Казанский педагогический журнал. 2015. №6
УДК [371.13+378.6]:7,8.
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАТАРСТАНЕ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л.Т. Файзрахманова
Аннотация. Статья посвящена изучению процесса развития музыкально-педагогического образования в Татарстане. Автором рассмотрен один из этапов указанного процесса (1959-1984 гг.), в том числе отражен опыт деятельности Лениногорского музыкально-художественного педагогического училища (колледжа) в контексте реформирования и модернизации среднего профессионального образования. На основании историко -педагогического анализа материалов Национального архива РТ и других источников установлены факторы, условия, особенности, цели, содержание и результаты развития музыкально-педагогического образования в регионе. Статья предназначена для деятелей науки, культуры, образования, исследователей истории музыкальной культуры и образования Татарстана и России.
Ключевые слова: среднее музыкально-педагогическое образование, Лениногорское музыкально -
художественное педагогическое училище, Татарстан, ТАССР.
DEVELOPMENT OF MUSICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION IN TATARSTAN IN TERMS OF REFORMING AND UPGRADING OF INTERMEDIATE VOCATIONAL EDUCATION
L. Fayzrakhmanova
Abstract. The article is dedicated to the study of the processes of development of musical and pedagogical education in Tatarstan. The author reviews one stage of the process (1959 - 1984) which reflects the experience of Leninogorsk musical and artistic pedagogical college in terms of reforming and upgrading of intermediate vocational education. Historical and pedagogical analysis of information of National archive of Republic of Tatarstan and other sources helped to settle factors, conditions, aspects, targets, contents and results of development of musical and pedagogical education in the region. The article is aimed for men of science, culture, education, researchers of history of musical culture and education of Tatarstan and Russia.
Keywords: secondary musical and pedagogical education, Leninogorsk musical and artistic pedagogical college, Tatarstan, Tatar Autonomous Soviet Socialist Republic.
Динамичное развитие музыкальнопедагогического образования в Татарстане (ТАССР) в период 1959-1984 гг. было обусловлено несколькими объективными факторами: сменой политического курса
советского государства (ХХ съезд КПСС, 1956 г.), переменами в общественной и культурной жизни страны; последовательным
восстановлением народного хозяйства, разрушенным в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), и одновременно
развитием науки и техники, передовой авиационной, космической, тяжелой
промышленности в послевоенные годы. Активно развивающиеся отрасли народного хозяйства нуждались в специалистах, обладающих новыми знаниями, технологиями, что и послужило важным фактором для реформ и модернизации всех отраслей образования, прежде всего общего среднего и педагогического образования («Закон об укреплении связи школы с жизнью и о
дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (24.12.1958) [3].
Анализ архивных документов и других источников позволяет говорить о том, что реформа образования, проводимая в Татарстане, характеризовалась едиными для всей страны подходами (организация новых
профессиональных учебных заведений и подразделений, ресурсное обеспечение, обновление содержания образования, взаимодействие структур высшего и среднего музыкально-педагогического образования) и одновременно имела свою специфику, свои особенности. Они проявлялись в следующем: 1) интенсивное развитие нефтяной, химической, автомобильной промышленности вызвало значительный приток молодого населения в городах республики из различных регионов страны, что способствовало росту числа детей-дошкольников и учащихся начальных общеобразовательных школ; 2) ощутимый дефицит педагогических кадров в республике
92
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
был вызван не только увеличением численности населения, но и сокращением педагогических училищ в военные и послевоенные годы (к 1956-1957 гг. в республике действовало только 5 педагогических училищ) [5, с. 16]; 3)
региональное образование решало задачу подготовки учителей для «национальных» школ.
