УДК 34.096
О ВЛИЯНИИ ЗАКОННОСТИ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Елена Г. Чернова а @ ш
а Кемеровский государственный университет, 650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6 @ [email protected] ю https://orcid.org/0000-0001-8992-8398
Поступила в редакцию 03.05.2018. Принята к печати 31.08.2018.
Ключевые слова:
гражданско-правовая ответственность, сотрудник полиции, правовое положение, позитивная юридическая ответственность
Аннотация: В условиях реформирования правоохранительных органов и реализации нового законодательства в сфере внутренних дел требуется исследование соотношения юридической ответственности, законности и правового статуса должностных лиц органов внутренних дел. Рассматривая юридическую ответственность сотрудника органов внутренних дел как важнейший элемент его правового статуса, обусловленного спецификой службы, особым характером служебных отношений и выполняемых задач и функций, мы выделяем некоторые особенности привлечения данных должностных лиц к различным видам ответственности. Делается вывод о том, что активная реализация законодательного права на предъявление Министерством внутренних дел России регрессных исков к виновным сотрудникам приводит к их бездействию, нежеланию выполнять служебные обязанности и продолжать службу в органах внутренних дел. Обращается внимание, что значительное влияние на формирование правового статуса сотрудника органов внутренних дел и предупредительное воздействие на его ответственность оказывает законность, которая определяет правомерность его индивидуального поведения. На основе проведенного исследования мы предлагаем собственное определение правового статуса сотрудника органов внутренних дел.
Для цитирования: Чернова Е. Г. О влиянии законности и юридической ответственности на формирование правового статуса должностных лиц органов внутренних дел // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 4. С. 104-109.
Введение
Вопросы правового статуса имеют важное значение для общетеоретических и отраслевых юридических наук, что обусловлено происходящими процессами демократизации и гуманизации современного государства [1]. Ученые рассматривают правовой статус как одну из особых категорий, напрямую связанных со структурой общества, уровнем демократии и состоянием законности [2, с. 91].
В литературе понятие правового статуса нередко отождествляется с правовым положением [3] либо разграничивается от него [4, с. 113; 5, с. 8; 6]. Н. В. Витрук рассматривает правовое положение как широкую категорию, включающую в качестве элементов юридические права, обязанности и законные интересы личности, которые образуют в единстве ее правовой статус. Необходимыми предпосылками правового статуса личности выступают также гражданство, правосубъектность и юридические гарантии, т. е. ядром правового положения личности является правовой статус [7, с. 8].
Мы согласны с данным мнением, но поскольку статус и есть положение, данные понятия должны использоваться как взаимозаменяемые. Примером могут служить и нормативные правовые акты, в которых понятия правовой статус и правовое положение используются обычно как синонимы. Например, гл. 3 ФЗ от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» называется «Правовое положение (статус) сотрудника органов внутренних дел».
Анализ правового статуса должностных лиц органов внутренних дел
Проводимое в России реформирование правоохранительных органов, формирование и реализация нового законодательства в сфере внутренних дел свидетельствуют о необходимости изучения взаимосвязи юридической ответственности, законности и правового статуса сотрудника органов внутренних дел.
На корреляцию ответственности и правового статуса указывали многие авторы. По мнению Н. И. Мату-зова, прочность и стабильность правового статуса граждан достигается закреплением необходимых прав и свобод, конкретных юридических обязанностей и ответственности. В отсутствие этих категорий правовое положение любого человека представляется юридически нестабильным [8, с. 66]. В. А. Кучинский предлагает включить в качестве элемента структуры юридического статуса юридическую ответственность [4, с. 115]. Противоположную точку зрения высказывает Е. А. Лукашева, которая считает, что юридическая ответственность вторична (является производной от обязанностей), а потому включению в структуру правового статуса не подлежит [9, с. 30]. По мнению Б. Б. Тиша-ева, правовой статус в широком смысле состоит из основания (норма права, правосубъектность, гражданство), содержания (права, обязанности и юридическая ответственность) и формы реализации (правоотношения) [1].
