Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании деятельности кадровых подразделений органов внутренних дел в Российской Федерации (на материалах практики управления по работе с личным составом ГУ мвд России по Свердловской области)'

К вопросу о совершенствовании деятельности кадровых подразделений органов внутренних дел в Российской Федерации (на материалах практики управления по работе с личным составом ГУ мвд России по Свердловской области) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1676
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАДРОВЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ПОЛИЦИЯ / МНЕНИЯ ВЕДУЩИХ ПРАКТИКОВ / ACTIVITY / PERSONNEL DIVISIONS OF LAW-ENFORCEMENT BODIES / PROBLEMS OF PERFECTION OF THE LEGISLATION / POLICE / OPINIONS OF LEADERS PRACTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бердников Виктор Юрьевич

В статье с использованием метода системного анализа законодательства Российской Федерации, основываясь на общепринятом понятии «деятельность кадровых подразделений органов внутренних дел», а также на материалах практики Управления по работе с личным составом ГУ МВД России по Свердловской области, определяются проблемные вопросы совершенствования деятельности кадровых подразделений органов внутренних дел Российской Федерации. Даны предложения по совершенствованию федерального законодательства в этой сфере общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бердников Виктор Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of improvement of recruitment departments of Internal Affairs of the Russian Federation (based on the practice of the Office of the Personnel of the MIA General Administration for Sverdlovsk Region)

On the basis of the analysis of the legislation of the Russian Federation, being based on the standard understanding of terms «activity» of personnel divisions of law-enforcement bodies in the Russian Federation, in particular on materials of practice of Management on work with staff Central administrative board the Ministry of Internal Affairs of Russia on Sverdlovsk area of the Russian Federation are defined problem questions of perfection of their activity. Offers on perfection of the federal legislation in this sphere of public relations are given.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании деятельности кадровых подразделений органов внутренних дел в Российской Федерации (на материалах практики управления по работе с личным составом ГУ мвд России по Свердловской области)»

вестник уральского юридического института мвд россии

актуальные вопросы правоохранительной деятельности

удк 342.92

К вопросу о совершенствовании деятельности кадровых подразделений органов внутренних дел в Российской Федерации

(на материалах практики Управления по работе с личным составом ГУ МБД России по свердловской области)

Бердников Виктор Юрьевич,

начальник Управления по работе с личным составом ГУ МБД России по Свердловской области, генерал-майор внутренней службы

e-mail: uris315@mail.ru

В статье с использованием метода системного анализа законодательства российской Федерации, основываясь на общепринятом понятии «деятельность кадровых подразделений органов внутренних дел», а также на материалах практики Управления по работе с личным составом ТУ МВд россии по свердловской области, определяются проблемные вопросы совершенствования деятельности кадровых подразделений органов внутренних дел российской Федерации. Даны предложения по совершенствованию федерального законодательства в этой сфере общественных отношений.

Ключевые слова: деятельность; кадровые подразделения органов внутренних дел; проблемы совершенствования законодательства; полиция; мнения ведущих практиков.

To the question of improvement of recruitment departments of Internal Affairs of the Russian Federation

(based on the practice of the Office of the Personnel of the MIA General Administration for Sverdlovsk Region)

Berdnikov Victor Yurievich, The Head of the Office of the Personnel of the MIA General Administration for Sverdlovsk Region, Major-general of the internal service

On the basis of the analysis of the legislation of the Russian Federation, being based on the standard understanding of terms «activity» of personnel divisions of law-enforcement bodies in the Russian Federation, in particular on materials of practice of Management on work with staff Central administrative board the Ministry of Internal Affairs of Russia on Sverdlovsk area of the Russian Federation are defined problem questions of perfection of their activity. Offers on perfection of the federal legislation in this sphere of public relations are given.

Key words: activity; personnel divisions of law-enforcement bodies; problems of perfection of the legislation; police; opinions of leaders practice.