Архивные материалы свидетельствуют о том, что школы республики испытывали острую необходимость в учителях разных специальностей, в том числе и в педагогах-музыкантах [7. Оп. 2. Д. 588. Л. 114]. Казанская консерватория и старейшее в Поволжье Казанское музыкальное училище
ориентировались в своей деятельности на подготовку специалистов для учреждений культуры (театры, оркестры, филармонии) и направляло педагогические кадры, в основном, в музыкальные школы, культпросветучилища, в дома детского творчества, дома культуры и др.; многие выпускники распределялись в иные регионы страны. Для удовлетворения потребности общеобразовательных учреждений Татарстана в педагогах-музыкантах требовалось значительное число подготовленных
учительских кадров, и для решения этой задачи в Казанском педагогическом институте был открыт музыкально-педагогический факультет (1960 г.). Однако возможности данного
подразделения были ограничены в решении задачи обеспечения школ республики учителями музыки [7. Оп. 2. Д.588. Л. 155, 156], необходимо было найти дополнительные ресурсы, и руководство Татарстана (тогда ТАССР) приняло решение по воссозданию сети педагогических училищ, учебные планы которых включали музыкальные дисциплины. К 1985 г. число педагогических училищ в республике достигло десяти (10), они стали одним из важных звеньев отечественной системы музыкально-
педагогического образования. Музыкальная подготовка в педагогических училищах (ныне колледжах) являлась обязательной для отделений «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное воспитание», где наравне с другими предметами осваивались «музыка» (интегрированный курс, включавший в себя несколько разделов: элементарная теория
музыки, сольфеджио, хоровое пение, музыкальная литература), «хореография» (ритмика), «музыкальные инструменты» (фортепиано, баян), «методика музыкального воспитания» детей дошкольного или начального школьного возраста. Цикл музыкальных дисциплин в педагогическом училище направлен был «на музыкально-эстетическое
воспитание студентов, формирование у них высокого музыкально-художественного вкуса и культурных навыков» [8, с. 70]. В процессе изучения теоретических разделов и музыкальной практики учащиеся педагогических ССУЗов должны были «научиться чувствовать, понимать эстетическую природу музыки и ее воспитательную роль, разбираться в ее жанрах; освоить элементы музыкальной грамоты и пения по нотам, разнообразные певческие навыки; творчески применять музыкальные знания и умения в повседневном общении с детьми» [8, с. 70]. В процессе их освоения осуществлялась подготовка специалистов в дошкольные учреждения и в начальные школы для проведения уроков пения и организации внеклассной воспитательной работы средствами музыкального искусства. Однако уровень музыкальной подготовки выпускников педучилищ не соответствовал в полной мере квалификационным требованиям, поскольку в педагогические училища, как правило, принимали абитуриентов без начального музыкального образования, а в общем бюджете учебного времени на предмет «пение и методика преподавания пения» выделялось 12% (1962 г.) и 10,8% (1982 г.) от всего объема часов [5, с. 56].
Иной уровень музыкальной подготовки показывали выпускники Лениногорского музыкально-художественного педагогического училища, открытого в 1961 г. Содержание музыкальной подготовки учителя в Лениногорском педагогическом училище было более основательным в отличие от других средних педагогических учебных заведений ТАССР. Учебный план училища включал комплекс музыкальных историко-теоретических дисциплин, групповые занятия в хоровом и оркестровом классе, индивидуальные практические занятия по вокалу, дирижированию, инструменту, теоретические и практические занятия по методике музыкального воспитания, педагогическую практику. Первыми преподавателями музыкального отделения Лениногорского педагогического училища были выпускники различных российских учебных заведений. В дальнейшем педагогический состав пополнялся воспитанниками музыкальнопедагогического факультета Казанского педагогического института (КГ ПИ), выпускники которого являлись многопрофильными специалистами; им поручались теоретические курсы, руководство хоровым и оркестровым классами, индивидуальными практическими занятиями. В первые годы деятельности училища молодые педагоги разрабатывали
93
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
учебные планы, программы, являлись авторами методических рекомендаций, нотных пособий, развивали профессиональные творческие контакты с преподавателями музыкального факультета КГПИ, неоднократно выезжавшими в Лениногорск. Педагоги-наставники оказывали консультативную помощь, участвовали в процедуре государственных экзаменов, щедро делились знаниями, опытом, а также учебной, нотной и методической литературой. В конце 70х гг. ХХ в. преподаватели музыкального факультета КГПИ совместно с методистами Лениногорского училища осваивали и внедряли в школьную практику программу по музыке, созданную коллективом ученых и педагогов-практиков под руководством композитора и педагога Д.Б. Кабалевского.
