Научная статья на тему 'Юридическая служба МВД России на современном этапе: реализация второго этапа Основных направлений совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2007-2017 годы'

Юридическая служба МВД России на современном этапе: реализация второго этапа Основных направлений совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2007-2017 годы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
334
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Авдейко Александр Геннадьевич

В выступлении дана качественная и количественная характеристика современного состояния юридической службы органов внутренних дел. Отмечена ее роль в реализации реформы системы МВД России. Определены основные задачи юридической службы на ближайшую перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юридическая служба МВД России на современном этапе: реализация второго этапа Основных направлений совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2007-2017 годы»

МАТЕРИАЛЫ ТЕМАТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА-СОВЕЩАНИЯ С ПОМОЩНИКАМИ НАЧАЛЬНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ (ПО ПРАВОВОЙ РАБОТЕ).

22-26 СЕНТЯБРЯ 2014 г.

УДК 347.96

А. Г. АВДЕЙКО, начальник Договорно-правового департамента МВД России, генерал-лейтенант внутренней службы (г. Москва)

ЮРИДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МВД РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: РЕАЛИЗАЦИЯ ВТОРОГО ЭТАПА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА 2007-2017 ГОДЫ

В 2014 году начался второй этап реализации Основных направлений совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2007-2017 годы, утвержденный приказом МВД России от 5 января 2007 г. № 5.

На этом этапе стоят серьезные задачи перед юридической службой МВД России. Значительная роль в их реализации отводится образовательным и научным организациям МВД России, начиная от совершенствования нормативно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел и заканчивая вопросами правовой пропаганды, в рамках которой в том числе получает свое развитие участие органов внутренних дел в оказании бесплатной юридической помощи населению и создание юридических клиник.

Надо сказать, что отряд юристов образовательных и научных организаций занимает достойное место в юридической службе МВД России. Всего на юридическом поприще по состоянию на 1 июля 2014 года в указанных организациях трудится 129 человек.

Но прежде, чем перейти к обсуждению места юридической службы в системе МВД России, ее роли в достижении возложенных на МВД России задач и функций в целом на втором ^ этапе реализации Основных направле- ^ ний, хотелось бы еще раз напомнить об основном замысле Основных направ- а лений, и коротко осветить отдельные | достижения правовой работы в системе о^ МВД России на первом, почти семилетнем, этапе их реализации с 2007 по ^ 2013 годы. | Являясь приемником Концеп- Ц ции совершенствования правового | обеспечения организации и деятельно- ^ сти системы Министерства внутренних ^ дел Российской Федерации, утвер- | жденной приказом МВД России от 13 сентября 1999 г. № 693 («Об объявле- ,а нии решения коллегии МВД России от ^ 31 августа 1999 года № 6 км/1»), Ос- | новные направления стали главным | программным документом, опреде- ^ лившим на почти десятилетний период ^ (с 2007 по 2017 годы) приоритеты раз- ^ вития правового обеспечения органи- а зации и деятельности системы Мини- | стерства внутренних дел Российской ^ Федерации.

Но такое совершенствование не было самоцелью. Создание качественно новых, более оптимальных правовых механизмов являлось и, как показывает практика, является до настоящего времени условием эффективного выполнения органами внутренних дел возложенных на МВД России задач и функций, в первую очередь по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Достижение поставленных целей, как мы знаем, было определено в два этапа - с 2007 по 2013 годы и с 2014 по 2017 годы.

По результатам итогов реализации первого этапа Основных направлений мы с уверенностью говорим, что все цели на этом этапе успешно достигнуты. Все заложенные в Основных направлениях постулаты не только нашли свое непосредственное воплощение в деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, но и легко вписались в проводимые в системе МВД России процессы реформирования.

За период с 2007 по 2013 годы в общей сложности принято свыше 800 нормативных правовых актов Российской Федерации, разработанных по инициативе или с участием МВД России.

> >

<ч а а

и и

ч

и «

а

о «

и

¥ а -с

а £

о

^

0 «

и

1 £

а «

и

Цифры внушительные, но главная работа была проведена за последние три года первого этапа - в период реформирования Министерства внутренних дел Российской Федерации. В этот период формировалась и впоследствии с учетом жизненных реалий точечно корректировалась принципиально новая, соответствующая современ-

ным требованиям к правоохранительным институтам, законодательная база деятельности органов внутренних дел.

Здесь, в первую очередь необходимо говорить о принятых и впоследствии скорректированных с учетом сложившейся практики правоприменения Федеральных законах:

Федеральные законы:

- от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции»;

- от 19 июля 2011 года Же 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- от 30 ноября 2011 года № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В этих федеральных законах по-новому определены роль и место органов внутренних дел в обществе, предназначение и принципы взаимодействия, переход к партнерской модели, цель которой - обеспечение эффективной защиты прав и свобод граждан.

В развитие указанных федеральных законов совершенствовалась подзаконная база, которой, в том числе оптимизировано структурное построение и организация управленческой деятельности МВД России, регламентированы вопросы прохождения службы в органах внутренних дел.

В их числе указы Президента Российской Федерации:

от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»;

от 1 марта 2011 года № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»;

от 1 марта 2011 года № 250 «Вопросы организации полиции»; от 28 июля 2011 года № 1027 «Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации»;

от 14 октября 2012 года № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов

внутренних дел Российской Федерации»;

от 22 ноября 2012 года № 1575 «Вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации».

Разработаны постановления Правительства Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности МВД России, а также устанавливающие порядок выплаты денежного довольствия и предоставления иных социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел и членам их семей.

Справочно: среди них постановления Правительства Российской Федерации:

от 13 октября 2011 года № 835 «О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»;

от 3 ноября 2011 года № 878 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»;

от 8 декабря 2011 года № 1021 «О ежемесячной надбавке к должностному окладу за особые условия службы сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации»;

>

<ч а а

и и

ч

и «

а

о «

и

¥ а -с

а £

о

^

0 «

и

1 £

а «

и

от 24 декабря 2011 года № 1122 «О дополнительных выплатах военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время»;

от 30 декабря 2011 года № 1199 «О выплате денежной компенсации за использование личного транспорта в служебных целях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации».

Распоряжениями Правительства Российской Федерации созданы организации, необходимые для выполнения возложенных на МВД России задач и функций, осуществлена переработка их статусных документов.

Совершенствовалась ведомственная правовая база организации и деятельности органов внутренних дел и ^ внутренних войск МВД России. Кор-^ ректировке в той или иной степени под-2 верглись практически 80 % ведомствен-^ ных нормативных правовых актов. | Справочно: изданы приказы МВД

^ России в целях оптимизации управлен-^ ческой деятельности: ^ от 4 марта 2011 года № 110 «О

| штатной численности и порядке фор-Ц мирования подразделений центрального а аппарата МВД России», которым оп-^ ределено структурное построение и ^ утвержден перечень должностей в ^ подразделениях центрального аппарата ^ МВД России;

а от 30 марта 2011 года № 333 «О

« некоторых организационных вопросах и ^ структурном построении территори-§ альных органов МВД России», опреде-| ливший структуру и должностной со-^ став территориальных органов МВД ^ России;

а утверждения, в связи с приняти-

¡5 ем Федерального закона «О полиции» ¿й штатных расписаний подразделений

центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России на окружном и межрегиональном уровне, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел;

регламентации порядка прохождения федеральной государственной гражданской службы, позволившие ввести в 2011 году должности гражданской службы в территориальных органах МВД России, упорядочить работу по данному направлению в центральном аппарате МВД России.