Применительно к сотрудникам органов внутренних дел (полиции) ст. 15 ФЗ от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» и ст. 33 ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», регламентирующие ответственность сотрудников, входят соответственно в главы «Правовое положение (статус) сотрудника органов внутренних дел», «Правовое положение сотрудника полиции», что свидетельствует о важном значении ответственности как элементе структуры правового статуса данной категории должностных лиц.
Оценка правового статуса сотрудника органов внутренних дел невозможна без понимания его как государственного служащего. В науке сложились различные подходы к правовому статусу государственных служащих. По мнению Ю. Н. Старилова, он составляет центральный компонент правового института государственной службы, все остальные составляющие направлены на ее «обслуживание» [10, с. 319]. Большинство ученых рассматривают правовой статус государственного служащего как совокупность закрепленных законодательством обязанностей и прав (ограничений и запретов, связанных с государственной службой, мер поощрения и ответственности, гарантий) [11; 12, с. 62; 13, с. 27; 14, с. 113; 15], которыми он обладает в связи с осуществлением служебной деятельности [16, с. 37].
Схожим образом в научной литературе определяются и элементы правового статуса сотрудника органов внутренних дел. В гл. 3 ФЗ от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» и гл. 6 ФЗ от 07.11.2011 3 -ФЗ «О полиции» установлены следующие компоненты правового статуса сотрудников органов внутрен-
них дел (полиции): права, обязанности, ограничения, запреты и требования к служебному поведению, ответственность, гарантии правовой защиты. К атрибутам правового статуса относятся форменная одежда, служебное удостоверение, специальный жетон с личным номером и др. [17, с. 5].
Многие исследователи отмечают, что специфика правового статуса сотрудника органов внутренних дел наряду с правами и обязанностями требует введения в него других составляющих [18, с. 600]. Так, запреты, гарантии и ответственность в большей степени отражают специфический характер их служебной деятельности [12; 17; 19, с. 115; 20, с. 22].
Обобщая вышеуказанные мнения и исходя из нормативного закрепления правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел (полиции), мы полагаем, что этот статус включает в себя совокупность прав, обязанностей, которые реализуются в ответственности (в ее позитивном и негативном аспектах) как составляющей правового статуса. Правовой статус сотрудника органов внутренних дел представляет собой юридически закрепленное его положение в обществе, характеризует его взаимоотношения с государством [17, с. 2].
Статус сотрудника возникает при приеме на службу с момента нормативной фиксации служебных отношений гражданина и органа внутренних дел в форме заключения контракта и издания приказа о назначении на должность. Именно с этого момента гражданин становится сотрудником, у него появляются права представителя государственной власти, необходимость выполнения служебных обязанностей, что напрямую закреплено ч. 1 ст. 30 ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», а также возможность применения к нему юридической ответственности.
В этой связи заслуживает внимания точка зрения В. В. Митрохина о сложной конструкции административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел как федерального государственного служащего [18, с. 599]. По мнению А. К. Дубровина, наделение сотрудников органов внутренних дел специальными правами и обязанностями, перечень которых определен спецификой деятельности органов внутренних дел, позволяет утверждать о наличии специального правового статуса [12, с. 62].
Данная позиция подтверждается неоднократными разъяснениями Конституционного Суда РФ, относящими службу в органах внутренних дел к особому виду федеральной государственной службы, реализующей публичные интересы и предопределяющей наличие у сотрудников специального правового статуса, устанавливая для них определенные ограничения по реализации гражданских прав и свобод, а также особые обязанности, обусловленные задачами,
принципами организации и функционирования органов внутренних дел1.
Таким образом, сотрудник органов внутренних дел наделен особым государственно-правовым статусом, что обязывает его разграничивать в процессе выполнения возложенных на него служебных обязанностей личный и государственный интересы [21, с. 78].
Значительное влияние на формирование правового статуса сотрудника органов внутренних дел и предупредительное воздействие на его ответственность оказывает законность, которая определяет правомерность его индивидуального поведения и законности как социального явления. Представляется оправданным законодательное закрепление законности как принципа деятельности полиции (ст. 6 ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»), поскольку сотрудники органов внутренних дел обеспечивают защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, охрану общественного порядка и общественной безопасности.