В течение многих лет училище демонстрировало высокий уровень
профессиональной подготовки учителей для музыкально-образовательной и музыкальнопросветительской деятельности. Педагог училища, автор научного исследования А.М. Вильданова, обобщая опыт коллег, одновременно осуществила попытку выявить индивидуальные черты их профессиональной деятельности. Анализируя методы работы преподавателей, автор выделила как наиболее продуктивный метод перспективно-
тематического планирования занятий, считая, что его применение «в большей мере отвечало задачам и специфике музыкальнопедагогического училища» и позволяло «последовательно осуществлять комплексное музыкальное развитие учащихся» [2, с. 95]. Работая по данной методике, педагог, - отмечала А.М. Вильданова, - развивает учащегося в различных видах музыкальной деятельности (освоение теоретических знаний, игра по слуху, чтение с листа, овладение навыками игры на инструменте в процессе освоения инструктивного материала и художественного репертуара, слушания музыки в «живом» исполнении педагога, в аудиозаписи и др.). Следуя принципам «единства художественного и технического развития учащегося», постепенности и последовательности в овладении исполнительскими умениями и навыками, учета индивидуальных особенностей учащегося, развивая его мотивацию в стремлении овладеть профессией, педагог добивался поставленной цели в процессе обучения [2, с. 97].
Профессиональная деятельность
преподавателей музыкального отделения училища не ограничивалась рамками
аудиторных занятий и осуществлялась также во внеклассных формах учебного процесса. Воспитательные и образовательные
возможности внеклассной работы, отмечала А.М. Вильданова, проявляются во всем многообразии ее форм - от сценариев праздничных концертов, сочиненных и впоследствии поставленных силами учащихся, до разнообразной «кружковой» работы. Одним из примеров служит методика, применяемая в процессе подготовки литературно-музыкальных композиций для младших школьников и детей дошкольного возраста. В ее основе -коллективное творчество, проявляющееся в процессе создания музыкально-литературного сценария и его последующего воплощения. В ходе создания и постановки композиций, учащиеся выполняли попеременно роли «музыкальных иллюстраторов и ведущих», у «исполнителей» - будущих учителей -развивались коммуникативные,
организационные, творческие способности, формировались специальные музыкальноисполнительские умения и навыки, профессионально необходимые компетенции. Наряду с учебно-воспитательной и научнометодической работой педагогический коллектив Лениногорского педагогического училища принимал участие во многих музыкально-просветительских проектах. Под руководством преподавателей хоровые и оркестровые коллективы училища готовили программы, с которыми выступали на различных площадках города: в школах и дошкольных учреждениях, в рабочих аудиториях, в учреждениях культуры, сотрудничали с обществом «Знание». Регулярными были лекции по истории музыкального искусства, куда привлекались не только преподаватели, но также «поющие и играющие» студенты, педагогические и ученические коллективы училища. В памяти выпускников училища и жителей города сохранились программы афиш творческих «вечеров», лекций-концертов, организованных совместными усилиями преподавателей музыкальных подразделений Казанского педагогического института и Лениногорского педагогического училища. Эти встречи были посвящены творчеству Бетховена, Шопена, фортепианной музыке татарских композиторов, вокальному творчеству русских и зарубежных авторов.
Как показала практика, педагогическое училище с художественным и музыкальным «уклоном» помогало решать назревшую
94
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
проблему дефицита кадров в активно развивающихся городах нефтяного региона: Лениногорске, Альметьевске, Бугульме, Нижнекамске. В дальнейшем в условиях перехода к всеобщему среднему образованию перед училищем была поставлена задача подготовки кадров в основном для села, поскольку большая часть начальных школ республики в этот период была сосредоточена в сельской местности (по данным 1975 г. до 98%). Последующие изменения, затронувшие все звенья системы образовании, были декларированы в правительственном документе «Основные направления реформы
общеобразовательной и профессиональной школы» (1984 г.), там «были сформулированы положения, определяющие задачи
художественного образования, предлагалось расширить подготовку учителей по этим дисциплинам на специальных факультетах высших учебных заведений, обеспечить преподавание предметов эстетического цикла во всех классах квалифицированными
специалистами», создать учебно-воспитательные комплексы для соединения общего образования с музыкальным и художественным развитием» [10]. Безусловно, что эти установки вызывали положительную реакцию музыкантов-профессионалов, однако вскоре названные выше «направления реформы» получили новую транскрипцию в условиях перестройки и гласности. В последующие десятилетия высшее и среднее музыкально-педагогическое образование прошло череду структурных преобразований, реорганизаций и вступило в эпоху новой парадигмы «компетентностного подхода».