Разрабатывались акты, направленные на освобождение органов внутренних дел от дублирующих, избыточных и несвойственных функций (их корректировке). Утверждены административные регламенты предоставления государственных услуг.

На основе постоянного мониторинга правоприменительной деятельности модернизировалось правовое обеспечение основных направлений оперативно-служебной деятельности: противодействия коррупционным проявлениям; преступлениям, совершаемым в отношении несовершеннолетних; преступлениям экономической направленности; различным проявлениям экстремистской деятельности; а также торговле людьми, незаконному обороту оружия, наркотических, психотропных и лекарственных средств; обеспечения безопасности дорожного движения.

Определяющей тенденцией стала имплементация принципов и норм международного права в российское уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, дальнейшая разработка многоуровневой системы профилактики правонарушений. Введены специальные составы, предусматривающие ответственность за мошенничество в различных сферах, в том числе кредитования,

страхования и при осуществлении инвестиционной деятельности. Усилена ответственность по ряду составов преступлений, имеющих высокую степень общественной и социальной опасности, в том числе за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транс-

портного средства, повлекшие причинение вреда различной степени тяжести здоровью потерпевшего.

Переоценить вклад юридической службы в создание правовых основ обновленного правоохранительного института трудно.

указы Президента Российской Федерации:

от 1 марта 2011 года JVa 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»;

от 1 марта 2011 года Ли 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»;

от 1 марта 2011 года JVa 250 «Вопросы организации полиции»; от 28 июля 2011 года JVa 1027 «Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации»;

от 14 октября 2012 года JVa 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации»;

от 22 ноября 2012 года JVa 1575 «Вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации».

Большая работа проделана уже и на втором этапе реализации Основных направлений.

Так, за 1 полугодие 2014 года приняты и подписаны:

>

<ч а а

и и

ч

«

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

1 £

а «

По состоянию на 29 августа 2014 года в Минюсте России зарегистрировано 90 приказов МВД России.

Получило широкое распространение участие правовых подразделений в региональном нормотворчестве.

При участии правовых подразделений территориальных органов МВД России в первом полугодии 2014 года принято 111 законов субъектов Российской Федерации и 338 актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Возвращаясь к итогам первого этапа реализации Основных направлений надо заметить, что нормотворче-ская деятельность Министерства нашла свое признание не только в работе по реформированию системы МВД России, но и успешно адаптировалась к реформаторским процессам, произошедшим на государственном уровне в области правотворчества. Во исполнение поставленных в мае 2011 года Президентом Российской Федерации задач (Указ ^ Президента Российской Федерации от 7 > мая 2012 г. № 601 «Об основных на-^ правлениях совершенствования систе-а мы государственного управления») & процесс нормотворчества из внутриве-о«| домственного, кулуарного превратился а^ в общегражданский процесс. В соответ-^ ствии с новыми правилами подготовки § федеральными органами исполнитель-§ ной власти проектов правовых актов Ц внедрена практика общественного об-| суждения разрабатываемых проектов ф нормативных правовых актов, при ко-§ торой любой гражданин, зарегистриро-^ ванный на портале госуслуг, может вне-^ сти свои замечания и предложения. Ц Немногим ранее на федеральные

0 органы исполнительной власти были § возложены полномочия по оценке регу-

1

£

а «

лирующего воздействия разрабатываемых проектов актов (в основном, регламентирующих контрольные и надзорные функции), что налагает обязательства проведения консультаций с бизнес-сообществом.

А самым первым шагом в этом направлении было внедрение процедуры антикоррупционных экспертиз, когда круг субъектов, допущенных к разработке актов, был расширен представителями экспертного сообщества, перечень которых публиковался на сайте Минюста России.

Процесс внедрения новых инструментов в нормотворческую деятельность нелегко давался МВД России, также как и другим федеральным органам исполнительной власти. Все «шаги» на этом пути - от допущения в процесс нормотворчества отдельных представителей экспертного сообщества до процедуры общественного обсуждения, давались с трудом. Как и в любом новом деле были свои «подводные камни» и неурегулированность. Что скрывать, на первых порах, был страх открытого диалога, возможно, с более профессиональными оппонентами. Куда как легче разрабатывать проекты правовых актов «за закрытыми дверьми».

Но все эти изменения пошли только на пользу нормотворческой деятельности Министерства в целом, а также способствовали заинтересованности в повышении профессионального уровня юристов МВД России.

Сегодня мы уже не представляем себе, как можно разрабатывать правовые акты (от законодательных до ведомственных) без учета мнения гражданского общества, экспертного и бизнес-сообществ.

При участии правовых подразделений территориальных органов МВД России в первом полугодии 2014 года принято:

Г

338

к. Лвшя

□ Законы субъектов Российской Федерации

□ Акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Так, по состоянию на 1 июля 2014 года на специально созданном для этих целей Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения Министерством внутренних дел Российской Федерации с 15 апреля 2013 года размещено 344 проекта нормативных правовых актов, из них для проведения процедуры:

общественного обсуждения -

320;

оценки регулирующего воздействия - 7;

независимой антикоррупционной экспертизы - 17.

Что касается образовательных организаций, то здесь, конечно, надо говорить об огромном их потенциале в выявлении потребности в правовом регулировании деятельности органов внутренних дел, так как значительная часть диссертационных исследований содержит предложения по совершенствованию законодательства. В этом смысле вузы - это центры юридической мысли. Но без укрепления связей юридической науки и юридической практики этот потенциал будет оставаться не-

>

<ч а а

и и

раскрытым, а прилагаемые усилия по исследованию правотворческих проблем неэффективными.

Одним из инструментов по укреплению таких связей мог бы стать мониторинг правоприменения, проводимый в МВД России с использованием информационной системы АИС «Мониторинг». Однако образовательные организации в данном процессе настроены в большинстве случаев на количество, а не на качество. Об этом свидетельству- ^ ют статистические данные. ^

Так, с 2012 года по настоящее время в информационную систему АИС а «Мониторинг» образовательными орга- Ц низациями подано свыше 500 предло- а жений по совершенствованию законо- | дательства. Только 47 предложений бы- а ли поддержаны экспертами центрально- § го аппарата МВД России, в настоящее | время некоторые из них уже реализова- д ны, по некоторым ведется разработка проектов нормативных правовых актов. 2 Хотелось бы отметить на сего- | дняшнем совещании работу по данному направлению Барнаульского юридиче- I ского института МВД России, Воро- ^ нежского института МВД России, Ака- § демии управления МВД России и § ВНИИ МВД России. |

Остальные вузы должной ответственности не проявили, на что обращаю внимание присутствующих.

