Научная статья на тему 'Юбилейный выпуск журнала: к 25-летию Московской акмеологической научной школы'

Юбилейный выпуск журнала: к 25-летию Московской акмеологической научной школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Деркач Анатолий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юбилейный выпуск журнала: к 25-летию Московской акмеологической научной школы»

Колонка главного редактора / Column Editor in Chief

ЮБИЛЕЙНЫЙ ВЫПУСК ЖУРНАЛА: К 25-ЛЕТИЮ МОСКОВСКОЙ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

JUBILEE ISSUE OF THE SCIENTIFIC JOURNAL: TO THE 25 ANNIVERSARY OF THE MOSCOW ACMEOLOGICAL SCIENCE SCHOOL

C15 мая по 15 июня 2015 г. на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации состоялась X Юбилейная международная научная конференция «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека».

Проведение юбилейной конференции было приурочено к 25-летию Московской научной акмеологической школы, в которой в начале 1990-х годов впервые была начата последовательная и систематическая разработка основ новой науки акмеологии (ее понятийного аппарата, теоретико-методологических основ, методического инструментария, прикладных направлений). Данная работа осуществляется до настоящего времени на нашей кафедре, а наука акмеология формируется и активно развивается в исследованиях школы как интегративная область научных знаний в системе наук о человеке, выявляющая закономерности, факторы и условия самореализации творческого потенциала человека на пути к высшим достижениям жизни и деятельности (профессиональной и непрофессиональной).

Обращаясь к истории развития Московской акмеологи-ческой научной школы, следует отметить, что в рамках ее исследований был определен в контексте современного науковедения предмет акмеологии, подчеркнута ее гуманистическая направленность, рассмотрены место и роль акмеологии в системе наук. Описаны общие (системный, личностный, субъектный, деятельностный) и конкретные (инвариантности, оптимальности, целесообразности, конгруэнтности) методологические принципы акмеологии.

Впервые введены научные парадигмы: прогрессивного восходящего развития личности, соразмерности социальных и жизненных изменений личностным свойствам человека, самоуправления и самореализации личности для достижения соразмерности свои качеств сверхсложному социуму, рассмотрения развивающейся личности вне заданных жестких идеологических установок.

Сегодня углублённо и детально отрабатывается категориальный аппарат новой науки акмеологии. Описан феномен «акме» как многомерного состояния человека, охватывающего определенный прогрессивный период его развития, который связан с большими профессиональными и личностными изменениями. Разработан понятий аппарат науки, включающий понятия «акмеологические принципы и закономерности», «акмеологические инварианты развития», «акмеологическое пространство», «акмеограмма» и др. Понятийный аппарат акмеологии отражён в трудах кафедры.

В наших исследованиях заложены основы экспериментальной акмеологии. Этому способствовала разработка и апробация в цикле работ содержания стратегий акмеоло-гического исследования, а также комплекса оригинальных методов и методик. К ним относятся лонгитюдный метод в сочетании с биографическим, составление акмеологиче-ского описания, сравнительный анализ высокопродуктивной и малопродуктивной профессиональной деятельности, сопоставление профессиограммы, психограммы и акмеограммы и др. Этот уникальный методический инструментарий используется и при построении акмеологически обоснованной психодиагностики.

Успешно апробирован широкий спектр разработанных нами и последователями Московской акмеологической на-

учной школы технологий акмеологического воздействия, направленных на придание профессиональной деятельности и субъекту труда принципиально новых состояний и качеств: технологии акмеологического консультирования, технологии игромоделирования профессиональной деятельности, информационные технологии и приемы дистанционного обучения, рефлексивно-гуманистические технологии сотворчества и технологии развития рефлексивной культуры и самосознания, технологии автоматизированного интенсивного обучения, технологии продуктивной саморегуляции психической устойчивости кадров, технологии рекламного воздействия и др. Предложен ряд акмеологических технологий, адресованных самому человеку для помощи в осуществлении им самопознания, саморазвития, самореализации, самосбережения, самовосстановления после стрессов и т.д. Развивающие технологии описаны в цикле психолого-акмеологических практикумов.