В настоящее время Лениногорское педагогическое училище (колледж) наследует сложившиеся профессиональные традиции и одновременно стремится соответствовать новым образовательным стандартам. Коллектив училища принимал участие в разработке республиканской программы развития среднего профессионального образования в контексте современных требований его модернизации. Педагоги, учащиеся и творческие коллективы училища активны и деятельны - участвуют в профессиональных конкурсах, являются разработчиками учебных курсов, создают методические пособия на основе национального этнографического материала. В новых условиях Лениногорское педагогическое училище стремится подтвердить свой статус: среди его выпускников немало ярких педагогов, деятелей культуры и науки, руководителей творческих
коллективов, организаторов различных подразделений образования. Выпускницей Лениногорского музыкально-художественного педагогического училища является профессор, доктор педагогических наук З.М. Явгильдина, ныне заведующая кафедрой музыкального искусства и хореографии ИФМК им. Л.Н. Толстого Казанского (Приволжского) федерального университета.
Самым важным результатом деятельности Лениногорского музыкально-художественного педагогического училища (колледжа) являются его выпускники - педагоги-музыканты общеобразовательных школ и воспитатели дошкольных учреждений; на протяжении многих десятилетий училище обеспечивает кадрами учебные учреждения различных краев и областей страны. Многие из выпускников были распределены в образовательные учреждения Татарстана, в том числе в педагогические колледжи республики [1]. Если в прежние времена выпускники учебных заведений были четко ориентированы и направлены к месту будущей педагогической деятельности, то теперь, в условиях рыночной экономики, реформ и оптимизации в системе образования, обостривших ситуацию на рынке труда и повысивших требования к
конкурентоспособности участников
образовательного процесса, перед учителями музыки стоит проблема трудоустройства, а также возможности продолжения музыкальнопедагогического образования, повышения его уровня в системе высшего образования Республики Татарстан, поскольку в результате проведенной реструктуризации и оптимизации Высшая школа искусств им. С. Сайдашева (ранее музыкальный факультет КГПУ) прекратила свою деятельность. Таким образом, оптимизация нарушила наработанные десятилетиями структурные связи между средним и высшим звеньями профессионального образования в республике, «сломала» систему непрерывной профессиональной подготовки специалиста, создала условия для «вымывания» из региона профессионально ориентированной части молодежи, подготовленной к воспроизводству «определенного менталитета, системы этнокультурных и социокультурных принципов, смысложизненных ориентаций, идеалов, составляющих фундамент социальной политики, культуры, общественного интеллекта, образа жизни народов региона, нации, государства, человеческой общности» [6, с. 30].
Сегодня музыкально-педагогическое
образование «переживает» сложный этап своего
95
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
развития. К сожалению, оптимизация профессионального образования осуществляется часто за счет структур художественного образования. Сокращается или вовсе отменяется прием абитуриентов на факультеты художественного образования, закрываются музыкально-педагогические подразделения в университетах, в итоге разрушается то, что является неотъемлемой частью национальной культуры. Необходимо помнить - учитель всегда «объективно остается хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор» [9], а учитель музыки в сельских общеобразовательных школах республики является подчас единственным «носителем» музыкальной культуры. Сегодня, когда из жизни молодого поколения классическое музыкальное искусство «выдавливается» различного рода и качества развлекательными «шоу, предлагаемыми с компьютерных и телеэкранов, противостоять
Литература:
1. Арский педагогический колледж - школа педагогического мастерства / Авт.-сост. Г.Ш. Гайнутдинов. - Казань: Хэтер, 2000. - 214 с.
2. Вильданова А.М. К вопросу общего музыкального развития учащихся (из опыта работы Лениногорского педагогического училища Татарской АССР) / А.М. Вильданова // Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания. - Казань: КГПИ, 1976. - С. 92-100.
3. Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. - М.: Изд-во «Известия Советов депутатов, трудящихся», 1958. - 30 с.
4. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 3-е изд., стер. - М.: Издат. центр «Академия», 2010. - 176 с.
5. Исаева М.Н. Развитие среднего профессионального образования в Республике Татарстан: монография / М.Н. Исаева. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005. - 188 с.
6. Мухаметзянова Ф.Ш. Региональная система подготовки специалиста социальной сферы (на примере Республики Татарстан): автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Ижевск, 2002. - 40 с.