В настоящий период вопросы совершенствования деятельности кадровых подразделений органов внутренних дел Российской Федерации (далее - ОВД РФ) приобретают особую актуальность, во-первых, в связи с проблемами, характерными для всей системы подготовки кадров ОВД РФ; во-вторых, в условиях проведения административной реформы, ориентированной на модернизацию действующей системы государственного управления; в-третьих, в связи с совершенствованием деятельности кадровых подразделений ОВД РФ, которая является важнейшей гарантией укрепления законности и правопорядка, крайне необходимых в процессе формирования юридических и социально-политических основ правовой государственности; в-четвертых, с обеспечением в целом благоприятной среды для развития этого института. В современных условиях реформирования ОВД РФ [1] более чем двадцатилетний поиск и попытки российского законодателя сформировать правовую базу по исследуемой теме завершились принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 г. «О полиции» [2] и ряда других нормативных правовых актов. Однако они не внесли ожидаемого результата в систему административно-правового регулирования общественных отношений, возникающих в данной сфере. Это во многом объясняется сложностью названных отношений. Несмотря на активизацию процесса реформирования полицейского законодательства, система нормативных актов по названным проблемам все еще не отличается единством; она характеризуется множеством пробелов и противоречий, что порождает большое число различных теоретических концепций и трудностей правоприменительной практики. Законодатель с помощью Федерального закона «О полиции» пытался завершить концептуальные дискуссии, но, к сожалению, его стремление в какой-то степени только обострило названные проблемы законодательства.

Именно в этих условиях изучение вопросов совершенствования деятельности кадровых подразделений ОВД РФ имеет особую значимость.

Определение понятия «деятельность» и его правильное использование, на наш взгляд, имеет весьма существенное значение для эффективной работы кадровых подразделений ОВД РФ. В юридической литературе существуют различные точки зрения по данной дефиниции. К примеру, «деятельность кадровых подразделений по отбору граждан на службу в ОВД заключается в изучении граждан - кандидатов на службу в ОВД, т. е. состоит в изучении морально-этических, психологических, деловых и личных качеств кандидатов на службу и выявлении из их числа лиц, отвечающих специальным требованиям, предъявляемым к сотрудникам ОВД, в целях назначения на должности рядового и начальствующего состава ОВД» [3]. Вместе с тем изучение данной дефиниции является своеобразным инструментом для совершенствования системы правовых отношений в деятельности кадровых подразделений ОВД РФ, но это тема отдельного исследования и другой статьи. Отметим, что деятельность - это «работа, занятия, труд» [4]. В сложном и с территориальной, и с национальной точек зрения государстве, таком как Россия,

иметь реально функционирующую кадровую структуру необходимо, но дефинировать ее деятельность только с позиции предусмотренных законодательством мер профессионального отбора, на наш взгляд, не совсем корректно.

В этой связи несомненную ценность представляет анализ практики деятельности кадровых подразделений органов внутренних дел на региональном уровне. К примеру, в соответствии с ведомственными нормативно-правовыми актами, решением коллегии Главного управления МВД России по Свердловской области (далее - ГУ МВД России по СО) от 18 января 2013 г. №1 КУ/1, утвержденным приказом ГУ МВД России по СО от 26 января 2013 г. № 64 «Об объявлении решения коллегии ГУ МВД России по СО от 18 января 2013 г. № 1 КУ/1» [5] приоритетными направлениями деятельности Управления по работе с личным составом (далее - УРЛС ГУ МВД России по СО) в течение 2013 г. [6] были определены: укрепление профессионального кадрового состава органов внутренних дел СО, обеспечение эффективного формирования, подготовки и использования кадрового резерва должностей начальствующего состава, повышение профессионального уровня сотрудников, обеспечение эффективного обучения личного состава в системе профессиональной служебной и физической подготовки, усиление воспитательной работы с личным составом и профилактики нарушений автотранспортной дисциплины, реализация комплекса мер по проведению профилактической работы с личным составом по предупреждению правонарушений, преступлений, чрезвычайных происшествий и дисциплинарных проступков, укрепление системы антикоррупционной защиты и устойчивости органов внутренних дел СО.