Наиболее тесным образом законность связана с позитивной юридической ответственностью, направленной на реализацию правомерного поведения субъектами правоотношений, соблюдению ими закона и иных норм права, внутреннему согласию с ними, что в конечном итоге обеспечивает законность в обществе и государстве, способствует укреплению правопорядка, охране прав и законных интересов личности [22, с. 71]. По нашему мнению, в правовом статусе сотрудника органов внутренних дел определяющая роль принадлежит позитивной юридической ответственности, которая определяет законность его поведения.
В случае нарушения сотрудниками законности наступает негативная (ретроспективная) ответственность. Так, сотрудники органов внутренних дел привлекаются к юридической ответственности, установленной для граждан РФ, на общих основаниях, но с учетом особенностей своего правового статуса, отличного от правового положения работников, государственных служащих и военнослужащих, что свидетельствует об их повышенной ответственности [23, с. 75].
Как и другие государственные служащие, сотрудники органов внутренних дел несут уголовную, административную, гражданско-правовую, материальную и дисциплинарную ответственность. Однако они не несут ответственность в случае правомерного применения мер принуждения. Вместе с тем отягчает уголовное наказание совершение умышленного преступления сотрудником органов внутренних дел (п. «о» ч. 1 ст. 63 УК РФ).
Анализ законодательства в сфере органов внутренних дел свидетельствует, что за ущерб, причиненный не при исполнении служебных обязанностей, сотрудники несут ответственность по правилам гражданского законодательства [24]. Однако, если вред причинен сотрудником органов внутренних дел в связи с выполнением служебных обязанностей, то возмещает его государство, которое потом вправе взыскать с виновного полностью или частично денежную сумму, выплаченную потерпевшему [22, с. 115].
Согласно ч. 5 ст. 15 ФЗ от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», ч. 3 ст. 33 ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» вред, причиненный противоправными действиями (бездействием) сотрудника при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном ст. 1069, 1070 Гражданского кодекса РФ. В случае возмещения Российской Федерацией такого вреда орган внутренних дел имеет право обратного требования (регресса) к сотруднику в полном размере.
По данным МВД России в 2017 г. к органам, организациям и подразделениям системы МВД России предъявлено 10307 исков об оспаривании действий (бездействия) органов внутренних дел на сумму более 36,5 млрд руб., из них удовлетворено судом 3818 исков на сумму 161 млн руб. К органам внутренних дел Кемеровской области в 2017 г. предъявлено 167 таких исков на сумму 57 млн 825 тыс. руб., удовлетворено 55 исков на сумму 1,818 млн руб.
По мере направления Министерством финансов РФ платежных поручений о выплате гражданам взысканных судом сумм органами внутренних дел осуществляется предъявление регрессных исков к виновным должностным лицам. В 2017 г. только в Кемеровской области судами рассмотрено 7 исков на сумму 396 тыс. руб. 12 сотрудников произвели оплату на 295 тыс. руб. в досудебном порядке.
Несмотря на то, что предусмотренная законодателем норма о возможности предъявления регрессных исков к сотрудникам непосредственно органами внутренних дел (от имени Российской Федерации) направлена, прежде всего, на наиболее эффективное использование принципа неотвратимости наказания, на практике привлечение сотрудников к гражданско-правовой ответственности приводит не к сокращению допускаемых ими незаконных действий (бездействий) по отношению к гражданам, а к бездействию, апатии, нежеланию выполнять служебные обязанности и продолжать службу в органах внутренних дел.
1 Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета РФ, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба). Утв. Президиумом ВС РФ 15.11.2017.
При этом возникает ситуация, когда на сотрудника налагается двойное наказание: привлечение к дисциплинарной ответственности за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в нарушении прав граждан, и в последствии несение гражданско-правовой ответственности по регрессным требованиям.
Заключение
Таким образом, юридическая ответственность сотрудника органов внутренних дел как важнейший элемент его правового статуса обусловлена спецификой службы, определяется особым характером служебных отношений (субординация, служебная
дисциплина) и выполняемых задач и функций. Значительное влияние на формирование правового статуса сотрудника органов внутренних дел и предупредительное воздействие на его ответственность оказывает законность, которая определяет правомерность его индивидуального поведения.