Разработка теоретических основ и экспериментальных подходов в акмеологии дала нам возможность обратиться к проблеме психолого-акмеологического обеспечения профессиональной деятельности и профессионального обучения кадров. Построена акмеологическая концепция развития профессионала. Разработаны понятия профессионализма деятельности и личности. Акмеологический анализ профессиональной деятельности, построение профессиограмм и акмеограмм как моделей индивидуального профессионального развития стал основанием для нового осмысления понятий продуктивности (высокой, средней и малой) профессиональной деятельности в разных сферах социальной практики (управление, образование, вооруженные силы, здравоохранение и др.), в том числе в особых и экстремальных условиях труда. Соотнесены феномены продуктивности, эффективности, оптимальности профессиональной деятельности, ошибок и затруднений в ней. Акмеологические исследования позволяют приблизиться к решению практических задач подготовки и расстановки кадров, эффективного стиля управленческой деятельности, формирования управленческой команды и др.

В контексте Московской акмеологической научной школы сложились и успешно разрабатываются ряд мощных направлений прикладной акмеологии - управленческая акмеология, военная акмеология, педагогическая акмеология, а также политическая, юридическая, медицинская, спортивная акмеология. В этих разделах акмеологии изучаются специфические особенности профессионального становления, обучения и профессиональной деятельности кадров управления, образования, военных кадров, кадров государственной службы, налоговой и таможенной служб, а также выявляются акмеологические параметры личностно-профессионального развития и акме-ологической культуры соответствующих специалистов. На этой основе разработаны основы психолого-акмеологической службы федерального и регионального управления, психоло-го-акмеологической поддержки профессионального развития государственных служащих, работников образования, а также акмеологической службы в органах военного управления. Исследования в рамках прикладных направлений акмеоло-гии свидетельствуют о больших перспективах акмеологии как практико-ориентированной науки, могущей участвовать в решении ключевых вопросов социальной практики - повышении производительности труда за счет возрастания профессионализма кадров, адаптации работников к быстро меняющимся условиям труда, оптимизации процессов социализации и профессионализации кадров в современных условиях.

Существенный вклад вносят исследования Московской ак-меологической научной школы в психологию развития. В контексте акмеологических исследований осуществляется анализ малоизученной проблемы поступательного прогрессивного развития как движения человека к зрелости, как движения «по восходящей», выявляется своеобразие психического развития

человека на пути к вершинам профессионализма деятельности и личности.

Исследования профессионального и личностного развития человека на этапе зрелости преодолевают дефицит комплексного изучения психики взрослого человека и в особой степени необходимы для обоснования психологической помощи и поддержки людям «работающего возраста» в условиях социальной нестабильности.

Продолжая научные традиции санкт-петербургской научной школы Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Н.В. Кузьминой наши исследования вносит существенный вклад в дальнейшую разработку идеи комплексного изучения человека в единстве его характеристик как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности, выявляя своеобразие процессов неравномерности, цикличности в ходе становления профессионала.

Тем самым, начатое в Санкт-петербургской психологической школе исследование соотношения индивидных, личностных, субъектно-деятельностных характеристик получает в наших работах новое освещение, ибо рассматривается под углом зрения достижения человеком вершин в его профессиональном и личностном развитии.

Психическое развитие в онтогенезе рассматривается нами в контексте жизненного пути и целостного личностно-про-фессионального развития взрослого человека, при этом всесторонне обосновывается понятие субъектогенеза развития. Личностно-профессиональное развитие изучается как открытая самоуправляющаяся система. В этой связи выявлены и изучены виды психологической и профессиональной компетентности личности (социально-перцептивная, коммуникативная, аутопсихологическая и др.) как показатели и ступени профессионального развития.

Изучается своеобразие развития личности и профессионала в современных сложных, противоречивых, быстро меняющихся социальных условиях, требующее рассмотрения глобальной проблемы поиска соразмерности социальных изменений личностным свойствам человека.

В исследованиях нашей школы получает дальнейшее продуктивное подтверждение идея Б.Г. Ананьева о двухфазном характере психического развития в онтогенезе. Комплексное использование лонгитюдного и биографического методов позволило получить новые эмпирические данные о прогрессе общих психических функций и их дальнейшей специализации в ходе профессионального развития. На материале прослеживания жизненного пути учащихся с разным уровнем учебной успешности (школьных отличников и троечников) показаны тенденции влияния типов личности, учащихся на их дальнейшее профессиональное становление и на профессиональную деятельность.