По итогам анализируемого года некомплект личного состава составил 1477 единиц или 5,8 %. На службу в органы внутренних дел принято 1335 человек (аналогичный период предыдущего года (далее - АППГ) -1363). Уволено из ОВД за 2013 г. - 1368 (АППГ - 1054).

Ненадлежащим образом организована работа по комплектованию вакантных должностей в таких территориальных органах МВД России по муниципальным образованиям СО, как Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ОМВД России) по городу Березовскому - некомплект составляет 16 единиц (7,8 %), Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ММО МВД России) «Заречный» - 42 единицы (13,0 %), ММО МВД России «Нижнесергинский» - 20 единиц (9,8 %), ММО МВД России «Ревдинский» - 19 единиц (9,0 %), ММО МВД России «Сысертский» - 22 единицы (9,5 %). Положительные показатели в вопросе комплектования имеют ряд ОВД СО, где некомплект не превышает 3 %: Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ММУ МВД России) «Нижнетагильское», ОМВД России по городу Лесной, ММО МВД России «Камышловский» и «Красноуфимский».

В 2013 г. прошли первоначальную подготовку 1004 сотрудника, в т. ч. в учебных заведениях МВД России -82. На обучение в Центре профессиональной подготов-

ки ГУ (далее - ЦПП ГУ) набрано 38 учебных групп общим количеством 973 человека. Находится на обучении на базе ЦПП ГУ МВД России по СО в настоящее время 372 сотрудника, в образовательных организациях МВД России (Филиал Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России (далее - ВИПК МВД России) г. Набережные Челны, Уфимская школа служебного собаководства, п. Видное) обучаются 45 сотрудников. Не прошли первоначальное обучение в установленные сроки 17 сотрудников. Наибольшее количество сотрудников, не направленных на первоначальное обучение в установленные сроки, в УМВД России по городу Екатеринбургу (7), Федеральном государственном казенном учреждении «Управление вневедомственной охраны ГУ МВД России по Свердловской области» (далее - УВО ГУ МВД России по СО), ММУ МВД России по Новоуральскому городскому округу и муниципальному образованию «поселок Уральский» (2).

На базе ЦПП ГУ в 2013 г. в рамках дополнительного профессионального образования на учебных сборах по отдельным должностным категориям обучено 539 человек.

Количество сотрудников, прошедших стажировку по месту службы, - 522.

На первоначальное обучение, повышение квалификации и профессиональную переподготовку в образовательных учреждениях МВД России в 2013 г. направлено 399 человек (выполнение плана - 100 %).

На базе Уральского юридического института МВД России (далее - УрЮИ МВД России) с использованием системы дистанционных образовательных технологий МВД России обучено 773 сотрудника основных профильных служб ГУ МВД России по СО.

В 2013 г. проведено 6 заседаний научно-практической секции ГУ МВД России по СО, в ходе которых дана оценка научно-исследовательским работам: УрЮИ МВД России (19 заявок), Омской академии МВД России (12 заявок), Орловского юридического института (3 заявки), ФГКУ «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (2 заявки, 2 внеплановые работы), выполненным в интересах структурных подразделений ГУ МВД России по СО в 2013 г. С целью проверки и оказания практической помощи по вопросам научного обеспечения, выявления и применения положительного опыта осуществлены выезды в УМВД по городу Екатеринбургу, ОМВД России по городу Первоуральску, ММО МВД России «Верхнепышминский» и ММО МВД России «Невьянский».

В период с 11 ноября по 22 ноября 2013 г. подведены итоги работы по организации профессиональной служебной и физической подготовки и приняты зачеты у всего личного состава ОВД СО. Общая оценка уровня профессиональной подготовки сотрудников ГУ МВД России по СО - «удовлетворительно». Из 41 территориального органа, подвергнутого проверке, в период работы комиссии ГУ МВД России по СО общую оценку «неудовлетворительно» получили 3 территориальных органа МВД России по муниципальным образованиям Свердловской области (далее - МО СО): МО МВД России «Ревдинский», «Заречный» и «Сысертский».