7. НА РТ Фонд Р-1487 - Казанский
государственный педагогический институт.
8. Сафина А.М. Воспитание профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки: дис. . канд. пед.наук: 13.00.01. - Казань, 2001. - 258 с.
9. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Электронный ресурс] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 576 с.
этому способен только талантливый, компетентный школьный учитель музыки, он должен отвечать за музыкальную грамотность учащихся и влиять на культурные предпочтения своих воспитанников. Не вызывает сомнения, что музыкально-педагогическое образование требует поддержки государства, при ее отсутствии возможно повторение
отрицательного опыта деятельности системы музыкального образования на рубеже 20-30-х гг. прошлого века. Хочется надеяться, что опыт Лениногорского - одного из старейших педагогических колледжей, а также других музыкально-педагогических подразделений Татарстана найдет применение в развитии системы музыкально-педагогического
образования республики, с тем, чтобы традиция могла быть соединена с новациями, а творческий поиск -«с глубинными пластами отечественной и мировой культуры» [4, с. 3].
10. Файзрахманова Л.Т. Современные проблемы музыкально-педагогического образования
(региональный опыт) / Л.Т. Файзрахманова // Современные проблемы науки и образования. - 2014.
- 2; URL:http:// www.sciece-education.ru /
References:
1. Arskij pedagogicheskij kolledzh - shkola pedagogicheskogo masterstva / Avt.-sost. G.Sh. Gajnutdinov. - Kazan': Hjeter, 2000. - 214 s.
2. Vil'danova A.M. K voprosu obshhego muzykal'nogo razvitija uchashhihsja (iz opyta raboty Leninogorskogo pedagogicheskogo uchilishha Tatarskoj ASSR) / A.M. Vil'danova // Voprosy istorii, teorii muzyki i muzykal'nogo vospitanija. - Kazan': KGPI, 1976. - S. 92-100.
3. Zakon ob ukreplenii svjazi shkoly s zhiznju i o dal'nejshem razvitii sistemy narodnogo obrazovanija v SSSR. - M.: Izd-vo «Izvestija Sovetov deputatov, trudjashhihsja», 1958. - 30 s.
4. Zagvjazinskij V.I. Issledovatel'skaja dejatel'nost' pedagoga: uchebnoe posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. - 3-e izd., ster. - M.: Izdat. centr «Akademija», 2010. - 176 s.
5. Isaeva M.N. Razvitie srednego professional'nogo obrazovanija v Respublike Tatarstan: monografija / M.N. Isaeva. - Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2005. -188 s.
6. Muhametzjanova F.Sh. Regional'naja sistema podgotovki specialista social'noj sfery (na primere Respubliki Tatarstan): avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01. - Izhevsk, 2002. - 40 s.
7. NA RT Fond R-1487 - Kazanskij
gosudarstvennyj pedagogicheskij institut.
8. Safina A.M. Vospitanie professional^ kul'tury studentov pedagogicheskih SSUZ sredstvami nacional'noj muzyki: dis. ... kand. ped.nauk: 13.00.01. - Kazan', 2001.
- 258 s.
96
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
9. Slastenin V.A. Pedagogika: uchebnoe posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij [Jelektronnyj resurs] / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shijanov / pod red. V.A. Slastenina. - M.: Izd. centr «Akademija», 2002. - 576 s.
10. Fajzrahmanova L.T. Sovremennye problemy muzykal'no-pedagogicheskogo obrazovanija (regional'nyj opyt) / L.T. Fajzrahmanova // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2014. - 2; URL:http:// www.sciece-education.ru
Сведения об авторе:
Файзрахманова Ляля Тагировна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, заслуженный деятель искусств РТ, доцент кафедры музыкального искусства и хореографии Института филологии и межкультурной коммуникации им. Л.Н. Толстого Казанского (Приволжского) федерального университета, e-mail: otdelenie_iskusstv@ifi.kpfu.ru
Data about the author:
L. Fayzrakhmanova (Kazan, Russia), doctor of pedagogic sciences, Merited master of Arts of the Republic of Tatarstan, associate professor of Department of Music and Choreography of Leo Tolstoy Institute of Philology and Intercultural Communication of Kazan Federal University, e-mail: otdelenie_iskusstv@ifi.kpfu.ru
97