Эта работа проводится не мес-течково и не по нашему личному желанию. Она реализуется на государственном уровне во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации».

Помимо инициативного мониторинга в обязательном порядке в МВД России проводится мониторинг правоприменения наиболее приоритетных для системы МВД России законодательных актов. Такой мониторинг, как вы знаете, проводится ежегодно в соответствии с планом, утверждаемым Министром внутренних дел Российской Федерации.

Большая работа проводится юридической службой по участию в региональном нормотворчестве. Ведь, как мы помним, в соответствии со статьей ^ 72 Конституции Российской Федерации ^ обеспечение законности, правопорядка § и общественной безопасности отнесено ^ к предмету совместного ведения Рос-| сийской Федерации и субъектов Рос-^ сийской Федерации. ^ К сожалению, образовательные

¡^ организации не были привлечены на | первом этапе реализации Основных наЦ> правлений к работе по приведению ре-| гиональной законодательной базы в со-^ ответствие с Федеральным законом от 7 ^ февраля 2011 года № З-ФЗ «О поли-^ ции», в части исключения из регио-^ нальных законов административных со-а ставов, составление протоколов по ко-•з торым не отнесено к компетенции по-2 лиции. Но, видимо, здесь есть и объек-^ тивные причины. В целом эта работа о «легла на плечи» территориального ор-а ганов МВД России.

£ «

а а

В качестве примера преемственности усилий юридической службы по достижению задач, стоящих на первом и втором этапах реализации Основных направлений, доведу до собравшихся следующую информацию. Из 837 составов правонарушений в различных сферах хозяйственных и иных отношений, не соответствующих функциям и задачам полиции, предусмотренных законами 80 субъектов Российской Федерации, содержащихся по состоянию на июнь 2012 года в Перечне МВД России (№ 1/5444), исключены полномочия полиции по 461 (55 %) составу административных правонарушений. Кроме того, исключено 49 составов, внесенных дополнительно соответствующими территориальными органами МВД России в инициативном порядке. Всего исключено на первом этапе реализации Основных направлений 510 составов правонарушений, не соответствующих Федеральному закону «О полиции».

В проведении указанной работы были свои сложности и непонимание как со стороны законодательных собраний субъектов Российской Федерации, так и иных органов государственной власти. В некоторых регионах вовсе отказывались исключать такие составы, ссылаясь, что полицию по таким составам заменить некому, в некоторых регионах исключали все административные составы, даже те, которые, по нашему мнению, относились к компетенции полиции. Абсолютно различную позицию по данному вопросу в разных регионах занимали органы прокуратуры.

Но в итоге проблема при непосредственном участии ДПД МВД России получила свое разрешение.

Размещено на Едином портале:

(www.regulation.ru)

344 проекта нормативных правовых актов, из них для проведения процедуры:

• общественного обсуждения - 320; оценки регулирующего воздействия - 7; • независимой антикоррупционной экспертизы - 17.

21 июля 2014 года, можно сказать уже на втором этапе реализации, принят Федеральный закон № 247-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с которым составление должностными лицами органов внутренних дел (полиции) протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, будет осуществляться только в случае заключения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и МВД России соглашений о передаче соответствующих полномочий.

Работа по заключению таких соглашений в рамках реализации указанного Федерального закона - одна из задач, стоящих перед юридической службой на втором этапе реализации Основных направлений.

Заключенные соглашения и обновленная региональная законодательная база станут частью целостной, структурированной, взаимосогласованной системой нормативных правовых

актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел, к созданию которой мы стремимся к окончанию реализации второго этапа Основных направлений. ^ Правовые подразделения систе- ^ мы МВД России всегда находились в > авангарде работы по совершенствова- ^ нию деятельности органов внутренних § дел Российской Федерации. о Как уже отмечалось ранее, их ^ деятельность на первом этапе реализа- о^ ции Основных направлений в полной ^ мере корреспондировала процессу ре- § формирования органов внутренних дел § и их дальнейшей точечной надстройке. § На современном этапе поручени- « ем Президента Российской Федерации от § 11 апреля 2014 года № Пр-884 перед | МВД России поставлена новая задача - ^ подготовить с учетом мнения иных фе- ^ деральных органов государственной Ц власти [1] предложения по модернизации отраслевого законодательства, его § адаптации к современным условиям, упрощению уголовного процесса, сни- ^^ жению издержек при осуществлении ^ административной и уголовно-процес- Ц суальной деятельности. §

При этом надо отметить, что Договорно-правовой департамент определен головным подразделением от МВД России по указанному поручению Президента Российской Федерации и фактически является координатором данной работы.

Поставленная Президентом Российской Федерации задача будет решаться в ближайшей и среднесрочной перспективах. Но уже на сегодняшний день в рамках указанного поручения Президента Российской Федерации:

- сопровождаются внесенные в Государственную Думу и разрабатываются проекты федеральных законов, направленные на повышение эффективности производства дознания; отдельных стадий уголовного процесса и этапов уголовного судопроизводства; правового регулирования применения мер безопасности к лицам, подлежащим государственной защите;

- прорабатывается вопрос о за-^ конодательном урегулировании проведения как всего комплекса оперативно-

§ разыскных мероприятий, так и отдель-^ ных его видов; порядка проведения судебной экспертизы; ^ - подготовлены предложения по

^ совершенствованию процессуальной ^ деятельности должностных лиц поли-| ции по доставлению и административ-ц ному задержанию; порядка привлечения а к административной ответственности за ^ правонарушения, предусматривающие ® наказание в виде предупреждения или ^ административного штрафа; а также ^ контроля за оборотом оружия. а В завершение темы нормотворче-

а ства, и учитывая состав собравшихся, 2 хотелось бы напомнить о еще одной ак-^ туальной проблеме. Это совершенство-о вание ведомственного нормативного ре-^ гулирования образовательной деятель-^ ности (начиная от статуса образователь-•з ных организаций до соответствия ведом-| ственных требований общегосударст-^ венным стандартам образования).

Имеются определенные противоречия, как по срокам обучения, так и по требованиям к кандидатам и трудоустройству, наполняемости образовательных программ.

Значительная часть обучающихся после окончания уходит на «гражданку». То есть молодые люди идут получать только юридическое образование? А готовы ли они идти получать полицейское образование? Где исследования?

Также требует совершенствования нормативно-правовое регулирование вопросов прохождения службы переменным составом.

1. Помимо нормотворческих усилий значительных успехов удалось достичь и по другим направлениям правовой работы.

Так, динамично развивалась в рассматриваемом периоде международно-правовая основа деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации.