На основе вышеперечисленных особенностей предлагается следующее определение правового статуса сотрудников органов внутренних дел -совокупность прав, свобод и обязанностей, которые реализуются в ответственности (в ее позитивном и негативном аспектах), предупредительное воздействие на которую оказывает законность.
Литература
1. Тишаев Б. Б. К вопросу о понятии правового статуса индивида // История государства и права. 2008. № 16. С. 6-9.
2. Лукашева Е. А. Правовой статус человека и гражданина // Права человека / отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма-Инфра-М, 2000. С. 91-105.
3. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М.: Норма, 1997. 304 с.
4. Кучинский В. А. Личность, свобода, право. М.: Юрид. лит., 1978. 208 с.
5. Ромашов Р. А. Некоторые проблемные аспекты понимания правосубъектности индивидуального и коллективного лица // Правовой статус и правосубъектность лица: теория, история, компаративистика: материалы VIII Междунар. науч.-теор. конф. (Санкт-Петербург, 14-15 декабря 2007 г.) СПб., 2007. Ч. 1. С. 3-11.
6. Якимов А. Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы) // Государство и право. 2003. № 4. С. 5-10.
7. Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008. 448 с.
8. Матузов Н. И. Правовой статус личности: понятие и структура // Правопорядок и правовой статус личности в развитом социалистическом обществе в свете Конституции СССР 1977 года. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1980. С. 58-67.
9. Общая теория прав человека / рук. авт. кол. и отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: Норма, 1996. 509 с.
10. Старилов Ю. Н. Служебное право. М.: БЕК, 1996. 698 с.
11. Василенко А. И. Права государственных служащих как основа их правового статуса по российскому законодательству // Юридический мир. 2009. № 1. С. 32-36.
12. Дубровин А. К. Правовой статус сотрудника полиции: теоретико-правовой аспект // Российская юстиция. 2011. № 12. С. 61-63.
13. Козбаненко В. А. Правовое обеспечение статуса государственных гражданских служащих (теоретико-административные аспекты): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. 50 с.
14. Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. 287 с.
15. Сурманидзе И. Н. Аспекты административно-правового статуса государственных гражданских служащих // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2008. № 3. С. 2-5.
16. Новоселова Н. В. Обязанности и права государственного служащего: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001. 197 с.
17. Булавин С. П., Черников В. В. Правовой статус сотрудника полиции // Административное право и процесс. 2011. № 9. С. 2-11.
18. Митрохин В. В. Административно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел как федерального государственного служащего и проблемы его реализации // Административное и муниципальное право. 2015. № 6. С. 594-602.
19. Абызова Е. Р. Правовой статус сотрудника органов внутренних дел (общетеоретические аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 212 с.
20. Охотский Е. В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации // Государство и право. 2003. № 9. С. 17-26.
21. Казаченкова О. В. Конфликт интересов на государственной гражданской службе // Журнал российского права. 2006. № 3. С. 78-83.
22. Чернова Е. Г. Законность и юридическая ответственность: соотношение понятий: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. 219 с.
23. Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел / под ред. В. В. Лазарева, В. С. Афанасьева, Н. Л. Гранат. М.: Юрист, 1993. 157 с.
24. Бутылин В. Н. Юридическая ответственность сотрудников органов внутренних дел как средство обеспечения прав человека в их деятельности // Проблемы обеспечения прав человека в деятельности органов внутренних дел по материалам московского (1991 г.) совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ: материалы науч.-практ. конф. М.: Академия МВД РФ, 1994. С. 75-76.
THE INFLUENCE OF LEGALITY AND LEGAL RESPONSIBILITY ON THE FORMATION OF THE LEGAL STATUS OF OFFICIALS OF INTERNAL AFFAIRS
Elena G. Chernova a @ w
aKemerovo State University, 6, Krasnaya St., Kemerovo, Russia, 650000 @ [email protected] 'D https://orcid.org/0000-0001-8992-8398
Received 03.05.2018. Accepted 31.08.2018.
