов / Науч. ред. Г.А. Петрова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1982. - С. 2-122.

21. Мухаметзянова Г.В. Формирование коммунистического мировоззрения учащихся в процессе эстетического воспитания. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1980. - 176 с.

22. Петрова Г.А. Методологические основы воспитывающего обучения в вузе // Педагогические и психологические проблемы учебного процесса в вузе: Тез. докл. Все-союз. конф. 27-29 нояб. 1984 г. / Науч. ред. Г.А. Петрова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1984. - Ч. 1. - С. 11-14.

23. Петрова Г.А. Эстетическое воспитание как компонент системы формирования творческой личности учителя // Критерии и факторы развития творческих способностей студентов в условиях перестройки высшей школы: Тез. докл. Респ. науч.-метод. конф. 10-11 сент. 1987 г. / Науч. ред. В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987. - С. 25-26.

24. Махмутов М.И. Современный урок. - М.: Педагогика, 1985. - 184 с.

25. Педагогика высшей школы / Науч. ред. В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казан. унта, 1985. - 192 с.

26. Петрова Г.А. Педагогические основы эстетической подготовки учителя высших учебных заведениях: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1987. - 34 с.

27. Журавлева Е.Е. Развитие творческой личности средствами эстетического воспитания // Развитие творческой личности в условиях непрерывного образования: Тез. науч.-метод. конф. 25-27 сент. 1990 г. / Науч. ред. А.А. Волович. - Казань: Эвристика, 1990. - Часть 1. - С. 64-65.

28. ФатхуллинМ.Ф. Воспитание специалиста. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1990. -150 с.

29. Мухаметзянова Г.В. Взаимодействие эстетического и трудового воспитания студентов // Система воспитания в высшей школе / Науч. ред. Г.В. Мухаметзянова, О.В. Тарасова, М.М. Кисляков. - М.: Изд-во НИИВШ, 1990. - Вып. 4. - С. 20-44.

30. Мухаметзянова Г.В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы. - Казань: Инф. центр ИССО РАО, 1996. - 328 с.

31. Мухаметзянова Г.В. Гуманитаризация - ключевая идея преодоления кризиса образования. - Казань: Инф. центр ИССО РАО, 1997. - 116 с.

32. Мухаметзянова Г.В. Трудовое и эстетическое воспитание студентов. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1991. - 184 с.

33. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. - М.: Рос. гуманит. ун-т, 1999. - 282 с.

Поступила в редакцию 05.11.07

Добротворская Светлана Георгиевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций Казанского государственного университета.

E-mail: [email protected]

Барабанова Ирина Ильинична - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, заведующий отделом редакторов русского текста Института Татарской энциклопедии АН РТ, г. Казань.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.