С участием Министерства разработано и подписано более 70 межгосударственных и межправительственных договоров Российской Федерации, непосредственно затрагивающих компетенцию МВД России, а также заключено 45 многосторонних и двусторонних международных межведомственных соглашений. В их ряду:

Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов ШОС в борьбе с преступностью;

Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел государств-участников СНГ в борьбе с торговлей людьми;

двусторонние соглашения с МВД Республики Абхазия и МВД Республики Южная Осетия;

Факультативный протокол

к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (подписан Российской Федерацией 26 сентября 2012 года);

Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений (подписана Российской Федерацией 1 октября 2012 года);

о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов;

в сфере правового обеспечения. Также разрабатываются и согласовываются проекты ряда международ-

ных документов, среди которых необходимо отметить проекты:

Конвенции ООН о сотрудничестве в сфере борьбы с информационной преступностью;

Соглашения о сотрудничестве государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности в области борьбы с преступностью.

Развитие правовых основ международного сотрудничества

Разработано и подписано межгосударственных и межправительственных договоров

^ягплиоил иилггм—гпппииму м

Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов ШОС в борьбе с преступностью

> Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел государств-участников СНГ в борьбе с -торговлей людьми

> Двусторонние соглашения с МВД Республики Абхазия и МВД Республики Южная Осетия

> Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (подписан Российской Федерацией

26 сентября 2012 года)

> Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений (подписана Российской Федерацией 1 октября 2012 года)

> Конвенции ООН о сотрудничестве в сфере борьбы с информационной преступностью

> Соглашения о сотрудничестве государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности в области борьбы с преступностью

Вместе с тем создание и развитие правовой основы международного сотрудничества не самоцель. С ее помощью осуществляется практическое взаимодействие с зарубежными партнерами по вопросам оказания правовой помощи как по уголовным делам, так и по другим направлениям оперативно-служебной деятельности.

Данное направление правовой работы требует дополнительного развития. Это связано с тем, что мировая глобализация предполагает сильное межгосударственное сотрудничество, в том числе в сфере полицейской деятельности. Проблемы борьбы с транснациональной преступностью, эффективное обеспечение реализации принципа не-

отвратимости, ответственности виновных лиц могут быть решены только и благодаря тесному сотрудничеству полицейских органов различных стран.

Но для этого должны быть созданы надежные правовые основы на пути интернационализации полицейского права.

Безусловно, в этом направлении делаются определенные шаги на федеральном и региональном уровнях, в том числе в вопросах имплементации международных норм в национальное законодательство. Яркий пример тому - Федеральный закон «О полиции», который воспринял многие международные стандарты.

>

<ч а а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и и

и а а

о

^

о «

и

¥ а -с

а £

о

^

0 «

и

1

£ «

а

а §

и

50

(Справочно: в частности:

Декларации о полиции, принятой 8 мая 1979 года Парламентской Ассамблеей Совета Европы в Страсбурге;

Европейского кодекса полицейской этики, принятого 19 сентября 2001 года Комитетом министров Совета Европы в Страсбурге и одобренного решением Совета министров Евросоюза № 58.578 от 17 сентября 2003 года;

Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, утвержденного Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 года № 51/59 «Борьба с коррупцией»;

Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 17 декабря 1979 года;

Всеобщих стандартов борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах, принятых на 71 Генеральной Ассамблее Интерпола 21-24 октября ^ 2002 года в Камеруне; ^ Основных принципов применения

3 силы и огнестрельного оружия долж-а ностными лицами по поддержанию | правопорядка, приняты восьмым Кон-^ грессом ООН по предупреждению пре-^ ступности и обращению с правонару-^ шениями в Гаване 27 августа - 7 сене тября 1990 года и полицейского законо-

дательстваряда зарубежных стран). | Но нужно признать, что развитие

§ договорно-правовой базы международа ного полицейского сотрудничества пока | идет больше спонтанным, чем рациональным путем. Нам нужно иметь перу спективные программы развития, как 1 самого международного сотрудничест-^ ва, так и его правового обеспечения. ® Необходимо проводить и учитывать § складывающуюся международно-

го политическую обстановку. -Л В этой связи следует провести

^ анализ имеющихся договорно-правовых Ц источников, их ревизию, и определиться § с перспективами хотя бы на ближайшие

4 года, до окончания действия Основных направлений.

Здесь хотелось бы рассчитывать и на образовательные организации системы МВД России, так как все вузы являются членами ряда международных ассоциаций. В них имеются кафедры международного права, они обладают материалами о зарубежном опыте, которые используются при подготовке диссертационных исследований. В них проходят обучение иностранные студенты.

В первом полугодии 2014 года на рассмотрении в УМПС ДПД МВД России находились 13 проектов протоколов о сотрудничестве в области образовательной и научной деятельности. Это Волгоградская академия МВД России, Восточно-Сибирский институт МВД России, Московский университет МВД России, Санкт-Петербургский университет МВД России, Академия управления МВД России, ВНИИ МВД России.

В этой связи образовательные организации системы МВД России могли бы вносить более значительный вклад в совершенствование правовых основ международного сотрудничества МВД России.

Здесь также хочется обратить внимание образовательных организаций на то, что с целью исключения типичных ошибок, допускаемых образовательными организациями при подготовке соответствующих международных документов, в декабре 2013 года в адрес образовательных организаций направлен утвержденный статс-секретарем -заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации типовой Протокол о сотрудничестве в области образовательной деятельности. Прошу руководствоваться им при подготовке международных документов.

2. За оцениваемый период возросли масштабы и полнота правового контроля в системе Министерства.

Опора на юридические заключения правовых подразделений при принятии решений - характерная черта современного стиля работы многих руко-

водителей органов, организаций и подразделений системы МВД России.

Ежегодно юристами системы МВД России проводится свыше 600 ты-

сяч правовых экспертиз, из которых более 100 тысяч составляют проекты правовых актов.

Имплементация международных норм в национальное законодательство:

Декларации о полиции, принятой 8 мая 1979 года Парламентской Ассамблеей Совета

Европы в Страсбурге;

Европейского кодекса полицейской этики, принятого 19 сентября 2001 года Комитетом министров Совета Европы в Страсбурге и одобренного решением Совета министров Евросоюза № 58.5 78 от 17 сентября 2003 года;

• Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, утвержденного Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 года № 51/59 «Борьба с коррупцией»;

• Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 17 декабря 1979 года;

• Всеобщих стандартов борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах, принятых

на 71 Генеральной ассамблее Интерпола 21 — 24 октября 2002 года в Камеруне;

• Основных принципов применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по

поддержанию правопорядка, приняты, восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушениями в Гаване 27 августа — 7 сентября 1990 года и полицейского законодательства ряда зарубежных стран.

В то же время правовым подразделениям требуется повысить свой вклад в укрепление режима законности в работе полиции и, прежде всего, в рамках правовых и антикоррупционных экспертиз, последующего правового контроля.

Особое внимание необходимо уделить методике проведения экспертизы проектов правовых актов на кор-рупциогенность. Как уже отмечено ранее, этот инструмент правового контроля нам пришлось освоить еще на первом этапе реализации Основных направлений.