Согласно Единому календарному плану Всероссийских спортивных мероприятий МВД России на 2013 г. сборная команда ГУ МВД России по СО приняла участие в 11 лично-командных чемпионатах МВД России, входящих в зачет Спартакиады МВД России по служеб-но-прикладным видам спорта. В рамках Спартакиады Свердловской областной организации «Динамо» команда ГУ МВД России по СО приняла участие в 18 различных первенствах.

Для поддержания морально-психологического состояния сотрудников ОВД СО, обеспечивающего готовность и успешное выполнение поставленных задач в повседневных условиях и при чрезвычайных обстоятельствах, реализован комплекс мер, способствующих формированию положительного социально-психологического климата в служебных коллективах.

К первоочередным мерам профилактики относятся: повышение качества отбора кандидатов на службу в ОВД, выявление лиц с корыстной мотивацией с применением полиграфа и ранее уволенных по отрицательным основаниям.

Проведено 912 исследований (АППГ - 847) по изучению социально-психологического климата и рейтинга руководителей в 700 служебных коллективах (АППГ -649), по результатам которых выявлено 477 коллективов с благоприятным климатом (АППГ - 424), 191 - неустойчивым (АППГ - 189), 30 - среднеблагоприятным (АППГ -33) и 2 - неблагоприятным (АППГ - 3).

Несмотря на принимаемые меры по профилактике аутоагрессивного поведения среди личного состава ОВД, в 2013 г. зарегистрировано 2 суицида (АППГ - 1) -в ММО МВД России «Невьянский» и ОМВД России по Артемовскому району. Основной причиной совершения самоубийств являются семейные конфликты.

Принимаемые меры по формированию правового сознания сотрудников ОВД СО, по образовательно-воспитательному воздействию на личность сотрудника не позволили в полном объеме решить задачи развития устойчивых нравственных и профессиональных качеств сотрудников ОВД СО.

В результате повышения требовательности к соблюдению дисциплины, ужесточения спроса возросло число сотрудников, привлеченных к дисциплинарной ответственности.

Так, по итогам 2013 г. меры дисциплинарного воздействия применены к 6594 сотрудникам, т. е. практически каждый четвертый из личного состава ОВД СО имеет действующее дисциплинарное взыскание.

Активизация работы по предупреждению, выявлению и пресечению на ранней стадии правонарушений должностных лиц на 21,2 % увеличила количество сотрудников, привлеченных к ответственности за дисциплинарные проступки, связанные с нарушением законности неуголовного характера, в расчете на 1 тыс. личного состава данный показатель составил 14,8 %. За нарушение норм уголовно-процессуального законодательства дисциплинарные взыскания наложены на 1248 сотрудников.

На 13,8 % увеличилось количество сотрудников, допустивших различные нарушения служебной дисциплины (2012 г. - 3361 чел.; 2013 г. - 3861 чел.). Целе-

направленная и систематическая работа должностных лиц начальствующего состава по борьбе с проявлениями пьянства в служебных коллективах способствовала снижению на 34,3 % злоупотреблений сотрудниками спиртными напитками (в расчете на 1 тыс. личного состава - 1,7).

Была отмечена позитивная тенденция снижения количества сотрудников, совершивших преступления. Число должностных лиц рядового и начальствующего состава ОВД СО, подвергнутых уголовному преследованию, снизилось на 23 % и составило 93 чел. (2012 г. -121 чел., 2011 г. -123 чел.).

Более чем на 30 % снизилось количество преступлений общеуголовной направленности, несмотря на незначительный рост общего количества должностных преступлений на 1,2 %, произошло заметное снижение преступлений по следующим составам:

- злоупотребление должностными полномочиями -на 66,7 % (5, АППГ - 15);

- получение взятки - на 57 % (9, АППГ - 21);

- превышение должностных полномочий - на 26 % (17, АППГ - 23).