Keywords: civil liability, police officer, legal status, positive legal responsibility
Abstract: The paper features the conditions for the reforming of law enforcement bodies and implementation of the new legislation in the sphere of Internal Affairs. The reforms need a correlation of legal responsibility, legality, and legal status of officials of Internal Affairs. The authors examine the legal liability of Internal Affairs officials as a key element of their legal status, work specifics, and the special nature of official relationships. The author identifies some features of bringing these officials to the various types of liability and concludes that the active implementation of the legislative right to bring recourse actions against Ministry employees leads to their inaction and unwillingness to perform official duties and continue serving in the Internal Affairs. The legitimacy determines the legality of the individual behavior of the officials. It has a significant influence on the formation of the legal status of an employee of the Internal Affairs and exerts a preventive effect on their responsibility. The author offers her own definition of the legal status of the employee of the Internal Affairs.
For citation: Chernova E. G. O vliianii zakonnosti i iuridicheskoi otvetstvennosti na formirovanie pravovogo statusa dolzhnostnykh lits organov vnutrennikh del [The Influence of Legality and Legal Responsibility on the Formation of the Legal Status of Officials of Internal Affairs]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 4 (2018): 104-109.
References
1. Tishaev B. B. K voprosu o poniatii pravovogo statusa individa [On the concept of the legal status of the individual]. Istoriia gosudarstva i prava = History of State and Law, no. 16 (2008): 6-9.
2. Lukasheva E. A. Pravovoi status cheloveka i grazhdanina [The legal status of a person and a citizen]. Prava cheloveka [Human Rights]. Ed. Lukasheva E. A. Moscow: Norma-Infra-M, 2000, 91-105.
3. Voevodin L. D. Iuridicheskii statuslichnosti vRossii [The legal status of the individual in Russia]. Moscow: Norma, 1997, 304.
4. Kuchinskii V. A. Lichnost', svoboda, pravo [Personality, freedom, right]. Moscow: Iurid. lit., 1978, 208.
5. Romashov R. A. Nekotorye problemnye aspekty ponimaniia pravosub"ektnosti individual'nogo i kollektivnogo litsa [Some problematic aspects of understanding the legal personality of an individual and collective person]. Pravovoi status i pravosub"ektnost' litsa: teoriia, istoriia, komparativistika: Materialy VIII Mezhdunar. nauchn.-teor. konf. (Sankt-Peterburg, 14-15 dekabria 2007 g.) [Legal status and legal personality of a person: theory, history, comparative studies: Proc. VIII Intern. Sci.-theoretic. Conf. (Saint-Petersburg, December 14-15, 2007)]. Saint-Petersburg, part 1 (2007): 3-11.
6. Yakimov A. Yu. Statussub"ektaprava (teoreticheskie voprosy) [The status of the subject of law (theoretical questions)]. Gosudarstvo i pravo = State and law, no. 4 (2003): 5-10.
7. Vitruk N. V. Obshchaia teoriia pravovogo polozheniia lichnosti [General theory of the legal status of a person]. Moscow: Norma, 2008, 448.
8. Matuzov N. I. Pravovoi status lichnosti: poniatie i struktura [The legal status of the individual: the concept and structure]. Pravoporiadok i pravovoi status lichnosti v razvitom sotsialisticheskom obshchestve v svete Konstitutsii SSSR 1977goda [Law and order and the legal status of the individual in a developed socialist society in the light of the 1977 USSR Constitution]. Saratov: Izd-vo Saratovskogo un-ta, 1980, 58-67.
9. Obshchaia teoriiaprav cheloveka [General theory of human rights]. Ed. Lukasheva E. A. Moscow: Norma, 1996, 509.
10. Starilov Iu. N. Sluzhebnoepravo [Service law]. Moscow: BEK, 1996, 698.
11. Vasilenko A. I. Prava gosudarstvennykh sluzhashchikh kak osnova ikh pravovogo statusa po rossiiskomu zakonodatel'stvu [The rights of civil servants as the basis of their legal status under Russian law]. Iuridicheskii mir = Juridical World, no. 1 (2009): 32-36.