В соответствии с приказом проведение антикоррупционной экспертизы проектов актов возложено на правовые подразделения. Кроме проведения правовой и антикоррупционной экспертиз проектов правовых актов, необходимо на постоянной основе проводить мониторинг изданных правовых актов с целью исключения практики их издания без проведения по ним правовой экспертизы либо подписания без учета вы-

несенных правовыми подразделениями ^

заключений. ^

3. Теперь о договорно-правовой ^

работе. ^

Поставленную на первом этапе § задачу реализации основных направлений повышения качественного уровня ^ договорно-правовой работы можно счи- Й тать достигнутой. ^

Все подготавливаемые в системе §

МВД России проекты договоров, госу- |

дарственных контрактов, конкурсной |

документации, начиная от районного Ц

звена до центрального аппарата МВД §

России, подлежат проведению по ним §

правовой экспертизы. ^

Это позволяет не допускать заключения невыгодных для системы Ц МВД России договоров, гарантировать | ответственность контрагентов за их не- | выполнение, обеспечивать процедуру ^ размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг ^ для нужд МВД России в соответствии с а предъявляемыми требованиями. §

Другое дело, что практика правоприменения законодательства, регламентирующего эту деятельность, и в первую очередь, всем нам известного Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ, вызывала на первом этапе реализации Основных направлений много вопросов.

Тем не менее, юристами системы МВД России была наработана определенная практика проведения правовых экспертиз данной категории докумен-

> тов. Кроме того, было достигнуто по-^ нимание сотрудников других подразде-

> лений о необходимости прислушиваться г^ к требованиям юристов.

§ На втором этапе реализации Ос-

& новных направлений нам также предстоит много работы по этому направле-¡^ нию. Во-первых, надо отметить, что на-^ чало реализации второго этапа совпало | с началом действия нового Федерально-Ц го закона «О контрактной системе в | сфере закупок товаров, работ, услуг для ^ обеспечения государственных и муни-® ципальных нужд». Это, как вы знаете, ф Федеральный закон от 5 апреля 2013 ^ года № 44-ФЗ, который имеет свои осо-а бенности и новеллы. Поэтому здесь И приходится нарабатывать новую прак-2 тику.

| Во-вторых, необходимо добиться

обеспечения стопроцентного проведе-§ ния правовой экспертизы по проектам ^ договоров, особенно на районном уров-* не.

| В-третьих, необходимо рассмот-

о реть вопрос о разграничении ответственности между правовыми, тыловыми и финансовыми подразделениями системы МВД России по данному направлению деятельности. Особенно часто возникают такие вопросы при расторжении договоров (контрактов) без применения штрафных санкций. Полагаем, что предложения о расторжении контрактов по инициативе органов, организаций МВД России и принятие решения о неприменении к контрагентам штрафных санкций должны предварительно обосновываться подразделениями-исполнителями и докладываться соот-

ветствующим руководителям и только после этого представляться на правовую экспертизу проекты соответствующих соглашений.

4. Важнейшей составляющей правовой работы Министерства внутренних дел Российской Федерации продолжает оставаться защита правовыми средствами имущественных и неимущественных интересов органов и войск. В этом направлении органами, организациями и подразделениями системы МВД России проводилась предметная работа по защите ведомственных интересов в судах. Об эффективности этого направления можно судить по состоянию судебно-исковой работы.

На протяжении первого этапа (2007-2013) правовыми подразделениями органов внутренних дел и внутренних войск МВД России осуществлена работа более чем по 220 тысячам исков, в результате чего государственной казне сохранены миллиарды рублей казенных денег.

Так, предъявлено 222 тысячи исков на сумму 4,2 триллиона рублей. Удовлетворено за этот период 109 тысяч исков на сумму почти 11 млрд рублей.

Общий положительный результат состоит в том, что за эти годы юридической службе Министерства удалось добиться в целом снижения общего количества предъявляемых исков.

(Справочно:

в 2007 году предъявлен 71331 иск, из которых удовлетворено 51014 исков;

в 2013 году предъявлено 25605 исков, из которых удовлетворен 8941 иск).

По сравнению с 2007 годом мы сократили количество удовлетворенных судом обращений с 51 тысячи до 9 тысяч (2013 год).

В то же время, несмотря на то, что в период с 2007 по 2010 годы взысканные с органов и подразделений системы МВД России суммы уменьшились более чем в два раза (с 1,6 миллиарда рублей до 700 миллионов рублей), с 2011 года наблюдается тенденция роста взысканных сумм:

в 2011 году взыскано 1,02 миллиарда рублей;

в 2012 году - 3,5 миллиарда рублей;

в 2013 году - 3,03 миллиарда рублей.

На первом этапе реализации Основных направлений основными категориями дел по объему предъявляемых и удовлетворенных требований являлись иски: по обжалованию незаконных действий органов, войск и должностных лиц; о восстановлении на службе; о снятии дисциплинарного взыскания; о взыскании денежных средств за участие в контртеррористической операции; пенсионные споры; страховые споры; неисполнения (ненадлежащего исполнения) органами внутренних дел и внутренними войсками договорных обязательств.

Кроме того, значительной категорией дел являлись иски сотрудников, выполнявших задачи в зоне осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, а также предъявление требований налоговых органов об уплате налога на прибыль подразделениями вневедомственной охраны.

По многим из них, благодаря усилиям юристов МВД России, на первом этапе реализации Основных направлений удалось «сломать» судебную практику. И сегодня многие из этих исков уже в прошлом.

Но жизнь не стоит на месте. И на втором этапе реализации Основных направлений нам приходится констатировать, что количество предъявленных исков к системе МВД России является недопустимо большим.

> >

<ч а а

и и

ч

и «

а

0 «

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и

1 £

а «

§

и

50

Так, в первом полугодии 2014 года к органам и подразделениям системы МВД России предъявлено 12 тысяч 743 иска (-1,3%, АППГ - 12909) на сумму почти 107 млрд рублей (в 2,4 раза больше, чем в первом полугодии 2013 года, АППГ - 44 миллиарда рублей).

Вместе с тем количество удовлетворенных исков по системе МВД России с учетом исков прошлых лет в первом полугодии 2014 года в сравнении с АППГ увеличилось на 11,4 % и составило 4,2 тысячи исков (АППГ - 3835), а сумма по удовлетворенным искам уменьшилась в 9,5 раза и составила около 567 млн

> >

<ч а а

и и

ч

1

а §

I

а §

и а а

о

^

о «

и

¥ а -с

а £

0 «

и

1

£ «

а а

и

рублей (А11111 - 5,4 миллиарда рублей).

Что касается состояния судебно-исковой работы в образовательных организациях системы МВД России, то по сравнению с общероссийскими показателями здесь ситуация относительно благополучна.

Так, в период с 2007 по 2013 годы к ним предъявлено немногим более 1 тысячи исков на сумму 321 млн рублей, из которых удовлетворено 313 исков на сумму 58 миллионов рублей, что составляет 0,5 % от общего количества предъявленных к органам и подразделениям системы МВД России исков и 0,4 % удовлетворенных, по суммам этот показатель также менее 1 %.