По итогам 12 месяцев 2013 г. с участием сотрудников ОВД СО произошло 638 дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), из них по вине сотрудников допущено 206. В состоянии алкогольного опьянения сотрудниками совершено 22 ДТП (АППГ - 26, - 15,4 %), все - при управлении личным транспортом.

С целью ужесточения контроля за состоянием дорожно-транспортной дисциплины, своевременного выявления скрытых сотрудниками ОВД СО фактов грубого нарушения Правил дорожного движения (далее -ПДД), в части совершения ДТП, управления транспортными средствами в состоянии опьянения с апреля 2013 г. сотрудниками инспекции по личному составу УРЛС ГУ МВД России по СО налажено взаимодействие с УГИБДД ГУ МВД России по СО по проведению еженедельных сверок по базам учета административных нарушений.

В ходе совместной работы сотрудниками инспекции по личному составу УРЛС и УГИБДД ГУ МВД России по СО в 2013 г. выявлено более 6,5 тыс. нарушений ПДД, допущенных сотрудниками территориальных органов МВД России по муниципальным образованиям Свердловской области.

При анализе выявляемых нарушений ПДД установлены 23 ДТП с участием сотрудников, за которые последние привлечены к административной ответственности, причем в 5 ДТП сотрудники находились в состоянии опьянения либо отказались от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Кроме того, по результатам сверок выявлено 11 фактов управления сотрудниками личным автотранспортом в состоянии опьянения.

За допущенные просчеты в организации работы с личным составом за 12 месяцев 2013 г. к дисциплинарной ответственности привлечено 670 руководителей различного уровня (АППГ - 603).

В целях совершенствования и соблюдения положений антикоррупционного законодательства, а также предупреждения правонарушений и преступлений

коррупционного и экономического характера, совершаемых сотрудниками ОВД, в срок до 30 апреля 2014 г. был организован сбор сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников ОВД СО, а также членов их семей.

Далее ежеквартально проводился мониторинг морально-психологического состояния личного состава и социально-психологического климата в служебных коллективах указанных подразделений. Результаты мониторинга, а также социометрического статуса в обязательном порядке учитывались при назначении на вышестоящие должности и включении в кадровый резерв для замещения руководящих должностей в ОВД СО. Вместе с тем организовались выезды подчиненных сотрудников в территориальные органы МВД России по МО СО, имеющие неудовлетворительные результаты по профессиональной служебной и физической подготовке по результатам проведения итоговой проверки за 2013 г., с целью осуществления контроля названных органов за устранением недостатков и оказания практической помощи.

Была продолжена практика еженедельного обмена информацией с УРЛС ГУ МВД России по СО о наличии фактов нарушения ПДД, допущенных сотрудниками ОВД СО. Обеспечено проведение медицинских осмотров водителей и проверка технического состояния транспортного средства (далее - ТС) при выезде (возвращении) служебного автотранспорта на линию. Не допущено случаев непринятия мер по зафиксированным средствами автоматической фиксации фактам нарушений ПДД, совершенных водителями ТС ОВД.

В целях исключения случаев необоснованного затягивания сроков оформления кандидатов на службу в ОВД обеспечено проведение психофизиологических обследований Центром психодиагностики не позднее 5 рабочих дней с момента их обращения. При этом проанализирован ход выполнения запланированных мероприятий, направленных на профилактику правонарушений и чрезвычайных происшествий среди личного состава в 2013 г. Результаты были рассмотрены на оперативных совещаниях с заслушиванием и принятием мер дисциплинарного характера к руководителям подразделений и служб, допустивших просчеты в организации воспитательной и профилактической работы.