Проводимые нами на стыке акмеологии и психологии развития исследования обогащают новыми эмпирическими данными представления об источниках и детерминантах психического развития, о противоречиях и кризисах в ходе индивидуального развития. Новое освещение получают фундаментальные вопросы психического развития в раннем и позднем онтогенезе: роль задатков и темперамента в становлении общих и профессиональных способностей, профессионального здоровья и профессионального долголетия, специфика возрастных психических новообразований на отдельных этапах профессионального развития, влияние социальных и автоматизированных систем на развитие личности на этапах зрелости.

В целом, акмеологический подход имеет большие эвристические возможности для рассмотрения ряда ключевых проблем психологии развития: состояния процессов дифференциации и интеграции личности, неравномерности и сенситивности на этапе зрелости человека, соотношения деятельностных и личностных детерминант в развитии взрослого человека, роли противоречий и кризисов в ходе профессионального и социального становления взрослого человека, индивидуальной ресурсности психического развития субъектов труда, путей достижения гармонизации психического развития на различных этапах зрелости и т.д.

Особый, «восходящий к идеалу», ценностный характер психического развития в зрелости определяет специфические закономерности и детерминанты этого возраста. В эмпирических исследованиях сотрудников кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельностипоказаны воз-

можности изучения индивидуального характера развития, отражаемого в акмеограммах, неисчерпаемости и многовер-шинности развития в зрелом возрасте, путей использования скрытых и нереализованных возможностей организма, способов гармонизации развития человека с воздействующими на него социальными и техническими системами (за счет согласования этих систем с закономерностями становления человека как субъекта деятельности и личности). Изучение акмеологией восходящего прогрессивного характера психического развития на этапах зрелости определяет опережающую, конструктивную направленность в соотношении акмеологии со смежными психологическими дисциплинами.

В наших исследованиях обоснован профессиогенетиче-ский подход к изучению развития взрослого человека, рассмотрены вехи его становления на основе развертывания человекоцентрического, гуманистического, акмеологического анализа при рассмотрении человека как субъекта профессионального и жизненного пути, как специалиста, как личности. Выявлена специфическая роль акме-мотивации и акме-спо-собностей в психическом развитии взрослого человека.

Особую значимость имеют исследования в области профессионального развития кадров системы образования. Нами разработаны критерии профессионализма педагогов и руководителей в системе образования, программы развития профессионально важных качеств и профессионального самосознания педагогических кадров.

Наконец, следует отметить, что акмеологический подход, акмеологические методы и технологии, новые данные о своеобразии психического развития взрослого человека на этапе зрелости находят все более широкое применение в практике подготовки кадров высшей квалификации, разработке индивидуальных программ личностно-профессио-нального развития, в планировании и воплощении профессиональной карьеры.

Это находит также отражение в новейших технологиях развивающих и коррекционных тренингов и практикумов, программах повышения квалификации, программах психологического сопровождения, направленных на оптимизацию личного и профессионального развития человека на этапах его зрелости.

В предлагаемом выпуске журнала «Акмеология» в многочисленных статьях и тезисах участников юбилейной конференции, а также сотрудников и учащихся нашей кафедры, представлены результаты успешного приложения перечисленных концептуальных и практико-технологических подходов Московской акмеологической научной школы в реальной практике управления и образования.

Юбилейный форум был организован в альтернативном форматах «большой» и «малой» конференций, а также «круглого стола». Работа «большой» (заочной) X Юбилейной международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» была построена в рамках единого направления «Акмеология: развитие созидательной деятельности субъекта управления и образования» (рабочие секции «большой» конференции: развитие духовности личности; смыслообразующие факторы профессиональной самореализации человека; развитие концепции я и самости субъекта управления и образования; развитие группы и социума в профессиональной деятельности; развитие и формирование личности в профессиональном образовании и воспитании; личностно-профессиональное развитие человека в средовых взаимодействиях; «безопасное» развитие личности специалиста и безопасность его практической деятельности; психодиагностика профессионализма в акмеологии, психологии, педагогике; психолого-правовое поле профессиональной деятельности личности). «Большая» конференция («взрослая») прошла в заочном режиме с 15 мая по 15 июня 2015 г. К участию в «большой» конференции были приглашены учёные и практики, преподаватели, докторанты, аспиранты и соискатели.