В текущем году к образовательным организациям предъявлено 63 иска (+5 %) на сумму 17,9 млн рублей (-35,2 %), из которых с учетом исков прошлых лет удовлетворено 16 исков

(-52,9 %) на сумму 24,6 млн рублей (в 4,2 раза больше, чем в первом полугодии 2013 г.).

Удельный вес удовлетворенных исков от числа рассмотренных по количеству составил 28,1 %, что ниже среднероссийского показателя на 6,8 % (среднероссийский показатель -34,9 %), а по суммам 46,9 % (что в 7 раз выше среднероссийского показателя 6,2 %).

Необходимо отметить, что основную часть удовлетворенных сумм составил проигранный в первом полугодии 2014 года в арбитражном суде Краснодарским университетом МВД России иск на сумму почти 20 миллионов рублей. Без учета этого иска показатель по отношению к общероссийскому у образовательных организаций также оставался бы меньше 1 %.

Одним из немногих видов исков, по которым в целом по России не удалось переломить ситуацию до настоящего времени остаются иски, связанные с обжалованием действий (бездействия) и решений органов, войск и должностных лиц (в порядке статей 1069, 1070

1К РФ) и компенсации вреда, причиненного данными действиями.

В первом полугодии 2014 года предъявлено 2209 таких исков (17,3 % от общего количества предъявленных исков) на сумму 102,9 млрд рублей (96,4 % от общей суммы предъявленных

исков). В сравнении с АПП1 их количество увеличилось на 34,2 %, а суммы возросли в 3,7 раза. Удовлетворено 459 исков этой категории (+30,8 %), что составило 23,4 % в структуре всех удовлетворенных исков. Взысканная судами

сумма составила 8,6 млн рублей (снижение в 1,7 раза) или 6,3 % всех удовлетворенных сумм.

Эта проблема, к счастью, не затронула образовательные организации системы МВД России.

Другой значимой категорией исков в целом по России являются иски о восстановлении на службе. Особенно эта категория исков заявила о себе после проведенного реформирования системы МВД России.

В целом по России предъявлено 1320 исков против 1376 исков за аналогичный период прошлого года. Вместе с тем значительно выросли предъявляемые суммы - 117 млн рублей против 79 млн рублей. Несмотря на то, что количество удовлетворенных

исков снизилось почти в 2 раза - с 106 исков до 65 исков, взысканные суммы остались практически на том же уровне 6,7 млн рублей против 7 млн рублей в первом полугодии 2013 года.

К образовательным организациям системы МВД России по данной категории исков в первом полугодии 2014 года предъявлено 17 исков на сумму 1,8 миллионов рублей, из которых по состоянию на отчетный период (на 1 июля 2014 года) удовлетворенных исков не было.

>

<ч а а

и и

и а а

о

^

о «

и

¥ а -с

а £

0 «

и

1

£ «

а а

I

>

<ч а а

и и

ч

и «

а

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и

1 £

а «

и

Также по России актуальной категорией являются иски о снятии дисциплинарного взыскания.

В первом полугодии текущего года в целом по России предъявлено 450 исков (-10,9 %) против 505 исков за аналогичный период прошлого года на сумму 4,3 млн рублей (-13,8 %, АППГ - 4,9 млн рублей).

Из числа рассмотренных судами удовлетворено 32 иска (-54,3 %, АППГ - 70 исков) на сумму 291 тыс. рублей (+14,6 %, АППГ - 254 тыс. рублей). При этом 215 исков на сумму почти 2 миллиона рублей еще остаются не рассмотренными.

К образовательным организациям системы МВД России по данной категории исков в текущем году иски не предъявлялись.

Оценивая судебно-исковую работу в целом, надо отметить, отношение к судебно-исковой работе на втором

этапе реализации Основных направлений следует менять. Расценивая успехи юридической службы по снижению материальных потерь Министерства как достижение, не надо забывать, что на проблему можно посмотреть с другой стороны.

Учитывая, что 23 % удовлетворенных исков, как было отмечено ранее, - это иски, связанные с незаконными действиями сотрудников органов внутренних дел, это можно расценивать как некачественную работу по профилактике предъявления исковых требований. А именно, по проведению правовой пропаганды, правового консультирования, повышения качества правового контроля. Необходимо осознавать солидарную ответственность с соответствующими руководителями за низкую правовую грамотность и правовую культуру подчиненных им сотрудников.

5. В современных условиях пристальное внимание к вопросам правовой грамотности сотрудников является особо актуальным.

В связи со статьями 27 и 12 Федерального закона «О полиции», согласно которым сотрудник полиции обязан не только знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, но и активно пропагандировать правовые знания.

Должна быть организована регулярная проверка правовых знаний сотрудников. Соответствующий приказ Министра уже издан и с 2012 года реализуется на местах. Так, согласно Порядку организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, одним из видов профессиональной служебной и физической подготовки является правовая подготовка.

Данный шаг представляется весьма важным в свете решения проблемы правового нигилизма на общегосударственном уровне, в том числе в рамках реализации Основ государственной политики Российской Федера-

ции в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом Российской Федерации.

Недостаточная правовая инфор-

>

мированность населения, пассивность в ^

этом вопросе самих правопримените- ^ лей, сотрудников органов внутренних

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дел в том числе, невысокий уровень их а

собственной правовой культуры, отсут- |

ствие или неэффективность каналов ка- ^

чественной передачи информации во ¡^

многих случаях служат причиной гру- ^

бых нарушений закона, ущемления прав |

и свобод граждан. Ц

Поэтому именно правовое про- |

свещение населения и повышение уров- ^

ня общей правовой культуры являются ^

безусловным залогом повышения каче- |

ства законодательства и правосудия, а ^

значит, и качества жизни каждого чело- „а

века. Ц

В этой связи необходимо активи- |

зировать усилия юридической службы в ^

пропаганде правовых знаний, в разъяс- ^

нении нового полицейского законода- ,3

тельства, как среди сотрудников орга- ^

нов внутренних дел, так и среди населе- а

ния. Правовые подразделения должны |

быть координаторами этой работы. ^

В части правового информирования населения, в первую очередь, роль вузов видится здесь в реализации Федерального закона от 21 ноября 2011 года ^ № 324-ФЗ «О бесплатной юридической ^ помощи в Российской Федерации», в 2 том числе посредством создания юри-¡з дических клиник. Юридические клини-| ки могут оказывать бесплатную юриди-^ ческую помощь в виде правового кон-^ сультирования в устной и письменной ^ форме, составления заявлений, жалоб, а ходатайств и других документов правового характера. I В оказании бесплатной

§ юридической помощи юридическими § клиниками участвуют лица, обучаю-| щиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего у профессионального образования, под 1 контролем лиц, имеющих высшее юри-^ дическое образование, ответственных за ® обучение указанных лиц и деятельность § юридической клиники в образователь-¡2 ном учреждении высшего профессио-•Ц нального образования. ^ Во многих образовательных ор-

Ц ганизациях МВД России уже созданы § юридические клиники - это Волгоградом ская, Нижегородская, Омская академии

МВД России, Краснодарский и Санкт-Петербургский университеты МВД России, Воронежский, Казанский, Орловский, Ростовский, Уральский, Уфимский юридические институты МВД России, Новочеркасское суворовское военное училище МВД России.