Ежеквартально проводились сверки со следственными отделами Следственного комитета РФ, судами по фактам возбуждения уголовных дел в отношении сотрудников ОВД в целях своевременного проведения служебных проверок по фактам совершения преступлений, с рассмотрением причин и условий, способствующих проступкам, а также оценки роли руководителей в проведении профилактической и воспитательной работы с личным составом. Результаты сверок предоставляли в инспекцию по личному составу УРЛС ГУ МВД России по СО в срок до 15 числа месяца, следующего за кварталом. Также предоставлялись заключения служебных проверок по всем фактам чрезвычайных происшествий с участием личного состава, в том числе ДТП с участием сотрудников названного подразделения, задержания при управлении ТС в состоянии алкогольного опьянения, отказа от прохожде-

ния медицинского освидетельствования на состояние опьянения, в инспекцию по личному составу УРЛС ГУ МВД России по СО в течение 7 дней с даты утверждения заключения. В целях профилактической работы с личным составом по предупреждению правонарушений, преступлений, чрезвычайных происшествий и дисциплинарных проступков каждый факт чрезвычайного происшествия с участием сотрудников полиции, связанный с применением оружия, ДТП с тяжелыми последствиями, по фактам преступлений, имеющих широкий общественный резонанс, рассматривался на общих собраниях личного состава подразделений; о принимаемых к виновным сотрудникам мерах информировался весь личный состав. При подборе и расстановке кадров тщательно изучались данные личности кандидата, принимались меры по выявлению предусмотренных федеральным законодательством оснований, препятствующих назначению на должность, а также иных фактов, свидетельствующих о невозможности лица по морально-деловым и нравственным качествам занимать соответствующее должностное положение. В целях снижения текучести кадров, закрепления сотрудников на службе организовано эффективное взаимодействие с общественными организациями и внедрение в практику повседневной деятельности положительного опыта сотрудничества с ветеранами по профессиональному и патриотическому воспитанию личного состава.

Таким образом, предложенная организационно-правовая модель способствует выявлению проблемных аспектов в деятельности кадровых подразделений ОВД РФ. Наиболее проблемными в настоящее время являются вопросы комплектования подразделений до-рожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ДПС ГИБДД) и должностей участковых уполномоченных полиции (далее - УУП).

Так, если по состоянию на 1 января 2012 г. некомплект в подразделениях ДПС составлял 6,7 %, то по итогам 2012 г. он вырос до 7,5 %, а по итогам 4 месяцев 2013 г. составил уже 7,8 %.

В подразделениях УУП динамика аналогична: если на начало 2012 г. некомплект составлял 5,6 %, то на конец 2012 г. некомплект вырос до 7,9 %, по результатам 4 месяцев 2013 г. составил 11 %.

Значительные трудности с комплектованием должностей УУП, особенно в сельской местности, и инспекторского состава ДПС ГИБДД сопряжены с жесткостью квалификационных требований, установленных ст. 9 Федерал ьного закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [7]. В частности, по указанным должностям и УУП, и инспекторов ДПС категории среднего начальствующего состава в качестве обязательного требования установлено наличие высшего профессионального юридического образования.

В результате порой возникает парадокс - инспектор ДПС категории младшего начальствующего состава со средним образованием может самостоятельно рассматривать материал об административном правона-

рушении, а офицер на должности инспектора ДПС уже должен иметь только высшее образование, и то определенного профиля. Кроме того, в отдаленных районах практически невозможно найти кандидатов с высшим юридическим образованием, соответствующих другим требованиям закона - по возрасту, - их просто нет.

В то же время сегодня в подразделениях ГУ МВД России по СО больше 10 % действующих сотрудников имеют среднее специальное юридическое образование, по разным причинам в свое время они не продолжили повышение образовательного уровня. Число кандидатов на службу со средним специальным юридическим образованием также существенно.

Здесь представляется возможным и целесообразным выход с законодательной инициативной о внесении изменений в Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФи внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [7], позволяющих прием и назначение на должности среднего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях, лиц со средним специальным юридическим образованием.

При этом возможно даже это разрешение сделать в виде временного положения, на период 3-4 года, чтобы имелся временной промежуток для получения лицами со средним специальным юридическим образованием высшего образования.