Работа «малой» (очной) X Юбилейной международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» была построена в рамках единого направления: «Акмеология: на стыке гуманитарных и естественных наук». «Малая» конференция («молодёжная») прошла в очном режиме. Заседание состоялось 19 мая 2015 г. в Москве в Зале ученого совета РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. К участию в «малой» конферен-

ции были приглашены студенты магистратуры, бакалавриата и специалитета, аспиранты и соискатели, молодые преподаватели и исследователи.

Работа «круглого стола» в рамках X Юбилейной международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» была построена в рамках единого направления: «Человек как предмет междисциплинарного исследования: проблема субъекта в науке». «Круглый стол» прошел в очном режиме. Заседание состоялась в Санкт-Петербурге в Научном центре развития личности «Акме» 21 мая 2015 г. К участию в работе «круглого стола» были приглашены учёные и практики, преподаватели, докторанты, аспиранты и соискатели.

Следует отметить международный состав организационного комитета юбилейной конференции, в который вошли известные российские и зарубежные исследователи: профессор Гагарин Александр Валерьевич (заместитель председателя, Москва, Россия); доктор медицины, профессор Жан Беккио (Париж, Франция); доктор педагогики, профессор Максимен-ко Сергей Дмитриевич (Киев, Украина); доктор психологии, профессор Марк Лейкин (Тель-Авив, Израиль); доктор педагогики, профессор Такеда Масанао (Хакай-Такуэн, Япония); профессора из Москвы Соловьёва Наталья Викторовна, Агапов Валерий Сергеевич, Асеев Владимир Георгиевич, Москаленко Ольга Валентиновна, Раскова Людмила Федоровна.

В работе программного комитета приняли участие известные учёные и практики в разных сферах гуманитарных наук, профессора Абульханова Ксения Александровна (председатель программного комитета, Москва), Рубцов Виталий Владимирович (Москва), Зинченко Юрий Петрович (Москва), Манушин Эдуард Анатольевич (Москва), Купцов Владимир Иванович (Москва), Андреев Валентин Иванович (Казань), Кузьмина Нина Васильевна (Санк-Петербург), Лаптев Леонид Григорьевич (Москва), Глазачев Станислав Николаевич (Москва), Иващенко Александр Васильевич (Москва); про-

фессора кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности, специалисты в различных направлениях акмеологической науки и практики: Анисимов Олег Сергеевич, Анисимов Сергей Алексеевич, Зазыкин Владимир Георгиевич, Кириченко Александр Викторович, Князев Алексадр Михайлович, Марков Василий Николаевич, Селезнева Елена Владимировна, Степнова Людмила Анатольевна, Федоркина Алла Павловна (Москва, Россия).

Отрадно, что в конференции участвовало более 200 чел. из России, Украины, Белоруссии, Казахстана. В работе популярного научного форума приняли активное участие молодые исследователи в области акмеологии, психологии, педагогики - студенты, магистранты, аспиранты, докторанты. Искренне благодарю от себя лично, а также от каждого члена Международного оргкомитета и редакционного коллегии журнала «Акмеология» всех участников юбилейной конференции за проявленный интерес к данному научному мероприятию, за личный вклад в его проведение, а также в развитие акмеологи-ческого направления в междисциплинарных и интегративных исследованиях. Желаю всем участникам юбилейного форума дальнейшей плодотворной работы, полезного взаимодействия с коллегами, успехов и побед в индивидуальном и коллективном научном творчестве.

Как уже было отмечено ранее, в предлагаемом юбилейном выпуске журнала представлены материалы выступлений участников конференции в формате научных статей и тезисов, а также научные труды преподавателей нашей кафедры.

Деркач Анатолий Алексеевич

(главныйредактор журнала «Акмеология», председатель организационного комитета X Юбилейной международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека»)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.