Думаю, вскоре и остальные учебные заведения последуют их примеру. А задача у всех общая - оказывать гражданам правовую помощь, совмещая этот процесс с мероприятиями в рамках правовой пропаганды: разъяснять законодательство, регулирующее сферу внутренних дел, популяризировать правовые знания в целом. Так что ждем от вас эффективной работы на этом направлении, задел для этого создан.

Кроме того, на образовательные организации МВД России ложится ответственность за формирование нетерпимости к правовому нигилизму, выработке стандартов антикоррупционного поведения у слушателей, будущих сотрудников органов внутренних дел.

Стоит заметить, что повысилась заинтересованность сотрудников образовательных организаций МВД России в проведении и участии в информационно-пропагандистских акциях.

Так, в Тюменском институте повышения квалификации МВД России 21 января 2014 года в рамках общероссийской акции «Студенческий десант», приуроченной ко Дню российского студенчества, была организована экскурсия для группы студентов филиала Московского института государственного управления и права в Тюменской области по территории ТИПК МВД России с посещением кафедр организации расследования преступлений и судебных экспертиз, огневой, физической, тактико-специальной подготовки и оперативного планирования.

В июне 2014 года на загородной учебной базе Воронежского института МВД России работал детский спортивно-оздоровительный лагерь, в котором сто подростков из неблагополучных семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, состоящих на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Воронежской области, не только отдохнули, но и прослушали цикл лекций о правах и обязанностях несовершеннолетних, поучаствовали в правовых викторинах.

В Уральском юридическом институте МВД России на один день курсанты стали инспекторами по делам несовершеннолетних. Совместно с сотрудниками территориальных органов внутренних дел они провели масштабную профилактическую работу с учащимися 23 школ города Екатеринбурга.

Орловским юридическим институтом МВД России в рамках мероприятий по реализации Федеральной целевой программы по безопасности дорожного движения были организованы и проведены акции по безопасности детей на дорогах.

Также активное участие в организации правового информирования приняли представители Барнаульского, Белгородского, Воронежского, Восточно-Сибирского, Орловского, Ростовского, Уфимского юридических институтов МВД России, Нижегородской и Омской

академий МВД России, Краснодарского и Московского университетов МВД России, Астраханского, Грозненского и Елабужского суворовских военных училищ МВД России.

Также свою роль образовательные организации могут вносить и посредством проведения научных исследований по вопросам правовой пропаганды.

В качестве примера хотелось бы привести подготовленное Уфимским юридическим институтом МВД России уникальное научное исследование по теме: «Лексический инструментарий для автоматизированной поисковой системы мониторинга сети Интернет в рамках проведения правовой пропаганды». Разработанный перечень насчитывает свыше 260 терминов и/или словосочетаний, которые строго структурированы, что позволит осуществлять более эффективный поиск в сети Интернет.

Одновременно с этим Уфимским юридическим институтом МВД России специально разработаны алгоритмы ^ (формулы) запросов максимально уве- > личивающие «чистоту» работы про- 2 граммы автоматизированного поиска, а а также обеспечивающие гарантию, что | найденные с ее помощью материалы ^ посвящены вопросам правовой пропа- ^ ганды, правового информирования и ^ правового просвещения. |

На основе данного научного ис- ц, следования в 2015 году будет заплани- а ровано проведение опытно- §

конструкторской работы по автоматиза- а ции представленных алгоритмов. |

Использование результатов научного исследования в деятельности орга- » нов внутренних дел Российской Федера- Ц ции позволит сократить время на поиск в сети Интернет материалов по вопросам § правовой пропаганды, правового ин- § формирования и правового просвеще- | ния, повышению правовой грамотности ^^ сотрудников органов внутренних дел ^ Российской Федерации, федеральных Л государственных гражданских служа- § щих и работников МВД России. 05

Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

>

<ч а а

и и

ч

1

а §

I

а

I

а а

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и

1

£ «

а

а §

и

50

6. Хотелось бы еще остановиться на использовании достижении научно-технического прогресса, как одном из условий повышения результативности правовой работы.

Федеральный закон «О полиции», как известно, в статье 11 закрепил использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем в качестве принципа деятельности полиции и обязал

МВД России обеспечивать возможность использования полицией информационно-телекоммуникационной сети Интернет, АИС, интегрированных банков данных.

К работе по правовой информатизации мы приступили в 2005 году. Центральным здесь стало решение о создании Единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел (ЕИТКС ОВД).

Структура автоматизированной системы правового информирования

СТРАС «Юрист».

АИПС "! 1прл-"|Г)гячмг; VI . эк-пй МВД Рос! АИПС^СудеЗкалкрактнка--АИПС "Юрнднческяе консультации" АИПС "Междужауадныь дагоипр)

Спраночно-правпныв системы общего пользования «Консультант Плюс», «Гар ант», «Кодекс»

Федеральный уровень АИС «ИСКн

М.ё;йрегианал:ьнь1й"и регио нальный уровни АИС «ИСК»

Подразделения центрального аппарата МВД России

<=

ГУ МВД РОССИИ, УТ МВД России по федеральным округам

МВД по республикам, ГУ (У| МВД России по иным субъектам Российской Федерации

ОУМТС,образовательные учреждения и научно-исс ледоват ельские организации системы МВД России

Территориальные органы МВД России на районном уровне

СТРАС «Юршт Регион»

Единый информационный банк "Правовые акты МВД по республикам, ГУ (У) МВД России по иным суб] . Федерации"

АИПС

"Правовые акты МВД по республикам"

Эталонные информационные банки АИПС

"Правовые акты ГУ МВД России по субъекту Российской Федерации"

Эталонные информационные банки

АИПС

"Правовые к ты УМВ Д Ро еенн по

субъекту Ро снйской Федерации"

Эталонные нформационные банки

Региона ль нын ур ов ень

АИС «Мониторинг»

Банки данных '"Законодательство России" "Региональное законе дательство" "Законодательство зарубежных

Единый банк данных "Предтозненнй по совершенствованию правового регулирования"

Единый банк данных "Обзоров, статей, публикаций СМИ"

Единый банк данных "Диссертационных исследований"

Модуль «Пр аво вая эк спер тнза»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

Автоматнзнр ов анные системы ирг анга ацтш пр ав ов ой р а б о т ы

АИПС

"Контроль прохояденняпроектов нормативных правовьгх актов"

АИПС

"Контроль плановыхиеропри:

Региональный ур об ень АИС «Мониторинг» Банк данных "Предложений по совершенствовании правового регулнро]

Банк данных "Обзоров,статен, публикаций СМИ"

Банк данных "Диссертационных нее ледов-

Прошло более 8 лет и сегодня мы имеем ведомственную специализированную территориально распределенную автоматизированную систему «Юрист», в которую входят 4 автоматизированных системы правового назначения. Доступ к ней предоставлен всем регионам России и подразделениям системы МВД России. В настоящий момент более 95 автоматизированных рабочих мест подключено к ведомственной системе правового информирования, обеспечено функционирование специализированной территориально-распределенной автоматизированной системы «Юрист-Регион».