Проблемным является вопрос о принижении роли кадровых аппаратов в деятельности ОВД. Так, если до реорганизации руководитель кадрового аппарата территориального ОВД являлся одновременно заместителем начальника территориального органа и, соответственно, обладал рядом организационно-распорядительных полномочий, то в настоящее время его статус понижен до помощника начальника территориального ОВД на районном уровне. В ОВД на региональном и межрегиональном уровнях принижение статуса еще более существенно - руководитель кадрового аппарата является всего лишь начальником одного из структурных подразделений.

Говорить о каком-либо управленческом влиянии на кадровую ситуацию со стороны кадровых подразделений в данном случае не представляется возможным.

Для исправления ситуации целесообразно внести изменения в указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» [8], предусмотрев возможность наличия в территориальном органе четырех заместителей, в т. ч. одного из них - заместителя -начальника управления (отдела, отделения, группы) по работе с личным составом.

В ходе реорганизации в рамках сокращения административно-управленческого аппарата ряд территориальных ОВД по МО утратили свой статус самостоятельного территориального органа и вошли в состав вновь созданных межмуниципальных отделов на правах отделов и отделений полиции.

Данная реорганизация негативно повлияла на организацию работы с кадрами в территориальных ОВД и не повлекла за собой существенного сокращения управленческого аппарата.

Так, в каждом из отделов полиции помимо начальника имеются также два его заместителя, начальник тыла, начальник следственного подразделения, созданного для обслуживания территории отдела полиции, а также начальники структурных подразделений, дублирующие начальников структурных подразделений непосредственно в территориальных органах (например, начальник подразделения уголовного розыска, начальник службы УУП, другие начальники есть и в территориальном органе, и в отделе полиции).

Единственное исключение составляют кадровые подразделения - в составе отделов полиции их создание не предусмотрено. В результате в отделах полиции, находящихся порой на значительном, 40-50 км, расстоянии от территориального отдела, возникают существенные сложности с организацией кадровой работы вообще и работы с кандидатами на службу в ОВД в частности, кандидату для решения вопросов трудоустройства необходимо добираться до головного отдела, что связано с транспортными расходами и существенными затратами времени, порой прямого транспортного сообщения общественным транспортом между населенными пунктами нет.

Помимо того, начальники межмуниципальных территориальных органов оказались в сложном положении - им необходимо осуществл ять взаимодействие одновременно с несколькими органами прокуратуры, несколькими подразделениями Следственного комитета, несколькими администрациями МО, что негативно сказывается на управленческих функциях руководителя территориального органа.

В качестве решения вопроса считаем целесообразным предложить возврат к прежней модели, когда зона ответственности территориального органа совпадает с границами существующего административно-территориального деления.

Складывающаяся практика в ОВД (кадровая ситуация в других регионах РФ) показывает, что в числе существенных факторов, послуживших причинами чрезвычайных ситуаций среди личного состава, например, в Санкт-Петербурге и г. Казани, являются следующие [6]:

1. При подготовке и издании приказа МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России» [9], определяющего организационно-штатные структуры органов и подразделений внутренних дел в структуре отделов полиции, созданных на базе районных УВД-ОВД в городах с районным делением или на территориях МО, численность населения в которых меньше установленной нормативной численности, не были предусмотрены должности кадровых работников.

В результате кадровое обеспечение в созданных в формате новой организационно-штатной структуры отделах полиции на постоянной основе не осуществляется, т. к. штатные подразделения по работе с личным

составом созданы только в головных подразделениях, как правило, находящихся на значительном расстоянии от отделов полиции. При этом штатная численность отделов полиции по сравнению с ранее действовавшей структурой УВД-ОВД снизилась незначительно и зачастую превышает 100 единиц.

Одним из путей решения данной проблемы является переработка штатных структур отделов полиции с предусмотрением штатных должностей кадровых работников и последующим укомплектованием введенных должностей за счет перераспределения численности кадровых подразделений головных территориальных органов внутренних дел.

2. В ходе проведения реформы органов внутренних дел был существенно снижен статус руководителей подразделений по работе с личным составом. Если до проведения реформы данные руководители являлись заместителями начальников территориальных ОВД и были наделены соответствующими властными полномочиями, то в настоящее время статус помощников не позволяет в полной мере осуществлять руководство кадровой работой в структурных подразделениях территориальных ОВД.