12. Dubrovin A. K. Pravovoi status sotrudnika politsii: teoretiko-pravovoi aspekt [The legal status of a police officer: the theoretical and legal aspect]. Rossiiskaia iustitsiia = Russian Justitia, no. 12 (2011): 61-63.
13. Kozbanenko V. A. Pravovoe obespechenie statusa gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh (teoretiko-administrativnye aspekty). Avtoref. diss. doktora iurid. nauk [Legal support of the status of civil servants (theoretical and administrative aspects). Dr. Jurispr. Sci. Diss. Abstr.]. Moscow, 2003, 50.
14. Ovsianko D. M. GosudarstvennaiasluzhbaRossiiskoiFederatsii [State Service of the Russian Federation]. 2nd ed. Moscow: Iurist", 2003, 287.
15. Surmanidze I. N. Aspekty administrativno-pravovogo statusa gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh [Aspects of the administrative and legal status of civil servants]. Munitsipal'naia sluzhba: pravovye voprosy = Municipal Service: Legal Issues, no. 3 (2008): 2-5.
16. Novoselova N. V. Obiazannosti i prava gosudarstvennogo sluzhashchego. Diss. kand. iurid. nauk [Duties and rights of a public servant. Cand. Jurispr. Sci. Diss.]. Ekaterinburg, 2001, 197.
17. Bulavin S. P., Chernikov V. V. Pravovoi status sotrudnika politsii [The legal status of a police officer]. Administrativnoe pravo i protsess = Administrative Law and Procedure, no. 9 (2011): 2-10.
18. Mitrokhin V. V. Administrativno-pravovoi status sotrudnika organov vnutrennikh del kak federal'nogo gosudarstvennogo sluzhashchego i problemy ego realizatsii [Administrative and legal status of an employee of internal affairs bodies as a federal civil servant and problems of its implementation]. Administrativnoe i municipal'noe pravo = Administrative and municipal law, no. 6 (2015): 594-602.
19. Abyzova E. R. Pravovoi status sotrudnika organov vnutrennikh del (obshcheteoreticheskie aspekty). Diss. kand. iurid. nauk [The legal status of an employee of the internal affairs bodies (general theoretical aspects). Cand. Jurispr. Sci. Diss.]. Moscow, 2006, 212.
20. Okhotskij E. V. Pravovoi status gosudarstvennogo sluzhashchego Rossiiskoi Federatsii [Legal status of state employee of the Russian Federation]. Gosudarstvo i pravo = State and law, no. 9 (2003): 17-26.
21. Kazachenkova O. V. Konflikt interesov na gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhbe [Conflict of interests in the civil service]. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, no. 3 (2006): 78-83.
22. Chernova E. G. Zakonnost' i iuridicheskaia otvetstvennost': sootnoshenie poniatii. Diss. kand. iurid. nauk [Legality and legal responsibility: the correlation of concepts. Cand. Jurispr. Sci. Diss.]. Moscow, 2014, 219.
23. Obespechenie zakonnosti v deiatel'nosti organov vnutrennikh del [Ensuring legality in the activities of internal affairs bodies]. Ed. Lazarev V. V., Afanas'ev V. S., Granat N. L. Moscow: Iurist, 1993, 157.
24. Butylin V. N. Iuridicheskaia otvetstvennost' sotrudnikov organov vnutrennikh del kak sredstvo obespecheniia prav cheloveka v ikh deiatel'nosti [Legal responsibility of law enforcement officers as a means of ensuring human rights in their activities]. Problemy obespecheniia prav cheloveka v deiatel'nosti organov vnutrennikh del po materialam moskovskogo (1991) soveshchaniia konferentsii po chelovecheskomu izmereniiu SBSE: Materialy nauch.-prakt. konf. [Problems of ensuring human rights in the activities of law enforcement agencies based on materials from the Moscow (1991) CSCE Human Dimension Meeting: Proc. Sci.-Prac. Conf.]. Moscow: Akademiia MVD RF, 1994, 75-76.