С 2011 года введена в эксплуатацию модернизированная автоматизированная система учета судебных актов -АИС «Иск». Она позволит в режиме «on-line» иметь доступ к каждому иску, поставленному на учет.

7. В заключение о проделанной организационной работе по реализации Основных направлений.

В целом за первый период реализации Основных направлений (2007-2013 гг.) общая штатная численность юридической службы МВД России увеличилась на 2205 единиц или на 31,5 % и по состоянию на 1 января 2014 г. составляла 6998 единиц.

Вместе с тем, к сожалению, следует отметить, что рост штатной численности правовых подразделений МВД России произошел, в том числе и за счет увеличения количества должностей федеральных государственных гражданских служащих и должностей категории «работник».

За первое полугодие 2014 года по сравнению с АППГ штатная численность правовых подразделений увеличилась на 247 единицы или на 3,6 % и по состоянию на 1 июля 2014 г., по данным ГИАЦ МВД России, составила 7132 единиц.

Кроме того, в 2014 году в наши ряды «влились» 82 должности юристов территориальных органов МВД России, расположенных в Крымском федераль-

ном округе, и 3 штатные должности Крымского филиала Краснодарского университета МВД России.

Что касается качественного состава, то по состоянию на 1 января 2014 года в целом по России из 6998 единиц юристов правовых подразделений МВД России аттестованные должности составляли 63,7 % - 4459 единицы, федеральные государственные гражданские служащие 4,3 % - 302 единицы и работники 32 % -2237 единицы.

Штатная численность юристов в образовательных организациях системы МВД России на первом этапе реализации Основных направлений увеличилась всего лишь на 6 единиц (с 118 до 124), то есть на 4,8 %. Немного, но обнадеживает тенденция роста.

Как положительный пример хочется отметить Нижегородскую академию МВД России, в которой в 2013 году при сокращении 1 должности категории > «работник» введено 3 должности сотруд- ® ников. а

<5

За первое полугодие текущего го- &

да численность юристов в правовых под- ^

разделениях образовательных организа- ¡^

ций системы МВД России увеличилась ^

еще на 2 единицы (образован филиал §

Ростовской школы служебного собако- Ц

водства в Подмосковье, где и введены 2 |

эти единицы). Также, как было отмечено |

выше, во вновь образованном Крымском ф

филиале Краснодарского университета §

МВД России введены 3 штатные должно- ^

сти юристов. ^

Качественный состав юристов в Ц

образовательных организациях системы 0

МВД России по состоянию на 1 полуго- §

дие 2014 года представлен следующим а образом: из 129 должностей юристов

81,5 % (105 единиц) это аттестованные и ^

18,5 % (24 единицы) вольнонаемные со- Л

трудники. §

Из приведенных цифр видно, что 05 качественный состав должностей юридической службы в образовательных организациях системы МВД России имеет привилегированный характер, чем в це-

лом по России. Все это в совокупности с общим интеллектуальным потенциалом образовательных организаций позволяет ставить более масштабные задачи и вносить более весомый вклад в правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел.

Значительные изменения на первом этапе реализации Основных направлений претерпела материально-техническая база правовых подразделений по России в целом. В основной своей массе правовые подразделения обеспечены отдельными кабинетами, компьютерной техникой. В распоряжении некоторых из них имеется автомобильный транспорт.

Что касается образовательных организаций, то по результатам проведен-^ ного нами анализа предоставленных вами ^ в наш адрес сведений, можно сказать, что § из 28 образовательных организаций сис-^ темы МВД России в 19 - правовым под-ц разделениям выделены отдельные слу-^ жебные кабинеты для руководителей ^ правовых подразделений и служебные ^ помещения для юрисконсультов; в 3 - по

« а

¥ а -с а

I

о

^

0 «

и

1 £

а «

Также хотелось бы довести до вашего сведения, что два месяца назад мы

одному помещению в целом для правового подразделения (Барнаульский юридический институт МВД России, Волгоградская академия МВД России, Омская академия МВД России); во всех 6 образовательных организациях, имеющих по штату одну должность помощника начальника по правовой работе (старшего юрисконсульта), также выделены отдельные помещения (Уфимская ШПСК МВД России, Астраханское, Грозненское, Ела-бужское, Санкт-Петербургское, Читинское СВУ МВД России).

Служебные автомобили закреплены только за 4 правовыми подразделениями (Московский университет МВД России, Нижегородская академия МВД России, Орловский юридический институт МВД России, Уфимский юридический институт МВД России), остальным - служебный транспорт предоставляется по мере служебной необходимости. Автоматизированными рабочими местами, подключенными к СТРАС «Юрист», оборудованы все 28 правовых подразделений образовательных организаций.

подвели итоги Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди со-

По состоянию на 1 января 2014 г. за первый период реализации Основных направлений (2007 - 2013 гг.) общая штатная численность юридической службы МВД России увеличилась на 2205 единиц (на 31,5%) и составляла 6998 единиц.

трудников правовых подразделений органов внутренних дел Российской Федерации на звание «Лучший по профессии» в 2014 году.

Большое спасибо хотелось бы выразить образовательным организациям, принявшим и обеспечившим проведение на высоком организационном уровне конкурсные испытания второго этапа конкурса «Лучший по профессии».

К сожалению, приказом МВД России от 21 октября 2005 г. № 850

«Об утверждении Положения о конкурсах профессионального мастерства среди сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на звание «Лучший по профессии» не предусмотрено участие сотрудников образовательных организаций в таких конкурсах, но, учитывая огромное желание образовательных организаций участвовать в них, мы будем работать над этой проблемой.

:: :: ::

ЛИТЕРАТУРА

1. Минюст России, Следственный комитет Российской Федерации, ФСБ России, ФСИН России, Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации, Федеральная таможенная служба Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

© Авдейко А. Г.

УДК 340

А. Н. КОНОНОВ, заместитель начальника Договорно-правового департамента МВД России - начальник организационного управления, доктор юридических наук, профессор, полковник внутренней службы (г. Москва)

РАССМОТРЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ. ОБМЕН ОПЫТОМ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

1. Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса организации правовой работы в образовательных организациях МВД России, считаю необходимым вернуться к вопросу определения понятия, цели и принципов правовой работы, присущих всем ее субъектам, независимо от отраслевой принадлежности.

До сих пор в нормативных источниках нет официально закрепленного термина «правовая работа». В целом по результатам рассмотрения его трактовок в различной юридической литературе можно сформулировать общее определение понятия правовая работа, выраженная в практической деятельности уполномоченных лиц по созданию и применению правовых средств для дос-

>

<ч а а

и и

ч

и «

а

о «

и

¥ а -с

а £

о

^

0 «

и

1

£

а «

и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.