3. При подготовке и издании приказа МВД России от 19 декабря 2011 г. № 1258 «Об утверждении Порядка установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам органов внутренних дел РФ» [10] и приказа МВД России от 19 декабря 2011 г. № 1259 «Об утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел РФ, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы, и размеров надбавки по этим должностям» [11], устанавливающих категории сотрудников, имеющих право на установление выплат за особые достижения в службе и надбавок за особые условия службы, была упущена категория руководителей отделов полиции.

В результате уровень денежного довольствия начальников отделов полиции, руководящих самостоятельными структурными подразделениями, и их заместителей в настоящее время ниже подчиненных им сотрудников, получающих надбавки за особые условия службы.

Так, к примеру, денежное довольствие начальника отдела полиции в г. Екатеринбурге, имеющего специальное звание «подполковник полиции» и стаж службы до 20 лет, за март 2012 г. составляет 55 723 рубля, его заместителя (специальное звание и стаж службы аналогичны) - 52 695 рублей. При этом у находящихся у них в подчинении и имеющих такие же специальные звания и стаж службы начальника отдела уголовного розыска размер денежного довольствия составляет 60 975 рублей, у начальника отдела УУП - 54 765 рублей.

Данный перекос не позволяет осуществлять качественный отбор кандидатов для замещения должностей начальников и заместителей начальников отделов полиции, т. к. при назначении на вышестоящую должность и значительном увеличении уровня ответственности размер денежного содержания сотрудников снижается, что также является причиной существенной

текучести кадров по данной категории должностей.

Интерес представляет мнение ведущих практиков, в частности, генерал-лейтенанта полиции М. А. Бородина - начальника ГУ МВД России по Свердловской области [6]. Он считает необходимым внести соответствующие изменения в приказ МВД России от 19 декабря 2011 г. № 1258 «Об утверждении Порядка установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам органов внутренних дел РФ» [12], предусмотрев выплату надбавки за особые достижения в службе для начальников отделов полиции и их заместителей (отметим, на территории СО численность начальников отделов полиции составляет 36 единиц, их заместителей - 72 единицы).

Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что назрела настоятельная необходимость четкой регламентации деятельности кадровых подразделений органов внутренних дел в Российской Федерации.

Список литературы

1. О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 // СЗ РФ. - 2009. - № 52 (ч. 1). -Ст. 6536.

2. Российская газета. - 2011. - 8 февр.

3. О порядке отбора граждан на службу в органы внутренних дел Российской Федерации: метод. пособие. - СПб., 2008.

4. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под общ. ред. С. И. Ожегова. - М., 1973.

5. Решение коллегии Главного управления МВД России по Свердловской области от 18 января 2013 г. № 1 КУ/1 «Об объявлении решения коллегии ГУ МВД России по СО от 18 января 2013 г. № 1 КУ/1»: утверждено приказом ГУ МВД России по СО от 26 января 2013 № 64 // Текущий архив ГУ МВД России по Свердловской области. - Екатеринбург, 2014.

6. Справочно-аналитические материалы ГУ МВД России по Свердловской области // Текущий архив ГУ МВД России по Свердловской области. - Екатеринбург, 2014.

7. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ: Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ // СЗ РФ. - 2011. - № 49 (ч. 1).

8. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. // Российская газета. -2011. - 2 марта.

9. О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России: приказ МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333 // Текущий архив ГУ МВД России по Свердловской области. - Екатеринбург, 2014.

10. Об утверждении Порядка установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам органов внутренних дел РФ: приказ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МВД России от 19 декабря 2011 г. № 1258 // Текущий архив ГУ МВД России по Свердловской области. -Екатеринбург, 2014.

11. Об утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел РФ, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы, и размеров надбавки по этим должностям: приказ МВД России от 19 декабря 2011 г. № 1259 // Текущий архив ГУ МВД России по Свердловской области. - Екатеринбург, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.